Необычные растения        22.05.2019   

Ребенок плохо разговаривает в 3 года причины. Возможные причины проблем с речью у трёхлетних детей. Причины задержки речевого развития у детей

По статистике Минобразования России за последние несколько лет количество детей с задержкой психоречевого развития увеличилось в 2 раза. Обычно эта проблема начинает проявляться в возрасте от 2 до 3 лет. Наблюдая, как сверстники вашего малыша уже не просто лопочут на непонятном языке, а радуют мам с папами, запоминая все больше новых слов, сложно сохранять спокойствие. Так и хочется запаниковать и побежать по врачам с расспросами, как ускорить развитие речи ребенка. Главное в этой ситуации – не паниковать и не давать воли негативным эмоциям. Специалисты утверждают, что некоторое торможение речевого развития – не повод для беспокойства. Обычно задержка обусловлена определенными причинами, выявив и устранив которые, вы услышите долгожданные первые слова своего крохи. Главное – вовремя обратиться к специалистам. Идеален вариант обращения к врачу, когда малышу будет 2 – 3 года. В более взрослом возрасте задержка речевого развития будет тормозить развитие мышления ребенка. Рассмотрим основные критерии, по которым может задерживаться развитие речи крохи, и то, как их преодолеть.

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

  1. Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
  2. Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
  3. Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, . Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
  4. Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
  5. Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
  6. Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
  7. Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
  8. Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
  9. Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
  10. Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
  11. Ощущает мелодии, их ритм.
  12. Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
  13. Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
  14. У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
  15. Спрашивает о незнакомых предметах.

Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.

Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу ();
  • Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
  • Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
  • Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
  • Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
  • Дизартрия – это нарушение - результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
  • Серьезные травмы и инфекции в анамнезе , вызвавшие нарушение функций головного мозга;
  • Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
  • Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
  • Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
  • ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
  • Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
  • Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
  • Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
  • Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.

Психологические причины задержки речевого развития:

  • Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
  • Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
  • Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
  • Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
  • Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

Лечение задержки речи у ребенка 2 – 3 лет

Итак, если вы определили, что развитие речевых навыков вашего малыша ниже заявленных норм, необходимо обратиться к специалисту. Самостоятельно исправить ситуацию, не обладая нужными профессиональными навыками, не удастся. Сомнительные методики неизвестных псевдоспециалистов из Интернета тоже не помогут.

Важно понимать, что задержка речевого развития напрямую влияет на формирование мыслительных способностей человека, поэтому необходимо как можно оперативнее обратиться к хорошему врачу. Чем скорее это будет сделано, тем ниже вероятность осложнений в дальнейшем развитии малыша. Отложив решение проблемы на потом, вы рискуете обречь ребенка на отставание в развитии, сложности школьного обучения, и как следствие – перевод в коррекционную школу.

К какому врачу обращаться?

  1. Педиатр – в первую очередь стоит посетить педиатра, наблюдающего вашего ребенка. Он проведет осмотр малыша и определит, к какому узкопрофильному специалисту необходимо обратиться.
  2. Сурдолог – специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с органами слуха.
  3. Оториноларинголог или, проще говоря, лор – медицинская специальность, направленная на лечение и профилактику заболеваний системы ухо – горло – нос – голова – шея. В случае проблем с речью врач поможет установить, есть ли связь с нарушениями в работе артикуляционного аппарата. Например, короткая подъязычная уздечка существенно усложняет у детей произношение многих звуков. После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  4. Логопед – специалист, напрямую занимающийся устранением нарушений речи у детей и взрослых. Он проведет тестирование и определит - каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  5. Логопед-дефектолог – врач, работающий с проблемами речи именно у детей.
  6. Невропатолог – определит, не связана ли задержка развития речи с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит - есть ли проблемы по его профилю.
  7. Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь родителям и детям. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. - по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Основные методы лечения

