Комнатные растения        03.04.2019   

Родительское собрание по развитию речи в доу. Родительское собрания "Развитие речи". задачи и основные направления

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить и т.д.

Предварительная работа : - оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи;

Подготовка карточек для практической части собрания;

План проведения:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Педагогический всеобуч.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников»

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Ход собрания:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Дошкольное детство – сензитивный период для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. Другими словами, мы взрослые должны научить ребенка не просто говорить, а связно излагать мысли, доказывать, убеждать, спорить, объяснять, описывать, рассказывать, пересказывать, сочинять.

Не случайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребенка: его мышления, воображения, памяти, эмоций. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является не только необходимым условием для успешной учебы в школе, но и показателем общего развития.

Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности дошкольника (общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др.) Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно, легко и непринужденно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка, травмировать его психику.

С раннего возраста речь ребенка формируется в процессе общения на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев, затем уже на ее формирование оказывает влияние речь взрослых и сверстников в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с отставанием в развитии речи. Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие шестилетки испытывают трудности в создании связных высказываний. Причин тому множество. Развитие речи связано с различными факторами, как биологическими, так и социальными, психологическими, т.е. здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

Чтобы успешно развивать речь воспитанников, педагогу необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития и его закономерностях, механизмах развития и саморазвития речи.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей в разных видах деятельности (повседневное общение, специально организованная деятельность по развитию речи, развивающие занятия по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, овладению монологической речью и др.)

Взрослым необходимо помнить о том, что для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Особенно оно важным оно является в первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Кроме того, гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от качества общения, комфортности взаимоотношений с собеседниками. Поэтому очень важно правильно организовать речевую среду, создать условия для общения детей с взрослыми и другими детьми, поскольку речь – это один из главных показателей психического развития, в ней отражаются все достижения и проблемы ребенка.

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставлять ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных предложений, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога.

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место быть односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника – это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты (их еще называют «речевые клише») которые часто повторяют взрослые, включаются в речь ребенка и занимают а ней довольно большое, но различное у разных детей место. Часть детей склоны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Что такое речь? (вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на доске вывешены карточки с текстом).

    Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

    Общение ребенка со сверстниками.

    Строение артикуляционного аппарата.

    Речь взрослых – образец.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Чтение детям художественной литературы.

    Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

4.Подведение итогов собрания.

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Основные задачи речевого развития детей - это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Предварительно вы заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод- что речь ваших детей удовлетворительна и многие считают, что форма педагогической помощи для вас является род. собрания, открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы.Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

ромашка

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Спасибо всем.

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связной речи.

Напоминаю вам, что дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Называть части предмета, части тела.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Станция «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок» играя с куклами, у ребенка развивается

память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Станция «Творческая» игра с шарами

вам надо проявить творчество и подобрать прилагательные к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3)Станция «Наши руки не знают скуки»

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный - почки;
Мизинец - сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение - как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Буклеты)

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп - мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы - идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа -жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 станция

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. НА предыдущем собрании мы с вами выучили несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Я вам напомню, что занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух - трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.

Хоботок - вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями

Окошко - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал - показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки - кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо - влево, Вправо - влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо - влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась И побежала за лягушкой.

Улыбка

Теперь я предлагаю посмотреть фильм о нашей группе «Так мы живем»

и заполните шоковую анкету

Итог собрания

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания и позвольте вручить листочек доброты.. Пусть дети радуют Вас своими успехами

Цель: формирование у родителей представления о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития.

  1. Информировать родителей об аспектах речевого развития ребенка.
  2. Сформировать представление об основах конструктивных детско-родительских отношений.
  3. Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома.
  4. Пополнить педагогический арсенал родителей, способствовать повышению их речевой культуры.

Используемые технологии:

Квест-технология;

— ТРИЗ-технология;

игровые технологии;

— мини-лекция;

— психологические, трениговые упражнения;

— элементы мастер-класса;

— ИКТ-технологии (видеофильм, презентация);

Форма проведения родительского собрания: квест-игра.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа.

Количество родителей в квест- группах — 6-8 чел.

Количество квест- групп – 3

Продолжительность работы станций – 20 мин.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • необходимое мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма, микрофон, аудиоаппаратура для музыкального оформления;
  • листы регистрации;
  • разноцветные жетоны для распределения участников родительского собрания на квест-группы;
  • анкеты для родителей: экспресс-диагностика, анкета обратной связи;
  • необходимые материалы и оборудование для обеспечения работы станций квест-игры;
  • призы для награждения;
  • выставку литературы по развитию речи детей.
  • пригласительные билеты для родителей.

