2. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подберите иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; послушайте записи национальной музыки.
3. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.
воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.
Мне ОЧЕНЬ НУЖНО ПОМОГИТЕ 1.Какие физические изменения происходят в подростковом возрасте? 2. У разных народов в разное времяпривлекательная внешность понималась по разному. А можно лм говорить о едином взгляде на привлекательность?
3.Очень часто высокие люди хотят стать ниже,низкие-выше,полные мечтают похудеть,а худые-полтостеть.Блодинки хотят быть темными,а брюнетки-блодинками. Как вы это можете объяснить?
4.Почему важно научиться принимать своювнешность?
СОСТАВЬТЕ ПЛАН ПУНКТОВ Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различийлежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские либо женские половые органы.
Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер - социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначен ли мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, а других им придается меньшее значение.
Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого
общения с другими людьми.
Гендерное воспитание начинается с младенчества.С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учетом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слезы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определенные личностные качества, модели поведения, которые помогу: им выполнять тендерные роли.
В известной стене ни закрепляет модели тендерногоно ведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии, "В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.
Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.
На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные Ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии: преимущественно мужские (летчик; сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.
Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.
Опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны. Не теряют, своей значимости по сей день.
В качестве традиций выступают поло ролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
Остановимся на характерных русских народных традициях, которые могут служить источником поло ролевого воспитания современных детей.
К типично русским относятся такие традиции, как крепкая семья, возвышенное отношение к женщине (прежде всего, матери), уважение и почитание детьми своих родителей, беспредельная любовь к детям, мужество, трудолюбие, достоинство, милосердие. Гуманные русские традиции воспитания развиваются в детях нравственные поло ролевые качества.
Энтографы Т. А. Жданко, И. И. Шангина отмечают, что русские народные традиции воспитания сохранились в крестьянской семье вплоть до 1917 года.
Крестьяне составляли основную часть населения России. Традиции воспитания передавались устно из поколения в поколение, от старших к младшим и рассматривались, как нечто незабываемое, вечное и обязательное. “Как жили деды да прадеды, так и нам велено”,- рассуждали русские люди.
Семья - самый древний и важный институт воспитания.
В русском обществе с давних времён образцовой семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многочисленных чад.
Ещё со времён славян – солнце послушников было принято первым на руки брать ребёнка отцу. Этим действием он признавал малыша своим, затем отец укутывал его в свою рубаху, в косматый тулуп, чтобы его дитя не испытывало в жизни нужду и клал ребёнка в люльку. Новорождённого обносили вокруг избы и тем самым прилучали к домашнему очагу, зачисляли в семейный коллектив.
“Когда у хозяина рождалась дочь, он для неё делал особый сундучок или короб, и откладывал туда каждый год всякого рода имущество в счёт будущего приданого и в то же время возвращал на её долю скотину, всё вместе называлось её “паделком”.
Обучение мальчика начиналось после праздника первых штанов. Праздник отмечался в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, в 3 – 5 лет. Обучение было тяжёлым и постоянным.
С трёх лет казачонка приучали к верховой езде, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой – с десяти, рукопашному бою – с трёх лет. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Однако крёстный, атаман, старики следили, чтобы мальчика ”не заездили”, чтобы играть позволяли. Русские народные игры, например: лапта - включала бег, прыжки, метание предметов. Они развивали у мальчиков такие качества, как выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку.
Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.
Искупав девочку первый раз, воду выливали в малинник, чтобы была красивой (у славян малина символизировала красоту). До сих пор сохранилось выражение: “Не девка - малина”!
С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчиков, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Все девичьи праздники сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали ”первый шаг”, дарили ленточки ”на бантик”. Гребешок “на косынку”, платочек “в церковь ходить”.
С раннего возраста девочку приучали участвовать во всех работах по дому: стирать, мыть полы, ставить заплатки, пришивать пуговицы. С малых лет их учили быть хорошими матерями. Заботиться о муже, детях.