  • Микротоковая рефлексотерапия – разрешена для использования для детей с 6 месяцев. Представляет собой воздействие слабого электрического импульса на нейрорефлекторные зоны и области головного мозга, связанные с восприятием и формированием речи (есть ряд противопоказаний);
  • Магнитотерапия – аналогичная методика, при которой воздействие осуществляется при помощи низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей;
  • Лекарства – назначается неврологом или психиатром на основе индивидуальной схемы лечения. В большинстве случаев используют ноотропные лекарственные средства для питания нейронов мозга и активизации зон, отвечающих за речевую деятельность: лецитин, когитум, нейромультивит, кортексин и др. Эти препараты имеют множество противопоказаний и побочных эффектов, поэтому лечение ими нужно согласовывать с узким специалистом;
  • Работа с логопедом-дефектологом – ориентирована на развитие мелкой моторики, правильной работы артикуляционного аппарата и развитие мышления;
  • Логопедический массаж – весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка, что способствует облегчению произношения. Наиболее эффективными считаются методики массажа по Дьяковой, Краузе и Приходько.

Альтернативные методы лечения

  • Остеопатия нетрадиционный метод воздействия на биологически активные точки на теле ребенка, направлен на регенерацию функций центральной нервной системы и головного мозга;
  • Иппотерапия – метод лечения при помощи езды на лошадях и общении с животными;
  • Дельфинотерапия – лечение с помощью ультразвуковых колебаний, воспроизводимых дельфинами и благотворно действующих на головной мозг человека (купание с дельфинами);
  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку для решения психологических проблем;
  • Арт терапия – способ терапии, использующий в качестве лечебного средства творческую активность;
  • Работа с детским психологом – необходима в случаях, когда задержка речевого развития обусловлена неблагополучной обстановкой в семье, психологическими травмами ребенка;
  • Домашнее развитие речи – комплекс игр, гимнастики и других занятий, ориентированных на прогрессирование речи и выполняемых в домашних условиях.
  • И, конечно, упражнения, которые нужно будет выполнять дома.

Занятия и игры с ребенком в домашних условиях

Как бы усиленно не работали с малышом узкопрофильные специалисты, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит и львиная доля работы ляжет на плечи родителей. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики

Педиатры и неврологи твердят родителям о чрезвычайной важности развития мелкой моторики чуть ли не с самого рождения ребенка. Мелкая моторика действительно тесно связана с развитием речи (центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь). Наиболее действенные упражнения – игры с просеиванием и пересыпанием круп, бисера, поиск игрушек, «утонувших» в крупе и т.п.; рисование пальцами; плетение косичек; пальчиковый театр; игры с конструкторами, лепка из пластилина или теста,

Беседы по картинкам

Подойдут книги по возрасту с большими и яркими изображениями. Либо расклеенные по дому рисунки любого размера с изображением людей, животных, овощей и фруктов, транспорта, игрушек, сказочных персонажей. Стимулируйте ребенка к речи, задавая ему вопросы формата «Кто это?» или «Что это?», «Что он делает?», «Какой он?» и т.п. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам). Ежедневно находите повод обсудить несколько картинок – расскажите забавный эпизод, связанный с изображением, предложите соревнование, кто быстрее найдет на картинке какое-либо животное и т.д. Рисунки нужно менять еженедельно.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Артикуляционная гимнастика

Какой ребенок не любит покривляться? Организуйте соревнование на лучшую страшную или забавную рожицу, проверьте, кто дальше вытянет губы, достанет языком до носа. Задействуйте зеркало или камеру. Потренируйтесь улыбке, чем она шире, тем проще произнести букву «ы». Малыш будет в восторге, даже не заметив, что выполнил комплекс артикуляционной гимнастики. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств - выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!

