Садовые растения        20.04.2019   

Проект по духовно – нравственному воспитанию «неделя дружбы» во второй младшей группе "б". и развести их в стороны). Зайчик: А как мне не плакать была у меня лубяная избушка, а у лисы ледяная. С приходом весны у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко

«Мостик дружбы » по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Способствовать духовно-нравственному развитию детей; Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; Учить сопереживать, эмоционально воспринимать настроение; Учить употреблять в речи вежливые слова; Учить детей раскатывать кусочки пластилина удлиненной формы; Закреплять знания детей о времени года; Развивать мелкую моторику рук; Развивать конструктивные умения детей.

Оборудование: Музыкальное произведение « Если добрый ты.....» , музыкальное сопровождение, художественное слово, костюм лисы, игрушки би-ба-бо заяц и лиса, строительный материал, пластилин.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята давайте мы с помощью волшебного слова поприветствуем друг друга.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята когда я пришла сегодня в детский сад, я обнаружила на столе письмо(рассматривает конверт вместе с детьми, читает письмо, в котором зайчик сообщает что он придет в гости к деткам).

(Проблемная ситуация)

Воспитатель: Ребята, а вы слышите кто то плачет? (Смотрит в направлении игрушки зайки).

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй зайчик.

Воспитатель: Зайка расскажи нам почему ты плачешь?

Зайчик: А как мне не плакать была у меня лубяная избушка, а у лисы ледяная. С приходом весны у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня из избы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете можно так поступать? Обидеть зайку, отобрать у зайки дом.

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно нет, это очень плохо. Давайте мы пожалеем зайку и посочувствуем ему.

(Психо - гимнастическое упражнение «Зайчик»)

Льются слезы у зайченка

Кап-кап, кап-кап,

(поглаживают щечки)

Он остался без жилья

Вот - так, вот - так,

(поднимают и опускают плечи)

Помогите вы ему

Все - все, все - все,

Не оставьте его в беде

(вытягивают руки вперед).

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там?

Лиса: Это я, лисичка, пустите меня с вами поиграть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете мы можем пустить к нам лисичку? Помните, как она поступила с зайкой?

Дети: Обманула его.

Воспитатель: Скажите ребята, а обманывать можно?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что зайка обиделся и плакал.

Воспитатель: А давайте мы научим лисичку дружить. Предложим ей построить мостик дружбы вместе с нами.

Кубики с тобой возьмем

Мостик строить мы начнем

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и дружим мы опять.

(Музыкальное произведение « Если добрый ты...» . Лисичка с зайкой проходят по мостику).

Лиса: Спасибо ребята. Какие вы добрые и дружные. Прости меня зайка, я больше не обижу тебя, возвращайся в свой дом.

Воспитатель: Ребята мы с вами помогли помириться зайке и лисичке и вернуть дом зайчику, но теперь лисичка осталась без дома. А вы помните почему лисичка осталась без дома?

Дети: Потому что наступила весна и избушка лисы растаяла.

Воспитатель: А давайте мы вместе поможем ей. Сделаем хорошее дело для лисички. Слепим бревнышки из которых сделаем ей теплый дом. Но сначала мы поиграем и лисичку с зайкой пригласим.

Дети: Давайте.

«Зайчик-кольцо» пальчиковая гимнастика

Прыгнул заинька с крылечка

(пальцы в кулачок, выдвинуть

указательный и средний пальцы

и развести их в стороны)

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

(большой и указательный

соединить в кольцо)

(Садятся за стол. Воспитатель показывает как нужно раскатывать бревнышки и из них скрепить дом).

Отдел образования администрации города Кировское

Дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад)

общеразвивающего типа №7 «Алёнушка»

« Курочка Ряба »

(Интегрированное занятие. НОД по нравственно-духовному воспитанию с элементами сказкотерапии в первой младшей группе)

Обухова И.Н. (воспитатель)

г. Кировское

2017

Тема: Курочка Ряба

Цель: Формировать у детей представления о доброте, отзывчивости, сострадании к ближнему. Способствовать формированию нравственно-духовных компетентностей.