У разных народов в разные исторические эпохи содержание мужских и женских социальных ролей, а в связи с этим и особенности воспитания мальчиков и девочек неодинаковы.
В Новой Гвинее в одном из племён – аранеш преобладал фемининный тип воспитания: и мальчиков и девочек воспитывали детьми эмоциональными, отзывчивыми, уступчивыми.
Наоборот, в племени – каннибалов – “охотниками за головами” и мужчины и женщины были грубыми и агрессивными, т. е. преобладал мускулистый тип воспитания. В третьем племени – чембал роли мужчин и женщин были противоположными традиционным европейским ролям: женщины были резкие, агрессивные, они добывали пищу и не носили никаких украшений, в то время как мужчины были мягкими, тихими, они проводили время в доме, занимались резьбой по дереву, рисовали, танцевали и любили всячески украшать себя.
У сельских турок девочка с 4 – 5 лет присматривает за малышами, подметает пол, ходит за водой к источнику. С 6 – 8 лет они учатся у матери вязанию.
Мальчиков воспитывают трудолюбивыми, но и дерзкими, решительными, смелыми, выносливыми. Взрослые восхищаются их бранью.
У персов с появлением у ребёнка первого коренного зуба начинают предъявлять к нему всё больше требований, особенно к девочке. Девочек пытаются воспитывать скромными, смеренными. Мальчикам предоставляют больше свободы.
Различия между мужской и женской социальной ролью предусматривает разделение в сфере труда и в сфере досуга.
В Северо – Восточной Индии, в горных племенах гаро, сильное влияние на семейные отношения оказывают братья жены: они заступаются за неё, если муж обращается с ней грубо. Тем не менее, за все семейные дела ответственным является муж. Заботу о воспитании детей разделяют оба супруга, каждый в своей области прививает ребёнку первые трудовые навыки.
В воспитании мальчиков многие индусы следуют древнеиндийскому афоризму: до 5 лет обращаться с сыном, как с царём, с 5 до 15 лет как со слугой, после 15 лет как с другом.
Женщины с гружёными корзинами на голове нередко можно увидеть и в Дели и на стройке. Вместе с тем многие мужчины заняты в сфере услуг, включая обслуживание в гостиницах, которое в Европе обычно выполняют женщины – горничные.
Как можно видеть из описания семейного быта ряда восточных народов, разница в воспитании мальчиков и девочек, мужа и жены проявляются главным образом в характере трудовых обязанностей членов семьи, а так же в особенностях дисциплинарных воздействий в отношении детей разного пола: мальчикам больше предоставляется самостоятельности, чем девочкам.
В русских крестьянских семьях существовало три основных культа: культ мужчина – кормилица, культ очага, культ особого уважения к старшим.
Образ жизни норвежской крестьянской семьи 14 века являлся особой воспитательной средой, в которой из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались семейные образовательно – воспитательные традиции. Основными идеями, которых являлись идеи о ценности труда, знаний, о ценности человека, в том числе национальности и др., о ценности физической подготовки, о ценности семьи, об уважении к женщине.
У жителей Непала сын – продолжатель рода, став взрослым, должен совершать обряд поклонений семейному бюджету, охранять семейную честь и наследовать профессию и имущество отца. Сын всегда желанный ребёнок в семье. Ему позволено то, что не разрешается дочери: проситься на руки, принимать пищу вместе с отцом, сопровождать отца.
У непальцев существует специальный праздник для мальчиков 7 – 13 лет, который включает тренировку в стрельбе из лука, пение, танцы.
У афганцев – мужчина хранитель семейной чести, он стремится любой ценой отомстить за нанесённую обиду. У них такое же, как у непальцев, отношение к сыну, а дочь отец даже считает неудобным приласкать. Если женщина рожает только девочек, муж приводит в семью вторую жену.
Почему нельзя без разрешения входить в комнату к англичанам, принято ли ругаться у индусов и до какого возраста разрешают хулиганить японцам.
Похвала в Англии
В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков. С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику — свой подход. Ребенок свободен в принятии решений — где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.
