Дарим цветы        06.06.2019   

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах

§ 26. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах

Внутренняя энергия тела может быть изменена либо путем теплопередачи, либо путем совершения работы. Очевидно, что если изменение внутренней энергии тела происходит одновременно с теплопередачей и совершением внешней силой механической работы над телом, то, согласно закону сохранения и превращения энергии, который гласит, что при всех происходящих в природе явлениях энергия не исчезает и не возникает, а передается от одних материальных объектов к другим или превращается из одной формы в другую, оставаясь постоянной по величине. Приращение внутренней энергии тела равно сумме совершенной над ним работы и количества переданной теплоты.

Так, если путем совершения работы А сжать газ, находящийся в цилиндре, который помещен в горячую воду (рис. 28), то увеличение внутренней энергии ΔU газа будет равно сумме совершенной работы А и количества теплоты Q, полученного им от горячей воды: ΔU = A + Q. Увеличение внутренней энергии газа вызывает повышение его температуры, что фиксируется электрическим термометром.


Рис. 28. Увеличение внутренней энергии газа в результате совершения работы и теплообмен

Следовательно, увеличение внутренней энергии тела при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил над телом и количества переданной ему теплоты. В этом заключается закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Если системе сообщается количество теплоты и при этом система совершает работу, то увеличение ее внутренней энергии ΔU равно разности между количеством теплоты Q, сообщенной системе, и работой А, совершенной системой:

Опыты и наблюдения показали, что механическая энергия тел может полностью превратиться во внутреннюю в процессе совершения работы. Иначе обстоит дело с внутренней энергией, например сжатого газа, пара: только часть ее может быть превращена в механическую. Причина этого хаотическое движение молекул газа, пара. Если бы даже все молекулы двигались в одном направлении и передали всю свою кинетическую энергию поршню, то осталась бы не превращенной в механическую энергию потенциальная энергия взаимодействия.

Задача 7. При штамповке заготовки из алюминия молот массой 700 кг свободно падает с высоты 1 м. При этом заготовка массой 2 кг нагревается до 1°С. Какой процент потенциальной энергии поднятого молота идет па нагревание, а какой — на штамповку?

На штамповку идет 0,74 энергии молота.

Задача 8. В оболочке стратостата гелий массой 9,6 кг получил от солнечного нагрева 250 кдж количества теплоты и нагрелся на 5° С. Определить работу газа при изобарическом расширении и увеличении его внутренней энергии.

Работа изобарического расширения газа А = 250 кдж — 150 кдж = 100 кдж.

Урок по физике: «Закон сохранения энергии в тепловых процессах»

Разделы: Физика

Тема: “Закон сохранения энергии в тепловых процессах”

Тип: Урок закрепления знаний изученного материала

Вид: Урок по методу проектов

— Систематизация и обобщение ранее полученных знаний по данной теме;
Дать представления о проектной деятельности и разработать элементарный проект по заданной проблеме;
Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью;
Развивать логическое мышление и умения обобщать;
Научиться сопоставлять и изменять полученные знания на практике и в быту;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение работать в группах.

Оборудование: На столах приборы согласно проектам, компьютер.

Оформление: На доске портрет М.В. Ломоносова, плакат со словами:

“Может собственным Платоном
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать”

Про теплоту начнем рассказ
Всё вспомним, обобщим сейчас
Энергия работа до кипения.
Чтоб лени наблюдалось испарение
Мозги не доведём мы до плавления,
Их тренируем до изнеможения.
В учении проявляем мы старание,
Идей научных видя обоняние!
Задачу мы любую одолеем,
И другу подсобить всегда сумеем.
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем,
И проявляем мы себя в труде
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся Теплота!

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Тема нашего сегодняшнего урока “Закон сохранения энергии в тепловых процессах”. Я надеюсь вы повторили эту тему. Сейчас мы вспомним законы и формулы, но не будем решать сложных задач, вне всякого сомнения, вы умеете делать это хорошо. Задача нашего урока другая. Сегодня вы попробуете себя в роли исследователей, попробуете выполнить несколько элементарных проектов-заданий, в которых решаются задачи, возникающие, кстати, достаточно в обычной жизни.

В процессе изучения различных физических явлений мы знакомились с самыми различными формами энергии. Поскольку сейчас мы закончили изучение темы “Тепловые явления” нас, прежде всего, интересует внутренняя энергия и способы её изменения. Прошу ответить на вопросы:

Учитель: Что называется внутренней энергией?

Учащийся: Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул.

Учитель: Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

Учащийся: Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением над телом механической работы или теплопередачей.

Учитель: С теплопередачей непосредственно связано такое понятие, как количество теплоты. Что же такое количество теплоты?

Учащийся: Количество теплоты – это энергия, которую тело получает либо теряет при теплопередаче

Учитель: Давайте охарактеризуем изученные нами тепловые процессы, именно формулами. Сейчас вам будут розданы листы с заданиями в виде таблиц, которые вы должны заполнить. Время работы 3 минуты. После этого вы сделаете взаимопроверку и каждый оценит работу рядом сидящего. (Приложение №1 ). Звучит музыка.

Учитель: Знаете ли вы, что физик Вальтер Нернст увлекался разведением карпов? Однажды кто – то глубокомысленно заметил: “Странный выбор. Кур разводить и то интереснее”. Учёный невозмутимо ответил: “Я развожу таких животных, которые находятся в тепловом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство”. Справедливо ли замечание ученого? На этот и другие вопросы нам ответят законы термодинамики.

Учитель: А что такое термодинамика?

Учащийся: Термодинамика — раздел физики, изучающий законы теплового равновесия и превращения теплоты в другие виды энергии.

Учитель: Сформулируем принципы, которые носят название законов термодинамики.

Учащийся: Количество теплоты, полученное системой, расходуется на изменение её внутренней энергии и на работу, производимую системой против внешних сил.

Учащийся: Невозможен процесс, единственным результатом которого был бы переход энергии путем теплообмена от холодного тела к более горячему.

Учитель: Энергия, согласно закону сохранения не возникает из нечего, поэтому нельзя построить двигатель, который бы совершал работу большую, чем та энергия, которая подводится к двигателю из вне.

Учащийся: Невозможно создать двигатель 1 рода.

Учитель: Ну, коль вечный невозможно создать, то, что такое реально существующие тепловые двигатели?

Учащийся: Машины, преобразующие внутреннюю энергию в механическую, называют тепловыми двигателями.