Учить детей добрым поступкам на примере сказочных героев. Создать условия для желания проявить доброту, вызвать сочувствие, стремление помочь, попавшему в беду.

Развивать и обогащать словарь детей, мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Воспитывать любовь, интерес к русским народным сказкам.

Интеграция областей : коммуникация , познание, художественная литература, изобразительная деятельность.

Словарная работа: сундучок, яйцо, курочка ряба, дед и баба, мышка, бил, разбил, снесла, лепить, катать.

Оборудование: Волшебный сундучок, корзина с курочкой Рябой, солевое тесто, влажная салфетка, дощечки; персонажи (игрушки) к сказке «Курочка Ряба» - дед, баба, мышка, яичко.

Методы и приёмы:

игровой: сюрпризный момент – приход Курочки Рябы; игра с персонажами сказки;

словесные: беседа, вопросы, художественное слово, создание речевых ситуаций для общения, звукоподражание, проговаривание слов из сказки, слов-утешений, слов-просьб;

наглядные: показ настольного театра, показ с объяснением лепки яичка;

слуховые: аудиозапись плача, слушание

эмоциональные: привлечение к сопереживанию: поглаживание героев сказки по головке, обнимание, кормление курочки, изготовление и дарение подарков.

Подготовленность детей:

Дети знакомы с русской народной сказкой «Курочка ряба»;

Лепили округлые формы из глины.

Длительность: 25 мин.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом. На столике стоит ширма. Оттуда слышится звук разбитого предмета, потом плач.

Дети, вы слышите? Кто-то где-то плачет. Вы не знаете кто это? И я не знаю.

Открывается ширма. За ней сидят дед и баба, а перед ними разбитое яичко. Дед с бабой продолжают плакать.

Дети, кто это? (дед и баба)

Как вы думаете, почему они плачут? (у них разбилось яичко)

Бедные дедушка с бабушкой. Давайте их успокоим, пожалеем. Как это можно сделать? (дед и баба продолжают всхлипывать)

Что мы можем им сказать? Да, правильно. Давайте скажем «Не плач, дед. Не плач, баба.» (дети проговаривают «Не плач, дед. Не плач, баба.»)

А что мама делает, когда вы плачете? (жалеет, гладит по головке, обнимает)

Давайте пожалеем дедушку с бабушкой. (Дети по 2-3 человека подходят, гладят их по головке, обнимают, успокаивают «Не плач, дед. Не плач, баба.»

Дедушка, бабушка, чем вам помочь, чтобы вы уже никогда не плакали?

Нам нужно яичко. А оно разбилось. (Низким голосом от имени деда)

Наша курочка на нас обиделась и не хочет нам снести другое яичко. (Более звонким голосом от имени бабы).

Дети, давайте поможем помириться деду и бабе с курочкой. Как можно позвать курочку? (цып-цып-цып)

Все вместе зовут курочку. Воспитатель незаметно выставляет на стол корзинку с курочкой.

Давайте все вместе позовём курочку.

Ко-ко-ко. Здесь я, здесь. Здравствуйте. (от имени курочки)

У нас тут дед с бабой плакали. Мы их еле успокоили. Им очень нравилось яичко, но оно разбилось. Помоги им, пожалуйста. А то они опять плакать будут. Дети, как дед с бабой плакали, покажите курочке. (дети имитируют плач)

Курочка: - Ой, как сильно они плакали. Как их жалко. Но я сейчас не могу снести яичко. Мне кушать нечего. Ничего у меня нет. (Показывает пустую кормушку)

Дети, чем можно накормить курочку? Что она ест? (зернышки, крошки, травку)

Мы можем тебе помочь. (обращается к одному из детей) Саша, подай мне вон тот синенький сундучок с полочки. (Ребёнок подаёт)

Как вы думаете, что в нём?

Там что-нибудь есть? Кто хочет проверить? Иди, Наташа, пощупай, что там. Есть что-то? Доставай, что ты там нашла.

