Флористика        17.04.2019   

Понятие физическое воспитание физическое развитие. Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания. Лечебная физическая культура

1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов и т. д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, при организации свободного времени , досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результатов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф. в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

2. Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся:

1.Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

2.Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;

3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего гармонического развития личности. Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя. В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

Строго соблюдать единство различных сторон воспитания

Обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека - неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности , служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

3. Принцип прикладности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Принцип прикладности - связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию - готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение. Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и другая точка зрения - что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне. Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т. е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью. Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой. Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей. На видное место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.

Некоторые ученые ставят вопрос - что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества, воспитание которых должно быть обеспечено в процессе физического воспитания? Этот вопрос в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Такая постановка вопроса практически приводит к противопоставлению образования воспитанию и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный к жизни - это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее

физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения (требования) принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

В любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

4. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания

Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:

1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;

2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.

Физические упражнения - это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.

Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.

Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

Смысл этого принципа оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Требования к реализации:

Определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

Планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

5. Функции физической культуры (общекультурные, специфические)

Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т. е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности. Различают:

Специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т. е. как фактора физического образования);

Специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

«спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;

Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, - нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.

Информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процессе социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.

6. Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вместе с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений- общеподготовительного и специализированного.

Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.

С известной условностью общеподготовительного направление физической культуры можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно -реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Специализированное направление (оно представлено в спортивной тренировке и ряде разновидностей производственно-прикладной и военно-прикладной физической подготовки) ведет на базе широкой общей подготовки к углубленному совершенствованию в избранной деятельности, обеспечивает повышенную степень освоения прикладных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям данной деятельности.

7. Общая характеристика методов физического воспитания

Существует насколько групп методов физического воспитания в основу которых положены различные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

1. Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха

2. Методы, основанные на регламентации деятельности занимающихся (строго-регламентированного упражнения, игровой, соревновательный)

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Нагрузкой в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов и др.) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузки. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной - практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения - и переменной- меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы отдыха трех типов:

Ординарные (называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций),

Жесткие (очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом),

Экстремальные (очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.)

Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типичные для игры и спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

8. Игровой метод в физическом воспитании

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:

Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (смысловой линии поведения в игре, намечающей главные направления действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно. Отсюда вытекает самостоятельная импровизация занимающихся в соответствии с условиями.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи , взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется - а при определенных условиях и формируется - ряд этических качеств личности

Особенности регулирования воздействующих факторов, i/гровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способу ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

9. Соревновательный метод в физическом воспитании.

Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором - в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основные, определяющие черты соревновательного метода

Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к неко торому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки дос тижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет об щего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

10. Общая характеристика метода строго регламентированного упражнения

Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

В возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).

Целью использования метода строго-регламентированного упражнения является обеспечение оптимальных условий для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантированность точного направленного воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. Методы строгорегламентированного упражнения делятся на:

В процессе разучивания двигательного действия:

Метод расчлененно-конструктивного упражнения

Метод целостно-конструктивного упражнения

В процессе совершенствования двигательного навыка и воспитания физических качеств:

Метод избирательно-направленного упражнения

Метод сопряженного упражнения

Метод стандартно-повторного упражнения

Метод непрерывного упражнения

Интервальный метод

Метод комбинированных упражнений

Круговая тренировка

11. Методы строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям ("целостно-конструктивный" и "расчлененно-конструктивный")

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. В принципе возможны два противоположных подхода к освоению структуры двигательных действий - без расчленения их на составные элементы и с расчленением. В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая типична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д. Во втором - действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимнастических комбинациях).

Вместе с тем почти на всех этапах освоений действия в целом, как правило, вычленяют те или иные его детали. Таким образом, и в первом, и во втором случае приходится иметь дело как с вычленением элементов действия, так и с объединением их, но способ вычленения и порядок объединения элементов будут различными. Исходя из этого, в процессе разучивании двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы:

1) разучивание действия в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое; методы, соответствующие этом подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного упражнения;

2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением деталей; методы, типичные для этого подхода, можно назвать, «методами целостно-конструктивного упражнения».

Первый путь избирают при условии, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения основных его характеристик.

В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия приводит к изменению самой его сути и резкому искажению характеристик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем - по мере освоения основного механизма действия - соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения.

Разучивая двигательные действия как в целом, так и с расчленением, обычно вводят ряд вспомогательных методических приемов: ориентирование, облегчение внешних условий и т. д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

12. Строго регламентированного упражнения при развитии двигательных способностей (стандартный, вариативный, непрерывный, интервальный и т. д.)

Методы стандартно-повторного упражнения отличаются повторным выполнением заданных движений, действий по ходу данного отдельного занятия без сколько-нибудь существенных изменен» их структуры и внешних параметров нагрузки (повторное пробегание какой-либо стандартной дистанции с постоянной скорость» многократное поднимание штанги одного и того же веса одним тем же способом и т. п.). Такая стандартизация - одно из необходимых условий формирования и закрепления двигательных навыков, а также морфофункциональной адаптации организма к определенной деятельности и сохранения достигнутого уровня работоспособности. Данные методы используются при закреплении сформированных двигательных навыков и воспитании всех физических качеств. Эти методы применяются как в рамках отдельного занятия, так и на протяжении серии занятий.

Отличительная черта методов вариативного (переменного) упражнения - направленное изменение воздействующих факторов по ходу упражнения. Это достигается различными путями: путем прямого изменения параметров движений (скорости, темпа, длительности и т. д.), сменой способа выполнения действий, путем варьирования интервалов отдыха и внешних условий, дополнительна отягощений и т. д. Суть дела при этом состоит в предъявлении организму новых, необычных и в конечном счете повышенных требований, с тем чтобы стимулировать увеличение его функциональных возможностей.

