Флористика        19.06.2019   

Развитие ребенка в 4 мес. Отклонения от норм развития. Развитие органов чувств в этом возрасте

Молодые родители, в семье которых недавно произошло пополнение, всегда стараются внимательно следить за развитием долгожданного малыша. На приеме у врача заботливые мамы и папы часто спрашивают о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, на сколько сантиметров он должен подрасти с момента рождения, каким должен быть его вес и т.д. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но в педиатрии существуют четкие нормы и стандарты физиологических параметров, а также навыков и умений, которые должны появиться у грудничка в том или ином возрасте.

Вес и рост

В 4 месяца малыш двигается еще не так активно, поэтому его вес в этот период растет достаточно быстро. За четвертый месяц здоровенький ребенок должен набрать около 700-750 грамм, его масса тела к этому возрасту в среднем составляет около 5,5-7 килограмм (мальчики обычно весят больше, чем девочки). Рост грудного ребенка в 4 месяца достигает приблизительно 60-64 сантиметров (месячная прибавка в росте -2,5-3 сантиметра).

Навыки и умения

У большинства деток в четыре месяца стабилизируется работа кишечника и желудка, и проходят болезненные колики. Именно поэтому правильно развивающийся 4-х месячный грудной ребенок начинает активно познавать мир. И мальчики, и девочки к этому возрасту начинают интересоваться окружающими предметами, бурно реагируют на происходящие события и т.д.

Навыки и умения здорового ребенка в 4 месяца должны быть следующими:

  1. 4-месячный грудничок должен уверенно переворачиваться с живота на бок и на спинку;
  2. лежа на животике, малыш может не только перевернуться, но и приподняться, опираясь на ладошки и прямо держа головку;
  3. если ребенка 4 месяцев поставить на пеленальный столик или на кровать, придерживая за подмышки, он будет отталкиваться ножками от горизонтальной поверхности;
  4. если грудничка, лежащего на спине, потянуть за ручки, он присядет и будет держать голову (при этом родители должны помнить, что полностью сажать ребеночка в таком возрасте еще нельзя, т.к. его мышцы и косточки еще не окрепли);
  5. самые активные детки к четырем месяцам пытаются ползать, интересно, что у многих их них получается ползти не вперед, а назад;
  6. малыш в полные 4 месяца может держать любимую погремушку в руках около 30-40 секунд, в этом возрасте груднички обычно проявляют огромный интерес к простым игрушкам, смотрят и изучают их, хватают, облизывают и т.д.

Мышление и эмоции

Психоэмоциональное и умственное развитие ребенка в 4 месяца также не стоит на месте. В этом возрасте у большинства деток происходят следующие изменения:

  1. малыши начинают произносить разные звуки: «о», «а», «п», «б,», «м» и др.;
  2. в 4 полных месяца малыш узнает своих родителей, реагирует на голос мамы и папы, услышав знакомые интонации, грудничок оживляется, начинает шевелить руками и ногами;
  3. в то же время ребенок очень настороженно относится к неизвестным людям, даже если мама наденет какой-нибудь головной убор и очки, малыш может ее не узнать и испугаться;
  4. увидев родителей или любимую игрушку, ребенок может начать улыбаться, смеяться, лепетать, также к этому возрасту малыши умеют следить глазками за двигающимися предметами;
  5. развитие 4-месячного ребенка происходит настолько интенсивно, что он к этому возрасту узнает свое имя и реагирует, когда кто-либо из семьи обращается к нему;
  6. также ребенок запоминает лица людей, свои игрушки, домашних животных и т.д.;
  7. к четырем месяцам в сознании грудничка формируются первые причинно-следственные связи (например, увидев мамину грудь или бутылочку с питанием, малыш понимает, что его ждет кормление и затихает);
  8. на четвертом месяце жизни детки уже могут испытывать широкий спектр эмоций: обиду, страх, огорчение, радость, удовольствие, любопытство и пр.;
  9. к 4-месячному возрасту малыши интересуются не только окружающим миром, но и своим телом, ребенок может щупать свои волосы и лицо, играть с руками и ногами, смотреть на себя в зеркальце и. т.д.

