Комнатные растения        24.05.2019   

Конспект занятия на тему: «Овощи» в старшей группе. Конспект образовательной деятельности на тему "Овощи". Старшая группа

«Жили –были овощи»

Конспект НОД в старшей группе с использованием современных образовательных технологий:

Здоровье-сберегающая технология: (динамическая пауза игра с движением; пальчиковая гимнастика); использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, на стульчиках, за столом)

Игровая технология: дидактические игры, упражнения.

Исследовательская технология: наблюдения; элементарный опыт, моделирование, экспериментирование.

Социально-коммуникативное развитие:

    Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.

    Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.

Речевое развитие:

1. Закрепить название овощей.

2. Упражнять в составлении описательного рассказа об овощах по предложенному плану, схеме: Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?

3. Развивать тактильную память; зрительное внимание.

Познавательное развитие:

1. Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Закреплять знания об овощах и их пользе для человека.

Предварительная работа.

Разучивание пальчиковой гимнастики по стихотворению Юлиана Тувима «Овощи», рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Дегустация овощей. Разукрашивание контуров овощей. Просмотр мультфильма «Ослик-огородник», Чтение рассказа Н. Подлесовой “Трусливый огурчик”. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Материал:

1. Музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»

2. Натуральные овощи для игры в «Чудесный мешочек»

3. Литература об овощах: стихи, загадки.

4. Тарелочки с нарезанными кусочками овощей.

5. Картинки и фотографии овощей.

6.Дидактическая игра «Собери картинку» «Собираем урожай»

7. Пластилин. Дощечка для пластилина, стеки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь». Дети становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём конверты с заданием.

Ребята, посмотрите, здесь на грядке какие-то письма. (Воспитатель берёт один из конвертов). В нем задание. Надо из частей собрать целое. Игра «Собери картинку» (Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)

Как можно это назвать одним словом, то что вы собрали?

Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие овощи вы еще знаете?

Где растут овощи?

Основная часть.

Дети с ковра пересаживаются на стульчики.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д.)

Ребята, смотрите волшебный мешочек. Давайте посмотрим что в нём. Будем на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано и класть на стол.

Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. По возможности объясняют, как догадались).

Составление рассказа об овощах.

Сейчас каждый из вас возьмёт понравившийся овощ и расскажет о нём. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить? (Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)

Предполагаемые овощи: морковь, лук, свекла, помидор, огурец, горох, кабачок.

А сейчас мы поиграем в очень вкусную игру. Дегустация овощей.

Игра «Угадай на вкус» Дети с закрытыми глазами узнают овощ на вкус.

А вы знаете чем полезны овощи?

Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (Шагают пальчиками по ногам.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по правой, левой ладони.)

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу.

ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (Попеременно прикрывают ладонью кулачок, то на правой, то на левой руке).)

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)

ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Круговое движение правой ладонью по животу).

Игра Доскажи словечко.

Ход игры:

Воспитатель читает текст, дети отгадывают.

Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)

А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).

Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).

Игра с движением “Ослик”.

(Дети встают в хоровод В кругу обруч зелёного цвета (огород), в обруче муляжи или натуральные овощи по количеству детей, игрушка-ослик)

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит,(дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо)

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.(останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают плечи)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква, (отводят левую (правую) руки в сторону):

Снизу - свежая трава, (приседают, вытягивая руки вперёд)

Сверху - сочная ботва. (поднимаются на носки, руки – вверх)

Давайте поможем Ослику собрать урожай. Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать.(Использование картотеки-загадок про овощи)

Дети отгадывают загадки, отгадавший ребёнок, берёт овощ и кладёт его в корзинку, проговаривая: “Я сорвал баклажан…Я выкопал картошку…”

Лепка овощей из пластилина.

- Асейчас мы сядем за столы, и каждый из вас вылепитлюбой из овощей. Не забудьте выбрать нужный цвет, чтобы каждый догадался у кого какой овощ. Оценка работ детьми. Вылепленные овощи складываем на блюдо.

Итог занятия.

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.

Заведующая МБДОУ №13 ________________________ ______________________

Расшифровка Подпись

Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Овощи». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Лексико грамматическое занятие по теме: «Овощи»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие»

Программные задачи:

Речевое развитие:

1. Закреплять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи».

2. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением

3. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы.

Познавательное развитие:

1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Продолжать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Физическое развитие:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать умение координировать речь с движениями.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород», овощи (помидор, огурец, капуста, морковь, картофель, лук, чеснок, кабачок, баклажан, перец, редис, репа, редька, тыква).

Ход занятия

1. Открытый вход в деятельность.

Игра «Путаница»

Детям предлагается назвать овощи по контурным изображением, наложенным друг на друга.

2. Вводно-организационный этап.

Как назвать все это одним словом?

Где растут овощи?

Какие овощи вы видите на грядках?

Кто сажает овощи в огороде?

Для чего люди выращивают овощи?

Когда собирают урожай овощей?

Что можно приготовить из овощей?

3. Мотивация на деятельность.

Детям предлагается отгадать загадки:

Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (лук)

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке крепкие, соленые. (огурцы)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (морковь)

По ходу отгадывания выставляются картинки с изображением овощей.