Сценарный план родительского собрания.

Этапы Цель этапа Инструмента-рий педагога по достижению цели Раздаточ-ный материал Деятельность родителей Планируемый результат
Вводный Сформировать у родителей представление о понятии «речевая компетент-ность ребенка» Анкетирова-ние, мини-лекция, презентация анкеты Заполнение анкет, просмотр презентации Выявление уровня родительской компетентности в ходе экспресс-диагностики, ознакомление родителей с содержанием темы собрания.
ОсновнойКвест-игра Выработать у родителей основополагающие навыки конструктивного речевого взаимодействия с ребенком, способствующее развитию его речевой деятельности. Квест-задания, деловые игры, элементы мастер-класса с выполнением практических заданий Карточки с заданиями Выполнение квест-заданий, участие в мастер-классе Формирование представлений о построении конструктивного взаимодействия с ребенком, направленного на формирование следующих основных аспектов его речевой компетентности:

— лексико-грамматическая;

— фонетико-фонематическая;

— коммуникативная

Заключи-тельный Получение обратной связи. Подведение итогов Круглый стол. Вручение наград победителям Грамоты, памятки, призы Обмен мнениями, формулировка запросов для дальнейшего взаимодействия Оптимизация процесса детско-родительского и психолого-педагогического взаимодействия.

Ход родительского собрания.

  1. Регистрация участников родительского собрания и организация начала мероприятия:

— родители заполняют лист регистрации;

— получают:

  • программки родительского собрания с названием станций и обозначением места работы станций;
  • разноцветные жетоны для распределения по группам;
  • анкету обратной связи;

— родители приглашаются в актовый зал образовательной организации;

— в зале звучит спокойная музыка, на экране слайд с темой родительского собрания и сведениями об организаторах мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квест-игре на тему: «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». Квест-игра будет проходить в виде путешествий по различным станциям. Последовательность станций размещена в маршрутных листах у руководителей групп. Распределение в группы осуществляется по цвету жетонов, которые Вы получили при регистрации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем сформированным группам отправиться в увлекательное путешествие! В ходе работы на станциях просим Вас заполнить анкету обратной связи (можно заполнить в ходе работы Круглого стола).

По окончании работы станций приглашаем Вас в актовый зал для поведения итогов и награждения победителей.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Станции для квест-игры.

I станция. «Все начинается с любви…»

Цель: Сформировать у родителей представление о понятии «конструктивное взаимодействие с ребенком».

Ход станции.

Уважаемые родители!

Мы рады вас приветствовать и благодарны вам за то, что вы нашли время и вас есть желание помочь вашим детям в их речевом развитии.

Позвольте начать нашу встречу с известного стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Действительно, все в этой жизни начинается с любви, а родительская любовь и вовсе может творить чудеса, ведь любящий родитель, понимая, что ребёнок — это его творение, его продолжение, принимает его таким, какой он есть: особенным, не похожим на других, неуклюжим или талантливым – любым.

Безусловная родительская любовь становится той стартовой площадкой, которая позволяет ребёнку достичь звездных высот, стать успешной личностью и счастливым человеком! Особенно показательной в этом плане является судьба известного изобретателя Т. Эдисона.

Предлагаем Вам познакомиться с его историей.

  1. Просмотр видеоролика «Роль материнской любви в судьбе Томаса Эдисона».

Уважаемые родители! Хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что мать Т.Эдисона не была профессиональном педагогом, но в меру своих сил она старалась создать такие условия, которые способствовали коррекции и развитию способностей её ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети стали успешными, мы должны приложить максимум усилий для создания обстановки, стимулирующей развитие наших детей. Как этого добиться? Какие условия необходимы для стимулирования именно речевого развития ребёнка?

Предлагаем Вам сыграть в игру «Цветик-семицветик», в ходе которой мы попробуем найти ответ на интересующие нас вопросы.

  1. Игра «Цветик-семицветик» (основные положения конструктивного взаимодействия):

Уважаемые родители! Всем Вам знакома сказка В. Катаева, в которой девочке Жене помогал в исполнении её заветных желаний волшебный цветок. Представим, что он перед нами и сейчас на каждом их его лепестков записаны заветные желания наших детей, касающиеся их речевого развития. Давайте воспользуемся этими волшебными подсказками и поможем нашим детям. Родители по очереди отрывают лепестки и зачитывают инструкции – пожелания.