(Ребенок подходит, трогает руками и оттуда достает зернышки).

Вот как замечательно. Теперь у нас есть, чем накормить курочку. Давайте насыплем ей зернышек. Сыпь, Наташа. Идите насыпьте зернышек курочке понемножку, по очереди.

(Дети по очереди насыпают зерно курочке)

Как нужно позвать курочку поклевать зернышки? Давайте все вместе скажем: «Цып-цып-цып, ешь, курочка!»

(Дети проговаривают: «Цып-цып-цып, ешь, курочка!»)

(Курочка клюёт зерна, говорит «Как вкусно! Спасибо, дети. Вот я и наелась. Теперь могу и яичко снести.)

Воспитатель сажает курочку в корзинку. Курочка кричит «Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах!»

Что с тобой, курочка? Что ты так кричишь?

(Пересаживает курочку из корзинки к бабе с дедом, заглядывает в корзинку)

- Ребятки, что это? (Яйцо)

- Да, это яйцо. Посмотрите, какое оно? (круглое, белое)

Спасибо тебе, курочка! Смотрите, как дед с бабой обрадовались!

Но яичко только одно. Его мало для деда с бабой. К ним в гости должны внуки приехать на праздник. А тут ещё и мышка прибежала. Она тоже хочет яичко. (Выбегает мышка, пищит «пи-пи-пи, я тоже яичко хочу!»)

Что же нам делать? Как всех не обидеть? Ребята, вы ведь хотите порадовать и дедушку с бабушкой, и курочку Рябу, и мышку?

- Давайте мы с вами слепим много яичек, для деда, бабы, курочки и мышки. Порадуем их.

Садитесь за столики. Смотрите, у нас есть тесто, из которого можно налепить много яиц.

Смотрите, как я буду лепить. Беру тесто, и катаю его, как шарик, круговыми движениями, чтобы вышло яичко. Готовое яйцо ложу на тарелочку. Руки вытираю влажной салфеткой.

(Во время работы детей воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям в виде индивидуального показа, объяснений, советов, поощрений)

- Какие красивые яички у нас получились. Теперь мы можем эти яйца подарить дедушке, бабушке, курочке и мышке, чтобы они никогда больше не плакали, не расстраивались.

(Дети походят к персонажам сказки и дарят им яйца. Дедушка с бабушкой, курочка и мышка благодарят детей за подарки. Прощаются, прячутся за ширму)

- Дети, в какой сказке мы с вами побывали?

- Какие герои у нас побывали в гостях? (курочка Ряба, бабушка, дедушка, мышка)

Почему плакали дед и баба?

Чем мы кормили курочку?

Что мы делали в подарок деду с бабой, курочке и мышке?

Им понравилось?

Мы с вами сегодня были добрыми, хорошими? (да) Давайте всегда будем такими, будем все помогать.



Татьяна Вернова
Формы организации работы с детьми 1 младшей группы по нравственному воспитанию

Формы организации работы с детьми 1 младшей

группы по нравственному воспитанию .

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира . Чем младше малыш , тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей. Маленький ребенок познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания , можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадания, смелость и честность. Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости. Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества .

Данная работа направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач :

1. Развитие игровой деятельности :

У маленького ребенка нужно воспитывать положительное , доброжелательное, отношение к окружающим взрослым, дружеское отношение между детьми (играть не ссорясь, не мешая друг другу и вместе радоваться успехам, делиться игрушками).

Формы работы с детьми :

1. Дидактические игры :

«Я умею уступать» - уважать друг друга, я умею делиться игрушкой, конфеткой и т. д.

«Оцени поступок» - о добрых и плохих поступков.

2. Чтение художественной литературы :

А. Барто «Уронили мишку на пол» - бережное отношение к игрушкам.

Л. Толстой «Был у Пети и Мише конь» - делиться с игрушкой.

3. Рассматривание картин :

«Спасаем мяч» - сочувствие к девочке.

4. Беседы :

«Моя любимая игрушка»

«Куклы мешают друг другу играть» .

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Формы работы :

1 Дидактические игры.

«Кукла заболела»

«У Кати болят зубки» .

«День рождение у куклы Кати» .

К. Чуковский «Доктор Айболит» .

Л. Н. Толстой «Была у Насти кукла» .

«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова.

3 Рассматривание картины.

«Купание куклы» .

«У доктора» .

3. Формирование умения здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого) ; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста» .

Формы работы :

1 Дидактические игры.

«Клубочек волшебных слов» - дети говорят волшебные слова и наматываем на клубок нитку.

«Приветствие – прощание» - научить лесных зверюшек здороваться, прощаться.

«Помоги зайчику» - дарят волшебные слова зайчику.

2 Чтение художественной литературы.

Э. Машковская «Вежливые слова» .

С. Маршак «Уроки вежливости» .

«Правило вежливости»

«Секрет волшебных слов» .

«Вежливые слова» .

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада

I. Актуальность проекта. Цели. Задачи.
II. Тематическое планирование
III. Выполнение проекта

1. Работа с детьми
1.1 Использование народного фольклора (потешки, русские народные сказки, сказочки – шумелки, народные подвижные и хороводные игры)
1.2 Дидактические игры
1.3 Рассматривание картин, иллюстраций
1.4 Чтение художественной литературы
1.5 Целевые прогулки, наблюдения, труд детей на участке
1.6 Слушание музыки, песенок (Сергей и Екатерина Железновы «Катенька и кот» музыкальная сказка).

2. Работа с родителями
1.1 Изготовление звучащей игрушки, игрушки-шумелки
1.2 Подбор музыкальных игрушек, книг, инструментов и участие в оформлении выставки в группе
1.3 Составление фотоальбома «Моя семья»
1.4 Совместное изготовление теремка для презентации, музыкальной карусели
1.5 Презентация музыкальной сказки «Теремок»
1.6 Сочинение сказок с детьми на нравственно-патриотическую тему
1.7 Индивидуальные беседы
1.8 Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

IV. Презентация музыкальной сказки «Теремок» (показ для детей, родителей и воспитателей)
V. Практический материал в работе с детьми
VI. Заключение
1.1 Результат проекта
1.2 Литература
1.3 Фотоматериал

I. Проблема : В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи
Образовательные: - знакомить детей с народным фольклором:
колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,
сказки и т. д.
- знакомить с русскими народными подвижными
играми;
- знакомить с народными музыкальными
инструментами, в том числе шумовыми, звучащими
игрушками;
-знакомить с русскими народными промыслами -
матрешка.

Развивающие: - развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая
индивидуальные и возрастные особенности;
- учить овладевать образно-игровыми иимитационными движениями в сочетании с музыкой.
Воспитательные: - воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-эстетическое и бережное
отношение к музыкальным игрушкам, в том числе сделанным своими руками;
- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-забав.

Ожидаемый результат
Реализация данного проекта позволит:
Заложить основу патриотического воспитания у детей
Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

II. Тематическое планирование на год

Перспективный план работы в I младшей группе
Месяц Задачи Тематика Формы работы с детьми Участники
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Знакомить детей с устным народным творчеством (сказки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т. д.); знакомить с народными музыкальны-ми инструментами – погремушка, бубен, колокольчик. «Теремок» (знакомство с русской народной сказкой); «Водичка, водичка…» (знакомство с рукомойником, заучивание потешки); «Как у нашего кота» (заучивание потешки); «Чудесный сундучок» (отгадывание загадок) Чтение художествен-ной литературы, настольный кукольный театр; игра малой подвижности «Теремок», имитация движений персонажей; танцевальная песня «Детки взяли погремушки»; народная хороводная игра «Ходит Ваня»; народная подвижная игра «Гуси-гуси»; посильный труд на участке.

