Садовые растения        21.06.2019   

Воспитание толерантности как стратегии поведения. Воспитание толерантности

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т.о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

Использование демократического стиля педагогического руководства;

Организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Воспитание толерантности начинается в семье. Основная роль в воспитании толерантности принадлежит родителям. Толерантные родители понимают, что их взаимоотношения с ребенком и их отношение к окружающему миру станут частью его мировоззрения и мироощущения. Через свой собственный опыт взрослые знакомят детей с правилами общежития.

Воспитывая ребенка соответственно своему представлению, родители встречаются с трудностями. Каждый человек проходит цепочку возрастных кризисов. Ему приходится меняться, узнавать что-то новое о мире. Это служит его взрослению и социализации. Переходные процессы развития ребенка накладывают большую ответственность и требуют большого терпения от близких людей.

Что означает слово толерантность?

Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

В обществе не наблюдается единства в понимании толерантности. Мнения людей о том, что такое толерантность и каковы ее границы, расходятся. По одной точке зрения, толерантность – свойство личности, по другой – навыки поведения.

Не так легко находиться в таких социальных образованиях, как «семья», «школа», «класс», «село», «город», «страна». Объектом нетерпимости в детской среде могут быть национальная, этническая, половая, социальная, религиозная принадлежность, особенности внешнего вида, привычки, увлечения…

Толерантным отношениям и установкам должна способствовать, прежде всего, атмосфера семьи. Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого. Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях. Малыш ищет способы самоутверждения: «меня должны бояться, я должен быть сильным».

Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.


Нельзя забывать, что большую часть зла творят равнодушные родители. Враждебное отношение ребенка к миру возникает от пустоты их души. Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность. Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.

Именно добрые семейные отношения семьи влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Очень часто родители не проявляют толерантности по отношению к старикам и показывают детям дурной пример. С детства помню своих соседей, которых осуждали мои родители и родственники за единственный неправильный поступок. Этих людей и их детей уважали, восхищались их трудолюбием, отношением к людям, друг к другу… Но однажды у них заболел дедушка. Дочь отказалась от отца, который нуждался в уходе. Дедушку отвезли в дом престарелых, где он и умер.

Есть восточная семейная притча:

В одном городе жила большая семья. Старый дедушка доставлял своим детям немало хлопот: перепутывал день с ночью, забывал закрывать калитку, опрокидывал на себя еду… Снохе надоело терпеть старого человека в своем доме, и она предложила мужу посадить выжившего из ума старика в корзину и отнести подальше в лес. Муж пошел за корзиной, а сын говорит ему:

— «Папа, не забудь принести корзину обратно».

— «А зачем она тебе?» — спросил отец.

— «Она мне пригодится, ведь когда-нибудь вы с мамой состаритесь».

Взрослые люди делят родительское имущество при живых родителях, выживают их из собственных квартир, забывая о кровном родстве и морали. Родительское презрение к людям с ограниченными физическими возможностями, к старикам дети принимают как норму поведения.

С какого возраста воспитывается толерантность?

С раннего детства ребенок усваивает некие нормы, заставляющие его поступать хорошо или плохо. Чуть ли не с первых месяцев он разделяет людей на своих и чужих.

Как формируются морально-нравственные установки, определяющие понятия «свой», «чужой»?

Трехмесячный малыш явно отдает предпочтение лицам своей национальности и пугается людей с ярко выраженными чертами другой расы. Трехлетние дети, не задумываясь, будут поддерживать только своих, вступать в отношения с теми, кого считают близкими или равными себе, не пытаясь разобраться в ситуации. Из страха они отказываются от игр и общения с незнакомыми и малознакомыми сверстниками.

В пятилетнем возрасте дети хорошо понимают, кто в данной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть и поддержать, а кого наказать.


Младший подросток 7-9 лет способен объяснить свой выбор и предложить свою позицию. Для него важна реакция окружающих, их оценка его поступка, его точки зрения. Он приобретает пока еще субъективный нравственный опыт, учится сотрудничать, проходит социализацию. Его отличает готовность принять чужую позицию, изменить свое первое ошибочное представление о своих одноклассниках, друзьях.

В 10-11 лет подросток начинает осознавать, что бывают случаи, когда чужой человек нуждается в помощи больше, чем свой.

Не секрет, что не все люди проявляют сочувствие и справедливое отношение к своим и чужим.

Маленькие дети руководствуются только чувствами и эмоциями. С возрастом они учатся разбираться в ситуации, обосновывать выбор, контролировать эмоции. Пик прагматизма достигается в юности.

В зрелые годы и ближе к старости людям свойственна сентиментальность, сочувствие, милосердие.

Психологические наблюдения

Психологи утверждают, что человек, который активно помогает близким, никогда не оставит без помощи незнакомых ему людей.

Выявлено, что в состоянии стресса готовность человека защищать чужого уменьшается.

Готовность человека помогать другим убывает с увеличением материального достатка, которым он обладает.

Это нужно знать

У разных авторов толерантность определяется по-разному: как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л. Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С. К. Бондырева).

Литература предлагает подходы к толерантности как к механизму общения, ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми – педагогов, врачей, психологов, политиков, представителей торговли.

Детский психолог К. Арутюнова предложила разным возрастным детским группам решить сложную дилемму: поезд неминуемо собьет 5 человек, которые оказались на его пути. Однако можно перевести стрелку и тогда пострадает один человек, идущий по рельсам. Детям предстояло выбрать только один из вариантов. Они выбирали в основном второй вариант. Ответы менялись в противоположную сторону с предложенным уточнением: тот один – ваш родственник.

Дилемма была усложнена: на мосту стоит очень толстый человек. Можно подтолкнуть его, он упадет на рельсы, поезд остановится и пятеро спасутся. В выборе ответа наблюдались колебания в связи с тем, что предлагалось толкнуть человека, а не просто перевести рычаг.

С изменением ситуации менялось решение дилеммы. У детей было достаточно времени на раздумья. Умение принимать разумные решения приходит с опытом и очень важно передать детям этот опыт.

Что такое интолерантность?

К крайним проявлениям интолерантности относятся этническая нетерпимость, терроризм, экстремизм, ксенофобия. Различают открытую интолерантность, которая возникает в управленческих, межконфессиональных отношениях и скрытую интолерантность (гендерная, межэтническая, профессиональная). Политическая же интолерантность выражается как в открытой, так и в скрытой форме.

В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по отношению к молодежи, их сленгу, субкультурам, увлечениям, привычкам и манерам… Не всегда проявляется понимание, терпимость и снисходительность к подростковым интересам и странностям. Многое зависит от родительской позиции, их умения противостоять трудностям, умения оценить различные стороны жизни, умения общаться с ребенком.

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека. Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, что может повлиять на снижение уровня интолерантности в нашем обществе? Каким образом необходимо формировать и развивать толерантность в наше время?

Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.



В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.