Учитель: Из каких основных частей состоит любой тепловой двигатель?

Учащийся: Нагреватель -> рабочее тело - > холодильник.

Учитель: Назовите основные виды тепловых двигателей.

Учащийся: Паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, реактивный двигатель.

Учитель: Каков КПД тепловых двигателей?

Учащийся: Обычно не более 30-40%.

Учитель: Человек очень расточительно использует энергию топлива, которую дарит нам природа. Мы, как не благодарные дети, проматываем наследство, накапливавшееся по крохам в течении миллионов лет. Природа поступает более мудро. Как же она решает энергетическую проблему? На этот вопрос вы ответите в своих проектах.

Источниками тепла мы считаем газовую плитку, костёр, сгорание бензина, мазута, кокса в котельных. Горение – это экзотермическая реакция, которая идёт с выделением тепла. Гидроэлектростанции и тепловые станции тоже являются источниками тепла, так как дают до 70% всей электроэнергии, а это электроплитки, электрокамины и другие электро-обогреватели.

2. Проанализируйте виды топлива, которые используются в современной технике. Какие из них использовались в древности? Какие будут использоваться в будущем?

Проанализировав горение сухого горючего, свечи, растительного масла, горение эфира и пользуясь таблицей № 1 разделите виды топлива на 3 группы: твёрдое, жидкое, газообразное.
Оказывается, из множества видов твёрдого топлива, наибольшее количест- во тепла выделяет бурый челябинский уголь, 14300 кДж на 1 кг топлива, и металлическое ракетное горючее:

магний 24830 кДж
алюминий 31000 кДж
бериллий 66600 кДж.

Из жидких видов: керосин осветит 43100 кДж на 1 кг жидкого топлива и дизельное топливо — 42700 кДж.
Газообразное топливо отличается выделением большого количества энергии на 1 кг горючего топлива. Но самое большое количество энергии выделяется при сгорании водорода -119700 кДж.

3. На столе у вас приборы. Используйте их для составления задачи, в которой бы упоминалось сгорание. Приборы: 20 деревянных лучин, термометр, весы с разновесами.

На сколько повысится температура воздуха в большой пещере объемом 10 м на 15 м на 5 м, если там сгорят 20 деревянных лучин, массой 800 г? Начальная температура воздуха около 14?С.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На сегодняшнем уроке мы изучим закон сохранения энергии и вспомним о преобразованиях одних типов механической энергии в другие при движении тел, повторим такое понятие, как полная механическая энергия тела. Затем поговорим о процессах, в которых будут иметь место одновременно преобразования механической энергии и внутренней и их взаимные превращения. Также вспомним понятия «замкнутая система» и «теплоизолированная система». На протяжении урока мы неоднократно будем обращаться к истории исследования физических явлений и вспомним величайших ученных, которые внесли свой вклад в развитие представлений об изучаемом разделе физики.

Примеры взаимного превращения видов механической энергии

Ранее мы уже рассматривали возможность превращения одного вида механической энергии в другой, например, потенциальной в кинетическую или, наоборот, кинетической в потенциальную. Также мы приводили пример периодического превращения потенциальной и кинетической энергии друг в друга.

Пример 1. Переход потенциальной энергии в кинетическую

Этот пример мы уже рассматривали в курсе 7 класса и в начале изучения этого раздела. Если представить себе тело, закрепленное на некоторой высоте, то оно имеет некую потенциальную энергию относительно уровня поверхности. Потом, если это тело отпустить, то оно начнет падать, т. е. его высота будет уменьшаться, и ускоряться, т. е. увеличивать свою скорость. Следовательно, его потенциальная энергия будет уменьшаться, а кинетическая – увеличиваться (рис. 1), энергии будут превращаться друг в друга. В момент перед самым соприкосновением с землей вся потенциальная энергия тела переходит в кинетическую.

Рис. 1. Превращение потенциальной энергии в кинетическую

Пример 2. Периодические превращения типов механической энергии (маятники) . Рассмотрим по очереди три вида маятников: математический, пружинный, маятник Максвелла.

1. Маятник Максвелла – представляет собой диск, закрепленный на оси, на которую наматываются две нити (рис. 2).

Принцип работы этого маятника следующий: сначала нити наматываются на ось, тем самым поднимая маятник вверх и сообщая ему дополнительную потенциальную энергию, затем диск маятника отпускают и он начинает, раскручиваясь, двигаться вниз, нить разматывается до конца, затем наматывается снова по инерции и т. д.

Таким образом, можно наблюдать следующие преобразования механической энергии: начальное накопление потенциальной энергии – превращение ее в кинетическую энергию – превращение в потенциальную и т. д. (рис. 3).

Рис. 3. Переход потенциальной энергии маятника в кинетическую и наоборот

2. Математический маятник (груз на нити) – материальная точка, совершающая колебания под действием силы тяжести на длинной нерастяжимой нити (рис. 4).

Рис. 4. Математический маятник

Для начала колебательного процесса в этом маятнике нужно отвести тело, подвешенное на нити, от положения равновесия (придаем ему потенциальную энергию) и отпустить. После этого будут наблюдаться горизонтальные колебания в вертикальной плоскости и мы можем видеть похожие на предыдущий пример превращения энергии: подъем – переход кинетической энергии в потенциальную, опускание – переход потенциальной в кинетическую и т. д.

3. Пружинный маятник – груз, совершающий колебания на пружине под действием силы упругости (рис. 5).

Рис. 5. Пружинный маятник

Если подвесить груз к пружине и оттянуть ее вниз (придать пружине потенциальную энергию), а затем отпустить, то будут наблюдаться более сложные превращения энергии: потенциальная энергия пружины будет переходить в кинетическую и потенциальную энергию груза и наоборот.

Закон сохранения механической энергии

Все приведенные примеры экспериментов говорят о том, что мы уже знаем: полная механическая энергия тела (сумма кинетической и потенциальной) не меняется или, как говорят по-другому, сохраняется. Это мы называем законом сохранения механической энергии:

Замечание. Важно помнить, что этот закон выполнен только для замкнутой системы тел.

Определение. Замкнутая система тел – это та система, в которой не действуют внешние силы.

Примеры перехода механической энергии во внутреннюю и наоборот

Пример 3. Теперь перейдем к основной части нашей сегодняшней темы и вспомним, каким образом механическая энергия может переходить во внутреннюю . Происходит этот процесс путем совершения механической работы над телом, например, при сгибании и разгибании проволоки она будет нагреваться, при нескольких ударах молотка о наковальню нагреется и молоток, и наковальня.