Органы чувств

Разбираясь в том, что умеет ребенок в 4 месяца, родители также должны узнать, как в этом возрасте функционируют органы чувств и как формируется речь грудничка:

  • Зрение. Малыш начинает различать цвета предметов. Лучше всего он будет воспринимать яркие однотонные цвета – красный, желтый, синий и т.д. А вот полутона, оттенки и сочетания сразу нескольких активных цветов будут восприниматься грудничком гораздо хуже. К четвертому месяцу жизни детки не только следят за одним предметом, но и быстро переводят взгляд с одной вещи на другую.
  • Слух. В 4 месяца ребенок, развитие которого происходит в соответствии со всеми нормами, различает голоса своих родных (мамы, папы, остальных членов семьи) и незнакомцев, а также поворачивает головку на звуки. В этом возрасте малыш с огромнейшим удовольствием слушает музыку и даже может качать головой в такт понравившейся мелодии. Больше всего грудничкам по душе ритмичные мотивы, а вот слишком высокие ноты (как и многий другой набор резких звуков) могут их раздражать или пугать.
  • Речь. Четырехмесячный малыш способен не только произносить открытые гласные звуки («а» и «о») и глухие согласные («б», «п» и др.), но и соединять их в простые слоги. К этому возрасту ребеночек начинает отвечать родителям и общаться с ними на своем языке. Детишкам очень нравится «разговаривать» с окружающими и получать от них ответ.

Питание и сон

Молодых родителей также часто интересует, сколько должен съедать ребенок в 4 месяца. Обычно малыши в этом возрасте как на грудном вскармливании, так и «искусственники» едят около 5-6 раз в день и 2-3 раз ночью (количество кормлений может варьироваться в зависимости от аппетита, здоровья ребенка и пр.). Считается, что за сутки грудничок должен употребить еды (смеси или маминого молока) в размере 1/7 части от собственного веса (т.е. до одного литра). Большинство педиатров придерживаются мнения, что вводить прикорм в этот период еще слишком рано, давать соки, овощные и фруктовые пюре малышу лучше всего с 5 месяцев на искусственном вскармливании и с 6 месяцев на грудном.

Еще один актуальный вопрос, возникающий у молодых мам и отцов, — сколько спит ребенок днем и ночью. Нормальный режим дня ребенка в 4 месяца следующий: 15 часов сна и 9 часов бодрствования в сутки. В ночное время грудничок должен спать около 10 часов, оставшиеся 5 часов – это дневной сон ребенка, разделенный на 2-3 части. Если по каким-то причинам распорядок и режим дня у 4-месячного грудного ребенка нарушен, родителям придется приложить немало усилий, чтобы вернуть все на свое место.

Отклонение от норм

Выяснив, что должен в 4 месяца делать здоровенький ребенок, необходимо разобраться и в том, что считается отклонением от нормы. Молодых родителей обязательно должно насторожить то, что:

  • ребенок в 4 месяца не переворачивается;
  • малыш не может удерживать в руках игрушки;
  • не проявляет никаких эмоций по отношению к родителям, животным, игрушкам и т.д.;
  • не реагирует на людей и окружающие предметы.

Если мама или папа заметили такие отклонения у своего крохи, им обязательно нужно сообщить об этом врачу. Педиатр назначит обследования, которые помогут выяснить, в чем причина замедленного развития грудничка.

Новорожденный ребенок постоянно развивается, растет и радует своих родителей и близких. Но как бы то ни было, у взрослых всегда имеются опасения: их тревожит развитие детей, и есть сомнения относительно правильного воспитания и родительских обязанностей. В 4 месяца новорожденный уже многое должен уметь делать, а вот что именно, стоит разобраться подробнее.

Каким должно быть физическое развитие

В 4 месяца ребенок увеличивает свою массу тела примерно до 5,5-6 килограммов. Разумеется, при подсчете следует учитывать вес при рождении и наследственный ген. Вес девочки будет немного меньшим, чем у мальчиков.

За 4 месяца новорожденный вырастет до 60-63 сантиметров, 40-45 сантиметров должна быть окружность головы, а окружность грудной клетки от 40 до 43 сантиметров.

Средние показатели физического развития вносятся в таблицу, которая составлялась согласно статистическими исследованиями. Данные таблицы пригодятся родителям, чтобы узнать, в норме ли физическое развитие детей:

Возраст по месяцам. Рост в см, девочек Рост в см мальчики
Новорождённые дети 49 51
1 мес. 52 54
2 мес. 55 58,5
3 мес. 57 61,5
4 мес. 61 64,5
5 мес. 62 67,5
6 мес. 65 68,5
7 мес. 66 69
8 мес. 68 71,5
9 мес. 71 73,5
10 мес. 72 74,5
11 мес. 73,5 75,5
12 мес. 74 76,5

Что должен уметь делать четырехмесячный младенец

Кроме физического развития, родители должны следить и за новыми навыками, которые уже умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Удерживать хорошо голову, находясь у взрослых на руках.
  2. Переворачиваться на спину или на бок.
  3. Сидеть, если родители его будут поддерживать.
  4. Подниматься на локтях из лежачего положения на животе.
  5. С интересом рассматривать новые предметы и пространство.

