Флористика        23.04.2019   

Музейная педагогика в детском саду конспекты. Музейная педагогика имеет более обширные задачи. Мини – музей «Авиационной техники» гр

Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, село, родной край. А чтобы ребенок полюбил свою страну, он должен знать свои корни. Мы, взрослые, в свою очередь, должны находить новые возможности для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей страны, республики. Чем раньше ребенок узнает о своих корнях, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших далекие времена, научится чтить память своих предков.


Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа. – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Прикасаться к старине помогают краеведческие музеи, созданные на базе ДОУ, а также в группах, которые обогащают знания детей о родном крае, Родине- стране, знакомят с русским народным бытом, традициями, народным календарем. Ведь в любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах ярко проявляются душа народа, его образ жизни.




Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге). В нашей стране термин «музейная педагогика» начали употребляться только в 70-ые гг. 20 века.




Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.


При использовании музейной педагогики мы учитывали принципы Наглядность Доступность Динамичность Содержательность Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями Гуманизм






Знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музея Разработка тематического планирования мини- музеев и музейных экспозиций Анкетирование родителей Определение перспективы создания мини- музеев Разработка алгоритма по созданию мини-музея в группе Создание творческой группы педагогов


Выбор темы мини-музея Определение места размещения мини-музея Планирование экспозиций Выбор дизайна оформления мини-музея Подбор экспонатов Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.






Занятия-экскурсии Занятия с элементами игры и творческими заданиями Исследовательская деятельность Игры-развлечения Игры-путешествия Игры-графические упражнения Интеллектуально-творческие игры Игры по сюжету литературных произведений Продуктивная деятельность Возможность смены экспозиции











В детских садах популярна тема хлеба. Вместе с детьми можно выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина. Можно прочитать детям прочитать сказки «Мальчик-с- пальчик», «Мужик и медведь», «Колосок», «Жерновцы», энциклопедию «Почемучка», рассматривать иллюстрации, обсудить поговорки и пословицы о хлебе. Затем исследовать колоски злаков, выяснить, чем зерна отличаются друг от друга.


Значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, -ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти. Бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.


«Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер – ложится прочно, становится второй натурой человека…. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». К.Д.Ушинский

Здание нашего дошкольного образовательного учреждения № 18, расположенное в микрорайоне Горушки г. Алексина Тульской области, можно заметить издалека. Среди присыпанных легким пушистым снегом улиц, деревьев и домов, оно сразу бросается в глаза, потому что и ворота, и постройки, и веранды на участках излучают волшебный, сказочный, яркий радужный свет.

Между тем, это одно из старейших учреждений дошкольного образования в нашем городе и нынешний 2007–2008 учебный год для его сотрудников – юбилейный, 45-й.

С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди, настоящие ценители русской старины. И вот уже 15 лет детский сад работает по программе “Радуга” и фольклорной школе, основываясь на программе М.Новицкой “Наследие”.

Опираясь на задачи фольклорной школы, в детском саду разработана стройная система сотрудничества с местным краеведческим музеем.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности музейного педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду на протяжении трех лет. Планирование работы осуществляется совместно с сотрудниками музея и нашим педагогом дополнительного образования.


на 2005 – 2006 учебный год (первый год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем”
Октябрь “Тульский самовар” Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения промысла “Тульский самовар”
Ноябрь “Русская изба”
Декабрь “Народный костюм”
Февраль “Домашние духи и обереги” Знакомство с фольклором
Март “Русские музыкальные инструменты” Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами
Апрель “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства
Май “В последний час!” В.О.В.
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль “Отчетная выставка в музее” Создание представления о работе нашего ДОУ

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем нашего города, выезжая на обзорную экскурсию. В преддверии экскурсии мы проводим занятие, на котором знакомим с правилами поведения в общественном месте, в частности, в музее, и транспорте, обсуждаем их.

Во время первой экскурсии дети узнают историю музея, знакомятся с его архитектурой, экспозицией залов. По возвращении мы проводим викторину с наводящими вопросами по данной теме, и в качестве закрепления дети зарисовывают свои впечатления.