Воспитатели дети, родители, специалисты

Декабрь Январь Февраль
Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа; знакомить с народными промыслами - матрешка «Колобок» (настольный театр); «Сундучок Деда Мороза» (зимние загадки); «Уж ты Зимушка-зима» (дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»); «Мы веселые матрешки» (дидактическая игра «Найди матрешку», «Подбери кроватку матрешке»);»Нет милее дружка, чем родная матушка» (этическая беседа «Моя любимая мамочка») Народная подвижная игра «Заинька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»; хороводная игра «Мыши водят хоровод»; рисование платочков для матрешки, рассматривание иллюстративного материала с матрешками; танцевальная песня «Мы – веселые матрешки»; подкормка птиц зимой.

Март Апрель Май
Обогащать словарь детей за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве; воспитывать интерес к рисованию, лепке; воспитывать любовь к родной природе «Приди весна с радостью» (потешки о весне); «Петушок с семьей» (рассказ К. Д. Ушинского); «Курочка Ряба» (пальчиковый театр); «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» (потешки и заклички) Народная подвижная игра «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Вышел козлик погулять»; хороводные – «Карусель», «каравай», малоподвижные – «Угадай, кто позвал», «Сбей кеглю»; лепка зернышек для петушка, рисование лучиков для солнышка

III. Выполнение проекта

Работа с детьми
1. Использование народного фольклора
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора.: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период используются уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!».

На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …»
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички:
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!», «Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя!» .
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки…».
Колыбельные песенки: «Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули,Мою детку не буди».
Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша:

И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.

Одна из разновидностей прибауток – небылицы – перевертыши:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.

На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку – бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем детей к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Теремок».

Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси»

«Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик»,

«У медведя во бору»

Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».

2. Дидактические игры
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

В работе с детьми используем такие игры как:

«Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с матрешками и т. д.

3. Рассматривание картин, иллюстраций
«Что делают люди зимой, осенью»,
«Домашние животные»,
иллюстративный материал «Матрешки»,
серия картин «Как правильно себя вести»
предметные картинки
«Узнай сказку»

4. Художественная литература
Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота».

5. Целевые прогулки, наблюдения
Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка детского сада. Организуем подкормку птиц зимой, наблюдения за животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к природе. Акцентируем внимание детей на значимости их труда для остальных.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Приложение1

Приложение2

Дидактические игры

«Покажи, кого назову», «Сделай, как я», «Давайте познакомимся», «Кружок», «Паровозик» -

Общая цель: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

Покажи, кого назову

Ход: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и т. д.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить: «Это Света. Скажи – Света». Игра повторяется.

СДЕЛАЙ КАК Я

Ход: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Сделай как я». Добивается, чтобы малыш повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Лиану, она хорошая девочка. Сделай как я»; «Я дала машинку Алеше. Сделай как я» и т. п.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.

Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Маша с нами в группе». Дети по-возможности повторяют.

Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка.

Ход: Воспитатель говорит: «Давайте покажем гномику, как мы любим друг друга». Дети вместе с воспитателем становится в круг, берутся за руки. Один ребенок становиться в центр круга. Воспитатель говорит ребенку, стоящему в кругу: «Мы любим тебя, Руслана!», тесно сужая кружок во круг девочки (дети, по-возможности, повторяют). Затем в центр круга становится другой ребенок и игра повторяется.

ПАРОВОЗИК

Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все – вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.

Спрячь матрешку

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые, трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Строительный материал – кубы и треугольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству детой, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая, экран.

Ход игры: В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. Педагог говорит! «Ой, скоро пойдет дождь надо построить домики, чтобы матрешки могли спрятаться». Раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, йотом показывает постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает проанализировать образец, жестом показывая на разные части постройки, или предлагает действовать по подражанию.

Где позвонили?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Угадай, на чем играю

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Солнце или дождик?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

Бабочка, лети!

Цель: Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

Оборудование: 2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

Ход: Воспитатель предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Кораблик

Ход: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

Ветерок, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!

(Русская народная приговорка)

На птичьем дворе

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
- Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га!
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Бал-бал-бал!
- Наши гуленьки вверху:
- Грру-грру-грру!
- Грру-грру-грру!
- Наши курочки в окно:
- Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
- А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

Кап-кап-кап

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет, потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

Во саду ли, в огороде?