4. Расширение имеющихся знаний:

Как вы думаете овощи все одинаковые или разные?

Чем они отличаются? (цвет, форма, размер)

Представьте, что мы попали в огородик к маленькому гномику, все овощи у него маленькие и называть мы их будем ласково.

Игра «Назови ласково».

А вот у великана не огород, а огородище, там растут огромные овощи. Как бы вы их назвали.

Игра «Большой – маленький»

Ребята, вы хотите помочь нашим друзьям собрать урожай с их огородов?

Вам надо вспомнить, какие действия надо выполнить, чтобы собрать овощи.

Игра «Собираем урожай» .

Дети называют слова – действия, которые выполняют при сборе картофеля, моркови, помидоров, капусты и т.д.

Вы молодцы, много овощей собрали. Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» и назвать, какие овощи вы собрали.

(логопед называет овощи в ед. числе, дети во мн.).

5. Динамическая пауза.

Игра «Вершки – корешки»

Логопед называет овощи, если он растет в земле, дети садятся на корточки, если над землей встают на носочки, поднимают руки вверх.

6. Чтение стихотворения.

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить на вопрос в конце.

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка просто клад!
Но арбузы не растут
Тут.

Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай – ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?

7. Практическая работа.

Детям предлагается выполнить штриховку по теме «Овощи»

8. Открытый выход из деятельности.

Внесение лото «Овощи». Детям предлагается ознакомиться с новой игрой и поиграть.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Конспект занятия в старшей группе, на тему "Фрукты, овощи"

Бакирова Лилия Фанисовна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №7 «Колосок», город Нурлат
Описание материала: Это занятие будет полезно для учителей-логопедов, и для воспитателей старшей группы. Занятия предназначено для детей старшей группы (возраст 5-6 лет). Занятие является закреплением ранее изученного материала.
Цель: закрепление признаков и названий фруктов и овощей
Задачи:
Образовательная: расширение словарного запаса (название и признаки фруктов, овощей, понятие "сад" и "огород"), формирование умения отвечать полным предложением на вопрос, закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительныхх от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные
Коррекционно-развивающая: развитие процессов концентрации внимания, зрительного восприятия, развитие памяти, мышления, развитие мелкой моторики
Воспитательная: воспитание любви к природе и бережного к ней отношения, воспитание умения работать в коллективе, воспитание дисциплинированности
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением фруктов и овощей, картина сада, огорода, мешочек с фруктами и овощами, игра "Поваренок", "Волшебное дерево"
Ход занятия:
1.Орг. момент
Игра "4й лишний"
Логопед: здравствуйте, ребята!!!
Дети: Здравствуйте
Логопед: а сейчас ребятки, на свой стульчик сядет тот, кто назовет лишний предмет:
стол, яблоко, диван. кресло
яблоко, банан, ананас, огурец
малина, клубника, черника, груша
юбка, морковь, платье, майка
2. Беседа-диалог с детьми:
Логопед:

Давайте назовем все фрукты и овощи, которые выставлены на доске

- Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах и овощах.
- В какое время года мы собираем урожай фруктов и овощей?
- Где растут? На чем?


- Что приготовить?
- Для чего их нужно кушать?
3. Волшебный мешочек
Вот мы с вами и вспомнили, всё что мы знаем об овощах и фруктах, а сейчас я приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке?
Дети: овощи и фрукты
Логопед: правильно. Сейчас вы по очереди будете засовывать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нем, какого цвета, формы, какой на ощупь, где растет, что можно из него приготовить. Посмотрим, какие вы внимательные и догадливые.
4. Д/и с мячом "Один-много "
Вы наверное немножко устали сидеть, давайте с вами встанем и поиграем с мячом. Я вам говорю один фрукт ил овощ, а вы мне называете много таких овощей или фруктов. Кому я кинула мяч, тот и говорит.
5. Игра "Волшебное деревце"
У меня для вас приготовлена ещё одна игра, она называется "Волшебное дерево".


Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное?
Дети: на нем растут фрукты и овощи
Логопед: верно, а на деревьях у нас только что может расти?
Дети: фрукты
Логопед: А овощи где растут?
Дети: в огороде на грядках
Логопед: совершенно верно. И вот сейчас каждый из вас соединит резиночкой свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной резиночкой можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим кто из вас какие фрукты или овощи любит.
6. Самомассаж с шипованными мячами
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку)
7. Игра "Поварёнок"


Логопед: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называет "Поварята", мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов. Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будет приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на листе. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.
8. Итог занятия
Логопед:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Где растут фрукты, где овощи?
- Какая польза во фруктах и овощах?
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
- Вы большие молодцы. Мне очень понравилось, как вы себя вели. До свидания.

Цели:

  • Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
  • Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень)

– Вы меня узнали?
– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

  • Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
  • Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
  • Ветер . Дует холодный ветер.
  • Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
  • Трава становится желтой и сухой.
  • Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
  • Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.

2. Рассматривание и беседа по картине.

