Садовые растения        20.05.2019   

Урок по обществознанию "подросток как гражданин"

В нашей стране в 14 лет все граждане получают паспорт, который является главным свидетельством гражданской принадлежности человека.

Подросток как гражданин

Однако не стоит думать, что подростки, которым не исполнилось 14 лет, не являются гражданами. Ребенок приобретает гражданство определенной страны с момента своего рождения. Уже тогда он наделяется правами и обязанностями.

Обязанности детей, которые не достигли совершенолетя, в полной или частичной мере выполняются их родителями. Государство всячески защищает интересы свободы своих юных граждан. Некоторые подростки обладают гражданство Российской Федерации со своего рождения, некоторые приобретают его.

По достижению 18 лет человек может сменить свое гражданство самостоятельно, однако до совершеннолетия подросток должен иметь то гражданство, которое имеют его родители, или один из них.

Российское гражданство, пути его получения

Гражданство – это принадлежность индивида к определенному государству, которая выражается во взаимной правовой связи. Для автоматического приобретения гражданства РФ действует два принципа – земли и крови. Принцип крови заключается в том, что если у ребенка один или оба родители являются гражданами РФ, получение гражданства РФ происходит автоматически.

Принцип земли заключается в том, что если ребенок родился на территории РФ, он также имеет право приобрести российское гражданство. Для того чтобы совершеннолетний индивид получил гражданство РФ, ему следует выполнить ряд обязательных требований, в частности, отказаться от гражданства другого гсоударства.

Найти постоянный официальный источник доходов, проживать официально на территории РФ не менее 5 лет. Каждый гражданин РФ обязан соблюдать Конституцию и нормативно- правовые акты государства, чтить его традиции и историю.

Гражданские права и свободы

За получение гражданских прав люди боролись еще в далекие времена античности. В тот период, свободным мог считаться только тот человек, который обладал гражданскими правами и свободами. В нынешнее время, каждый человек, имеющий гражданство, может полноценно распоряжаться широким спектром прав и обязанностей.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, активное и пассивное избирательное право, право на трудовую деятельность, на получение жилья, право на отдых. Более того, государство не оставляет своих граждан даже когда они находятся за границей. Благодаря работе посольств и консульств государство отстаивает права своих граждан в других государствах.

Слайд 2

  • Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству. Плохие граждане.
    • А как надо относиться к своему Отечеству?
    • Кто такие граждане?
    • Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?
  • Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.
  • Слайд 3

    Цели и задачи

    Понимать:

    • значение гражданства как средства формирования личности подростка;
    • сущность гражданства.
    • термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»;
    • причины участия человека в политической жизни страны;
    • систему справедливых выборов.
    • давать характеристику гражданству;
    • определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков;
    • высказывать суждения на обществоведческие темы;
    • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
    • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

    Отношения, ценности, внутренние установки:

    • дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка;
    • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План урока

    1. Гражданство;
    2. Твои гражданские права и свободы;
    3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина;
    4. Обязанности граждан.
  • Слайд 5

    • В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
    • Что означает эта надпись?
    • Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом.
  • Слайд 6

    Гражданство

    «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики.

    • Что же мы подразумеваем под этим понятием?
    • Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию?

    Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы:

    • В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу.
    • Какие роли выполняет подросток в своем возрасте?
    • Как вы считаете, какая роль самая ответственная?
    • Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры.
    • Можно ли сменить гражданство?
    • Дайте характеристику гражданству.
    • Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение.
    • Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав.
    • Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства?
    • Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему?
    • Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права?
    • В чем суть гражданства?
    • Дайте определение понятия «гражданство».
    • Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России?
    • Кто и как может внести поправки в данные документы?
  • Слайд 7

    Подросток – гражданин России

    • Наследуемая черта: если ваши родители имеют российское гражданство – вы автоматически становитесь гражданином России
    • Приобретаемая черта: гражданство можно получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России Гражданство можно сменить, но только во взрослом возрасте.
    Гражданство – это права, которыми наделяется человек в обществе и которые оберегает государство.
  • Слайд 8

    Быть гражданином

    Почетно:

    • Это осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее

    Выгодно:
    Если вы не имеете гражданства:

    • вы лишитесь постоянной работы
    • вы лишитесь постоянного места жительства
    • с вами могут произойти несчастья

    С момента приобретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав.