Лепесток № 1

Дорогой родитель! Чтобы я хорошо понимал твои требования и мы легко могли общаться друг с другом, пожалуйста, научись строить Я-высказывания.

Комментарий ведущего: Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента. В чем принципиальная разница этих двух способов?

Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.

Ты уделяешь мне слишком мало внимания!

— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!

Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.

Эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового.

Научившись технике Я-высказываний, можно стать настоящим мастером дипломатии, научиться более безболезненно разрешать конфликты и не обижать ребёнка ненужными упреками и обвинениями.

Как правильно выстроить Я-высказывание?

Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.

1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.

Я расстроился. Я в растерянности. Мне очень неприятно. Мне так стыдно.

Я готова расплакаться. Я сержусь.

2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».

Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные тобой вещи.

Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.

3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

Для меня это событие было очень важным.

Я потратил на это много усилий.

Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.

4. Выражения пожеланий и просьб.

Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.

Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.

5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.

Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.

Давайте потренируемся в построении Я-высказываний . Родителям предлагается построить высказывания в следующих ситуациях:

Ребенок не убрал игрушки. Не хочет есть. Не хочет ложиться спать и т.д.

Лепесток № 2

Дорогой родитель! Пожалуйста, проявляй свою любовь ко мне: я в ней очень нуждаюсь и очень хочу чувствовать, что ты меня любишь всегда, даже когда я капризничаю.

Комментарий ведущего: для нормального развития ребенка очень важно проявлять эмпатию по отношению к нему: поглаживать, прижимать к себе, говорить ласковые слова. Даже если ребёнок совсем маленький и еще не умеет разговаривать, он слышит и воспринимает Вашу интонацию. Помогите ему почувствовать Вашу любовь. Ребенок должен знать, что мама любит его всегда, даже если он совершит оплошность. Для нормального развития ребенку необходимо не менее 8 объятий в день и 7 поцелуев.

Давайте потренируемся и составим копилку ласковых слов и обращений к ребёнку.

Самые активные родители получают жетоны.

Лепесток № 3

Дорогой родитель! Пожалуйста, разговаривай со мной! Когда я совсем маленький, обращенные ко мне слова способствуют развитию импрессивной речи (т.е. восприятие речи других людей). Когда я становлюсь старше, мне интересно разговаривать, узнавать новое и высказывать свое мнений. Беседуя со мной, строй предложения так, чтобы я вынужден был давать развернутый, а не односложный ответ. Это поможет мне овладеть искусством ведения диалога.

Лепесток № 4

Дорогой родитель! Пожалуйста, не оставляй меня наедине с гаджетами, т.к. я хочу научиться живому общению и построению отношений с людьми, а не с бездушной машиной. Создай условия для моего познавательного развития, интересных походов, общения со взрослыми и сверстниками. Это лучшее средство для развития души, речи и интеллекта.

Лепесток № 5

Дорогой родитель! Пожалуйста, научись приемам активного слушания, чтобы я понимал, что ты слышишь меня и тебе интересно общение со мной. Эти приемы описаны в книге Т. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»:

1.Смотри на меня, когда я говорю. Сделай так, чтобы наши глаза были на одном уровне.

2.Используй технику «Эхо»: дословно повторяй мои последние слова и кратко содержание моего высказывания: «Если я правильно тебя поняла, то ты сказал о том, что тебе очень хочется поскорее пойти гулять?»

3.Когда я говорю, кивай головой, «угукай», говори «Да, я понимаю». Это поможет мне понять, что мои мысли и суждения, как и я сам, интересны и дороги тебе.

4. Если я не могу закончить фразу или выразить точно свою мысль, не делай этого за меня, а задай мне наводящие вопросы, чтобы я сам сумел закончить высказывание. Это поможет мне почувствовать свою значимость и поднимет мою самооценку.

Лепесток № 6

Дорогой родитель! Пожалуйста, стимулируй мою мелкую моторику: играй в пальчиковые игры «Сорока-сорока» и др., рисуй, лепи. Это позволит подготовить руку к письму и будет стимулировать речевой центр мозга.

Лепесток № 7

Дорогой родитель! Воспитывая меня, пожалуйста, помни заповеди великого педагога Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

Станция № 2 «Мои слова- моё богатство»

Цель: Выработать навыки педагогического воздействия, направленного на расширение лексического запаса ребенка и формирование навыков грамотной речи (фонетика, грамматика).

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы рады Вас приветствовать и благодарны Вам за то, что Вы нашли время и у Вас есть желание помочь Вашим детям в их речевом развитии.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например: Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т.д. Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т.п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Важным аспектом речевой компетентности человека является фонетико-фонематическая сторона его речи. Неверное, нечеткое произношение звуков может стать поводом для насмешек. Позаботьтесь о психологическом здоровье Вашего ребёнка, отрабатывайте с ним чистоту произношения с помощью чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Давайте попробует сделать это вместе. Родители отрывают от цветика-семицветика листочки и проговаривают написанное в соответствии с заданием: например, прочитайте чистоговорку от лица Медведя из сказки «Теремок» или от лица Волка из сказки «Семеро козлят».

Например:

Чистоговорки в картинках.

Вот такие карточки можно использовать для занятий с ребенком.

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста скороговорки необходимо использовать, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогает формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».

Обязательное условие! В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это, конечно, «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Примеры скороговорок, которые родители читают по очереди.

Скороговорки на букву «Р»

Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Уважаемые родители! Школьные успехи Вашего ребёнка и его жизненная успешность во многом зависят от того, насколько грамотной является речь Вашего ребёнка: правильно ли он ставит ударение в словах, умеет ли верно использовать падежные конструкции и предлоги, строить предложения.

Но речь наших детей будет правильной и грамотной только в том случае, если таковой является речь окружающих их взрослых. Предлагаю Вам пройти маленький тест и проверить свои знания из области русской грамматики.

Тест «Правильно ли Вы ставите ударение в этих словах»

(правильный вариант выделен цветом)

ЩАвель ЩавЕль
ОбеспечЕние ОбеспЕчение
ГипОтеза ГипотЕза
ЗАвидно ЗавИдно
ДоговОр ДОговор
ШарфЫ ШАрфы
СрЕдства СредствА
БаловАть БАловать
ДиспАнсер ДиспансЕр
ОдновремЕнно ОдноврЕменно
ЖАлюзи ЖалюзИ
КатАлог КаталОг
ЧерпАть ЧЕрпать
КрасИвее КрасивЕе
ПлатьЯ ПлАтья
ГазопровОд ГазопрОвод
ОткупОрить ОткУпорить
СливОвый СлИвовый
СвЕкла СвеклА
КвАртал КвартАл
ТОрты ТортЫ
ИскрА Искра
ДосУг ДОсуг

Родители, набравшие по результатам теста 12 баллов и выше — получают жетоны.

Тест № 2 Исправь ошибку.

  1. Мой ребенок пойдет в школу в двухтысяча девятнадцатом году. Правильно: … в две тысячи
  2. Мне нужно успеть купить все необходимое для школы к 1-му сентябрю . Правильно: … к 1-му сентября ; 8-му марта и т.п.
  3. У двоих девочек нашей группы рисунки получились более красивее . Правильно: .. у двух девочек … более красивыми.
  4. Я вернулась с командировки в четверг. Правильно: … из командировки.
  5. Кондуктор требовал оплатить за проезд . Правильно: … заплатить за проезд или оплатить проезд .

Родители, набравшие по результатам теста наибольшее количество баллов — получают жетоны.

МОБУ детский сад присмотра и оздоровления "Колобок"

г. Данилов Ярославская область

Конспект

родительского собрания

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Воспитатели: Ю. А. Луговая

Е. С. Кудрявцева

Ноябрь 2014 г.

Цель:

формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
  • привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Практикум
  3. Заключительная часть.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.

К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика , т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика . Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая среда: мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края, репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

  • Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

  • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

  • Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

  • Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Практикум

А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»

Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Остановка «Творческая» игра с шарами

В ам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3) Остановка «Наши руки не знают скуки»

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»

2) Пальчиковая игра « Медведь » (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Остановка «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 Остановка "Артикуляционная гимнастика"

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка

Итог собрания

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!


"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

План проведения:

1.Вступительная часть - объявление темы собрания, целей

2.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

3.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи
детей «Речевичок»

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

« Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация)

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учить наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга".Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко".Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне".Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи

А сейчас дорогие родители я предлагаю вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой» .

Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол - стул

Кресло - диван

Рубашка - футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например : 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки - залог здоровья и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Документы для скачивания: