Необычные растения        13.04.2019   

Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушениями речи. Дидактическая игра «Расскажи - не ошибись»

«Поможем Снеговику!»

Цель : Формирование правильной устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Задачи

    Расширять представления о новогоднем празднике.

    Развивать связную речь.

    Стимулировать детей к речевым высказываниям

    Развивать умение следовать инструкции, ориентироваться в пространстве.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Упражнять в употреблении прилагательных к заданному существительному.

    Автоматизировать изолированное произношение звуков С, Ш, Х.

    Повышать групповую сплоченность, разучивать различные движения.

    Развивать конструктивные способности.

Интрументарий :

Для педагога : конверт с письмом; игрушки – ёж, заяц, снеговик, снежок; следы зайца; пуфы – снежные сугробы; картинно-графический план «Новый год».

Для детей: соедини по точкам «Ёлочка» на каждого ребенка; простой карандаш, цветные карандаши.

Ход квеста.

Дети находятся в приемной.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам залетело письмо, давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, ребята, совсем скоро наступит мой любимый праздник. Дедушка Мороз обещал мне подарок, если я смогу рассказать, как ребята в детском саду отмечали Новый год. Даже фотографии прислал, но я не знаю, что с ними делать. Помогите мне, пожалуйста, составить по картинкам рассказ. Уж очень мне хочется подарок. Найти меня вам поможет, мой колючий друг.

Спасибо, ваш Снеговик.

Воспитатель:

Ну что, дети, поможем Снеговику? Как вы думаете, кто нам поможет его найти? Кто у нас колючий? (ёжик).

Где мы найдем ёжика? (в лесу).

На чем мы можем добраться до леса? (предположения детей)

Нас много, предлагаю доехать до леса на автобусе. Занимайте свои места!

(Дети становятся парами, имитируя посадку в автобусе. Воспитатель водитель, в руках руль).

Ребята, когда наш автобус поедет, колеса у него начнут шуршать, давайте будем говорить – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Воспитатель с детьми, «въезжают» в группу, которая оформлена как зимний лес.)

Ребята, вот мы и доехали. Где же наш ёжик? (Дети находят рядом с «норкой» игрушку - ёжика)

Воспитатель: (от имени ёжика)

Сам я не знаю, где найти снеговика, но точно знаю, кто сможет вам помочь. Но вы должны со мной поиграть. Я буду бросать снежок, тот, кто его поймает должен сказать, какая бывает зима.

(дети ловят «снежок» и подбирают прилагательные к слову зима)

Спасибо, вам ребята, вы молодцы. А найти снеговика вам поможет мой длинноухий и косоглазый друг, а мне пора в норку, спать ложиться.

(ёжик прячется под елку)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, кто же нам сможет помочь? (заяц)

Давайте его искать. (На полу разложены заячьи следы)

- Ой, смотрите, а вот и его следы. Давайте по ним пойдем.

Под кустиком дети находят игрушку – зайчика)

Воспитатель: (от имени зайца)

Ребята, куда это вы путь держите?

(дети рассказывают о помощи снеговику)

Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Я для дедушки Мороза нарисовал картинку, а снежинки в некоторых местах стерли его. Если вы правильно соедините точки на моем рисунке, тогда сами узнаете, где прячется Снеговик.

(Дети выполняют упражнение «соедини по точкам», воспитатель следит за осанкой и напоминает правила работы с карандашом)

Ребята, что я нарисовал дедушке Морозу? (ёлку)

Помогите мне сделать рисунок цветным. (Дети раскрашивают елочку, украшают её по желанию).

Спасибо вам ребята, побегу на почту – отправлю ваши рисунки. А вы теперь знаете, где прячется Снеговик.

