Флористика        19.06.2019   

Как развивается ребенок в 2 5 года. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

Здравствуйте, уважаемые читатели! Время идёт семимильными шагами. Уже позади остался второй день рождения вашего карапуза. Вот-вот малыш перескочит серединку, разделяющую второй и третий годы жизни. С чем же придёт ваше чадо к этой дате, что должен уметь ребёнок в 2,5 года? Ответами на эти вопросы мы и займёмся сегодня.

Физическое развитие ребёнка

Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы. В первую очередь развиваются мышцы ножек, а также плечи и предплечья. Мышцы кистей рук только начинают свой интенсивный рост, поэтому не всегда мелкая работа карапузу по силам.

На что ещё способен 2,5 летний ребёнок? Итак, ваш малыш:

  • Уверенно перешагивает через небольшие препятствия и умело их обходит.
  • Довольно быстро бегает.
  • Может удерживать равновесие, поднимаясь на носочки, умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает, подпрыгивает, причём умеет прыгать не просто вверх, но и с продвижением вперёд.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Несколько секунд может постоять на одной ноге.
  • Умеет играть с мячом: бросает его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч двумя руками, отбивает ногой или рукой.

Малыш становится активным, ему начинают нравиться соревнования («А ну, кто первый добежит до дерева?»), скорость («Тебя теперь и не догнать»!), ловкость («Забрось мячик в коробку!») В этом возрасте малышу вполне по силам освоить трёхколёсный велосипед.

Познавательное развитие малыша

В 2,5 года ребёнок начинает всерьёз увлекаться играми. Он любит подражать родителям и другим взрослым, например врачу. Вместе с тем, в его играх уже чувствуется различие по гендерному принципу: мальчик подражает папе, а девочка маме.

Кроме того, в 2,5 года карапуз уже умеет:

  • Ориентироваться в четырёх цветах и как минимум два из них называть. Может подобрать предметы разные по форме, но одинаковые по цвету, например, красный помидор и красный кубик.
  • Различает 4–5 геометрических форм. Играя с сортёром, уверенно прикладывает пирамидку к треугольному отверстию, кубик - к квадратному, шар - к круглому.
  • После показа взрослого собирает пирамидку, надевая колечки по убывающей, вкладывает друг в друга матрёшек, тарелочки, формочки и т. д.
  • Самостоятельно строит башни из кубиков, при помощи взрослых складывает гараж для машин, мост или пирамиду.
  • Осваивает игру с другим ребёнком, пытается ему подражать.
  • В игре использует предметы-заместители, например, возит по полу кубик, как машинку.
  • Играет с крупным конструктором.
  • Держит карандаш, рисует линии: прямую, закруглённую, дорисовывает за взрослым (например, лучи у солнышка, ветки у дерева).
  • Лепит из пластилина, может объяснить, что он вылепил.

Бытовые навыки ребёнка в 2,5 года

В быту карапуз становится более самостоятельным, приобретая новые навыки:

  • Умеет сам пить из чашки и кушать ложкой.
  • Может надеть простые вещи и обувь с несложными застёжками.
  • Расстёгивает и застёгивает несколько пуговиц.
  • Умывается, моет руки, вытирается полотенцем, причёсывается. Пытается чистить сам зубы, но лучше пока эту процедуру делать вместе со взрослыми.
  • Просится на горшок, причём самостоятельно снимает и надевает штанишки.

Развитие речи малыша

У маленького человечка начинается «период почемучки», потому что к вопросам «Где?» и «Куда?» карапуз присоединяет «Почему?» Кроме того, малыш уже умеет контролировать силу своего голоса и может говорить то громко, то тихо.

В речевом развитии ребёнка наметились заметные сдвиги, поскольку он:

  • Говорит о себе «Я», всё чаще вы слышите: «Я сам!»
  • Может называть себя именем любимого персонажа сказки или мультика.
  • Полностью или упрощённо называет своё имя. Знает и называет имена близких людей.
  • Разговаривает с другими детьми во время игр.
  • Понимает рассказы взрослых, может даже принять участие в общей беседе.
  • В речи употребляет практически все части речи, разговаривает, используя предложения, состоящие из 3–4 слов.
  • Умеет описать простую картинку, ответить на наводящие вопросы.
  • Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, продуктов.
  • Внимательно слушает сказку и повторяет за взрослым знакомые слова.

Эмоциональное развитие ребёнка в 2,5 года

Это возраст, когда у карапуза начинают активно проявляться разнообразные эмоции: он радуется или злится, восторгается или обижается, жалеет, тоскует, боится и даже умеет испытывать гордость, если его хвалят за какие-то достижения.

В 2,5 года уже формируются некоторые черты характера, что сказывается на его поведении. Малыш в этом возрасте:

  • Начинает чувствовать красоту: цветок, картинка, красивый ребёнок вызывают у крохи восхищение.
  • Проявляет интерес к животным, жалеет их.
  • Способен понять печаль или огорчение другого человека, в доступных его пониманию ситуациях сопереживает близким.
  • Уже чувствует, кто в семье имеет сильный, а кто слабый характер. Первым подчиняется, вторых не слушается.
  • Испытывает заметное удовольствие, слушая знакомую мелодию или песню. Пытается воспроизводить под музыку знакомые движения.
  • Радуется весёлым играм со взрослыми и детьми, испытывает восторг, когда танцует.
  • Незнакомого человека встречает настороженно, но, видя его дружелюбность, легко вступает в контакт.
  • Сохраняет чувство привязанности к самым близким людям. Огорчается, когда мама или папа уходят, но уже не плачет и быстро успокаивается.
  • Способен вспомнить свои прошлые эмоции, например, отдых в парке - весело, посещение врача - страшно, болезнь - больно и плохо.

Игры и занятия

Малышу нравятся сюжетно-ролевые игры. Теперь в них персонажи уже выполняют по нескольку действий. Например, кукла просыпается, одевается, кушает, идёт гулять. Или - машина выезжает из гаража, нагружает грузы, развозит их, возвращается в гараж. Не всегда ещё малыш может сам придумать сюжет для своей игры. В этом случае взрослые должны прийти на помощь, предложив крохе сыграть в больницу, прогулку в парке, поход в гости и т. п.

В какие ещё развивающие игры можно поиграть с малышом в 2,5 года? Мы предлагаем вам несколько занятий, для вырабатывания различных навыков.

Игры с мячом

Малышу очень нравится играть с мячом, в особенности если его хвалят за каждое удачное движение. Игры с мячиком способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.

Предложите малышу выполнить следующие упражнения:

  1. Подбросить мячик вертикально вверх и поймать его двумя руками.
  2. Со всей силы ударить мячом об землю, чтобы он подскочил как можно выше.
  3. Прокатить мяч между двумя камнями или кубиками. Сначала толкать его двумя руками, потом только правой, затем левой, а после - ногой.

Что пропало?

Игра на память. Разложите на столе не более пяти предметов. Пусть малыш их рассмотрит, поиграет с ними. Незаметно для крохи спрячьте что-нибудь. Спросите: «Что пропало со стола?» Пусть малыш попытается вспомнить.

Сложи правильно

Нарисуйте по две одинаковых картинки с самыми простыми предметами. Одну из картинок в каждой паре разрежьте на две–три части. Малыш должен смотреть на образец и сложить картинку правильно. Если у него хорошо получается, попробуйте играть без образца. Эта игра способствует логическому мышлению крохи.

Игры на развитие мелкой моторики

Очень важный навык, который необходимо вырабатывать у малыша. Предложите ему следующие занятия:

  • рисование пальчиками по крупе;
  • забивание гвоздиков с большими шляпками в пенопласт;
  • лепка из пластилина шариков и колбасок;
  • раскрашивание простых картинок.

Чему ещё нужно учить кроху в 2,5 года?

Чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту, родителям важно каждую свободную минуту посвящать его воспитанию. Сделайте основной упор на следующих навыках:

  • Аккуратность: убрать за собой игрушки, повесить одежду.
  • Выполнение сложных заданий: малыш должен запомнить и последовательно выполнить два и более действий.
  • Самостоятельность: малыш должен уметь играть один не менее получаса.
  • Уметь делать выбор из двух или более вариантов: пить сок или компот, надевать синюю шапку или красную и т. п.

Мы желаем вам, уважаемые родители, чтобы ваш карапуз рос здоровым и весёлым и каждый день не уставал радовать вас новыми успехами и достижениями.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Если ваш ребенок достиг возраста двух с половиной лет - это значит, что очень скоро вы заметите не только возрастающую физическую активность крохи, но и отметите ощутимые перемены характера вашего чада. В этом периоде жизни малышу открываются совершенно незнакомые ему эмоциональные состояния и появляются новые проявления чувств. Это требует от родителей большей гибкости и внимательности к малышу, ведь ему не всегда удается справиться с изменениями самостоятельно.

Физиология ребенка двух с половиной лет

Активность ребенка растет с каждым днем, однако, сон малыша длится по 10-12 часов, как и раньше. Некоторые дети с удовольствием спят и днем, но другие в этом возрасте уже не хотят отправляться в кроватку на дневной отдых. Многие педиатры советуют укладывать детей дошкольного возраста днем, ведь их бурная физическая активность изматывает детский организм.

Что умеет ребенок в 2,5 года

Ребенок может уметь в этом возрасте такое:

  • пользоваться чашкой для еды и питья без посторонней помощи;
  • участвовать в разговоре (конечно, на своем, более детском уровне);
  • воспринимать шутки и шутить;
  • одеваться и обуваться, если элементы одежды и обуви не имеют сложных застежек;
  • чистить зубы, расчесываться и умываться;
  • ходить в быстром темпе, бегать, пользоваться лестницей без помощи старших, используя перила;
  • играться конструкторами, заниматься рисованием, используя карандаши и краски, лепить из пластилина;
  • проявлять коммуникативные навыки в компании других детей - играть в различные игры, что-то создавать вместе с остальными;
  • заниматься подражанием взрослых. Например, пользоваться телефоном, компьютером, включать телевизор, стиральную машинку, посудомойку или другие бытовые предметы, которыми часто пользуются родители.

Воспитание ребенка в два с половиной года

Этот период в жизни крохи очень важен. Он предшествует началу кризиса трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте начинает свое формирование и активное развитие такое качество, как воля, а также способность общаться с окружающим миром. В задачу родителей входит найти баланс в воспитании между запретами и разрешениями, отказаться от всяческого давления, но позволять все в меру.

Как организовать жизнь ребенка

Чтобы ребенок научился всем гигиеническим процедурам, вырабатывайте навыки их выполнения с помощью постоянного повторения. Следите, чтобы ребенок не забывал о полосканиях рта после принятия пищи, чистил зубы перед сном, мыл руки и делал другие важные вещи. Зимние прогулки не должны длиться больше, чем полтора часа. В теплый летний день на улице можно проводить неограниченное количество времени. Очень полезными будут веселые и подвижные игры.

Эмоциональное развитие ребенка

В этот период жизни у малыша прослеживается интерес к другим детям его возраста. Однако, малышу больше интересны разговоры со старшими людьми. Общение со взрослыми способно принести гораздо больше эмоций и впечатлений. Сейчас ребенок способен на достаточно сложные и тонкие эмоции. Он может проявлять несогласие, опасения, показывать и чувствовать обиду или тоску. Также ему присущи переживания зависти или скуки, сопереживания или сочувствия, нежности или особой расположенности. Его поведение отличается с теми, кому он симпатизирует и с теми, к кому относится враждебно или с опаской. Как и раньше, его привязанность к родителям очень сильна, но расставания на определенное время уже проходят менее болезненно.

Игра - то, что способно очень сильно увлечь малыша в этот период. Теперь игры отличаются более сложными заданиями. Малыш получает много удовольствия, играя в ролевые игры. Ему нравится пробовать на себе роль папы или мамы, быть продавцом, представлять себя врачом или чувствовать себя в других социальных ролях и профессиях. Любая похвала за проделанные успехи очень радует ребенка и вдохновляет, когда неодобрение родителей и близких способно опечалить и серьезно расстроить кроху этого возраста.

Как развивается речь ребенка в два с половиной года

Малыш в этом возрасте способен употреблять почти все части речи. Ему подвластно контролировать силу собственного голоса. Ребенок учится разговаривать тише, чем раньше. Появляется новый вопрос - "почему?". Теперь ребенок желает не только знакомиться с окружающим миром, но и узнавать о его тайнах более подробно.

В чем основная задача воспитания

Из-за того, что ребенок находится на грани входа в кризис трех лет, родителям приходится почти заново строить с ним отношения. Иногда это требует от родителей идти на определенные уступки, отвлекать от капризов, чтобы переключить внимание. Однако, следует различать ситуации, когда ребенку требуется сказать непоколебимое "нет". Возможно, его действия будут опасными или вредными для здоровья. Запретив что-то, держитесь до конца, иначе упрямство и истерика будет длиться очень долго.

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>

У малыша начинает проявляться характер. Задача родителей - развивать сильные стороны и ненавязчиво корректировать слабые.

Чему учится малыш с 2,5 до 3 лет

Ребёнок становится ловчее, сообразительнее, выносливее. Но его поведение зачастую оставляет желать лучшего. Даже послушные дети в этом возрасте могут на время превратиться в упрямцев и бунтарей — даёт о себе знать кризис трёх лет.

Кризис в данном контексте — не тупик или проблема, а переломный этап, переход от раннего возраста к дошкольному. Ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную личность и учится отстаивать свои границы и права.

К 3 годам малыш умеет:

  • быстро передвигаться, легко переходить на бег;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила;
  • играть конструктором с крупными деталями;
  • рисовать карандашами и кисточкой, лепить;
  • играть и общаться со сверстниками;
  • одеваться самостоятельно;
  • умываться и чистить зубы без помощи;
  • аккуратно, не пачкаясь, есть ложкой и пить из кружки;
  • ходить на горшок;
  • говорить простыми предложениями;
  • убирать за собой игрушки и вещи;
  • сортировать предметы по признакам;
  • ориентироваться в пространстве (выше, ниже, над, под, за, перед); понимать шутки.
В 3 года большинство детишек идут в сад. Подготовьтесь к этому заранее: чем лучше навыки самообслуживания, тем проще пройдёт адаптация.

Физические навыки малыша с 2,5 до 3 лет

Этот возраст считается пиком физической активности ребёнка — мама за день не успевает даже присесть. Потерпите: скоро малыш начнёт уделять больше времени спокойным играм.

Выносливость позволяет малышу преодолевать большие расстояния — пользуйтесь этим, отправляясь на прогулки. Ребёнок легко повторяет движения за взрослыми и хорошо понимает их объяснения, поэтому можно отдать его в секции или кружки с физической активностью: танцы, гимнастику, фигурное катание.

Ребёнок ходит на носочках? До 3 лет это считается нормальным, а после — требует консультации невролога.

Психоэмоциональное развитие ребёнка с 2,5 до 3 лет

Самым заметным этапом развития становится кризис 3 лет. Его проявления — негативизм (отрицание любых предложений, исходящих от взрослого: «не буду есть!», «не буду одеваться!», «не пойду гулять!»), упрямство и своеволие. Задача родителей — помочь малышу в формировании новых качеств: воли и самостоятельности.

Делайте акцент не на запретах, а на правилах. Объясняйте правила поведения и вместе ищите компромиссы.

Ребёнок активно осваивает мир, стремится понять причины того или иного явления. Поэтому он задаёт столько вопросов: «Почему ночью темно?», «Почему снег тает?», «Почему папа называет бабушку мамой?». Таких «почему» будет очень много. Не отмахивайтесь от маленького почемучки, а если не знаете правильного ответа — сверьтесь с энциклопедией: так вы утолите детскую жажду знаний и поддержите авторитет.


Общение малыша с 2,5 до 3 лет

В этом возрасте ребёнок с удовольствием взаимодействует со сверстниками, любит ролевые игры, примеряя на себя образы папы или мамы, врача, воспитателя и героев любимого мультфильма.

Трёхлетие - первая дата, которую ребенок отмечает полностью осознано. Позовите гостей, украсьте квартиру, придумайте простые конкурсы для детей. Оптимальное число гостей — 2-5 человек, а сама торжественная часть не должна занимать больше получаса. Не усердствуйте со столом: достаточно фруктов, печенья, сладостей и маленьких бутербродов. Напитки лучше разлить в пластиковые чашечки «Пластишка» — одноразовые стаканчики слишком легкие, их легко перевернуть, а стеклянная посуда может разбиться.

Кружка «Пластишка»




от 1 до 6 лет

Особенности

Яркие цвета, практичность.

Описание

Легкая и компактная, она может стать любимой кружкой малыша. Из такой кружки малыш может пить чай за общим столом, как взрослый, в нее можно ставить карандаши, кисточки или детскую зубную щетку.

Игры с ребёнком 2,5-3 лет

Игровой процесс у детей 2,5-3 лет становится сложнее и интереснее. К 3 годам ребенка заинтересуют.

Физическая активность вашего малыша продолжает нарастать. Спит он, как и раньше, по 10-12 часов в сутки, из них 1,5-2 часа днем. Некоторых детей уже в два с половиной года , но педиатры рекомендуют дневной сон вплоть до школы. Проявлять бурную физическую активность целый день без отдыха – довольно тяжело для детского организма.

Активная ходьба, прыжки, лазание и другие движения развивают скелет и мускулатуру ребенка. В этот период появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, поэтому важно следить за правильной осанкой. Объем мышц увеличивается, а количество жировой ткани уменьшается. Становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, чем у девочек.

Гигиенические навыки

Следите за тем, чтобы ребенок полоскал рот после еды, мыл руки, умывался и так далее – все надо стимулировать их постоянным повторением.

По мнению педиатров, средний возраст выработки более или менее устойчивого и осознанного контроля за выделительными функциями – от 22-х до 30 месяцев. Таким образом, ребенок 2,5 года обычно уже приучен к горшку.

Однако нередки случаи, когда ребенок к этому возрасту так и не освоил «туалетную науку». Это, конечно, очень тревожит родителей.

Не ругайте малыша за мокрые штанишки и не демонстрируйте свое недовольство.

Нельзя заставлять ребенка садиться на горшок и насильно удерживать его там против воли.

Такие агрессивные методы совершенно бесполезны и, более того, могут вызвать протест со стороны ребенка и напрочь отбить у него желание даже приближаться к горшку.

Хвалите каждую удачную попытку. Регулярно, но ненавязчиво предлагайте горшок, особенно после сна и после еды. Не забывайте о том, что ребенок учится через наблюдение. Пример взрослых, старших братьев и сестер, даже игрушек – очень эффективный способ. Если же ребенок проявляет стойкое неприятие, оставьте его в покое на месяц-другой.

После 3-х лет абсолютное большинство здоровых детей умеют пользоваться горшком. Малыш обязательно освоит этот навык, когда созреет.

Как общается

В этом возрасте центром притяжения для ребенка по-прежнему остается взрослый. Совместная деятельность малыша и родителей – вот главное условие полноценного развития. Его интеллект, эмоциональная сфера и даже физическое состояние напрямую зависят от качества общения со взрослыми.

В то же время, у ребенка двух с половиной лет возникает потребность в общении со сверстниками. Появляются первые специфические контакты. Внешне они выглядят как возня, беготня, крики и кривляния. Эти действия обычно очень эмоциональны и раскованы.

Дети с интересом наблюдают друг за другом. Ярко проявляется и стремление подражать сверстникам. На этой основе возникают первые совместные игры.

Как развивать

Ребенок двух с половиной лет развивается в движении, поэтому танцы, подвижные игры, логоритмические разминки должны обязательно присутствовать в его жизни. Мяч, обруч, гантели, скакалка – этот нехитрый инвентарь поможет ребенку развивать ловкость, координацию движений и выносливость.

Для разнообразия можно приобрести кольцеброс, мишень и дротики (на липучках), кегли и шары («детский боулинг»), балансиры и барьеры. Активное времяпровождение в этом возрасте гораздо полезнее, чем, например, заучивание букв по карточкам.

Что касается «спокойных» занятий, то следует помнить: ребенок в 2,5 года способен концентрировать внимание в течение 10-15 минут. Не старайтесь удерживать его на месте дольше этого времени. Пусть будет несколько коротких занятий, чем одно длительное, даже если оно, как вам кажется, необычайно захватывающее.

В этом возрасте ребенку полезно возиться (под присмотром родителей) в сенсорных коробках. Они могут быть наполнены самым разнообразным материалом: крупы (гречка, пшено, рис), природные материалы (листья, камушки, перья, шишки, песок, глина), ткань и фурнитура (ленты, кусочки меха, вата, бусины, пуговицы), бумага (конфетти, салфетки, серпантин), жидкие наполнители (вода, желе, мыльная пена, снег, крахмал), кинетический песок и различные «лизуны».

Взаимодействие ребенка с различными текстурами и материалами обогащает его сенсорный опыт через тактильные ощущения и развивает мелкую моторику. Игры в сенсорной коробке обеспечивают неисчерпаемые возможности для творчества и фантазии: дети могут играть так, как они хотят.

С помощью сенсорных коробок можно организовать и дидактические игры : взрослый может давать ребенку задания, развивающие навыки сортировки и классификации (можно добавить в коробки фигурки, отличающиеся по цвету, форме, размеру), измерения и счета.

Организовывая такие занятия, помните о безопасности! Не допускайте попадание мелких предметов в рот и нос!

Многие дети в возрасте в 2,5 года очень любят наклейки . Приобретите несколько тематических журналов («В деревне», «Машины», «Дом», «Сад и огород» и так далее), рассматривайте их вместе с ребенком, комментируйте и отвечайте на вопросы. Наклеивая стикеры на развороты, ребенок прекрасно тренирует мелкую моторику. Попутно увеличивается словарный запас и расширяются представления об окружающем мире.

Художественное творчество в этом возрасте приносит ребенку огромное удовольствие. Конечно, самостоятельных шедевров пока ждать не стоит. Давайте ему возможность попробовать как можно больше материалов: краски, пастельные и восковые мелки, карандаши. Пусть рисует ладошками, губками, валиками. Покажите, что с помощью трафаретов и штампов можно сделать аккуратные рисунки, а если капать краску на молоко, получаются невероятной красоты узоры. Фантазируйте и экспериментируйте – ваш ребенок обязательно впитает тягу к творчеству.