Чтение

Один из важнейших аспектов всестороннего и гармоничного развития малыша любого возраста. При задержках формирования навыков речи необходимо активно вовлекать малыша в процесс чтения, просить повторить небольшие стишки, загадывать загадки, разучивать скороговорки и потешки для самых маленьких. При прочтении сказки останавливаться для того, чтобы задать крохе несколько вопросов формата «Как зовут главного героя?», «Мишка добрый или злой?», «Почему зайка убежал от волка?» и т.д. Пробуйте пересказать небольшие эпизоды произведения или разыграть мини-спектакль по ролям. Читайте как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцы и песни

Музыка – прекрасный инструмент для развития областей мозга, отвечающих за речь. Слушайте детские песенки, разучивайте и пойте самые любимые. Придумайте ритуальные песни перед сном, обедом или прогулкой. Укладываясь спать, обязательно спойте колыбельную куклам, плюшевым игрушкам или машинкам. Обязательно танцуйте с ребенком, задействовав не только руки и ноги, но и двигая пальчиками и строя гримасы.

«Непонимание» жестов ребенка

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Учите малыша «кривляться»

Можно устраивать конкурсы дома - на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!

Зарядка для языка

Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Логопедические игры

Их количество и вариации ограничены только вашей фантазией. Имитируйте голоса зверей и птиц, разложите вокруг ребенка игрушки-животных и поговорите на их «языке». Отличное упражнение – мама произносит звук («ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «мяу-мяу»), а кроха угадывает, какое это животное.

ТОП-5 игр от логопеда, которые помогут ребенку заговорить и развивать свою речь

Лучшие упражнения для речевых мышц - делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование - только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной - малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Развитие речи – это в первую очередь результат серьезного родительского контроля и взаимодействия с ребенком. Даже достаточно сильное торможение психоречевого развития вполне исправимо в возрасте до 5 – 6 лет, поэтому постарайтесь заняться этим вопросом как можно скорее. После 6 лет вероятность излечения составляет всего лишь 0,2 %. Если вы запустите процесс, и ребенок не заговорит до 7 лет, то шансы на полное выздоровление равны нулю.

3 лайфхака как развить речь ребенка. Развиваем речь ребенка. Лайфхаки от логопеда Ольги Сахаровской

Как играть, чтобы развивать речь (логопед Татьяна Ланская)

Если ребенок не говорит, то с ним нужно не просто заниматься, а активно играть. В этом видео я расскажу о том, как лучше организовать игру с ребенком, чтобы она принесла как можно больше не только пользы, но и радости как родителям, так и ребенку. Так же вы узнаете, зачем играть, в какие игры лучше играть, чтобы развивать речь, правила игры, как сделать игру речевой, и почему взрослым сложно играть с ребенком. Видео поможет и тем, кто хочет играть со своим ребенком, но не знает, как лучше. А также тем родителям, которые заставляют себя играть со своим малышом.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:

8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;

3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;

5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;

12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;

24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;

2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;

3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;

4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.

Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.

Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».

Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.

Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Почему ребёнок не разговаривает?

Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.

На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:

Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;

Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);

Осложнённая родовая деятельность;

Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);

Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.

Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.

Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.

{reklama2}

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.

Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.

Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.

В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:

Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;

Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;

Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;

Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;

Забавы с различными вкладышами;

Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;

Игры с пластилином или мягким тестом.

Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.

Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:

1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.

2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.

3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.

4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.

5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.

6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.

7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.

Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.

Игрушки для неговорящего ребёнка

Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.

Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.

Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.

Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.

Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.

Любое новое умение малыша вызывает у родителей всплеск гордости. Первые улыбки и шаги запоминаются на всю жизнь. А уж первые слова – это настоящее чудо.

Однако именно с речью малыша связано множество родительских страхов. Одни боятся, что дитя не заговорит вовремя. Другие обеспокоены, что речь малыша отрывиста, и он не произносит целые предложения. А третьи волнуются из-за того, что ребёнок не говорит внятно в свои 3 года.

Пока кроха ещё не ходит в детский сад, родители надеются, что все сложности с постановкой речи уйдут сами собой. Но если ребёнок не говорит в 3 года совсем, то нужно выявить причины задержки речи. Что делать точно в этом случае, конечно, подскажет врач. В статье мы постараемся выделить основные причины этой проблемы и наметим пути решения в каждой из них.