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т. п.

Подбери заплатки

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафанах и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у них дырявые сарафаны. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешкам заштопать штанишки. Дети выполняют задание, матрешки благодарят их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Сложи матрешку

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой

Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д

Бирюльки - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Бирюльки традиционно дарили как пожелание семейного благополучия.

Игра в Бирюльки состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Презентация проекта

Сценарий музыкальной сказки "Теремок"

Действующие лица:

Ведущая - Аверкиева Т.П.
мышка - Хлопова П. В. (металлофон)
лягушка - Голота Г. В. (кастаньеты)
зайчик – Седова О. (барабан)
лисичка - Трепова А. Г. (бубен)

медведь - Жукова И.А. (гармошка)
волк - Безрукова Е. Н. (трещотка)

В музыкальном зале за ширмой, родители, исполнители ролей.

В центре стоит сказочный теремок (за теремком мягкие игрушки - персонажи сказки).

Звучит музыка трек №1 «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусоргский

Ведущая:

Все мы знаем,
Все мы верим:
Есть на свете
Чудный терем.
Терем, терем, теремок,
Слушай сказку мой дружок!

Ведущая:
-Слышите, кто-то бежит к теремку!

Звучит музыка трек №2 сборник «Топ-хлоп малыши»

Мышка (с металлофоном):

Я маленькая мышка,
Я по лесу брожу,
Ищу себе домишко.
Ищу - не нахожу.
Тук-тук! Пустите меня!

Ведущая: - Никто не отозвался. Дом свободным оказался.

Мышка:
- Ой, какой здесь беспорядок!
Наведу- ка, я, порядок!
По местам всё разложу! (шумит игрушками шумелками)
(Берёт мышку и усаживает её в открытую дверь теремка)

Ведущая:

Всё шумела и шуршала,
Долго терем прибирала.
День, другой живёт норушка,
в теремке одной ей скучно!
Не с кем петь и танцевать,
в гости бы кого позвать!
Слышно вдруг из далека,
чьё-то громкое «ква-ква»

Выходит лягушка (с костаньетами)
-Речка, мошки и трава!
Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите, какова! (играет на кастаньетах)

Ведущая: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка. Тук-тук-тук! Откройте дверь!

Мышка:(кукла в теремке). Кто там?

Лягушка: Это я, лягушка-квакушка! Пусти меня в теремок!

С удовольствием впущу,
но сначала я хочу,
чтобы ты нам поиграла,
свой талант показала!

Лягушка:

Я умею квакать, стучать, бренчать. Слушай! (играет на констаньетах и прыгает)

Заходи!

Ведущая: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет,

Лягушка по воду ходит.

Слышат, барабан стучит в лесу.

Звучит музыка Трек №4

Выходит заяц с барабаном

Заяц: Тук-тук!

Мышка Кто там?

Я заяц - чуткое ушко,
Имя мое - Прыг-скок!
Пустите меня в теремок!

Мышка (кукла из окна)

С удовольствием впущу,
но сначала я хочу,
чтоб ты нам поиграл,
свой талант показал!

Мой особенный талант,
Я, зайчишка музыкант!
Приглашаю всех ребят
Со мною поиграть!

Заяц: Приглашает детей поиграть с ним.

Звучит музыка трек №5 «Пляска зайчат» (дети пляшут с зайкой)

По лесной лужайке
Разбежались зайки,- (дети бегают врассыпную)
Вот какие зайки,
Зайки- побегайки. –(дети прыгают)
Сели зайчики в кружок, -(дети присели)
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, -(дети прыгают)
Зайки- побегайки.

Мышка: Заходи! Уж очень весело с тобой.

Ведущая: Стали жить да поживать песни петь и танцевать.

Что такое?
Что за звон?
Слышен нам со всех сторон!

Звучит музыка трек №6

Выходит лиса с бубном подходит к теремку

Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Тук-тук! Пустите меня в теремок!

