Садовые растения        16.05.2019   

Методы и средства воспитания детей в семье. Средства, используемые в умственном воспитании. Методы воспитания. Классификация

Методы семейного воспитания как основа становления гармонично развитой личности ребёнка

Семья как социальный институт выполняет в обществе уникальные функции, поскольку обеспечивает своим членам экономическую и социальную безопасность, духовную общность и является основной ячейкой развития и социализации детей. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей содействует развитию всех ее членов. В то же время очень важным аспектом семьи являются отношения между родителями и детьми, которые принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребенка. Знание основных стилей семейного воспитания поможет родителям скоординировать свои воспитательные воздействия и, возможно, избежать ряда серьезных проблем.

Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей очень существенно: от условий воспитания в семье зависит адекватность или неадекватность поведения ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться вследствие завышенной самооценки. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи, а за достижения дарят подарки. Таким образом ребенок привыкает к материальному вознаграждению. Наказывают ребенка очень редко, в семье система требований очень мягкая.

Рассмотрим основные методы неправильного воспитания.

Воспитание по типу Золушки , когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, они нередко много фантазируют, мечтая о сказочном и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того чтобы активно относится к жизни, они уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу кумира семьи . Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутится только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченности материальных и иных возможностей родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отстрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого уродливого воспитания.

Воспитание по типу гиперопеки . Ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, возможности не развиваются. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли, что за них все делают.

Воспитание по типу гипоопеки . Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».

Конечно же, приемлемых методов воспитания , дающих позитивный результат намного больше. К основным из них можно отнести следующие.

Убеждение . Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и паники умеют предъявлять требования к детям. Одна фраза, сказанная в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Словесное убеждение – далеко не единственное средство убеждения. Убеждают и книга, и кинофильм, и радио, по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, посредством воздействия на чувства учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети.

Требование . Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. Предъявлять требования необходимо с самого раннего возраста, постепенно увеличивая их круг, усложняя обязанности ребенка. Родители должны осуществлять не только постоянный контроль, но оказывать помощь и поддержку. В практике воспитания детей часто имеют место излишние разглагольствования и пустые разговоры. Отдавая распоряжения, запрещая что-нибудь, не всегда надо долго объяснять и доказывать, - разъяснять необходимо только то, что действительно непонятно.

Распоряжение – главная форма предъявления требований к детям. Его следует отдавать категорическим, но в то же время спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Данное задание должно быть посильным для ребенка. Если перед ребенком поставлена чрезмерно сложная задача, то ясно, что она не будет выполнена. Это создает благоприятную почву для воспитания опыта непослушания. Родителям следует помнить, что если один из них далраспоряжение или запретил что-либо, то второй не должен ни отменять, ни разрешать то, что запретил первый.

Поощрение. Чаще всего мы используем такие методы поощрения как одобрение и похвала. Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. На одобрительные замечания и жесты не с следует скупиться.

Похвала это выражение удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения. Родителям следует помнить, что чрезмерное захваливание также очень вредно.

Наказание . Наказание - это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. Родителям не следует использовать наказание какспособ выпустить пар или выместить злость. Наказывая ребенка таким образом, можно научить его врать и изворачиваться.

Определим педагогические требования к применению наказания:

  • уважение к детям: родитель, наказывая ребенка должен проявлять к нему уважение и такт;
  • последовательность в действиях: на эффективность наказания влияет отсутствие закономерности в выборе их формы и степени серьезности, также сила, эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто и по незначительным поводам, поэтому не следует быть расточительными на наказания.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности: за одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию, и кто сделал это преднамеренно;
  • справедливость в наказании: нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка, т.к. несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
  • умеренные наказания: можно понять желание наказывать в соответствии с проступком, но не в условиях формирования поведения. Если ребенок пришел домой позже установленного времени, и вы хотите забрать у него сотовый телефон, но не можете определить, на какое время: одну-две недели или только на пару дней. Очень часть родителям кажется, что пара дней представляется слишком мягкой карой. Однако именно пара дней окажет максимальное воздействие на формирование желательного поведения. Больший срок не будет лучшим наказанием и может спровоцировать нежелательные побочные эффекты. Умеренное наказание не потеряет своей силы, когда сравнивается с позитивным подкреплением;
  • твердость в решении: если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
  • коллективный характер наказания: в воспитании ребенка принимают участие все члены семьи. Наказание, наложенное одним из ее членов, не отменяется другим.

Таким образом, чтобы сформировать у ребенка адекватное представление о себе и своих возможностях, нужна гибкая система наказания и похвалы. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

И все же возникновение проблемных ситуаций в процессе семейного воспитания практически неизбежно. Перечислим часто встречающиеся поведенческие нарушения и методы их преодоления.

Капризы . Даже самые мягкие, самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Чем болезненнее ребёнок воспринимает отказ ему в чём-либо, тем более он склонен к капризам. Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются, – наша неверная реакция на них.

Как же нужно лечить капризы?

  • Как только ребёнок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
  • Если вам не удалось это сделать, оставьте ребёнка в покое, не обращайте на него внимание, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
  • Самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребёнка, вынуждают понять, что вы никогда не относитесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными к его поведению, что бы он ни делал.

Непослушание . Надежный единственный способ «вылечить» непослушание – считать его проявлением несчастья. Прежде всего, нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться. Ребёнок становится непослушным, когда родителям не удаётся уравновесить своё недовольство со своим одобрением. Если ребёнок ощущает наше нерасположение к нему, никакие упрёки и наказания, даже более ужесточённые, ни к чему не приведут.

Упрямство . Довольно часто родителям приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Если упрямство – явление повседневное, то, по-видимому, серьёзно нарушены взаимоотношения родителей с ребёнком. Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений с ребёнком, сделать так, чтобы он мог увидеть в родителях людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним. Однако не следует забывать, что родители настаивают на своем мнении, потому что имеют больший, нежели у малыша опыт. В таких случаях с ребёнком надо говорить твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая своё плохое настроение. Твёрдость иной раз полезнее ласки.

Воровство относительно редкое явление среди маленьких детей, но и оно составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть. Это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Лживость . Большинство родителей вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи, при этом взрослые в это время, как правило, оказываются бессильными что-либо предпринять. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый – это запугать детей. Следует быть готовым к тому, что рано или поздно это случится, давайте разберемся, когда и почему ребенок лжет.

Четыре основные причины, почему дети лгут:

  • чтобы добиться родительской похвалы или проявления любви;
  • чтобы скрыть свою вину;
  • чтобы избежать наказания;
  • чтобы выразить свою враждебность к родителям.

Первое, что необходимо сделать, чтобы отучить ребенка лгать, – постараться успокоить его, сделать так, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Также следует пересмотреть характер взаимоотношений родителей и ребёнка. Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в обществе взрослых, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.

Агрессивность . Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, болезненные и здоровые стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании, сопротивлении. Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение.

Агрессия по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворительности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Чрезмерная робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более заторможенными, чем обычно. В крайних случаях ребёнок заранее показывает свой страх: слезами и криками протестует против визита к врачу или не желает идти в гости.

Чаще робость проявляется спонтанно. Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые хотя бы один раз. Каждый раз, когда родители требуют от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, они оставляют в их сознании негативный след. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить просьбу родителей и боятся утратить их любовь.

Лучший способ устранить робость – постараться избегать проявлений недовольства. Как только ребёнок поймет, что может положиться на родителей, он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эмоциональная неуравновешенность . Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить и обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Подобное поведение детей совершенно нормально. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым. Если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу.

Воспитание - это не просто передача готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения, а это постоянный диалог взрослого с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом. Надеемся, что обозначенные нами основные характеристики различных типов семейного воспитания, наиболее частые поведенческие нарушения детей и предложения по их преодолению помогут нормализации отношений в семье.

Литература

1. Богословская В.С. В кругу семьи рождается душа. – Мн., 2001.

2.Куровская С.Н. Традиции в семейном воспитании детей // Праблемы выхавання. 2005, № 5.

3. Плахова Т.В. «Ты – семьянин» – Мн., 2006 г.

4. Классификация стилей воспитания / режим доступа: https://studme.org/53441/sotsiologiya/klassifikatsiya_stiley_vospitaniya

5. Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь / режим доступа:

Для развития ребенка как полноценной личности педагоги и родители пользуются различными приемами воспитания. Что они собой представляют, на что стоит делать упор при организации какой-либо деятельности? Какая существует их классификация?

Методы воспитания используются при выборе любого вида деятельности на всех этапах развития ребенка. В детском саду, в школе, в семье взрослые организовывают воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш получал знания, умения, навыки для успешной адаптации в обществе.

Формы и приемы

Выделяют два основных метода при распределении приемов – требование и оценку. К первому относятся:

  • просьбы;
  • задания;
  • приказы.

Оценка может быть:

  • положительной;
  • отрицательной.

Категоричность в требованиях не всегда результативна в воспитательном процессе, как и порицание. Но и постоянная похвала может негативно отразиться на развитии ребенка, появится завышенная самооценка. Важно соблюдать золотую середину.

Форма воспитания – это способ организации воспитательной деятельности, как коллективной, так и индивидуальной. Четкой классификации не существует, чаще формы подбираются таким образом, чтобы воспитание было наиболее результативным. Выбирается вид деятельности для всего коллектива, кружка или конкретного ребенка.

Основные факторы, что влияют на выбор форм и приемов:

  • цель;
  • направленность задачи;
  • возрастные особенности;
  • социальный опыт ребенка и воспитанность;
  • регион;
  • материальная база учреждения;
  • профессионализм педагога.

Примерная классификация содержит несколько типов:

  1. Игру.
  2. Мероприятие.
  3. Дела.


Приемы также разнообразны:

  • беседа;
  • диспут;
  • лекция;
  • экскурсия;
  • прогулка;
  • культпоход;
  • занятие;
  • ярмарка;
  • фестиваль;
  • спектакль;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • спортивное соревнование и т. д.

Организовано деятельность может быть одним человеком или группой. Есть виды деятельности, где участие ребенка может быть добровольным или принудительным. По направленности работы педагога выделяют несколько видов, которые рассмотрим более подробно.

Физического

Главный способ в физическом воспитании – упражнения, которые состоят из таких этапов:

  • первоначальное разучивание (ведется подробное объяснение и показ);
  • углубленное разучивание (педагог уточняет особенности правильного выполнения);
  • закрепление двигательных навыков (самостоятельное повторение упражнения ребенком без напоминаний);
  • совершенствование техники (добавление сложного элемента, использование выученного в игре).

Воспитательный процесс в школе возможен и при внеклассных формах:

  • на спортивных секциях;
  • на секциях общей физподготовки;
  • на школьных соревнованиях;
  • в турпоходе;
  • на турслете;
  • при проведении праздника физкультуры;
  • на днях здоровья и т. п.

Так ребенок усвоит материал в полном объеме, будут удовлетворены интересы к спорту, можно выделить ту личность, что характеризуется наличием способностей в данной отрасли.

Из методов применяются:

  • строгое регламентирование упражнений;
  • игра;
  • соревнование.

Семейно-социального

Методика воспитания ребенка в семьях имеет такие специфические черты:

  1. Влияние оказывается на одну личность, и основывается на определенных поступках.
  2. Методы выбираются в зависимости от культуры педагогики родителя:
  • от того, как он понимает цель воспитания, свою роль;
  • какие имеет ценности, стиль поведения в рамках семьи.

Взрослые выбирают один приоритетный метод влияния на детей – крик, уговор, мягкие внушения и т. д. Основой должно быть поощрение. Некоторые хотят видеть послушного ребенка, другие же стремятся научить самостоятельному принятию решения, проявлению инициативы. Это влияет и на выбор приемов воспитания.

Наиболее частые методы:

  • убеждения (объяснения, внушения, советы);
  • показ поведения на личном примере;
  • поощрения (подарок, заманчивое предложение);
  • наказания (запреты, отказы от общения, телесное влияние).

Используются такие средства и приемы:

  • рассказ фольклорных произведений;
  • приобщение к труду;
  • ознакомление с природой;
  • домашние обязанности;
  • информация о традициях и обычаях;
  • игровой материал;
  • телерадиовещание;
  • посещение культурных мероприятий;
  • спортивные занятия и другие.

Правового

Правовое обучение осуществляется при воздействии общественности и государства на представителя населения. Формы воспитания:

  1. Осуществление передачи, накопления и усвоения правовой основы в образовательных учреждениях.
  2. Использование пропаганды – донесение в широкие массы правовой идеи, требований с помощью СМИ.
  3. Просвещение в правовых вопросах.
  4. Юридическая практика – при передаче информационной базы при участии населения в конкретной деятельности.

Правовое воспитание может осуществляться в письменной форме (чтение газет, плакатов, книг) и устной (слушая лекцию, беседуя на актуальные темы).

Нравственного

В выборе методов и форм стоит учитывать возраст и особенности группы детей. Главное разнообразить деятельность большим количеством видов занятий.

Под нравственным воспитанием понимают тот вид деятельности педагога и родителя, что направлен на формирование у ребенка системы нравственных знаний, оценки и чувства, норм поведения.

Совершенствование осуществляется с помощью:

  • целенаправленного воздействия на ребенка;
  • организации и направленности его жизнедеятельности;
  • обогащения его нравственного опыта.

Проведение воспитательной работы возможно с группой детей или одним ребенком.

Используемые методы:

  • приучение;
  • упражнение;
  • стимулирование;
  • торможение;
  • самовоспитание и т. д.

Большое значение имеет личный пример, благодаря которому формируется моральный облик. Целесообразно включение в программу нравственного образования музыкальных произведений, акций милосердия и т. д.

Музыкального

Выбор методов и приемов зависит:

  • От источника, из которого ребенок получает знания (наглядность, словесно-образное пояснение).
  • От художественной деятельности и ее учебной задачи (приемы подбираются согласно требованиям программы обучения).
  • От типа и этапа музыкального занятия (приемы подбираются в зависимости от предназначения – комплексного, одновидового, тематического, учетно-контрольного).
  • От задачи, при реализации которой происходит развитие способностей малыша (используют прием, при котором возможно развитие слуха, визуального восприятия, ритмики).
  • От индивидуально-дифференцированного подхода (приемы, что используются, рассчитаны на одного индивидуума или на небольшой коллектив).

При широком применении различных взаимодополняющих приемов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, обогащается методика, что способствует развитию творческого начала.

Эстетического

Реализация задач эстетического воспитания осуществляется с помощью художественной деятельности, которой дети занимаются как по собственной инициативе, так и при организации процесса. Педагог не должен нарушить основной замысел, а помогать стоит при необходимости.

В работе взрослый использует подсказки, привлекает внимание к предметам, задает вопросы, делает предложение, оценивает результат, уровень самостоятельности, фантазии.

Развитие происходит:

  • при рисовании декораций;
  • подготовке концерта;
  • организации театрализованного представления;
  • создании подарков родителям, друзьям;
  • подготовке атрибутов к играм;
  • драматизации;
  • при экскурсиях.

Важно учитывать, что задействовать нужно всех. Роль наблюдателя для ребенка не допустима. Так, при организации праздника стоит подобрать деятельность для каждого: одному доверить пение, другому – чтение стихов, третьему – танцы и т. д.

Экологического

Использованные методы воспитания в педагогике направлены на формирование личного отношения ребенка к экологической проблеме. Для этого необходимо выбирать те виды деятельности, которые способствуют самостоятельной работе.

С помощью дискуссий появляется личное отношение, малыш знакомится с природой, ищет способы решения проблем. Играя, дети приобретают опыт, который в дальнейшем позволит сохранить экосистему. Главное – добровольное участие, а не принуждение.

Экологическая ориентация проводится при проведении тематических праздников, дней. Целесообразно использование:

  • игр- экскурсий;
  • игр-путешествий;
  • театральной постановки (ребятам нужно преодолевать препятствия на пути).

Важным условием является систематичность, использование краеведческой наглядности и литературы.

Педагог должен вовлекать воспитанников в работу, доверив:

  • полив цветов;
  • посадку семян;
  • уход за клумбой;
  • охрану и подкормку птиц и т. д.

Трудового

Основной способ добиться результатов в воспитательном процессе:

  1. Привлекать к труду в домашних условиях, при котором появляются необходимые знания, умения, чувство долга.
  2. Приобщать ребенка к трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Главное – научить коллективному выполнению работы, учить договариваться и взаимодействовать.
  3. Привлекать к умственно работе в общеобразовательном заведении.

К средствам стоит отнести предметы, орудия, действия, благодаря которым возможно проведение конкретных операций.

Формы трудового воспитания:

  • урок труда;
  • кружок;
  • студия;
  • трудовой десант и другие.

Гигиенического

Главным условием для формирования гигиенических навыков является наличие всей атрибутики, например, в умывальной комнате: раковин, моющих средств, полотенец.

Положительные результаты возможны при систематичности и постепенности. Для этого используют игры, труд, проводят занятия, показывают в быту. Педагогу и родителю нужно действовать согласовано.

Приемы обучения культурно-гигиеническим навыкам:

  • примеры взрослых;
  • приучение, выполнение упражнений;
  • воспитывающие ситуации;
  • похвала, которая позволит малышу убедиться, что он может что-то сделать;
  • игры;
  • рассказ потешек, стихотворений;
  • чтение тематических книг;
  • наглядные пособия.

Умственного

Умственное развитие возможно при использовании игр, занятий, привлечении к труду, деятельности в быту. Подходы должны быть разнообразны, чтобы интерес ребенка не угас.

Значимое место отводится окружающей действительности: людям, природе, явлениям, предметам – они расширяют кругозор, вызывают интерес.

С помощью предметов малыш может познавать (рисуя кисточкой, пользуясь на огороде лопатой). Взрослый удовлетворяет познавательные процессы, знакомя с новым предметом, произнося название, описывая свойство.

Наблюдая за природой (растениями, животными), дети самостоятельно делают много открытий.

Игры – специфический вид деятельности, где отражается вся действительность. Малыш показывает знания и учит друга. Виды игр:

  • сюжетно-ролевая игра развивает речь, знакомит с окружающей атмосферой;
  • игра-драматизация способствует глубокому восприятию литературы, положительно влияет на речевой аппарат;
  • строительно-конструктивная способствует развитию способностей, расширит знания в области геометрии, ориентации в пространстве (например, при конструировании).

Дидактический материал активизирует мышление, а ручной труд развивает смекалку, воображение.

Средства, используемые в умственном воспитании:

  • игрушка;
  • живопись;
  • скульптуры;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • пособие;
  • книга;
  • песни;
  • костюм;
  • украшение;
  • традиции;
  • праздник.


Сенсорного

Средством в сенсорном воспитании детей является эталон:

  • сенсорный эталон цвета – 7 основных цветов;
  • эталон формы – геометрическая фигура;
  • величин – система меры и т. д.

Большая часть сенсорного обучения проходит без участия взрослого. Ребенок вынужден при игровых действиях учитывать свойства предметов.

Закрепляются понятия большой – маленький, узкий – широкий при словесном сопоставлении двух предметов, а при достижении определенного возраста малыш уже начинает классифицировать отдельные детали и элементы.

Приемы:

  • дидактическая игра;
  • упражнение;
  • ИЗД (при рисовании, лепке);
  • конструирование;

К примеру, без четкого представления о предмете, его свойствах, формах, ребенку не удастся отобразить его на рисунке. Дети рисуют то, что знают и в чем разбираются, и в большей части – опираясь на сенсорную память.

Методы воспитания. Классификация

По характеру (за П. И. Пидкасистым) Группы методов (И. С. Марьенко) По направленности (за И.Г.Щукиной)
Формирование личностного сознания Организация деятельности, формирование опыта
Убеждение Объяснительно-репродуктивная группа Рассказы Упражнения
Упражнение Проблемно-ситуативная Объяснения Приучения
Поощрение Приучение и упражнение Разъяснения Педагогические требования
Наказание Стимулирование Лекции Мнение общественности
Торможение Диспуты Поручения
Руководство Доклады Создание воспитывающей ситуации
Самовоспитание Инструктажи
Убеждения
Внушения
Этические беседы

Поощрение и наказание

Поощрением называют выражение положительных оценок действиям учащихся. Благодаря такому методу закрепляются навыки и умения положительной направленности.

Действия должны возбуждать положительные эмоции, вызвать уверенность в своих силах. Проявляется в похвале, одобрении, благодарности, предоставлении почетного права, награждении.

В похвале, главное, соблюдать четкую дозировку, поскольку можно получить обратный эффект воспитания.

Следует соблюдать такие условия:

  1. Поощрить ребенка необходимо после поступка, который делался безвозмездно, а не для похвалы.
  2. Не стоит поощрением противопоставлять малыша остальным детям.
  3. Будьте справедливы, поощрение стоит согласовать с точкой зрения группы.
  4. Учитывайте индивидуальные особенности детей.

Наказание используют для предупреждения нежелательного поступка детей, направлено на торможение их. Необходимо вызвать чувство вины.

Выделяют несколько видов наказания:

  1. Возложение на ребенка дополнительной обязанности.
  2. Лишение удовольствий, некоторых прав.
  3. Моральное порицание.
  4. Осуждение.

Выражаться наказание может экспромтом или традиционно.

Требования:

  1. Справедливость : наказание не должно унизить достоинство личности.
  2. Не стоит спешить с наказанием , если не известно достоверно, виновен ли ребенок, и будет ли польза от ваших действий.
  3. Убедитесь в том, что малышу понятна причина наказания.
  4. Отсутствие глобальности – найдите положительные стороны в поведении и отметьте их.
  5. Маленький проступок – одно наказание, большой проступок или несколько – также одно наказание, но более суровое.
  6. Если ребенок ранее заслужил поощрение – не отменяйте его.
  7. Учитывайте обстоятельства , причины, которые стали толчком к действию.
  8. Наказали – значит, простили. Не припоминайте в будущем проступок.

Личный пример

Пример – общепедагогический воспитательный метод, что дает конкретный образец для подражаний. Благодаря такому методу человек получает социальный опыт. Педагоги используют для примера выдающуюся личность (писателя, ученого), героя произведения.

Примеры взрослых из окружения ребенка будут действенными, если имеется авторитет у малышей.

Многие поступки совершаются по примеру сверстников, но не стоит сравнивать товарищей. Это чревато завистью и ссорами. Отдайте предпочтение ровесникам из кинолент, книг.

Воспитательский эффект достигается благодаря стремлению ребенка подражать лучшим. Пример должен быть взят из среды, которая не чужда человеку: случай из жизни группы людей, победы на соревнованиях одного представителя коллектива, проявление нравственного качества спортсменом международного уровня и т. д.

При рассматривании отрицательного примера покажите аморальность поступка, чтобы стимулировать проявлять детей осуждение.

При удачном выборе методов, форм и приемов будет достигнуто эффективности в воспитании ребенка. Это – трудная задача, которая лежит на плечах каждого взрослого, но ее необходимо решить для того. Чтобы вырастить достойное поколение с устоявшимися чертами.

Видео: Мнение специалиста

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое - основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное - стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое - призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь - поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов .

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .

53.Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьёй

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей.

Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель – вырастить детей, супружескими: главное – отношения супругов.

В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция – обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности.

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.



Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.

При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность.

Главные методы воспитания в семье – это пример, организация жизни ребенка, совместные с родителями занятия и помощь ребенку. Ребенок особенно в раннем детстве подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем. Но этого мало, надо организовать жизнь ребенка: устроить комнату, вещи, занятия, режим дня. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это более всего служит правильному воспитанию.

Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родители оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятия спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству.

Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется в следующих направлениях.

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее - о методах воспитания и возможных трудностях.

Способы воспитания детей

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод - наказание - подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям. Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему. Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом . Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

Ещё одной формой убеждения является диспут . Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира. Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме. Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения - это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п. Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий. Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.

Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Наказание и поощрение - два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания. Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка. Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой. Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения. Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера. Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу. Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.

Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника» . Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует. Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание - это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка. Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных - ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад. Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера. Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

В случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

Учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.