Флористика        08.04.2019   

Как достичь успеха. Наши технологии. Проект на тему: Как достичь успеха? Наша технология

Виктор Бодалев

Как добиваться поставленных целей. Основы психологии успеха

В жизни часто бывает так, что вам необходимо сделать нечто важное. Вы осознаете важность дела, но вам не хватает желания и энергии работать. Как говорят психологи - у вас низкая мотивация к деятельности. Мотивация тесно связана с другими психологическими процессами: восприятием, мышлением, отношением к самому себе. Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности. Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями.

Оживить приятные воспоминания

Выпускник вуза Сергей решил найти себе достойную работу. Для начала он выбрал самый простой способ поиска - отыскать в прессе подходящие объявления о вакансиях и позвонить по указанным там телефонным номерам. Кроме того, он решил обзвонить все кадровые агентства, найденные в телефонном справочнике. Подготовив свое резюме, вчерашний студент принялся за дело. Но очень скоро, после нескольких неудачных звонков, Сергей полностью потерял интерес к деятельности (поскольку телефонные беседы «не клеились»). Появилась депрессия, чувство беспомощности, страх перед новыми телефонными звонками. Он стал искать причины и отговорки, чтобы не звонить по указанному в объявлении номеру телефона, каждый день переносил «на завтра» звонки в кадровые агентства и т.д.

Сергею может помочь следующий психологический прием. Он называется «Оживление приятных воспоминаний»

Вспомните тот период своей жизни, когда вам что-то хорошо удалось сделать. Что именно и почему так легко удавалось вам тогда? Почему вам не удается сделать что-то сегодня?

Вспомните конкретный успешный эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях. Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какими тогда были ваши чувства, впечатления? Что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

Попробуйте вызвать эти чувства сейчас и увлечься чем-то. Перенесите эти чувства из прошлого на ту деятельность, которую вам необходимо выполнить сейчас. Свяжите вдохновение от прошлых успехов со своими сегодняшними целями.

Запишите свои впечатления, чувства, рассуждения. Напишите текст для самовнушения, который можно будет перечитывать и поддерживать свою мотивацию в дальнейшем.

Как только Сергей вспомнил свои успехи в прошлом (победу на школьной олимпиаде, академические успехи в вузе, удачную сделку, принесшую недавно неплохой доход), ему стало легче. Тоска и разочарование уменьшились, он почувствовал прилив энергии, вдохновения, уверенности в себе. Далее он взял листок бумаги и записал следующие изречения:

Никто не побежден, пока не признал себя побежденным.

Вера в успех, огромное желание, настойчивость - составные успеха.

Я верю в себя.

Я твердо знаю, чего хочу достичь.

Я не буду отказываться от дела при первой неудаче.

Я буду превращать неудачи в победу.

Я обязательно добьюсь успеха.

Готовность к успеху - главный секрет его достижения.

Я сделаю все, что задумал.

Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.

Успех приходит к тому, кто к нему стремится.

На мою мечту ничто не повлияет.

Изменить отношение к ошибкам

Очень важно положительно (с позитивным настроем) относиться к возможным ошибкам. Это поддерживает мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Невзирая на банальность этого изречения, многие люди панически боятся возможных неудач. Чаще всего причина кроется в раннем детстве - чересчур суровые и авторитарные родители, жестоко наказывавшие малейшую детскую шалость и подавлявшие любую инициативу ребенка. С годами детский страх перед родителями может трансформироваться в страх наказания со стороны вышестоящего начальства. Особенно, если попадается начальник «родом из детства», очень похожий на родителей из детских воспоминаний - жестокий и авторитарный. Постоянно опасаясь совершить ошибку, такой человек становится пассивным, полностью утрачивает творческую инициативу в своей профессиональной деятельности. В то же время действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди. Не случайно многие зарубежные компании материально поощряют своих работников даже за те творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление постоянно экспериментировать и нестандартно мыслить.

Ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражают позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки своей мотивации.

Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над способами их преодоления. Определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определенных навыков и способностей.

Придумайте несколько варианта девизов, которые помогли бы вам позитивно реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например: «Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».

Работая над своими ошибками, Сергей записал:

Неудачи и ошибки - это хорошая наука для того, кто хочет развиваться. Много неудачных телефонных звонков? Это уже не страшно, ведь есть над чем работать.

Ошибки являются полезными для моего развития. Теперь я знаю, как нужно говорить по телефону, как строить беседу, чтобы эффективно представить себя возможным работодателям. Я также знаю, что именно мне необходимо усовершенствовать.

Пускай предыдущая попытка была неудачной, но она меня многому научила. В будущем я ее не допущу. Я уверен, что накопив опыт предыдущих ошибок, обязательно достигну успеха.

Я полностью готов к тому, что из 30 телефонных звонков будет только один удачный. И чем быстрее я наберу 30 неудач, тем скорее я доберусь до своего успеха.

С новыми силами Сергей принялся искать работу. Однако набрать 30 неудач ему так и не пришлось. Из 24 телефонных звонков 6 оказались удачными - в 6-и местах им заинтересовались и пригласили на собеседование. В дальнейшем, из этих шести в 2-х местах Сергею предложили подписать контракт. Еще одно выгодное предложение поступило со стороны кадрового агентства, куда он все же обратился. После недолгих раздумий, он выбрал самый подходящий вариант. Так Сергей сумел преодолеть себя и победил.

Создать ситуацию успеха

Юлия (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель - в совершенстве овладеть английским языком. Прозанимавшись около месяца, она забросила учебу. Осознавая необходимость систематических занятий, она больше не смогла себя организовать на ежедневную работу. Неудачу она объяснила своими якобы плохими способностями к языкам, а также недостаточной силой воли.

Чтобы в совершенстве выучить иностранный язык, нужно работать долго и упорно, не один год. А для того, чтобы следить за своими достижениями сегодня, необходимо найти критерии, по которым можно было бы определить даже незначительное продвижение к цели, даже едва заметные улучшения. Когда общая цель не конкретизируется, когда не расписаны конкретные промежуточные задачи, зафиксировать изменения очень сложно. Представьте, человек целый месяц упорно изучает английский. Сил уже потрачено не мало. Усталость накопилась. А вожделенная цель (знание языка) пока остается все так же далеко. В результате у него опускаются руки. Ведь человек поставил себе цель - пройти 5000 км, и как можно скорее, а пока прошел только 20. На фоне поставленной цели его сегодняшние достижения более чем скромны. Они практически не видны, не заметно никакого продвижения вперед. В результате человек не испытывает ничего, кроме тоски и разочарования.

А вот когда он концентрирует свое внимание не на конечной цели, а на промежуточных задачах - тогда совсем другое дело. Тогда жизнь становится веселее и работать намного легче. Допустим, человек поставил себе промежуточную цель - сегодня нужно пройти пять километров. Завтра еще пять. Послезавтра - еще. Прошел сегодня 5 км - молодец, получи конфетку. Промежуточная цель достигнута. Назавтра прошел еще 5 км - уже дважды молодец, послезавтра - уже трижды и т.д. Сумма достижений и успехов постепенно накапливается. А вместе с ней растет самоуважение и желание достигнуть большего. И этот положительный багаж стимулирует, чтобы работать дальше и не останавливаться на полпути.

Даже небольшой успех имеет значительное побуждающее влияние, вдохновляет на деятельность. Следовательно, очень важно создать себе ситуацию успеха. Если вы спланировали этапы достижения цели, то это может быть достижение первого из них. Что-нибудь из того, что вы запланировали и уже выполнили, может и должно переживаться как большой успех.

«Секретная технология» создания ситуации успеха может быть такой:

Человек способен побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение или просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации. Найдите наилучшие приемы побуждения, которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности. Напишите несколько вариантов самопобуждений. Какими по форме они будут - душевными просьбами, безаппеляционными приказами, логическими аргументами, эмоциональными призывами или грубыми ругательствами - зависит от вас. Выберите из них наилучшие.

Как достичь успеха? Наша технология.

Ничто так не сопутствует Успеху, как Успех.

Иоганн Вольфганг Гёте (Гете)

Гимназия № 18 - одна из самых крупных общеобразовательных организаций города Королёв , где реализуется широкий спектр образовательных услуг по программам начального, общего и дополнительного образования.

В 2017 году гимназия отмечает 25-летний юбилей.

Руководит гимназией кандидат педагогических наук Ялышева Лариса Владимировна.

С 2010 года гимназия гордо носит имя Героя Советского Союза Ивана Яковлевича Илюшина.

Месторасположение здания гимназии выгодно отличается от других районов города более благоприятной экологической обстановкой. Гимназия находится в непосредственной близости к зеленой зоне Национального парка «Лосиный остров». Образовательное учреждение расположено максимально удобно в транспортном отношении для учащихся, родителей и гостей гимназии: близость автобусной остановки, удобные внутриквартальные автомобильные и пешеходные дороги.

Гимназия - центр досуга детей микрорайона, т.к. рядом нет социокультурных учреждений. Благоустроенная и красиво оформленная территория образовательного учреждения является местом притяжения жителей микрорайона, создает особый микроклимат.

В основе деятельности МБОУ «Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина» лежит миссия – построение культурно-образовательного пространства как среды непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются цели, ценности и интересы учеников, учителей и родителей. Гимназия № 18 реализует направления: духовно-нравственное, экологическое, спортивное, эстетическое и занимается благотворительностью. Учебно-воспитательный процесс неразрывно связан с внеклассной работой.

Комфортная и безопасная образовательная среда формируется на основе возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно распределить основную и дополнительную учебную нагрузку, но и широко использовать творческие и гуманно-личностные подходы в обучении и воспитании.

Управление образовательной организацией осуществляется за счет создания системы государственно-общественного управления. В настоящее время политика гимназии в области управления предполагает значительное расширение роли общественности в принятии ключевых решений по ее функционированию.

В учреждении работают 2 музея: «Память» и «История космоса», есть мемориальная стена «Бессмертный полк», просторная библиотека, современный бассейн, скалодром, на территории гимназии высажена сиреневая аллея Победы, аллея первоклассников и выпускников.

Гимназия – победитель конкурса Российской Федерации общеобразовательных учреждений, находится в реестре «Лучшие школы России», победитель Выставки Российской Федерации «Всероссийская выставка ОУ», входит в число Топ 500 лучших школ России, Топ 100 и Топ 75 лучших школ Московской области, победитель отборочного этапа и финалист очного этапа Второго Всероссийского Смотра-конкурса на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений в номинации «Презентация образовательного учреждения»в Сочи. Гимназия – участник областного конкурса «Стандартов оформления образовательных учреждений».

Педагоги гимназии – участники, призеры и победители различных профессиональных конкурсов. Активно транслируют педагогический опыт. Воспитанники - победители, призеры, участники Всероссийской олимпиады школьников, Международной космической олимпиады, Всероссийской олимпиады «Созвездие», «Шаг в будущее», «Полет времен», Ломоносовской ассамблеи. Ученики гимназии являются стипендиатами Премии Президента, стипендии Губернатора Московской области. Гимназисты – победители спортивных Президентских состязаний, являются лидерами по плаванию и гандболу в городе и области. В гимназии обучается Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Системная работа учителей-предметников по совершенствованию у обучающихся навыков рациональной организации труда, использованию проектно-исследовательской деятельности позволили добиться высокого качества образовательной подготовки обучающихся.

Выпускники гимназии становятся первокурсниками лучших ВУЗов страны, входящих в топ-100.

Секрет наших успехов прост. Гимназия № 18 –это не только гимназия, в которой хочется учиться, где постигают основы наук,- это гимназия, где развивают в детях стремление быть успешными. Успех в нашем образовательном учреждении обязательное условие, девиз повседневной жизни. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса ежедневно формируется установка на успех. Коллектив учителей, родители и дети совместно идут к одной цели.По словам Брайана Трейси: « Настойчивость и воля к победе - два главных фактора успеха». Представьте, путь ребенка к успеху-это лестница. Преодолевая ступеньку за ступенькой, по одной за раз, он поднимается на вершину, внезапно обнаруживая у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха. «Отправная точка успеха-это желание»,- сказал Наполеон Хилл. Все начинается с мотивации. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.Ученики нашей гимназии каждый день, маленькими шажками преодолевают путь к успеху. Терпение, человеколюбие, творческий подход, системность – неотъемлемая часть трудовых будней всего педагогического коллектива.

На сегодняшний день гимназия № 18 - динамично развивающаяся образовательная организация. В учреждении сохраняются лучшие традиции прошлого, при этом накопленный опыт синтезируется со стремлением к современному и инновационному будущему.

Гавриленко Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,

МБОУ "Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина",

г.о. Королев, Московская область

Какую школу можно назвать успешной, каковы критерии показателей эффективности школы? Сегодня оценивание эффективности школы происходит как по общим, универсальным для всех школ, показателям, разработанным на федеральном и региональном уровнях, так и местным, муниципальным показателям, состоящим из большого количества критериев и оценок. В основном они стандартны: количество медалистов, средний балл ЕГЭ, ОГЭ, участие в олимпиадах и конкурсах, поступление выпускников в ВУЗы и т.д. Но даже при наличии высоких показателей в образовательном учреждении, каждый ли её выпускник мог бы сказать, что ему было интересно, комфортно учиться в школе? Думаю, далеко нет. Поэтому очень важно для любой школы иметь свои критерии оценивания эффективности работы. Что же должно стать основой для создания уникальной системы оценивания эффективности? Самое главное здесь - это мнение учащихся и родителей. Невозможно не учитывать запросы участников образовательного процесса, которые могут меняться в зависимости от типов школ, социальной среды. Общественный запрос непосредственно влияет на выбор вектора развития школы и систему показателей эффективности её работы. Иными словами, успешна та школа, которая достигает поставленных обществом перед ней целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как достичь успеха? Наша технология

(проект «Успешная школа»)

Грынина Татьяна Юрьевна учитель информатики

Какую школу можно назвать успешной, каковы критерии показателей эффективности школы? Сегодня оценивание эффективности школы происходит как по общим, универсальным для всех школ, показателям, разработанным на федеральном и региональном уровнях, так и местным, муниципальным показателям, состоящим из большого количества критериев и оценок. В основном они стандартны: количество медалистов, средний балл ЕГЭ, ОГЭ, участие в олимпиадах и конкурсах, поступление выпускников в ВУЗы и т.д. Но даже при наличии высоких показателей в образовательном учреждении, каждый ли её выпускник мог бы сказать, что ему было интересно, комфортно учиться в школе? Думаю, далеко нет. Поэтому очень важно для любой школы иметь свои критерии оценивания эффективности работы. Что же должно стать основой для создания уникальной системы оценивания эффективности? Самое главное здесь - это мнение учащихся и родителей. Невозможно не учитывать запросы участников образовательного процесса, которые могут меняться в зависимости от типов школ, социальной среды. Общественный запрос непосредственно влияет на выбор вектора развития школы и систему показателей эффективности её работы . Иными словами, успешна та школа, которая достигает поставленных обществом перед ней целей.

Наша школа считает, что одним из критериев « успешной школы» является сохранение стремления продолжать образование по завершении обучения на каждой его ступени. Если выпускники школы проявляют мотивацию к продолжению образования, то это означает, что достигнут один из основных критериев успешности – сформированность у детей внутренних субъективных механизмов развития.

Сегодня этот критерий выходит на передний план. Дети информационного века мало читают, у них отсутствуют навыки самоорганизации. Из-за мощного развития сетевых технологий наблюдается ограниченность реального общения со сверстниками. Не сформирована мотивационная сфера (50% детей в 1 классе не хотят учиться). Информационное изобилие и клиповое мышление привели к тому, что дети не могут усваивать большой объем информации, мозг защищается от перегрузок. Ученики воспринимают окружающий мир как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у них появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом они не вникают в её суть. Не осмыслив одной темы, ребёнок переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Как выстроить образовательный и воспитательный процесс, чтобы ученик хотел учиться, делал это с удовольствием и желанием? Желание появляются тогда, когда появляется успех. Следовательно, при создании ситуаций успеха, увеличивается эффективность работы ученика, то есть т олько та школа эффективна и успешна, где каждому ребёнку дана возможность раскрыться. А для этого необходима такая организация учебного и воспитательного процесса, которая включала бы в себя различного рода мероприятия, имеющие целью создание оптимальных условий для выявления и максимального развития умственных, творческих способностей учащихся, дальнейшее воспитание у них желания заниматься интеллектуальной, созидательной деятельностью. Одновременно должен идти процесс воспитания настоящего гражданина своей страны. Важно, чтобы эти процессы протекали естественно и непринуждённо для ученика.

После многолетних поисков и апробации различных технологий мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми для нашего учебного заведения являются технологии общешкольных проектов и технологии мастерских.

Работа над созданием творческой среды в нашем образовательном учреждении основывается на проекте « Создание инновационной площадки для организации проектной деятельности в рамках направления «Школьный театр»», который победил в конкурсном отборе образовательных организаций на право получения из бюджета Тульской области гранта на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области «Развитие образования Тульской области» .

Инновационная составляющая Проекта : осуществление единой политики в области обучения, воспитания и развития детей - перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства на основе работы над одним проектом. Этот проект обеспечивает возможность самореализации (в зависимости от особенностей характера ) каждому участнику проекта через организацию учебно-познавательной, исследовательской, проектной, театрализованной деятельности независимо от его социального положения. В результате возникает ситуация успеха для каждого ученика. Мотивация к обучению не только не падает, но и растет. Одновременно решаются задачи: коррекция клипового мышления; приобретение учащимися социально значимого опыта с возможностью демонстрации продукта творческой деятельности в учреждениях города и области; формирование гражданской идентичности.

Рис.1 Схема проекта

Как видно из схемы проекта (см. рис. 1), итог годовой работы коллектива школы- премьерный показ спектакля и выставка сопутствующих ему проектов. Тему постановки спектакля выбирают все участники образовательного процесса, исходя из знаковых событий в истории и культуре нашей страны, региона. Вся система работы над проектом призвана объединить в единое образовательное пространство все составляющие внеурочной и урочной деятельности: у нашего учреждения это работа не только указанных кружков, но и сотрудничество со школьной академией наук, цикловыми комиссиями и методическими объединениями.

Работа над проектом расширяет возможности проектной деятельности в области литературы, истории, сценического искусства, технологии. Главный критерий эффективности в данном случаеличностный рост каждого ребенка, его творческих и интеллектуальных способностей. Одновременно проводим диагностику степени развития у обучающихся социальных компетенций, уровня воспитанности. В школе проходит анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности достигнутыми результатами. Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности. Не забываются «классические» критерии успешности школы: качество образовательных результатов; уровень обученности; качество результатов предметных олимпиад, конкурсов; творческих достижений обучающихся; качество итоговой аттестации; процент поступления в высшие учебные заведения.

После первого года реализации проекта в школе стало формироваться единое образовательное пространство для полноценного личностного развития школьников за счет взаимодействия кружков гуманитарного, технического, эстетического направлений. Одновременно произошли изменения в образовательной программе и учебном плане образовательного учреждения: расширился список направлений внеурочной, проектной и исследовательской деятельности. Появилась дополнительная возможность отслеживать личностный рост ребенка и осуществлять коррекционно-развивающую работу. Расширился ореол социального партнерства. Были зафиксированы факты формирования устойчивого интереса у учащихся к собственной учебной деятельности, формирования потребности постоянно обновлять свои знания. Дети осознали, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В последний год повысилось качество образования, улучшился психологический комфорт, что привело к повышению уровня готовности выпускников к продолжению образования в других учебных заведениях. Проект обеспечил дополнительную занятость детей, то есть расширилось «воспитательное пространства» для самореализации личности. Увеличилось число педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность. В школе разрабатывается и накапливается банк диагностических материалов для проведения исследований удовлетворенности участников образовательного процесса качеством внеурочной деятельности, организацией проектной и исследовательской деятельности. Обновились программы кружковой деятельности. Было зафиксировано увеличение удельного веса обучающихся, готовых к успешной адаптации в социуме, готовых к саморазвитию. Повысился уровень воспитанности, уровень развития коммуникативных навыков, организаторских способностей школьников.

В ходе защиты портфолио классов, комиссия отметила повышение удовлетворенности школьников членством в коллективе, наличие положительных результатов взаимодействия в коллективе (общая культура детей, стремление стать лидером, снижение степени тревожности и конфликтности).

Итог работы - рост общей активности и результативности школьников при проведении мероприятий разного уровня, повышение уровня проектной и исследовательской культуры школьников.

Введение технологии общешкольных проектов повлекло за собой кардинальные изменения в работе цикловых комиссий и методических объединений. Ранее существовали только вертикальные объединения (гуманитарные, естественнонаучные и т.д.), которые обеспечивали предметные результаты. Содержанием их методической работы было обеспечение вертикали предмета или образовательной области. Теперь же возникла необходимость, чтобы за одним столом собирались все педагоги, работающие в одной параллели (например, работающие с 5 классом) или с одной категорией учащихся (например, с одарёнными детьми). На таких заседаниях изучаются результаты по образовательным периодам. Далее формируются этапы работы с группой учащихся, уточняются методы, формы работы, определяется приоритетность предметов. Педагоги решают, какие виды работ будут входить в урочную деятельность, а что во внеурочную. При такой организации работы в школе стало невозможным возникновение ситуаций, при которых учителя не знали, какой исследовательской или творческой деятельностью занимаются дети на других уроках.

Хорошо зарекомендовал себя приём проведения единого тематического урока. На методических заседаниях продумываются серии уроков, посвящённых какой-нибудь важной теме (например, памятной календарной дате). Каждый педагог с точки зрения своего предмета посвящает часть урока данной теме. При таком подходе у детей формируется завершённое, объёмное понимание того события, которому посвящены уроки. Рассматривая с разных сторон одно и то же событие, мы преодолеваем «клиповость» восприятия мира. Например, темой последнего единого урока стал праздник «Масленица». На уроке английского языка дети составляли рецепт блинов; на уроке музыки – инсценировали песни, которые пелись на масленичной недели; на уроке физической культуры – проводили масленичные состязания; на математике – решали задачи, связанные с символом масленицы,– колесом (окружностью); на уроке изобразительного искусства - изучали картины разных художников на тему «Масленица» и создавали свои рисунки. Таким образом, у учащихся из разнообразных знаний о празднике сложилась цельная картина Масленицы. Каждый ученик, даже если он не силен в как-то предмете, получил возможность проявить себя в той области, где он наиболее успешен.

Однако метод общешкольного проекта не может дать 100% охват учащихся в исследовательской, проектной и творческой работе. Всегда есть категория детей, которые в силу своих особенностей не могут проявить себя в работе над общим проектом, не заинтересовались уроками одной темы. Организовать индивидуальную работу с такими детьми в урочной форме очень сложно. Как показывает практика, учащихся как можно чаще нужно обучать в неформальной обстановке. Для этого организованы уроки свободного дня, которые проходят в нашем образовательном учреждении каждый триместр. Это когда уроков в привычном понимании нет, а обучение идет. Важно, что такие уроки ведут не учителя, а старшеклассники или родители. Для их проведения используется технология мастерских. Учащимся предоставляется возможность выбора: заниматься английским языком в игровой форме, учиться математике или русскому языку в форме КВН, а может плести косички или рисовать колотушкой. Интерес к таким урокам огромен как со стороны обучающихся, так со стороны тех, кто проводит эти уроки. Создана ситуация успеха: у меня получается, потому что мне это нравится.

Предусмотренная в конце года защита индивидуальных для 5-х классов (каждый учащийся на последнем родительском собрании представляет свои достижения) и классных (6-7 классы представляют достижения класса и вклад каждого ученика в эти достижения) портфолио лучше всех мониторингов показывает личностный рост учащихся, эффективность используемых технологий и реализуемых мероприятий.

Но если мы ждем роста от своих учеников, то в школе успеха расти и развиваться должен и каждый учитель, поэтому каждый педагог нашего образовательного учреждения имеет индивидуальную программу развития, а задача администрации школы заключается в создании условий для реализации этой программы. Стимулом к осознанию того, что такая программа необходима, является не только самооценка своей деятельности самого учителя, но и опрос, проводимый среди учащихся. Такое анкетирование позволяет выявить характер межличностных, оценочных отношений учеников и учителей. Учитель видит себя глазами учеников, что дает ему стимул к дальнейшему развитию.

Школа успеха - это школа, где созданы условия развития и самовыражения как для учащихся, так и для учителя. Считаем, что представленные технологии, с помощью которых создаются эти условия, полностью соответствуют ФГОС. Технологии, которые дают возможность свои знания подкрепить личным опытом, технологии, которые готовят учеников к дальнейшей жизни, помогают определиться с будущей профессией. Технологии, которые создают для каждого ученика ситуацию успеха. Мы убеждены, что такой подход даёт возможность нашим выпускникам успешно социализироваться, реализовать себя в жизни, стать достойным гражданином своей страны.


«Как достичь успеха? Наша технология»

Окончание первого полугодия. В мой кабинет заходит женщина и с встревоженными глазами, просит принять мальчика в 6 класс. Проживают они не на территории, закреплённой за нашей образовательной организацией, в 16 км от нашего села. Из рассказа мамы выяснилось, что у мальчика проблемы с успеваемостью по русскому уязыку, даже, скорее всего проблемы с учителем. Точнее, непонимание и неприятие со стороны учителя. Это подтвердилось и из беседы с администрацией той школы, где учился мальчик.

И вот, закончилась третья четверть, мальчик вполне успешно адаптировался, и получил удовлетворительные результаты по итогам четверти. И это не потому, что в нашей школе заниженные требования. Случай для нас неединичный…

География школы за последнее время значительно расширилась. Мы находимся в 10 км от районного центра г.Советска. Из 13 населённых пунктов дети спешат к нам на уроки, преодолевая расстояние от 2 до 20 км. В 7 населённых пунктах есть свои щколы! Ездят на рейсовых автобусах, возят родители. Школьный автобус подвозит только из тех сёл и деревень, где нет школ. В чём же дело? Почему ни детей, ни родителей не пугают проблемы с ежедневной доставкой? Почему они готовы раньше вставать, тратить средства и время на дорогу? Ответ прост: детям нравится учиться в нашей школе, а родители спокойны за обучение детей. 97 процента родителей полностью удовлетворены услугами, оказываемыми нашей образовательной организацией.

В чём же дело? А причиной всему служит благоприятный микроклимат в школе, на основе которого и строится весь образовательный процесс. Кажется, как просто! Но это лишь на первый взгляд. 110 обучающихся, 44 сотрудника. Потребовалось немало сил и времени, чтобы в коллективе сформировалась атмосфера тепла, взаимопонимания, толерантности, доверия. Не побоюсь сказать – атмосфера успеха, радости, удовлетворённости. Нужно было сделать так, чтобы нам всем хотелось идти в школу.

С чего начать? Коллектив! Именно педагоги и сотрудники школы способны обеспечить необходимые для благоприятного микроклимата условия. В истории Ильинской школы глубоко заложены традиции преемственности. Я сама выпускница этой школы. После окончания педагогического ВУЗа вернулась в родные стены. В этой школе работала, моя мама, моя бабушка, мои тёти и дяди, (стаж нашей династии более 300 лет). Как я могла идти на работу без любви и огромного желания! Вот и сейчас в коллективе из 21 педагога 12 – выпускники нашей школы. Значит это люди неслучайные. Среди них уже немало моих учеников. И я вижу, как они так же тепло относятся к школе – второму дому. К слову сказать, в настоящий момент 6 выпускников получают профессию «учитель». Мы надеемся, что после окончания ВУЗа они вернутся работать в нашу школу.

В апреле этого года на базе школы проходило районное мероприятие «День сельской школы в Советском районе». Среди гостей были администрация района, руководство управлением образования, директора школ, заведущие детским садами. Тема встречи так и обозначалась «Создание благоприятного микроклимата, как важный аспект образовательного процесса в условиях сельской школы». Гости должны были увидеть созданные для ребят условия на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных занятиях, занятиях в дошкольных круппах. Много было сказано в адрес школы тёплых слов. Но самая важная оценка, на мой взгляд, звучала так: « Школа для вас на второй дом, а первый!». И, поверьте, это дорогого стоит.

А ведь это на самом деле так. В нашей школе порой детям уделяется больше внимания, чем дома. Как дела у ребёнка, почему плохое настроение, какие проблемы, какие успехи? Иногда, в суете домашнего быта, из-за загруженности домашними делами, родители забывают о самом главном – как чувствует сейчас себя их дочь или сын. Да и по времени родители и дети вместе находятся не так уж и много.

В школе же настолько охвачены ученики нашим вниманием, что мы знаем, кто, где и в какой компании собираются утром в школьных коридорах до уроков. И, если кого-то из детей нет, тот или иной учитель обязательно спросит в учительской: «А где сегодня Серёжа из 8 класса?» Нет незамеченных детей!

Но вот начинаются уроки. Процесс получения знаний, ощущения побед или неудач. И всегда рядом с ребёнком должен быть учитель. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя, творчества и качества обучения нам не дождаться. От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит не только успех урока, но и успех всего образовательного процесса в целом.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие ребенка на общение» - призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.Здесь важно всё: от языка пластики, мимики, жеста до контакта глаз. Преодолеть барьер общения можно, беседуя с ребёнком с позиции «мы». И в разговоре не стоит использовать много современных иностранных терминов. Чем проще, понятнее слова, тем проще общение. В последствии необходимо установить личный контакт. Это можно сделать вербально или тактильно. Мы не называем детей по фамилии. Только по имени, включая интонацию голоса. Если встречаемся с одним ребёнком, то обязательно скажем: «Доброе утро или здравствуй, Саша!» И так поступают абсолютно все педагоги. Можно сказать, что это вошло в хорошую привычку. Каким может быть настроение у ребёнка после такого приветсивия? Конечно, хорошим, позитивным. И это настроение нужно сохранить на весь день. В течение дня не лишними бывают дружеские похлопывания по плечу юношей учителем физической культуры. А учителя-женщины с теплотой могут приобнять девочек во время какой-то личной беседы. В школе много, особенно среди младших школьников, кинестетиков – детей стремящихся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей. Всё это, в рамках дозволенного, сближает взрослых и детей, располагает к доверительному общению. Благоприятным фактором является и то, что в сельской школе мы в большинсве учим детей и внуков своих соседей, друзей.

Вторая функция «соучастие». Как важно детям понимать, что мы рады за них или переживаем вместе с ними. Демонстрация расположенности влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все. У нас естественно спросить у ребёнка, заметив его грустный взгляд: «Что случилось? Какие проблемы? Чем я могу помочь?». И отрадно, что чаще всего дети не закрываются, делятся своими неприятностями. Они знают, что будут услышаны и обязательно получат помощь.

Третья функция « возвышение ребенка». Ребёнок должен поверить в свои силы. Поверить, что он сможет что-то сделать лучше. Возвращаюсь в примеру в начале текста. На первой же встрече с вновь прибывшим учеником, мы вместе с учителем русского языка и классного руководителя успокоили его, сказали, что, если хочешь положительного результата, надо очень постараться. А мы поможем. Надо было видеть с первые дни в его глазах перемешанные надежда и недоверие, радость и остатки испуга. Но малочисленные классы (10-15 человек, в отличие от предыдущей школы, где 29-30 чел) позволяют уделять максимум внимания. И ребёнок это почувствовал и поверил в учителя и в себя. Через несколько уроков мальчик услышал похвалу за едва заметные успехи, что он вероятнее всего не слышал последнее время. Радости его не было предела! В последующей встрече я увидела уже другого ребёнка, с блеском в глазах, признаками уверенности. Значит, мы сработали првильно.

Возможным отрицательным моментом в таких ситуациях бывает то, что такие «пришедшие» ученики снижают уровень обученности, качество. Но это лишь на время. Да и в районе знают про причины временного снижения результатов. Но разве проценты могут быть важнее самочувствия детей?!

Как я уже упоминала, такие ситуации стали нередкими в последнее время. С приходом нового ученика, мы обозначаем одну мысль: «Если к нам перевели школьника из другого учреждения, согласны возить за многие километры, значит на нас надеются, нам верят. Мы не имеем права не поддержать детей и родителей».

Но, к сожалению, не всегда получается вывести ребёнка на нужный уровень. В этой ситуации и коллектив, и родители понимаем, что смена школы не принесла ожидаемых результатов. Это чаще происходит в том случае, когда ребёнку необходимо обучение в специализированной школе. И мы вынуждены с ним расстаться.

Создание благоприятного микроклимата способствует развитию интереса к учёбе, стремлению добиться лучшего, не останавливаться на достигнутом. Нам всем вместе хорошо в нашей школе. Мы, учителя, с радостью работаем, дети с радостью учатся. Родители спокойны. Но это не означает, что они в стороне. Наоборот, мы едины в своих планах, действиях. Что только значат общешкольные семейные вечера! Целые семьи собираются вечром в школе. Все вместе интересно проводим время. Если это конкурс, то в одной команде учителя, родители и дети... Как после этого на следующий день проходит встреча в школе? Конечно, с улыбкой, обменом впечатлений, приятными воспоминаниями. И те, кто не пришёл вчера на вечер, обязательно соберуться на следующий.

А как стараются школьники отстаять честь школы на различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях! Стенд «Победы во славу школы» по окончании года бывает заполнен грамотами и дипломами. Не случаен девиз-призыв, размещённый у стенда: «Мы будем участвовать и побеждать, мы будем стараться учиться! Чтоб школа могла дальше жить, процветать. А мы будем школой гордиться!».

Гордость эта взаимная. Дети гордятся школой, а школа гордится своими выпускниками. Добрая многолетняя традиция – в первую пятницу февраля вечер встречи выпускников. Накануне в соцсетях лишь уточним время. И выпускники разных лет встретятся в тёплой обстановке с одноклассниками, учителями, вспомнят школьные годы. Бывает видно, как уже взрослые люди хранят ту неповторимость школьного общения, которая сложилась на основе благоприятного микроклимата во время учёбы. А последний юбилейный праздник в июне 2016 года в честь 175-летия школы собрал более 400 выпускников разных поколений. И мы вновь встретились большой дружной семьёй!

Школу делает школой учитель. Учителя бывают разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтоб урок шел как по нотам, чтобы школьная жизнь приносила радость и удовлетворение. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате в детском коллективе, который мы обязаны создать для получения желаемого результата. К счастью, в нашей школе это стоит практически на первом месте.

А результаты не заставляют себя ждать. Стопроцентная итоговая аттестация. Бывают самые высокие баллы по району. Много поступлений в ВУЗы на бюджетные места. А, главное, счастливые дети, довольные родители, удовлетворённые учителя.

Мы можем про себя сказать, что наша школа - большая и дружная семья. В чём-то нам сложнее, чем городским, но в микроклимате, да просто в дружбе между учниками, учителями и родителями мы, возможно, выигрываем. 100 с небольшим детей, каждый на виду, каждый - личность. Мы хотим и стараемся, чтобы наши выпускники были достойными, сильными, настоящими, чтоб уверенно шли по жизни и помнили, что точкой отправления была небольшая сельская школа с огромным внутренним миром, громким сердцебиением и с распростёртыми объятиями!

Я благодарна всему коллектив нашей школы за умелую слаженную работу, профессионализм, взаимопонимание, терпение, за любовь к родной школе! И пусть Ильинской школы не померкнет свет!

Р.S. Начало нового учебного года. В разные классы пришли 7 новых учеников Мы постараемся им помочь. И всё у них будет хорошо!

Мешкова Ирина Владимировна, учитель математики МКОУ СОШ с.Ильинск Советского района Кировской области.