Дневной отдых должен быть до приема обеда и после него. Первый сон длится примерно 1-1,5 часа, второй – 2-2,5 часа. Для ночного сна детям требуется 10-12 часов, при этом учитывается перерыв сновидений для очередного кормления.

Взрослые должны, как и ранее, предоставить детям надлежащий уход. То есть ребенок 4-х месяцев должен получать:

  • сбалансированное питание в определенные часы;
  • ежедневное купание и своевременное подмывание;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Новорожденный в 4 месяца умеет легко переворачиваться, двигаться, как ему захочется, поэтому нужно выбирать для него такую одежду, которая не будет сковывать его движения. Конечно, когда дети активно выполняют упражнения, взрослым следует быть вблизи, чтобы обезопасить игровые движения. Не пытайтесь часто усаживать детей, хоть они и будут радоваться данному процессу, ведь уверенно это упражнение должен уметь делать ребенок уже после того, как пройдет 4 месяца, то есть в 6 месяцев.

Родителям нужно обязательно контролировать показатели роста и массы тела, сравнивать данные с таблицей. Если полученные данные будут далеко от нормы, то лучше посетить детского врача, чтобы специалист разъяснил непонятную ситуацию.

Познавательные навыки и эстетическое развитие

В 4 месяца ребенок должен узнавать новое и познавать окружающий мир при помощи:

  • детского зрения;
  • осязания и слуха;
  • вкусовых рецепторов.

Дети уверенно держат в руках игрушки, бросают их, постоянно что-то тянут в рот. Производя разные движения, становится понятно, что некоторые виды игрушек способны зазвенеть, другие – упасть на пол и не вернуться, а третьи – могут необычно звучать и так далее. Если эти манипуляции понравятся детям, то они обязательно будут повторять все движения, так как данный процесс приносит им настоящее удовольствие. Ведь довольно часто можно наблюдать, как младенец в 4 месяца постоянно выкидывает игрушку из кроватки и наблюдает за ее падением или подолгу стучит интересным для себя предметом. А вот новая забава, даже если она окажется очень красочной и красивой, вообще не завлекают детей, если исследования не понравятся новорожденному.

Когда детей держат взрослые на руках, они начинают осматривать все вокруг, вертят головой, при этом поворачивают ее именно в ту сторону, откуда доносится звук. Ребенок в 4 месяца должен уметь распознавать мелодию, то есть если играет спокойная песня, то он просто ее слушает, но как только заиграет веселая, он начинает «пританцовывать», руки и ноги при этом активно делают движения, напоминающие танец. От внимания не уйдет ни один яркий предмет, будь то игрушка или тарелка для кормления.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Навыки речи у младенцев

Именно в 4 месяца ребенок начинает активно общаться с помощью речи. В этом возрасте он должен уметь:

  • издавать своеобразные звуки;
  • произносить так называемое гуление;
  • произносить сложные сочетания с разными интонациями, которые называют «свирелью».

С этого возраста детский слух пытается уловить взрослые голоса, в дальнейшем прослушиваемые звуки дети пытаются повторять. Довольно часто они начинают диалог со своим родителями или близкими, которых хорошо знают.

Жизнь маленького человека с трех месяцев — это переход от рефлекторной, неосознанной деятельности к волевой. Малыш учится распоряжаться своим телом. С четырех месяцев ребёнок проявляет инициативу, активно знакомясь с окружающим миром. Он пробует воздействовать на его части, наблюдая за реакцией. Это уже принципиально другая форма поведения. Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы, опираясь на эту информацию, осуществлять правильный уход за карапузом.

Физические показатели

Я смотрю на ребенка и вижу, что:

  • малыш набрал за месяц 800 граммов;
  • длина тела увеличилась на 3 сантиметра;
  • окружность груди и головы стали одинаковыми. Ручки с ножками вытянулись в длину, фигура стала пропорциональнее;
  • изменяется цвет глаз, появляется прическа;
  • кроха стал спокойнее, а значит, ушли колики, пищеварительные органы адаптировались;
  • закончилось «цветение» малыша. С лица исчезли прыщики;
  • усилилось слюноотделение из-за постоянного нахождения во рту разных предметов.

Серьезных различий в развитии между мальчиком и девочкой ещё нет. Мальчик может быть только чуть крупнее.

Физические возможности

  • Хватательный рефлекс

Четвертый месяц жизни показателен тем, что многие детские рефлексы уходят. Их сменяют осознанные движения. Например, пропадает хватательный рефлекс. С рождения кроха зажимал в кулачок все, что касалось его ладони, абсолютно не осознавая этого. Теперь маленький человек может сделать собственный выбор. Он берет понравившийся предмет, наигравшись, отпускает его. Это связано с началом активного познавания мира вокруг. Кроха трясет погремушку, изучая свойства: её звук, цвет, размер, ощущение от прикосновения.

Хорошо иметь много разных подходящих по возрасту игрушек, чтобы малыш сравнивал их и выбирал любимые.

  • Перекаты

Этот возраст отличается формированием и развитием мышц спины и плечевого пояса. Эти области первыми выходят из спячки, помогают изменять свое положение в пространстве. Очень важный шаг для развития – научиться переворачиваться со спинки на живот.

Если малыш освоил перевороты, можно выкладывать его на пол. Появится простор для новых игр, не будет риска упасть.

Взрослому, который ухаживает за крохой, не стоит бояться переносить его на пол, ведь благодаря этому мир малыша увеличивается во много раз. Важно обеспечить условия для новой деятельности: создать комфортную температуру, подстелить игровой коврик, поддерживать чистоту.

  • Начало ползания

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе. Малыши, спокойно опирающиеся на локти, уже предпринимают попытки ползать, отталкиваясь ногами. Этим действиям полезно помогать, следующий шаг — активное ползание.

  • Движения на спине

Некоторые дети невысоко поднимают голову, плечи, лежа на спине. Со стороны это может казаться попыткой сесть. Но это проба детьми возможностей тела, разработка мышц.

Нельзя помогать ребенку садиться, пока он не начнет делать этого сам.

Главная опасность заключается в огромной нагрузке на позвоночник, что может привести к нежелательным последствиям. Малыш сам начнет подниматься в сидячее положение, придерживаясь руками. Это будет означать готовность его мышц и скелета к новым нагрузкам. Важно обеспечить нормальное развитие, уход за крохой.

Восприятие окружающего мира

  • Зрение

Четвёртый месяц приносит человеку возможность довольно далеко видеть. Зрение улучшается, позволяя ребенку различать предметы на расстоянии 3-3,5 метра. На прогулке можно брать младенца на руки, ходить с ним, рассказывая о происходящем вокруг. Такое знакомство нужно проводить и дома, чтобы малыш изучал обстановку. Упражнение поможет развивать зрение младенца.

Карапуз запомнил и различает лица мамы. Теперь он радуется и улыбается родителям, а не случайным добрым людям. Зная, что умеет ребенок в 4 месяца, можно лучше его понимать.

В 4 месяца развитие уже позволяет крохе слышать все звуки. Можно слушать музыку с малышом, рассказывать ему сказки, разговаривать, петь. Содержание пока будет ускользать от маленького человека, но эмоциональную окраску, интонации, тембр голоса он поймет, запомнит. Не стоит издавать слишком громкие, неприятные звуки рядом, ругаться между собой. Особенно это касается родителей, ведь голоса мамы с папой узнаваемы младенцем, он будет остро реагировать на их повышение, неприятные интонации.

Карапуз начинает связывать звуки в певучие фразы. Эти перлы ярко эмоционально окрашены, имеют характерную интонацию. Получаются простые слоги. Так происходит из-за подражания голосам взрослых, но ещё не относится к настоящему говорению.

Социальные навыки

Совсем недавно ребенок спокойно реагировал на то, что его берет на руки тётя, дедушка, подруга, теперь всё изменилось. Малыш начал показывать недовольство, беспокойство при общении с малознакомым человеком. Что происходит?

Маленький человек стал отличать близких ему, знакомых людей от тех, кого он видит редко или в первый раз. Теперь, чтобы взять кроху на руки без возможной негативной реакции, с ним надо познакомиться. Умение отличать «своего» от «чужого» — обязательный пункт из списка, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Очень красочно выражен «комплекс оживления» у малыша. Это реакция на появление, голос близкого человека. Кроха начинает двигаться, радостно махать ручками, улыбаться, смеяться.

Эмоционально-психологическое развитие

Появляется реакция на окружающие события. Настроение изменяется в зависимости от поведения близкого взрослого. Малыш понимает, что мама расстроена, сам начинает капризничать.

Еще вчера настроение карапуза зависело от того, насколько ему комфортно. Он плакал, если ему было холодно, хотелось есть, что-то болело. Теперь же, согласно месячному календарю приобретаемых навыков, он может перенимать настроение окружающих.

Если что-то идет не по плану

Родителям очень важно понимать: любые нормативные показатели – среднее значение для тысяч детей. Понятие «норма» необходимо для врачей, чтобы опираться на него при проведении осмотра малышей.

Ребенок к четырем месяцам не начал ползать — не страшно. Погрешность в пределах двух месяцев абсолютно нормальна. Нельзя поддаваться на провокации подружек, дети которых в четыре месяца разговаривают или сидят. Первое, скорее всего, – враньё, со вторым эксперименты опасны — могут иметь серьезные последствия.

Нужно спокойно, объективно относиться к возможностям маленького человека. Если малыш ленится переворачиваться, это означает, что нужно больше тренировать с ним данное движение.

Если с ребенком что-то не так, то, скорее всего, родители уже об этом знают. Признаки отклонений слишком явные, чтобы их игнорировать. В вопросе, что должен уметь ребенок в 4 месяца, нужно обращать внимание на основные навыки, не зацикливаясь на деталях. Стоит подумать о новой стратегии, если:

  • ребенок не держит голову;
  • не реагирует на близких людей;
  • не обращает внимания на игрушки;
  • взгляд не фокусируется на движущемся ярком предмете, при этом направлен сквозь родителя;
  • ребенок совсем не проявляет эмоций.

Во всех ситуациях надо сохранять спокойствие, не поддаваясь панике: настроение родителей очень быстро передается малышу.

Если у ребенка будут выявлены отклонения, это потребует большего спокойствия и организованности от взрослых. Возможно, надо будет ввести дополнительные упражнения или лечебные процедуры. Важно слушать врача, выполнять все его рекомендации.

Изменение распорядка дня

Главное отличие в новом распорядке крохи – удлинение периодов бодрствования днём и ночного сна без пробуждений. Теперь кроха может познавать мир несколько часов подряд и спокойно спать ночью. Непрерывный сон растягивается на 8-9 часов. Это особенно важно для мам, уставших от постоянных пробуждений на кормление, от жизни «по будильнику».

Рекомендация для родителей в этот период – соблюдать режим. Купать, укладывать в одно время — тогда и просыпаться карапуз будет запланировано. Важно обеспечить крохе условия для изучения окружающего мира, побольше гулять.

Развитие в играх

  • Захват мяча

Это одна из самых полезных развивающих игр в 4 месяца. Она поможет разрабатывать «комплекс оживления», поспособствует тому, что должен уметь делать малыш. Это тренировка мышц плечевого пояса и ножек, а также приятный совместный досуг.

Для упражнения понадобится мячик среднего размера. Ребенок лежит на спинке. Мяч нужно поднести ближе к малышу, чтобы тот взял его ручками. Если при этом будут задействованы ножки – замечательно. Создается ощущение, что взрослый бросает мяч, а карапуз ловит.

  • Все такое разное! Мелкая моторика

Для этого упражнения понадобятся отличные на ощупь лоскуты. Лучше всего сделать коробочку, внутренность которой будет обклеена различными по фактуре тканями. Можно прикрепить туда связки бусин. Главное – чтобы ничего не оторвалось. Малыш будет ощупывать незнакомые предметы рукой, накапливая новый опыт. При этом хорошо развивается мелкая моторика.

  • Разговор

Упражнение направлено на развитие речи. Глядя на ребенка, взрослый говорит фразу, обращаясь к малышу. Дожидается, пока кроха выдаст ответ по-своему. Взрослый пытается повторить эту фразу. Карапуз выдает новую. Игра строится на имитации диалога. Важно, чтобы родитель проговаривал слова, слоги, ярко артикулируя. Ребенок учится говорить, пытаясь воспроизвести движения губ окружающих людей.

Не стоит недооценивать маленького человека. Даже с несовершенными умениями понимать окружающий мир, ребенок — уже маленькая личность. Это значит, что к нему надо обращаться, как к собеседнику.

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро - вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Отсутствие этих умений и навыков - знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

Слух ребенка в 4 месяца - еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий - их безопасность.

Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры - шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  1. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры - накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  2. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  3. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу - сердце, указательному - желудок, безымянному - ЦНС, среднему - печень, большому - головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».

Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

Питание ребенка в 4 месяца

Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

Специально для - Диана Руденко

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.