Дарим цветы        30.06.2019   

Особенности психологического общения с больными детьми. Общение в стационаре с детьми и их родителями

К «особым» группам относят пациентов и семьи (в данном случае детей/родителей), вследствие заболевания или поведения считающиеся «тяжелыми». Такими пациентами считают, например, хронически больных; инвалидов; пациентов, перенесших жестокое обращение; больных раком или умирающих детей. Ухаживающий персонал не лишен чувств и, само собой разумеется, часто принимает близко к сердцу историю жизни ребенка или его семьи. Персонал находится в ситуации между необходимостью профессиональных действий, ответственностью и собственными эмоциями, такими, как сочувствие. Именно при уходе за умирающим ребенком и общении с его семьей ухаживающий персонал может утратить внутреннее равновесие.

Признаки, характеризующие «проблемных» пациентов:

  • отчаяние;
  • агрессивность;
  • депрессия;
  • страх;
  • неуверенность;
  • колебания настроения;
  • отказ от социальных контактов;
  • безучастность, апатия;
  • суицидальные мысли.

Эти признаки требуют от ухаживающего персонала исключительно чуткого и внимательного наблюдения и ухода с одновременным восприятием собственных эмоций и страхов.

Советы для повседневной работы в стационаре

Междисциплинарное обсуждение случая помогает принять общее решение по уходу. Возникающие эмоции и чувства полезно обсудить в коллективе.

Сбор подробного анамнеза способствует лучшему пониманию ситуации пациента.

Следует избегать «борьбы за власть» и не позволять пациенту переходить рамки приличия, так как больные дети могут расширять границы своего поведения. Уважение и признание личности и индивидуальности, понимание и положительное отношение способствуют появлению у ребенка чувства доверия и безопасности. Профессиональная компетентность и принцип ухода, ориентированный на пациента, приводят ребенка к мысли: «Здесь я в безопасности/в надежных руках».

При работе с ребенком полезно активное выслушивание. Страхи и заботы ребенка не следует считать банальными, необходимо разрешать их соответствующим образом.

Психические проблемы, возникающие у детей в больнице

Пребывание в больнице всегда становится для ребенка решающим событием, влияющим на его физическое, умственное и психическое развитие. В связи с этим особое значение при уходе за больным ребенком приобретает уход, ориентированный на семью. При этом родителям необходимо предоставить:

  • все возможности пребывания с ребенком, например, обеспечить совместную госпитализацию, право на пособие по болезни, оформить больничный лист по уходу за ребенком;
  • информацию о вспомогательных службах, например, о социальных работниках, группах самопомощи;
  • информацию о других организациях и службах, готовых помочь, например, осуществляющих присмотр за другими детьми в семье.

Важно также уважать решение родителей, не желающих быть рядом с ребенком.

Выделят три типичных фазы реакции ребенка на пребывание в больнице:

  • фаза протеста: плач, страх, отказ от еды;
  • фаза отчаяния: нормальные взаимоотношения с «чужими», например, с ухаживающим персоналом, однако равнодушие по отношению к родителям, когда они приходят навестить ребенка;
  • при длительной разлуке: апатичное поведение, создается впечатление, что общение с другими людьми ребенка совсем не интересует.
  • разлукой с родителями;
  • незнакомым окружением;
  • меняющимся ухаживающим персоналом;
  • языком и/или другими знаками, которых ребенок не понимает;
  • возможно, незнакомой пищей;
  • новым/незнакомым распорядком дня;
  • болями;
  • ограниченными двигательными возможностями.

Дети младшего возраста плохо представляют себе пребывание в больнице, и именно у них могут появиться страхи. Психическому состоянию ребенка следует уделять особое внимание, чтобы поддержать процесс выздоровления.

«Ответные действия» ухаживающего персонала

Познакомить ребенка с ответственным ухаживающим персоналом и условиями пребывания; уход осуществляет персонал, имеющий отношение к ребенку.

Поприветствовать ребенка и тактично ввести его в повседневную жизнь больницы.

Обеспечивать/поддерживать совместную госпитализацию или неограниченное посещение ребенка.

Обеспечивать максимально возможное присутствие родителей при обследованиях или других вмешательствах (например, введении в наркоз).

Получить информацию об особенностях ребенка, например, выяснить его предпочтения, нелюбимые занятия, язык и т.д.

Разрешить принести любимые вещи, например, плюшевые игрушки, книги, фотографии, любимое покрывало т.д.

Уважать личное пространство, например, стучать в дверь палаты.

В отсутствие родственников адекватно реагировать на желание ребенка приласкаться.

Уважать и учитывать индивидуальные привычки в пище.
Проводить эмоциональную подготовку к приему и жизни в отделении, обследованиям, операциям.

Поддерживать самостоятельность ребенка, хвалить его.

Всегда серьезно воспринимать жалобы на боль или плохое самочувствие, найти медицинское объяснение и утешить ребенка.

Обращаться с ребенком соответственно возрасту.

Обращать внимание на фантазии ребенка и разъяснять их, чтобы развеять страхи.

Предоставлять как можно больше помещений для подвижных игр; предлагать игры, книги, кассеты.

Психические проблемы, возникающие у родителей

Рождение больного ребенка, часто связанная с этим необходимость в тщательном медицинском наблюдении и ранняя разлука с собственным ребенком становятся для родителей тяжелым испытанием. Госпитализация или оперативное лечение ребенка старшего возраста - также кризисная ситуация для родителей или семьи. Именно в самом начале необходимо тактично разъяснить родственникам сложившуюся ситуацию, чтобы способствовать соответствующему обращению с больным ребенком.

Проблемы, связанные с больным ребенком, традиционно касаются в основном женщин. Благодаря работе отцы быстро возвращаются к повседневной жизни, в то время как матери часто проводят большую часть времени с ребенком в больнице. К сожалению, в больницах очень редко есть возможность отвлечься и расслабиться. Сообщение о болезни ребенка кардинально изменяет образ жизни, все начинает вращаться вокруг больного ребенка. Все чаще возникает вопрос: «Почему?». Реакция родителей на резкое изменение привычного образа жизни проявляется в различных областях:

  • в эмоциональной сфере:
    • чувство вины из-за болезни;
    • печаль;
    • гнев/ярость;
    • страх: от неуверенности до паники;
    • чувство одиночества;
    • усталость: также проявляется апатией и безучастностью;
    • беспомощность, шок;
  • в физическом состоянии:
    • любая форма физической боли/мучение;
    • чувство опустошенности;
    • одышка;
    • чувство сдавления в горле;
    • ком в горле;
    • приступы удушья;
    • сухость во рту, потеря аппетита, сердцебиение;
  • в области чувственного восприятия:
    • повышенная или пониженная чувствительность на различные раздражители, например, шум, свет, температуру, запах, вкусовые раздражители;
  • в поведении
    • плач;
    • враждебность по отношению к другим людям, например, к партнеру, больному ребенку, другим детям в семье, ухаживающему персоналу;
    • постоянные мысли о болезни ребенка;
    • нарушения сна, пищевые нарушения, иллюзии;
    • избегание ребенка или мыслей о его болезни, отрицание;
    • беспрестанная гиперактивность, например, постоянная и интенсивная работа;
    • отсутствие действий, например, длительный сон, летаргия.

Дополнительные переживания родителей, страх могут быть вызваны:

  • неосторожными замечаниями персонала;
  • чрезмерным вниманием к ограничениям ребенка<-> отсутствием внимания к способностям и сильным сторонам ребенка;
  • использованием незнакомой медицинской терминологии при беседе;
  • недостаточным поощрением усилий родителей и ребенка.

Таким образом, можно помочь установить доверительные взаимоотношения между персоналом клиники и родителями больного ребенка. Задача ухаживающего персонала заключается в максимально возможном ограничении нагрузки, приходящейся на родителей, и в удовлетворении их потребностей.

Вселять уверенность, информируя родителей (например, разъяснять повседневную работу клиники).

Уделять внимание чувствам родителей, например, при необходимости предоставлять им постоянного партнера для беседы - социального педагога, духовника, психолога.

В интересах ребенка следует прибегать к разговору с родителями, так как они знают ребенка лучше и могут оказать дополнительную помощь или сообщить дополнительную информацию.

