Садовые растения        21.06.2019   

Трудовая деятельность ее виды содержание формы организации. Организация трудовой деятельности детей среднего возраста

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое дейст­вие. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечае­вой, А.Д. Шатовой (1974).

Большую роль поручения играют в младших груп­пах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с пер­вых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для раз­вития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за по­рученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

· Поручения всегда исходят от взрослого.

· В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

· Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

· В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за нали­чием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному де­лу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные по­ручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одно­го - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями ка­ждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнитель­ный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования навыков предоставляют длитель­ные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручени­ях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно млад­шего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он вы­полняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще организу­ются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполне­нию разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различ­ным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисова­ния и т.д.).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, покормить рыбок и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важ­ное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, двор­нику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить не­прочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда по­ручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К пер­вой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизо­дичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько спосо­бов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах

В особую группу выделяются поручении, при выполнении которых нет ви­димого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методи­ста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство по­ручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при вы­полнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать ра­зумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непо­средственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совме­стной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздей­ствия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль вос­питателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного вы­полнений задания целесообразно перейти ч словесному напоминанию (подска­зать как действовать) или активизировать детей вопросами.

Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные пору­чения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновре­менно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положитель­ную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сде­лать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т. д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко ис­пользует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспита­тель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива

Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общест­венная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботливость о лю­дях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежур­ства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вна­чале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее дос­тупно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предла­гает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня долж­ны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помо­гать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с ут­ра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они жи­вые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответ­ственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

· способствуют систематичности включения детей в труд;

· требуют от ребенка большей самостоятельности;

· необходимы знания последовательности и объема работы;

· имеют общественную значимость для всего коллектива;

· задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредст­венно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает разной б зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

· объединение детей по одинаковому отношению к труду;

· объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

· объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

· объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежур­ных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготови­тельной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах де­журные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и рас­тениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными форма­ми организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становит­ся возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Эта фор­ма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нрав­ственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовы­вать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

· детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда су­ществует и другая точка зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

· общий труд;

· совместный труд;

· коллективный труд.

Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе.

Литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Ака­демия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Акаде­мия, 2002.

Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей

Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре : покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.


Занятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер , требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых . Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Видео: Трудовое развитие в ДОУ

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина.

В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата. В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

  1. самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой;
  3. в природе;
  4. ручной.

Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

Самообслуживание

В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

  1. пальцы малыша еще недостаточно послушны;
  2. пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
  3. способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

  1. раздевание и одевание;
  2. умывание и уход за зубами;
  3. уборка постели после сна;
  4. подготовка места для работы;
  5. наведение порядка в игровом уголке.

Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

  • Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
  • Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
  • Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

Труд в природе

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

Ручной труд

Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  1. разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
  2. природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
  3. бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста.

Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка. При дозировании занятий учитываются также:

  1. объем;
  2. сложность;

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

  1. фартуки;
  2. подносы;
  3. тазики;
  4. щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

В заключение

  1. Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу;
  2. Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему: «Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка -- заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. труд дошкольник воспитание

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой -- в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд -- изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. -- осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки -- лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения -- это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.

Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5--6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2--3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Таким образом,необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ и диагностика трудовых умений, навыков и трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Уровень сформированности отношения детей к своему труду и труду взрослых.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника. Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Условия содержания растений и животных в детском саду. Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Определение значения трудового воспитания в развитии личности ребенка. Диагностика уровня развития трудовых умений у дошкольников. Разработка системы работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Формы организации труда детей, воспитание интереса к нему. Уровни общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Апробация эффективности педагогических условий в формировании навыков выполнения трудовых поручений дошкольниками.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Теоретико-педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми. Анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста и их роль в методике трудового воспитания. Условия организации труда в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Определение теоретико-педагогических основ совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми, как средства нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях. Особенности и направления нравственного развития в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс. Сравнительное исследование агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.