Садовые растения        10.05.2019   

Нод рисование хлеб старшая группа. Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему «Хлеб - всему голова

Технологическая карта
НОД Рисование
ДОУ: Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга».
Группа: Старшая группа «Радуга».
Воспитатель: Волощук Марина Викторовна.
Тема: «Хлеб всему голова!»
Тема недели: «Хлеб всему голова!»
Цель: Формирование творческого воображения и умения реализовывать замысел.
Задачи: Закрепление навыка работы цветными карандашами, правильно подбирая цветовую гамму, симметрично располагая составные части картины. Закреплять знания о видах хлебобулочных изделий.
Материалы, инструменты, оборудование: цветные карандаши, белая бумага, доска магнитная на ножках, картина с х/б изделиями, картинки х/б изделий и примеры их рисования.
Предварительная работа:
Дети делятся на две группы: одна остается с воспитателем, вторая идет в игровую комнату, где играет в спокойные тихие игры: дидактические, сюжетно-ролевые, работа с конструктором, рисование на свободную тему.
Этап, его
продолжительность
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Методы, формы, приемы, возможные виды
деятельности
Результат

Психологический настрой,
1 мин
Привлечь внимание детей.
Три громких хлопка в ладоши (или звон колокольчика), просьба собрать игрушки и подойти к воспитателю
Дети убирают игрушки и подходят к воспитателю. Задают вопросы.
Словесный метод.
Дети настроены на работу.

Вводно-организационный,
1-2 мин
Донести до детей что сейчас будет происходить.
Воспитатель: предлагает всем пройти в игровую комнату и посмотреть на вазу для хлебобулочных изделий (где обычно лежат муляжи хлебобулочных изделий).

Комментарии и ответ Детей: они пропали.

Воспитатель: да, ребята. Сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что все булочки, кексики и хлеб исчезли. Как же нам их найти, как же нам решить эту проблему?

Ответы Детей: поискать, купить, сделать самим.
Дети рассматривают стол в игровой комнате, задают вопросы, рассказывают, слушают воспитателя.
Словесно-наглядный метод, обсуждение.
Дети организованы.

Мотивационно-побудительный,
1-2 мин
Заинтересовать детей рисовать хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Давайте вспомним откуда же к нам приходят (берутся) хлебобулочные изделия.
Дети: отвечают по очереди несколько детей.
Воспитатель: Ребята, а как же нам вернуть наши хлебобулочные изделия?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать хлебобулочные изделия, разложенные на красивом столе, и посмотреть может и нашим захочется вернуться на наш стол вернуться в игровую комнату.
Дети слушают воспитателя, дают согласие на выполнение действий, отвечают на вопросы.
Словесно-наглядный метод.
Дети заинтересованы к выполнению действий для получения новых знаний и закрепления полученных ранее.

Актуализация,
3 мин
Закреплять знания о видах хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб не стало хлеба.

Игра с мячом «Чего не стало»
(хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки, пирожное, кекс).
Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало.
Дети слушают воспитателя. Дети выполняют задания, соблюдая правила игры.
Беседа, игровая деятельность, Словесно-наглядный метод.
Каждый ребенок понимает и хочет сделать эти действия.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),
5-8 мин
Формирование творческого воображения и умения реализовывать замысел.
Воспитатель:
Хлеб растили хлеборобы,
Собирали урожай.
Чтобы радовал душистый,
Вкусный хлеба каравай.

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Едет хлебная машина,
Подъезжает к магазину.
Из дверей, открытых сбоку,
Вылетают на лотках
Сайки, бублики и сдоба,
Пышки, плюшки в завитках.
Воспитатель: показывает готовую работу, которую детям предстоит сделать. Объясняя почему и как располагаются изделия на картине.
Дети: рассматривают и обсуждают что они хотят нарисовать.
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассматривают картину, обсуждают.
Наглядно-действенные приемы.
Словесно-наглядный метод. Обсуждение.
Дети познакомились с новым материалом.

Динамическая пауза, 1мин
Переключить внимание детей.
Физкультминутка:
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (на носочках)
И красавцем обернулся (показываю сами себя).
Воспитатель: Скажите, а кто-нибудь видел настоящий колосок?

Выполняют
физические
упражнения.
Игровые приемы
Дети отдохнули.

Практическая работа (если предусмотрена), 5-10 мин
Закрепление навыка работы цветными карандашами, правильно подбирая цветовую гамму, симметрично располагая составные части картины.
Воспитатель: предлагаю вам нарисовать стол и расположить ваши любимые хлебобулочные изделия. Поэтапно показывает разные виды х/б изделий. На столе во главе (по середине) располагается каравай.
Дети смотрят за действиями воспитателя, поэтапно выполняют работу самостоятельно.
Приемы активизации
самостоятельного
мышления детей. Словесно-наглядный метод.
Выполнение практических работ.
Индивидуальная форма
организации деятельности.
Овладение определенным объемом новых навыков, закрепление ранее полученных навыков.

Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа),
3 мин
Помочь ребенку понять (осознать) то, что он освоил навыки и справился с выполнением задания.

Задает вопросы: что мы сегодня делали, что освоили, что вспомнили? Для чего нам нужно знать от куда берется хлеб, какие бывают виды хлебобулочных изделий и для чего уметь рисовать разные формы и предметы?
Дети отвечают на вопросы и рассказывают о проделанном, показывают свои работы (дать возможность каждому ребенку ответить).
Беседа, метод обратной связи от детей (рассказывают).
Дети осознают и положительно оценивают освоенные навыки и полученные ранее навыки и знания.

Заключительный этап. Рефлексия,
3 мин
Формирование положительной самооценки и желания дальнейшего освоения и закрепления новых навыков и знаний.
Положительный настрой, похвала и благодарность: все справились, все молодцы.
Вопрос: понравилось ли детям и хотят ли они еще играть и узнавать много нового и интересного?
Задают вопросы, высказывают согласие дальнейшего освоения новых навыков и знаний.
Беседа, обсуждение.

Осознание детей того, что они освоили и закрепили знания и навыки и их деятельность нужна кому-то и им самим.

13PAGE 14415

Управление общего образования

Ртищевского района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №12 « Звездочка». Г. Ртищево Саратовской области»

Конспект рисование

Тема;«Хлеб – всему голова»

Воспитатель: Коломиец В.Э.

2016

Конспект рисование «Хлеб – всему голова»

Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.

Расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.

закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.

- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.

Активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:

В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?

Дети: пшеница, рожь, ячмень.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?

Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)

Физкультминутка

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в начале рисуем стебелек, а затем промакиванием ворса кисточки.

Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.

Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)

(подготовительная группа)

Цели:

Добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам;

Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательные.

Дать представление о том, как выпекают хлеб;

Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;

Закрепить понятия «белый хлеб», » черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;

Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.

Развивающие.

Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;

Развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей, словарный объём детей;

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;

Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

Формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;

Формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;

Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

Воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;

Привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.

Методы и приемы:

Наблюдение;

Создание проблемной ситуации;

Объяснительно-иллюстрационный метод;

Словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);

Игровой метод;

Совместная деятельность с детьми;

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),

Предварительная работа:

Слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится), разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;

Беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;

Рисование хлебобулочных изделий.

Словарная работы:

Расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».

Материалы и оборудование:

Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;

Рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки…);

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;

- «Булочки» , «пирожки» из пенопласта или поролона.

Кукла Колосок (кукольный театр);

Коробка с сюжетными картинками;

Муляжи хлебобулочных изделий;

Плакат «Хлеб - всему голова».

Планируемые результаты:

Иметь представление о нелегком труде хлеборобов;

Дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;

Воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;

Уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;

Уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! - издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

Хлеб - непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети : Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

И на золотой горе можно пропасть с голоду.

Ржаной хлебушко - пшеничному дедушка.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.

Берегите хлеб - он наше богатство.

2. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)

Игра «Жок-жок-жок - это пирожок»

Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Таня, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).

Воспитатель: - Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)

Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.

Хлебное поле, большое раздолье

Оглянись по сторонам

Тут и там, тут и там,

Колосья хлебные растут,

А в них зернышки живут.

Эти зерна непростые,

Они солнцем налитые.

(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)

Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!

(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)

- Какие большие колосья выросли у нас в поле?

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Как колосья качаются на ветру?

(руки на пояс и наклоны в разные стороны)

А я по полю пойду, колоски соберу.

(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)

Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.

Пластилинография.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.

Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий:

Ø бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;

Ø с овсяной мукой - при сердечно - сосудистых заболеваниях;

Ø есть хлеб и для малышей - они обогащены белками, витаминами.

3. Закрепление пройденного.

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель:

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле.

Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени… (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!!! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.

(Достаю коробку)

Воспитатель: А что же в этой коробке!

(Открываем коробку, а там пирожки )

Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.

(Предлагаю ребятам взять пирожки ).

Дети: Берут пирожки.

Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.

(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали на занятии о хлебе?

Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?

Какие стихи о хлебе Вы знаете?

Что вы узнали о профессии хлебороба?

Что Вас взволновало?

Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.

До свидания, ребята.

Занятие закончено.

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




В детском саду каждая учебная неделя имеет свою определенную тему. Это могут быть домашние или дикие животные, овощи или фрукты, птицы или насекомые, транспорт или профессии взрослых. Одной из обязательных во всех возрастных группах считается тематика «Хлеб - всему голова». Все занятия недели закрепляют эту тему: развитие речи и ознакомление с окружающим и природой, беседы и наблюдения. На данную тему проводятся также и занятия по изодеятельности. На этой неделе дети рисуют хлебобулочные изделия, колоски и пшеничное поле. В статье познакомим родителей с тем, как проводится рисование в старшей группе на тему «Хлеб».

Хлебобулочные изделия

Начиная с младшей группы, дети учатся рисовать различные предметные и сюжетные картинки на тему «Хлеб - всему голова». К старшей группе у них уже есть навыки рисования симметричного колоска, булочек и рогаликов. На неделе, посвященной хлебу, с ребятами старшей группы можно запланировать выставку хлебобулочных изделий.

Распределить, кто какую выпечку будет рисовать, может воспитатель, а могут и сами дети по желанию. Затем на отдельных листах бумаги ребята рисуют батон, хлеб, рогалик, булочку, каравай, бублики, пончики и плетенки и т. д. Потом все разнообразие вывешивается на стенд в коридоре. На выставку работ можно пригласить детей младшей группы, родителей, персонал детского сада.

Встреча гостей

В нашей стране существует традиция, следуя которой дорогих гостей встречают с хлебом и солью. Выносят красивый каравай на чистом вышитом рушнике. С детьми пятилетнего возраста в старшей группе рисование на тему «Хлеб» можно провести после рассказа воспитателя про каравай, рассматривания иллюстраций встречи гостей. Отдельно показывают детям образец красивого вышитого рушника. Воспитатель поясняет, как нарисовать большой украшенный хлеб. Посередине его ставится небольшая солонка. По традиции гости должны отломать небольшой кусочек каравая, обмакнуть его в соль и съесть.

Дети за образцом воспитателя рисуют сначала светло-коричневой краской полукруг хлеба. Верхняя часть каравая украшается колосками или цветами того же цвета. Снизу рисуется белый рушник. Края его после высыхания расписывают геометрическим либо растительным орнаментом. В конце рисования сверху располагают солонку. Белую соль можно сделать примакиванием ватной палочки.

Хлеб в корзине

Рисование в старшей группе на данную тему можно запланировать следующее:

1. Сначала дети изображают корзину. Это может быть обычное изделие, плетенное из веточек. Ребенок сначала рисует контуры простым карандашом, разделяя ее на сектора. Только потом закрашиваются мелкие детали, чередуя светлые и темные элементы между собой.

2. Затем после полного высыхания рисуют хлеб и рогалик, оттеняя более светлым оттенком изгибы изделий.

3. Можно в корзину на заднем плане вставить несколько колосков. Для этого нужно прорисовать простым карандашом и затем раскрасить, тоже чередуя цвета.

Такое рисование в старшей группе на тему "Хлеб" можно провести с использованием цветных карандашей или восковых мелков. Так как много мелких деталей.

Обратите внимание: если вы захотите со своим ребенком нарисовать такую картинку дома, то пятилетние дети уже должны понимать пространственное расположение предметов. То, что находится ближе, рисуют более крупного размера, то, что дальше, - маленького. Для рисования корзины используют такой ракурс, когда передняя часть кошелки расположена ниже, не на одном уровне с задней стороной. Видна внутренняя часть емкости. Можно нарисовать ручку для нее, а можно положить на дно корзины салфетку и нарисовать, что с середины ее свисают углы ткани.

Хлебное поле

После занятия по ознакомлению с профессиями взрослых, на котором дети наблюдали за тем, как делают хлеб, какие люди задействованы в процессе создания такого главного продукта на нашем столе, можно закрепить материал на занятии по рисованию в старшей группе. Хлебное поле рисовать несложно, но понадобится предварительная работа.

Сначала за день до занятия нужно будет нарисовать фон голубого цвета, чтобы краска хорошо просохла. На следующий день ребята уже рисуют саму пшеницу, растущую на поле. Можно нарисовать желтые, созревшие полностью колоски, а можно изобразить зеленую поросль.

Дети старшей группы уже учатся изображать движение предметов. Поэтому нужно пояснить детям, что ветер колышет колоски и они наклоняются в разные стороны. Их можно нарисовать и полукругом, опущенными вниз. Когда колосок созревает, зерна становятся тяжелыми и тянут его вниз. Нижняя часть картинки заполняется палочками, на которых держатся зерна. Сверху на голубом небе можно нарисовать белые облака и солнце.

Тематика рисования

В качестве дополнительных идей для рисования в старшей группе на тему "Хлеб" можно предложить следующие варианты:

1. Угощение для кукол.

2. Чаепитие с бубликами.

3. Праздник Пасхи.

4. Бутерброд на завтрак.

5. Любимые пончики.

6. Печем рогалики для бабушки.

Фантазировать можно долго, что позволяет разнообразие хлебобулочных изделий. Можно нарисовать сноп в поле или колоски в вазе. Главное, чтобы дети усвоили, что хлеб - это важный продукт в жизни человека, поэтому его нужно беречь и относиться к нему уважительно.