Посещая выставку “Тульский самовар”, ребята узнали об истории возникновения промысла самоваров, разнообразии форм и декоративного оформления самоваров. Дети на практике увидели, как разжигали старинный самовар. Закрепляя данную тему, дети по возвращении лепили самовары разных форм из пластилина. Заключительным этапом этого занятия послужило чаепитие и беседа о традициях русского чаепития. Всем детям было дано домашнее задание: вместе с родителями найти стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о самоваре. Так появился общий альбом устного народного творчества.

На занятиях по народному костюму дети знакомились с внешним видом костюма, его особенностями, традициями изготовления. Музейным педагогом были представлены иллюстрации с элементами одежды, а также куклы в народных костюмах. Закрепляя материал, дети зарисовывали элементы народного костюма, а на музыкальном занятии вспоминали народные песни, в которых упоминаются элементы костюмов древних славян.

Занятие, посвященное знакомству с русской избой, мы проводили в детском саду. Одна из групп оформлена в стиле избы и представляет собой мини-музей. В план занятия входит знакомство детей с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные на занятии, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. На занятиях по изодеятельности дети выполняли совместную работу по аппликации на тему “Русская изба”.

Многие занятия дублируются из года в год. Однако, со временем они совершенствуются, что-то добавляется, что-то изменяется. Вводятся новые типы занятий, разработанные сотрудником музея, отвечающим за работу с детскими садами, и преподавателем по музейной педагогике детского сада № 18 Алешиной М.А.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2006 – 2007 учебный год (второй год обучения)

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Прялка и веретено” Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями
Ноябрь “Алексин – страж московских рубежей” Приобщение к истории родного города
Декабрь “Игрушки-небалушки”
Январь “Храмы и церкви города”
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка”
Апрель “Природа нашего края” Знакомство с природным отделом музея
Май “В последний час!” В.О.В. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на 2007 – 2008 учебный год (третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать представление о том, что такое музей
Октябрь Обрядовая кукла Знакомство с обрядовыми куклами
Ноябрь “Кузнечное дело” Знакомство с традиционными ремеслами
Декабрь “Храмы и церкви города” Знакомство с понятием “архитектура”
Январь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль Юбилейная отчетная выставка в музее
Февраль “Интерьер “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Март “Филимоновская игрушка” Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Апрель “Сила леса” Знакомство с природой родного края
Май “В последний час!” В.О. в. Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Знакомство с народными играми

Вторя занятию по народному костюму, у нас прошло занятие под названием “Прялка и веретено”. На занятии в краеведческом музее дети узнали о быте русских людей, связанном с осенне-зимним периодом года, о том, из чего шили наши предки одежду, из чего делали ткань, как и чем обрабатывали лен и шерсть. Сотрудник музея показал на практике, как перебивают шерсть и ссучивают нитку, и все дети попробовали это сделать. Они узнали, в чем различие прялки с донцем и прялки с колесом, имели возможность наглядно видеть работу с веретеном и прялкой, рассмотрели устройство ткацкого станка.

Закрепление знаний по данной теме вылилось в фольклорный праздник “Льняные смотрины”, предусмотренный программой фольклорной школы, с песнями, танцами, конкурсами. А на занятии по изодеятельности дети познакомились с городецкой росписью и расписали эскиз прялки.

Стало доброй традицией посещение краеведческого музея в канун праздника “Михайлов день”, где дети узнают об истории города – крепости Алексин и кузнечном деле, связанном с изготовлением орудий труда и оружия. Закреплением знаний, полученных в музее, стал спортивный праздник “Мы – богатыри”, где персонажи Илья Муромец и Алеша Попович собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети выполняли чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема, щита и меча.

Как бы в продолжение темы русского дома следующее занятие у нас посвящено домашним духам и оберегам. Побывав на выставке в городском краеведческом музее, мы узнали, как выглядели обереги древних славян, от кого они были действенны и познакомились с персонажами легенд и преданий. Закрепили этот материал на интегрированном занятии совместно с музыкальным руководителем: “Куделя – день рождения домового” и выполнили рисунок на тему: “Рубашка для домового”.

