Садовые растения        13.05.2019   

Семейная жизнь и аскеза. Что дает на практике аскетизм? Чистота внешняя и внутренняя

Аскеза - есть путь достижения Чистоты. Чистоты, как телесной и нравственной, так и эмоциональной и духовной, то есть аскеза очищает сердце и укрепляет нашу связь с Божественным, благодаря чему из нашей жизни уходят любые неприятные ситуации, злоба, болезни, и мы достигаем состояния истиного счастья, которое проявляется, как ощущение тихой радости и ощущение своей неразрывной связи со всем сущим.

Аскеза - это добровольное лишение себя чего-либо, приносящего комфорт телу, отказ от страстей и удовольствий. Здесь важно понимать, что не все аскезы одинаково благоприятны. Аскезы в невежестве и страсти ожесточают сознание человека, счастья в его жизни не прибавляется, а вот страдания увеличиваются. Аскезой же в Благости человек добивается цельности своего сознания, ему помогают сами Боги, он начинает прогрессировать в своем , в духовной и в материальной жизни.

Чтобы понимать, как правильно совершать Аскезы, надо сначала понять, какие аскезы совершать ни в коем случае не нужно, так как от них пользы не будет, только вред.

Аскезы в невежестве

Аскезы в невежестве совершаются по глупости. Это все суровые аскезы, не предначертанные писаниями, издевательство над своим телом (самоистязание), жертвоприношения, длительное голодание, ныряние в прорубь с целью кому-то что-то доказать.

Аскезы, совершаемые по глупости , из-за лицемерия или эгоизма, всегда приводят к увеличению страданий и несчастья, к уменьшению жизненной силы.

Аскезы в страсти совершаются из гордости, например, человек заявляет во всеуслышание "Я могу.." и бросает курить или начинает голодать, или интенсивно заниматься спортом и т.д.

Человек, совершающий аскезу в страсти, никогда не добивается конечного результата, на долго его сил не хватит. Аскеза ради завоевания почета и уважения в обществе; ради достижения высокого положения, чтобы люди подчинялись. Также аскза в страсти - это действия через обман, когда человек искусственным путём пытается достичь желаемого результата (например, подтасовка на экзамене, шпаргалки). Аскезы в страсти дают временный результат, а также человек лишается способности совершать аскезу.

К сожалению, именно такой тип аскез, в виду своей грандиозной противоестественности, впечатался в сознание большинства, как то, что и якобы является аскезой по сути. Однако такое проявление человеческого невежества не имеет ничего общего с тем, чем является аскеза по своей истиной сути.

Аскезы в Благости

И, наконец, аскезы в благости. Давайте разберем их по пунктам..

Неприменение насилия

Есть насилие действием, насилие словом и насилие в мыслях (психическое), все эти виды насилия лишают человека свободы выбора в жизни. То есть, если человек совершал насилие над животными, над детьми, подчиненными, супругом и т.д., жизнь ставит его в определённые рамки, и он не может вырваться из них. Он живёт как в тисках. И все его усилия по достижению счастья, все его действия, направленные на то, чтобы вырваться из тех условий, что его окружают, остаются безрезультатны.

Почитание родителей и старших

Наше отношение к родителям обязательно вернётся тем, как будут относиться к нам наши дети.

Внутренняя и внешняя чистота

Необходимо поддерживать как чистоту физического тела, так и чистоту мыслей. Если человек копит в мыслях злобу, то, как ни удивительно, от него будет исходить очень неприятный запах.

Человек, который сплетничает и осуждает делает так, что его качество жизни заметно ухудшается, рядом с ним появляется все больше злых людей, сплетников, недовольных жизнью...

Главный критерий внутренний чистоты - человек обо всех думает и говорит хорошее, люди к нему тянутся, с ним приятно общаться и просто находиться рядом.

Главный критерий внешней чистоты - это ношение чистой одежды, а также ежедневный прохладный душ, который очищает не только тело, но и мысли.

Простота

Простота – это когда человек не выставляет напоказ свою . Он ведёт себя смиренно, скромно и доступен для всех. Простота выражается в увеличении смирения, соответственно увеличении разумности. Гордость же напротив полностью уничтожает эффект получения знания. Простота даёт возможность видеть свои недостатки, что даёт возможность прогрессировать. Гордый человек не видит свои недостатки – поэтому деградирует. Глупая простота выражается в стремлении вести себя просто со старшими и непросто с равными или младшими... Если человек получил много знаний, но не стал простым в жизни, значит все его знания равны нулю.

Аскеза речи (правдивость)

Аскеза речи наделяет человека огромной моральной силой. Его благословения и проклятия сбываются безоговорочно. Такой человек знает, когда его обманывают и способен предвидеть будущее. Он видит, за что и как пострадает человек, если будет продолжать вести себя неправильно. Также, правдивость позволяет человеку держать своё слово.