Методы упражнения, в режиме непрерывной нагрузки характеризуются слитностью воздействий, организуемых таким образом, что задаваемая нагрузка не прерывается интервалами отдыха, а дается «в один прием», отдых же предоставляется лишь по окончании всей нагрузки. Один из наиболее распространенных методов такого рода - метод равномерного длительного упражнения («равномерной тренировки»), связанный с выполнением естественно-циклических движений (в ходьбе, беге, плавании и т. д.). Другой не менее распространенный метод - метод переменного упражнения, также связанный с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяжении дистанции по заданной программе. Такого рода методы направлены преимущественно на воспитание выносливости.

Физическое воспитание характеризуется двумя направле-ниями: обучением двигательным действиям и развитием фи-зических качеств , благодаря чему происходит формирование у человека системы знаний и двигательных на-выков, необходимых для максимального использования в про-цессе жизнедеятельности.

Современное физическое воспитание молодёжи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, — это социально значимый педагогический процесс, нацелен-ный на создание у будущих специалистов устойчивой мо-тивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенство-ванию, приобретению знаний, личному творческому ис-пользованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к со-временным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.

Профессиональная направленность физического воспитания

Современная профессиональная деятельность требует от спе-циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду-ховных возможностях человека:

  • высокую профессиональную ра-ботоспособность;
  • наличие резервных физических и функциональ-ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда;
  • способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени;
  • стремле-ние к достижению цели.

Поэтому преподавание физической куль-туры в учебных заведениях должно быть направлено прежде всего на фор-мирование физических, физиологических и психических ка-честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ-ной готовности к успешной профессиональной деятельности.

Валеологическая направленность физического воспитания

Целью физического воспитания явля-ется формирование ЗОЖ и основ физической культуры лич-ности человека. Весь процесс физического воспитания направлен на повы-шение уровня здоровья молодёжи, от которого зависят её интеллектуальный и физический потенциал; работоспособ-ность; формирование жизненных, социальных и профес-сиональных мотиваций.

Цель системы физического воспитания заключается в фи-зическом совершенствовании и содействии гармоничному раз-витию людей, способных успешно осваивать и выполнять со-циально значимые виды деятельности, активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе .

Перед курсом физического воспитания с оздоровительной, социальной и профессиональной направленностью стоят вос-питательные, образовательные, развивающие и оздоровитель-ные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья молодёжи;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • ознакомление с научно-практическими основами ЗОЖ и ролью физической культуры в становлении личности про-фессионала;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к фи-зической культуре, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физи-ческими упражнениями и спортом;
  • овладение системой профессионально и жизненно значи-мых практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополу-чие; развитие и совершенствование психофизических спо-собностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизнен-ных и профессиональных целей.

Цель конкрети-зируется в группах задач: оздоровительных , образовательных , воспитательных .

Разделение задач на оздоровительные, образовательные и воспитательные довольно условно, так как в целостном процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учётом целевых установок.

Оздоровительные задачи

В группе оздоровительных задач выделяют три основ-ные:

  • повышение морфофункциональных (имеющих отноше-ние одновременно к структуре и функции системы) показате-лей организма человека;
  • обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств;
  • повышение устойчивости ор-ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Образовательные задачи

В группу образовательных задач входят следующие:

  • формирование специальных знаний в области валеологии, ЗОЖ и двигательной активности;
  • формирование двигатель-ных умений и навыков для успешного их использования в про-цессе жизнедеятельности;
  • формирование гигиенических зна-ний и навыков при организованных и самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.

Воспитательные задачи

Группа воспитательных задач включает:

Воспитательный эффект зависит от личности преподавате-ля физического воспитания, тренера, его профессионализма и морально-этических качеств, так как сами по себе физиче-ские упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут. Движения, музыка, добрые отношения сотворчества в процессе физического воспитания — наиболее доступные и простые факторы воспитания личности и приобщения её к красоте.

Средства физического воспитания включают физические упражнения , гигиенические факторы и оздоровительные силы природы . Все категории средств применяются во взаимосвязи, ком-плексно.

Физические упражнения

Физические упражнения являются основными средства-ми, так как без них направленное воздействие на физический потенциал человека невозможно. Таким образом, физические упражнения — это двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.

Гигиенические факторы

Гигиенические факторы — это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека. К ним относятся: режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, должное гигиеническое состояние мест за-нятий физическими упражнениями и проведения соревнова-ний. Материал с сайта

Физическая культура

Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения.

Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне - в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт» [прояснить ]

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Христианство о физкультуре

  • Христианство в 4 веке запретило Олимпийские игры и предало их Анафеме как языческие

См. также

Примечания

Литература

  • Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Физическое воспитание – это система мероприятий по укреплению здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой работоспособности. Основными целями физического воспитания являются:

  • развитие данных человеку от природы физических качеств – силы, быстроты, выносливости;
  • овладение двигательной культурой – выработке у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;
  • исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельных частей тела;
  • воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений.

Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи , которые решаются одновременно и призваны повсеместно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.

Средства физического воспитания для успешного решения связанных с ним задач делятся на две группы.

К первой группе относятся различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах.

Во вторую группу наряду с соблюдением режима дня, правил личной гигиены входит закаливание . Правильная организация физического воспитания невозможна без одновременного использования средств, входящих в первую и во вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, их физической подготовленности.

Школа призвана привить учащимся необходимые знания и навыки по физической культуре, массовым видам спорта и на этой основе обеспечить всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей и подростков.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М., 1983.
  8. Минх А. А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., Физкультура и спорт, 1972.
  9. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
  10. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982.
  11. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  12. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
  13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  14. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  15. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
  16. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1967.

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

Определение

Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Определение

Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

Страницы