На народном празднике “Свистунья” (с участием скоморохов) дети познакомились с традиционными русскими музыкальными инструментами и увидели их применение. На занятиях по ручному труду они лепили из теста свистульки.

К празднику Победы мы традиционно посещаем в музее зал боевой славы. Дети имеют возможность прикоснуться к истории боевого прошлого нашего города, послушав экскурсовода, посидеть в землянке, дотронуться до оружия, найденного на местах боевых действий археологической группой “Поиск”. Вдохновленные этой экскурсией, они выполняют рисунки на военную тематику.

Архитектуру города мы изучаем на занятии “Церкви и храмы города”. Это выездная экскурсия, которая проводится по территории церквей города. Дети узнают понятия, связанные с архитектурой: арка, свод, колонна, балкон, башня, мезонин и т.д., об истории создания в городе церквей. На закрепляющем занятии дети выполняют совместную работу: делают макет церкви из бросового материала (бутылочек из-под молока и йогурта, цветной бумаги и фольги, пластилина).

В летний период детский сад приглашает к себе в гости сотрудников музея на занятие “Игры наших предков”, которое проводится в неделю игр. Занятие включает в себя знакомство с народными играми разных поколений: “Бояре”, “Чехарда”, “Выбивалы”, “Кошки-мышки” и другими. Дети вместе с затейником и воспитателями разучивают эти игры, а на прогулках закрепляют полученные знания.

Хорошей традицией стала выставка работ в краеведческом музее, которая подводит итоги годовых занятий. Здесь представлены работы с занятий по закреплению знаний по музейной педагогике, работы по изодеятельности и ручному труду, творческие работы сотрудников. Выставка эта вызывает большой интерес у жителей города.

Город наш невелик, и музеев у нас немного, но трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”. Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Музейная педагогика в ДОУ

В какой-то момент маленького философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «По­чему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется дошкольников. Но, чтобы вос­пользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам

Правило первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются от очередного посещения благородного учреждения. Словом, ко­личество никак не переходит в качество.

Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек, впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейный педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие) окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

«Бабушкины чердаки и сундуки», се­мейные альбомы и реликвии - незамени­мые помощники в изучении истории и культуры. К тому же в распоряжении педа­гога имеется большой выбор видеоматери­алов и других иллюстративных материа­лов, открывающих богатейший мир кол­лекций российских и зарубежных музеев.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей дея­тельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою от­ветственность не только за его сохра­нение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Слова, звучащие несколько пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к целенаправлен­ным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоцен­ностей, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и оцененные поко­лениями и экспертами произведения ис­кусства и артефакты истории, формиро­вать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих занятиях. Так, уча­стниками «диалога» могут быть старин­ные предметы, отличающиеся изыскан­ным вкусом: неброским рисунком, изящ­ными линиями, совершенной формой, на­пример старинная амфора, изящная ча­шечка и др. В диалог с ними вступают ве­щи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная» амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, ут­рированными формами.

Словом, осуществлению этой важной миссии по формированию у ребенка лич­ностного, эмоционального отношения к культурному наследию может способство­вать музейное образование.

Правило третье. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следова­ния психолого-педагогическим принци­пам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изрече­ние может служить своеобразным эпигра­фом к музейной педагогике, ибо в нем за­ключен важнейший принцип данного на­правления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на су­хом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

В основе развивающих методик музей­ной педагогики лежит и постулат выдаю­щегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педаго­гов, и реко­мендации выдающихся швейцарских уче­ных - психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

Уникален опыт психолого-педагогичес­кой деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельст­вующий: основа обучения и воспитания де­тей - сенсорное воспитание. Под воспитани­ем органов чувств Монтессори понимала не умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, раз­витие внимания, способности к собственно­му суждению о предмете. Важно и интерес­но для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувст­ва осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музей­ные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитан­никами с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры... Этот важнейший принцип освоения ребенком ок­ружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возмож­ность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Изучив эти и другие исследования, оте­чественные специалисты в области музей­ного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоцио­нальной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагоги­ческой задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принци­пом ценностного освоения действительно­сти : «Ценностям нельзя научиться, цен­ности необходимо пережить».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в прост­ранстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand"s on - «знание через руки». В большинстве зарубежных му­зеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах или мастерских. Здесь не­посредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся лич­ным приобретением каждого ребенка. Изучение и анализ практической и тео­ретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музей­ных педагогов Москвы и других регионов позволили предложить следующие мето­ды, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности .

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.

Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Правило четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!» (авторы этих программ - работники Рус­ского музея в Санкт-Петербурге); в них каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на основе музейного, предметного материала.

Правило пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Тогда исторические и культурологичес­кие факты, великие имена, стиль, вкусо­вые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и образовательная работа в них.

“Если путь твой к познанию мира ведет,
Как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
А. Фирдоуси.

В наш век компьютерных разработок, инноваций, нанотехнологий, путешествий в космические просторы, богатства души и окружаюшего мира, перемещаются на задний план картины мироздания. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывание” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Освоение окружающего мира начинается с малого. С “путешествия” по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери.

Дошкольник, приходя в музей за “красотой”, приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного.

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества (энциклопедический словарь).

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть слова “мини” отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности:

Формированию художественных предпочтений;

Формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды;

Формированию навыков визуальной культуры;

Развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера;

Развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

Основные принципы музейной педагогики самым непосредственным образом вытекают из общих современных требований к педагогическому процессу – это: целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике, обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности как совокупности систематизированных знаний в области музейного дела и образования.

Условия организации мини-музея:
- приоритетность регионального культурного наследия;
- интегративность знаний;
- удовлетворение потребностей в познании;
- диалогичность;
- развитие ребенка в деятельности;
- опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Методы и приемы мини-музея:
- наглядные;
- практические;
- исследовательские;
- игровые;
- словесные;
- опрос населения, анкетирование;
- встречи с интересными людьми.

Принципы построения музейной экспозиции:
- научности;
- любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;
- предметности;
основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху;
коммуникативно-информационный;
- дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

Цели и задачи мини-музея:
- реализация направления музейной педагогики;
- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;
- обогащение познавательного процесса новыми формами;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
- формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни);
- формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- экспериментирование;
- прогулки-походы;
- развлечения, досуги.

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

В основном экспонатами мини-музеев являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное “учебное пособие” в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В ходе подготовки экскурсии в мини – музей следует учитывать, что:

Информация должна быть объективной, научной, доступной;

Игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;

Эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;

Вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме;

Рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;

Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;

Заключительная часть должна включать вручение подарков – сюрпризов, соответствующих выбранной теме;

Длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

В мини-музее проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде:

Занятий – диалогов;

Занятий – сомнений;

Занятий – фантазий;

Занятий – путешествий;

Занятий – соревнований,

Занятий КВН,

Занятий “Поле чудес” и др.

Родители являются активными помощниками в создании мини музея. Это новая форма работы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей по принципу равноправных субъектов педагогической деятельности обусловливает эффективность процесса воспитания. Формами взаимодействия ДОУ и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, акции в природе, совместные спектакли, рисунки. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми – мамами, папами, бабушками, дедушками. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Исходя из слов Д.И. Фельдштейна: “Существует в нашем Большом Человеческом Мире – Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка – из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника – доверенного человека из Взрослого Мира”. При конструктивном взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми; так как именно в этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых, т.е. как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Исходя их этого, можно предположить, что педагогический вклад взрослого состоит в том, чтобы раскрыть ребенку духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сначала взрослый выступает здесь как посредник, налаживающий и объясняющий нравственную сторону взаимодействия ребенка с интересующими его объектами: почему нельзя сорвать цветы на клумбе, а лучше ухаживать за ними и созерцать; почему нельзя брать бабочку в ладошку, а лучше не мешать ее радостному полету; почему мы решили коллекционировать альбомы о великих художниках, а не этикетки консервных банок и т.д. Потом взрослый помогает сформировать ребенку систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих поступках. И в идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир Взрослых. А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;

Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к “настоящему” музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.