В словах находится сила накопленных аскез. И если их достаточно, то к человеку начинают прислушиваться, и он способен несколькими словами изменить судьбу других людей, говоря им правильные слова. Эта аскеза даёт человеку гладкую судьбу. Грубая речь (с ненависти) приводит человека к , он накликает на себя . Грубая речь приводит к несчастным случаям.

Способность говорить приятные слова – это уже плод высокого аскетизма. Человек, который обладает мягкой речью, приятными словами, способен в любой ситуации не проявлять грубость, обладает высокими качествами сознания.

Это проверяется в тяжёлых ситуациях, в которых говорить приятное очень непросто. Если человек в критической ситуации может говорить мягко, не злясь, – это значит, что он абсолютно безгрешный, сердце у него абсолютно чисто.

Важно говорить только, то, что приносит пользу. Не беспокоить никого своей речью. Следует говорить только с теми, кто желают вас слушать.

Целомудрие и целибат

Мужчина с помощью целибата контролирует вожделение и становится разумным. У женщины целибат выражается в верности мужу и застенчивости. Скромность, застенчивость делают женщину красивой.

Искренняя застенчивость, на основе привязанности только к одному мужчине приводит к неподдельной красоте. Так женщина обретает силу.

Внебрачные связи приводят к тому, что человек становится безвольным. Если человек имел с кем-то половые сношения хотя бы раз в жизни, то он получает половину судьбы партнера на себя.

Мужчине, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо иметь целомудренную жену. Точно также целомудренность мужчины даёт возможность женщине достичь умиротворения.

Аскетизм ума (удовлетворенность)

"Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, нет большего счастья, чем быть довольным, нет худшей болезни, чем быть жадным, и нет лучшей добродетели, чем милосердие"... Человек должен научиться быть удовлетворённым. Для этого необходимо питаться правильно, соблюдать режим дня, заниматься любимой работой, делая это во благо других, помогая и служа. Тогда придет удовлетворение.

Чтение

Регулярное чтение литературы, которая даёт настоящее знание, или слушание лекций, развивает в человеке разумность. Речь человека, знающего произведения священных писаний, говорящего словами мудрецов, постепенно становится совершенной.

Самообладание (контроль языка)

Есть три типа аскезы контроля языка. Первая – прежде чем сказать, необходимо подумать, нужно ли это говорить. Вторая – есть вовремя и ту пищу, которая подходит в соответствующее время. Третья – это желать всем счастья, особенно тем, кто еще не выбрал себе высокую цель в жизни, а также искренне молиться и повторять святые имена Бога..

Используйте эти знания на Благо и пусть качество вашей жизни становится всё лучше день ото дня!

Поделись статьей с друзьями!

    Аскеза. Путь аскезы и виды аскезы. Что такое аскеза

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ask-150x150.jpg

    Аскеза - есть путь достижения Чистоты. Чистоты, как телесной и нравственной, так и эмоциональной и духовной, то есть аскеза очищает сердце и укрепляет нашу связь с Божественным, благодаря чему из нашей жизни уходят любые неприятные ситуации, злоба, болезни, и мы достигаем состояния истиного счастья, которое проявляется, как ощущение тихой радости и ощущение своей неразрывной связи...

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

Аскеза - это осознанное самоограничение. Происходит термин от греческого askesis, или «упражнение». Действительно, в большинстве случаев приходится долго тренировать организм, приучая его к аскетичному образу жизни, который предполагает строгий контроль над действиями тела, речи и ума. То есть нельзя не только совершать неблаговидные поступки, сквернословить ‒ надо очистить мысли.

Добровольные лишения

Аскеза - это практика, корнями своими уходящая в античные вероисповедания и философию (стоики, Диоген, киники). Аскет - это антипод сибарита, человека, не признающего ничего, кроме роскоши, неги и праздности. Но чтобы быть аскетом, по утверждению Патриарха Кирилла, не обязательно жить в пещере ‒ необходимо просто научиться регулировать свое потребление. Значение слова со временем поменяло смысл - изначальное понятие тренировки заменилось лишениями себя удовольствий. Аскет вычеркивает из своей жизни такие понятия, как роскошь, праздность, изнеженность.

Победа духа

Аскеза - это не только сдерживание себя во всем; это путь, предполагающий достижение определенных духовных целей, как правило, победы духа над телом. Это система определённого тренинга, конечной точкой которого можно считать максимальное исключение физических потребностей из общей системы человеческих переживаний и отношений. «Делание духа» ‒ так иногда называют осознанный аскетизм, который в идеале должен привести выбравшего этот путь человека к совершенству. В распространенном варианте аскетизм воспринимается как подавление чувственных желаний или отречение от всех мирских благ.