С удовольствием впущу,
но сначала я хочу,
чтобы ты нам поиграла,
свой талант показала!

Лиса:- Я умею на бубне играть и хвостиком вилять! (играет на бубне и танцует)

Мышка:- Заходи! Очень нравиться, как звонко в бубен ты играешь!

Ведущая: - Стали они вчетвером жить. Слышат кто-то по полю бежит,

Рыщет- ищет и рычит.

Звучит музыка трек №7

Волк (подходит к теремку, стучит в дверь)

Мышка: Кто там?

Волк: Я волчок, серый бочок! Пустите меня в теремок!

Мышка: - С удовольствием впущу,
но сначала я хочу,
чтоб ты нам поиграл,
и талант свой показал!

Волк: На трещотке я играю! Буду с вами я играть веселить и развлекать! (играет на трещотке)

Мышка: Заходи! Только нас не кусай и не пугай!

Ведущая: - Стали жить да поживать песни петь и танцевать!

Слышат ветки трещат, медведь идёт (Трещотка)

Звучит музыка трек №8

Медведь подходит к теремку (играет на гармошке)

Слышно в теремке веселье,
Здесь у вас не новоселье? (стучит в дверь)

Мышка: Кто там?

Медведь: Мишка-медведь!
Дверь бы надо отпереть!

Мышка (кукла):.

С удовольствием впущу,
но сначала я хочу,
чтоб ты нам поиграл,
и талант свой показал!

Медведь: (играет на гармошке, танцует и рычит).

Могу песни я петь!
А ещё я с давних пор,
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ-топ!

Ведущая: - Давайте, дети, поможем медведю, похлопаем в ладоши. Да так весело, чтобы лапы у мишки сами в пляс пустились!

(Детям раздаются музыкальные игрушки- шумелки)

Мышка: Заходи! Научим тебя песни петь, плясать и на гармошке играть!

Звучит музыка трек № 9 «Плясовая»

Ведущая приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах

Ведущая: - Ах какие молодцы! И танцоры и актёры! Приглашаем всех зверей и детей в Карусель поиграть.

Трек № 10 Музыка к игре

Вот и закончилось наше путешествие в сказку "Теремок".

Спасибо зверюшкам музыкантам, за такую интересную весёлую сказку.

Родители выходят из – за ширмы и дарят детям музыкальную карусель, приглашают детей на чаепитие.

Выносятся пироги для гостей.

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель:
- заинтересовать родителей данной проблемой;
- дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Ответьте для себя на следующие вопросы.
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
4. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции?
5. Достаточно ли у вас знаний о городе, в котором вы живете?

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Рекомендации для родителей
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, улицы
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей
Читайте ему книги о культуре, традициях своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10

4. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.

«Народный театр» из Библиотеки русского фольклора. // Сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М. – Сов. Россия

Название: Конспект НОД «Я и моя семья»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, нравственное воспитание, 1 младшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад № 7
Месторасположение: город Копейск Челябинской области

Тема: Я и моя семья.

Задачи:

  1. Формировать представление о семье, о домашних обязанностях папы и мамы.
  2. Приобщать мальчиков и девочек к взрослой деятельности; формировать навыки полоролевого поведения мальчиков и девочек.
  3. Учить мальчиков и девочек идентифицировать себя с взрослыми своего пола (мама, папа), различать мужскую и женскую одежду.
  4. Воспитывать в мальчиках и девочках нужные отношения к близким людям, уважение к повседневному труду родителей.
  5. Расширять и активизировать словарь детей на основе представлений об окружающем.

Ход деятельности:

Воспитатель: Девочки и мальчики приготовьте пальчики. Вспомним игру.

Пальчиковая игра: «Что живет в моей квартире?»

Что живет в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра

Ну, конечно же, и я!

Воспитатель: Самые близкие люди – это твоя семья!

Кто это? (мама, папа). Какие ваши мамы и папы?

Давайте расскажем стихи: Девочки рассказывают стихи о маме. Мальчики рассказывают стихи о папе.