Исключите основные причины

  • У ребёнка не должно быть проблем со слухом. Определите, реагирует ли он на различные звуки, на шорох, шуршание, слышит ли шёпот, знает ли своё имя. Если вовремя диагностировать проблемы со слухом, с большой вероятностью их можно исправить.
  • Если ребёнок родился раньше срока, то к его развитию нужно уделять гораздо большее внимание. У недоношенных детей риск задержки развития выше. Чаще всего такие дети догоняют сверстников только к 5 годам.
  • Убедитесь, что у ребёнка не наблюдается никаких умственных заболеваний. Он должен вас понимать, быть активным и любознательным. Вы видите, что он пытается общаться при помощи жестов и звуков.

Отсутствие мотивации

Возможно, ваш малыш просто не хочет говорить. У него нет для этого стимула. Так почему ребёнок не говорит? Часто бывает, что подрастающий карапуз становится центром семьи. Всё внимание родителей переключается на него, любое желание предугадывается заранее.

Родители хорошо понимают, что просит кроха. Поэтому у него просто не возникает необходимости что-то просить.

Не нужно лишать ребёнка мотивации. Даже если вы хорошо понимаете, о чём просит малыш, то не спешите сразу выполнять. Отвечайте ему: «Я тебя не понимаю. Давай ты постараешься объяснить мне, что ты хочешь». Если делать это регулярно, то ребёнок в три года уже будет говорить.

Наличие компании

Существует мнение, что дети начинают быстрее говорить в компании сверстников. Особенно в детском саду, на игровой площадке и т.п. В этом утверждении есть доля истины. Но если ребёнку 3 года, а он не разговаривает, не стоит надеяться, что к 5 годам он заговорит без посторонней помощи. Не затягивайте с обращением к врачу.

Наследственность

Если в вашей семье есть люди, которые поздно начали говорить, то , возможно, передалась малышу по наследству. Если ребёнок не разговаривает, обязательно ведите с ним диалог. Старайтесь говорить грамотно и внятно, не коверкайте слова. У малыша в подсознании откладывается всё, что он слышит. Если в разговоре вы искажаете слова, заменяете буквы и сюсюкаете, то существует большая вероятность, что ребёнок запомнит всё это и будет говорить неправильно.

Нервное потрясение

Если в жизни маленького человечка произошла ситуация, которая нарушила его психоэмоциональное состояние, он может уйти в себя. Дети часто перестают разговаривать в стрессовых ситуациях. В таком случае необходимо срочно устранить источник стресса и обязательно обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист сможет оказать ребёнку необходимую помощь. В такой ситуации возраст не имеет значения.

Интернациональные семьи

Причиной отсутствия речи у ребёнка может быть привычка родителей разговаривать на нескольких языках. Возможно, ваш ребёнок знает много иностранных слов, но не понимает, какие из них правильные. Поэтому в семьях, где ребёнок ещё не достиг возраста 5 лет, стоит ограничиться одним языком для общения.

Как помочь ребёнку заговорить

  • Если ребёнок в 3 года не разговаривает, то обратите внимание на его пальчики. Дело в том, что подушечки пальцев связаны с определёнными отделами мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Развитие мелкой моторики способствует тому, чтобы малыш быстрее заговорил. Для этого почаще занимайтесь развивающими играми и упражнениями. Пусть кроха играется мелкими предметами.

Для тренировки подходят занятия рисованием, лепкой, собирание мозаики, конструктора и т.п. Также благотворно влияет массаж ладошек и ступней.

Не нужно покупать дорогостоящие игрушки. Если подойти к вопросу развития с умом, то материалы для занятий найдутся в каждом доме. Например, можно сделать развивающее пособие из макарон и круп, молний и шнурков, гороха и мелких игрушек. То есть из всего, на что хватит вашей фантазии.

