Садовые растения        16.05.2019   

Консультация (средняя группа) на тему: Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. «Особенности развития детей среднего возраста

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

2 слайд . Темп физического развития ребенка этого возраста примерно одинаков: Рост мальчиков сейчас в среднем - 100,3 см. Средний рост девочек - 99,7 см. Масса тела в группах мальчиков около 16 кг, девочек – 15,5 кг. Средняя прибавка в росте за год (т.е. к 5 годам) составит 5-7 см, в массе тела - 1,5-2 кг.

3 слайд . Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим нам необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому, например, на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

4 слайд . Зрение развито очень хорошо. Однако легко может развиться близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. При частом повторении эти изменения могут закрепиться. Поэтому важно следить за тем, чтобы ребенок рисовал, читал, смотрел книги при хорошем освещении.

5 слайд . У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, дошкольники очень чувствительны к шуму. Если жизнь ребенка протекает в шуме 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. К примеру, падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему нужно вести активную борьбу с шумом: приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

6 слайд . Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста очень далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Важно наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.

7 слайд . В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Дети могут самостоятельно расправить свою постель, помочь взрослым накрыть на стол. Задача – совершенствовать эти навыки.

8 слайд . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Появляются лидеры в группах.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Общение со сверстниками занимает в очень большое место в жизни ребенка. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть.

9 слайд . Изменяется и общение детей со взрослыми. На первое место выходит познавательный мотив. Возраст 4-5 лет называют возрастом почемучек. Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Важно не отмахиваться от этих вопросов ребенка. Дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается очень важной его похвала. На замечания дети реагируют с большой обидой. Такая повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

10 слайд . Улучшаются произношение звуков и дикция. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Обогащается словарный запас детей до 2000 слов. В речи появляются простые распространенные предложения и сложные, это дает возможность развитию связной речи. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Размеры детских рассказов к удивлению таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов).

11 слайд . Ребенок различает и называет различные свойства предметов и объектов:

  • Цвет, форму, величину предметов, вкус, запах, звук, качества поверхности;
  • Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и многоугольник);
  • О семи цветах спектра, белом и черном;
  • О параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
  • О пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
  • О времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.).

12 слайд . Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

13 слайд . Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, в связи с этим время проведения образовательной деятельности увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 15-20 минут. Перерывы между занятиями 10 минут. В день проводится 2 занятия.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Средний дошкольный возраст – какой он? МБДОУ детский сад № 4 г орода Арзамаса Подготовила воспитатель Маурина С.Ю.

Анатомо-физиологические особенности Средняя прибавка в росте за год составит 5-7 см, в массе тела - 1,5-2 кг. Рост – 100,3 см Масса – 15,9 кг Рост – 99,7 см Масса – 15,4 кг

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому необходимо следить за позой ребенка во время работы за столом – рассказать и показать, как правильно сидеть.

При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портится – развивается близорукость. Важно следить за тем, чтобы ребенок рисовал и рассматривал книги при хорошем освещении!

У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, очень чувствительна к шуму. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Важно проводить «активную борьбу с шумом»: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Важно наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.

Культурно-гигиенические навыки В этом возрасте ребёнок самостоятельно: Моет руки; Умывается; Одевается и раздевается; Расправляет кровать. Но ему ещё трудно, и он ещё учится: Чистить зубы и полоскать горло; Расчёсывать волосы; Поддерживать порядок в комнате, игровом уголке; Помогать взрослым накрывать на стол. Важно не столько количество самостоятельно выполняемых ребенком процедур, сколько качество выполнения.

Общение со сверстниками Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-4 человека. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Появляются лидеры в группах.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Проявляется повышенная обидчивость на замечания. Общение со взрослыми Ведущим становится познавательный мотив. Это проявляется в многочисленных вопросах: «Почему? Зачем? Для чего?»

Развитие речи Улучшается дикция, произношение звуков; Словарный запас обогащается до 2000 слов; Появляются простые распространенные предложения и сложные; Дети могут составить небольшой рассказ и даже сочинить сказку (24 – 25 слов).

Ребенок различает и называет различные свойства предметов и объектов: Цвет, форму, величину предметов, вкус, запах, звук, качества поверхности; Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник и многоугольник); О семи цветах спектра, белом и черном; О параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); О пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); О времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.). Восприятие

Изобразительная деятельность Рисунок становится предметным и детализированным; Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей; Совершенствуется лепка; Дети рисуют основные геометрические фигуры; Вырезают ножницами; Наклеивают изображения на бумагу; Используют при рисовании нетрадиционные материалы и способы; Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Расписание образовательной деятельности

Спасибо за внимание!


На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного из­менения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают воз­никающая в этом возрасте потребность говорить правиль­но, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, ис­кать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правиль­но сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических яв­лений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обу­чение употреблению форм родительного падежа единствен­ного и множественного числа существительных, согласо­ванию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формиро­вание умения правильно спрягать глаголы по лицам и чис­лам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навы­ков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматическо­го строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рас­сказыванию.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль про­должает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда - необходимость использования на­глядности. Если в младших группах преимущественно ис­пользуются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако об­разец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с це­лью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации за­нятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций {Де­вочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчи­цу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а несколь­ких).



Повышаются требования к детям. Воспитатель добива­ется от детей четкости и внятности произнесения оконча­ний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая рас­тущее у детей осознание особенностей речи, педагог при­влекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных по множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, ра­бота по закреплению представлений о родовой принадлеж­ности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсаль­на для упражнения детей всех возрастных групп в упот­реблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе под­бирают более трудные слова: туфли - туфель, сапоги - сапог, тапочки - тапочек, валенки - валенок, сандалии - сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения катего­рии винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изме­няются по-разному.

На столе что? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

На столе кто? - Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

Кого вы видите? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).

Что вы видите? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).

Кого не стало? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).

Чего не стало? - Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

Упражнение для усвоения категории винительного па­дежа можно включить в игру-драматизацию «День рожде­ния куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля - маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рас­сматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согла­суй его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

- Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

- Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

- Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?

Более сложное задание - подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

- Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать крас­ный?

- Голубое небо. Про что еще можно сказать голубой! (Платье, блюдце, ведро.)

- Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ори­ентировки на окончания слов при согласовании существи­тельных с прилагательными в роде и числе проводятся уп­ражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круг­лое, большое.)

Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шер­шавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять несклоняемые име­на существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)

А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висят пальто. Много пальто. (Образец.) "

Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А здесь сколько паль­то? (Три пальто) и т. д.

А. М. Бородич предлагает прием отраженной речи с фор­мулировкой вопроса, с которым можно обратиться к пер­сонажу игры:

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

Попроси Машу: «Расскажи о споем пальто».

Становлению грамматической стороны речи способству­ет художественная литература, содержащая образцы кон­струкций предложений, употребления прямой и косвен­ной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» мож­но увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

Не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

Плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выго­ню, не выгонишь;

Лиса - дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпроси­ла; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

Заяц - плачет, горюет, лапками слезы вытирает;

Стали жить да поживать.

Использование прямой речи: Идет старый медведь.

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне, медведюшка, не плакать.

Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Нет, не выгонишь.

Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая или переска­зывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изме­нения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг , пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматичес­ки правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет ка­кую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

Требует специальных упражнений разноспрягаемый гла­гол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» - «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» - «Хочу». - «Мы хотим плясать» и т. д.), игр вые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» - «Хотим». - «Оля, ты хочешь?» - «Хочу»).

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посу­ду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рису­нок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 6 - 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнёра или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а для выражения определённого отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью (4 - 5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребёнка во Многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии дошкольника играет продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из них характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающей определёнными заданными качествами. От ребёнка требуется, чтобы он умел добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс деятельности в данный момент его не привлекает, чтобы он умел создавать и последовательно воплощать замысел. Естественно, что младшие дошкольники ещё не могут подчинять свои действия подобным требованиям. На первых порах их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности - накладывание кубиков, изменение формы глины, появление следов на бумаге при пользовании карандашом или ручкой. Направленность на получение результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по мере формирования этой направленности ребёнок овладевает необходимыми внешними, практическими, и внутренними, психическими, видами деятельности. У него формируются эстетические переживания и творческие способности.

Наиболее пристальное внимание исследователей привлекает детское рисование. Рисунки дошкольников отличаются своеобразными чертами: они схематичны (человек изображается несколькими линиями), в них часто нарушены правильные соотношения предметов по величине (цветок может быть больше домика) и пространственные отношения, иногда предмет изображён одновременно с разных сторон и т.п. В известной мере эти особенности объясняются тем, что рисунки детей часто являются элементом игры или рассказа об интересных событиях. То, что не передаётся в изображении, дополняется словами или жестами. Сказывается также бедность изобразительных средств, которыми владеет ребёнок. Но вместе с тем, в особенностях изображений проявляются и некоторые характерные черты детского восприятия и мышления. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих случаях дети легко узнают предмет, нарисованный их сверстниками, в то время как взрослый затрудняется узнать его. При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного восприятия и мыслительных операций. Ребёнок получает необходимые «инструменты» для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие способности.

Дети-дошкольники приучаются выполнять и отдельные трудовые задания. Хотя здесь ещё рано говорить о труде как особом самостоятельном виде деятельности, но при выполнении таких заданий складываются некоторые психологические качества, характерные для труда в его развитых формах. Основным из них является умение подчинять свою деятельность общественным мотивам, руководствоваться той пользой, которую эта деятельность приносит др. людям. В итоге ребёнок дошкольного возраста овладевает элементами учебной деятельности.

Таким образом, дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок постепенно обучается тонкой рефлексии на др. человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, Действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, посвящается ребёнком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память.

Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с др. людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребёнок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребёнок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и т.д.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трёх до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с 3 до 7 лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности (B.C. Мухина).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 207-210.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

среднего дошкольного возраста

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит взаимодействие игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше былых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной самостоятельная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познаваемой позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.