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)
– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)
– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? (…капусту)
– Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)
– Повторим хором слово «консервируют».
(Повторяет один ребёнок ещё раз).
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)
(Показать картинку)
– Повторите хором слово «овощехранилище».
(Повторяют по одному несколько раз).

3. Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста) .

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

К доске выходит Вова.

– Молодец, справился с заданием.

– Послушайте загадку Степы.

Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок ).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

К доске выходит Алина Т.

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.
Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)

К доске выходит Оскар.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла ) Степа Б.

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

К доске выходит Лера

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор) Саша Ф.

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

К доске выходит Олег.

4. Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят» .
И картошки накопаем. «Копают ».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .
Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» .
И вернёмся по дорожке. Маршируют

5. Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
тыква – тыквы;
кабачок – кабачки;
баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;
свекла – свеклы;
репа – репы;
перец – перца;
картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.

6. Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– У меня цветная капуста.

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

7. Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

8. Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)
– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)
– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)
– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!

Занятие в старшей группе детского сада. Тема: ОВОЩИ

Цели:
1. Выявить знания детей по теме.
2. Вырабатывать навык дифференциации слов разных грамматических категорий.
3. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в сложном предложении.
4. Активизировать и расширять словарь по теме.
Предварительная работа: перед занятием проводится 1-2 целевых прогулки на огород. Дети знакомятся с овощами.
Оборудование: овощи (сырые, вареные, соленые), муляжи, картинки, схемы, корзинка, «Волшебный мешочек».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.

На панно выставлены различные картинки, отобрать те, которые подходят к демонстрируемой игрушке (помидор). Расставить на панно и запомнить порядок. Логопед закрывает выставленные детьми картинки и просит по памяти назвать их. При этом он показывает место на панно и спрашивает: «Что там?».
II. Введение в тему.
Детям логопед показывает овощи, они называют их. Обращается внимание на цвет, форму, вкус и другие качества, свойства, признаки.
Задание: вызванный ребенок показывает называемый овощ среди других или называет показываемый. Отвернувшись от стола, по памяти, несколько детей называют овощи, которые лежат на столе.
III. Активизация имеющихся знаний.
1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Наощупь определить овощ, назвать его, описать его признаки.
2. Упражнение «Угадай овощ по вкусу». Ребенку с закрытыми глазами кладут в рот кусочек вареного или сырого овоща. Каждому ребенку дают вперемешку попробовать вареную и сырую морковь, вареный картофель, помидор, свежий и соленый огурец. Ребенок должен угадать по вкусу и описать овощ. Здесь логопед делает акцент голосом при постановке вопроса: «Что это?», «Какой?».

3. Упражнение в дифференциации категорий слов. Логопед показывает картинку «огурцы» и просит детей поставить вопрос («Что это?»). Затем он эту картинку прикрепляет на панно и говорит, что сюда мы будем ставить картинки, к которым можно задать такой же вопрос.
Затем показывается зеленая полоска с картинкой огурец и детей просят задать вопрос о цвете («Какой он?»); о форме и т.д. Полоса, овал, огурец выставляются рядом на панно и детям сообщается о том, что сюда будем ставить картинки, описывающие свойства предмета.
Затем демонстрируется картинка «Мальчик сажает овощи» и логопед просит детей поставить вопрос к действиям мальчика. Как можно спросить и т.д.
После этого логопед показывает картинки, дети задают вопрос, отвечают и ставят в нужный столбик на панно.
Закрепление:
а) самим придумать, подобрать слова к каждому столбику;
б) логопед: «Я буду называть разные слова, а вы должны поднять руку, когда услышите слово, которое может быть включено в этот (сущ., прилаг., глаг.) столбик.
IV. Динамическая пауза.
Спрятались на грядке ловко,
Репка, свекла и морковка.
(присесть, прикрыть глаза руками.)
За ботву потянем,
Из земли достанем.
(встать, руками снизу вверх имитировать движения «дергаем морковку»).
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет.
(высокие прыжки с поворотами в разные стороны).
V. Изучение нового материала.
На столе разложены муляжи овощей и стоит корзина. Логопед приговаривает: «Мы сами сажали весной огород. Мы сами сажали, полили и вот … . Что выросло у нас в огороде? (Овощи).
Будем складывать овощи в корзину и проговаривать: Я положила огурец. Он твердый, длинный, зеленый. Другой ребенок говорит про другой овощ. Затем составляется сложное предложение про двух детей сразу: «Таня положила большой помидор, а Вова положил маленький огурчик». «Петя положил красную морковь, а Саша – зеленый лук». Вопрос уточняющего характера: «Что сделали Таня и Вова? Что сделали Петя и Саша?». Попарно дети выполняют аналогичные действия. Овощи убираются. Дети проговаривают хором и по одному видимые действия.
VI. Закрепление изученного.
Логопед читает стихотворение (Юлиан Тувим «Овощи»), иллюстрируя картинкой:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! …
Обобщающая беседа:
Какие овощи принесла?
Что из них готовят?
Какие были овощи, пока их не варили?
Какие они стали в супе?
VII. Итог занятия.
Какие овощи вы любите?
Что готовит ваша мама из овощей?