Садовые растения        14.04.2019   

Восприятие и его развитие в детском возрасте

Детское восприятие и представление.

Цель: сформировать представление у родителей о детском восприятии мира.

Окружающий мир не одинаков для каждого из нас. Тем бо- лее для детей и взрослых, и особенно когда мы наблюдаем непростые и многогранные отноше- ния между людьми, обстоятельства жизни се- мьи. Вы и ваши дети далеко не одинаково вос- принимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание?

Часто мы не замечаем или с улыбкой относимся к своеобразным вы- сказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее, за этими высказываниями скрывается уникальное, свое, детское понимание мира. Разобраться в ре- бенке, в причинах его поведения можно, только нужно понять , как он воспринимает происходящее вокруг.

Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело — будь то конструкция автомобильной модели или как солнце держится на небе. Но далеко не всегда дети, вос- принимая окружающий мир, приходят к тем вы- водам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только малый жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мы- шления. Большая часть дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) — это период интенсивного становле- ния личности. В первой ее половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенство- вать речь, мыслит образами и обобщает нелогич- но. Проблемы чаще решаются не «в уме», а дейст- вием. На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом интуитивной мысли. Для него характерен ряд особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы можете сами провести некоторые эксперименты с детьми до- школьного возраста или пяти-шестилетками.

Разложите перед ребенком два ряда пуговиц или других одинаковых предметов.

Спросите: равны ли ряды предметов? Наверня- ка ребенок скажет, что они равны. Раздвиньте пу-говицы в одном ряду:

Чаще всего ребенок дошкольного возраста от- вечает, что в верхнем ряду пуговиц стало больше. Такую же ошибку делают даже дети, которые умеют считать: «Тут пять и тут пять. Но в этом больше». А теперь?

Теперь в верхнем меньше...

Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число пуговиц в ря- дах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому что он не обладает такими мыслительными опе-рациями, как мы, и строит свои суждения, осно- вываясь только на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на са мом деле.

В другом похожем эксперименте в первый день детям дается восемь конфет с ус- ловием, что четыре должны быть съедены утром и четыре — после обеда. В другой раз детям дается восемь конфет с условием, что семь из них должны быть съедены утром, а одна — по-сле обеда. Как и ожидалось, дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет — это кое-что, а четыре...

Ребенок дошкольного возраста склонен объ- единять явления, не обращая внимания на нали-чие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одно- временно появляющихся события находятся в причинно-следственных отношениях. Помни- те детскую игру с улиткой: «Улитка, улитка, вы- суни рога, дам тебе конфетку и пирога...» Дети нисколько не сомневаются, что именно их пе-сенка заставляет улитку вылезти из своего до- мика, а не просто улитка сама вылезает через определенный промежуток времени. Точно так же трехлетний ребенок убежден, что именно его плач заставил маму вернуться домой, а не она сама, сделав покупки в магазине, поспе- шила домой... Дети делают умозаключения на основе отдельных, иногда случайных и даже не- существующих признаков. Эта особенность хо- рошо видна в следующем диалоге.

Папа, мама старше тебя? — спрашивает четы рехлетняя девочка.

Почему ты так считаешь? — удивился отец.

Мама больше ругает меня, чем ты...

Скажи, папа, когда я вырасту, я смогу стать мужчиной? — интересуется та же девочка.

Нет, ты будешь женщиной,— уверяет отец.

А если я выращу себе усы?

Ребенок мыслит конкретными представления- ми, и это особенно ярко выступает в причудли- вых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребе- нок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало ад- ресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание.

Конкретность детского мышления проявля- ется в восприятии таких моральных категорий, как «хороший», «плохой», которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хороший — это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого — кто слушается маму. Свои индивидуальные, конкретизированные катего- рии ребенок распространяет и на других.

Не так уж редко мы думаем, что ребенок, жи- вущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реально-му, сложному и привлекательному внутреннему миру детей. В их представлениях сплетается, ка-залось бы, несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические об- разы, «теории» о различных явлениях. Основы- ваясь на них, дети своеобразно реагируют, посту- пают не так, как мы ожидаем: то желают того, что нам со стороны кажется глупой затеей, то боятся обыденных вещей. Понять причину этого воз- можно, лишь разобравшись, как видит окружаю- щую его среду сам ребенок.