Для детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.

Список использованной литературы

1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица.СПб.: Наука и Техника, 2007.

2. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа “Кругозор” с методическими рекомендациями: Для дошкольных образовательных учреждений. СПб., 2006.

3. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н /Д: Феникс, 2004.

4. Музейно-педагогическая программа“Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА.Г., Ештокина И.П. СПб., 2005.

5. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005.

6. Пантелеева Л.В.Музей и дети. М.: Издательский Дом “Карапуз”, 2000.

7. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.

8. Столяров Б.А.Музей в пространстве культуры и образования. СПб., 2007.

9. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

1.Введение.......................................................................................................................3

2.Основная часть...........................................................................................................3

3.Заключение..................................................................................................................5

4.Список литературы..................................................................................................6

1.Введение.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

2.Основная часть

С целью художественно – эстетического развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания, на протяжении ряда лет наш педагогический коллектив ведет работу по приобщению детей к истокам Родины через сотрудничество с социальным партнером - Национальным Музеем Республики Адыгея.

Нами были определены следующие задачи:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народов;
- способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к национальной культуре, традициям, языку;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому мы стремимся с раннего возраста знакомить и приобщать детей к Музею. Встреча с хорошо знакомыми предметами вызывает у ребенка радость узнавания, оставляет положительные эмоции.

Согласно плану совместной работы, сотрудники музея проводят интересные выставки и занятия на базе ДОУ:

1. «День национального костюма» - сотрудники музея рассказывают об особенностях национального костюма народов, живущих в Республике Адыгея.

2. «Сказка о лоскутной кукле» - во время работы этой выставки дети узнают о народных промыслах и традициях. Имеют уникальную возможность самим поучаствовать в народном творчестве (делают сами лоскутную куклу)

3. «Ко дню рождения В.И. Даля» - в 2015г был юбилей великого писателя. Воспитанники познакомились с его творчеством, героями его сказок, узнали об особенностях создания словаря русского языка Владимира Ивановича Даля.

4. «К 120 – летию Е.Л.Шварца»» - воспитатели ДОУ провели краткосрочный проект, посвященный творчеству нашего земляка, великого писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца. Воспитанники познакомились с героями его книг, участвовали в выставке рисунков по сказкам писателя, стали участниками инсценировки по мотивам «Сказки о потерянном времени». Сотрудники Национального музея организовали просмотр сказок и экспонатов к ним.

5. «Ко дню защитника Отечества» - Во время выставки дети стали участниками действий. Они смогли примерить на себя форму героев: врача, летчика. Услышали историю, каким нелегким путем нашим прадедам досталась победа. Рассуждали, что война не нужна. Мечтали о том, как повзрослев, станут защищать свою Родину.

Перед музейной выставкой, мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даем им первоначальный минимум знаний. Дети узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, национальным бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными экспонатами и делиться своими впечатлениями об увиденном. Детям очень нравятся музейные выставки, они с удовольствием рассказывают своим родителям о каждой встрече с сотрудниками музея, о том, что они увидели и что узнали нового. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации, поэтому после выставки дети любят зарисовывать то, что они увидели в музее.

В рамках социального партнерства МБДОУ № 2 и Национального музея был реализован краткосрочный проект - городской конкурс фотографий для воспитанников ДОУ «Родная сторонка». Целью конкурса было воспитание патриотических чувств к своей Малой Родине и развитие творческих способностей дошкольников. Воспитанники принимали участие в конкурсе совместно с родителями и педагогами. На конкурс было представлено 197 работ из всех садов города Майкопа.

3. Заключение

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к социальной культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У детей формируется ценностное отношение к национальной культуре, появляется интерес к литературе и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов культуры. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения воспитанников к природным, материальным и духовным богатствам общества.

4.Список литературы:

    Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст] : Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - СПб. : «ООО Изд. «Детство - пресс», 2010. - 192 с.

    Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

    Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.