Присущий большинству религий

Аскеза - это обычай, встречающийся во всех видах культурных наследий и вероисповеданий. Аскетизм присущ христианству и исламу, индуизму и буддизму, даже некоторые направления иудаизма, в целом отрицающие эту практику, признавали аскетизм (Кумранская община, назореи и ряд других). Существует такое понятие как «мирской аскетизм».

Он свойственен протестантской этике, которая подразумевает не отречение от благ, а честный и добросовестный труд. То есть человек остается в миру, но ему чужды специфические религиозные усилия (телесное самоистязания, направленное на подавление естественных потребностей организма). Человек вместо средневекового религиозно-культового служения Богу также неистово служит людям, выполняя свои обязанности. Основоположником учения был Мартин Лютер. Обращается внимание на то, что важен не сам по себе труд, а вера в то, что эти действия угодны Богу. Великий немецкий философ и культуролог Макс Вебер (1862-1920) говорил, что мирская аскеза сродни религиозному подвигу. В понимании протестанта он не заслуживает право на жизнь в раю, а своими добрыми делами (искренней верой, самоотверженным трудом) он должен подтверждать свое право на спасение. Бережливость и скромность тоже входила в понятие добрых дел.

Разные названия

Прошли времена, свершилась информационная революция, большому количеству стали доступны концепции других традиций, буддизм вошел в моду. Кроме того, стали появляться десятки новых учений, которые по-своему истолковывают и классифицируют традиционные понятия.

В православии аскеза на виды не делится. Существует Строгий пост, отшельничество, монашество, борьба со страстями. Но при желании в широком доступе можно найти виды аскезы, да еще и подвиды, и дополнительные аскезы.

Индуистская детализация

И тапас (очищающий жар), и аскеза, подразделяющаяся на виды - все это пришло из древнеиндийской мифологии. Согласно ей, аскеза имеет две категории - внешнюю и внутреннюю. Не надо объяснять, что внешняя аскеза видна, а внутренняя нет, так как в ней главенствует ментальная составляющая, то есть это все то же «делание духа». Можно перечислить и шесть подвидов, на которые делятся каждая из вышеуказанных аскез. Внешняя предусматривает полный и частичный посты, ограничение видов пищи и отказ от вкусных продуктов питания, контроль над чувствами и терпение телесной боли. Внутренняя аскеза состоит из покаяния и почтительности, служения другим и отречения от тела и страстей, изучения писаний и медитации. Все, что так детализировано в индуизме, имеет место быть и других религиях - и пост, и борьба со страстями (все помнят отрубленный палец отца Сергия из произведения Льва Толстого), и покаяние. Правда в индуизме и других восточных религиях есть медитация, которая делится еще на десяток своих подвидов, но такие тонкости требуют специального обучения заинтересованных - у нас в стране полная терпимость вероисповеданий. Православные отшельники и монахи тоже постоянно сосредоточенно размышляли и приходили в результате к духовному прозрению, но они не ведали, что это спокойное внутренне созерцание называется медитацией.

Путь к Чистоте

Итак, в индуизме существует не только виды, но и путь аскезы. Говоря русским языком, это самосовершенствование путем самоограничения. В восточных религиях - это путь достижения Чистоты, нравственной и телесной, духовной и эмоциональной. Индусы свято верят в то что, при достижении этой гармонии из жизни человека уйдут все болезни и злоба, исчезнут даже мелкие неприятности, и тогда истинно верующий достигнет абсолютного истинного счастья, выражающегося в ощущении неразрывной связи с окружающей действительностью, со всем миром, тихая радость окутает его. В буддизме это называется нирваной. В православии - снизошедшая благость. Слово родней и понятней.

Новые веяния

Наряду с элементами других вероисповеданий, в нашу жизнь входят и другие малознакомые понятия, такие, например, как женские аскезы. Услышав это выражение, сразу можно представить себе скромную монашенку или истовую прихожанку, не поднимающую глаз. Нет, это не так. Это веяния сродни сектантству. Подробнейшим образом они описаны в журнале «Веды» и выложены в сети. Они говорят о том, когда необходимо купить 41 свечку, когда взять в руки четки из 108 бусин, что делать по субботам и в чем спать, чтобы различные духи не вступали в связь с «тонким» телом женщины. Подробно рассказано про чакры и карму, даны советы о том, как удержать мужа. Существуют аскезы для женщины разного возраста. Но самое главное состоит в том, что женщина ни в коем случае не должна голодать, недосыпать или чем-то себя переутомлять, потому что, опять-таки, разрушится ее «тонкое» тело. Она должна беречь себя для семьи, чтобы ничем - ни внешним видом, ни неубранным домом, ни, не дай Бог, плохим обедом - не оскорбить мужа. И только тогда, когда она будет чистить, шить, мыть, готовить с истинной любовью, она будет очень счастлива. Все для него и во имя его! Это даже не домострой - это аскеза для женщины.