Заботясь о будущем своих детей, мы часто хотим, чтобы они были носителями всего наилуч- шего, хотим видеть их имеющими все то, что в нас са- мих есть хорошего, и без наших недостатков. Такое желание понятно и естественно. Однако оно ча- сто приводит к нереальным, завышенным требо- ваниям по отношению к нашим детям и к себе самим как воспитателям. Ребенок это не кусок глины, из которого можно вылепить все, что захочешь и сможешь. Он человек, способный ощущать, чувст- вовать, воспринимать, рассуждать, хотеть, и, опи- раясь на свой уникальный опыт, вырабатывать соб- ственную точку зрения, и выбирать, как ему вести себя. Именно это и формирует в ребенке личность с его уникальным восприятием мира.

Список литературы:

1. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.

2. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудны- ми? М.: Знание, 1982.

Почему родители желают воспитать одного ребенка, а он становится другим? Потому что они не знают как связаны слова, поведение родителей и детское мышление, восприятие, речь и язык .
Взрослые и дети говорят на разных языках.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете задать один бесплатный вопрос психологу, психоаналитику онлайн
Желаю всем психического здоровья!

Детское мышление

Речь маленького ребенка еще не развита, детское мышление не словесно-логическое, как у взрослых, оно образное и предметное, а отношение к ним строится на эмоциях. Поэтому, о всех родительских словах и действиях, ребенок мыслит и понимает их по своему, по-детски.
И, на основе детского мышления, малыши выстраивают свое будущее поведение, которое, потом, уже во взрослой жизни, зачастую проявляется в повседневных делах и общении.

Детское восприятие информации

Детское восприятие и интерпретация вербальной и невербальной, а также кинестетической (прикосновения) информации, передаваемой родителями, происходит на своем, на детском языке. И основной источник детского восприятия — это не взрослые слова, а мимика , интонация, и самое главное, прикосновения, с помощью которых и передаются эмоции и чувства, а благодаря последним у ребенка выстраиваются образы и формируется мировосприятие и жизненная позиция — Я благополучен или Я не благополучен. Далее, точно также, строится отношение к себе, другим людям, и миру в целом.

Эмоции, и построенные на них чувства любви и принятия, или неприязни и отчуждения, воспринимаются ребенком из отношения к нему близких людей: нежности, объятия, прижимания и поглаживания, улыбки, сладкой, поющей интонации и живого блеска глаз любящей матери; или наоборот: черствости, холодности и отстраненности, каменного или искаженного гневом и пугающего лица, злобной интонации и страшного недружелюбного взгляда.

С помощью этого детского языка , не осознаваемого родителями, взрослые передают детям различные послания, чаще негативные, которые обретают программирующее воздействие. (жизненный сценарий)

На основе их, дети принимают свои первые решения, которые позже проявляются в адекватном или неадекватном поведении в отношении себя, других и окружающего мира.

Пример, интерпретации родительского послания на языке ребенка

Если малыш прошел необходимую фазу взросления, а родитель продолжает заботиться и опекать его как маленького, то ребенок воспримет это поведение, на своем детском языке, как послание «Не расти, оставайся маленьким», и примет соответствующее решение.

Но в подростковом возрасте может возникнуть конфликт, когда тот же родитель будет говорить, что мол пора стать взрослым и заняться делом, стать самостоятельным и ответственным, а от подростка будет видеть неадекватное поведение и протест. Бедный родитель будет недоумевать, почему он такой стал, ведь я все для него…
А причина — детское решение «Быть маленьким», которое подросток, будучи ребенком, воспринял от слишком заботливого родителя в виде послания на детском языке , чего сам родитель, конечно, не осознавал.

В итоге, как правило, человек с таким решением, так и не сможет стать зрелой личностью, и достичь чего либо в жизни.

А кто виноват? Виноват — крайний…

Подобных детских решений, основанных на скрытых, несознательных, родительских посланиях может быть множество. На их основе пишется сценарий будущей жизни человека, по сути, его судьба . И зачастую, судьба неудачника.
(мое будущее, судьба — тест)
Поэтому, молодым родителям стоит задуматься над этой проблемой, и отнестись к вопросу воспитания с особой ответственностью за будущее сегодняшнего малыша , т.к. к шести, семи годам сценарий уже будет написан.
(см. сценарий жизни — тест)
Во взрослой жизни его (сценарий) может изменить только глобальная катастрофа (например, война) или большая любовь.

