Флористика        18.06.2019   

Карманные деньги: за и против. Карманные деньги принадлежат ребенку. Лишение денег - строгое наказание

Чапская Кристина

Исследовательский проект по обществознанию "Роль карманных денег в жизни современного подростка"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

номинация «Исследовательский проект»

Р ОЛЬ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА>>

Ученица 7 б класса

Адрес: п. Пионерский

улица Коммунистическая

Руководитель: Гудукас И.М.,

Учитель истории и обществознания,

I квалификационной категории

2011г

  1. Введение
  2. Что такое деньги?
  3. История появления денег.
  4. Афоризмы о деньгах.
  5. Исследование проблемы карманных денег современных родителей и подростков.
  6. Выводы.

Приложение 1 (социологическое исследование в графиках и таблицах)

Приложение 2 (памятка для учащихся «Как управлять своими деньгами»)

Введение.

Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительными, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребенка к разумной трате денег задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Опасно и потакание желания ребенка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Поэтому, нам показалось очень интересным посмотреть отношение к деньгам современных подростков, их родителей, а также узнать, как распоряжаются своими финансами современные дети.

Для работы над исследованием мы выдвинули следующую гипотезу : «Современные подростки, обладающие карманными деньгами, не умеют разумно управлять своими финансами».

Исходя из этого, мы поставили следующую цель нашего исследования:

«Изучить проблему карманных денег современных подростков и помочь им научиться грамотно распоряжаться своими финансами».

Данная цель будет реализована через решение следующих задач :

  1. изучить историю появления денег;
  2. изучить примеры народной мудрости, через подбор различных афоризмов и мнений известных людей о деньгах и их роли в жизни людей;
  3. исследовать отношение к карманным деньгам современных подростков и их родителей;
  4. разработать памятку для учащихся «Как научиться управлять своими деньгами».

Для проведения исследования мы используем следующие методы :

  1. работа с литературой и интернетом;
  2. социологическое исследование в форме анкетирования и опроса;
  3. анализ и обобщение материала;
  4. работа в программе « Microsoft Word » и « Power Point ».

Что такое «Деньги»?

Слово «деньги» происходит от латинского «moneta», что было одним из имен Юноны, римской богини, храмы которой использовались для чеканки монет.

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как работает денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития любой страны.

Обычно выделяют четыре основные функции денег: мера стоимости, средство накопления, средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую функцию денег - функцию мировых денег, проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

Основная функция денег – это мера стоимости, т.е. измерение стоимости различных товаров и услуг - автомобилей, компьютеров, одежды и пр.

В каждой стране установлена собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг, присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США - доллар, в Японии – иена, в Германии – немецкая марка. Деньги могут выступать и как международный эквивалент, например, в странах Евросоюза - это евро.

История появления денег.

История денег начинается с тех давних времен, когда людям, приходилось менять одну вещь на другую, чтобы получить то, что им было нужно. Если человеку нужен был топор, шкура или продукты питания он находил тех, у кого были указанные предметы, и обменивал их на что-нибудь необходимое уже для обладателей топора или шкуры. С течением времени, основные занятия людей - охота и собирательство, были заменены более эффективными – выращиванием растений и разведением скота: в результате стали появляться излишки одного или другого товара. Племя, обладающее излишками шкур животных, но испытывающее нехватку зерна могло обмениваться с другим племенем, имевшим его избыток. Так появилось понятие бартера.

Однако подобный способ обмена товарами был весьма затруднительным, так как предполагал нахождение в одно и то же время и в одном и том же месте двух предметов мена, что не всегда представлялось возможным, особенно в периоды несовпадения урожаев фруктов и пшеницы. Выход был найден – появились промежуточные предметы обмена, по сути, прототипы денег – раковины, природные драгоценные металлы, меха, соль. Из самых удивительных и непривычных для современного человека стоит назвать, каменные деньги Исландии, слоновая кость на острове Фиджи, брикеты чая в Сибири, шкурки куниц, соболей, белок, лисиц в Древней Руси. Также у древних славян роль денег выполняли лен и изготовленная из него ткань - полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово – платить.

К слову сказать, в Древнем Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово жалование пришло оттуда) потому, что соли было мало и она была необходима для консервации продуктов, а в Европе, в XII в. за фунт имбиря можно было приобрести корабль.

Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории Малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить, удостоверяя тем самым качество металла, – так появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен.

Слово «монета» обязана своим появлением древним римлянам, использовавшим Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Спустя некоторое время, все места, где изготавливались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский - «моне»; от этого слова и произошло английское слово «money»– деньги.

Сами монеты впервые появились в Лидии и Древней Греции в VIII-VII веке до нашей эры. Появляясь в развитых государствах, монеты быстро распространялись и в соседних варварских племенах, потом все далее и далее.

Уже в VII-VI веках до нашей эры большинство городов Греции чеканили монеты. В основу денежно-монетных единиц легли общие почти для всех греков весовые единицы и их названия: талант, мина, статер, драхма, обол. Талант и мина играли роль весовых единиц, а средством обращения (монетами) стали статер, драхма, оболи кратные им монеты не выше 10 драхм.

Следует различать два типа греческих монетных систем: основанные на статере - системы, для которых основным металлом было золото, и на драхме - “серебряные” монетные системы. Вышеупомянутые монетные системы были основными в Греции и эллинских странах. Кроме них, существовал ряд других систем: Финикийская, Абдерская, Хоисская, Родосская и др. Кроме золотых и серебряных монет в Древней Греции чеканились медные монеты халк и лепта.

Первые римские монеты, которые выглядели как большие литые кружочки из меди и бронзы, были изготовлены около 338 г. до нашей эры на основе принятой в Риме и средней Италии торговой системы веса. Она весила полный римский фунт - 272,88 грамм (английский фунт - 453,59 грамм) и носила название асс. После начала чеканки в 269 году до нашей эры асс “похудел” до 54,59 г. С тех пор все римское монетное дело базировалось на единой основе - солид, весом 4,55г, который стал основной счетной единицей государства.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами

для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

Одним из важнейших моментов в истории развития денег является возникновение бумажных денег. Несмотря на то, что древнейшими бумажными деньгами признаны расписки вавилонцев, датированные 2500г. до н.э., древнейшие банкноты, как утверждают историки, могли быть отпечатаны в Китае. В 1273 до н.э. Хубылай Хан (1215-1294 гг., основатель монгольской династии в Китае, потомок Чингисхана) выпустил бумажные записки, сделанные из темно-красной коры и отмеченные его печатью и подписью казначея.

Первая европейская банковская записка - банкнота была отпечатана в Швеции в 1661 году. Первые бумажные деньги в Британской империи возникли в форме обещательных записок, выдаваемых массачусетским солдатам в 1690 г., при неудачном осаждении г. Квебек, когда не было добыто трофеев для оплаты.

Самыми удобными и распространенными были китайские монеты “ушу” - с квадратным отверстием, чтобы их можно было нанизать на шнурок и носить в виде связки. В ходу были золотые, серебряные и платиновые монеты из Рима, Византии, Арабского халифата, Индии и Монголии. Они послужили образцами для денег, которые позже начали чеканить в Таразе, Баласагуне, Отраре и Сауране. На монетах изображали знак родового племени - тамгe. Это могла быть фигурка животного, птицы, рыбы, то есть того, что символизировало землю, небо и воду.

* http://nominalis.ru17 Мой первый капитал

* Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999.

Афоризмы о деньгах.

  • Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)
  • Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)
  • Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)
  • Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)
  • Деньги – это некое шестое чувство, без которого остальные пять – неполноценны. (С. Моэги)
  • Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым. (Э. Севрус)
  • Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)
  • Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)
  • Те, кто считают, что деньги – это все, без всякого сомнения, готовы на все ради денег. (Э. Бомен)
  • Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)
  • Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)
  • Деньги могут быть и добрыми и злыми, в зависимости от того, в чей карман они попадают. (В. Швебель)
  • Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Ж. Лабрюйер)
  • Наличные - не единственная связь человека с человеком. (Т. Карлейль)
  • За деньги мы вынуждены платить свободой. (Р. Стивенсон)
  • Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. (Ф. Бэкон)
  • Жизнь слишком коротка, чтобы делать для себя то, что могут для тебя сделать за деньги другие. (С. Моэм)
  • Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет, и никогда не было. (Э. Хоу)
  • Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может. (В. Швебель)
  • Всеобщее уважение к деньгам - это единственное в нашей цивилизации, что дает надежду, единственное здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире. Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы, чести, щедрости и красоты, сколь бесспорно болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они становятся проклятьем. (Б. Шоу)
  • Деньги все могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осёл. (Ф. Рохас)
  • Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком. (Ф. Хайек)
  • Самый безопасный способ удвоить свои деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман. (К. Хаббард)
  • Деньги - это свобода, выкованная из золота. (Э. Ремарк)
  • Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для. (Ж. Элгози)
  • Хорошо, когда у тебя есть деньги и все, что можно купить за деньги, но неплохо также время от времени проверять, не потерял ли ты то, что нельзя купить за деньги. (Д. Лоример)
  • В финансах наказание следует тотчас за оплошностью. (П.Лакретель)
  • Деньги - последний друг, верный до конца. (С. Батлер)
  • Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят. (Т.Герцль)

Исследование проблемы карманных денег подростков.

Понятно, что деньги – это необходимая в современном мире вещь, но при этом мы сталкиваемся с проблемой Карманных денег. В чем заключается эта проблема? Аспектов данной проблемы несколько:

Во-первых, как к карманным расходам детей относятся их родители;

Во-вторых, как и на что тратят карманные деньги дети.

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи?

Вот, например, по данным социологического исследования английского журнала «Youth Culture» (№5, 2007 г.), в котором приняли участие родители подростков в Англии, Германии, Франции, Швейцарии и Дании, были сделаны следующие выводы.

Как ни странно, дети, которых растит один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных», семей, где работает только отец.

Если же школьник недоволен слишком маленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям.

Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Для того чтобы выяснить, как решается и решалась эта проблема в нашей стране, мы обратились с вопросами к нашим родителям. Итак, мы опросили 34 человека и задали следующие вопросы:

1) Нужны ли подростку карманные деньги?

2) На что, по их мнению, подростки тратят карманные деньги?

3) Сколько денег необходимо подростку (в неделю)?

Вообще, 28% опрошенных считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег (по их мнению, подростки не умеют распоряжаться деньгами; деньги их развращают, подталкивают к употреблению табака, алкоголя и наркотиков).

Не согласны с этим 66% - с их точки зрения, у подростка обязательно должны быть деньги, которыми он мог бы распоряжаться самостоятельно (они чаще всего объясняют свою позицию тем, что удовлетворение потребностей и интересов подростка требует денег, а также тем, что опыт обращения с деньгами способствует воспитанию, взрослению).

Остальные 6% не задавались подобным вопросом и ответить затрудняются.

Впрочем, даже среди участников опроса, считающих, что у подростка должны быть деньги, которые он мог бы тратить по своему усмотрению, большинство имеют в виду весьма скромные суммы: 52% из них полагают, что подростку можно позволить иметь в своем распоряжении не более 200 рублей в неделю, 18% - от 300 до 500 рублей, и лишь 30% называют более значительные суммы. В то же время респонденты, полагающие, что в идеале у подростка денег быть

не должно, не связывают эту установку с деньги, зарабатываемые самими подростками: то, есть, что заработали сами – сами пусть и тратят.

Как на эти проблемы смотрят подростки нашей школы?

Для изучения данного вопроса мы составили следующую анкету:

  1. Знаете ли Вы что такое «карманные деньги»? (да, нет)
  2. Как часто бывают у вас карманные деньги? (всегда, редко, никогда)
  3. Где вы берете карманные деньги? (выдают родители, зарабатываю, свой вариант)
  4. Какое количество карманных денег у вас бывает за неделю? (до 100 рублей, от 100 до 500, более 500рублей)
  5. На что Вы обычно тратите карманные деньги? _______________
  6. Удовлетворены ли Вы своими расходами? (да, нет, не всегда)

Нами было опрошено 89 учащихся 6, 7, 8, 9 классов и мы получили следующие результаты:

  1. Все опрошенные знают, что такое карманные деньги – 100%
  2. Всегда имеют карманные деньги 40%; редко имеют карманные деньги 50%; никогда – 10%.
  3. Карманные деньги выдают родители - 78%; зарабатывают 22% опрошенных.
  4. Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных; от 100 до 500 рублей в неделю имеют 47% учащихся; свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

На сладости- 23%

На покупку школьных принадлежностей – 2%

На покупку игрушек – 4%

На покупку одежды и аксессуаров –0

На телефон – 30%

На спиртное и сигареты – 12%

На компьютерные игры или различные диски -12%

На поездку в бассейн или коньки (лыжи)- 2%

На дискотеку – 15%

  1. Полностью удовлетворены своими расходами только 15%; абсолютно не довольны своими расходами 45% и не всегда довольны – 40% опрошенных.

Таким образом, мы увидели, что о карманных деньгах знают все, но имеют их только 90%, и то, из них только 40% постоянно, а половина опрошенных время от времени. Основным источником доходов, конечно, являются родители или родственники, зарабатывают с пометкой «иногда» только- 22%. Большинство средств тратится на телефон, сладости и развлечения, кроме того, как и предполагают родители значительный процент опрошенных-15%, карманные деньги тратят вредные привычки и только 2% на спорт. Только 15% опрошенных подростков довольны своими расходами, остальные 85% не всегда или категорически не довольны.

Вывод

Наша работа позволила нам сделать следующие выводы:

Ни одно цивилизованное общество не может существовать без денег.

Проблема денег и отношения людей к деньгам волновала умы великих людей во все времена, и большинство философов считают, что деньги только средство счастливой жизни, а не сама цель, но деньги имеют очень важное значение в жизни человека и особенно выделяют проблему «грамотного» обращения с деньгами.

Проблема карманных денег действительно актуальна для большинства современных подростков, но наши европейские ровесники более «продвинутые» в финансовых вопросах, чем мы и более обеспеченные деньгами.

У большинства подростков наблюдается низкий уровень финансовой грамотности, что не дает им возможности как зарабатывать, так и свободно и рационально использовать те денежные средства, которые у них есть.

Для повышения уровня финансовой грамотности подростков, на основе специальной литературы и собственных проб и ошибок, а так же, посмотрев на данную проблему «со стороны», мы решили разработать полезные советы «Как научиться управлять своими деньгами». Данный материал может быть использован как наглядность на уроках обществознания, так и на классных часах, и на наш взгляд поможет в просвещении современной молодежи.

Список источников

  1. http://moneyinweb.h14.ru/ ,«Честные способы заработка»
  2. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999
  3. Английский журнал «Youth Culture», 2007 г №5.

Приложение 1

Результаты социологического исследования.

  • 28% опрошенных родителей считают, что у подростков совсем не должно быть свободных денег.
  • 66% родителей - считают, что у подростка обязательно должны быть деньги.
  • 6% не задавались подобным вопросом.
  • 52% полагают, что подростку можно позволить иметь не более 200 рублей в неделю,
  • 18% - от 300 до 500 рублей,
  • 30% называют более значительные суммы.
  • 100% опрошенных родителей считают, что самостоятельно заработанные деньги должны тратить сами дети.

Всегда имеют карманные деньги 40%;

редко имеют карманные деньги 50%;

никогда – 10%.

Источники карманных денег

Карманные деньги выдают родители - 78%;

Зарабатывают 22%

Сумма наличных в месяц:

  • Сумма до 100 рублей – 39% опрошенных;
  • от 100 до 500 рублей в неделю имеют - 47% учащихся;
  • свыше 500 рублей в неделю имеют 14% учащихся.

Деньги, опрошенные обычно тратят следующим образом:

Степень удовлетворенности своими расходами

  • Полностью удовлетворены своими расходами только 15%;
  • Абсолютно не довольны своими расходами 45%
  • Не всегда довольны – 40% опрошенных.

Приложение 2

Полезные советы «Как научиться управлять деньгами»

Причем совершенно не важно, какими средствами вы обладаете. Это может быть и 100, и 500 рублей. Выполняя эти простые правила, вы не только осознаете настоящую ценность денег, но и научитесь управлять ими.

Для начала подсчитайте, сколько денег у вас есть. Но не считайте деньги, которые вы ожидаете скоро получить. Ожидаемые деньги, это еще не ваши деньги.

Затем следует точно выяснить, сколько денег вы должны. Учитывать необходимо все, даже деньги, занятые у одноклассника на мороженное.

Подсчитайте свой личный капитал. То есть от суммы наличных вычтите сумму долгов. Это и будет вашим чистым капиталом. Если оно положительное, значит, вы делаете что-то правильно, и «транжирами» вас не назовешь. В случае если это число отрицательное – у вас проблемы, которые нужно решать как можно быстрее.

Сколько денег у вас появляется каждый месяц. Звучит странно, но здесь есть разграничения: кто-то получает в месяц только карманные деньги от родителей, причем, эта сумма бывает и четко оговоренной, одинаковой, а бывает, что родители выделяют деньги в зависимости от потребностей и запросов. Среди вас наверняка есть и те, кто подрабатывает сам. В любом случае, точно необходимо знать, эту сумму.

Определите слабые места своих расходов. Например, кто-то тратит свои деньги в основном на бижутерию, а другой человек пополняет коллекцию новыми CD. Третий проигрывает деньги на игровых автоматах, а четвертый тратит в Интернет-клубах. Опасность таких слабостей заключается в том, что мы сами не замечаем, как начинаем привыкать тратить определенные суммы, порой на ненужные вещи. По мере взросления, от этой привычки труднее избавиться. Большую часть времени наши деньги попадают в такие «черные дыры» на подсознательном уровне, мы даже этого не замечаем. Выведите все подобные расходы на поверхность и разберитесь с каждым из них, ведь не все траты одинаково вредны. Например, покупка нового диска вряд ли можно назвать пагубной привычкой, а «просаживание» денег на игровых автоматах может превратиться в настоящую болезнь. Теперь, когда вы осознали эти проблемы, работайте над тем, чтобы контролировать их.

Попробуйте не тратить деньги на протяжении одного дня. Выберите хотя бы один день и постарайтесь в этот день не потратить ни копейки. Посмотрите насколько приятно чувствовать, что можно управлять своими желаниями, сберегая при этом деньги. Постарайтесь добавить больше таких дней в свою жизнь.

Начните сохранять чеки за покупки. Многие не думая, выбрасывают чек как мусор, даже не думая, каким образом он может пригодиться. Между тем, собирать и выписывать траты может стать полезной привычкой.

Во-первых, это поможет систематизировать расходы, у вас перед глазами будут все потраченные деньги.

Во-вторых, с сохраненным чеком можно обменять товар или вовсе сдать его.

Проверьте, что вы не платите больше, чем возможно. Это может касаться таких простых вещей как тариф сотовой связи. Очень часто старые тарифы, с возможностями новых предложений устаревают и кажутся более дорогими и невыгодными. Проверяйте время от времени и другие возможности, будьте в курсе происходящего в сферах, где у вас задействованы какие-либо средства.

Перед походом в магазин составляйте список покупок. Да этот старый «бабушкин» способ экономить, очень может пригодиться! Уделите время тому, чтобы определить, сколько и чего вам нужно. Покупайте только то, что находится в списке, и избегайте незаписанных искушений.

Считайте свои расходы. Записывайте каждую потраченную копейку за день. Это покажет вам, куда деваются ваши деньги. Продолжайте вести записи ежедневно. Очень скоро перед вами будет ясная картина того, на какие расходы необходимо обратить особое внимание.

Составьте бюджет. Как только Вы определили сумму, которая приходит и уходит каждый месяц, составьте бюджет, чтобы лучше управлять этим потоком. Этот бюджет должен быть достаточно реалистичным, чтобы служить вам руководством на пути через различные финансовые трудности и проблемы.

Прочтите о финансах. Образование – это верное орудие, когда речь идет о деньгах. Прочтите сегодня одну статью, или часть книги по личным финансам на интересующую тематику. Повторите это снова в другой день и продолжайте самообразование.

Начните сберегать деньги на крупные покупки. Даже не имя собственного заработка, накопить деньги на ноутбук или новый велосипед вполне возможно. Откройте сберегательный счет и выделяйте какую-то сумму на него каждый месяц, или каждый раз, когда получаете деньги. Даже небольшая сумма лучше, чем ничего. По возможности увеличивайте сумму, откладываемую на этот счет.

Заботьтесь о других. Будьте чуткими к своей семье, родителям. Иногда возможны трудности и у взрослых. Если родные временно нуждаются в деньгах, помогайте им! И вы увидите, как изменится отношение к вам в семье. Ведь это поступок по - настоящему взрослого и ответственного человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Многие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить . Этим навыкам его смогут . Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность . При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе . Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность . С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами . Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться . В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска . Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь . К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды , оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно . Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета , необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками .

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность .

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства . Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты» . Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?


Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом .

С возрастом у детей появляются всё новые и новые интересы, и это неудивительно: то, что привлекает внимание трехлетнего малыша, вряд ли заинтересует подростка. И однажды наступает время, когда ребенок приходит к осознанию своей потребности в карманных деньгах.

О том, так ли уж необходимы подросткам деньги на карманные расходы, а также о плюсах и минусах карманных денег вы узнаете из данной статьи.

Для чего нужны карманные деньги?

Дети постепенно становятся более независимыми от родителей. В школе у них появляется собственный круг общения, свои занятия и привычки. Ребенок школьного возраста – это уже почти сформировавшаяся личность. Но при этом он еще не определился со своими жизненными целями и продолжает экспериментировать, учась на своих ошибках и приобретая такой важный жизненный опыт. И нередко этот опыт требует финансовых вложений.

Кроме того, находясь в социуме, в школьном коллективе, ребенок хочет обладать своими деньгами как минимум для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы и «пустить пыль в глаза» товарищам.

Зачем еще нужны карманные деньги? Чтобы иметь возможность перекусить на переменке, а также на проезд в метро или маршрутном такси, на покупку сладостей и удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

Многих беспокоит вопрос, сколько денег давать детям. Единого ответа на него дать невозможно, поскольку это зависит от финансового благополучия каждой отдельной семьи. С количеством средств, выделяемых ребенку, можно определиться, собрав «семейный совет», на котором обязательно должен присутствовать и сам ребенок. Пусть он расскажет, на какие нужды ему нужны деньги, и в зависимости от этого будет определен его недельный бюджет.

Карманные деньги: за и против

Среди родителей не утихают споры, нужны ли детям карманные деньги, или лучше выдавать их дозировано, на конкретные цели. Давайте разберемся, чего в вопросе карманных денег больше – плюсов или минусов?

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить. Этот полезный навык обязательно пригодится ему в будущем.
  2. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее. Имея свои сбережения, можно не просить у родителей деньги всякий раз, когда парню нужно, к примеру, пригласить девушку в кино и купить цветы. Да и для самих девушек определенная финансовая независимость не менее дорога.

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки :

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки. Это случается не так уж редко, особенно в старшем школьном возрасте. Бороться с этим, лишая ребенка карманных расходов, бесполезно. Эту проблему следует решать профилактическими беседами о вреде этих привычек.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Как заработать карманные деньги?

Чтобы ребенок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:

Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Одна из них — карманные деньги ребенка и подростка. Зачем ребенку карманные деньги? Давать или не давать?

Можно встретить аргументы и за, и против.

Аргументы против , которые приводят некоторые родители:

— нецелесообразно — ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
— слишком много внимания денежным вопросам — будет жадным, алчным;
— если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
— носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемылучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

— ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
— пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится — предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
— если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат — и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно.

Как выдавать?

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них — только одна):

— в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
— исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
— регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
— также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое — оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе — родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п.

Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Вот по этому вопросу можно встретить самые разные высказывания. Например, учеба — это тоже работа, причем не из самых легких, почему не поощрить ребенка? Другие подчеркивают: если приложил значительные усилия, добился высоких результатов, пусть поймет, что его заслуги ценят, и сам будет больше себя ценить. Но это должно быть какое-то значительное достижение (победил на олимпиаде по какому-то предмету, сдал трудный экзамен и т. д.).

Если речь идет о постоянных обязанностях по дому, то они выполняются бескорыстно. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство, в том числе и ребенок. Правда, и дома он иногда может выполнить значительную, потребовавшую много времени и сил работу. Например, при строительстве дома, ремонте машины или квартиры, освоении дачного участка. Тогда «премиальные» выплаты будут вполне уместны. При этом, давая деньги ребенку, стоит подчеркнуть, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без — решается индивидуально).

Платить ли за семейные дела?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: «Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, — это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Рано или поздно каждый родитель встанет перед вопросом давать ребенку деньги на карманные расходы или нет. Финансовые возможности у всех разные. Но даже при условиях достаточного, стабильного дохода вопрос этот остается сложным, спорным. Прежде чем принять окончательное решение надо взвесить все «за» и «против».

Преимущества карманных денег

Распространено мнение о том, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи. Благодаря тому, что родители дают своим детям деньги на карманные расходы, у последних постепенно формируются определенные качества, черты характера, умения.

  1. Самостоятельность . Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решения, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки. Но такая самостоятельность проявляется в узком смысле, только в отношении карманных денег. При этом решение других вопросов по-прежнему может быть затруднительным, а уборка в комнате будет проводиться под чутким руководством родителей.
  2. Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, то он чувствует, что может потратить их в любое время на то, что он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым. Вот только некоторые ребята начинают чувствовать свое превосходство над теми, у кого нет денег, и нередко высоко задирают нос, становятся самоуверенными. Такое поведение уже можно отнести к недостаткам.
  3. Умение обращаться с финансами. Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки.
  4. Ответственность. Как и самостоятельность, проявляется в узком смысле. Чадо анализирует свои покупки, осознает их полезность, а может быть ненужность. Понимает, по предположению, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, то есть не потерять.

Кроме этого, регулярное пополнение кошелька приносит чувство спокойствия, стабильности. Это хорошо сказывается на чувствах и эмоциях, ребенок реже обижается, спорит. Но иногда за этой маской скрывается совсем другой характер.

Недостатки карманных денег

В том, что родители регулярно дают детям средства на карманные расходы, есть немало минусов. Хочется сразу отметить, что деньги, выделенные на еду, не в счет. Хорошее питание – это обязательная составляющая здоровья, а на нем, как известно, не экономят. А за необязательными тратами скрываются недостатки и опасения родителей.

  1. Одним из самых наиболее значимых недостатков карманных денег является то, что ребенок привыкает к ним. Постепенно он начинает воспринимать их как должные. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, тогда это может вызвать вспышку агрессии, ребенок будет требовать «свое». Сложно придется в таком случае и детям и взрослым.
  2. Многие родители боятся, что их чадо потратит деньги на сигареты или спиртные напитки. Очень часто так и происходит.
  3. Также распространены опасения, что деньги украдут, отберут.
  4. Ребенок неправильно, нерационально, бездумно распоряжается деньгами. Часто траты карманных средств напрасны. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумывается о том, чего он действительно сильно желает и, что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. Нет страха остаться без средств.
  5. У ребенка складывается неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не нужно работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность.

Если посмотреть на вышеописанные плюсы и минусы, можно заметить, как они перекликаются между собой. Нет однозначного ответа во многих случаях. Карманные деньги будут действовать положительно или отрицательно в зависимости от воспитания, отношения к родителям, поведения ребенка и т.д.

Сколько давать денег

Предположим, родители приходят к выводу, что карманные деньги «давать, нельзя лишить». Тогда перед ними встает другой вопрос. Сколько давать? Это уже должно зависеть от:

  • материального положения взрослых, их возможностей;
  • средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
  • от стоимости необходимых расходов;
  • от возраста.

Но никак не должны влиять на общую сумму карманных средств:

  • отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
  • помощь родителям;
  • исполнение домашних обязанностей;
  • настроение родителей.

Обычно, деньги на личные расходы впервые начинают выделять первоклассникам. Сначала денег надо давать совсем немного. Первое время ежедневно спрашивать, на что они были потрачены или отложены. Это необходимо для того, чтобы лучше понять, сколько ему надо средств и с пользой ли они тратятся.

Выделять деньги можно регулярно или периодически. Повторимся, что это не имеет отношения к средствам на ежедневное питание. Они должны быть всегда. Что касается прочих расходов, то можно регулярно выделять на них деньги, например, ежедневно или еженедельно. Периодическое выделение карманных средств означает, что ребенок при желании что-то купить должен посоветоваться со взрослыми и попросить у них деньги. Родители несут ответственность за своих детей, поэтому должны знать, что хочет купить их чадо.


В редких случаях ребенка можно поощрять деньгами за хорошее поведение. Это будет неким стимулом для работы над собой, своими качествами, чертами характера. Точно так же можно лишить карманных средств, если ребенок совершил нечто очень неприятное для родителей, например, стало известно, что он тратит деньги на сигареты.

Как научить ценить деньги и правильно распоряжаться ими

Некоторые родители больше склоняются к мнению, что карманные средства «дать нельзя, лишить». И в этом тоже есть доля здравого смысла. Во-первых, взрослые не станут бояться, что деньги украдут или чадо потратит их на бесполезные, вредные вещи. Во-вторых, младшим школьникам совсем не обязательно с такого юного возраста заботиться, задумываться о доходах и расходах. Научить ценить деньги и правильно обращаться с ними можно и дома.

Хороший вариант копить их на стоящие вещи. Пусть ребенок сам решит, что бы он хотел купить. Обдумает, сколько ему нужно накопить. Если родители одобряют его решение и соглашаются помогать, ребенок начинает двигаться к цели. Можно почаще просить ребенка сходить в магазин за покупками. Список должен быть коротким, а общий вес продуктов доступным. Хорошо, если чадо будет видеть, как распределяются деньги в семье , что первостепенно, что менее важно или необязательно. Живой пример лучше всего научит ценить деньги и правильно ими распоряжаться.

Ребенок никогда не откажется от средств на карманные расходы и их никогда не будет много. Родители должны подумать о том, готов ли ребенок получить эти средства, правильно ли он ими воспользуется.