Пример 4. Возможен и обратный процесс, когда внутренняя энергия будет переходить в механическую . Например, подобные процессы происходят в двигателе внутреннего сгорания (рис. 6). Принцип работы двигателя внутреннего сгорания основан на преобразовании энергии сгорания топлива в механическую энергию движения поршней, которая затем через передаточные механизмы преобразуется в энергию вращения колес автомобиля.

Рис. 6. Двигатель внутреннего сгорания

Аналогичный принцип превращения внутренней энергии в механическую происходит и в паровых двигателях (рис. 7).

Рис. 7. Паровой двигатель на паровой машине (Источник)

История изучения преобразования механической и тепловой энергии

Вопросами преобразований механической и внутренней энергий очень активно занимались в XIX веке. Основные исследования были проведены следующими учеными.

Немецкий ученый Юлиус Майер (рис. 8) показал в своих экспериментах, что возможны взаимные превращения внутренней и механической энергий и что изменения внутренней энергии в таких процессах эквивалентно совершенной работе.

Рис. 8. Юлиус Майер (1814-1878) (Источник)

Отдельный интерес составляет работа английского ученого Джеймса Джоуля (рис. 9), который с помощью ряда экспериментов получил доказательство того, что между совершенной над телом работой и его изменением внутренней энергии существует точное равенство.

Рис. 9. Джеймс Джоуль (1819-1889) (Источник)

Особый интерес представляет тот факт, что 1843 году французский инженер Густав Гирн (рис. 10) с помощью серии своих экспериментов попытался развенчать то, что доказывали Майер и Джоуль, но результаты его экспериментов только еще раз доказали соответствие в превращениях механической энергии во внутреннюю.

Рис. 10. Густав Гирн (Источник)

Закон сохранения энергии

Для возможности корректного описания процессов теплообмена важно, чтобы система, в которой они происходят, была теплоизолированной и внешние теплообменные процессы не влияли на тела, находящиеся в рассматриваемой системе (рис. 11).

Рис. 11. Замкнутая система

В таком случае выполнен закон сохранения энергии : если система является замкнутой и теплоизолированной, то энергия в этой системе остается неизменной.

Замечание . Данный закон еще очень часто именуют основным законом природы.

Сегодня мы поговорили о взаимных превращениях различных типов механической энергии друг в друга: механической в тепловую, тепловой в механическую. Кроме того, мы рассмотрели важнейший закон физики – закон сохранения энергии.

На следующем уроке мы изучим уравнение теплового баланса.

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Закон сохранения энергии в тепловых процессах» по физике. pptCloud.ru - удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах

Виды топлива Отопление и обогрев Приготовление пищи Теплопередачи и закон сохранения энергии Энергия и теплота в живой природе Тепловые механизмы и двигатели

Урок по методу проекта

Цель: систематизировать и обобщить раннее полученные знания по теме; дать представление о проектной деятельности; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью; развивать логическое мышление и умение обобщать; научиться применять полученные знания на практике и в быту.

Проект №1 « Виды топлива » Горение – это экзотермическая реакция, которая идет с выделением тепла. виды топлива на 3 группы: твёрдое, жидкое, газообразное. Оказывается, из множества видов твёрдого топлива, наибольшее количество тепла выделяет бурый челябинский уголь,14300 кДж на 1 кг топлива, и металлическое ракетное горючее: магний 24830 кДж алюминий 31000 кДж бериллий 66600 кДж Из жидких видов: керосин осветит 43100 кДж на 1 кг жидкого топлива и дизельное топливо — 42700 кДж. Газообразное топливо отличается выделением большого количества энергии на 1 кг горючего топлива.Но самое большое количество энергии выделяется при сгорании водорода -119700 кДж.

Проект № 2 «Отопление и обогрев» 1. Каким способом обычно, осуществляется обогрев жилых и промышленных помещений? 2.Как можно исследовать конвекцию в помещении? 3.Какие ещё существуют способы теплопередачи?

Проект № 3 «Приготовление пищи»

Как заставить картофель свариться быстрее? Чтобы ваш картофель сварился быстрее, надо перед варкой бросить в кастрюлю с картофелем и водой кусочек сливочного масла. Нагреваясь, оно растопится и покроет поверхность воды тонкой пленкой. Эта защитная пленка будет препятствовать процессу испарения воды. А процесс испарения всегда сопровождается уменьшением температуры жидкости и ее количества. Сталкиваемся с такой ситуацией: половина жидкости выкипела, а картофель еще не сварился, приходится доливать воду и варить дальше, а на это требуется лишнее время.

Проект№ 4 «Теплопередача и закон сохранения энергии»

1.Предложите опыты с простым школьным оборудованием для демонстрации разных видов теплопередачи и объясните их схематически. 2. При изменении температуры тело может изменять свои механические свойства: длину, объем, плотность, упругость, хрупкость. Приведите примеры.

Проект № 5 «Энергия и теплота в живой природе»

Некоторые организмы, особенно в стадии покоя, способны существовать при очень низких температурах. Например, споры микроорганизмов выдерживают охлаждение до — 200 С. Различают организмы с не постоянной температурой: лягушки, рыбы, крокодилы, змеи, и с постоянной: волки, медведи. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом.

Проект № 6 «Тепловые механизмы и двигатели»

В своей жизни мы постоянно встречаемся с разнообразными двигателями. Работа тепловых машин связана с потреблением различных видов энергии. Конструкция первых паровых машин имела основные части всех последующих тепловых машин: нагреватель, в котором освобождалась энергия топлива, водяной пар как рабочее тело и поршень с цилиндром, преобразующий энергию пара в механическую работу, а также охладитель, необходимый для снижения температуры и давления пара.

Урок по физики для 10 класса «Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.docx

Тема: « Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам »

Цели и задачи урока:

Образовательная: Организовать деятельность учащихся по закреплению основных понятий термодинамики;

Развивающая: Создать условия для решения олимпиадных задач по теме;

Воспитательная: Содействовать развитию внимательности, инициативности, трудолюбия, творческих способностей;

Тип урока: у рок применения знаний и умений ;

Форма проведения урока: практикум .

Межпредметные связи: математика, химия

владеть изученными на уроке терминами на казахском, русском и английском языках;

уметь применять полученные знания для решения олимпиадных задач;

Организация начала урока

Актуализация опорных знаний

Объяснение нового материала

Закрепление новых знаний

Подведение итогов урока.