Ну а без радикализма — психоанализ и психотерапия в союзе с огромным желанием человека.

Более полную консультацию и рекомендации по этой проблеме, Вы можете получить записавшись на онлайн прием психолога, психоаналитика Матвеева Олега

Желаю всем психологического благополучия!

Психологическая консультация посредством психотерапевтического письма —

Восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний.

Именно поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные способы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и будут фокусироваться на художественно-эстетическом развитии.
В процессе обучения родители и педагоги должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать целостному развитию личности.

Особенности восприятия детьми цвета

В период раннего и младшего возраста, когда все внимание ребенка направлено на познание нового, интерес к краскам обусловлен в большей мере возможностью делать яркие цветовые пятна на листе бумаги. На начальном этапе и при знакомстве с художественными возможностями многие дети не связывают цвет ассоциативно с эмоциями и настроением. Еще до того, как ребенок сможет держать кисточку в руках, он делает свои первые рисунки пальцами или ладошками.
В это время необходимо с учетом особенностей восприятия у детей цвета обращать внимание ребенка на художественные возможности цветовой гаммы для выражения собственных чувств и эмоций. Маленьких детей особенно привлекают яркие и чистые цвета. Это связано с восприятием детьми мира, который его окружает, особенностями образного мышления и эмоциональной сферы. Первые ассоциации обычно возникают при окрашивании всего листа, который воспринимается как цельный образ, а также цветных пятен и их формы.
По мере взросления восприятие детьми цвета меняется, как и сам процесс рисования, что свидетельствует об образно-смысловой деятельности. Постепенно за каждым цветом происходит закрепление типичной ассоциации, что на практике выражается в умении пользоваться палитрой.
С развитием восприятия мира детьми, умение распознавать и называть цвета можно использовать для усвоения новой информации, направленной на познание окружающего мира. Постепенно восприятие цвета вместо «красиво – не красиво» и «нравится – не нравится» должно меняться на формирование навыков и умения с помощью искусства выражать свои эмоции, мысли и чувства.

Особенности восприятие детьми музыки

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетены красота созвучий и сенсорные ощущения музыкальных звуков. Музыка рождает живые ассоциации, связывающие накопленный жизненный опыт, фантазию и происходящие в данный момент события. Восприятие детьми музыки зависит во многом от семейного воспитания и социальной среды. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция достаточно оживленной.
Восприятие музыки некоторыми детьми в силу заложенных особенностей происходит естественно, но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, что происходит благодаря активации музыкального мышления.
Для развития музыкального вкуса в детских садах и школах обычно используется вокальная и инструментальная музыка. При этом маленьким детям наиболее близка и понятна вокальная форма звучания. Инструментальная музыка более сложна для восприятия, но через нее дети могут познать мир художественных образов. Знакомство с музыкой предусматривает ее целостное восприятие. Оно включает и осмысление настроения, и характеристику отдельных художественных приемов.
Развитие восприятия детьми музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для формирования основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость детей на музыку тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, сопереживание и доброта.
Многие педагоги считают, что прививать любовь к музыке необходимо с учетом особенностей восприятия у детей звукового ряда. Лучше всего развитию интереса к музыке способствует пение определенных тем музыкального произведения. Такие занятия также обогащают «интонационный словарь» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и вырабатывают умение различать музыкальные направления и стили.
В работе с маленькими детьми по развитию музыкального восприятия довольно часто прослушивание пьесы сопровождается различными действиями – танцевальными движениями, маршировкой или похлопыванием в такт. Также развитию музыкальных особенностей восприятия у детей способствуют наглядно-зрительные представления о музыкальном произведении, для чего можно использовать рисунки или визуальный ряд. Для закрепления визуальных образов можно проводить дидактические игры, связанные с воспроизведением средств музыкальной выразительности – ритма, высоты звуков, тембра, динамики.
Введение в мир музыки на ранних этапах развития должно обязательно проходить с учетом особенностей восприятия у детей и быть направлено на помощь в понимании ее содержания и богатства музыкальных средств.
Для этого необходимо:
Подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
Использовать в работе пение, музыкальные движения, игру в оркестре, дирижирование;
Сочетать музыкальные занятия с изучением других видов искусства.
Итогом музыкальных занятий должно быть формирование у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сопереживания и памяти.

Особенности восприятия детьми времени

При воспитании детей необходимо учитывать не только особенности восприятия у детей цвета и звуков, но и времени. Возникающие трудности психологи обычно связывают со специфическими особенностями времени, как объективной реальности, а именно его текучестью, отсутствием наглядных форм и необратимостью.
Восприятие детьми времени формируется постепенно, поскольку его можно осознать только опосредованно – через деятельность, чередование каких-либо постоянных явлений или движение. Сложность состоит в понимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно». Для развития понимания ребенком времени лучше всего использовать ритмичные процессы жизнедеятельности и их чередование с состоянием покоя.
По мере развития восприятия мира детьми увеличивается и их возможность оценивать и оперировать фактором времени. Обычно дети дошкольного возраста уже способны оценивать длительность одной минуты, однако это зависит от характера их деятельности в данный промежуток времени. Как правило, восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции у детей, как и у взрослых, вызывают желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени. Процесс формирования представления о времени обычно длительный и требует от родителей и воспитателей терпения и настойчивости.

Экспериментальная психология, исследуя деятельность органов чувств у маленьких детей, почти не находит разницы между детьми и взрослыми. Обоняние и вкус достаточно развиты у грудного младенца даже в первые месяцы. В первые же месяцы острота слуха становится уже достаточно высокой, и слух маленького дошкольника и даже малютки (если не иметь в виду специального музыкального слуха) во всяком случае не меньший, чем у взрослого.

То же можно сказать и об осязании (и вообще о кожных ощущениях). Острота детского зрения общеизвестна. Если раньше исследователи считали, что различение цветов начинается лишь в раннем дошкольном возрасте, то сейчас это мнение опровергнуто: уже грудной младенец тянется к определенным красочным предметам, и из того, что двухлетка не умеет называть цвета, еще не значит, что он не знает их. Можно из опыта видеть, как при выборе одинаковых по форме предметов он отдает предпочтение определенным цветам. Таким образом, вкус, обоняние, осязание и даже зрение у маленьких детей, по-видимому, почти такие же, как у взрослых. Тем не менее, восприятие у маленького ребенка очень своеобразно и сильно отличается от восприятия взрослого.

Мы получаем все наши знания из опыта посредством органов чувств. Наши ощущения являются отображениями объективной, независимо от нас существующей материальной действительности. Наши ощущения, наше сознание - лишь образ внешнего мира. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных даются практикой. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность, мощь, всесторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, - чисто схоластический вопрос. В свете этих общих философских положений диалектического материализма становится яснее особенности познания действительности маленьким дошкольником.

Практический опыт маленького дошкольника еще небольшой. Его практика еще не снабдила его достаточным критерием, отделяющим ложные образы от истинных. Поэтому малыш еще плохо разбирается в реальной действительности. Приблизительно только к 5 годам большинство детей научается отличать сновидения от действительности. Более младший ребенок принимает свои сновидения за действительно бывшее: он просыпается с плачем, что потерял мячик, что сестра съела его кушанье и т. д. Малютка принимает свое изображение в зеркале за другого ребенка. Маленький дошкольник 3 лет, а иногда даже и старше, относится к изображениям на картине, если они достаточно живы (особенно к портретам и изображениям животных), как к реальным существам: так, например, один трехлетний мальчик долго смотрел на большой портрет своего отца и, наконец, заявил, что папе надо выйти с картинки.

Различение отражения в зеркале от реального предмета происходит уже на втором году. Отношение ко всякой картине, как к картине, образовывается значительно позже - иногда даже в течение всего младшего дошкольного возраста (большую роль в сокращении этого срока играют разъяснения взрослых). Но сновидение, как было сказано выше, ребенок учится различать лишь к 5 годам. Здесь, конечно, большую роль играет развитие практического опыта ребенка: он убеждается практически в том, что виденное во сне не соответствует действительности. Но к сказкам у малыша сохраняется некритическое отношение во весь этот период: имея мало практического опыта, малыш к рассказываемому в сказке относится как к действительно бывшему, не отделяя еще в ней возможное от невозможного.

Вероятно, этим же объясняется в данном возрасте довольно частое смешение желаемого с осуществленным: ребенку, например, хочется получить картинку, он говорит: «ты мне ее даришь» и, не ожидая ответа, прыгает от радости и объявляет всем: «дядя подарил мне картинку».

Игра в значительной степени заполняет жизнь малыша. Вопрос о том, считает ли ребенок свою куклу человеком, свою игрушечную посуду действительно посудой, употребляемой в общежитии, неуместен: конечно, ребенок сознает разницу между живым человеком и куклой, посудой, стоящей в кухне, и игрушечной посудой, но дело не в этом. Вопрос не в том, галлюцинирует ли ребенок во время игры: конечно, нет. Пожалуй, неподходяще здесь, как это делают некоторые исследователи, говорить об «иллюзионизме» ребенка: впадая в иллюзию, мы серьезно принимаем дерево за человека. Такого серьезного отношения у играющего малыша нет: кукла - ненастоящий человек, игрушечная посуда - ненастоящая посуда. Но значит ли это, что к своим игрушкам, вообще к своим игровым ситуациям он относится несерьезно? Конечно, нет: он с сосредоточенным видом гребет, сидя на стуле, плачет, когда кто-нибудь «обижает» его куклу, и т. д. Однако, отношение ребенка к предметам своей игры не есть серьезное отношение, аналогичное серьезному отношению к вещам в бытовой практической жизни. Но это и не есть отношение не всерьез. Вообще отношение ребенка не дифференцировано еще так резко на серьезное и несерьезное, как у взрослых, вынужденных в своей практической деятельности проводить резкую грань между серьезным и несерьезным. Отношение ребенка не подходит ни под одну из этих категорий. Его отношение своеобразно: в данном случае, игровое.

В психологии, имеющей в виду, в первую очередь, взрослого, проводят отчетливое различие между представлениями и восприятиями, ощущениями и чувствами, но, когда речь идет о ребенке дошкольного возраста, установить такую ясную разницу между всем этим не удается. Есть основание думать, что у маленьких дошкольников имеются так называемые наглядные образы, которые по своему характеру занимают промежуточное положение между представлениями и восприятиями: восприятие ребенка по своей большой субъективности меньше отличается от представлений, чем восприятие взрослых, и представление детей ближе к восприятиям, чем представление взрослых.

Детские восприятия субъективнее восприятий взрослых, они больше смешиваются с представлениями. Точно так же и ощущения детей ближе стоят к чувствам, чем ощущения взрослых. Выражаясь терминами психологии, чувственный тон ощущения у детей выступает гораздо заметнее, чем у взрослых. Разницу между ребенком и взрослым в этом отношении можно хорошо видеть на примере боли. Порог периферических болевых ощущений у взрослых, по-видимому, ниже, чем у маленьких детей. Взрослые различают и локализируют болевой раздражитель гораздо лучше детей. Так называемая эпикритическая (различающая) чувствительность у взрослых лучше. Но общеизвестно, как сильно переживают дети боль, как сильно они чувствуют ее, как много такого, что не вызывает у взрослого боли, даже если оно фигурирует в большой степени, вызывает у детей боль. У детей больше, чем у взрослых, фигурирует протопатическая чувствительность, которая характеризуется большим чувственным тоном ощущений, но в то же время хуже различает качества объективной действительности.

Возможно, в связи с этим находится своеобразное аффективное отношение детей даже к неживым предметам: они иногда относятся к ним, как к имеющим определенный психологический характер. Двухлетка ушибся об пол и бьет пол на том основании, что он злой и сделал ребенку «бо-бо». Аффективная установка малыша влечет за собой его своеобразное отношение к сильно действующим на него неживым предметам: он сердится на них, наказывает их, жалеет и т. п.

Но детские восприятия не только еще недостаточно отдифференцированы от представлений и чувств; они так же недостаточно отдифференцированы друг от друга, и в этом отношении можно говорить о детской синестезии. Так, например, трехлетний ребенок, нюхая листок, заявляет: «листок пахнет зеленым». Даже, будучи 6-летним, он заявляет, что лучше слышит, если слушает с открытыми глазами.

Анализаторы маленького дошкольника еще далеко не достигли своего полного развития. Вот почему в программе раннего дошкольного возраста развитие анализаторов ребенка посредством всякого рода упражнений на различение цветов, тонов, осязаемых свойств материала и т. п. занимает очень большое место.