Образ такой счастливицы очень здорово был показан в американском фильме "Степфордские жены". Женщины с улыбками неподдельной радости батрачили на мужа день и ночь, ходили в белых платьицах и были безумно счастливы. Как выяснилось потом, мужья после свадьбы вставляли им в голову чип, а в кармане носили пульт управления.

Только добровольный выбор

Если человек убежденно выбрал другую религиозную традицию и следует всем ее законам, то в этом нет ничего плохого. Нет такой веры, в которой не главенствовало бы добро. Да и секты появились одновременно с религией. Если женщина верит, что может спасти любимого от неприятности, то почему бы и не прочитать одну молитву 108 раз, перебирая четки из 108 бусин? Лишь бы эти изыски не навязывались силой и выбор женщины был добровольный. Для любимого человека приготовить обед с любовью - естественное состояние, а не аскеза для женщины.

Что такое аскеза для женщин? Особенно важный вопрос в условиях современного социума.

Я имею в виду полную смену ролей, потерю ориентиров и отсутствие достойных примеров для подражания.

Как бы это странно ни звучало, но постепенно мы забываем, как это и вдохновлять, раскрывать глубинную часть нашей сущности.

Аскеза также поможет тем, кто только ищет свою половинку и чувствует затруднение на этом пути.

А главное - поспособствует обретению духовности и внутренней силы, скрытой под маской ума.


Для меня аскеза в свое время распахнула дверь в новую жизнь.

Именно благодаря такой практике я сделала первый шаг к , и многим другим чудесным вещам.

Постепенно аскеза стала частью жизни, но лишь недавно я поняла, что практиковала ее не совсем правильно.

Понятие аскезы. Опасность ошибок на этом пути

Так что же такое аскеза? Начнем с определения - это добровольное лишение себя физических и моральных благ ради и укрепления связи с Божественным началом.

Очень важно сразу понять, что все, что будет происходить, надлежит принимать как должное, с радостью и улыбкой, без страха перед трудностями.

Вспомните Золушку, сколько она терпела и как страдала! Она не жаловалась, не пыталась защититься, а только пела песни и трудилась.


Периодическая практика аскезы может быть полезна для тела и духа

Концовку мы все отлично помним, так как прекрасный принц - детская мечта практически каждой девушки. Вот и тут так же!

Только это не означает, что вам нужно принимать аскезу ради явной выгоды. Это отличный пример добровольной аскезы.

Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, уже почувствовали, что это ваш путь. Что принесет в вашу жизнь практика?

Плюсов множество:

  1. Накопление внутренней силы и энергии
  2. Уход неприятных ситуаций из жизни
  3. Обретение здоровья и благополучия
  4. Увеличение уровня осознанности и счастья
  5. Получение материальных благ
  6. Исполнение искренних, добрых желаний
  7. Сжигание негативной кармы

И в то же время нет ничего страшнее, чем аскезы в невежестве, которые проводятся с подачи неправильных устремлений.

Таких примеров, увы, очень много. Избегайте их, действуйте бескорыстно, от чистого сердца!

Не давайте глупости или гордыне руководить вами. К примеру, берет человек древнее учение и решает уйти в горы, питаться только корешками и истязать себя плетью до кровавых ран.

Такой подход, когда внутренним устремлением было доказать всему миру «какой я крутой», не принесет пользу его душе и телу.

Аскезы в страсти исходят от гордыни и жажды признания в обществе. «Спорим, я смогу…»!


Главный вопрос заключается в том, зачем все-таки добровольно лишать себя привычных благ

И смог, вот только пользы от этого никакой. Иногда сама практика становится испытанием.

Человек делает свою работу хорошо, с любовью, добивается определенных результатов и во лбу, как говорится, «загорается звезда».

«Я смог, я победил!» Это аннулирует аскезу и замутняет сознание и виденье истинного положения вещей. Если это результат, то всегда временный.

Совет: внимательно следите за своими внутренними установками. Стремитесь только к высшей благой цели - к Богу и личностному развитию!

Что такое аскеза физическая (телесная)

Мы привыкли, что тело стоит у руля нашей жизни, и даже как-то стараемся его радовать, угождать, ублажать потихонечку.

Но мы же не состоим из одного тела! Физическая аскеза должна начинаться с обуздания животных нужд.

Без четкого руководства тело похоже на лошадь с отпущенными поводьями: немного отвлекся и все, ты в чистом поле, а не на своем жизненном пути.

Начните с четкой - это краеугольный камень для любого осознанного человека. Учитывайте ваши биологические ритмы и законы Вселенной.


Практиковать аскетический образ жизни стоит не для того, чтобы что-то получить, а что бы понять, что тебе на самом деле нужно

Если брать Ведические знания, то мы не являемся аккумулятором энергий и всего лишь «приемники» этих высших сил.