Организация начала урока

Здравствуйте уважаемые участники нашего онлайн занятия. Вас приветствует город Астана, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления на уроке физики в 10 классе. Прежде чем мы с вами начнем беседу, я хочу, чтобы вы сели поудобнее, отвлеклись от посторонних дел и погрузились в удивительный мир физики. Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему: «Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам». Цель нашего занятия – научиться решать олимпиадные задачи по данной теме.

Глоссарий к нашему уроку:

Актуализация опорных знаний

Прежде чем мы приступим непосредственно к изучению темы нашего урока, давайте мы с вами вспомним то, что вы проходили раннее. Для этого вам необходимо взять ручку и листок бумаги для того, чтобы вы могли поставить себе баллы. За каждый правильный ответ вы ставите себе один балл. Давайте ответим на следующие вопросы.

На что расходуется количество теплоты, переданное системе, согласно первому закону термодинамики?

Ответ: На прошлом уроке мы с вами говорили о первом законе термодинамики. Первый закон термодинамики называют еще законом сохранения энергии для тепловых процессов. Он определяет количественное соотношение между изменением внутренней энергии , количеством теплоты , подведенным к ней, и суммарной работой внешних сил , действующих на систему.

Первый закон термодинамики: изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме количества теплоты, подведенного к системе извне, и работе внешних сил действующих на нее.

Количество теплоты, поглощаемое телом, считают положительным, а выделяемое — отрицательным.

Для изолированной системы, которая не обменивается теплотой с окружающими телами (те есть при ) и над которой не совершается работа внешних сил ()

Или другими словами внутренняя энергия замкнутой изолированной системы сохраняется.

В термодинамике наибольший интерес представляет преобразование внутренней энергии в работу, совершаемую газом. Как было сказано раннее, эта работа отличается от работы внешних сил только знаком:

С учетом соотношения (1) первый закон термодинамики можно сформулировать и так:

Количество теплоты, подведенное к системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами

Количество теплоты, сообщаемое газу для изменения его состояния, зависит от способа перехода газа из одного состояния в другое. При разных процессах, связывающих два состояния тела, количество подведенной теплоты будет различным.

Сформулируйте первый закон термодинамики для изобарного процесса.

Ответ: Как вы помните, изобарный процесс – это процесс, проходящий при постоянном давлении. При данном процессе количество теплоты идет и на совершение работы газом и на изменение его внутренней энергии.

Какой процесс называется адиабатным? Сформулируйте первый закон термодинамики для адиабатного процесса.

Ответ: Как было сказано раннее, наибольший интерес представляет процесс преобразования внутренней энергии газа в работу. Поэтому, для наиболее эффективного преобразования внутренней энергии газа в совершаемую им работу следует предотваратить возможные потери внутренней энергии в результате теплопередачи окружающим телам. Поэтому систему теплоизолируют.

Теплоизолированная система – это система не обменивающаяся энергией с окружающими телами.

В теплоизолированной системе происходит так называемый адиабатный процесс.

Так как нет теплообмена с окружающей средой, следовательно

и первый закон термодинамики для адиабатного процесса будет иметь в следующий вид

При адиабатном расширении , следовательно . Это означает, что газ совершает работу над внешними телами за счет уменьшения своей внутренней энергии.

Почему при изобарном расширении газа от объема V 1 до объема V 2 требуется большее количество теплоты, чем при изотермическом процессе?

Ответ: Для изобарного расширения газа от объема до объема требуется большее количество теплоты, чем при изотермическом процессе, так как при изобарном процессе меняется температура газа, а при изотермическом не меняется.

Почему при адиабатном расширении температура газа падает, а при сжатии возрастает?

Ответ: При адиабатном сжатии температура возрастает, так как над системой совершается работа, которая увеличивает внутреннюю энергию тела. А как вы помните, внутренняя энергия тела зависит от температуры, и при увеличении внутренней энергии тела, соответственно, увеличивается температура. Если же газ совершает работу, то изменение внутренней энергии отрицательно, так как газ совершает работу за счет уменьшения его внутренней энергии. Следовательно, температура газа будет понижаться.

Тест «Проверь себя!»

1. Чему равно изменение внутренней энергии одного моля идеального одноатомного газа, если Т 1 =Т, а Т 2 =2Т?
А.) R Т; Б.) 2 R Т; В.) 3 R Т; Г.) 1,5 R Т.

2. Какую работу совершает газ, расширяясь изобарно при давлении 2 ∙ 10 5 Па от объёма V 1 =0,1 м 3 до объёма V 2 =0,2 м 3 ?
А.) 2 ∙ 10 6 Дж; Б.) 200 кДж; В.) 0,2 ∙ 10 5 Дж.

3. Термодинамической системе передано количество теплоты, равное 2000 Дж, и над ней совершена работа 500 Дж. Определите изменение его внутренней энергии этой системы.

А.) 2500 Дж; Б.) 1500 Дж; В.) ∆ U =0.

4. В цилиндре под поршнем находится воздух, массой 29 кг. Какую работу совершит воздух при изобарном расширении, если температура его увеличилась на 100 К. Массу поршня не учитывать.
А.) 831 Дж; Б.) 8,31 кДж; В.) 0,83 МДж.

5. Какая физическая величина вычисляется по формуле ?

А.) количество теплоты в идеальном газе;
Б.) давление идеального газа;
В.) внутренняя энергия одноатомного идеального газа;
Г.) внутренняя энергия одного моля идеального газа.

Объяснение нового материала

Закон сохранения энергии утверждает, что количество энергии остается неизменным при любых ее превращениях. Но данный закон не учитывает, какие энергетические превращения возможны. Между тем многие процессы, вполне допустимые с точки зрения закона сохранения энергии, никогда не протекают в действительности. Нагретые тела остывают, передавая свою энергию окружающим телам, обратный процесс передачи теплоты от холодного тела к горячему не противоречит закону сохранения энергии, но на самом деле не происходит. Число примеров можно привести неограниченное количество. Все примеры говорят о том, что процессы в природе имеют определенную направленность, никак не отраженную в первом законе термодинамики. Все процессы в природе текут в одном определенном направлении. В обратном направлении самопроизвольно они протекать не могут. Все процессы в природе необратимы, например – старение организмов, диффузия. Рассмотрим понятие обратимого процесса.