    Суть гражданства состоит в том, что гражданин признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет:

    • защищать тот строй, который она провозглашает
    • бороться с внешним врагом
    • хранить государственную тайну
    • оберегать государство от бунтарей
  • Слайд 9

    Делаем выводы

    • Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
    • Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.
  • Слайд 10

    Что их объединяет?

  • Слайд 11

    Твои гражданские права и свободы

    • Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.
    • Задание: наверняка вы слышали слова:«гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?
  • Слайд 12

    Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:

    • Основные права российских граждан.
    • Политические и гражданские права.
  • Слайд 13

    Участие гражданина в политической жизни страны

    • Выборы – важнейшее политическое право гражданина.
    • Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством.
    • Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.
  • Слайд 14

    Формы участия граждан в политической жизни страны

    • Участие в ведении государственных дел и правосудии
    • Участие в митингах, собраниях, демонстрациях
    • Самой массовой формой участия граждан
    • в управлении делами общества являются выборы
    • Объединение для создания партий, организаций
  • Слайд 15

    Задание:попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы:

    • В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»?
    • Кто может участвовать в этих политических мероприятиях?
    • Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей.
    • Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации?
    • С какого возраста можно участвовать в выборах?
    • С какого возраста человек может быть избран:

    А) на выборные должности;
    Б) главой администрации;
    В) Президентом страны.

    • Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры.
    • С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?
  • Слайд 16

    Задание

    В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.

    Слайд 17

    Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания:

    Задание:работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте.Слайд 20

    Подведение итогов

    • Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
    • Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
  • Слайд 21

    Подведение итогов занятия

    Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем.

    • Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны?
    • Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
    • Можно ли назвать вас гражданами России?
  • Слайд 22

    Домашнее задание:

    Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете?
    • 2 вариант –ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение.
    • 3 вариант –представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников?
  • Цели урока:

    Формирование предметных компетентностей: знакомство с понятиями: гражданин, гражданство, права и обязанности подростка как гражданина;

    Формирование метапредметных компетентностей: изучение основ истории права; отражение темы «Права и обязанности человека» в литературе;

    Формирование социальных компетентностей: воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу России и причастности к её истории.

    Задачи:

    1. актуализировать знания учащихся о юридических границах подросткового возраста, учитывая особенности предмета, возраст учащихся и объём знаний;

    познакомить с гражданскими и политическими правами человека;

    2. развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы, расширять словарный запас, развивать речь, кругозор;

    3. создать условия для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе самостоятельно, коллективно , в парах; поддерживать целостное, положительно окрашенное эмоциональное отношение к Родине;

    Оборудование:

    1) презентация;

    2) учебник Обществознание для 7 класса общеобразовательных учреждений, 11-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Русское слово»,2009г.

    3) памятки для домашней работы: статьи 9,12 Закона РФ « О гражданстве»;

    4) сигнальные карточки двух цветов,

    5) карточки для проверки домашнего задания;

    6) листы самооценки.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: словесные, проблемные, частично поисковые выбраны мною исходя из целей и задач урока.

    “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.”

    .

    (слайд 1)

    Здравствуйте. Зовут меня Татьяна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок обществознания.

    (слайд 2) .

    1. Проверка д/з «Юридические границы подросткового возраста»

    Внимание на экран. Проверим домашнее задание. У вас на столах лежат карточки с тестами, в пропуски вам нужно вписать правильные ответы.

    Карточки №1

    - Малолетними называют детей в возрасте от до

    - Несовершеннолетние- это лица в возрасте от до---

    Подростковый возраст начинается с________________

    (слайд 11)

    И главный из них Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года . По Конституции нашей страны каждый ребенок имеет право на воспитание и заботу, эти обязанности возлагаются на его родителей.

    (слайд 12)

    Ребята, обратите внимание на важную особенность составления законов, на экране схема, которая иллюстрирует это. На основе международных право вых документов создаётся Конституция РФ , а на основе Конституционных законов создаются остальные законы РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

    (зарисовка схемы в тетрадь)

    - Есть такой юридический документ, который удостоверят личность человека. Кто может назвать его?

    (слайд 13) клик

    А в каком возрасте его получают? (в 14 лет граждане страны получают паспорт -это юридический документ, удостоверяющий личность человека)

    Самостоятельная работа с текстом учебника. Откройте страницу 120 учебника, прочтите 1 абзац параграфа 17 и подготовьтесь ответить на вопрос: «какие записи делаются в паспорте?»1 мин. (слайд 13) ещё клик

    (слайд 13) ещё клик

    «Хлопок в ладоши» .

    Итак, внимание на экран. Перед вами список утверждений: если вы согласны с утверждением, то делаете хлопок; а если не согласны – не хлопайте.

    -Определены права и обязанности. Читаю, дети не хлопают. клик

    -Указывается место регистрации. Читаю, дети хлопают. клик

    -Указывается национальность. Читаю, дети не хлопают. клик

    -Записываются имя, фамилия, отчество гражданина Читаю, дети хлопают. клик

    -Семейное положение. Читаю, дети хлопают. клик

    -Воинская обязанность. Читаю, дети хлопают. Клик

    -Гражданство. Читаю, дети хлопают. клик

    Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

    (слайд 14)

    Учитель: Гражданство – принадлежность лица к данному государству. Может быть наследуемой, а может быть приобретаемой. Гражданство – это ещё и права, которыми наделяется человек и которые оберегает государство. По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Если вы живёте в стране и не имеете гражданства, то можете лишиться многих благ. У вас не будет постоянной работы и постоянного места жительства. С вами может случиться несчастье, но государство не будет решать ваши проблемы – ведь вы не являетесь его гражданином. За получение гражданских прав люди начали бороться ещё 2500 лет тому назад. В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители. Права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие.

    (слайд 15) пустой

    В настоящее время человек начинает пользоваться полным перечнем прав человека и гражданина с момента обретения гражданства.

    Итак, ребята, давайте вспомним какими гражданскими правами обладать жители нашей страны?

    (слайд 16)

    Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, какие права не назвали.

    (слайд 17)

    Кроме гражданских прав есть и политические права. Это права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни государства.

    (слайд 18)

    На экране представлены права закреплённые Конституцией РФ. А сейчас прочтите (по цепочке).

    (слайд 19) клик

    3) молодые люди участвуют в восстановлении храма;

    4) ученики взяли шефство над ветераном войны

    Молодцы. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Поставьте себе «5» в оценочный лист.

    (слайд 24)

    Заключительное слово учителя:

    писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

    Кто такой гражданин сегодня в нашей стране? (Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.)

    (слайд 25)

    А вы – настоящие граждане? Докажите, что вы являетесь настоящими гражданами.

    Хорошо. Самые лучшие ответы оцениваю. (оценочный лист) Пять «5» - оценка «5» за урок.

    Будущее в ваших руках, и если вы будете неравнодушными к судьбе своей страны, будете выполнять, хотя бы часть написанных правил настоящего гражданина, представленных на экране, то наше будущее в надёжных руках.

    (слайд 26) один клик

    -Давайте вспомним, чем занимались на уроке?

    (слайд 26) ещё один клик. Рефлексия «Солнышко»

    - Спасибо! Мне очень понравилось с вами работать. Вы много знаете о гражданских и политических правах. Имеете и можете высказать своё собственное мнение. И мне хотелось бы знать, насколько полезным и приятным было для вас наше общение.