Приходят они в определенное время. Пример: между 11 и 12 часам утра «огонь пищеварения» находится на пике, потому пища усваивается полностью.

Но здесь работает железное правило: сладкое утром - дает силы, в обед - забирает, вечером - приводит к болезни.

Если вам ближе нормы здорового, - прислушайтесь к ним и четко следуйте установленному графику, не объедайтесь и сознательно ограничивайте себя в том, что запрещено, но к чему тянет больше всего.

Я, например, люблю вредные сладости, но пользу это мне не приносит, потому сознательно ограничиваю себя. И знаете, результат есть!

Для женщины диета - не главное, ее цели несколько иные (об этом напишу чуть позже), но в конкретно моем случае это актуально.

Присмотритесь к себе и найдите, что вам мешает, что является источником чрезмерного, чувственного удовольствия.

Хорошей практикой аскезы тела является ранний подъем. Практически во всех религиях мира есть такое понятие, как «утренняя молитва».

Время до рассвета (брахма мухурта, 3–5 утра) - самое благостное для обращения к Богу и концентрации на посыле энергии любви людям.


Четкое соблюдение распорядка дня является одним из важнейших правил

Первое, что многие чувствуют, открывая глаза по зову будильника - это нежелание что-либо делать, вставать, куда-то идти.

Но если вы свершите над собой усилие, встанете и примите , ноющий ум замолчит, и тело наполнится благостной энергией.

Так бывает: и вроде не болит ничего, просто лень и апатия. Это хороший пример того, как блуждающий ум и ленивое тело мешают нам быть счастливыми.

Для данной аскезы придерживайтесь следующих правил:

  1. Содержите в чистоте тело и одежды
  2. Употребляйте только простые, натуральные продукты
  3. Находитесь в благостных местах
  4. Контролируйте животные желания и чувства
  5. Не совершайте насилие над другими

Совет: почитайте старших, обязательно соблюдайте иерархию «от бабушки к младшему» в семье.

Аскеза речи

Этих нескольких, обычных на первый взгляд, правил, сложнее всего придерживаться, потому что они связаны с самой импульсивной частью коммуникаций - .

Что такое аскеза речи? В первую очередь - говорить только правду и полностью контролировать себя.

Не секрет, что человеческое слово способно и возродить из пепла, и уничтожить. Тот, кто не обманывает и придерживается аскезы речи, со временем становится адептом правды.


Аскеза помогает гармонизировать сознание

Он способен видеть ложь, а практика позволяет накопить этот потенциал и всего несколькими словами менять будущее. Таких людей очень уважают и слушаются.

Второе правило - умение говорить приятные слова окружающим (не лесть). Это непосредственно влияет на их же судьбу.

Человек с мягкой речью обладает высоким уровнем сознания. Прежде чем сказать что-нибудь, убедитесь, что сказанное вами принесет благо и не нарушит чужой покой.

А если нарушит - с какой целью, что это даст другому? Тренируйте свою речь, говорите с каждым без злобы и агрессии.

Избегайте:

  1. Споров
  2. Сплетен
  3. Ругани

Очень важно уметь выслушать человека и не давить на него своими знаниями, не грузить, не выставлять напоказ, даже если вы хотите только лучшего.

Вспомнился случай: знакомый завязал с плохой привычкой и начал всем активно рассказывать, как он этого добился, убеждать, осуждать их образ жизни.

И это не привело к какому-нибудь позитивному результату. Люди просто его сторонились, пока он не понял, что не так.


Немаловажно также следить за чистотой речи

Насилие тоже может быть разное, словесный террор еще никто не отменял.

Пустословие - больная женская, а порой и мужская тема. Она забирает у говорившего ценную энергию, а потом мы удивляемся, почему все блага мира еще не принадлежат нам?

На пустом месте ничего не способно появиться. Говорите только о тех вещах, на которые вы можете повлиять и изменить.

Совет: ради эксперимента попробуйте хотя бы месяц придерживаться аскезы речи и посмотрите на перемены, которые начнут проявляться в вашей жизни.

Аскеза ума. Немного о раджа-йоге

Она, пожалуй, является верхушкой айсберга, потому что именно ум сложнее всего контролировать. Мы привыкли не отделять себя от потока мыслей, бушующих в голове с бешеным ритмом.

Но чаще всего мысли - это плоды прошлого. Те, что задели; то, чего мы боимся, жаждем; или же это сухая работа механизма под названием «мозг». И все.

Просто нам почему-то внушали, что слушать этот гул важно и полезно, а теперь мы порой были бы рады нажать на кнопку и отключить его хоть ненадолго.

Вдумайтесь в эту концепцию и отделите истинный разум от беспокойного ума, прогоните рой мыслей прочь.


Отличным способом гармонизации сознания является йога

Есть интересная теория, что плохие, жестокие мысли не наши, а исходят от лярв - злых энергетических сущностей, которые питаются жизненной силой.

Именно потому мы так легко зацикливаемся и впадаем в негативные . Ограничения сами по себе помогают от них избавиться, но как начать?

Если снова пронеслась дурная мысль - повторяйте одну и ту же букву по кругу.

Пример:

  1. Ум - «не надо было этого делать». Вы - «н-н-н».
  2. Ум - «Я некрасивая была сегодня». Вы - «я-я-я».
  3. Ум - «Завтра у меня точно не получится». Вы - «з-з-з».

Со временем духовная практика поможет вам обуздать ум и подчинит его вашим целям.

Стремитесь жить здесь и сейчас, а не бесконечно мечтать о будущем или сожалеть о прошлом.

Это самая важная часть аскетического мировосприятия, ведь именно с наших мыслей все и начинается.

Что такое аскеза ума в ? Это тотальная практика царственной (раджа) йоги, которая исповедует те же принципы, что и общепринятая аскеза:

  1. Остановка внутреннего диалога
  2. Вытеснение гордыни и высокомерия
  3. Избавление от негативных программ
  4. Осознанное чтение священных Писаний и мантр

Применяя на практике эти советы, вы сможете изменить свое будущее

Аскеза здесь считается и обязательным условием успешного продвижения вперед и стабильного роста осознанности.

По сути, сама практика предельно аскетического направления. Особенно важно не зазнаваться на этом пути и следовать своим целям с великой долей скромности.

Различие женской и мужской аскезы

Интересный вопрос - и чем она отличается от женской? Разница действительно огромна.

Мужчины должны в первую очередь уделить внимание телесному.

Рано просыпаться, отдыхать в спартанских условиях, тяжело и много работать, уделять внимание своему телу, держать его в чистоте и строгости.

Они проявляют характера и позволяют накопить максимум свежей, солнечной энергии для новых побед и достижений.

У женщины иные цели, хотя мужские даются им с легкостью.

А вот свои выполнять намного сложнее. Просто здесь руководит совершенно иная энергия - лунная.

Женщине для раскрытия своего потенциала надо уметь с любовью:

  1. Готовить
  2. Убирать
  3. Гладить
  4. Стирать
  5. Бескорыстно помогать другим
  6. Заботиться о доме и своей семье
  7. Рукодельничать
  8. Ухаживать за собой и пр.

Существует большая разница между мужской и женской аскезой

Вся ваша энергия должна быть направлена на служение и подчинение мужу.

Это может вызвать протест у некоторых представительниц прекрасного пола, но именно так раскрывается истинное предназначение и выполняется практика.

Уметь красиво и правильно говорить, не осуждать, иметь чувство смирения и бескорыстную доброту в сердце.

Когда женщина раскрывается в семье, мужчина будет стремиться сделать ее самой счастливой, ему захочется чаще радовать и дарить подарки.

Совершать женскую аскезу следует осторожно, без резкости, потому что сильное ограничение может повредить .

Слишком нагружать себя физически не стоит, лучше уделите особое внимание аскезе речи и ума.

Позаботьтесь о своей красоте и развитии высоких нравственных качеств, характера.


Для женщины важно заниматься саморазвитием и расти духовно

Создавайте вокруг себя уют и - это и есть главное.

Совет: женщинам не стоит чрезмерно голодать, это сугубо мужская тема.

Что такое аскеза в христианстве? Как относится философия к вопросу?

Аскетизм здесь играет центральную роль, как и во многих распространенных религиях.

Огромное количество христиан в монастырях и скитах несут службу Господу в постоянной молитве и самоограничениях.

Они стремятся практиковать аскетизм на постоянной основе, а мирянам с давних пор предлагалось соблюдать , чтобы очистить свое тело и душу от накопившихся грехов.

Грехами называются именно те самые вещи, что мешают нам в развитии:

  1. Чревоугодие
  2. Блуд
  3. Алчность
  4. Скорбь
  5. Гнев
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Что такое аскеза в православии? Она играет ту же роль, что и в ведизме или любой другой религии. «Характер Православия аскетичен», - утверждает архимандрит Иустин (Попович).

Святые Отцы уверены, что без аскетической составляющей невозможно сближение с Богом, какое-либо духовное развитие.

Сейчас, к сожалению, наблюдается печальная тенденция, когда в принципе единственное серьезное ограничение - время поста - забывается или еще хуже, его пытаются подстроить под себя и свои нужды.


Аскеза помогает осознать истинные жизненные ценности

Важнейшие условия - ограничения тела (чревоугодие и воздержание) игнорируются или начинается бесконечный поиск «постных» тортов, блинов, хитрых закусок.

Ч то такое аскеза в философии? К примеру, известный религиозный и политический философ Н.А. Бердяев считал, что это «архи» необходимо!

Он придерживался мнения, что практика способствует духовному обогащению и помогает противостоять безмерному насыщению, давлению потребительского общества, которое стремится манипулировать желаниями личности.

« Аскетический образ жизни ведет человека к духовной независимости от власти мира, выражает «духовную крепость» личности в противостоянии соблазнам мира, личность порабощающим» [Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.].

И хотя он критикует мнение христианской церкви на этот счет и посмеивается над стремлением «умерщвления плоти», но, в сущности, высказывает такое же одобрение относительно практики.

Философов больше прельщала идея нести добро и развивать в себе волю и внутреннюю силу. Что, на мой взгляд, вольный пересказ тех же качеств другими словами.

Завершить статью хотелось цитатой О.Г. Торсунова, известного писателя и лектора, который активно пропагандирует идеи аскетизма.


Различные философы рассматривают аскезу как необходимую часть жизни человека

Время обладает могуществом разрушать всё то, что не имеет силы. Например, кто-то говорит: «У меня новое учение».

Совет: во всех своих начинаниях придерживайтесь идей простоты. Она дает видеть свои недостатки и активно прогрессировать.

В последнее время все чаще слышны возгласы и полемика по поводу места женщины в Церкви. Редакция «Православной Жизни» решила напомнить читателям мнение самих женщин, трудящихся в Церкви, которое прозвучало на портале ранее, но при этом не потеряло своей актуальности.

В современном обществе принято усматривать разделение по так называемому гендерному признаку.

Какое разделение существует в Церкви? Чем женская аскеза отличается от мужской? Об этом, а также о «женском лице» Церкви рассуждают Светлана Охрименко (пресс-секретарь Горловской и Славянской епархии) и инокиня Евгения (Мария Сеньчукова), пресс-секретарь Якутского епархиального управления.

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Суть женского благочестия – не выпячивать его

Есть традиционное понимание женщины как помощницы мужчины. И есть – реальное. Очень часто всё происходит наоборот: в лучшем случае – мужчина оказывается помощником женщины, в худшем – получается так, что женщина и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

При этом мы знаем, что слово Божие – неизменно. Если Господь сказал, что женщину сотворили как помощницу мужа, значит, так и должно быть. Но после грехопадения Адама и Евы ни мужчина не придерживается своей роли, ни женщина не соответствует своей.

Я думаю, что это несоответствие преодолевается через наше христианское благочестие. Мы знаем из Писания, что нет во Христе ни мужского, ни женского пола. Различия нами могут преодолеваться как раз с помощью аскетизма.

На самом деле, различаемся в служении мы гораздо больше, чем в половом отношении. Тут главное помнить установленные границы – есть чисто мужские и чисто женские области служения: мы знаем, что женщина никогда не сможет стать священником, к примеру.

Женщине более присуще служение, связанное с послушанием. Оно может быть внешне менее деятельным, менее инициативным - хотя и сама инициатива может быть послушанием!

Я как пресс-секретарь епархии должна продумывать какие-то формы подачи материала: новости, репортажи, комментарии, должна предлагать идеи и т.д. В этом смысле женщина может и должна быть помощницей не только мужу, но и вообще тому, кто над нею поставлен.

Один священник обратил внимание на очень интересную вещь. О Божией Матери мы знаем в основном из Предания. Причем, так сказать, не уставного: например, в службах во время поста – Успенского – в честь Пресвятой Богородицы не так много воспоминаний о Ней. В самом Евангелии о Ней повествуется «штрихами»: мы видим, что Божия Матерь всегда была около Спасителя, потом при апостолах, но - незаметно. И в этом как раз образец женского служения.

Положа руку на сердце, скажу: в церковной среде женщины ярче мужчин, особенно в креативном плане. (Наблюдать это я могла в церковной журналистике.) Часто женщину начинают воспринимать не как того, кто помогает решить проблемы, а как того, кто задает тон. С этим связаны многие проблемы - ведь Библия учит нас, что женщина по своей сути реагирующая.

В то же время мне кажется, что само по себе разделение аскезы как практики, как некоего духовного упражнения на мужскую и женскую – неверно. Разделяя женскую и мужскую аскезу, мы рискуем прийти к Домострою в вульгарном его понимании. Женщина должна убояться мужа - не как доброго господина, слушаться и любить, а убояться того, что он побьет ее палкой.

Да, встречается то, что мы называем «бабьими грехами». Например, смиренничание перед батюшкой, которое, в конечном счете, претворяется в совершенно ненормальные формы, искажение духовной жизни в принципе. Но это, скорее, исключения и они говорят как раз о противоположном аскетизме направлении.