Обратимым называется процесс, который отвечает следующим условиям:

— его можно провести в двух противоположных направлениях;

— в каждом из этих случаев система и окружающие ее тела проходят через одни и те же промежуточные состояния;

— после проведения прямого и обратного процессов система и окружающие ее тела возвращаются к исходному состоянию.

Всякий процесс, не удовлетворяющий хотя бы одному из этих условий, является необратимым.

Реальные тепловые процессы также необратимы.

При диффузии выравнивание концентраций происходит самопроизвольно. Обратный же процесс сам по себе никогда не пойдет: никогда самопроизвольно смесь газов, например, не разделится на составляющие ее компоненты. Следовательно, диффузия - необратимый процесс.

Теплообмен, как показывает опыт, также является односторонне направленным процессом. В результате теплообмена энергия передается сама по себе всегда от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой. Обратный процесс передачи теплоты от холодного тела к горячему сам по себе никогда не происходит.

Необратимым является также процесс превращения механической энергии во внутреннюю при неупругом ударе или при трении.

Между тем из первого закона термодинамики направленность и тем самым необратимость тепловых процессов не вытекает. Первый закон термодинамики требует лишь, чтобы количество теплоты, отданное одним телом, в точности равнялось количеству теплоты, которое получит другое. А вот вопрос о том, от какого тела, от горячего к холодному или наоборот, перейдет энергия, остается открытым.

Направленность реальных тепловых процессов определяется вторым законом термодинамики, который был установлен непосредственным обобщением опытных фактов. Это постулат. Немецкий ученый Р. Клаузиус дал такую формулировку второго закона термодинамики: невозможно перевести тепло от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или окружающих телах.

КЛАУЗИУС Рудольф Юлиус Эмануэль (1822-1888), немецкий физик-теоретик, один из создателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты. Работы Клаузиуса относятся к области молекулярной физики, термодинамики, теории паровых машин, теоретической механики, математической физики. Он первым проанализировал идеи С.Карно и, развивая их, сформулировал принцип эквивалентности теплоты и работы. В 1850 независимо от У.Ранкина получил соотношение между теплотой и работой (первое начало термодинамики) и разработал идеальный термодинамический цикл паровой машины (цикл Ранкина — Клаузиуса). В том же году (одновременно с У.Томсоном) дал первую формулировку второго начала термодинамики: «Теплота не может сама собою перейти от более холодного тела к более теплому». В 1865 ввел понятие энтропии, установил ее важнейшее свойство. Клаузиус внес большой вклад в развитие молекулярно-кинетической теории теплоты. Его работы способствовали введению в физику статистических методов, благодаря чему удалось с единых позиций объяснить такие разные явления в газах, как внутреннее трение, теплопроводность, диффузия.

Никола Леонар Сади Карно французский физик и военный инженер, один из основателей термодинамики. Сади Карно скоропостижно скончался в возрасте всего 36 лет от холеры. Карно интересовался многими новыми промышленно-технологическими разработками того времени. Занявшись теоретическим обоснованием принципов работы паровых машин, Карно стал одним из пионеров термодинамики, предложив свою знаменитую модель идеального двигателя. Свои идеи Сади Карно опубликовал в 1824 г. в форме фундаментального трактата «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу». В нём Карно рассмотрел в общем виде вопрос о «получении движения из тепла». Анализируя идеальный круговой процесс (известный сейчас как цикл Карно), он впервые пришёл к выводу о том, что полезная работа производится только при переходе тепла от нагретого тела к более холодному. Карно высказал также положение, что величина работы обусловлена разностью температур нагревателя и холодильника и не зависит от природы вещества, работающего в тепловой машине (теорема Карно). В своих рассуждениях Карно придерживался теории теплорода, однако в дальнейшем, как явствует из его записок, изданных посмертно, он от неё отказался

В круг научных интересов Томсона входили термодинамика, гидродинамика, электромагнетизм, теория упругости, теплота, математика, техника. В 1851 г. У. Томсон сформулировал (независимо от Р. Клаузиуса) 2-е начало термодинамики. В его работе «О динамической теории теплоты» излагалась новая точка зрения на теплоту, согласно которой «теплота представляет собой не вещество, а динамическую форму механического эффекта». Поэтому «должна существовать некоторая эквивалентность между механической работой и теплотой». Томсон указывает, что этот принцип, «по-видимому, впервые. был открыто провозглашен в работе Ю. Майера «Замечания о силах неживой природы». Далее он упоминает работу Дж. Джоуля, исследовавшего численное соотношение, «связывающее теплоту и механическую силу».

Томсон утверждает, что вся теория движущей силы теплоты основана на двух положениях, из которых первое восходит к Джоулю и формулируется следующим образом: «Во всех случаях, когда равные количества механической работы получаются каким бы то ни было способом исключительно за счёт теплоты или бывают израсходованы исключительно на получение тепловых действий, всегда теряются или приобретаются равные количества теплоты».

Итак, из второго закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя второго рода, т.е. двигателя, который бы совершал работу за счет охлаждения какого-либо одного тела.

Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии. Использовать эту энергию- это значит совершать за счет ее полезную работу. Рассмотрим источники, которые совершают работу за счет внутренней энергии.

Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую. Рассмотрим устройство и принцип работы теплового двигателя. Работа любого теплового двигателя циклична.

Каждый цикл состоит из разных процессов:

— получение энергии от нагревателя;

— передача неиспользуемой части энергии холодильнику.

Наличие нагревателя, рабочего тела, холодильника – принципиально

необходимое условие для непрерывной циклической работы любого теплового двигателя.

Над одним молем идеального одноатомного газа совершают процесс 1-2-3-4-1 (см.рис.), причем газ получает от нагревателя за один цикл количество теплоты Q . Какое количество теплоты будет порлучать за один цикл газ, если совершать над ним процесс 2-3-4-А-В-С-2? Известно, что Т 3 =16Т 1 , Т 2 =Т 4 , В – точка пересечения изотермы Т= Т 2 с прямой 1-3, проходящей через начало координат pV – диаграммы. Ответ выразить через Q .

Рассмотрим сначала исходный цикл и выразим сообщаемое газу количество теплоты через другие параметры системы. Из первого начала термодинамики (∆Q = ∆U + ∆A) следует, что теплота сообщается газу на участках 1–2 и 2–3. Значит, количество теплоты, сообщённое газу за один цикл:

1-2 процесс изохорный, следовательно, все количество теплоты, полученное в данном процессе, идет на увеличение внутренней энергии

Для того, чтобы понять, продуктивен ли был урок для вас, вы можете ответить на вопросы, которые вы видите на экране. Если большая часть ответов положительная, то значит наш урок прошел продуктивно, и на следующем уроке я жду вас в это же время для решения задач.

Подведение итогов урока.

Мы с вами сегодня изучили решали совместно задачи на первый закон термодинамики, а также освоили понятие теплового двигателя, разобрали второй закон термодинамики и понятие необратимости процессов. В начале урока вы ставили себе балл за каждый правильный ответ.

Если Вы получили сумму баллов «6» или меньше не отчаивайтесь, почитайте учебник, например Мякишев Г.Я., Синяков А.З. том «Молекулярная физика и термодинамика» стр. 158-161.

Для закрепления знаний вам необходимо выполнить следующие задания:

В вертикальном цилиндре под тяжелым поршнем находится кислород массы m =2 кг. Для повышения температуры кислорода на ∆Т =5 К ему было сообщено количество теплоты Q =9160 Дж. Найти удельную теплоемкость кислорода с, работу А, совершаемую им при расширении, и увеличение его внутренней энергии ∆ U . Молярная масса кислорода М=0,032 кг/моль.

Два одинаковых сосуда соединены трубкой, объемом которой можно пренебречь. Система наполнена газом и находится при температуре 300 К. Когда один из сосудов был нагрет, а другой оставлен при прежней температуре, давление в системе увеличилось в 1,5 раза. На сколько градусов был нагрет один из сосудов?

Баллон емкостью 40 л содержит сжатый воздух под давлением 18 МПа при 27 0 С. Какой объем (в литрах) воды можно вытеснить из цистерны подводной лодки воздухом этого баллона, если лодка находится на глубине 20 м, где температура 7 0 С? Атмосферное давление 0,1 МПа, g =10 м/с 2 .

Внутренней энергией называется сумма кинетических энергий всех частиц, из которых состоит тело, и потенциальных энергий взаимодействия этих частиц между собой. Сюда включается энергия взаимодействия электронов с ядрами и энергия взаимодействия составных частей ядра.

Внутренняя энергия зависит от его температуры. Температура характеризует среднюю кинетическую энергию частиц вещества. При изменении температуры меняется расстояние между частицами, следовательно, меняется и энергия взаимодействия между ними.

Внутренняя энергия меняется также при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое. Процессы, связанные с изменением температуры или агрегатного состояния вещества, называют тепловыми . Тепловые процессы сопровождаются изменением внутренней энергии тела.

Химические реакции, ядерные реакции также сопровождаются изменением внутренней энергии тела, т.к. меняется энергия взаимодействия частиц, участвующих в реакциях. Внутренняя энергия меняется при излучении или поглощении энергии атомами при переходе электронов с одной оболочки на другую.

Одним из способов изменения внутренней энергии является работа . Так при трении двух тел происходит повышение их температуры, т.е. возрастает их внутренняя энергия. Например, при обработке металлов – сверлении, обточке, фрезеровании.

При контакте двух тел с разными температурами происходит передача энергии от тела с высокой температурой к телу с низкой температурой. Процесс передачи энергии от одного тела к другому, имеющему более низкую температуру, называется теплопередача.

Таким образом, в природе существует два процесса, при которых меняется внутренняя энергия тела:

а) превращение механической энергии во внутреннюю и наоборот; при этом совершается работа;

б) теплопередача; при этом работа не совершается.

Если смешать горячую и холодную воду, то на опыте можно убедиться, что количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, равны между собой. Опыт показывает, что если между телами происходит теплообмен, то внутренняя энергия всех нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается внутренняя энергия остывающих тел. Таким образом, энергия переходит от одних тел к другим, но суммарная энергия всех тел остается неизменной. Это закон сохранения и превращения энергии .

Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

Пример, свинцовая пуля, летевшая с некоторой скоростью, ударяется о преграду и нагревается.

Или, льдинка, падая из снежной тучи, тает у земли.

Закон сохранения энергии был открыт нашим великим соотечественникомМихаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 - 1765). Его формулировка такова: энергия не возникает и не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую. Этот закон универсален, он не допускает исключений или отклонений.

Термодинамика – это раздел физики, изучающий тепловые процессы. Она начала бурно развиваться в ХУШ веке, когда появились первые паровые двигатели, и практические цели потребовали теоретического обоснования изобретаемых машин, существенно облегчивших физический труд человека. Изобретателями парового двигателя стали англичанин Джеймс Уатт (1736-1819) и русские крепостные отец и сын Ефим и Мирон Черепановы. Изобретение Черепановых в России не вызвало никакого резонанса (первая железная дорога появилась у нас лишь через 100 лет), а вот Великобритания в течение десятка лет после открытия Дж. Уатта покрылась сетью железных дорог, по которым побежали поезда на паровой тяге. Испокон веков не ценило наше Отечество один из главных своих ресурсов - интеллект своих сынов!

Первый закон термодинамики является частным случаем закона сохранения энергии в применении к тепловым процессам и формулируется так: теплота не возникает из ничего (это одна из многочисленных формулировок первого закона, самая простая). После открытия первого закона термодинамики все европейские Академии Наук перестали принимать проекты «вечных» двигателей, т.е. таких, которые работали бы без притока энергии извне. Как и закон сохранения энергии, первый закон термодинамики является универсальным и не допускает исключений.

Прежде, чем перейти ко второму закону термодинамики, следует рассмотреть понятие температуры. Абсолютная температура – это физическая величина, характеризующая изолированную макросистему в состоянии равновесия. Макросистема - это система, функционирующая в Макромире, понятие о котором было дано ранее. Изолированная макросистема - это та, которая не обменивается с окружающей средой веществом и энергией. Примером изолированной макросистемы является термос. Если взять два одинаковых термоса, поместить в один кусок льда, а в другой налить только что закипевшую воду, то через определенное время, зависящее от качества термосов, в обоих окажется вода комнатной температуры. Этот мысленный опыт говорит о том, что изолированные системы являются идеальными, в природе они отсутствуют. Однако для теоретического описания тепловых процессов, т.е. для построения классической термодинамики изолированные системы оказались весьма удобными. Состояние равновесия – это то состояние, при котором все части макросистемы характеризуются одинаковыми параметрами, например, температурой и давлением. В равновесное состояние изолированная макросистема приходит через достаточно большой промежуток времени. Абсолютная температура обозначается заглавной латинской буквой Т и имеет только положительные значения. Именно эта температура входит во все термодинамические формулы. Единицей измерения абсолютной температуры является кельвин (К), названный именем английского ученогоУильяма Томсона (1856-1940) (он же лорд Кельвин). В повседневной жизни используется более удобная температурная шкала Цельсия. Нулю градусов по Цельсию соответствует 273К. Весьма важно, что один К равен одному градусу Цельсия. Температура в шкале Цельсия обозначается малой латинской буквой t (C).


Второй закон термодинамики звучит так: маловероятен самопроизвольный переход теплоты от холодного тела к горячему. Законы термодинамики сформулировал немецкий физик Рудольф Клаузиус (1822 – 1888). На основании второго закона термодинамики он предложил гипотезу тепловой смерти Вселенной : со временем все виды энергии перейдут в тепловую, тепло равномерно рассеется по Вселенной, после чего в ней прекратятся все процессы, поскольку они идут за счет разности температур.

Опроверг теорию тепловой смерти Вселенной австрийский физик Людиг Больцман ( 1844 – 1906), который доказал, что в отличие от первого, второй закон термодинамики не универсален, а носит статистический характер . Статистические законы, в отличие от универсальных, выполняются не всегда, а в большинстве случаев и допускают случайные отклонения, называемые флуктуациями. Флуктуации – явления чрезвычайно редкие, например, в одном случае из тысячи теплота может перейти от холодного тела к горячему, это не запрещено законом природы, а всего лишь очень маловероятное событие. В биологии примером флуктуации являются мутации – структурные изменения генов, обуславливающие биологическое видообразование и эволюцию. Статистические законы описываются с помощью специального раздела математики – теории веростностей.

Клаузиус также ввел очень важное для термодинамики понятие энтропии (S) - фунции состояния термодинамической системы, равной отношению количества теплоты, сообщенного системе, Q, к абсолютной температуре Т. Введение этой величиныпозволило определять направление протекания тепловых процессов.Согласно второму закону термодинамики, в изолированной системе энтропия всегда должна возрастать , поскольку система стремится к равновесию. С точки зрения статистической термодинамики энтропия – это мера неупорядоченности системы. Отсюда следует, что любая изолированная система самопроизвольно стремится к беспорядку. Еще древние греки ввели понятия порядка (Космоса) и и беспорядка (Хаоса).

Вывод из второго закона термодинамики можно перефразировать так: любая изолированная система стремится к хаосу.

Слайд 2

Цель урока:

Систематизация и обобщение ранее полученных знаний по данной теме. Задачи урока: Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью; - Развивать логическое мышление и умения обобщать; - Научиться сопоставлять и изменять полученные знания на практике и в быту; - Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение работать в группах.

Слайд 3

“Может собственным Платоном И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать” М.В. Ломоносов.

Слайд 4

Про теплоту начнем рассказ Всё вспомним, обобщим сейчас

Энергия работа до кипения. Чтоб лени наблюдалось испарение Мозги не доведём мы до плавления, Их тренируем до изнеможения. В учении проявляем мы старание, Идей научных видя обоняние! Задачу мы любую одолеем, И другу подсобить всегда сумеем. Историю науки изучаем И Ломоносова великим почитаем, И проявляем мы себя в труде Как двигатель с высоким КПД! Но как же жизнь бывает непроста С той дамой, что зовётся Теплота!

Слайд 5

Что называется внутренней энергией? Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? С теплопередачей непосредственно связано такое понятие, как количество теплоты. Что же такое количество теплоты?

Слайд 6

Задание:

Давайте охарактеризуем изученные нами тепловые процессы, именно формулами. Сейчас вам будут розданы листы с заданиями в виде таблиц, которые вы должны заполнить. Время работы 3 минуты. После этого вы сделаете взаимопроверку и каждый оценит работу рядом сидящего.

Слайд 7

Знаете ли вы,

что физик Вальтер Нернст увлекался разведением карпов? Однажды кто – то глубокомысленно заметил: “Странный выбор. Кур разводить и то интереснее”. Учёный невозмутимо ответил: “Я развожу таких животных, которые находятся в тепловом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство”. Справедливо ли замечание ученого? На этот и другие вопросы нам ответят законы термодинамики.

Слайд 8

Блиц - опрос:

А что такое термодинамика? Сформулируем принципы, которые носят название законов термодинамики. Можно ли создать вечный двигатель? Ну, коль вечный невозможно создать, то, что такое реально существующие тепловые двигатели? Из каких основных частей состоит любой тепловой двигатель? Назовите основные виды тепловых двигателей.

Слайд 9

Человек очень расточительно

использует энергию топлива, которую дарит нам природа. Мы, как не благодарные дети, проматываем наследство, накапливавшееся по крохам в течении миллионов лет. Природа поступает более мудро. Как же она решает энергетическую проблему? На этот вопрос вы ответите в своих проектах.

Слайд 10

Проект №1 “Виды топлива”

1. Рассмотрите источники тепла, которые нас окружают. Источниками тепла мы считаем газовую плитку, костёр, сгорание бензина, мазута, кокса в котельных. Горение – это экзотермическая реакция, которая идёт с выделением тепла. Гидроэлектростанции и тепловые станции тоже являются источниками тепла, так как дают до 70% всей электроэнергии, а это электроплитки, электрокамины и другие электро-обогреватели.

Слайд 11

2. Проанализируйте виды топлива,

Проанализировав горение сухого горючего, свечи, растительного масла, горение эфира и пользуясь таблицей № 1 разделите виды топлива на 3 группы: твёрдое, жидкое, газообразное. Оказывается, из множества видов твёрдого топлива, наибольшее количество тепла выделяет бурый челябинский уголь, 14300 кДж на 1 кг топлива, и металлическое ракетное горючее: магний 24830 кДж алюминий 31000 кДж бериллий 66600 кДж. Из жидких видов: керосин осветит 43100 кДж на 1 кг жидкого топлива и дизельное топливо - 42700 кДж. Газообразное топливо отличается выделением большого количества энергии на 1 кг горючего топлива. Но самое большое количество энергии выделяется при сгорании водорода -119700 кДж.

Слайд 12

20 деревянных лучин, термометр, весы с разновесами.

Используйте их для составления задачи, в которой бы упоминалось сгорание. На сколько повысится температура воздуха в большой пещере объемом 10 м на 15 м на 5 м, если там сгорят 20 деревянных лучин, массой 800 г? Начальная температура воздуха около 14?С.

Слайд 13

Проект №2 “Отопление и обогрев”

1. Каким способом обычно, осуществляется обогрев жилых и промышленных помещений? Как можно исследовать конвекцию в помещении? Какие еще существуют способы теплопередачи?

Слайд 14

2. Докажите с помощью приборов,

что нагрев жидкости, стоящей на огне происходит конвективным способом. Колба с водой нагревается на спиртовке, на дне - кристаллы марганца, закрепленные кусочком пластилина. 3. Составьте задачу, в которой бы учитывался обогрев какого-то предмета известными вам способами теплопередачи. 1. В предыдущем опыте сгорело 10 грамм спирта. На нагрев затрачено 30% полученной теплоты. На сколько повысилась температура одного литра воды? 2. Температура воды в отопительном котле 90?С. Начальная температура воды 10?С. В котле помещается 5м3 воды. Сколько мазута расходуется на разогрев и поддержание температуры такого котла, если потери составляют 15%? Считать, что разогрев происходит один раз.

Слайд 15

Проект №3 “Приготовление пищи”

1. Какие тепловые способы приготовления пищи вам известны? В каждом случае укажите источник тепловой энергии и способ передачи теплоты к продуктам. В дыму, на огне, на пару, в печи, на костре. 2. Большая часть нашей пищи готовится в кипящей воде. Как заставить картофель свариться быстрее? Чтобы ваш картофель сварился быстрее, надо перед варкой бросить в кастрюлю с картофелем и водой кусочек сливочного масла. Нагреваясь, оно растопится и покроет поверхность воды тонкой пленкой. Эта защитная пленка будет препятствовать процессу испарения воды. А процесс испарения всегда сопровождается уменьшением температуры жидкости и ее количества.

Слайд 16

3. Предложите

или найдите в литературе какое- либо усовершенствование приготовления пищи. Конфорку электрической плитки можно сделать из нагревательных элементов в виде колец. В электрическую цепь будут включаться только те кольца, размер которых соответствует дну кастрюли. 4. Придумайте задачу, в которой упоминается процесс приготовления пищи. Сколько березовых дров необходимо собрать для костра туристам, чтобы вскипятить ведро родниковой воды? Температура воды в роднике 9°С. Считать, что потерь тепла не существует.

Слайд 17

Проект № 4“Теплопередача и закон сохранения энергии”

1. Предложите опыты с простым школьным оборудованием для демонстрации разных видов теплопередачи и объясните их схематически. Кипячение воды в бумажной коробочке, нагревание термометра на расстоянии от источника тепла (лампа, плитка, отклеивание кнопок от нагреваемого пламени стержня).

Слайд 18

2. При изменении температуры тело может изменять свои механические свойства: длину, объем, плотность, упругость, хрупкость. Приведите примеры. Опыты: нагревание монеты трением, металлической спицы в пламени (одним концом спица упирается в огонь или касается его), нагревание воздуха в колбе с жидкостью (движется столбик жидкости в трубке). 3. Как определить температуру предмета, нагретого в пламени, если у вас имеется еще калориметр с холодной водой, термометр, весы с разновесами, таблицы?

Слайд 19

Проект №5 “Энергия и теплота в живой природе”

1. Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы – закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота). Откуда они берут энергию?

Слайд 20

Рассматриваются

химические реакции внутри клетки. Вся серия этих реакций называется внутренним дыханием (тканевым, клеточным). Оно подразделяется на аэробное и анаэробное. Первое связано с распадом некоторых веществ при участии кислорода и происходит с большим выделением энергии, второе – с бескислородным превращением глюкозы. Дыхание живых существ иногда называют медленным горением.

Слайд 21

Проект №6“Тепловые механизмы и двигатели”

1. Приведите примеры механизмов, использующих при своей работе тепловую энергию. Укажите в каждом случае источник энергии, путь ее преобразования. В своей жизни мы постоянно встречаемся с разнообразными двигателями. Они приводят в движение автомобили и самолеты, трактора и корабли, железнодорожные массивы и ракеты. работа тепловых машин связана с потреблением различных видов энергии. Конструкция первых паровых машин имела основные части всех последующих тепловых машин: нагреватель, в котором освобождалась энергия топлива, водяной пар как рабочее тело и поршень с цилиндром, преобразующий энергию пара в механическую работу, а также охладитель, необходимый для снижения температуры и давления пара.

Слайд 22

2. Опишите самое простое строение паровой машины.

Самое простое строение паровой машины создал Герон Александрийский во II в. до н.э. Она состояла из подставки, на которой был водружен сосуд с ручками и наполненный водой. Устройство, которой помещалось в воду, напоминало колбу. С четырех сторон помещались трубки. Когда дрова горели, вода закипала и пар фонтаном бил из верхней трубки. Это была самая древняя паровая машина.

Слайд 23

3. Покажите на опыте,

используя оборудование школьной лаборатории, как можно совершить работу, за счет преобразования тепловой энергии. В пробирке помещена вода, которая закипает, получая количество теплоты от сгорания спирта. И пар выбивает пробку из пробирки. Так совершается работа после превращения энергии. 4.Предложите задачу, в которой используется работа любого теплового устройства.

Слайд 24

Расскажите о каком-либо приборе, устройстве, которое работает за счет тепловой энергии окружающей среды.

Не один из источников энергии, известных на сегодня не в состоянии в будущем полностью взять на себя удовлетворение растущих потребностей человека. Для этого необходимо больше внимания уделить альтернативным источникам или источникам, работающим на энергии окружающей среды. Уже существует, например, “солнечные батареи”, которые превращают солнечную энергию в электрический ток при помощи фотоэлементов. Много проектов создано для использования силы приливов, силы ветров, силы гейзеров. Существуют и проекты использования разности температур между поверхностными слоями воды тропических морей и температурой воды на больших глубинах.

Слайд 25

Желаю успехов во всех ваших начинаниях. Удачи и спасибо всем за урок.

Голубева Е.С. Занимательное естествознание. Нескучный учебник. - СПб.: “Тритон”, 2007. Ковалева С.Я. Закон сохранения энергии в тепловых процессах // Еженедельная газета издательского дома “Первое сентября”, № 33, 1-7 сентября 2012. Ланина. И.Я. Сто игр по физике. - М.:, “Просвещение”, 2005. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.:, “Наука”, 2001. Увицкая Е.С. Использование биологического материала на уроках физики. // Еженедельная газета издательского дома “ Первое сентября”, № 31, 16-22 августа 2012.

Посмотреть все слайды