Обратите внимание, что дети, которые к трём годам не могут самостоятельно застёгивать пуговицы и молнии, уверенно держать ложку и карандаши, входят в группу риска. В головном мозге отделы, отвечающие за речь, координацию и мелкую моторику, находятся рядом. Это значит, что нарушение в любом из них может привести к расстройствам в остальных отделах.

  • Для того, чтобы ваши дети к трём годам уверенно разговаривали, с ними необходимо заниматься. Обязательно читайте сказки, стихи и поговорки. Рассказывайте малышу буквально всё, что происходит вокруг. Называйте предметы, которые используете дома, и те, что встречаются на улице. Ежедневно у ребёнка в подсознании откладываются новые слова, которые он со временем воспроизведёт. Просите малыша принести вам ту или иную вещь, указывая на неё пальцем. Так вы поймёте, каков словарный запас вашего малыша.

Лето – особая пора. Длительные прогулки, организованные правильно, также способствуют крохи. Показывайте ему деревья, животных, растения, обязательно называйте их.

  • Не так давно врачи настаивали на том, что в 3 года ребёнок только начинает говорить. Сейчас же всё изменилось. Дети развиваются быстрее и активнее. И на третьем году жизни малыш уже должен говорить отдельными фразами и пытаться строить предложения.

Бывает и так, что ребёнок 3 года совсем не говорит, но при этом всё понимает, и он полностью здоров. Подождите около 3–5 месяцев. За этот период у детей происходит резкий скачок в развитии. Возможно, ваш малыш из тех, кто долго молчит, а потом сразу начинает говорить целыми предложениями, старательно выговаривая каждое слово. Но не затягивайте с ожиданием.

Медицинская помощь

Так что же делать, если ваш кроха в 3 года не желает вести разговор? Покажите его 5 следующим врачам:

— педиатру,

— неврологу,

— психологу,

— логопеду.

Только после полного обследования и установки диагноза вы сможете начать процесс лечения. Возможно, потребуется разносторонняя коррекция развития. В одной ситуации вам помогут регулярные занятия с грамотным логопедом. Такой вариант возможен в том случае, если малыш здоров, но не имеет желания говорить. Логопед научит ребёнка хотеть выражать свои мысли словами.

Если ребёнок говорит отдельные слова и словосочетания, то обратите внимание, склоняет ли он глаголы, в правильной ли форме употребляет слова. Обязательно поправляйте его. Это важно делать именно родителям, так как дети 5 года жизни часто не хотят заниматься с логопедом. Для них врач – совершенно посторонний человек.

Если же у ребёнка имеются проблемы со слухом, на помощь придёт современная хирургия. В настоящее время детям, возраст которых не достиг 5 лет, проводят операции по вживлению слухового аппарата в ушную раковину. После курса восстановления аппарат не будет заметен, и ваш малыш ничем не будет отличаться от сверстников.

К сожалению, случаются ситуации, когда задержка речевого развития свидетельствует об умственном заболевании. Для выявления таких патологий проводят всестороннее медицинское обследование, показывающее уровень работы мозга, наличие или отсутствие отклонений.

Возможно, во время родов были сильные осложнения и родовые травмы. Может быть, плод был подвержен кислородному голоданию в последние дни беременности. Всё это тоже может спровоцировать задержку речевого развития.

В таких случаях назначают препараты, воздействующие на головной мозг. Они питают нейроны мозга и стимулируют речевой центр. Но любое медикаментозное лечение должен назначать только компетентный в этом вопросе невролог или психотерапевт.

Бороться с задержкой речевого развития помогают физиологические процедуры. При помощи микроволн происходит воздействие на участки мозга, отвечающие за речь и артикуляцию. Однако некоторые из этих процедур назначают только тогда, когда предполагаемый эффект важнее возможных побочных действий.

Родители, помните, что коррекция речевого развития у детей, достигших 5 года жизни и старше, очень затруднительна. Чем младше ребёнок, тем проще и быстрее восстановить речевую функцию. Правильный диагноз и своевременное лечение принесут скорый положительный результат.