Родители и ребенок представляют единое целое, хорошие взаимоотношения с этим сообществом способствуют возрастанию доверия.

Информацию необходимо сообщать родителям. Родители имеют право на все данные, касающиеся их или ребенка. Они должны принимать решения для блага их ребенка. Создавать позитивную атмосферу.

Пытаться поставить себя на место родителей и представить, какие чувства они испытывают.

Уделять внимание собственным чувствам. Сохранять равновесие между сближением и отстранением. При разговоре с «тяжелыми» (в плане общения) пациентами и их родственниками прибегать к помощи вышестоящего персонала.

Родители в отделении интенсивной терапии

Психологическое состояние

Если ребенку показан интенсивный уход и лечение, то для родителей это становится стрессовой ситуацией, часто требующей максимального психического и эмоционального напряжения. Они воспринимают отделение интенсивной терапии, с одной стороны, как источник психического и физического стресса, с другой стороны, как единственное спасение для их ребенка. Вид ребенка и его болезнь вызывают у родителей страх и тревогу, они не в состоянии оценить клиническую картину и должны смириться с мыслью о возможной смерти ребенка. Возможно также чувство вины перед ребенком, например, вынужденного переносить боль. Решение о проведении оперативных вмешательств так же, как и решение о жизни и смерти (об искусственном поддержании жизненных функций), принимают родители. В подобной ситуации появляются чувства беспомощности, бессилия и надежды на медицинскую аппаратуру. Многие родители задают различные «трудные», «неудобные» вопросы, из-за чего их часто воспринимают как «тяжелых», персонал отчасти избегает разговоров с подобными родителями. Однако только регулярные беседы способствуют пониманию сути и причин заболевания ребенка.

Советы для работы в стационаре

Профессиональная компетентность придает уверенность.

  • создание открытой благоприятной атмосферы;
  • регулярные беседы о состоянии ребенка, особенно при длительной госпитализации;
  • предоставление организационной информации, касающейся работы отделения;
  • удобные, легко согласуемые часы посещения;
  • осторожное подведение родителей к ребенку, при первом посещении - в сопровождении сотрудника персонала (для оказания помощи при необходимости);
  • ободрение родителей; следует, чтобы они прикасались к ребенку, гладили его, чувствовали его, обнимали его, разговаривали с ним;
  • поощрение желания родителей участвовать в уходе;
  • серьезное отношение к наблюдениям родителей;
  • постоянное напоминание родителям, что их ребенок круглосуточно находится под наблюдением профессионалов, это время родители должны использовать для успокоения, отдыха и пополнения сил.

В родильном зале: прежде чем забрать ребенка от родителей, необходимо предоставить им возможность увидеть ребенка и прикоснуться к нему; крайне важна короткая беседа о состоянии ребенка. Помогают быстро сделанные фотографии.

Достойное обращение с умирающим ребенком и его родителями: предоставление соответствующего помещения - отдельной комнаты; при желании, присутствие духовника или близких людей; возможно, свечи, спокойная музыка. Учитывать желания и культурные особенности семьи!

Подсказки

Анализировать и уважать собственные чувства.

Сохранять необходимую психологическую дистанцию при общении с пациентом и/или родителями (исключать излишнее сближение и отстранение).

Советы по ведению беседы и предоставлению информации

Перед первым посещением отделения интенсивной терапии следует объяснить родителям, что их ожидает → уменьшение «травмы». Родителей подводят к ребенку как можно более тактично.

Сначала объяснять только важные обстоятельства/избегать чрезмерной информации → слишком большой объем информации родители сначала переносят тяжело; избегать прогнозов.

Создавать положительное представление о медицинской аппаратуре; она улучшает качество ухода за ребенком и гарантирует выживание.

Проводить регулярные беседы с родителями не «на бегу», в коридоре, а на соответствующей «нейтральной территории» (например, в ординаторской).

Для лучшей информированности предложить родителям присутствие на консилиумах, обмен опытом и эмоциональную поддержку.

Предоставить родителям возможность рассказать о своих чувствах и страхах, при необходимости - исправить ложные представления.

Вести беседы доброжелательно, в соответствии с салютогенетическими аспектами, т.е. подчеркивать возможности и сильные стороны ребенка.

Следить за собственными высказываниями; выражений типа «порок», «дефект», «ребенок такой маленький» обязательно избегать!

Дети с хроническими заболеваниями

Появление хронического заболевания в детском возрасте становится тяжелым испытанием, сопровождающимся значительными ограничениями и требованиями как для ребенка, так и для всей семьи. Все, кого затрагивает эта ситуация, испытывают психологическое и социальное давление.

Влияние хронического заболевания на развитие обусловлено:

  • нагрузкой вследствие многочисленных врачебных вмешательств;
  • неизбежно расширяющимся объемом вмешательств;
  • необратимыми повреждениями органов;
  • частыми расставаниями с семьей, друзьями, школьными товарищами из-за госпитализаций;
  • жалостью семьи;
  • влиянием заболевания на повседневную жизнь ребенка;
  • очень строгим соблюдением диеты и/или режима, возможно, имеющих жизненно важное значение (например, диета при фенилкетонурии, целиакии);
  • в некоторых случаях - постоянной угрозой жизни ребенка;
  • невозможностью проведения досуга и занятий, типичных для возраста ребенка.

Эти многосторонние ограничения отрицательно влияют на жизнь и устройство семьи в целом.

Дети при этом воспринимают хроническое заболевание следующим образом.

  • Заболевание как наказание. Соматическое заболевание вызывает отчасти фантазии, отражающие глубоко спрятанные неосознанные страхи. Например, чувство собственной вины за появление заболевания из-за непослушания или нарушения запретов.
  • Заболевание как возмездие за «тайные проступки». Если ребенок воспринимает болезнь как «заслуженное наказание», это негативно скажется на течении заболевания из-за «торможения» внутренних резервов и сил (вследствие отсутствия стимула к борьбе за выздоровление). Угрозы родителей/персонала могут укрепить представления о болезни как о наказании.
  • Операция, ограничение в пище и изоляция: фантазии об увечье из-за соматического вмешательства. В возрасте 3-5 лет подобные фантазии возникают особенно часто из-за только начинающейся идентификации собственного пола. Это может привести к страху, что только что «обнаруженный» половой орган может быть «отрезан» и что ребенок будет изувечен (следует учитывать, например, при частых урологических вмешательствах). Боли, ограничения веде и изоляция воспринимаются или объясняются как наказание, угроза, отверженность и отказ от самого себя.
  • Угроза развитию «Я»: постепенное уменьшение самостоятельности вследствие зависимости от ухаживающих лиц, двигательных ограничений. Частично сопровождается агрессией.

Приобретенная в детском возрасте уверенность в повседневной жизни, несмотря на собственное заболевание, во время полового созревания может опять исчезнуть. Переход от детского возраста к зрелому возрасту, т.е. от хронически больного ребенка к хронически больному подростку/взрослому, становится серьезным физическим и психическим испытанием. В процессе развития подростки должны справиться со следующими задачами:

  • восприятие собственной внешности;
  • налаживание отношений со сверстниками (несмотря на частые госпитализации);
  • определение новых границ поведения, связанных с ограничениями из-за имеющегося заболевания;
  • формирование собственного мнения и системы ценностей, несмотря на физические ограничения;
  • выбор профессии: вследствие заболевания некоторые виды профессий исходно могут быть исключены; удостоверение инвалида может восприниматься как «клеймо».

Отлучение от родительского дома проходит особенно тяжело из-за многолетней зависимости от ухода и медицинского обслуживания.

Обязательно дисциплинированное поведение в отношении алкоголя, наркотиков и никотина, что часто исключает подростка из группы сверстников.

Столкновение с болезнью и возможностью смерти становится составной частью биографии; на каждом жизненном этапе это следует переосмысливать и воспринимать на более высоком уровне.

Советы по работе с хронически больными детьми и подростками

Анализировать собственные представления о болезни и здоровье, обдумывать салютогенетические аспекты.

Тактично обращаться с пациентами.

Чутко и с пониманием относиться к стилю речи и высказываниям детей и подростков.

Уважать личное пространство, например, стучать в дверь палаты, предоставить ухаживающий персонал одного пола с пациентом, учитывать возраст при распределении палат.

Предоставить полноценные сведения об уровне развития пациента.

Вовлекать пациента и родственников в лечебный процесс (в зависимости от уровня развития).

Способствовать формированию личной ответственности.

Воспринимать детей и подростков как совершеннолетних людей, лучше всех знающих свое тело, способных описать происходящие изменения.

Демонстрировать готовность к разговору.

Устанавливать контакты с другими лицами/пациентами.

Проводить медицинские консультации, соответствующие возрасту пациента.

Поощрять и поддерживать уверенность в себе и самостоятельность пациентов, уважать их принципы поведения.

Неполноценные дети (дети-инвалиды)

Выделяют физическую, умственную и психическую неполноценность, она может быть как приобретенной, так и врожденной. У неполноценных детей могут возникнуть препятствия при выполнении различных действий, налаживании социальных контактов и/или самореализации. Существующее в нашем обществе отношение к «здоровью» и «трудоспособности» для таких пациентов и их семей означает жизнь в «изоляции».

Уход за неполноценным ребенком ставит ухаживающий персонал перед необходимостью искреннего размышления на тему «неполноценности» и перед вопросом: «Что это значит - быть не полноценным?».

Основные правила обращения с неполноценными детьми

Необходимо чуткое обращение с ребенком и его семьей. Они очень ранимы и, вследствие приобретенного в повседневной жизни отрицательного опыта, остро чувствуют предубеждения, неуверенность и антипатию. Важно найти, осознать и подчеркнуть сильные стороны семьи → способствует установлению положительной атмосферы при общении.

Восприятие ребенка со всеми его особенностями и характерными чертами.

Уважительное и внимательное обращение при уходе, даже если кажется, что ребенок не воспринимает происходящего.

При госпитализации - уточнение у родителей вопросов, касающихся ребенка: Что улучшает его самочувствие? В чем появляются трудности? Чего ребенок не любит?

Поддержка решения родителей о совместной госпитализации.

Совместная работа с другими специалистами для поддержания и развития способностей ребенка: привлечение воспитательницы/ухаживающего персонала, работающего с неполноценными детьми/педагога по работе с умственно отсталыми детьми.

Советы

Чувствительность неполноценных детей часто сильно повышена, они не всегда адекватно реагируют на тон голоса и прикосновения.

Необходимо совершенствование собственных знаний для лучшего понимания различных видов неполноценности и получения соответствующего эмоционального опыта.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение (издевательство) -самая жестокая форма насилия и злоупотребления силой. Выделяют физические, психические и сексуальные издевательства над детьми. Если следы физического насилия более заметны для посторонних, то психические издевательства могут быть значительно более изощренными; их последствия обнаруживаются, например, только при появлении необычного поведения ребенка. Часто жестокое обращение возникает в ответ на нагрузку и давление, которое взрослые (родители) не в силах больше выдерживать. Частота эпизодов жестокого обращения в семьях с неполноценным ребенком особенно высока. Семьям, в которых имело место жестокое обращение с ребенком, срочно требуется профессиональная помощь, в идеальном случае подобную помощь оказывают до совершения акта насилия.

Признаки физического насилия:

  • отпечаток руки;
  • травмированные ткани в области угла рта при искусственном вскармливании;
  • следы сжатия, например, на шее;
  • ожоги от сигарет;
  • укусы;
  • отпечатки предметов, например, палки или ремня;
  • следы щипков;
  • ожоги паром или кипятком;
  • синяки в различных стадиях рассасывания.

В противоположность повреждениям при падении, обнаруживаемым на наиболее выступающих частях тела (лоб, подбородок, нос, затылок, локти, возвышение большого пальца руки, лодыжки, колени и область над большеберцовыми костями), травмы при жестоком обращении располагаются в области макушки, глаз, щек, слизистой оболочки рта, на разгибательной поверхности предплечья и кистях (непроизвольное защитное движение), спине и ягодицах.

Обращение с детьми, перенесшими издевательства

Передача руководству информации о фактах издевательства над ребенком, даже при отсутствии их подтверждения, в письменном виде.

Немедленное предоставление психологической помощи и поддержки.

Совместная работа со специалистами всех областей: ухаживающий персонал, психологи, социальные педагоги, духовники, воспитатели, врачи и т.д.

Проведение работы с ребенком «в одном ключе» всех членов коллектива, чтобы у пациента не появлялось чувства неуверенности: «Кто хороший, а кто плохой?»

Чуткое обращение с ребенком, без принуждения к рассказам (к даче показаний?).

Создание атмосферы защищенности.

Искреннее и внимательное обращение с ребенком.

Дети из семей иностранцев

Германия - многонациональная страна. Живущие в Германии люди отличаются друг от друга по происхождению, длительности пребывания в стране, социальному статусу, культурным особенностям и языку. Вследствие языкового барьера, а также из-за отличающихся представлений о больнице, обусловленных культурологическими особенностями, могут возникнуть трудности. Для ухаживающего персонала важно анализировать и пересматривать свое отношение к иностранцам. В связи с этим при общении с иностранными детьми и их родителями важно соблюдать следующие правила.

  • Уважительно, достойно относиться к каждому человеку, вне зависимости от его национальности.
  • Учитывать языковой барьер; переспрашивать, все ли было правильно понято.
  • Строить отношения, основанные на доверии. Сначала родители или ребенок могут быть настроены скептически, поскольку они не знают и/или не понимают процесса общения в немецких больницах.
  • При госпитализации спросить родителей об особенностях их культуры, например, об обязательности ухода за девочкой ухаживающим персоналом только женского пола.
  • Обращать внимание на использование простых, кратких формулировок, но не таких, как «немецкий иностранец».
  • При необходимости обращаться за помощью переводчика, особенно при важных или решающих беседах.
  • Следить за использованием терминологии. Не всегда возможно использование медицинских терминов, объяснение при помощи картинок часто более понятно.

Ухаживающий персонал становится связующим звеном между врачами и иностранной семьей. Поскольку ухаживающий персонал часто лучше знаком с языковыми проблемами, при обходах и беседах полезно предлагать свое присутствие; врача и других ставить в известность об имеющихся языковых затруднениях, во время обходов следить за признаками непонимания, при необходимости обращать на это внимание врача.

Во время обходов и других мероприятий следует повторно спросить, все ли было понято; часто пациенты и их родственники сдерживаются и не задают вопросов.

Часто на западную медицину возлагают большие надежды. Ухаживающий персонал, особенно врачебный, пользуется авторитетом.

Необходимо учитывать различные представления о стыдливости, особенно при уходе за девочками.

Важно осведомляться о различных привычках питания и относиться к ним с уважением.

Советы для работы в стационаре

При сборе анамнеза не забыть уточнить основания пребывания в стране.

Подробно объяснить и показать способ применения лекарственных средств.

Необходимо тактично ознакомить пациента и его родственников с повседневной жизнью отделения, и графиком его работы.

Согласовать меню с обычным рационом семьи.

Учитывать предписания, касающиеся личной гигиены: предоставить возможность мыться проточной водой над ванной вместо таза.

Уточнить, какие культурные обычаи следует учитывать при уходе, это создает доброжелательную и уважительную атмосферу.

Умирающие дети

В отличие от смерти взрослого человека, смерть ребенка воспринимается особо. Смерть не вписывается в представление нашего общества о детях и подростках. Для ухаживающего персонала причиной возникающих трудностей при смерти ребенка становятся не только организационные проблемы, но и собственные страхи и опыт. Именно из-за того, что непрерывный прогресс в медицине способствует увеличению выживаемости, смерть ребенка может восприниматься как собственная несостоятельность. Степень угнетающего эффекта смерти на отдельного человека зависит от его понимания жизни и его менталитета.

Умирающий в больнице ребенок требует значительных усилий ухаживающего персонала: несмотря на больничную атмосферу, необходимо обеспечить достойное прощание с ребенком, а родителей поддержать сочувствием. Также следует принимать во внимание и свои чувства.

Советы

Следует предоставить возможность провести последние моменты жизни дома, если это возможно и на то имеется желание ребенка и родителей.

Советы по обращению с умирающим ребенком

Как правило, дети хорошо представляют, что с ними происходит.

Умирающему ребенку требуется искреннее, открытое, уважительное, чуткое обращение и соответствующее общение.

Дети находятся на новом, тяжелом этапе жизни.

Дети ожидают честных ответов на их вопросы.

Дети также проходят через эмоциональную фазу осознания смерти вплоть до принятия этого факта (фазы умирания: 2.9). Несомненно, следует понимать, что какого-либо запланированного процесса умирания не существует.

Следует воспринимать ребенка как личность, не «сводить» к статусу пациента.

Особенности общения с умирающим ребенком охватывают различные области:

  • социальную область, например, следует представлять, насколько ребенку тяжело быть оторванным от привычного окружения;
  • бытовое окружение, где особое значение имеет чуткий, уважительный и ласковый уход;
  • психическую область, где учет психологических потребностей ребенка поможет уменьшить страхи, интенсивность боли;
  • духовную область, так как ребенок нуждается в собственных представлениях о смысле жизни и смерти, фантазиях о том, что будет «после». Дети хотят быть услышанными и серьезно воспринятыми.

Следует замечать страхи ребенка: страх быть покинутым, страх перед болью, страх из-за больничной обстановки и т.д.

Страх может выражаться агрессивным поведением, приступами ярости или плаксивостью.

Умирающие дети нуждаются в родителях/семье, в их утешении и присутствии.

Однако дети могут страдать от чрезмерного родительского надзора, равно как и от эмоций и траура родителей.

Дети нуждаются в определенной «свободе».

Возможна ревность по отношению к здоровым детям или братьям и сестрам.

Потеря возможности физиологических отправлений может вызвать чувство стыда.

Необходимо соблюдать «личное пространство» ребенка и родителей, по возможности, не вторгаться в него.

Подростки особенно переживают несбывшуюся свободу взрослой жизни, потерю будущего, потерю друзей/родственников/знакомых, бессмысленность собственной смерти.

Дети нуждаются в надежде, определенных ритуалах, молитвах, духовных обрядах, чтобы видеть в своем страдании не только отрицательные моменты.

Необходимо предоставить умирающему ребенку и его родственникам достойное помещение.

Следует понимать, что уход за умирающим ребенком - не «наказание», а огромное доверие - ребенок позволяет вам побыть рядом с ним в последние дни и минуты жизни.

Родители умирающих детей

Родители умирающих детей переживают умирание и смерть ребенка как собственную ошибку.

Они испытывают чувство несостоятельности за то, что не смогли дать ребенку лучшую жизнь и/или лучшее здоровье; чувство вины за то, что не использовали все возможности; бессилие и беспомощность.

Смерть ребенка родители переживают как потерю части собственного будущего, сопровождающуюся чувством безнадежности и бессмысленности.

Родителям требуются мужество и силы для искреннего сопровождения и поддержки ребенка.

Родители находятся в состоянии шока, оцепенения, испытывают эмоциональные взрывы, панику и отчаяние.

Родители испытывают непреходящую боль от предстоящей потери.

Родители желают оказаться на месте их ребенка.

Родители могут испытывать чувство вины за снижение внимания к братьям и сестрам умирающего ребенка.

Родителей преследует страх не справиться с ситуацией, не выдержать.

Родителям необходимо не только сочувствие, но и подтверждение правильности их действий, понимание.

Несмотря на огромную физическую и психическую нагрузку, родителям необходимо принимать решения. Советы по общению с родителями

Родственникам необходимо такое же внимание и забота, как и умирающему ребенку.

Важно организовать психологическую поддержку, например, пригласить духовника, социального работника, педагога, психолога.

Необходимы проявление искреннего участия и готовности к разговору, уважительное и достойное общение; не следует прибегать ни к каким «маскам», при разговоре с родителями также лучше описывать свои собственные чувства, но не сосредотачивать беседу на них.

Иногда родители видят в ухаживающем персонале «конкурентов». Слишком активное участие может вызвать у родителей чувство бессилия, возможны сомнения в собственных способностях. Важны осторожные расспросы о степени внимания и участия, желаемого родителями.

Ни у ребенка, ни у родителей невозможно устранить душевную боль. Полезно просто находиться рядом.

Важна возможность поплакать (для всех, в том числе и для ухаживающего персонала) - это помогает снять эмоциональное напряжение.

Иногда ухаживающий персонал испытывает чувство беспомощности, если, например, родители находятся в состоянии оцепенения.

Присутствие ухаживающего персонала само по себе помогает и утешает. Нередко выслушивать важнее, чем говорить.

Выслушивание так же важно, как и молчание.

В наиболее тяжелые моменты часто можно позволить себе сближение. Прикосновение, объятие, участие во взгляде, слезы в глазах, общее молчание могут означать для родителей больше, чем тысяча слов.

Необходимо соблюдать чувство такта: важно почувствовать, когда родителям необходимо остаться одним.

Следует поддерживать самостоятельность родителей, ободрять их, побуждать к принятию собственных решений.

Фотографии умершего ребенка могут быть важны для родителей при переживании горя.

В некоторых ситуациях даже утешающие слова могут быть лишними. Помнить, что, к сожалению, в такой момент родителям ничем нельзя помочь!

Иногда важно оставить чувства без комментариев.

Необходимо предоставить родителям для прощания столько времени, сколько потребуется, при необходимости - вместе с другими членами семьи/друзьями.

Советы ухаживающему персоналу

Ухаживающему персоналу следует:

  • самим проститься с ребенком;
  • пополнить собственные запасы энергии;
  • дать выход собственному горю и усталости.

Анализировать собственные чувства. В повседневной работе также необходимы отстранение и соблюдение дистанции.

После такого тяжелого переживания ухаживающему персоналу также необходимо время для отдыха.

Открытка с соболезнованиями - уместная дань уважения умершему ребенку; о принятии участия в похоронах каждый решает сам для себя.

Испытывать сочувствие, а не жалость: жалость сжигает собственные силы.

Иногда следует прибегать к супервизии: при потере внутреннего покоя, постоянном появлении перед глазами картин из пережитого или мысленном представлении родителей, приходящих и требующих помощи.

Повышение квалификации по теме «Общение с умирающими» придает сил и помогает преодолеть неуверенность.

Подходящие слова:

  • «мне очень жаль»;
  • «это должно быть очень тяжело для Вас»;
  • «я рядом и готов(а) Вас выслушать»;
  • «я не знаю, что я должен (должна) сказать»;
  • «я тоже этого не понимаю»;
  • «как ты с этим всем справляешься?»;
  • «меня это тоже поразило / Я тоже скорблю»;
  • «могу ли я для Вас что-нибудь сделать?»;
  • «есть ли люди, которые Вам сейчас необходимы и которым я мог (могла) бы позвонить?».

Приемное отделение – зеркало детской больницы. Чистота, уют, отсутствие суеты при приеме детей в больницу создают благоприятное впечатление о лечебно учреждении, уменьшают тревогу и настороженность у больных и их родителей.

Больничная обстановка при поступлении (особенно впервые) в стационар оказывает на многих детей отрицательное воздействие. Госпитализируемый ребенок с обостренным вниманием следит за действиями, поведением медицинских работников приемного отделения.

От внимательных, настороженных глаз больных детей и их родителей нельзя скрыть безразличие, а порой грубость и бестактность медицинского персонала, отсутствие у него чувства сострадания.

Медицинская сестра и больной ребенок - первая встреча

В приемном отделении оформляют медицинскую документацию на больного, измеряют температуру тела, определяют рост и массу тела, проводят объективное обследование по системам, санитарную обработку больного. В случае необходимости больному оказывают первую медицинскую помощь.

От профессиональной эрудиции медицинской сестры приемного отделения, правильности решения некоторых организационных вопросов, своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, внимательного и чуткого отношения к больному и его родственникам во многом зависит характер эмоционально-поведенческих реакций ребенка, вызванных госпитализацией в стационар.

Задача медицинской сестры – как можно быстрее снять психоэмоциональное напряжение у ребенка и его родителей. От того, насколько хорошо проведет медицинская сестра первую беседу в приемном отделении, будут зависеть выраженность эмоционального напряжения и характер адаптации ребенка к стационару.

Медицинская сестра и больной ребенок - характер поведенческих реакций у детей

По данным систематических наблюдений за характером поведенческих реакций при поступлении в стационар, проведенных у 264 детей разного возраста, и по результатам опроса специально разработанными анкетами для детей и медицинских сестер приемного отделения, пациенты были разделены на три группы:

Первая – со спокойной реакцией на госпитализацию (64,5% детей).
Вторая – с умеренно выраженной негативной реакцией (27,8%).
Третья – с резко выраженной негативной реакцией (7,7%).

В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и резко выраженные).

Анализ проведенных наблюдений показал, что в первой группе (со спокойной реакцией на госпитализацию) 70% составили дети школьного возраста (почти все – из организованных коллективов), 85% из них ранее лечились в стационаре. Большинство детей назвали основной мотив госпитализации – «желание быть здоровым». Осознание самими детьми необходимости госпитализации – главная причина спокойных поведенческих реакций в этой группе больных. Отсюда следует, что у старших детей желательно вырабатывать при госпитализации активную установку на лечение в стационаре.

Во второй группе больных (с умеренно выраженной негативной реакцией на госпитализацию) 50% составили школьники, а остальные – дети ясельного и дошкольного возраста. Большинство из этих детей (93%) были единственным ребенком в семье.

В третью группу (с резко выраженной негативной реакцией на госпитализацию) вошли преимущественно дети раннего возраста, из них 60% - из организованных коллективов в возрасте до 3 лет и впервые госпитализированных в стационар. Единственным ребенком в семье были 80% детей третьей группы.

У девочек негативные реакции наблюдались чаще, чем у мальчиков.

Таким образом, наблюдения показали, что реакция детей на госпитализацию может быть как спокойной, так и резко выраженной негативной. Из всех факторов, которые могут влиять на характер поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание в организованном коллективе.

Почему столь важно правильно оценить характер эмоционально-поведенческих реакций у ребенка еще в приемном отделении? Потому что эмоциональный стресс при госпитализации может повлиять на ход адаптации к пребыванию в стационаре, эффективность лечения и сроки выздоровления.

Медицинская сестра и больной ребенок - создаем благоприятную обстановку

Думается, что если медицинская сестра уже при оформлении титульной стороны истории болезни обратит внимание на указанные нами факторы, то она в какой-то мере сможет прогнозировать возникновение негативных реакций при последующем осмотре и обследовании ребенка. Сможет предупредить их появление или уменьшить их выраженность путем создания оптимальной психологической обстановки в приемном отделении в данный момент.

В этой связи важную роль играет соответствующее оформление приемного отделения: яркие игрушки, картины ни стенах с изображением любимых героев из детских сказок, стенды со снимками детей, находящихся в стационаре, и пр. Все это переключает внимание ребенка, меняет его представление о больнице, ослабляет негативную реакцию на разлуку с близкими людьми.

Должна уметь создать такую обстановку и так подойти к больному ребенку, чтобы не запугать его предстоящим осмотром, а сделать его занимательным и интересным.

Можно по этому поводу привести воспоминания профессора С.С. Вайля о том, как хороший детский врач, лечивший его маленького внука, первый осмотр начал с того, что предложил малышу нажимать поочередно на пуговицы своего пиджака, и каждый раз при этом пищать по-разному. Ребенок охотно включился в игру, и осмотр был уже продолжением забавы. Каждого последующего посещения врача он ожидал не со страхом, а с нетерпением.

Очень важен в работе сестры приемного покоя хороший эмоциональный тонус – улыбка при обращении к ребенку, приятный ласковый голос, спокойный разговор. При обращении к больному ребенку нельзя «сюсюкать», искажать слова, разговорная речь должна быть правильной.

Медицинская сестра и больной ребенок - беседа с родителями

К родителям ребенка желательно обращаться по имени отчеству, на «Вы». Такая форма обращения ориентирует родителей на соответствующую форму обращения к медицинской сестре.

Во время беседы с родителями большое значение имеют тональность голоса, выражение лица медицинской сестры . Нельзя допускать, чтобы расспрос родителей о болезни ребенка звучал «как допрос».

Подавленная болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию на госпитализацию.

В подобных случаях врачу придется приложить немало усилий, чтобы восстановить контакт с родителями. Лучший способ расположить мать к себе – сказать несколько хороших слов о ее ребенке. Ведь дети всегда восхищают своей непосредственностью, они всегда по-своему красивы.

Негативные реакции на госпитализацию у детей усиливаются в случаях, если родители не могут сдержать своих чувств, при больных детях – плачут или «причитают» перед разлукой с ними. Больной не должен видеть слезы, тревогу в глазах матери.

В подобных случаях нужно успокоить, отвлечь каким-либо разговором, сообщить ей, в каком отделении будет находиться ее ребенок, дать номер телефона, по которому близкие могут получить сведения о состоянии ребенка, указать, в какое время дня можно звонить для этого в детское учреждение.

По мнению медицинских сестер приемных отделений, психологическая подготовка матери перед направлением ребенка в стационар должна проводиться еще в поликлинике.

Таким образом, в приемном отделении должно быть исключено любое психотравмирующее воздействие на ребенка и родителей. Необходимо учитывать эмоциональный статус ребенка при поступлении в больницу. Это позволит более эффективно осуществлять контроль адаптации к стационару и прогнозировать ее нарушения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию

Для студентов 2 курса

По специальности педиатрия

Дисциплина: Введение в специальность

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА-ПЕДИАТРА С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ»

Саратов - 2012

Тема: «Особенности общения врача-педиатра с больным ребенком»

1. Место проведения: учебная комната кафедры госпитальной, поликлинической педиатрии и неонатологии, палата для детей младшего возраста (палата для детей старшего возраста).

2. Продолжительность семинара: 4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа –50 мин.)

3. Цель занятия:- привить студенту навыки практического общения с пациентамиразличных возрастных групп (грудного, младшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов) в стационаре соматического профиля.Развивать знания основ психологической и педагогической наук, научных дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве врача, продолжать формирование мировоззрения, развитие профессиональных способностей и качеств студентов как будущих врачей-педиатров. Применять на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной деятельности.

4.Мотивационная характеристика занятия: Болезнь оказывает психогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она заставляет изменять свои планы на будущее, вносит коррективы в настоящее, в ряде случаев возникает трансформация системы жизненных ценностей.При тяжелой и/ или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации его важных физиологических потребностей, вызывает целый каскад фрустраций. Негативное отношение к болезни со стороны окружающих усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может провоцировать социальную и психологическую беспомощность.

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правиль­ная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физиче­ского развития ребенка.

Взаимоотношения врача и больного, а также врача и родст­венников больного или его доверенных лиц было и всегда будет основой медицинской практики. Даже самая совершенная тех­ника не заменит взаимодействия врача и больного. Хороший ре­зультат в практической медицине может дать только сочетание доверительных человеческих отношений между врачом и паци­ентом с применением новейших достижений в диагностике и ле­чении.


5.В результате занятия:

Студент должен знать :

1. Организацию работы и роль режима детского соматического стационара;

2. Суть педагогического аспекта профессиональной деятельности врача и медицинского воспитания;

3. Принятые в обществе моральные и правовые нормы; правила врачебной этики; законы и нормативные правовые акты по работе; сохранять врачебную тайну;

4. Этапы психического развития ребенка;

5. Развитие соматического заболевания и реагирование личности на болезнь;

6. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ);

7. Классификацию типов реакции личности на болезнь;

8. Психологические аспекты общения с больным ребенком (варианты подходов к ребенку);

9. Типы темперамента и методику его определения;

10. Основные типы акцентуаций характера и методику определения.

Студент должен уметь :

1. Использовать коммуникативные техники при общении с больными детьми;

2. Применять полученные знания в практике воспитания пациентов;

3. Собрать жалобы у больного (его родителей);

4. Собрать анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3-х лет);

5. Собрать анамнез жизни ребенка старшего возраста;

6. Собрать и изучить семейный анамнез;

7. Полученные данные семейного анамнеза отобразить графически – составить генеалогическую карту данного пациента;

8. Собрать данные о материально-бытовых условиях семьи, где живет и воспитывается данный пациент;

9. Дать заключение по анамнезу жизни и заболевания;

10. Уметь предположить – какая система поражена у больного, острое или хроническое заболевание имеет место в данной ситуации, какие отрицательные факторы могли спровоцировать формирование настоящего заболевания или отягощать его;

11. Оценить состояние больного, положение в постели, сознание, настроение, сон;

12. Провести осмотр больного по органам и системам, дать предварительное заключение.

13. Определить искомую акцентуацию характера по данным проведенного тестирования (по Г. Шмишеку)

14. Определить темперамент пациента (по Г. Айзенку)

15. Выступить с публичной речью, вести дискуссии и полемики, редактировать тексты профессионального содержания;

16. Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в условиях клиники;

17. Сотрудничать с больным ребенком; обучать детей, подростков правилам медицинского поведения, гигиеническим процедурам;

18. Формировать навыки здорового образа жизни;

19. Разрешать возможные конфликтные ситуации в условиях детского стационара.

Студент должен ознакомиться:

1. С перечнем необходимых документов и правилами госпитализации ребенка в соматический стационар;

2. С правилами санитарно – гигиенического режима пребывания детей подростков и членов их семей в педиатрическом соматическом стационаре;

3. С больными различного профиля и их родственниками; выявлять предпочтения с учётом индивидуальных особенностей, психоэмоционального и психологического статуса больного.

ТЕМА: «Психология больного ребенка»

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные изменения, которые позволяют индивидууму с определенной степенью успешности адаптироваться в окружающей среде. Каждый этап индивидуального развития зависит как от конституциональных (генетических) факторов, так и от влияния окружающей среды, особенностей воспитания и различных вредоносных факторов, включая болезни. Особое значение имеют особенности личности (характера) больного ребенка.

Индивидуальное развитие характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, отражающими ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням психической деятельности. В онтогенезе личности исследователи выделяют определенные качественно специфические стадии, или этапы, названия и количество которых различаются у разных авторов. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личности является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности.

Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами деятельности. На этом этапе вначале (3-5 лет) приобретаются более простые, а затем (9-12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физической и социальной среды.

Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15-16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в значительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное переживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С данного периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап (интеграция) - это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношеском возрасте.

Влияние болезни на психическое развитие ребенка младенческого возраста

С давних пор известно, что ряд болезней (некоторые нейроинфекции, детские инфекционные болезни) может остановить психическое развитие ребенка. Однако задержка развития психики может возникнуть не только вследствие самих болезней и связанного с ними поражения головного мозга, но и вследствие влияния среды, в которой находится ребенок. Наиболее известными причинами задержки психического развития являются случаи так называемой педагогической запущенности и госпитализма. В этих случаях в результате неадекватных условий развития ребенок лишен возможности контактов со взрослыми, благодаря которым у него формируется эмоциональность, создается возможность получать информацию и накапливать запас знаний, усваивать более сложные формы поведения. Особенно неблагоприятно сказывается дефицит общения со взрослыми в первый год жизни ребенка или в младенческом возрасте.

Младенческий возраст подразделяется на три этапа:

    новорожденность (первые 4-6 недель), когда ребенок подготавливается к общению со взрослыми;

    первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

    второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Явления госпитализма, обусловленные дефицитом общения ребенка со взрослыми в первый год жизни, могут возникать при длительном нахождении его в медицинском стационаре, где педагогическая работа с грудными детьми неудовлетворительна. Помимо этого о госпитализме (от лат. hospitallers - гостеприимный) говорят при раннем разлучении ребенка с матерью (помещение в дом ребенка, а также, если ребенок находится в семье, где ему не уделяется необходимого внимания (асоциальные семьи, малоэмоциональные «холодные» матери)).

Не имея достаточного контакта со взрослыми, ребенок испытывает резкий дефицит эмоционально-сенсорной стимуляции - психическую депривацию, которая возникает вследствие такой жизненной ситуации, когда субъект не получает на протяжении длительного времени удовлетворения жизненно необходимых психических потребностей. Нахождение ребенка в условиях психической депривации, когда его внешний мир ограничивается рамками кроватки и висящими над ней одними и теми же игрушками, приводит к постепенному угасанию интереса к внешним раздражителям, в том числе и к общению со взрослыми.

В развитии явлений госпитализма прослеживается определенная динамика. При разлучении ребенка с матерью или другим близким человеком (особенно начиная с 6-месячного возраста, когда появляется нормальная потребность в общении) он вначале плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция «бегства», если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, его реакции на окружающее сводятся к минимуму, он уже не кричит, у него исчезают мимические выражения. Р.Спитц, занимавшийся проблемой госпитализма, возникающее при этом состояние крайней пассивности, выраженной апатии определял как «депрессию зависимости». Более распространенным термином, обозначающим подобные состояния у детей, который использовал в своем учебнике и Г.К.Ушаков, является аналитическая депрессия - «опирающаяся», зависящая от взаимоотношений с матерью.

Важнейшими психическими составляющими анаклитической депрессии являются атония и апатия, лишающие малыша вкуса к общению. Отмечаются также физические симптомы депрессии: бессонница, полный или частичный отказ от пищи, подверженность инфекциям, приостановка роста. Наиболее ярко депрессивные нарушения проявляются в поведении ребенка. На фоне общего снижения активности и безразличия, когда ребенок не реагирует на лица людей и новые игрушки, не кричит, если голоден или обмочился, У него повышается внимание и интерес к неодушевленным предметам и частям своего тела.

В дальнейшем можно наблюдать отставание в психоэмоциональном развитии ребенка. Сокращающийся объем вокализации отрицательно сказывается на дальнейшем развитии речи. В особо выраженных случаях наряду с задержкой общих темпов развития (способность самостоятельно сидеть, ходить и др.) отмечается утрата ранее приобретенных навыков. Внешне такие дети производят впечатление детей с глубокой задержкой нервно-психического развития, что действительно может иметь место в дальнейшем, если своевременно не будет поставлен диагноз и приняты меры по реабилитации. Перечисленные отклонения в основном обратимы, но для их устранения требуется активная помощь педагогов и психологов в течение длительного времени.

Гораздо более важными в работе медицинских учреждений являются мероприятия по предупреждению развития явлений госпитализма. Для этого целесообразно в максимально возможной степени сохранить контакт матери или другого близкого лица с ребенком во время пребывания его в стационаре, разрешать уход и общение. Если такая возможность отсутствует, то детям, помимо собственно медицинской помощи, требуется помощь лечебно-педагогическая. Недопустимо, чтобы уход за грудным ребенком сводился только к его кормлению и смене пеленок. Важно участие в уходе за ребенком педагогов, имеющихся в штате крупных больниц, а также использование эмоционально-игрового контакта с детьми в работе врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Реакция на болезнь у детей старше года

В детском возрасте наиболее четко выражены зависимость отношения к болезни и к пребыванию в больнице, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка и условий, в которых он воспитывается, а с другой - от этапа развития психики и степени зрелости его личностных особенностей.

У детей младшего возраста вследствие того, что самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. В связи с тем, что еще не определилось «чувство болезни», жалобы ребенка, как правило, скудны. Помимо жалоб на боль, о заболевании может свидетельствовать его изменившееся поведение. Ребенок становится капризным, начинает ныть, не давая покоя матери, отказывается от еды и т.п. Может изменяться активность: он вял, перестает играть, все время стремится прилечь. Невротические и другие психогенные реакции на саму болезнь у детей дошкольного и младшего школьного возраста встречаются редко. Гораздо более выраженные реакции, дети дают на обстоятельства и манипуляции, связанные с болезнью.

Наиболее травмирующим моментом для многих детей, особенно не посещавших ранее детских дошкольных "учреждений, является госпитализация, воспринимаемая ими гораздо драматичнее по сравнению со взрослыми. Если взрослый человек, понимая ценность здоровья, согласен терпеть временные неудобства и неприятные манипуляции, то для ребенка госпитализация - это отрыв от родных, привычной обстановки и перспектива болезненных процедур.

Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеет конкретного значения. Для него важно отсутствие матери в данный момент и не имеет значения обещание, что мама придет. Сознательная реакция на присутствие матери у здорового ребенка выявляется уже к концу первого года жизни, и с этого времени можно наблюдать психогенные реакции на «отрыв» от матери. Педиатры отмечают, что дети, которые воспитываются в детских коллективах (ясли-сад), быстрее адаптируются к изменениям обстановки и лучше переносят болезненные и неприятные манипуляции.

При помещении в больницу без предварительной подготовки по экстренным показаниям у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. Ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. У некоторых детей явления протеста затем достаточно быстро редуцируются, и у них складываются хорошие отношения с врачом, обслуживающим персоналом и другими больными детьми.

У других пациентов могут возникнуть невротические расстройства, включающие также аффективные проявления. В основе их развития лежат механизмы фрустрации (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание). Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребности быть рядом с матерью, проявляется эмоциональным дискомфортом ребенка, его беспокойством, а иногда - отчаянием. В этом состоянии ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещениях родных у него наблюдается бурная реакция отчаяния с требованием забрать его домой. Другие дети, напротив, становятся тихими, пассивными, ни на что не жалуются, при общении с родителями также тихо и монотонно плачут.

Невротические состояния и депрессивные расстройства, возникающие у детей младшего возраста как реакция на госпитализацию, проявляются преимущественно вегетативно-соматическими нарушениями. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить расстройства дефекации, энурез, рвоту, повышение температуры, обмороки. Как проявления депрессии у детей Г.К.Ушаков выделял ночные страхи, двигательное беспокойство, анорексию, нервный зуд, дисфории. Подобные расстройства могут усложнять диагностику и лечение основного заболевания, для их верификации иногда требуется квалифицированная консультация детского психиатра.

Реакции детей на госпитализацию зависят от доминирующих черт характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение в стационар и проводимое лечение воспринимают как наказание. Своеобразное наблюдение было сделано педиатрами: дети значительно легче переносят уколы в руку, чем в ягодицы, поскольку последние воскрешают у них горькие впечатления, связанные с побоями, наказаниями.

Если родители всегда проявляли повышенное беспокойство о здоровье ребенка, со страхом говорили о больнице, то госпитализация такого ребенка всегда вызывает у него чувство страха, особенно если это ребенок дошкольного возраста. Для ослабления беспокойства и рассеивания страхов необходимо больше внимания уделять разговорам с ребенком, выяснению характера страхов.

Часто ребенок, воспитываемый как «кумир семьи» или в условиях «культа болезни», в больнице оказывается совершенно беспомощным, так как не имеет навыков самообслуживания и может подвергаться насмешкам товарищей по палате. Дети же, воспитываемые в условиях гиперопеки, особенно дети младшего школьного возраста, могут проявлять повышенный интерес к состоянию своего здоровья, испытывать в связи с этим беспокойство или, напротив, скрывать болезненные проявления во избежание запретов, которые на них обычно налагались в домашних условиях при любом недомогании.

Врачи-педиатры также должны помнить, что у них могут находиться на лечении дети с расстройствами интеллекта или другими видами психопатологии. Иногда реакции таких детей бывают настолько необычны, что дают основание врачу общесоматического профиля предполагать у них патологию психической деятельности (олигофрению, психопатоподобное поведение как результат органических заболеваний головного мозга, шизофрении).

Помимо детей с явной психопатологией могут наблюдаться дети с явлениями так называемого дизонтогенеза, реакции которых тоже не всегда понятны окружающим, и подход к ним должен быть особым. У детей с явлениями дизонтогенеза в результате патологии психического развития наблюдается дисгармония в развитии физических и психических функций с некоторым опережением психического развития. У них может наблюдаться изменение психической активности, нарушение коммуникативности (интерперсональных отношений) и координации психической деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке. Дети не отпускают их ни на шаг, ходят за ними по пятам, короткие отлучки вызывают бурную реакцию, сопровождающуюся плачем. Помещение таких детей в детские учреждения или в больницу всегда заканчивается неудачей. В данных случаях необходима консультация психиатра.

В других случаях отмечается холодное, ровное отношение ко всем взрослым; ребенок спокойно, без слез и эмоциональной реакции, идет к близким и незнакомым людям, формально подчиняется режиму, но не вступает в контакт с окружающими.

Эти особенности развития ребенка могут не обращать на себя внимания родителей и не оцениваться ими как патология. Помещение ребенка в общесоматическую больницу обычно выявляет указанные особенности поведения. Врач должен уметь объяснить родителям, что такое поведение не является результатом чрезмерной любви к матери или дисциплинированности ребенка, а служит проявлением особенностей его психики, затрудняющим адаптацию. Иногда, в случае серьезных затруднений в работе с такими детьми, врач в ненавязчивой форме может рекомендовать родителям консультацию у специалистов - детского психиатра или психолога.

Особенности работы с детьми определяются особенностями их психики. Они характеризуются большей впечатлительностью, ранимостью в случае неблагоприятных воздействий внешней среды, недостаточно развитой критикой по отношению к себе и происходящему вокруг. Если у ребенка уже есть опыт общения с медициной, важно знать, каков он. Если ребенка раньше пугали врачами или какими-либо медицинскими манипуляциями, у него могут возникнуть болезненные фантазии о том, что болезнь и все неприятные воздействия, ею вызванные, – это наказание ему за какие-то провинности. Большинство родителей первые признаки заболевания замечают по изменившемуся поведению ребенка: он меньше играет, становится менее активным и более замкнутым, больше капризничает, плохо ест. Совершенно иная, чем у взрослых, реакция у детей на внешние раздражители, особенно на боль. Отсюда следует и соответствующее отношение медицинских работников ко всем медицинским манипуляциям с детским организмом, сопровождающимся болью. Врач должен помнить, что, испытав однажды боль от медицинского вмешательства, ребенок впредь будет со страхом и опаской относиться и к другим действиям медицинского персонала. По мере возможности все врачебные назначения должны выполняться безболезненно для ребенка. Можно и нужно использовать повышенную внушаемость ребенка, говорить с ним спокойно и уверенно, умело шутить. В ряде случаев ребенка лучше просто отвлечь, учитывая, что отрицательные эмоции легче вытеснить более сильными, положительными, чем снять уговорами. При любых страхах важно выяснить, чего конкретно боится пациент, а лишь потом пытаться развеять их. Медицинским работникам стационарных педиатрических учреждений не следует забывать о том, как тяжело большинство детей переносят разлуку с родителями, особенно если это произошло внезапно. Особенно скрупулезно необходимо подходить к вопросу госпитализации детей до 3 лет. Стационарного лечения в этом возрасте желательно избегать и госпитализировать детей только при острой необходимости. Если представляется возможным, ребенка нужно заранее познакомить с больничной средой, лечащим врачом. При расставании с матерью не следует обманывать ребенка, прибегать к уловкам. После ее ухода медицинская сестра должна некоторое время уделить вновь поступившему, почитать или поиграть с ним. В больничной палате ребенка будет волновать буквально все: и цвет стен, и особенности одежды медицинского персонала, и поведение соседей по палате, и многое другое. Порой ребенка волнует то, на что он раньше и никак не реагировал, то, что он раньше просто не замечал. Для предсказания особенностей реагирования того или иного ребенка на разные события его больничной жизни желательно больше знать о характере маленького пациента, его привычках, особенностях нервной системы. Острое потрясение при госпитализации условно можно разделить на три стадии. Первая – протест против всего, выражающийся в постоянном беспокойстве, плаче, возбуждении. Вторая – отчаяние, которое развивается у ребенка, потерявшего надежду на перемены к лучшему, которое может привести к депрессивному состоянию. Третью стадию можно назвать привыканием, адаптацией: ребенок перестает беспокоиться, начинает интересоваться окружающей обстановкой, может подружиться с медицинской сестрой и соседями по палате. Реакция психики может быть разной степени выраженности, может приводить и к разрегулированию механизмов адаптации, и выражаться в подавленном, угнетенном состоянии, частых беспричинных слезах. Почти всегда присоединяется нарушение физиологических отправлений: сна, аппетита, мочеиспускания, дефекации и др. Такие нарушения могут приводить к чувству ложного стыда и затруднять откровенное общение с врачом. Задача врача – разрушить этот психологический барьер. В общении врач обязан помнить, что больному ребенку тяжелее, а маленькому почти невозможно себя контролировать. Когда это сделать удалось, облегчаются дальнейшие разъяснения необходимых медицинских воздействий и манипуляций. Это особенно важно, если речь идет о хирургическом вмешательстве. Так, например, старшим детям становится легче что-либо разъяснять, а младших проще уговорить, убедить, что их не ждет ничего страшного, они становятся более открытыми и доступными для контакта. При уговорах нередко бывает эффективным метод привлечения к разрешению конфликта других детей, уже адаптировавшихся к больничной среде. Одни и те же разъяснения будут более эффективными, если ребенок, находящийся в состоянии страха и неуверенности, получит их от своего соседа по палате, чем от медицинского работника. Имеет значение и манера обращения медицинского персонала к детям. Наиболее удачным является обычное обращение по имени, нужно избегать прозвищ, а также шаблонных схематизированных обращений. Врач должен учитывать возраст ребенка, уровень его интеллекта и жизненный опыт, опыт общения с медиками. Созданию продуктивного контакта между врачом и больным ребенком будет способствовать обстановка, сложившаяся в отделении, больнице в целом. Она должна максимально напоминать домашнюю. Ребенку должны быть доступны игрушки, игры, книги, в коридорах должны быть цветы или просто растения, медицинский персонал не должен быть излишне строг, больным детям нужно больше прощать. О личности ребенка, взаимоотношениях его с окружающими многое могут рассказать игры, в которые играет ребенок, взаимоотношения, которые он в это время выстраивает с игрушками и другими детьми. Игра предоставляет возможности как для познания детской личности, так и для воздействия на нее. Не стоит забывать и о родителях госпитализированных детей. Педиатр должен помнить о тесной психологической зависимости матери и ребенка, он должен располагать информацией о семье, в которой растет его пациент, и быть особенно внимательным к ребенку, рожденному или растущему в неполной семье. Многие из таких детей не были желанными, и, если им об этом известно, их психическое состояние постоянно страдает от отсутствия самого главного в жизни маленького члена общества – уверенности в материнской защите. Работа педиатра с родителями должна учитывать два основных аспекта: родители переживают не меньше ребенка и нуждаются в адекватном успокоении, оно будет эффективнее, если врач не будет ждать, пока взволнованные родители засыплют его вопросами, порой не по существу, а при госпитализации и в дальнейшем с определенной периодичностью будет проводить с ними краткую разъяснительную работу. В этом случае родители будут просто спокойно ждать очередного свидания с врачом в назначенное им время, а не прорываться к нему в неурочное время, нарушая при этом санитарно-эпидемиологический режим и распорядок работы отделения. Вторым важным аспектом является влияние настроения родителей на настроение ребенка. Мать или отец, удовлетворенные продуктивной беседой с врачом, окажут наилучшее психотерапевтическое воздействие на ребенка. Поведение родителей во время болезни ребенка во многом зависит от отношения к нему, предшествующего опыта общения с педиатром. Очень тяжело переживают любое болезненное состояние своего ребенка родители, пережившие смерть другого ребенка. Встречается и диаметрально противоположное – безразличное, легкомысленное, безответственное отношение к болезням детей. С легкомысленным отношением иногда приходится встречаться в многодетных семьях, наиболее часто в социально неблагополучных. Особые психологические проблемы возникают при необходимости хирургического лечения. Ребенок, нуждающийся в операции, должен быть соответствующим образом подготовлен к ней, он должен располагать информацией о том, что ему предстоит, в объеме, который способен воспринять в соответствии со своим возрастом и интеллектом. По возможности нужно подбирать соседей по палате так, чтобы они могли между собой обсуждать сходные проблемы, связанные с хирургическим лечением, поддерживать друг друга. Как правило, дети охотно помогают своим соседям по палате, заменяя при необходимости сестру или санитарку. Родители и ребенок должны четко представлять, чего они могут ожидать от операции, и не рассчитывать на то, что не является целью операции. Целесообразно остановиться на реакции психики ребенка и родителей на острое и хроническое заболевание. Острое заболевание нетяжелого характера, переносимое в привычных домашних условиях, редко приводит к особому беспокойству. Тяжелее психологическая реакция у хронических больных, особенно если заболевание тяжелое, длительно протекающее и (или) неизлечимое. Немаловажное значение имеет и тот факт, является ли заболевание врожденным, прогрессирующим со временем или приобретенным. Тяжелые неизлечимые заболевания детей часто вызывают бурную эмоциональную реакцию у родителей. Они могут необоснованно обвинять врачей в неправильном лечении, ходить от одного врача к другому в надежде на новые методы лечения, заниматься самолечением или даже обращаться к экстрасенсам и знахарям. У родителей может развиться чувство вины, они начинают заниматься самобичеванием или взаимными обвинениями, что оказывает негативное влияние на обстановку в семье в целом в тот момент, когда, наоборот, все члены семьи должны сплотиться в борьбе с недугом и помогать друг другу. Медицинские работники должны помочь родителям осознать факт тяжелой болезни их ребенка и их возможности в борьбе с ним. Еще важнее помочь ребенку приспособиться к новым условиям существования в связи с наступившей болезнью. Самая сложная ситуация создается в том случае, если заболевание неизлечимо, смертельно. Врачу очень трудно сообщить сам диагноз такого заболевания родителям, это неизбежно вызовет тяжелое потрясение, поэтому врач должен делать такое заявление только после завершения всех обследований и при наличии полной своей уверенности в диагнозе. В первый момент после сообщения реакция может быть разнообразной: страх, горечь неизбежной утраты, недопонимание происходящего, могут быть агрессивность со стороны родителей и высказывания необоснованных страшных обвинений, о которых они впоследствии жалеют. Их сознание сначала отказывается воспринимать страшную весть, и они вновь и вновь обращаются к доктору с просьбой объяснить, в которой подразумевается скрытая надежда на иной диагноз и прогноз. Даже после разъяснений они многократно переспрашивают врача о реальном положении. Следующий этап – подготовка родственников ребенка к предстоящей неизбежной трагедии, связанной с его смертью. Помимо сообщения о реальном положении больного, необходимо поддержание слабой надежды на выздоровление, даже если врач уверен в прогнозе. Он должен разъяснять, что течение заболевания может быть различным, бывают длительные периоды ремиссии, наука идет вперед и изобретает новые методы лечения тяжелых заболеваний. Лечение такого ребенка должно носить общеукрепляющий характер, поддерживающий его физические силы. Во время пребывания такого больного в стационаре возможность посещений его родственниками должна ограничиваться минимально, это оказывает благоприятное влияние как на ребенка, так и на его семью. Если состояние позволяет, доктор должен найти возможность отпускать пациента с родственниками в краткосрочные поездки, прогулки. По мере ухудшения состояния больного, наступления рецидива заболевания после продолжительной ремиссии меняется психологическое состояние родителей. Отрицание факта тяжелой болезни сменяется пониманием неизбежности ее трагического исхода, все в их жизни отодвигается на задний план, кроме событий, связанных с состоянием ребенка. Сам ребенок реагирует на факт своей тяжелой болезни по-разному, многое в его реакции зависит от возраста. Обычно он не может осознать, что значит быть неизлечимо больным и что он может умереть. Дети школьного, иногда и более младшего возраста могут ощущать приближение смерти. Они впадают в депрессию, испытывают полное равнодушие ко всему. Реже наблюдается реакция отрицания самого факта болезни. В момент смерти медицинский персонал должен помочь родителям пережить произошедшую трагедию, к их горю необходимо проявить чуткое внимание и понимание. Многие родители стремятся еще раз встретиться с врачом, обсудить еще раз все, что произошло, просто еще раз поговорить о пережитом, тем самым облегчить свои страдания. Задача врача – внимательно выслушать, посочувствовать, убедить, что было сделано все возможное как со стороны медицинских работников, так и родителей, и постараться направить их мысли в позитивное русло, обратить внимание на оставшихся детей, напомнить, что их жизнь продолжается, и помочь им вспомнить свои интересы в прошлом. Кроме своего горя, родители умершего ребенка должны помнить, что не только они пережили тяжелый стресс, но и другие их дети. У них могут возникнуть болезненные реакции, страхи, поэтому такие дети нуждаются в повышенном внимании родителей, которые столь же нуждаются в любви и внимании оставшихся детей.