(Заяц « прячется»)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, где же нам найти Снеговика? (около ёлки)

Ой, посмотрите, а чтобы до нее дойти нам надо через сугробы перелезть, а под ногами у нас снег будет хрустеть Х-Х-Х-Х

(дети переступают через пуфы-сугробы и произносят звук Х)

Дойдя до ёлки, находят снеговика

Воспитатель: (от имени снеговика)

Ребята, наконец-то вы пришли. Вы мне поможете? Вот фотографии дедушки Мороза, помогите, пожалуйста, составить мне рассказ – как дети справляли Новый год. Не забывайте, что стрелка обозначает слово-действие.

(Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану «Новый год», авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.)

Снеговик записывает рассказ детей.

Спасибо вам, ребята, побегу отправлю письмо дедушке Морозу. Теперь-то он мне точно подарок пришлет.

(Снеговик «убегает»)

Воспитатель:

Ребята, мы сделали хорошее или плохое дело? Кто помог нам найти Снеговика? Ой, дети, мы так далеко зашли в лес, что автобус до нас не доедет. Отсюда мы сможем уехать только на лыжах. Надеваем лыжи и поехали С-С-С-С-С.

(Дети имитируют бег на лыжах, произносят звук С.

Возвращаются в приемную)

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Деева ОА

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.

Поэтому образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

    образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

    целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т.д.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста с ОНР:

    Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

    Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

    Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

    Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

    В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Текст статьи

Пяшкур Юлия Сергеевна,старший преподавателькафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФБГОУ ВПО «ШГПИ»«Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Вебер Алина Александровна,студентка 3 курсакафедры коррекционной педагогики и специальной психологииФБГОУ ВПО ШГПИ «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск[email protected]

Логопедическая технология по формированию связной монологической речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования связной монологической речи у детей с ОНР. Авторы предлагаюттехнологиюпо формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Ключевые слова: логопедия, связная речь. монолог, ОНР, дети старшего дошкольного возраста.

Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить обуровне их речевого развития .Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи ‬коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах в диалоге и монологе .Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знания того, о чем идет речь.Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой ‬сообщение о какихлибо фактах действительности . Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной информации к основным свойствам. К монологической речи относится: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентации на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передаче информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенности этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило заранее определено говорящим и предварительно планируется.Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребенка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных развитию связной речи. Однако проблема формирования структуры связного высказывания, использования ребенком разнообразных средств, связи между предложениями и между структурными частями высказывания изучена недостаточно. Психологопедагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР).ОНР, как определила Р.Е. Левина, это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальнымслухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности .Вопросы развития связной монологической речи, а именно способность к рассказыванию изучались в разных аспектах многими педагогами: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ж.М. Флерова, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.; психологами: С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; логопедами: А.Я. Ястребова, Г.Б. Филичева и др..По мнению Т.А. Ткаченко, А.М. Леушинойнаиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это ‬наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия . Значительные трудности вовладении навыками связной контекстной речи детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы ‬фонетико ‬фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью .Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речью. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений . Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи ‬научить их связно и последовательно, грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми,формирование личных качеств .Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственные высказывания, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.Л.Н. Ефименковаcистематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи ‬основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта .В.П. Глуховпредлагает систему обучения рассказыванию, состоящию из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа ‬описания, рассказывание с элементами творчества. М.М. Кольцовапредлагает сочинять детям дошкольного возраста сказки, в которых отражается то, что они выучили, слышали раннее, что видят сейчас . Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета ‬важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку, рассказывать так, чтобы сюжет побудил работу воображения, затрагивал нравственные этические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.Сказки, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записываются взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливаются книжки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Игрушки». Дети с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рассматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлением, просили логопедапочитать ту или иную сказку .Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развиваются просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».1.С воспитателем дети вспоминают, какие животные водятся в наших лесах. Составляют рассказы ‬описания лисы, зайца, волка, белки, лося. Использование глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострили ушки и т.д.2.Наследующий день на индивидуальных занятиях с логопедом, дети рассказывают рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.3.Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.4.На следующем занятии дети придумывают сказку « Как зайчонок пошел на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, какое добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит отрицательных героев и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласит их в общий дружный хоровод.5.Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.6.Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.7.Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.8.Сказку предлагается инсценировать.9.Показ сказки детям младшей группы.10.Инсценировка сказки с помощью кукол.Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.Данные приемыспособствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только нагляднообразного, но и словеснологического мышления.У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы, они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализировать произвольные учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью.Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и « свертыванием» плана высказывания . В результате обозначается следующий порядок работы:1.Пересказ рассказа по наглядному действию.2.Рассказ по следам наглядного (демонстрационного) действия.3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.4.Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.6.Пересказ рассказа по сюжетной картине.Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводиться в подготовительной группе детского сада, с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетных картин, литературных текстов, описать любую игрушку или предмет.При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее навыки построения различных типов предложений. Подбираются задания:1.Составления предложений по двум предметным картинкам, правильно ли передается замысел рассказа;2.Какая степень точности в обрисовке персонажей;3.Каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;4.Какие используются художественные средства;5.Использование интонационной выразительности.Для выявления, особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания:1.Составить рассказ о каком либо случае, происшедшим с девочкой (мальчиком) в лесу. 2.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).3.

Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. 4.Пересказать короткий текст. Предлагаются следующие варианты творческих заданий:5.Придумать продолжения событий.6.Инсценировать рассказ.7.Ввести новые персонажи.8.Составить рассказ описание любой игрушки или той игрушки, которою хочешь получить в день рождения. 9.Восстановление различного рода деформированных предложений:

когда слова даны вразбивку (живут, в лесу, лиса, густом);

когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в лиса, лес, густой);

когда имеется пропуск слов (лиса….. в густом лесу);

отсутствует начало (Живет в густом лесу)

отсутствует конец предложения (лиса живет в густом ….).10. Составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфа. 11. Восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.12. Составление предложений со словами из числа названных логопедом. По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий,побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.К числу таких заданий можно отнести следующие задания:1.Составить рассказо какомлибо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенный на сюжетной картинке.2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу с опорой на картинку. 3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух ‬трех образцов рассказа на одну и туже тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.4.Придумать сказку по предложенному сюжету.Таким образом, все авторы придерживаются одного алгоритма формирования связной монологической речи детей с ОНР, который представлен на схеме 1.

Схема 1Алгоритм коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи

Лексикограмматический строй речи Фразовая речь Рассказывание

I. Пересказ II.Расска III.Рассказ IV.Творческое зывание описание рассказы по картине вание

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на принципах логопедического воздействия (см. учебник под редакцией Волковой Л.С.).1.Онтогенетический принцип. Определяет построение логопедической работы с учетом последовательности формирования форм связной речи в онтогенезе (сначала диалогической, затем монологической; сначала описание, затем рассуждение).2.Принцип комплексности. Данный принцип предполагает, что логопедическое воздействие осуществляется не только на непосредственно нарушенную речевую функцию, но и на целый ряд неречевых функций, связанных с речью.3.Принцип обходного пути. Предполагает опору на сохранные неречевые функции с целью коррекции речевых нарушений.4.Принцип системности. Согласно этому принципу речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим выделяются направления работы по коррекции нарушений различных компонентов речевой функциональной системы (работа над словарем, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи).5.Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает, что коррекционная работа строится не только с учетом этиологии и патогенеза речевого расстройства, но и с учетом возраста, индивидуальнопсихологических особенностей, уровня речевого и интеллектуального развития лица, страдающего речевой патологией.6.Этиопатогенетический принцип. Использование этого принципа предполагает, что коррекционная работа строится сучетом этиологии и механизма речевого расстройства. Оно должно быть направлено не на устранение нарушений, а на устранения того патологического механизма, который вызвал эти внешние нарушения.7.Принцип учета ведущей деятельности. С учетом данного принципа,коррекционнологопедический процесс строится на основе ведущей деятельности дошкольного возраста, то есть игровой .С учетом выше изложенных принципов, была разработана технология по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторских концепции развития речи детей с ОНР Татьяны Александровны Ткаченко.Технология представлена нами в схеме 2 и включает в себя следующие блоки:1.Теоретикоаналитический блок направлен на изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.2.Диагностический блок направлен на изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня специальными методиками.3.Формирующий блок включает следующие направления деятельности учителялогопеда:А) логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР IIIуровня, состоящая из 3 этапов:I. Организационный этап направлен на:

установление эмоциональнопозитивного контакта с детьми;

развитие интереса к занятиям.II. Развивающий этапнаправлен на:

развитие языковых и речевых средств;

формирование навыков построения словосочетаний: существительное и прилагательное, существительное и глагол;

формирование навыков построения распространенных предложений (с однородными членами);

формирование навыков построения связных монологических высказываний.III. Закрепляющий этап направлен на:

обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущем этапе;

развитие навыков самоконтроля.

IV. Контрольнооценочный блок направлен на определение эффективностиразработаннойтехнологии.

Технология формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняСхема 2

1. Теоретикоаналитический блок

Изучение закономерности развития связной речи в онтогенезе(Т.Б.Филичева Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина)Психолого ‬педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня(Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня(В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева)

Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи(В.П. Глухов,Л.Н. Ефименкова,Т.Б. ПолянскаяТ.А. Ткаченко)

2. Диагностический блок

Методика исследования монологической речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина):1. Составление рассказа по картинке;2. Составление рассказа по серии картинок;3. Пересказ;4. Рассказописание или рассказпредъявление.

3. Формирующий блокЛогопедическая работа с детьми

Формирование навыков расказыванияРазвитие словаря

Составление пересказаОбогащениесловаря

Составление рассказа описанияЗакрепление и уточнение словаря

Составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картинАктивизация словаря

Составление рассказа из личного опыта

Работа с предметным планомРабота с готовой мнемотаблицейСовместная работа по зарисовыванию мнемотаблиц

4. Контрольнооценочный блок

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речирассуждения (объяснительная речь, речьдоказательство, речьпланирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.Таким образом, правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы,интеллектуального развития, а так же личностных особенностей и социального окружения.

Ссылки на источники1.Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. [Текст] /Л.С. Волкова // Фонетикофонематическое и общее недоразвитие речи.:Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. ‬Кн.V ‬М.,2009 г.2.Ушакова, О.С. Связная речь [Текст] / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А. Сохина. ‬3 ‬е изд. М. Просвещение, 1994 г.3.ЛеушинаА.М.Развитиесвязнойречиудошкольника.//Хрестоматияпотеориииметодикеразвитияречидетейдошкольноговозраста [Текст]/ А. М.Леушина.

М.:Издат.Центр"Академия",2009 г.

4.ЛевинаР.Е.Основытеорииипрактикилогопедии[Текст]/Р.Е.Левина ‬М.,2008г.113с.5.Берлина, Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников [Текст] / Н.П. Берлина // Начальная школа + до и после. 2006.№7.С.67.6.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.‬СПб, 2003 ‬192 с.7.Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР шестого года жизни / Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1989 г.8.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст, схемы] / О. Е. Грибова.‬М., 2005 ‬96 с.9.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.Москва, 2003 ‬240 с.10.Ткаченко, Т.А.Использование схем в составлении описательных рассказов[Текст] / Т.А. Ткаченко / Дошкольное воспитание.2007. №10. С.1621.11.Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / под. ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. ‬М. ВЛАДОС, 2003 678 с.

лиля колитенко
Квест как средство познавательного развития дошкольников

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и окружающим людям, ребенок стремится познавать новое . Именно эти составляющие лежат в основе познавательного развития воспитанников .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи :

развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ;

формирование познавательных действий , становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы , которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких черт, как воображение, любознательность, развитие речи , формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира , для ребенка дошкольного возраста является игра.

Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест .

Что же такое квест ? В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными : активными, творческими, интеллектуальными.

В образовательном процессе квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи , поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника. Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи :

Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск , расширение кругозора, эрудиции.

Развивающая - развитие интереса , творческих способностей, воображения дошкольников , стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам :

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов .

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста .

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

В зависимости от сюжета квесты могут быть :

Линейными, в которых игра построена по цепочке : разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

Штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

Кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест , но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей :

Введение (в котором прописывается сюжет, роли) . Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду» , особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы» .

Задания (этапы игры, вопросы, ролевые задания) . В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.) . Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Оценка (итоги, призы) .

Игроков сопровождает взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Педагогу, разрабатывающему квест , необходимо определить цели и задачи квеста ; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста , написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Остановимся подробнее на структуре и содержании одного из квестов , разработанного для детей младшего дошкольного возраста .

Тема квеста – «Поиск исчезнувших страниц» .

Сюжет квеста – линейный .

Цель : развитие познавательного интереса детей через формирование сенсорных навыков

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять понятие детей об основных цветах, умение их различать и называть

Формировать умение определять название предмета, опираясь на обоняние.

Создать условия для закрепления знаний детьми сказок, через узнавание и называние персонажей.

2. Развивающее :

развивать зрительное восприятие детей, внимание, воображение

Формировать задатки логического мышления.

развивать речь , наблюдательность, мыслительную активность

Продолжать развивать умение детей понимать заданный вопрос.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Способствовать сплочению детского коллектива, умению работать сообща

Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной деятельности.

Квест – игра начинается в группе, где дети случайно находят новую книгу. Охотно соглашаясь прочесть ее содержание, рассмотреть иллюстрации, дети обнаруживают, что из книги пропало несколько страниц. В поиске ответа на вопрос, куда пропали страницы, на помощь детям приходит игровой персонаж мудрая ворона, роль которой на себя взяла воспитатель. Она рассказала, что нужно идти в сказочную страну искать подсказку, которую разорвал ветер на части, и разбросал по цветочным полянам, это и определило игровую «легенду» квеста . Для поддержки мотивации, игровой персонаж ворона «превращает» детей в сказочных героев и вручает карту-путеводитель, которая помогает определить путь продвижения и порядок выполнения заданий. Чтение карты происходит при непосредственном участии взрослого , где воспитатель помогает детям приобрести первоначальные умения пользоваться картой-схемой.

Следующей структурной частью стали непосредственно игровые задания , которые простроены таким образом, что игроки могут перейти к следующему заданию, только получив часть потерянной подсказки за правильно выполненное задание на данном этапе. Хочется отметить, что это и является отличительной особенностью квеста от игры-путешествия .

Все задания были подобраны в соответствии с возрастом детей и имели не только игровой характер, но и решали поставленные задачи, направленные на познавательное развитие . Содержание заданий было следующим : найти подсказку не в зеленом и не в красном домике, в коробочке с запахом апельсина, определив героев сказки «Репка» по тени и выложив их в нужной последовательности, найдя рисунок по заданному образцу.

Собрав все полученные подсказки вместе, дети увидели, что сложившийся пазл является фотографией одного из уголка группы, где условным обозначением отмечено место нахождения пропавших страниц. Проверив свое предположение, ребята обнаруживают пропажу. С помощью воспитателя собирают книгу и с большим удовольствием слушают продолжение сказки.

Идея квеста идеально подходит для дошкольников : дети сталкиваются с различными ситуациями или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату.

Таким образом, правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство , позволяющее решать задачи познавательного развития дошкольников .

Квест – это весело ! В такой игре даже взрослый активно включается в ту или иную роль, что уж там говорить о детях, они перевоплощаются в героев полностью.

Квест развивает ! Задачи квеста направлены на развитие логики , творческого мышления. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступны для детей.

Квест сближает ! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу .