Дарим цветы        17.05.2019   

Проект на тему: Куклы наших бабушек. Кукла фоторепортаж мини-музей "куклы наших бабушек"

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - народная мудрость

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проекта.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель исследования:

Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол.

Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки.

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Участники:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников)

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы)

Исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок» )

Подготовительный этап:

Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек.

Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол.

Изготовление воспитателем образцов народных кукол.

Подбор природного, бросового и др. материала.

Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Информация в родительском уголке. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в жизни ребенка”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Выпуск раскладушки для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка» .
  • Привлечение родителей к сбору материала – Выставка “Куклы наших мам и бабушек”: «Куклы нашей семьи» (фотографии из семейных архивов) .
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность; Проведение консультаций и мастер-классов для родителей. Мастер класс - Русская народная кукла «Мотанка» .
  • Оформление наглядной информации: альбомы и т.д.

Заключительный этап

  • Выставка «Куклы наших мам и бабушек»
  • Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
  • Фотографии из семейных архивов «Куклы нашей семьи»
  • Оформление альбома «Куклы русского народа» для группы.
  • Оформление собранной информации в папки.

Литература: интернет – ресурсы

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное;

– Социально - коммуникативное

– Речевое;

– Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд.

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции»

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка» , мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила - куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки

В группе оформили альбом «Куклы русского народа» ; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства» ; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.

Региональный конкурс

«Руководство детскими исследовательскими проектами в ДОО и семьи»

Познавательно-творческий проект

«Куклы моей бабушки»

Приходько София, 6 лет

Воспитанница

Подготовительной группы

МАДОУ «Золушка»

Г. Когалыма ХМАО-Югра

Руководитель:

Семенищева Ульяна

Валерьевна

воспитатель

г. Когалым, 2017

Познавательно-творческий проект «Куклы моей бабушки»

Актуальность проекта:

К нам в гости приехала мамина мама, моя бабушка. Я очень люблю проводить с ней время, потому что она рассказывает разные истории, учит выпекать вкусные пироги, поет песни, с бабушкой очень интересно.

Скоро у меня день рождения, я у родителей прошу в подарок куклу. Но мама сказала, что вместо куклы они купили другой подарок. Я очень расстроилась, бабушка стала меня успокаивать, и рассказал, что в её детстве были самодельные куклы. Мне стало интересно, как можно самому сделать куклу? С этим вопросом я обратилась к бабушке, она с удовольствием стала рассказывать, из чего можно сделать куклу.

На следующий день мы с бабушкой нашли у мамы разную ткань, тесьму, нитки, и принялись за работу. Бабушка рассказывала, какие куклы были в старину, и для чего их делали. Оказывается, раньше не только играли в куклы, они были как оберег.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель данного проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами.
  2. Изучить корни возникновения куклы.
  3. Собрать материал о куклах наших бабушек.
  4. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки.
  5. Как с ними играли.
  6. Почему раньше у кукол на лице не было глаз и рта.
  7. Сделать фотографии.

Задачи педагогические:

Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах;

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки;

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность;

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям;

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Задачи работы с родителями:

  1. Привлечь родителей к совместной творческо–исследовательской деятельности с детьми и педагогами.
  2. Организовать работу с родителями по развитию творческой деятельности дошкольников.
  3. Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
  4. С помощью родителей совершенствовать уровень творческо-исследовательской деятельности детей.
  5. Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.

Проект : познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: 2 месяца (5декабря по 10 февраля 2017г.)

Постановка проблемы

Современных детей играют игрушками, куклами которые, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Определение предстоящей деятельности: как найти ответы на вопросы.

Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подбор методической литературы (узнать из чего делали кукол);

Собрать материал о куклах (картинки, иллюстрации, презентации);

Подобрать настольно – печатные игры;

Подготовить материал для художественного творчества;

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Разработать консультации по проекту для родителей.

Основной

(Домашнее задание)

Совместно с педагогом

Беседы с детьми «Куклы наших бабушек»; «Как появились куклы»; «Моя любимая кукла»;

Чтение художественной литературы, загадывание загадок; (Приложение 1)

Продуктивная деятельность: изготовление кукол из ниток.

Узнать из разных источников:

Как появились куклы?

Из какого материала раньше делали кукол?

Всеми куклами можно было играть?

Совместно с родителями, изготовить кукол.

Заключительный

Определение новых знаний о куклах:

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным . Например: кукла «Крупеничка» делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сыто и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра. Изготовлены куклы-пеленашки. Люди считали что эта кукла оберегает ребенка от злых духов. Такую куклу изготавливали перед рождением младенца и подкладывали её в колыбельку.

Также мы изготовили современные куклы, тоже из ткани, только их мы шили.

Оформление материала материалов по проекту, презентация. Мини-музей тряпичных кукол.

Результаты проектной деятельности

Сформированы устойчивые знания и интерес к творческо-исследовательской деятельности.

Расширили свои знания о происхождении куклы.

Попробовали изготовить разные куклы из ткани, бумаги;

Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Продукт проектной деятельности

Сшиты куклы: «Крупеничка», Пеленашки, «Колокольчик», современные куклы, бумажные куклы.

Изготовление альбома с загадками, стихами. Презентация по проекту.

Обеспечение проекта

1.Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.

2.Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.

3.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.

4.Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Системная паутинка исследовательского проекта «Загадочные снежинки»

Образовательная область

Непосредственно образовательная область

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры «Наряди матрешку», «Угадай, из чего матрешка сделана», «Одень Машеньку».

Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке».

Словарные игры «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот».

Речевое развитие

Альбом «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Произведения малых форм в виде загадок.

Подбор русских народных сказок.

Познавательное развитие

Беседа «Как появились куклы?»

«Куклы наших бабушек»

«Какие куклы бывают»

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол, создание моделей изготовления.

Украшение для куклы.

Физическое развитие

Подвижная игра «Плетень»; «Волк во рву»; «Горелки с платочком»; «Заря»; «Солнышко».

Приложение № 1

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца)

Не прядет и не ткёт, а людей одевает. (Овца)

В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Плод с семенами)

Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла)

Еду, еду-нету следу. (Лодка)

Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)

Стоит копна среди двора, спереди-вила, сзади-метла. (Корова)

Что за шустрый старичок, восьмидесят восьми ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)

Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)

Маленькое, круглое, а за хвост не поднять. (Клубок)

Есть голова, да нет волос.

Есть глаза, да нет бровей.

Есть крылья, да не летает. (Рыба)

Растет, да не цветок.

Висит, да не фартук.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой тут же вырастает. (Волос)

Бежала-шумела,

Заснула-заблестела. (Река)

Что на всех языках мира звучит одинаково? (Смех и плач)

МАТЕРИАЛ КОНСУЛЬТАЦИИ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК (НАРОДНЫЕ КУКЛЫ ) »

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи.
Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как отражение души. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

Куклы, изготовленные без помощи иглы

КУВ АДКА
Кувадка была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Основанием такой куклы служит свернутый и скрученный в трубочку кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка. Заготовку сверху накрывают квадратом белой ткани и перевязывают ниткой по линии шеи. Так получается голова. Чтобы она была более круглой, под ткань подкладывают немного ваты. Ручки-рукава получают в результате перетягивания нитками противоположных углов квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой – получится кисть руки или манжета пышного рукава. Оставшиеся два угла квадрата ткани расправляют и подвязывают ниткой на талии. Кофточка готова. Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, разрезать свисающие концы на три ленты и заплести их в косу. Прическа на голове закрепляется ленточкой-повязкой.


Самый простой способ изготовления Кувадки:

1. На квадратный лоскут положить небольшой комочек ваты или шерсти.
2. Сложить лоскут ткани треугольником.
3. Перевязать ниткой по линии шеи. Получится голова.
4. Ручки можно сделать, перевязав ниткой противоположные углы ткани. Если уголки подогнуть на изнаночную сторону, то получатся ровные манжеты.
Кувадке оформить линию талии, перевязав ее цветной нитью

КУКЛА « ДЕНЬ - НОЧЬ »

Есть разные куклы с таким названием. Она играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег – это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. Для изготовления нужно взять два лоскута размером примерно 30*30 см. светлый лоскут символизирует день, а темный – ночь. В центре лоскута кладется комочек ваты. С помощью нити оформляется головка. Низ лоскута складывается треугольником. Затем оформляются ручки – боковые уголки закладываются внутрь и обвязываются нитью. Две куколки связываются одной нитью.

Последовательность изготовления Пеленашки:
1. Белый лоскут скатывается столбиком.
2. Столбик кладут на середину второго (темного) лоскута. Трерьим лоскутом столбику обвязывали «головку» как платкочком.
3. Далее столбик пеленается так же, как настоящий ребенок.
4. Пеленашка обвязывается разноцветной нитью.
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя все напасти. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранилась вместе с крестильной рубахой.

СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ

Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в единое целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30см, шириной до 1,5см. Ее делали из любого дерева. Кроме ольхи и осины (эти деревья связывали с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».


КУКЛЫ ДЛЯ МИРОВОГО ДЕРЕВА.
Раньше к свадьбе в доме невесты утром в день венчания пекли особый свадебный пирог. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными фигурками птиц и зверей, а часто и человечков, символизировавших подружек жениха и невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесты.
В старину у славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, крона – небеса (Мировое дерево). Рождение новой семьи сравнивалось с рождением Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, его куски раздавали родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей. Середину пирога с Мировым деревом получали молодые. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.
Кукла «Мировое дерево» изготавливалась без сшивания иглой, что бы «счастье не зашить» Ее основы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов (бересту не снимают). Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала на левом сучке рогатины делают куклу – невесту, а на правом затем куклу – жениха.

Изготовление Вертуты:
1.Нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.
2.Полученную полотняную трубочку сложить пополам, вдвое.
3.Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.
4.Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки над руками – оформить головку. Под руками также перетянуть нитью, обозначив талию.
5. Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Небольшой тканевый прямоугольник может стать фартуком.
6. Для изображения мальчика две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязывают нитью на концах.

СТРИ ГУШКА.
Назначение куклы Стригушки учеными трактуется по-разному. Вероятно, это объясняется тем, что в каждой области существовали свои обычаи. По одним свидетельствам, кукла Стригушка изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре последнего стога. Таким образом она выполняла функции оберега как нынешнего, так и будущего урожая.
В других областях Стригушка была обыкновенной игровой куклой, очень популярной среди крестьянских детей. Объяснялось это доступностью материала, простотой изготовления. Мать брала с собой ребенка в поле, где его нужно было чем-то занять. Под рукой у нее всегда были трава и солома. Пучок соломы перехватывали ниткой, скручивали по серединке, сгибали пополам, обматывали соломкой. Так получалась голова.
Небольшие пучки соломы отгибали в стороны и обвязывали на концах. Получались ручки. На уровне талии фигуру перетягивали соломинкой.
Стригушку, в отличие от других кукол, любой ребенок мог изготовить самостоятельно. В домашних условиях девочки украшали куколку лоскутками, тесемочками, ленточками. К тому же Стригушка умела танцевать. Соломенную юбочку Стригушки подстригали поровнее, ставили куклу на стол и сильно стучали по столу ладонью. Стригушка начинала подпрыгивать и двигаться по столу.
По принципу Стригушки можно было делать кукол из других материалов: мочала, льняных и шерстяных нитей.

Куклы, сделанные с использованием иглы.

« КУКЛУ НА ВЫХВАЛКУ »

Такую куклу шили девочки в возрасте до 12 лет. С ранних лет они присматривались к рукодельным работам матерей и старших сестер, помогали им. Заодно девочки знакомились с традиционными видами одежды, осваивали способы ее изготовления. «Кукла на выхвалку» (ее фигурка, одежда, вышивка, украшения) показывала, насколько девочка овладела разнообразными видами рукоделия. Как правило, все девочки очень хотели сделать таких куколок. Это было своеобразным пропуском на взрослые посиделки (вместо сидения дома с малышами). Куколок чаще всего показывали во время пасхальных гуляний. Если игрушка нравилась, рукодельницу спрашивали о том, сколько ей лет, и если ей было уже около 12, обещали пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя

Как использовать куклы в работе с детьми.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
Воспитатель периодически рассказывает о традициях в использовании кукол, особенностях их изготовления, помогает организовать игры-драматизации, читает потешки, показывает иллюстрации, рассказывает о старых временах.

«Игрушка, подаренная природой»:

У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин – магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картину: собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась куколка. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и так же ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу – вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась – там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает – куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!
В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовить жилища. Взрослый человек в природе мог найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре, и из чего можно приготовить игрушки.

вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами. И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек». Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Проект по музейной педагогике воспитателей группы № 10 « Солнечные зайчики» Ленченко Екатерины Вячеславовны

Я надену кукле бусы, Платье новое сошью. Не вести же мне к бабусе В старом куколку мою... Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т.д. Из национальной доктрины образования в РФ

Родной свой край люби и знай! Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к народным промыслам, игрушкам и костюмам, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории промыслов, игрушек, костюмов, жизни своих предков, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни (творческие выставки и отчеты) и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Предполагаемый результат Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Освоение доступных дошкольнику способов изготовления народных игрушек.

Задачи проекта: Для педагога: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности. Расширить знания детей о народных промыслах. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и традициями Воронежского края. Формировать этническую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в изготовлении наглядного материала. Для детей: Принять сведения, данные воспитателем, освоить основные способы изготовления народных игрушек. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) Сроки реализации: долгосрочный

Основной раздел программы: познавательное развитие Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, художественный труд, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам. Изготовление наглядного материала, для последующего ознакомления с техникой выполнения народных игрушек воспитанников и коллег. Создание познавательных презентаций для детей II. Организационно-практический Участие в выставке « Оденем куклу вместе с мамой» Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Воронеж – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Воронежский край!», « Игрушки наших бабушек» Оформление альбомов “Воронеж- Прошлое и Настоящее ”, фотоальбомы « Наша семья» и « Наша жизнь в детском саду» Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Народные промыслы» (дымковская, филимоновская игрушка) Изобразительная деятельность « Народные промыслы» (гжель, хохлома, жестово) Экскурсии с родителями и фотоэкскурсии по городу Создание мини-музея « Куклы наших бабушек» с помощью воспитанников и их родителей III. Презентационно - завершающий Цикл открытых занятий под общим названием “Куклы наших бабушек ” Заседание клуба « Очумелые ручки» по изготовлению народных кукол. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада. средства технического обеспечения (видеопроектор, компьютер, интерактивная доска) Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой возрастной группе начиная со средней группы детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания. По обычаю такие куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, обучающие ребенка благодарности, и такие, которые болезнь отогнать могли. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

« Десятиручка » Кукла « Десятиручка » была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

«Спиридон-Солнцеворот» Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах

« Крупеничка » Куколка " Крупеничка " (другие названия " Зернушка ", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

«Кубышка – Травница» Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: " Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

«Коляда» С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

«Колокольчик» Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

« Капустка » Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

«Девка – Баба» В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

«Веснянка» C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

« Симеон-Столпник » C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов. Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет. Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и " Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи. Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.

« Толстушка-Костромушка » Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Вепская кукла Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

« Желанница » Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

« Трясовицы » так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -« сестёр-трясовиц ». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. « Трясовицы » – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

«Мировое дерево» Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю - корень (подземный мир), среднюю - ствол (земной мир) и верхнюю - крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила. Мировое дерево - это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.

«Неразлучники» На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.

Наш групповой Мини-музей

Литература 1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги. 2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. 3. Ожегов. Словарь русского языка 4. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007 5. www.julinakukla.narod.ru 6. www.moskids.ru ; 7. www.rukukla.ru ; 8. www.10ruk.ru