Дарим цветы        09.05.2019   

Занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Бухарова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МОУ Школа - Детский сад с.Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева
Населённый пункт: ЯНАО, Приуральский район, с.Катравож
Наименование материала: Конспект
Тема: Игровое занятие по развитию речи "Котенок". Первая младшая группа
Дата публикации: 22.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект игрового занятия в первой младшей группе

по развитию речи «Котенок»

Цель:
Повышение интереса и познавательной активности детей в процессе игровой деятельности.
Образовательные задачи:
- учить узнавать и называть домашнее животное - котенок; формировать знания об особенностях его поведения; -обогащать непосредственный чувственный опыт детей; -побуждать включать движения рук по игрушке в процессе знакомства с ним: обводить руками ча- сти игрушки, гладить их и т.д.; - формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 2-3-х слов; - формировать умение произносить звукоподражательные слова; - продолжать развивать умение играть вместе со сверстниками.
Развивающие задачи:
- развивать понимание речи и активизировать словарь; - развивать способность детей к речевому общению; - развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; - развивать моторику рук; - стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать акти- визации речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира; - воспитывать заботливое отношение к животным, стимулировать добрые чувства по отношению к ним. Интеграция образовательных областей: 
Речевое развитие:
Развивать речевую активность детей. Закрепить в словаре детей слова: котенок, молоко. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задание на закрепление произношения звука у. 
Познавательное развитие:
обогащать представление детей о домашних животных. 
Социально-коммуникативное развитие:
учить заботливому отношению к миру живот- ных; воспитывать положительные качества личности – проявлять желание помочь окружаю- щим. 
Физическое развитие:
учить детей выполнять движения согласно тексту; упражнять детей в беге; развивать моторику рук.
Материал
: красивая коробка, игрушка котенок, муляжи овощей (огурец, капуста, морковь), музы- кальная запись «Вой ветра». Методические приемы: 1. Сюрпризный момент 2. Рассматривание игрушки-кошки 3. Художественное слово 4. Вопросы к детям 5. Физкультминутка (пальчиковая, подвижная игра) 6. Упражнение на звукоподражание
Предварительная работа:
разучивание: песня «Серенькая кошечка», пальчиковая игра «Котята умываются», п/и «Кошки-мышки», игра «Снежинки летают».
Ход игровой деятельности:

Воспитатель

Дети

-
Где же ваши ручки? Ребята, сегодня к нам при- шли гости и предлагаю вам выучить гимнастику для рук: Показывают руки: «Вот они!»

Пальчиковая игра «Гости»
Тук – тук – тук (три удара кулаками друг о друга) Да – да – да (три хлопка в ладоши) Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) Рад всегда! (три хлопка в ладоши) Воспитатель до занятия выставляет в раздевалке коро- бочку с котенком. (Помогает младший воспитатель, сту- чится в дверь). - Ребята, кажется, к нам кто-то стучится в дверь, Вы ничего не слышите? (Воспитатель подходит к двери и забирает коробочку, показывает детям) . Кто-то принес нам такую красивую коробочку! Давайте посмотрим (рассматривают коробочку, но пока не открывают). Кажется, в ней что-то гремит? По- слушайте! (Подносит к детям поближе, дает послу- шать) Или звенит? (Затем воспитатель сама мяукает) Ой, мне кажется, что кто-то мяукает! (Открывает коробочку, там маленький котенок). - Ребята, посмотрите, кто же это? Правильно, котенок! Да какой он маленький, хорошенький, пушистый. Какой котенок? Давайте с ним по- здороваемся, скажем: «Здравствуй, котенок!». - Погладьте его. Алеша, а где у котенка ушки на макушке? Что это? Наташа, где у котенка зоркие глазки? Что это? Вася, где у котенка маленькие лапки? Что это? - А как же он сюда попал? Давайте послушаем, что нам скажет котенок (воспитатель мяукает: мяу- мяу-мяу). Все понятно: он потерял свою маму, лег в коробочку отдохнуть и уснул. Давайте ко- тенка пожалеем. Он, наверное, замерз, ведь на улице холодно. Звучит фонограмма ветра - Ребята, послушайте, что это за звук? Да, это воет ветер. Давайте представим, что мы с вами снежинки и полетаем. - Как красиво летали наши снежинки! А кто по- кажет, как воет ветер? Давайте вместе. - Что же ты, котенок, плачешь? Может быть, ты хочешь кушать? Что ты, котенок, говоришь? (Мяу-мяу-мяу). Он говорит, что хочет кушать, но нельзя кушать с грязными ручками и лапками. Давайте покажем котенку, как надо умываться. Выполняют движения согласно тексту. Индивидуальные и хоровые отве- ты детей. - Котенок! - Маленький, пушистый. - Здравствуй, котенок! Дети показывают и называют ча- сти тела котенка. Дети подходят, гладят котенка. - Воет ветер. Дети «летают». - У-У-У Дети выполняют движения, со-

Пальчиковая игра «Котята умываются»
Все котята моют лапки, Вот так! Вот так! Моют ушки, моют брюшки, Вот так! Вот так! А потом они устали, сладко-сладко засыпали! - Умницы ребята, мы показали котенку, как надо умываться. А теперь давайте его покормим. У меня есть овощи (показ муляжей). Милана, что у меня есть? - Кира, угости котенка. Чем ты угостишь котен- ка? (Котенок не ест, отворачивается). - Покорми котенка, Марк. Чем ты угостишь ко- тенка? (Котенок не ест, отворачивается). - Покорми котенка, Валя. Чем ты угостишь ко- тенка? (Котенок не ест, отворачивается). - А что же тогда едят котята? - Молодцы, конечно, котята любят молоко. Сде- лайте из ваших ладошек блюдце, сейчас мы бу- дем котенка молочком поить. Киска к деткам подошла Молочка просила. Молочка просила, «Мяу» - говорила - Как говорит котенок? Мяу-мяу-мяу. Кисонька поела, Песенку запела: «Мур – мур - мур» - Как запел песенку котенок? - Посмотрите, как повеселел наш котенок. Какие вы добрые детки, вы научили котенка… Чему? - Вы накормили котенка …Чем? - Вы помогли котенку, значит вы – помощники. Наши дети - замечательные помощники! Коте- нок хочет остаться и поиграть с вами. Оставим котенка в нашей группе? гласно текста, воспитатель напо- минает, чтобы слова текста дети проговаривали вместе с ним. - Овощи. - Угощу огурцом. - Угощу капустой. - Угощу морковкой. - Молоко. Индивидуальные и хоровые отве- ты детей. - Мяу-мяу-мяу. - Мур-мур-мур. - Умываться. - Молоком. - Да!

Программное содержание:

1. Учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке.

2. Продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества.

3. Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей.

4. Закрепить произношение звуков «э – э – э». Звукосочетаний «пи – пи – пи», «гав – гав», «иго – го», «мяу».

5. Обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».

Демонстрационный материал

Игрушки – собака, лошадка, кошка, медведь, заяц, цыпленок, пчелка, чудесный мешочек.

Раздаточный материал

Атрибуты лошадки.

Предварительная работа

Провести беседу, кто узнает по описанию игрушку. Рассмотреть иллюстрацию с игрушками. Поиграть в игру «Узнай и назови».

Ход Занятий

Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь, дверь открывается – залетает пчелка с мешочком – «Жу – жу – жу».

Пчелка: - Это детский садик?

Воспитатель: - Да!

Пчелка: - Я прилетела к вам в гости, еле – еле долетела. Устала нести мешочек, да еще замерзла, потому, что на улице зима, а зимой я в своем домике сижу. Но мне стало грустно одной, вот я прилетела к вам повеселиться, лето вспомнить. Летом тепло, светло, кругом зелено, травы и цветов много. Вот я летаю летом с цветка на цветок и про себя стихи читаю:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я на цветочке сижу,

Я на цветочке сижу,

И букву «ж-ж-ж» твержу

Ну, ребятки, вместе со мной повторите ж-ж-ж-ж.

Дети: Ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Пчелка: - Вот так, детки, молодцы, порадовали меня. За это я вас угощу. Но в начале со мной поиграйте. А игра у нас проста.

Воспитатель: - Пчелка, что это за игра?

Пчелка: - Вот мешочек не простой, в нем много игрушек. Я буду показывать игрушку, а вы вместе с воспитателем расскажите, что знаете об этой игрушке.

Воспитатель: - Ребята, поиграем?

Дети: - Да! (Хором)

Пчелка: - (достает игрушку – кошку). Что это за игрушка?

Дети: - Кошка!

Воспитатель: - Арина, расскажи пчелке все что знаешь о кошке, а вы ребята, помогайте.

Наводящие вопросы – ответы детей.

Дети: - Кошка пушистая, у нее есть лапки, хвостик – длинный, ушки – маленькие, шкурка мягкая и есть усы.

Воспитатель: - Ребята, давайте повторим про кошку все вместе.

Пчелка: - Умница, Арина, о кошке знает многое.

Воспитатель: - Пчелка, а ты послушай потешку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы,

Удивительной красоты.

Глазки смелые, зубки белые.

Вот какой наш котик.

Пчелка: - Ой ребята, смотрите, кто это? Пушистый, уши длинные.

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Саша. Расскажи пчелке о зайчике, а вы дети, помогайте

Дети: - У зайки длинные уши. Хвостик маленький, шубка пушистая, передние лапки короткие, задние длинные. Живет он в лесу.

Пчелка: - Ребята, ну – кА повторите все вместе.

Дети: - (хоровые ответы)

Пчелка : - А что заяц любит?

Дети: - Морковь!

Воспитатель: - Пчелка, а про зайчика хочешь стих послушать?

Жил, был зайчик

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке,

Отморозил хвостик

И поехал в гости

К ребятишкам греться.

Пчелка: - Ай да умненький зайчик! Ребята, а это кто?

Дети: - Мишка!

Воспитатель: - Катя, расскажи пчелке про мишку косолапого, а вы ребята слушайте внимательно.

(Наводящие вопросы – ответы детей).

Дети: - он большой и косолапый. Живет в лесу, собирает шишки. Любит мед.

Воспитатель: - Ребята, покажите, какой он большой?

(дети имитируют, показывают величину, рост медведя)

Детки, а как он рычит?

Дети: - э-э-э-э-э-э-э-э.

Воспитатель: - А давайте мы покажем, как идет медведь по лесу?

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

И карман кладет,

Вдруг упала шишка

Мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ.

Вот видишь, пчелка, детки какие молодцы, они про мишку много чего знают.

Пчелка: - Посмотрите. Посмотрите, да кто же это такой?

Дети: - Цыпленок!

Воспитатель: - Ксюша, расскажи нам пожалуйста что ты знаешь про цыпленка?

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - Цыпленок маленький, желтенький. У него есть крылышки, лапки, клюв, глазки синенькие.

Пчелка: - Ребята, повторите еще раз, чтобы я запомнила, как пищит цыпленок?

Дети: - Пи-пи-пи.

Воспитатель: - Цыпленок маленький, он очень хочет тихо пищит, поможем ему хором! (хоровые ответы).

Пчелка: - Вот так – то лучше, молодцы. Вот посмотрите еще одну игрушку, кто это?

Дети: - Собачка!

Воспитатель: - Маша, Расскажи пчелке и всем нам про собачку.

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - У него хвостик, лапки, ушки, есть клыки и зубки.

Воспитатель: - Пчелка, наша собачка не кусается, она добрая. Она играет. Детки, а как собачка лает?

Дети: - Гав-гав-гав.

Пчелка: - Тогда я с ней тоже поиграю (гладит собачку).

К нам пришла собачка,

Хвостик закорючкой,

Зубки острые, шерстка пестрая.

Раздается громко «Иго – го, иго – го».

Воспитатель: - Ребята, а мы никого не забыли?

Дети: - Лошадку! Это она так кричит!

Пчелка: - Ну – ка, ну – ка покажите, все, все про нее расскажите, все, все про нее расскажите!

Воспитатель: - Юля. Помоги мне. Пожалуйста, рассказать про лошадку.

Дети: - У лошадки есть грива, длинный волосяной хвост, ушки, ножки.

Пчелка: - Юля, а стишок знаешь про лошадку?

Воспитатель: - Стой, стой, пчелка, стишок мы тебе расскажем все вместе.

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Ребята, а у нас есть еще маленькие лошадки, давайте и мы поскачем, (воспитатель раздает атрибуты, дети едут).

Гоп, гоп! Конь живой,

И с хвостом, и с гривой

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Пчелка: - Ребята, мне у вас очень понравилось, но надо возвращаться домой. Спасибо вам большое! А вот вам и угощение (пчелка угощает детей). Я вас не забуду, еще к вам прилечу. Я полетела, до свидания, ж-ж-ж-ж.

МКДОУ БГО ЦРР-детский сад №11

Конспект ООД по речевому развитию

В 1 младшей группе

«Дружная семейка»

Составила воспитатель:

Грачева Н.В.1кв.категории

Цель : Речевое развитие.

Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие»

Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие связной речи, формирование способностей к диалогической речи, звукоподражании голосам птиц; знакомство с русским народным фольклором.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Знакомство с понятием «Семья», воспитание заботливого отношения к животным.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики движения обеих рук, умение соотносить речь с движением.

Использование современных образовательных технологий: игровая, технология исследовательской деятельности (звукоподражание.)

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, пшено, тарелочка для пшена, фонограмма голоса петушка, курочки, цыплят.

1 Организационный момент.

Ребята, кто это кричит, кто это в гости к нам спешит? (показывает изображение петушка на доске)

2 Основная часть. Знакомство с петушком, рассматривание его.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с петушком .(Дети здороваются)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

(Читая потешку, воспитатель показывает части тела птицы)

Посмотрите-к какой наш петушок красивый!

Где у петушка хвост? А где у петушка крылья? А покажите где у петушка ножки?

А как петушок поёт? (Ку-ка-ре-ку)

Наш петушок к себе курочка зовёт.

Давайте и мы позовём курочку. Как её позвать? (Цып-цып-цып)

(Показывается изображение курочки рядом с петушком)

Посмотрите, курочка такая же, как петушок?

Петушок большой, а курочка…(побуждает договаривать фразу)

Хвост у петушка большой, а у курочки (маленький)

А курочка как говорит? (ко-ко-ко)

Петушок-это папа, а курочка? (мама). У них есть детки-цыплята. А вместе они-семья.

3 Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…»

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-курочкой, а вы- мои детки-цыплятки. Мы с вами пойдём гулять и делать то, что делают цыплята на прогулке.

Дети встают с мест, подходят к воспитателю, у которого на голове шапочка-гребешок курочки. Воспитатель напевает слова русской народной песенки и показывает движения инсценировки, побуждая детей повторять движения за ним.

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки. Воспитатель ходит по группе

Ко-ко-ко, ко-ко-ко Воспитатель «грозит» пальцем

Не ходите далеко

Лапками гребите, Присаживаются, стучат пальчиками по полу.

Зёрнышки ищите.

4 Заключение.

Ребята, а давайте покормим наших птичек зёрнышками(достаёт пшено). Возьмём пальчиками щепотку зёрнышек, насыплем их для курочки и петушка и позовём их «Цып-цып-цып».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Речевому развитию в 1 младшей группе Тема: «У Мишутки день рождения»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по речевому развитию в 1 младшей группе. Задачи:- познакомить детей с понятием «берлога»;-развивать артикуляционный аппарат и речево...

Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе

Направление «Речевое развитие». Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Образовательная область «Коммуникация»

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать, брать - класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Примерные списки литературы для чтения детям

Русский фольклор Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.
Песенки, потешки , заклички . «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).

Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года жизни многие дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорного р. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.

Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года жизни многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш, ж) – свистящими (с, з) или переднеязычными (т (ть), д (дь)) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Показатели речевого развития детей

Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленным сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной еще в 1970-е годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей .

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются: «Где?», «Когда?», «Почему?».

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Пользование (связная речь). Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи-либо высказывания – словом, определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.

Интонация. Речь становится все больше эмоциональной.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших места в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные стихи, песенки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200–1500 слов.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложными фразами, в их речи появляются придаточные предложения (грамматически не всегда правильные).

Пользование (связная речь). Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращенной.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука р и шипящих.

В августе-сентябре, общаясь с детьми, наблюдая за их поведением, целесообразно обращать внимание на уровень их речевого развития. Эти сведения позволят позже педагогу объединять детей в подгруппы (на занятиях), осуществлять индивидуальную работу с малышами. Условно можно выделить три подгруппы:

Дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чем-то рассказать ему;

Дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (Когда? Почему?), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки;

Дети третьей подгруппы на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.

Формы работы по развитию речи

В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Дети 2–3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котенка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. п.

Осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Обучение на занятиях – это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.

Организация и проведение занятий

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, основываясь на рекомендациях СанПина, рекомендует проводить в первой младшей группе восемь занятий в месяц по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе продолжительностью 8–10 минут.

Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам. В подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития.

Наблюдения показали, что дети в возрасте 2 лет – 2 лет 6 месяцев отличаются от детей второго полугодия третьего года жизни и поведением, и ответами на занятиях. Например, для ответа на вопросы: «Что изменилось?», «Почему цыплятки не клюют зернышки?», «Почему девочка не ест суп?», – младшим детям требуется больше времени, частых повторений, подсказок, объяснений, чем детям старше 2 лет 6 месяцев.

В настоящем пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе. Воспитатель должен творчески подойти к использованию данного материала. Учитывая уровень речевого и умственного развития детей своей группы, он может заменить предлагаемые занятия иными, поменять их последовательность, увеличить (уменьшить) количество заданий в каком-либо конкретном занятии и т. п.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие. Поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприятия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений.

Речевая и умственная нагрузки, предусмотренные при планировании работы в сентябре – октябре, заметно меньше, чем в последующие месяцы, а продолжительность некоторых занятий всего 6–7 минут. Это сделано преднамеренно, чтобы постепенно сформировать у детей желание заниматься. Учтена и еще одна особенность детей данного возраста: после занятия малыши не спешат разойтись, – они тянутся к воспитателю, к тем игрушкам, которые им показывали. Дети, малоактивные на занятиях, смелее действуют с игрушками и отвечают на вопросы педагога именно в это время. Таким образом, освоение программного материала продолжается еще в течение 3–4 минут.

В первой младшей группе на многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач развития речи. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов.

В первой младшей группе значительное место в учебном процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.

Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Например: «Сегодня я вам прочту очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком лиса с кузовочком», – рассказывает педагог. «Где она?» – интересуются дети. – «Покажите!» – «Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и покажу, обо всем и расскажу», – отвечает педагог.

Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать малышей соблюдать правило: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя. Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать эту вещь у детей так велико, что они тянут ее каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так, чтобы все хорошо ее видели, но не могли достать (например, на пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использоваться. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя.

Уже отмечалось, что в ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься.

Детей нужно усадить так (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые вместе, и т. д.), чтобы они не мешали друг другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками. Малыши должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в поле зрения ребенка, ее нужно переставить).

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1–2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо!»). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)…» и т. п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие блины и съедает их», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.

Чередование различных приемов обучения и прежде всего пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример.

Воспитатель говорит детям: «Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав».

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.