Стих про маму: Стих про папу Л.Разумова

«Мама, «Мой папа находчивый

Ты самая красивая, Умный и смелый.

Ты самая хорошая. Ему по плечу

На ласковое солнышко Даже сложное дело.

И на луну похожая.

Воспитатель: На кого похожа девочка? (на экране мама с дочкой).

Дети отмечают, что девочки и мамы носят платья, юбки, кофты. У девочек и мам длинные волосы .

Воспитатель: На кого похожи мальчики? (на экране папа с сыном).

Дети говорят, что мальчики и папы носят брюки, шорты, рубашки, футболки. У мальчиков и пап короткая стрижка.

Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите:

1. Чем занимаются мамы по дому? (готовят, убирают, стирают, собирают девочек и мальчиков в детский сад, ходят в магазины за продуктами).

2. Что делают папы по дому? (настраивают телевизор, делают ремонт, выносят мусор, хлопают ковер).

Воспитатель подтверждает ответы этими стихами:

В. Марахин (в сокращении):

1) «Руки мамы все умеют»

В доме наведут уют

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют

Руки мамы все умеют…

Поливают, убирают

Гладят, варят и стирают.

2) «Наши папы все умеют»

Кран на кухне закрутить,

Молотком у скамейки ножку новую прибить

Шины накачать насосом

Для машины ласковой

Если надо, дом построить

С прочной крышей и трубой.

Воспитатель обращает внимание детей на два стола. На первом столе картинки с изображением женщины. На втором – картинки с изображением мужчины.

Дидактическая игра «Для кого этот предмет? »

На столе лежат игрушечные предметы: швейная машина, утюг, миксер, набор инструментов, насос и дрель.

Воспитатель достает предмет и спрашивает Что это? Для чего? Кто этим пользуется мама или папа? Ребенок должен ответить и поставить предмет на определенный стол.

Воспитатель: Мамы и папы любят вас, заботятся о вас, покупают вам игрушки, одежду. А как вы помогаете своим мамам?

Физкультминутка: «Мамам дружно помогаем».

Мамам дружно помогаем

Сами в тазике стираем (имитируют руками стирку)

И рубашки, и платочки

Для сыночка и для дочки. (Мальчики показывают на себя при слове «сыночка», девочки показывают на себя при слове «дочки»).

Воспитатель: А кого еще вы любите кроме мамы и папы?» (дедушку и бабушку).

Стих О.Бундур:

Надо бабушку любить,

Надо с дедушкой дружить.

Только вместе всей семьей

Можно долго нам прожить.

Воспитатель: Бабушка и дедушка старше мамы и папы, о них надо заботиться. Давайте для бабушки и дедушки постряпаем пельмешки.

Пальчиковая игра «Пельмешки»

Ручки помыли («трут» ладошки)

Тесто замесили (сжимают, разжимают пальчики)

Будем без спешки

Стряпать пельмешки (прищипывают пальчиками).

Слышишь, баба?

Слышишь, дед? (приставляют руку то к одному уху, то к другому).

Приходите на обед! (выставляют обе руки вперед).

Игра с бабушкой

(воспитатель надевает на голову платок):

Наша бабушка идет

И корзинку несет (ходит по кругу с корзинкой)

Села тихо в уголок,

Вяжет деточкам чулок. (садится на стул, имитирует ручками, что вяжет).

Уснула! (роняет все клубочки).

Как вязать чулочки? (дети собирают клубочки в корзину).

Звучит песня «Мой дедушка» Э. Сницарук

(дети подпевают).

У меня есть дедушка,

Я его люблю

И приезда дедушки с нетерпеньем жду.

Ты почаще дедушка

В гости приезжай

Я скучаю без тебя,

Деда, так и знай.

Ласковое солнышко

Нам всегда свети

Хорошо мне с дедушкой

Весело в пути.

Воспитатель: Так что же значит семья?

Читает стих Т.Травник.

Две бабушки, два дедушки

Родители и я –

Вот и получается