Поэтому, мне кажется, нам стоит говорить об «аскезе унисекс».

Вопрос о женской аскезе - на самом деле, это вопрос о месте женщины в Церкви. Я специально подчеркнула, что у нас женщины очень часто задают тон в церковной жизни. И я специально ранее сказала, что в христианстве преодолевается отличие между мужчиной и женщиной. Преодолевается не отрицанием, а перерастанием - и даже возрастанием.В итоге женщина должна стать настоящей женщиной, а мужчина - настоящим мужчиной.

В Царстве Небесном нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни женского, ни мужского пола, в Царстве Божием не женятся, ни выходят замуж - но мы там будем совершенны, самодостаточны в Боге. Мне кажется, мы станем такими, какими должны быть. Адам станет Адамом, Ева станет Евой.

Может быть, ключ к пониманию женского благочестия парадоксальным образом лежит в том, чтобы никак не проявлять его.

Вот о мужском благочестии мы можем сказать довольно точно. Мужчина – это человек, который на себе многое тянет – потому, что он должен. Женщина, если тянет, то только потому, что у нее выхода нет. Мужчина физически должен преодолевать трудности, и это его долг от Господа. А женское благочестие заключается в том, чтобы его как раз никак не выпячивать.

В этом смысле мне очень близки мои знакомые активные женщины, которые никак не показывают, что они – женщины в Церкви, не подчеркивают, что они – женское лицо Православия, хотя таковым, бесспорно, являются.

Светлана Охрименко: Мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Я не могу назвать себя великим аскетом-практиком, да и книг по теме прочла не так уж много. Поэтому прошу всё сказанное воспринимать как частное мнение, которое может быть в какой-то мере ошибочным.
Относиться к аскезе как к духовному культуризму и на этой основе разрабатывать какие-то схемы поста и рассчитывать количество поклонов для той или иной весовой категории ради «наращивания мышц» на душе неправильно. Если бы нужно было делать именно так, не было бы в Евангелии срывающих в субботу колосья учеников и прочих проявлений «беззакония».

Христос ясно показывает нам, что пришёл час дать не новый Закон, а свободу – свободу быть с Ним в том состоянии, когда нет «ни мужского пола, ни женского». Но пока мы не достигли полноты этой свободы, понятно, что нам нужно свершить определённую работу над собой. И путь к нашей цели показывает не только Евангелие, но и Типикон – в котором, кстати, гендерные различия также не прописаны.

Если исходить из того, что аскетическое делание – это то, что облегчает нам общение с Богом, напрашивается вывод: общие рамки Традицией обозначены, но для каждого человека существует своя мера, которая зависит от множества факторов.

Меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно»

Меня, к примеру, учили, что меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно» – не расслабляться, но и не взваливать на себя ношу, под которой сломаешься.
Со временем лично для меня прибавился ещё один критерий: чтобы не было ущерба для молитвы. Каждый из нас знает, как он обычно молится. Всякий «левел-ап» тут – это дар Божий. Но вот если без совершения каких-то серьёзных грехов шаг или два назад – может, Бог зачем-то от тебя отошёл, а может, ты банально расслабился и позволил себе что-то совершенно невинное, но лишнее. Бог рядом, а ты Его не воспринимаешь. Горько и обидно, что из-за какой-то ерунды.

Это какой подход к духовной жизни вообще и к аскезе в частности – мужской или женский?

Мне кажется, что – универсальный. И не зря в богослужебных текстах, посвящённых святым женам, встречаются эпитеты «мужеумная», «мужемудрая». Такие слова в патриархальном обществе – несомненно, комплимент. Но не из серии «все бабы дуры, а ты особенная», а констатация факта, что между подвижником и подвижницей разницы гораздо меньше, чем между человеком, который любит Христа, и человеком, который живёт автономной от Него жизнью.

Единственное различие, которое приходит мне в голову, заключается в том, что мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Но Устав построен так, что в нём есть и моменты, когда нужно напрячься до предела, и моменты, когда нужно потерпеть – кому-то легче одно, кому-то другое, но у каждого есть возможность изучить свои сильные и слабые стороны.

Если же человек подменяет духовную жизнь душевной, «женский тип» этой жизни наверняка появится. Наверное, в нём будет больше, чем в «мужском», эмоций, суеверий, ритуалов и неусыпаемых акафистов вместо Евхаристии, будут попытки самореализоваться в духовной жизни за счёт детей.

О тонкостях и нюансах такого стиля жизни лучше расспрашивать священников или игумений, у которых есть живые примеры перед глазами. Я могу лишь сказать, что это ненормальная жизнь, но бороться с гидрой нужно не путём отрубания голов (разве что, какая-то уж очень сильно торчит), а радикально – познакомить человека с настоящим, не лубочным Христом. Но для этого нужно самому Его знать.