Первые слова малыша становятся незабываемыми моментами в жизни семьи! Кроме того, формирование речи является свидетельством нормального эмоционального и физического развития ребенка. Но все чаще в нашем обществе регистрируются случаи, когда дети не овладевают навыками коммуникации вплоть до школьного возраста. Почему подобное происходит? Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает? Мы ответим на эти и другие вопросы, касающиеся задержки речевого развития.

Механизм формирования речи

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

  1. Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
  2. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
  3. Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
  4. Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.

Причины задержки развития речи

Почему ребенок не разговаривает в 3 года и позже? Причины подобного состояния можно разделить на следующие группы:

  • физиологические (нарушение слуха, врожденные патологии артикуляционного аппарата, заболевания ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки воспитания (педагогические).

Так, если ребенок в 3 года плохо разговаривает, в первую очередь следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин ЗРР существуют различные тесты и диагностические методики, которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.

Ребенок не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых с ребенком, физические наказания могут привести к тому, что малыш "замкнется" в собственном уютном мире. В таком случае необходимость в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.

Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду Дети, находящиеся под чрезмерной опекой взрослых, не видят необходимости в общении - ведь их и так прекрасно понимают. При этом чем старше ребенок, тем сложнее решить сформировавшуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок в 3 года не разговаривает, специалисты могут поставить неутешительный диагноз - Самостоятельно определить такую проблему невозможно, так как для этого требуется многокомпонентное обследование. Так, специалисты выполнят тесты и анализы для определения физических нарушений, оценят объем словаря, произношение, реакции на внешние раздражители, определят психологическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо серьезных отклонений диагноз ЗРР врачи могут поставить даже годовалому малышу.

Если во время обследования были подтверждены психические отклонения в развитии ребенка, то специалисты сообщают родителям о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда следует бить тревогу?

Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и "ничего, как-то выросли". К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой деятельности.

Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:

  • травма малыша (в том числе родовая);
  • обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;
  • отсутствие у грудничка реакции на звуки, у полуторогодовалого малыша - словоподражания, у старших детей - слов и связной речи.

К каким врачам обращаться?

Родители обращаются с жалобой: "Ребенку 3 года - не разговаривает". Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:

  • педиатр - он проведет общий осмотр, определит отклонения в развитии согласно возрасту;
  • отоларинголог проверит слух малыша;
  • дефектолог оценит развитие ;
  • логопед определит степень формирования звукопроизношения;
  • невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;
  • детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.

Основные методы коррекции ЗРР

На сегодняшний день в нашей стране задержку речевого развития лечат с помощью следующих методов:

  • медицинских;
  • педагогических;
  • коррекционных.

Медицинские методы

При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации "речевой зоны" полушарий мозга, в частности, "Кортексин", "Нейромультивит" и другие. При обнаружении психического заболевания, назначаются лекарства, корректирующие данное состояние.

Также для возбуждения "речевых центров" невропатолог может назначить методы физиотерапии, такие как магнитотерапию или электрорефлексотерапию.

Педагогические методы

У родителей возникает вопрос о том, в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики. Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:

  • гимнастика для пальчиков;
  • массаж;
  • игры-вкладыши и сортеры;
  • занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • театр теней.

Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:

  • театрализованные игры;
  • инсценизация сказок (для старших дошкольников);
  • разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.

Родители жалуются: "Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?" В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.

Роль семьи в развитии речи малыша

Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:

  1. Еще до рождения крохи общайтесь с ним, пойте ему песенки, делитесь положительными эмоциями.
  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом.
  3. Если ребенок в 3 года не разговаривает - больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.
  4. Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.
  5. Установите такие семейные традиции, как чтение сказки перед сном, разучивание прибауток во время умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте малышу игры для развития мелкой моторики.
  7. Не ограничивайте контакты малыша с другими детьми.

Если ребенок не разговаривает в 3 года - это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).


Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

Сайт сайт предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.