Флористика        12.05.2019   

Александр Лобок: Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас. Школа вероятностного образования Александра Лобка

Психолог, психотерапевт, философ, кандидат философских наук, доктор психологических наук. Профессор Московского городского педагогического университета. Cоздатель Лаборатории вероятностного образования и Лаборатории Азартайнинга.

Александр Лобок окончил философский факультет Уральского государственного университета. Еще во время обучения заинтересовался психологией, и, как вспоминает сам, его становление как психолога началось именно во время получения философского образования.

В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по философии, в которой исследовал историко-генетические координаты формирования экзистенциального и социокультурного выбора личности.

С конца 80-х Лобок работал в области экспериментальной педагогики, создал систему обучения и психологического сопровождения ребенка с проблемами в обучении. Александр Лобок разработал и апробировал более ста оригинальных технологий, позволяющих формировать и развивать языковое и математическое мышление у детей 5-12 лет. За вклад в педагогику главный редактор газеты «Первое сентября» Симон Соловейчик назвал его «учителем столетия». В 1991 году организовал Лабораторию вероятностного образования.

В 1997 году Лобок защитил докторскую диссертацию по психологии по совокупности научных работ. Его оппонентами на защите стали психологи Александр Асмолов, Виктор Каган и Алексей Леонтьев.

С 2000 по 2007 год Лобок – профессор института образовательной политики «Эврика». В 2013 году в продаже появились игры для детей «Архикард», «Магнематика», «Шрифтомагия» и «Азбука смыслов», в основе которых – игровой инструментарий обучения, придуманный Лобоком. В это же время он создал Лабораторию азартайнинговых технологий, в рамках которой и сейчас продолжает заниматься разработкой и апробацией новых технологий совместно с детьми и их родителями. Азартайнинговые технологии обучения помогают бороться с синдромом образовательной депрессии и развивать у детей интерес к обучению.

С 2003 по 2008 работал редактором газеты «Первое сентября».

«Любая проблема ребенка или его родителей – это вызов педагогической и психологической креативности. Давайте учиться превращать дефициты в ресурсы» – профессиональное кредо Александра Лобока и главный принцип деятельности его лаборатории.

Образование Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ), философский факультет (1980)

  • «Подсознательный Маркс, или Евангелие, которое не состоялось»
  • «Антропология мифа»
  • «Другая математика»
  • «Вероятностный мир»
  • «Наука ученичества, или обратная сторона дидактики»
  • «Алмазная земля педагогики Олонхо»
  • «Преодоление морали, или парадоксы «нравственного искусства»

«Азартайнинг: развивающие игры нового поколения»

«Понимание»

Психологические программы «Ветер открытий»

«Искусство семейного счастья»

«Галерея культуры и психологических искуств»

«Психологическая мастерская «Рождение отца»

«Психологическая мастерская «Философия тела и танца»

«Искусство быть собой. Самоактуализационная супервизия»

«Самоактуализационные практикумы «Искусство наслаждения»

«Психодинамические тренинги личностного роста «Как?»

«Экзистенциальные группы «Линии понимания»

«Психологический фитнес»

«Тренинг педагогического понимания»

Доктор психологических наук, профессор УрГПУ, психолог-консультант, психологического центра «ЛОТОС», руководитель лабораторий «Вероятностное образование» , «Анализ и исследование», Лаборатории сопровождения инновационных образовательных проектов, тренер, бизнес-тренер.

Автор 15 книг и более чем двухсот статей, в том числе по психологии креативности, технологиям развития творческих способностей, автор программы «Одаренные дети» и оригинальных разработок в области создания инновационного климата в коллективе и условий для максимальной профессиональной и жизненной самореализации личности.

Осуществляет экспертные работы по заказам образовательных учреждений в двадцати регионах России (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Иркутская область, Свердловская область, Тюменская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Текст интервью:

(00.17) Что такое счастье с Вашей точки зрения? И как стать счастливым?

Есть две совершенно разные истории.

Счастье – это надежда, это предположение, это то, чего никогда не может быть натурально и много. И поэтому стать счастливым – это по большому счету, умереть, исчезнуть. Потому что счастье – это некое предположение того, чего пока нету, что возможно.

И поэтому, если счастье возникает, то это именно мгновение счастья. Я проживаю это некое абсолютное чувство совпадения себя и нахождения в каком-то потоке, но затем я из этого выпадаю для того, чтобы заново осознать себя в одиночестве, в несчастье. Но именно когда я осознаю себя в одиночестве и несчастье. И при этом осознаю себя в этом деятельно, когда я проживаю это, как некоторое состояние не апатии и тоски, а некоторое состояние роста над самим собой, и понимание того, что где-то там впереди может мелькнуть очередной некий проблеск того, что можно назвать счастьем – тогда супер, тогда все нормально.

И вот на этой растяжке между желанием предположения счастья, про которое мы никогда ничего заранее доподлинно не знаем и не можем знать, и на личном существовании, которое не совпадает с вот этим предполагаемым непонятно чем – вот это и есть жизнь человека. И если она проживается насыщенно на бесконечной этой растяжке, мы оглядываемся назад и говорим себе: «Ух, ты, а ведь пожалуй, я прожил счастливую жизнь

Когда я сам себе говорю в свои 55 лет, что «черт побери, я прожил, в общем-то, такую счастливую жизнь», это означает не то, что не было тоски, не было падений, провалов, а то, что было состояние вот этого глобального некоего такого драйва к себе незнакомому.

Это всегда болезненно. Как то, что я сегодня говорил, что «если человек – это есть ситуация рождения (неоднократные рождения)». Человек есть, по своей сути – ситуация рождения. Как, например, сейчас Вы разговариваете со мной, и я пытаюсь натурально здесь и сейчас родиться у Вас на глазах. Это понятно?

То есть, создать нечто из себя, чем я заранее не обладаю. И это процесс мучительный. Он трудный. Рождение вообще мучительно. Это всегда кровь, боль. И это всегда какая-то нелепость вхождения в мир, не уютность какая-то. Я вхожу в мир, в котором мне не уютно. Но именно в этой точке возникает и предположение того, что мир может быть и не с небом в алмазах. Вот это миф счастья. И это очень четкий ответ.

Счастье – это миф. Но очень сильный, очень значимый, фундаментальный миф, который фантастически человеку нужен. И именно поскольку есть пространство этого мифа, и одновременно есть предположение себя, как способного вести диалог с этим мифом. Причем, я же не знаю, в чем этот миф, я надеюсь на счастье, я никогда не знаю, в чем оно может быть, это всегда область надежд. «А счастье было так возможно, так близко», и т.д. Но в чем оно? Описать я его не могу. И вот это состояние предположения и надежды на счастье, это и есть человеческая жизнь, это и круто.

Счастье есть в этом предположении. И в движении к этому предположению, про которое мы заранее ничего не знаем. И некий проблеск счастья исчезновения и нового движения к предположению – вот это оно и есть.

(03.59) Есть общепринятая точка зрения, что цель жизни человека, или смысл жизни человека заключается в том, чтобы стать счастливым. Так ли это?

Смотрите. Давайте разделять. Цель и смысл – абсолютно разные вещи.

Цель – это то, что мы впереди себя предполагаем, куда мы стремимся. Понимаете, эта цель не связана с надеждой. Цель – это то, что мы себе ставим. И смысл цели – с одной стороны, создавать для нас некую динамику движения, а с другой стороны, для того, чтобы эти цели не разрушались.

Слава Богу, что мы своих целей не достигаем. Слава Богу, если жизнь оказывается больше тех целей, которые мы перед собой поставили. Вот тогда у нас есть пространство жизни. И причем, всегда больше, значительно больше. Я не достигла того, другого, третьего, десятого, пятого, но при этом, я боковым зрением вижу и осознаю: «черт побери, но жизнь моя состоялась, и по большому счету состоялась». А в чем состоялась, я не могу сказать.

Я простой московский педиатр. Вот напротив нас стоит девушка, которая только что со мной разговаривала. Она просто педиатр. Да идите уже сюда, простой российский педиатр, с которым я только что разговаривал.

Так вот, для меня эта история заключается в том, что я могу ставить любые цели, любые какие-то предположения, но всегда по ту границу оказываюсь. Я настоящий, а они всего лишь такие искусственные конструкции, которые меня стимулируют, но не к тому, чтобы я их достиг. То есть, условно говоря, если я достиг своих целей – все, это конец. Жизнь кончилась. Это естественно.

А если я бьюсь за цели, но при этом боковым образом создается плоть жизни, которая не совпадает с моими целями. Но в этой плоти я тащусь и кайфую – жизнь состоялась.

А смысл – это и есть как раз второе. Цель – это то, я ставлю. А смысл – это как раз я оглядываюсь назад, и говорю: «так, черт побери, и что же это было, то, что я прожил?»

Смысл всегда приходит позже. Смысл – это попытка осознать. Смысл нельзя сконструировать заранее. Цели мы конструируем заранее. Смысл – невозможно.

Мы оглядываемся на жизнь простого московского педиатра. Как Вас зовут?

Людмила Владимировна: Людмила Владимировна.

Вот, Людмила Владимировна оглядывается на свою жизнь, и задается вопросом «ради чего я жила». «И вдруг понимаю – Ух ты, в этом что-то было. В этом – что-то есть в том, что я прожила. И в это вглядываюсь».

У меня нет однозначного ответа. Например, если говорят: «ах, это было прекрасно!» — это было не о чем. Потому что все было сложно. Я могу дать такой ответ: «ну прекрасно было». Самое главное – я понимаю, все было больше, чем я предполагала. И вот это на самом деле интересно. Значит, смысл был в моей жизни.

Смысл был потому, что происходило рождение чего-то, что не было предписано некоторыми венными инструкциями, воспитательскими инструкциями, и т.д.

И в результате, я случилось как что-то, что превышает некоторую заранее запланированность. Я случилось в своей реальной, персональной незаменимости. В своей уникальности реальной. В реальности жеста, взгляда, некой позы, и т.д. В реальности вот той плоти бытия, которая создалась.

Вот если мы будем спрашивать: какие цели Вы ставили в своей жизни? Была куча целей, и большинство из них — не реализованы. Я хотела быть тем, я хотела быть этим. Вначале хотела в космос слетать, потом балериной Большого театра, потом еще чего, это мечты. Потом цели добиться того, другого, третьего. Не получилось не то, не другое. Но жизнь то состоялась.

Потому что жизнь – это то, что всегда значительно превышает масштаб наших целей. Но ее надо еще идентифицировать. Ее еще нужно увидеть и узнать, и сказать: «ух ты, вот она самая и была». И в этой своей уникальности ее нельзя заменить ничем другим.

Персональная жизнь Людмилы Владимировны абсолютно не может быть замененной ничем. В этом и есть ее смысл. В этом смысл! Смысл в том, что Ваше персональное бытие не может быть никем замененным.

Если Вы умудрились бы (к счастью, это ни у кого не получается) прожить всю свою жизнь от начала до конца абсолютно клишировано и по схемам, вот тогда Ваша жизнь была бы бессмысленна.

К счастью, самый – самый неразвитый человек умудряется прожить свою жизнь иначе. Хоть как-нибудь, но пытается обрести то пространство, в котором он есть он. Да хоть там наклюкаться полторы бутылки алкоголя, хоть в этом пространстве сказать: «вот он я». Ну, это дурацкий такой пример. На самом деле, найти пространство, в котором есть моя бытийность, моя не предписанность. То, что душа, когда орет: «в чем смысл», а где вот это мое поле моей предписанности, где я и только я, не совпадающий ни с кем другим.

(09.30) Что делать, когда душа орет, и хочет смысла?

Вглядываться. Он есть. В него надо учиться вглядываться. То, что называется «глаза раскрывать». То, что нам кажется, что смысла нет, а на самом деле, когда мы начинаем вглядываться, всматриваться, (вот здесь, кстати, очень помогает работа психолога – консультанта с которым, собственно говоря, вот это раскрытие взгляда на ту жизнь, которую ты реально живешь). Не какой-то волшебной жизни, которую ты должен вместо наличной иметь, а в том, что ты живешь, в том, что ты делаешь увидеть смысл. А он есть. Не придумать, не сфантазировать, не наврать клиенту.

Вот я, когда работаю с клиентом, я никогда ему не вру. «Ох, ты моя хорошая, да все у тебя будет!» — и т.д. Вот это ложь, это фальшивка.

Мы сейчас голову заморочили, что на самом деле все хорошо. – Нет! Надо на самом деле рассмотреть вот нечто существующее здесь и теперь, и понять в чем у этого смысл. А это сложная работа всматривания, вчувствования и аналитики по отношению к персональному человеку.

Поэтому, когда ты по-настоящему консультируешь, твое консультирование всегда абсолютно уникально. Я не с одним клиентом не работаю по схеме. Для меня встреча с любым клиентом – это всегда поле абсолютной неизвестности. У меня нет в кармане готовых приемчиков, которые я вытащу и скажу: «а вот как мы тебе поможем».

Задача заключается в том, что с каждым персонально вырабатываешь некую стратегию сосуществования вот в этом клиентском взаимодействии. А не работаешь готовыми схемами.

И только тогда, когда ты создаешь вот это бытие с клиентом впервые, оно оказывается по-настоящему состоятельным.

(11.29) Про счастье мы поговорили. Про успех мы не говорили.

Успех – это такая ловушка.

(11.39) Что такое успех?

Успех и поражение победы сам не должен отличать. В этом история вся.

Потому что успех – это такая странная штуковина. Она в значительной степени иллюзорна.

Успех, там не случайно корневое слово «спех», «поспешание», «успеть». Я должен успеть что-то сделать.

Но история эта заключается в том, что наиболее глубокие, наиболее качественные твои преобразования, обнаружения твоей реальной ресурсности, происходит в ситуациях внешнего именно не успеха.

В моей жизни было очень много ситуаций, в которых я шел по какому-то совершенно левому пути. То есть, я отказывался от каких-то форматов.

Или, судьба мне благосклонно делала так, чтобы я не вляпался в очередную траекторию формальной успешности. Политической успешности, или еще какой-то. И я оказывался на обочине. И оказывался неким интеллектуальным маргиналом. И с точки зрения формальных правил и предположений, я был не успешен по отношению к каким-то ресурсам, возможностям, и т.д.

Но я точно знаю, что каждая ситуация какого-то такого как бы неуспеха, для меня была ситуацией именно очень качественного собирания себя впервые. В гораздо большей степени впервые, чем, если бы я был встроен в ситуации успешности. И я являюсь тем, кем я являюсь, и способен быть тем, кем я могу быть, именно потому, что судьба и Бог миловал, я не оказался встроен во многие вот эти внешние успешные вещи.

А искушений было сколько! И сколько было расстройств и внутренних катаклизм: «вот если бы эта, или эта возможности». Но я все время в них не вписывался. И на очередном крутом повороте (начиная в конце 80-х, начала 90-х, когда мои ближайшие друзья активно тянули меня в политику) я оказался на обочине. И, слава Богу!

Потому что вот этот молох успешности, он пожирает. Молох успешности может быть молохом, который уничтожает самость. Который сбивает вот эти базовые внутренние ориентиры. Вот катастрофа в чем может происходить, и ловушка.

На самом-то деле, уже оглядываешься назад, и задаешь себе вопрос скорее не про то, насколько твоя жизнь успешна, а насколько вот она счастлива. И потом ты вдруг понимаешь, что у тебя есть уникальность. За счет этой своей не успешности многолетней ты нарабатываешь огромное количество ресурсов, которых нет ни у кого. Просто ни у кого. И потом, в конечном счете, думаешь: «ну хорошо, теперь этими богатствами настало время как-то распорядиться». Вот примерно так.

(15.05) После начала перестройки у нас очень активно бытует такое мнение, что человек живет для того, чтобы наслаждаться жизнью. То есть, нужно успеть все попробовать в жизни.

Две разные истории. Вот давайте сейчас, вы еще не закончили вопрос, а я уже начинаю, потому что Вы уже два вопроса задали.

Одна история про то, что бытует мнение в среде, это всегда слишком. Вот люди во все времена были разными. Это, во-первых. И нам только кажется, что есть некий общий штрих, который принадлежит какому-то поколению. Слава Богу, нет.

Во-вторых, есть более серьезные проблемы, связанные с тем, что наслаждаться мы не умеем. Есть тоска по наслаждению. Дай Бог, чтобы человек действительно научился наслаждаться жизнью.

А есть на самом деле то, с чем постоянно сталкиваешься. Это невроз человека, который и хотел бы насладиться, да не получается. Человек не умеет наслаждаться вкусом, не умеет наслаждаться пространством, не умеет наслаждаться сексом, и т.д.

У меня есть целый цикл таких диссоциальных тренингов, их тренингами даже не назовешь. Их можно найти у меня на сайте, которые так и называются: «Искусство наслаждения». У меня много очень этих модусов наслаждения перечислены, а оказывается, что на самом деле, это безумно сложная вещь.

Мы не умеем наслаждаться общением с близкими людьми, и с дальними людьми. Мы не умеем наслаждаться собой в первую очередь. Вот почему возникает депривация, тоска и депрессия. Когда человек, у которого в кармане много денег, решил, «ну вот, я наслажусь, я поеду по всему миру, посмотрю Рим, Лондон, Австралию». Я ничего не вижу. У меня сама структура чувств абсолютно не работает и затуплена. «Вот наконец-то я доберусь до музыки» — не получается.

Вы понимаете, в этом вся проблема. И поэтому, тот сигнал, про который Вы говорите, это скорей, сигнал про тоску. «Я хочу наслаждаться, но не получается».

Помогает, помогает. Вот я, честно говоря, знаю только путь консультационный. Конечно, мне в консультациях удается людей выводить.

Самая страшная история – это конечно депрессия. Когда все неинтересно, все невкусно. И когда происходит реабилитация этого вкуса жизни, чувства жизни, реализация способностей наслаждения – это вообще самое главное. Когда языку возвращается его тактильная чувствительность. Понимаете, в чем штука?

А иначе я буду постоянно деструктивно себя само уничтожать. Ведь, на самом деле, одна из историй, которая происходит, например, когда мы говорим о сумасшедшем распространенном сегодня прессинговании, оно в значительной степени дает знаково – «я просто наслаждаться не могу». Мне нужны какие-то более сильные вещи.

Язык потерял чувствительность вот этого объемного наслаждения. Я его пропрессингую в десяти местах, сделаю разрез еще в нескольких местах – хотя бы какое-то чувство появится.

Это же, на самом деле, трагическая ситуация, говорящая о том, что вот эта тонкость дифференциации оттеночного чувства, она утоплена. «У меня нет вкуса к жизни!» И поэтому я совершаю вот эти мучительные усилия по поводу того, чтобы создать какое-то ощущение того, что жизнь есть. И для меня это конечно ситуация, с которой надо работать.

Вкус к книге, к образованию, именно вкус. Отсутствие вкуса именно и происходит от того, что мы задолблены необходимостью, мы задолблены целями.

Одна из самых серьезных вещей, с которыми я работаю, это депривация и депрессия. Когда я подавлен, я сломлен, у меня нет активности самораскрытия. Депрессия, скажем так. У меня образовательная депрессия, у меня пространственная депрессия, я ничего не хочу. У меня не от чего не появляется чувство вкуса.

Найди свой смысл! - www.alexanderkrasnov.ru

Экология жизни. Люди: Александр Лобок, кандидат философских и доктор психологических наук, помогает детям справиться с образовательной депрессией, а родителям – понять...

Александр Лобок , кандидат философских и доктор психологических наук, помогает детям справиться с образовательной депрессией, а родителям – понять, почему дети в ней оказались.

Как быть, если подросток занят только своим смартфоном? Стоит ли ругать за «неуспеваемость»? Почему мы сами строим бронированную стену между собой и детьми?

Ответы на эти и другие вопросы – в интервью.

«А вы-то его слышите?» – «Всё, что просит, делаю!»

– Распространенная ситуация: трехлетний ребенок исчеркал листок бумаги какой-то бурной калякой-малякой. Взрослый спрашивает: «Это что?» «Машина!» – радостно отвечает ребенок. “Да какая же это машина? – возмущается взрослый. – Машину надо рисовать вот так!” И ему, взрослому, невдомек, что ребенок в свои три года вовсе и не пытается ИЗОБРАЗИТЬ машину.

А что же он делает, в таком случае? Ну, например, помечает свое ощущение от быстро несущейся машины, от ее крутящихся колес. А взрослому недосуг задуматься и расшифровать детский рисунок. Взрослый мыслит стереотипами. И неудивительно, что радость ребенка от совершенного им открытия угасает, доверие к взрослому исчезает…

А взрослый просто обязан понимать, что трехлетний ребенок в принципе не рисует «по схеме». И рисунок его – это вовсе не то, с помощью чего он пытается что-то изобразить. Он с помощью своего рисунка метит какие-то свои переживания, свое воображение. И оттого за каждой «калякой-малякой» у него может скрываться целый мир воображения и фантазий.

Это могут быть и страшилки, и приключения – да мало ли что. И очень важно, чтобы эти тайные детские миры были интересны окружающим ребенка взрослым. И если мы оказываемся способными прислушаться к этому миру – ребенок будет нам благодарен, он будет прислушиваться к нашим мирам. Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас. Это абсолютный закон.

Вот ко мне приходит очередная мама и жалуется: «У меня такой непослушный ребенок! Я ему сто раз одно и то же говорю, а он меня не слышит!» Я спрашиваю: “А вы-то его слышите?” – «Всё, что просит – всё делаю!» «Э, нет! – говорю. – Слышать – это пытаться понимать, что происходит ВНУТРИ вашего ребенка. Что происходит в его чувствах и мыслях в тот или иной момент времени!» И, представьте, для мамы это абсолютное открытие. Ей в голову не приходило, что важнейшая задача родительства – это вчувствование в мир детских переживаний .

Вечная история: пятилетний ребенок играет на ковре в какие-то свои игры и что-то сам себе при этом бормочет. Я спрашиваю маму: «Как вы думаете, о чем он сейчас сам с собой говорит?» – «Да ерунду какую-нибудь, какая разница?!» А я присаживаюсь рядом с ребенком и начинаю вслушиваться.

И в какой-то момент какие-то его фразы начинаю воодушевленно повторять. Просто повторять – слово в слово. Но – раскрашивая своими интонациями. И я еще не видел ребенка, которого это не привело бы в состояние радостного восторга: ведь это так здорово, когда тебя СЛЫШАТ .

И это стимулирует ребенка к тому, чтобы говорить всё больше и всё интереснее. Стимулирует к тому, чтобы вступать со взрослым в диалог. И… научает ребенка слышать то, что говорит взрослый. А ведь обычно взрослые никогда не вслушиваются в детскую речь. Она для них какой-то привычный фон, на который можно не обращать внимания.

Взрослые прислушиваются к детской речи только тогда, когда ребенок учится говорить. Вот тогда – да, каждое новое слово, каждая новая фраза – это событие. А вот потом, когда у ребенка начинается настоящий речевой поток, интерес почему-то пропадает.

И распространеннейшая история: ребенок говорит, говорит о чем-то для него важном, а мама его слушает вполуха или вообще не слушает. А потом возмущается, что ребенок не слышит ее. Но стоит начать вслушиваться в детскую речь, как эта речь начнет дарить нам настоящие жемчужины. Мы обнаружим, что в речи взрослеющего ребенка очень много надбытового, очень много парадоксального, волшебного и поэтического.

А если мы начнем записывать эти жемчужины детской речи на бумагу, это станет одним из мощных стимулов целостного развития ребенка. И, в частности, научит его читать. И откроет дорогу к рождению его собственной письменной речи. И станет мощным инструментом развития его мифопоэтического мышления.

– А как найти такого учителя, который будет слушать ребенка и прислушиваться к нему?

– Прежде всего, искать такого учителя в себе. Да, со школьным учителем может не повезти. Учителя загнаны в прокрустово ложе урока и учебника. И хотя я знаю гениальных учителей, которые умеют слышать и вслушиваться во внутренний мир ребенка, это всё-таки невероятная редкость.

Но что мешает нам в самих себе возделать вслушивающегося собеседника? Что мешает нам самим не перебивать ребенка, не забивать его нашим собственным потоком, а бережно возделывать его собственную речь? Что мешает научиться относиться к детскому слову как к слову священному?

– “Необучаемого” ребенка обычно приводят к психологу, и специалист говорит: надо изменить что-то в сознании ребенка. Вы почти единственный предлагаете менять не детей, а подход к их обучению, саму образовательную систему. Как вы поняли, что надо действовать в этом направлении?

– Что является главным внешним условием успешного развития ребенка? Наша способность его понимать. В том числе тогда, когда он сам себя понять не может. И всё, что требуется от нас – это научиться вслушиваться в тот его глубинный, внутренний мир, который ему самому зачастую недоступен и непонятен.

Но научиться вслушиваться во внутренний мир ребенка – это самая трудная педагогическая задача, которая только есть на свете. Взрослые не умеют слышать. И уж тем более – вслушиваться. А значит, пытаться понимать, что происходит на тайных, глубинных уровнях детского сознания, чувствования и воображения.

И если рядом с ребенком есть человек, который сопереживает тем внутренним напряжениям, тем болям, тем внутренним духовным поискам, которые всегда есть в детской душе, этот ребенок будет строить свою траекторию успешно в любых обстоятельствах.

– Многих родителей волнует вопрос об успеваемости и неуспеваемости. Есть ребенок, который «не успевает», что с ним надо сделать?

– Начнем с того, что школа, которая заточена на быстроту, – это плохая школа. Ведь само слово “успевать” предполагает, что я успеваю что-то быстро-быстро осваивать. Но ведь огромное количество чрезвычайно талантливых и даже великих людей были отчаянными тугодумами. Качество мышления вовсе не определяется скоростью. И когда ребенок не успевает что-то сделать – это не всегда плохо. Главное – сделать то, что делают все? Или важнее построить свою какую-то хитрую траекторию, гораздо более сложную, гораздо более трудную и, в конечном счете, более эффективную внутри того предмета, в котором он движется? Ребенок – это целая вселенная, она всегда уникальна.

– А как помочь ребенку выстроить эту его собственную траекторию? Как развить его способности и не упустить важного? Если ребенок любит рисовать, нужно ли его обязательно отдавать в художественную школу?

– Здесь нужна предельная осторожность. Мы знаем, что иногда художественная школа может загубить художественный талант, музыкальная школа – загубить музыкальный талант. Дело не в школе как таковой. Вопрос в том, чтобы найти талантливого учителя. Такого, который способен вступить в индивидуальный диалог со способностями ребенка, в осторожный диалог.

И начинать надо с самих себя. Готовы ли мы сами вступить в диалог с теми способностями, которые начинает открывать в себе ребенок? Именно в диалог, который, опять же, начинается с нашего деликатного вслушивания. Когда главное – не какие-то внешние цели и результаты, но состояние и развитие детской души.

Беда, если мы начинаем измерять развитие ребенка в первую голову какими-то внешними успехами и внешними достижениями. Развитие человека – это прежде всего процесс внутренний, а не внешний. Не то, что мы способны увидеть, а то, что происходит в некоем внутреннем таинстве. Если родители понимают, что ребенок – это не просто болванка, которую нужно заточить под какие-то образовательные цели, а что с самого начала это мир души и, в общем-то, неисчерпаемый мир, тогда очень многое может получиться.

Вот чему мы, родители, должны прежде всего учиться. Мы должны вслушиваться в эти тайные какие-то движения. И понимать, что душа – это то, что способно испытывать боль и радость. И если мы понимаем, что эта внутренняя способность к боли и радости – это и есть главное в нашем ребенке (как главное в нас самих), всё у нас получится.

Компьютерная игра гениально измеряет усилие и везение

– Мы имеем право оценивать наших детей? Говорить им, что нам нравится или не нравится то, что они делают?

– Начнем с того, что оцениваем мы не какими-то особыми словами, а прежде всего своими эмоциями, своими интонациями, блеском своих глаз. И ребенок это наше эмоциональное отношение всегда видит. А во-вторых, надо понимать, что главное – это не «конечный продукт», а сама деятельность, которой занят ребенок.

Если вы видите, что лицо вашего ребенка во время той или иной деятельности горит вдохновением, глазки его блестят – вот чему нужно бесконечно радоваться. И, наоборот, когда вы видите, что вашему ребенку плохо, нужно уметь ему сопереживать. Ваше искреннее сопереживание – это и есть ваша оценка.

– Педагог Дима Зицер в школе принципиально не ставит детям оценок, а просто выдает им живую реакцию. Как вы относитесь к такому подходу?

– Если вы называете оценкой балльное шкалирование ребенка, то это самый дурной тип оценивания, который только можно представить. Человек в принципе оценочное существо. И мы всё время находимся в оценочном отношении к окружающему миру и к самим себе. Но это оценивание проявляется не в баллах, а в чем-то совсем ином: прежде всего – в наших чувствах.

И если мы даем ребенку зеркало наших искренних чувств и переживаний по поводу того, что он делает, это и есть самое настоящее оценивание. И это оценивание, которое бессмысленно переводить в баллы. Нельзя перевести в баллы восхищение, радость или горькое разочарование и обиду.

Однако в каком-то возрасте у ребенка возникает совершенно особый интерес к тому, чтобы его усилие оказалось измерено. И это одна из причин, почему дети с такой страстью погружаются в компьютерные игры. Компьютерная игра гениально измеряет усилие и везение. Компьютерная игра никогда не ставит баллы: ты получил три, четыре, пять. Но она очень четко измеряет.

Вы четко знаете, сколько вы набрали очков, и знаете, что завтра сможете набрать больше. И перейти на другой, более сложный уровень. Это создает живой азарт. Все дети, начиная с какого-то возраста, и все взрослые это невероятно любят. Но вот школа почему-то совершенно не умеет учиться у компьютерных игр, а продолжает настаивать на самом непродуктивном механизме шкалирования успешности. И ко всему прочему называет это примитивное балльное шкалирование успешности «оцениванием», приводя к смысловой каше в головах.

– Но в семьях-то родители хвалят именно за пятерки, а ругают – за двойки. Именно школьные баллы становятся предметом эмоционального отношения.

– Если отношение родителей к ребенку измеряется школьными баллами, это –настоящая катастрофа. Потому что главный вопрос, который должен стоять для родителя, – это не то, как ребенка прошкалировали в школе, а то, какие усилия он приложил, и насколько ему удалось продвинуться по отношению к самому себе. Точь-в-точь, как в компьютерной игре.

– А мы можем защитить ребенка в собственной семье от этой балльной системы, даже если в школе и вокруг она существует как что-то сверхважное?

– Только своей способностью противопоставить балльной однозначности свое умение видеть реальный детский прогресс. У школьной балльной системы есть один-единственный смысл: прошкалировать детей с точки зрения их сравнительной успешности. Но это не человеческая задача, а задача бюрократической системы. А вот задача истинного педагога и истинного родителя должна заключаться совсем в другом: измерить развитие ребенка по отношению к самому себе. Не сравнить его с кем-то, а оценить его собственный прогресс.

«Целыми днями лежит на диване и ничего не делает…»

– Что делать, если ребенок вообще ничем не интересуется, а целыми днями лежит на диване или сидит в своем смартфоне?

– Отвечу парадоксально: причина в том, что нам не интересен наш ребенок. Нам интересны только его внешние успехи, а не интересно то, что происходит в нем самом.

Да, приходят ко мне родители и жалуются, что ребенку не интересно ничего, кроме компьютерных игр. Я спрашиваю: «А в какие именно игры он играет? А как изменились его игровые пристрастия за последний год? А что именно увлекает его в этих играх? А кем он себя воображает в этих играх, кем чувствует, играя в ту или иную игру?»

И выясняется, что родители не имеют об этом ни малейшего представления. Они даже не задумываются о том, что, играя в те или иные игры, ребенок отыгрывает какие-то свои напряжения и страхи. Что, играя, он обязательно фантазирует и воображает. Что через игру он пытается решить какие-то свои психологические проблемы.


Например, идентифицируясь с каким-то монстром или злодеем, пытается избавиться от какой-то своей глубинной неуверенности в себе. Сегодня компьютерная игра – это зеркало души ребенка. И он в этой своей игре отыгрывает свои страхи, свои напряжения, свои боли. Но кто из родителей об этом задумывается и пытается понять и почувствовать, что происходит в душе ребенка, и какие болезненные проблемы пытается он разрешить с помощью компьютерной игры?

Или когда ребенок «целыми днями лежит на диване и ничего не делает» – вполне типичная родительская жалоба. Я спрашиваю: “Вы уверены, что он ничего не делает?” – “Совсем ничего! Просто лежит!” «Хорошо, – говорю я, – а когда вы просто лежите – вы что делаете? В вас в это время что-то происходит, или совсем ничего?..»

В этом-то и состоит суть: когда ребенок «просто лежит на диване», в нем много чего происходит. Он думает, он мечтает, он фантазирует, он переживает. Но никому нет до этого дела. Потому что для взрослых все эти его переживания и мечтания – это «глупости», не стоящие внимания. А для ребенка-то это и есть самое важное…

Так вот, я настаиваю, если нам будет интересно, что происходит во внутреннем мире ребенка – это будет главный мостик к тому, чтобы ему становился интересен наш мир. Если мы постоянно обесцениваем его внутренний мир: «Он о ерунде всякой думает!» – он будет всё дальше и дальше уходить от нас. А ведь на самом деле наша фантазия, наша мечта – это единственное, чем мы по-настоящему обладаем. Наши фантазии – это единственное, что нам с самого начала принадлежит. И самое ужасное, что делают родители, это когда они относятся к детским фантазиям с пренебрежением.

Подростковость – это совсем не про выбор профессии

– Что же делать, если отчуждение уже произошло, и подросток уже воздвиг между собой и нами бронированную стену?

– Мы можем начать вспоминать самих себя. Вспоминать, что с нами самими происходило в этом возрасте. Вспоминать остроту собственных переживаний. Пробуждать собственные чувства. И понемногу начинать понимать, что то, что происходит внутри подростка, лежащего на диване, возможно, и является самым важным в его жизни.

Потому что это вопросы о жизни и смерти, о счастье и несчастье, вопросы об одиночестве и непонимании… Подросток очень часто думает о своем праве на свою жизнь, а значит, и о своем праве на смерть. А кто из взрослых готов всерьез об этом думать и разговаривать? Единственный вопрос, который готовы обсуждать с ребенком взрослые – это вопрос его школьных успехов и жизненных целей.

И это горько. Потому что на самом деле единственный вопрос, который по-настоящему волнует подростка – это вопрос о смысле жизни. Но это вопрос, который он не столько «думает головой», сколько чувствует и проживает. Чувствует и проживает всем своим телом.

– Но как это совместить с тем, что именно в этом возрасте должен происходить выбор будущей профессии

– Подростковость – это совсем не про выбор профессии. Подростковость – это встреча с собой. А до выбора профессии еще шагать и шагать. И надо суметь полноценно прожить возраст подростковости – возраст встречи со своим новым телом, возраст встречи с совершенно новыми переживаниями, возраст встречи со смысложизненными вопросами.

И если этот возраст будет полноценно прожит, то и полноценная встреча с профессией произойдет. Но давайте понимать, что у каждого возраста свои законы и свои проблемы. И это очень опасно, если мы перепрыгиваем через какой-то этап психологического взросления ребенка.

Именно здесь, в подростковости закладываются какие-то наиболее фундаментальные вещи, связанные с переживанием себя. И если этот этап жизни прожит полноценно, это заложит фундамент для счастливой жизни.

Уверяю вас: один из ключевых источников всякого рода депрессий, алкоголизаций и других проблем, которые возникают у человека (порою весьма успешного) в зрелом возрасте – это неполноценно прожитый подростковый период. Это я ответственно заявляю как психолог-консультант, работающий с огромным количеством взрослых клиентов.

Вообще проблема психологической инфантильности, психологической незрелости взрослых – это одна из самых острых сегодняшних проблем. И корень этих проблем во многом как раз в том, что в свое время у человека не произошла полноценная проработка подростковых переживаний.

Мол, главное – это выбрать профессию. Да нет же, главное – это разобраться с собой. А человек спрятался за выбор профессии – и не решил самых главных вопросов своей жизни. И вся его личная жизнь до старости превратилась в замкнутый круг, где он постоянно наступает на одни и те же грабли. И не может построить счастливые отношения – ни с другими, ни с самим собой.

Однако своего собственного сына-подростка этот глубоко несчастный человек с пафосом воспитывает: «Ты должен хорошо учиться! Ты должен выбрать профессию! Ты должен поставить правильные жизненные цели!» То есть фактически предлагает своему ребенку повторить путь собственной жизненной несостоятельности.

Из благих побуждений, конечно же. Совершенно не думая о том, почему его собственная жизнь – при всей ее профессиональной успешности! – на самом деле совершенно не задалась… И это есть не что иное, как проявление глубокого родительского инфантилизма.

– То есть прежде всего психологическая помощь нужна самим родителям?

– Естественно. У нас невероятно неразвита эта массовая психологическая культура, психологическая мудрость. Мы стрелку слишком быстро переводим на ребенка, мол, это его проблема. А надо бы прежде про самих себя подумать. Мы-то сами что-то успели понять про самих себя? И если мы умеем ставить зеркало себе, своим собственным проблемам, то мы способны помочь и своему ребенку. А вот если мы со своими собственными проблемами не разобрались, то мы и нашему ребенку не поможем. опубликовано

Беседовала Анна Уткина

Александр Михайлович Лобок Психолог, психотерапевт, педагог. Педагог и философ. Образование и звания: УрГУ философский факультет. Кандидат философских наук. Доктор психологических наук. Психолог высшей категории. Психотерапевт. Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург). Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва). Деятельность: 90-е годы создание модели вероятностного образования, модель реализована в Екатеринбурге, организовывал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите, Нижнем Новгороде. В модели вероятностного образования меняется не столько его содержательная часть меняется само образование, его методы и принципы. Традиционной школе с его жёсткой плановой структуре Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. Результатом чего является формирование высокой образовательной мотивации и развития креативных способностей. Концепция А.М. Лобка не подрывает само понятие культурных норм и правил, модель вероятностного образования это не произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М. Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" основа педагогической концепции Лобка, отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребёнком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре. 2000–2007 гг. эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института образовательной политики "Эврика". Многолетний редактор школьного отдела газеты "Первое сентября". Оригинальный мыслитель, автор замечательных книг "Антропология мифа", Екатеринбург, 1997 г., "Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6–10 лет" (Москва, 1998 г., издательство "Народное образование", в настоящее время готовится к изданию на немецком языке), "Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента" (Екатеринбург, 2001 г.), "Лаборатория детской письменной речи" (Москва., 2005 г.), "Лаборатория детского художественного перевода (Москва, 2006 г.), "Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики" (совместно с С.Л. Соловейчиком), Москва., 2005 г., "Алмазная земля педагогики Олонхо", (Якутск, 2008 г.), "Гений детства" (Москва, 2009 г.), "Картография внутреннего детства", "Педагогика мифа", "Подсознательный Маркс" и многое другое. Статьи о личной педагогической деятельности А.М. Лобка печатались на страницах ведущих российских изданий: в "Учительской газете", газете "Первое сентября", "Новой газете", "Московских новостях", в журналах "Отечественные записки", "Народное образование", "Школьные технологии" и др. Научный консультант Школы самоопределения А.Н. Тубельского (Москва). Автор тренинговых программ для детей, родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, тренер с двадцатилетним стажем автор уникальных методик по активизации творческого потенциала личности. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты "Первое сентября" её главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М. Лобка "учителем столетия", а его разработки самым значительным открытием российской педагогики. В настоящее время реализует проекты: Для педагогов школ, детских домов, интернатов, детских садов. Для родителей. Для детей. Индивидуального психологического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение школ и детских садов. Психологическое сопровождение трудных ситуаций и случаев школьной жизни: консультации и тренинги on-line и очно. Продуктивная помощь в работе с агрессивным поведением и с различными конфликтами в детской среде. Работа с аутичными и гиперактивными детьми. Тренинги восстановления и формирования учебной мотивации: как вернуть интерес к учёбе? Как сделать образовательный процесс по-настоящему захватывающим и интересным. Индивидуальное сопровождение "трудных" учеников и "трудных" родителей. Драмы подростковых переживаний. Смысложизненные кризисы. Депрессии. Подростковый суицид. Компьютерная и иные формы зависимости. Проблемы взаимоотношений внутри педагогического коллектива, а так же между педагогами и детьми, между педагогами и родителями. Эффективная помощь в ситуациях эмоционального выгорания педагогов. Экспертиза педагогической эффективности и инновационная модель аттестации педагогических кадров. Диагностика и решение психологических и педагогических проблем самого широкого спектра. Конкретная помощь в решении конкретных проблем (для родителей и детей). Детско-родительский клуб "Ветер открытий". Программы развития детских образовательных потребностей и способностей: занятия по уникальным авторским методикам, способным реабилитировать и развить глубинные образовательные потребности в любом возрасте, и в том числе восстановить интерес к школьной учёбе, преодолеть синдром "образовательной депрессии". Группы интенсивного развития для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста. Школа неравнодушных родителей "Понимание". Программы реабилитации и развития позитивных детско-взрослых отношений. Реальная помощь в ситуациях, когда отношения между родителями и детьми зашли в тупик. Тренинги, позволяющие восстановить доверие и взаимопонимание. Тренинги, позволяющие научиться понимать. Персональный анализ и сопровождение "семейного климата", помощь по созданию индивидуального профиля "семейного счастья". Психологическая мастерская "Рождение отца". Рождение отца: проблемы, травмы, психологическое сопровождение. Что значит "стать отцом"? Испытание отцовством. Страхи, неуверенности и кризисы отцовства. Отцовство как груз и как ресурс личностного развития. Почему у нас существует психологическое сопровождение "рождающейся матери", но практически отсутствует сопровождение "рождающегося отца"? Как помочь человеку стать полноценным отцом? Эти проекты реализуется в Екатеринбурге, в Москве, Петербурге, Красноярске и других городах. Программы индивидуального психологического сопровождения. Программы телесной и речевой импровизации: взгляд внутрь себя с помощью метафор, праздник освобождения "внутреннего ребёнка", снятие речевых артикуляционных зажатостей, обретение свободы устного и письменного самовыражения, овладение искусством говорить о самом важном и сокровенном/ Программы психологического фитнеса: коррекция "психологической фигуры", формирование индивидуальной "психологической осанки", распрямление "психологического позвоночника", обретение силы и уверенности своего Я, снятие психологических зажатостей, разглаживание "психологических морщин", точечный психологический массаж "проблемных зон", обретение ни с чем не сравнимого "чувства самости", мощная психологическая разгрузка. Программы индивидуального глубинного сопровождения личности: профессиональная реконструкция поля личностных смыслов, создание персональной смысловой карты и карты личностных ресурсов, создание индивидуальных ресурсных культурных карт, персональное сопровождение в мире современной культуры, реконструкция и артикуляция индивидуальной жизненной философии, создание персональной философии жизни и индивидуального философского "путеводителя по жизни". Программы психологического сопровождения в кризисных жизненных ситуациях: антикризисная терапия в самых сложных жизненных ситуациях; уникальный опыт работы с самыми глубокими проблемами человеческого существования; эффективная работа с ситуациями смыслоутраты; восстановление позитивного смысложизненного пространства. Программы по овладению стратегиями и тактиками эффективной женской и мужской самореализации. Тренинги и индивидуальные консультации, позволяющие максимально развить и реализовать свои мужские и женские роли, способности быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной; тренинги, позволяющие научиться лучше понимать "логику" противоположного пола. Программы глубинных психоаналитических погружений в своё Я. Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка "Искусство быть собой. Искусство быть другим" (для психотерапевтов, психологов). Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка это уникальная возможность: Открыть, почувствовать и рационально описать своё психологическое искусство слышать, понимать и сопровождать другого человека. Обнаружить и развить свою психотерапевтическую индивидуальность. Научиться идентифицировать своё профессиональное психотерапевтическое "Я" и научиться вслушиваться в его скрытые ресурсы. Вступить в развивающий диалог со своей профессиональной психологической самостью. Открыть и обрести новые возможности своей полноценной профессиональной самоактуализации. Научиться строить продуктивный самактуализационный диалог в пространстве различных психотерапевтических практик и подходов. Самоактуализационные практикумы "Искусство наслаждения". Самоактуализационные практикумы это уникальная возможность встретиться с глубинным собой, пережить незабываемые минуты утончённого интеллектуального и душевного наслаждения и раскрыть свои неизведанные ресурсы и возможности. Ведь самое удивительное, что есть на свете это Вы сами. Эксклюзивный психологический уход за состоянием внутреннего мира. Техники расширения внутренних ресурсов. Индивидуальный SPA-салон для Вашей души. Экзистенциальные группы "Линии понимания", экзистенциальные тренинги и психотерапевтические группы "Линии понимания": Мужчина и женщина. Общение и одиночество. Драматургия одиночества. Любовь и ревность. Испытание сексуальностью. Обретение счастья. Способность быть другим. Счастье быть непохожим. Жизнь и смерть. По ту сторону смерти. Смысл жизни. Воображение и мышление. Восторг и разочарование. Зависимость и самостояние. Отчаяние и надежда. Вера и неверие. Сокровенное чувство. То, что в самой глубине нас. Быт и бытие. Душа и тело. Унижение и насилие. Боль и страдание. Беспокойство и страх. Успех и карьера. Структуры повседневности. Пространство повседневности. Эстетика повседневности. Личная жизнь. Александр Лобок

Педагог и философ.

Образование и звания:

  • УрГУ — философский факультет.
  • Кандидат философских наук.
  • Доктор психологических наук.
  • Психолог высшей категории.
  • Психотерапевт.
  • Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург).
  • Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва).

Деятельность

90-е годы — создание модели вероятностного образования, модель реализована в Екатеринбурге, организовывал экспериментальные площадки вероятностного образования в Чите, Нижнем Новгороде.

В модели вероятностного образования меняется не столько его содержательная часть — меняется само образование, его методы и принципы. Традиционной школе с его жёсткой плановой структуре Лобок противопоставляет метод, базирующийся на принципе творческой вариативности. Результатом чего является формирование высокой образовательной мотивации и развития креативных способностей. Концепция А.М. Лобка не подрывает само понятие культурных норм и правил, модель вероятностного образования — это не произвол безудержного фантазирования. Необходимым условием полноценного творчества А.М. Лобок считает "вышколенность ума", осознание ценности общекультурных критериев. Принципы "творческой вариативности и авторства в культуре" — основа педагогической концепции Лобка, — отнюдь не отрицают необходимость усвоения ребёнком этих норм, но, наоборот, позволяют ему, в процессе развития собственного творчества, принять их не в качестве внешних ограничений, а в качестве эстетически значимых условий свободного проявления в культуре.

2000-2007 гг. — эксперт сети федеральных экспериментальных площадок, профессор института образовательной политики "Эврика".

Многолетний редактор школьного отдела газеты "Первое сентября".

Оригинальный мыслитель, автор замечательных книг "Антропология мифа", Екатеринбург, 1997 г., "Другая математика: Как сформировать математическое мышление у детей 6-10 лет" (Москва, 1998 г., издательство "Народное образование", в настоящее время готовится к изданию на немецком языке), "Вероятностный мир: опыт философско-педагогических хроник одного образовательного эксперимента" (Екатеринбург, 2001 г.), "Лаборатория детской письменной речи" (Москва., 2005 г.), "Лаборатория детского художественного перевода (Москва, 2006 г.), "Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики" (совместно с С.Л. Соловейчиком), Москва., 2005 г., "Алмазная земля педагогики Олонхо", (Якутск, 2008 г.), "Гений детства" (Москва, 2009 г.), "Картография внутреннего детства", "Педагогика мифа", "Подсознательный Маркс" и многое другое.

Статьи о личной педагогической деятельности А.М. Лобка печатались на страницах ведущих российских изданий: в "Учительской газете", газете "Первое сентября", "Новой газете", "Московских новостях", в журналах "Отечественные записки", "Народное образование", "Школьные технологии" и др.

Научный консультант Школы самоопределения А.Н. Тубельского (Москва).

В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты "Первое сентября" её главный редактор С.Л. Соловейчик назвал А.М. Лобка "учителем столетия", а его разработки — самым значительным открытием российской педагогики.

В настоящее время реализует проекты :

  • Для педагогов школ, детских домов, интернатов, детских садов.
  • Для родителей.
  • Для детей.
  • Индивидуального психологического сопровождения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение школ и детских садов.
  • Психологическое сопровождение трудных ситуаций и случаев школьной жизни: консультации и тренинги on-line и очно.
  • Продуктивная помощь в работе с агрессивным поведением и с различными конфликтами в детской среде.
  • Работа с аутичными и гиперактивными детьми.
  • Тренинги восстановления и формирования учебной мотивации: как вернуть интерес к учёбе? Как сделать образовательный процесс по-настоящему захватывающим и интересным.
  • Индивидуальное сопровождение "трудных" учеников и "трудных" родителей.
  • Драмы подростковых переживаний. Смысложизненные кризисы. Депрессии. Подростковый суицид.
  • Компьютерная и иные формы зависимости.
  • Проблемы взаимоотношений внутри педагогического коллектива, а так же между педагогами и детьми, между педагогами и родителями.
  • Эффективная помощь в ситуациях эмоционального выгорания педагогов.
  • Экспертиза педагогической эффективности и инновационная модель аттестации педагогических кадров.
  • Диагностика и решение психологических и педагогических проблем самого широкого спектра.
  • Конкретная помощь в решении конкретных проблем (для родителей и детей).
  • Детско-родительский клуб "Ветер открытий".

Программы развития детских образовательных потребностей и способностей: занятия по уникальным авторским методикам, способным реабилитировать и развить глубинные образовательные потребности в любом возрасте, и в том числе — восстановить интерес к школьной учёбе, преодолеть синдром "образовательной депрессии".

Группы интенсивного развития для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста.

Школа неравнодушных родителей "Понимание".

Программы реабилитации и развития позитивных детско-взрослых отношений. Реальная помощь в ситуациях, когда отношения между родителями и детьми зашли в тупик. Тренинги, позволяющие восстановить доверие и взаимопонимание. Тренинги, позволяющие научиться понимать. Персональный анализ и сопровождение "семейного климата", помощь по созданию индивидуального профиля "семейного счастья".

Психологическая мастерская "Рождение отца".

Рождение отца: проблемы, травмы, психологическое сопровождение. Что значит "стать отцом"? Испытание отцовством. Страхи, неуверенности и кризисы отцовства. Отцовство как груз — и как ресурс личностного развития. Почему у нас существует психологическое сопровождение "рождающейся матери", но практически отсутствует сопровождение "рождающегося отца"? Как помочь человеку стать полноценным отцом?

Эти проекты реализуется в Екатеринбурге, в Москве, Петербурге, Красноярске и других городах.

Программы индивидуального психологического сопровождения.

Программы телесной и речевой импровизации: взгляд внутрь себя с помощью метафор, праздник освобождения "внутреннего ребёнка", снятие речевых артикуляционных зажатостей, обретение свободы устного и письменного самовыражения, овладение искусством говорить о самом важном и сокровенном/

Программы психологического фитнеса: коррекция "психологической фигуры", формирование индивидуальной "психологической осанки", распрямление "психологического позвоночника", обретение силы и уверенности своего Я, снятие психологических зажатостей, разглаживание "психологических морщин", точечный психологический массаж "проблемных зон", обретение ни с чем не сравнимого "чувства самости", мощная психологическая разгрузка.

Программы индивидуального глубинного сопровождения личности: профессиональная реконструкция поля личностных смыслов, создание персональной смысловой карты и карты личностных ресурсов, создание индивидуальных ресурсных культурных карт, персональное сопровождение в мире современной культуры, реконструкция и артикуляция индивидуальной жизненной философии, создание персональной философии жизни и индивидуального философского "путеводителя по жизни".

Программы психологического сопровождения в кризисных жизненных ситуациях: антикризисная терапия в самых сложных жизненных ситуациях; уникальный опыт работы с самыми глубокими проблемами человеческого существования; эффективная работа с ситуациями смыслоутраты; восстановление позитивного смысложизненного пространства.

Программы по овладению стратегиями и тактиками эффективной женской и мужской самореализации. Тренинги и индивидуальные консультации, позволяющие максимально развить и реализовать свои мужские и женские роли, способности быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной; тренинги, позволяющие научиться лучше понимать "логику" противоположного пола.

Программы глубинных психоаналитических погружений в своё Я.

Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка "Искусство быть собой. Искусство быть другим" (для психотерапевтов, психологов).

Самоактуализационная супервизорская группа Александра Лобка — это уникальная возможность:

  • Открыть, почувствовать и рационально описать своё психологическое искусство слышать, понимать и сопровождать другого человека.
  • Обнаружить и развить свою психотерапевтическую индивидуальность. Научиться идентифицировать своё профессиональное психотерапевтическое "Я" и научиться вслушиваться в его скрытые ресурсы. Вступить в развивающий диалог со своей профессиональной психологической самостью.
  • Открыть и обрести новые возможности своей полноценной профессиональной самоактуализации. Научиться строить продуктивный самактуализационный диалог в пространстве различных психотерапевтических практик и подходов.

Самоактуализационные практикумы "Искусство наслаждения".

Самоактуализационные практикумы — это уникальная возможность встретиться с глубинным собой, пережить незабываемые минуты утончённого интеллектуального и душевного наслаждения и раскрыть свои неизведанные ресурсы и возможности. Ведь самое удивительное, что есть на свете — это Вы сами.

  • Эксклюзивный психологический уход за состоянием внутреннего мира.
  • Техники расширения внутренних ресурсов.
  • Индивидуальный SPA-салон для Вашей души.

Экзистенциальные группы "Линии понимания", экзистенциальные тренинги и психотерапевтические группы "Линии понимания":

  • Мужчина и женщина.
  • Общение и одиночество.
  • Драматургия одиночества.
  • Любовь и ревность.
  • Испытание сексуальностью.
  • Обретение счастья.
  • Способность быть другим.
  • Счастье быть непохожим.
  • Жизнь и смерть.
  • По ту сторону смерти.
  • Смысл жизни.
  • Воображение и мышление.
  • Восторг и разочарование.
  • Зависимость и самостояние.
  • Отчаяние и надежда.
  • Вера и неверие.
  • Сокровенное чувство.
  • То, что в самой глубине нас.
  • Быт и бытие.
  • Душа и тело.
  • Унижение и насилие.
  • Боль и страдание.
  • Беспокойство и страх.
  • Успех и карьера.
  • Структуры повседневности.
  • Пространство повседневности.
  • Эстетика повседневности.
  • Личная жизнь.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»