    У вас на партах есть по два лучика: один жёлтого цвета, а другой – синего. Жёлтый означает, что вы узнали новый материал, вам было интересно на уроке. Синий – ничего нового не узнали, было не интересно. Поднимите, пожалуйста, тот лучик, который соответствует вашему впечатлению от урока.

    (слайд 27)

    1. параграф 17.Домашнее задание: СТР. 120-125. ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ. СТР.126

    2. ПРАКТИКУМ. СТР.126. (одно задание из трех на выбор).

    3. Извлечение из Гражданского Кодекса РФ. – совместно с родителями, по желанию, ознакомиться со статьями Закона о гражданстве. (на столах)

    Что непонятно в домашнем задании?

    Извлечение из Гражданского Кодекса РФ.

    Ст. 9 “Гражданство детей”

    1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

    2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

    3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

    4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

    Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению”

    1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

    а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

    б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

    в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

    г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

    2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

    Вложить в тетрадь…..

    (слайд 27) Благодарю всех за работу!

    Основные гражданские права.
    Гражданские права, которыми обладают и подростки. Действительно, едва человек родился, а закон уже признает и защищает его основные права и свободы, среди которых – право человека на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования. Ребенок и его мать находятся под защитой государства.К основным правам относятся:

    Право на жизнь;

    Право на свободу;

    Право на равенство всех;

    Право на уважение человека и неприкосновенность его личности;

    Право на жилище;

    Право вести тайную переписку, переговоры;

    Право на справедливый суд;

    Право на свободу мысли и слова.

    2. Политические права.
    К политическим правам относится прежде всего свобода слова и мысли. Конституция дает нам также право на свободу совести, свободу вероисповедания.
    Самое важное из политических прав – это право на участие в управлении государством, но его имеют граждане, достигшие 18 лет. Став совершеннолетними, вы станете избирателями и можете быть избранными в органы власти. Конституция дает нам право цивилизованно жаловаться для восстановления справедливости.
    Коллективные и индивидуальные обращения в органы власти -нормальная цивилизованная процедура, признанная Конституцией РФ.

    К обязанностям граждан РФ относятся :

    1. Гражданин обязан соблюдать законы государства. Если есть юридическое правило, предписывающее поступать в конкретной ситуации именно таким способом, ему следует подчиняться.

    2. Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан (обеспечение детей, выплата пенсий и т. д.).

    3. Гражданин должен защищать Отечество. Эта обязанность важна для поддержания безопасности страны и людей, которые в ней живут.

    4. Гражданин должен сохранять природу. Эта обязанность взаимосвязана с его правом на охрану здоровья. Ведь окружающая природа, загубленная человеком, пагубно отражается на его организме.

    5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Нормы семейного права подробно регулируют такие вопросы.

    6. Гражданин должен беречь памятники культуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

    "Художественно-эстетическое образование - важнейший фактор развития ребёнка как гражданина".

    Научить ребят видеть прекрасное и стремиться к нему нелегко. Поэтому всегда радостно узнать от своих бывших учеников о том, что наши уроки были их любимыми уроками, запомнились на всю жизнь и помогают...

    Совершение противоправных действий может повлечь неблагоприятные последствия как для ребенка, так и для родителей. Незнание нормативных актов не освобождает от ответственности. Чтобы избежать сложных ситуаций, несовершеннолетний должен обладать определенным объемом знаний о том, какие права и обязанности подростков закреплены законом.

    Подростковым возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, гражданин получает большой объем прав. Однако полноценная их реализация все еще ограничена законными представителями. Рассмотрим основные права подростков:

    Данный перечень представляет собой основные права, которыми наделяются подростки по достижению определенного возраста. С 14 лет несовершеннолетним ежегодно добавляются новые возможности.

    Личные

    Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

    Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

    Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

    Имущественные

    С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.

    Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.

    Закон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним. Среди них:

    • расходование своей зарплаты и стипендии;
    • распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, открытых подростком;
    • возможность иметь авторские права и получать от них доходы.

    Несовершеннолетний может приобретать продукты питания, одежду, товары для творчества и другие вещи для личного пользования. Кроме того, подросток получает возможность дарить собственность с согласия опекуна.

    Жилищные

    Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.

    Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.

    Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.

    Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.

    На образование

    Законодательство Российской Федерации наделяет подростка правом получения бесплатного образования. Школьник может сам участвовать в выборе вида обучения и языка, на котором оно проводится. При этом мнение родителей в этом вопросе не должно иметь решающего значения.

    Хотя получение образования – это право несовершеннолетнего, на законного представителя возлагается обязанность по обеспечению пространства для обучения. В противном случае к ним принимаются меры наказания, предусмотренные законодательством РФ.

    На труд

    Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:

    • 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
    • 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
    • 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.

    Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.

    Важно! Осуществление ребенком деятельности по трудовому договору является основанием для признания его полностью дееспособным до достижения восемнадцати лет, то есть возможности самостоятельно исполнять обязанности и реализовывать права. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с согласия родителей.

    На защиту прав

    Охрана прав является неотъемлемой частью гражданской дееспособности. Возможность подростка самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов возникает с 14 лет.

    В настоящее время получил распространение такой превентивный метод охраны детей от насилия в семье, как «горячие линии». Подросток может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.

    Наиболее распространенной причиной обращения ребенка за помощью является жестокое обращение со стороны законного представителя. При этом несовершеннолетний может обратиться не только в муниципальный отдел опеки или прокуратуру, но и в суд от своего имени.

    Законодательная база


    Права и обязанности несовершеннолетних закреплены законом. Основные нормативные акты, которые регулируют защиту подростков, действуют на протяжении длительного промежутка времени. Среди них:

    • Конвенция о защите прав ребенка.
    • Конституция РФ.
    • Семейный кодекс.
    • Жилищный кодекс.
    • Трудовой кодекс.
    • Гражданский кодекс.
    • Закон об опеке.
    • Закон об образовании.
    • Другие нормативные акты, регулирующие охрану прав несовершеннолетних.

    Информация о правах подростков должна находиться в свободном доступе. Образовательные организации обязаны проводить уроки, направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

    Обязанности подростка в обществе

    Каждый гражданин не только имеет права, но и несет ответственность за совершенные им действия. Подростки не являются исключением из этого правила.

    Определенные обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, как на гражданина РФ. Они неотъемлемо связаны с фактом гражданства. Среди них:

    • получение паспорта;
    • воинский учет;
    • образование.

    Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность. Каждый подросток, достигший 14 лет, обязан принять все меры для его получения в течение 30 дней. В противном случае наступает ответственность в соответствии с законодательством. В данном случае это штраф.

    Все лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста, подлежат постановке на воинский учет. Отбор производится специализированными органами в зависимости от состояния здоровья призывника.

    Праву ребенка на образование противопоставлена обязанность по получению знаний. К ней относится надлежащее поведение на уроках, уважительное отношение к педагогам и должностным лицам организации, выполнение домашних заданий, соблюдение устава учреждения. Однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по обучению возлагается не
    на несовершеннолетнего, а на его родителей.

    Отдельно стоит выделить родительские обязанности несовершеннолетних. С 16 лет подросток может самостоятельно воспитывать своего ребенка и нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

    Ответственность подростков

    С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.

    С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.

    Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.

    Обязанности в семье

    Права и обязанности несовершеннолетних от 14 до 18 лет в семье не имеют принципиальных отличий с полномочиями малолетних детей. Законодательно они не закрепляются, в их основе лежат личные детско-родительские отношения.

    Под домашними обязанностями ребенка понимается уважительное отношение к старшим родственникам, братьям и сестрам, забота об имуществе, помощь в ведении хозяйства. Данные действия должны выполняться добровольно.

    Телепередачи, газеты и журналы, интернет пестрят информацией о правах детей и подростков. Однако мало кто из несовершеннолетних задумывается о соблюдении обязанностей и возможной ответственности за нарушения законодательства.