Ольга Меженина, семейный психолог центра «Мир вашего Я»: «Система воспитания в каждой стране складывается исторически и во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой общество. Эта модель воспитания — самая приемлемая для европейских стран, где взят курс на толерантность. Здесь каждый человек должен чувствовать свою уникальность, и очень важно в детях с ранних лет воспитать самоуважение. Англичане всегда трепетно относились к своему имуществу и личному пространству. Поэтому-то там лучшее средство воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — это неприкосновенность его комнаты» |
Взаимопомощь в Турции
Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное — здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми. В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько. Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания — научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие. Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики — отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.
Ольга Меженина: «Мусульмане очень чтут границы своей семьи. Чем крепче внутрисемейные связи, тем легче людям жить. В восточных странах люди привыкли рассчитывать не только на себя, но и на помощь родных. И они всегда готовы оказать ответную помощь. Если старшие дети принимают участие в воспитании младших, то это очень сильно сближает их. К тому же младшие быстрее социализируются, так как перенимают опыт и навыки старших. В результате дети вырастают близкими не только по крови, но и по духу, у них формируются общие интересы и взгляды на жизнь» |
Возраст в Японии
Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6-14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей — закон. В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.
Ольга Меженина: «Япония — страна мононациональная. Здесь дети растут в однородной среде, где с юных лет впитывают в себя атмосферу трудолюбия и почитания традиций. Ничего другого они просто не видят. В таком обществе, действительно, к 15 годам человек уже становится сформированной личностью, который может гармонично вписаться в жизнь и уже по собственной воле следовать сложившимся нормам и правилам поведения. Зависимость стиля воспитания от возраста в такой среде — самая правильная. Но она была бы не уместна в многонациональных странах, где дети подвержены влиянию разных культур. Там не все люди могут четко определить свои жизненные позиции, цели и приоритеты к 15 годам» |
Равенство в Китае
В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла — жесткое послушание. Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность — ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры и сон — четко по расписанию. Детей с самых ранних лет приучают к самостоятельности в быту и трудолюбию. Например, уже в полтора года ребята начинают рисовать и осваивать азы чтения. При этом мнение ребенка мало кого волнует. Его задача — беспрекословно выполнять волю взрослых. Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.
Ольга Меженина: «В Китае огромная численность населения, и главная задача родителей — научить ребенка жить и работать в условиях высокой конкуренции. Там сильно общественное сознание. К тому же страна сейчас занимает значимое место в мировой экономике и хочет укреплять свои позиции. Китайцы понимают, что поодиночке многого они не достигнут и надо действовать сообща. Соответственно, очень важно воспитать в ребенке умение общаться и жить в коллективе, а это, в частности, означает умение подчиняться старшим — как по возрасту, так и по должности. Поэтому строгое воспитание в детстве позволяет людям успешно выживать в обществе, где нужно много работать и биться за свое место под солнцем» |
Терпение в Индии
Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, — это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество — это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.
Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.
Ольга Меженина: «В Индии связь между природой и человеком заложена в религии. Главная задача человека — достичь гармонии с самим собой и внешним миром. И для этого ему не надо, как европейцам, стремиться к каким-то материальным благам. Достаточно обрести чувство внутреннего покоя. Если в ребенке с детства воспитывают смирение и умение бороться с гневом, учат улыбаться и радоваться жизни, то он совсем по-другому относится к земным ценностям. У людей появляется невероятный внутренний ресурс для саморазвития. В результате человек чувствует себя счастливым независимо от того, сколько он смог заработать денег» |
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
²Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет²
(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
Тема: Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира
Комсомольск-на-Амуре
2. Воспитание в Японии
3. Воспитание в Америке
4. Дошкольное и детское воспитание в Европе
Библиографический список
1. Понятие семьи и особенности семейного воспитания
Многие авторы популярных публикаций рассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.
ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.
Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.
2. Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.
Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.
Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.
Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.
Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.
Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.
3. Воспитание в Америке
Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?
Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.