Необычные растения        17.05.2019   

Какую лучше взять методику развития ребенка. Плюсы систем: мнения сторонников. Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.


Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.

1. . Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.

2. . Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.

3. . Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.

4. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.

5. . Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.

6. . Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.

7. . Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.

8. . Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.

9. . «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.

10. . Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.

11. . Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.

Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.

Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.

Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.

Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.

16. Методика Тони Бьюзан . Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.

17. Методика Марии Гмошинской . Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.

18. Методика Воскобовича . Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.

19. Методика Масару Ибука . По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.

20. Программа «ТРИЗ» . Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.

21. Программа Занкова . В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.

22. Система Эльконина-Давыдова . Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.

23. Система Эйдетики . В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.

24. Методика Михаила Щетинина . Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.

25. Методика Китаева и Трунова . Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.

26. Методика Шалвы Амонашвили . По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.

27. Методика Алисы Самбурской . Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.

28. Свободный танец Айседоры Дункан . Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.

29. «Пальчиковые игры» . Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.

30. Методика «Добрые сказки» . Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.

31. Методика Трунова . Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.

32. Система обучения Петерсон . Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.

В этой статье:

Сегодня все популярнее становятся методики для раннего развития малышей. Буквально с 1-2 лет детей уже можно учить. Что это дает? Самим детям - возможность развиваться, удовлетворять свой интерес. В этом возрасте у крох очень много вопросов. Можно научить их самих искать ответы, используя подручные средства, специальные развивающие игрушки . Конечно, методик много. Какую выбрать родителям? Чаще всего методики раннего развития предлагают основываться на интересах и увлечениях малыша.

Активным детям тяжело усидеть на месте – лучше всего предложить им программу с элементами спортивных игр . Для тех, кто более усидчив, есть варианты глубокого раннего развития. У ребенка всегда должен быть выбор. Родителям нужно об этом помнить, не заставлять его заниматься тем, что не вызывает интереса. Особенно в 1-2 года, когда всякий интерес приходит интуитивно. Все методики частично или полностью игровые, ведь для ребенка игра - самый захватывающий и привлекательный вид деятельности.

Пятерка лучших методик развития

За многие годы психологи, воспитатели, педиатры придумали сотни возможностей для развития детей. Это разнообразные занятия, техники творчества, игровые методики, особые игрушки. Можно выделить пять самых удачных методов, которые уже десятилетиями получают одобрение по всему миру. Некоторые из них более популярны, а другие лишь легли в основу новых методов воспитания детей.

Их общая особенность - раннее развитие. Начинать заниматься с ребенком на основе этих методом нужно именно в раннем возрасте. Профессиональные педагоги знают, что развивать ребенка необходимо, но лишь с учетом всех особенностей его личности, характера. В 1-2 годика характер уже проявляется. Принуждать малыша к обучению просто глупо. В 1-2 или 3 годика кроху нужно именно заинтересовать, увлечь, показать, что обучение может быть веселой игрой. Для криков и наказаний тут места нет. Иначе можно навсегда отбить у ребенка интерес к обучению.

Метод Монтессори

Мария Монтессори построила очень удачную модель развития любого ребенка. Самое главное, по ее мнению, не навязывать малышу то или иное занятие, а дать право выбора. Он сам подбирает себе «путь». Все, что тут делают воспитатели и родители - организовывают комфортную, позитивную среду. Малыш чувствует себя в безопасности, у него есть достаточно материалов для творчества, игры, познания мира . Все игрушки
здесь особенные. У детей они стимулируют интерес к тому, как устроен наш мир. В процессе игры кроха может научиться самостоятельно узнавать цвета, времена года, цифры, буквы и многое другое.

Единственный недостаток метода - он разработан по общей модели, но подойдет не всем. Активные и гиперактивные малыши просто не могут так долго концентрировать внимание. Методика подходит лучше для менее подвижных, вдумчивых детей. Хотя раннее развитие по этому принципу влияет благотворно на всех. Активные дети просто меньше времени проводят с обучающими материалами, но это не значит, что они чем-то хуже, глупее.

Методика профессора Зайцева

Известные всем психологам и дефектологам «кубики Зайцева» легли в основу этого метода. Сразу хочется отметить, что их чаще используют для развития и социализации детей с психологическими проблемами. Начинают ими пользоваться не раньше 2 лет . Кубики, музыкальные записи, разные таблицы помогают вывести малыша на общение, повторение слов и слогов. Так можно развивать детей с аутизмом, некоторыми неврологическими нарушениями.

Метод иногда используют просто для обучения чтению. Развитие слуха и повторения происходит быстрее. В школах этому не учат – тут фонетический разбор слова, который детям становится непонятным. Это большой минус, ведь школьная программа пока что одна для всех.

Система развития по Никитиным

Общая подготовка ребенка по методике Никитиных становится все популярнее. Особенно хорошо она подходит для детей активных. Это комбинация спортивной, творческой и интеллектуальной деятельности. Для каждого ребенка предложен ряд заданий, где нужно проявлять все эти три направления.
Если сейчас задание слишком тяжелое (например, еще недостаточно физической силы, гибкости, ловкости), то его отложат, но не забудут. Малыш вернется к выполнению задачи позже.

Таким образом, развитие проходит по спирали. Чтобы выполнить новое задание, нужно успешно справиться с предыдущим. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Большой плюс – это наличие спортивной программы в данном методе. Она присутствует далеко не везде. А вот минус тут серьезный: этот метод не учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Методика Глена Домана

Отличный метод для помощи детям с врожденными проблемами ЦНС. Хотя его можно использовать и в комбинации с любой из методик раннего развития. Он основан на подсознательном запоминании информации. Малышу показывается множество карточек, картинок с полезным содержимым .
Они демонстрируются быстро, всего на 2-3 секунды. Ежедневное повторение ведет к тому, что на подсознательном уровне у ребенка формируется запоминание, складывается база знаний.

Затем детям предлагают пройти тест. Активного запоминания этой информации не было, но тесты проходятся довольно хорошо. Мозг запомнил и теперь выдает эту информацию без какого-либо повторения. Единственный минус методики - слишком большой объем информации. Это бывает не очень полезно для мозга. Разрешается проводить такие занятия для детей с 3 лет.

Развитие по методу Сесиль Лупан

Очень простой метод. Кроху учат именно тому, что ему хочется знать в данный момент. Если есть вопрос, значит, нужно приложить все усилия, чтобы дать правильный ответ. Раннее развитие по методу Лупан было опробовано ей на собственных детях. Затем она предложила внедрить его в один детский садик. Метод был очень популярным раньше, сейчас – чуть меньше, используется лишь как дополнение к иным методикам .

Для его реализации
родителям почти ничего особенного не нужно. Например, малыш расспрашивает родителей про растения, деревья. Его отводят в парк и там учат отличать разные виды деревьев, рассказывают про смену времен года. Малыш интересуется животными - его ведут в зоопарк . Родители рассказывают, показывают – малыш запоминает. Метод хорош, ведь удовлетворяет интерес детей показательно. В раннем возрасте малышу тяжело описать, как выглядит тигр или слон. Поход в самый простой городской зоопарк тут же снимает проблему – малыш получает исчерпывающий ответ.

Недостаток метода именно в его простоте. К сожалению, не у всех родителей хватает терпения на такую воспитательную работу. Раннее развитие по методу Лупан тоже проводится частично. В садике у малышей есть возможность рассматривать книги, смотреть небольшие фильмы по интересующей теме.

Часто родители преследуют цель «развивать любой ценой». Для детей это не лучший вариант, ведь самое главное - найти то, что малышу интересно, что его привлекает. Заниматься дома с малышом довольно просто, как может показаться. Сейчас много книжек по воспитанию, и любая мама может пройти короткий курс по одной из методик, перечисленных выше. Если вы не так уверены в себе, то лучше водить малыша в школу развития, садики, основанные на одной из этих методик.

Раннее развитие
должно проводиться очень аккуратно, человеком, который точно знает, что делает. А именно - воспитателем, психологом, хорошо знакомым с возможностями ребенка в возрасте 1-3 лет. Они не станут перегружать его знаниями, а смогут правильно дозировать нагрузку . Развитие происходит постепенно.

В возрасте 3 лет у ребенка сегодня большие возможности. Предлагаются разные группы:


Лучше всего начинать вводить занятия постепенно . Не нужно заниматься всем сразу. Другое дело, что малышу нужно дать попробовать разные виды деятельности. Нет ничего страшного, если вы сходите в разные кружки: посетите спорт, музыку, художественную школу. Так малыш увидит, к чему у него сейчас есть тяга, интерес. Не стоит ругать его за то, что, например, спорт его не интересует вовсе. Сосредоточьтесь на том, что привлекает малыша сильнее всего.

Дети, которых с малых лет научили интересоваться жизнью, учиться самостоятельно (а именно это и есть цель раннего развития), потом расширяют круг интересов. Оптимально в этом возрасте посещать кружок развития и еще 1-2 секции в неделю.

Содержание статьи:

Все родители желают, чтобы их ребенок был умным, здоровым, и развитым в физическом и психическом аспекте. В раннем возрасте ребенок познает окружающий мир через игру. Для этого, предполагая различные занятия, родители играют с ним. Гипотетически можно предположить, что ребенок уже при рождении обладает определенным багажом знаний. Природа постаралась, чтобы малыш обрел его в процессе внутриутробного развития.

Программа максимум предполагает не только обстоятельство, при котором ребенок растет здоровым и умным, но и необходимость всестороннего гармоничного развития личности. Это понятие вкладывает в себя спорт, занятия музыкой, какие-либо иные ценности. В родительской практике можно встретить много вещей, которые, на их взгляд, могут помочь в этом. Одни включают грудным детям классические произведения Моцарта и Вивальди, другие берут грудных детей на экскурсию в музей. Некоторые родители даже дают уроки английского языка своим грудничкам.

Но все ли это полезно на самом деле? Может быть, во всем этом много лишнего? Сейчас идей и советов, связанных с детским развитием, такое огромное количество, что от них реально может голова пойти кругом.

Многообразие видов развития

По утверждению Анны Раппопорт, под развитием следует понимать процесс, связанный с активным воспитанием ребенка в возрастном диапазоне от 0 до 2-3 лет. Это явление сопряжено с явной пользой, хотя в свое время испытало много насмешек со стороны общества. Причина этого состоит в том, что воплощение подобного явления в жизнь сопряжено с наличием множества форм и различных трактовок.

Процесс воспитания детей до трех лет является антагонистичным тому, что принят в традиционном понимании обучения детей 6-7 лет, основанном на канонах культуры Европы. Смысл предполагает занятия, как с грудными детьми, так и с младшими и средними дошкольниками.

Принимая во внимание традиционную возрастную психологию, развитие детей раннего возраста может существовать в трех видах. Это деление осуществлено в зависимости от адекватности по отношению к категории возраста:

1. Преждевременный вид. Психика малыша по ряду причин не может воспринять тот объем информации, который пытаются в нее «втолкнуть». Это в полной мере относится и к навыкам, которые так старательно пытаются ему привить. Вполне понятно, что, скажем, научить младенца сидеть в таком возрасте просто невозможно. Как бы это не пытались сделать, не позволят его физиологические особенности.

2. Позднее развитие. При этом имеет место ситуация с точностью до наоборот. Ребенку пытаются привить то, что он уже давно должен иметь в своем арсенале знаний и умений. Например, считается поздним обстоятельство, при котором ребенок начал читать только после 8 лет. Безусловно, он научится этому, но процесс будет протекать с меньшей продуктивностью и рациональностью. Ребенку исполнилось 10 лет, а его родители отдают в балетную школу. Поздно. Как говорится, поезд уже ушел. Никогда уже не получится из этого ребенка первоклассного танцовщика.

3. Своевременный вариант. При нем можно наблюдать ситуацию, при которой возраст и параметры ребенка находятся в полном соответствии с его знаниями и навыками, что ему прививают. Эта разновидность является самым адекватным видом. При ней все находится в гармоничном соответствии. Главной задачей является правильная постановка цели. Действия родителей никогда не должны идти в разрез с желаниями ребенка. Все должно быть подкреплено здравым смыслом и учетом его физического состояния.

Основы воспитания

Как только кроха появилась на свет, с этого момента уже начинается процесс его воспитания. При нем создаются условия, которые настроят малыша на знакомство с музыкальным миром, живописью. Малышу необходимо читать сказки, осуществлять прокручивание аудиозаписей. Необходимо создавать уголки, которые заполнены различными предметами. Все это будет способствовать тому, что у крохи будут развиваться органы чувств и его двигательная активность. С ребенком должна активно общаться не только мать, но и другие родственные люди. В разговорном плане информация не должна ограничиваться лишь тем, какое вкусное пюре предстоит ему скушать.

Необходимо ему, например, сообщать, что скоро начнется дождь и с неба польются потоки воды. Необходимо ему в доступной форме объяснить, откуда вообще она там берется. Или, скажем, объяснить, что бусинка никогда не пройдет именно по этому лабиринту. Этого не даст ей сделать другая бусинка, стоящая у нее на пути. Объясняются различные иные моменты.

Проще говоря, мероприятия направлены не только на подготовку к детскому дошкольному или школьному учреждению. Они предполагают нечто большее, а именно - создание такой атмосферы, в которой дитя получит всестороннее духовное и гармоничное развитие. Усилия должны быть направлены на развитие у ребенка логического мышления, внимания и фантазии. Он должен научиться синтезу и анализу информации. Но не стоит стремиться воспитать из ребенка вундеркинда. Далеко не каждому дана такая способность от природы.

Воспитание детей в раннем возрасте может идти с применением различных методик. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Но в то же время они предполагают наличие и определенных недостатков. Чтобы наглядно представить их суть, следует более подробно остановиться на характеристиках, которые предполагают методики раннего развития детей.

Гленн Доман и его методика

Этот автор являлся в конце прошлого столетия довольно известным американским физиотерапевтом. Его стараниями разработана целая теория воспитания малышей в раннем возрасте. Изначально методика Гленна Домана была разработана применительно к детям, у которых отмечались различные нарушения деятельности ЦНС. Но с течением времени она прошла адаптацию и на здоровых детях. Оказалось, что она вполне применима и для здорового детского контингента. Лейтмотивом данной концепции является утверждение, согласно которому дети в возрасте до 6 лет лишь только познают окружающий их мир. В это время научить их чему-либо просто невозможно. Это надо начинать делать лишь тогда, когда ребенок усаживается на школьную скамью. В этом данная теория тесно переплетается с воззрениями, сопряженными с традиционным европейским воспитанием.

Доман настоятельно рекомендует показ детям различных карточек, на которых написаны какие-либо слова. Начинать делать это можно с 1-4 месяцев жизни. Подобные действия позволят малышу более быстро освоить письма и чтение. Аргументируется это тем, что в памяти происходит отложение определенных букв. Карточка должна содержать крупные буквы. Написанное слово произносится громко и четко.

Процедура с разными карточками повторяется многократно. В этом случае, считает ученый, ребенком будет запоминаться и написание, и произношение. Если на карточке написано, скажем «апельсин», то можно одновременно с этим показывать и настоящий фрукт. Такой способ визуального восприятия будет способствовать более быстрой адаптации к окружающей обстановке. В этом возрасте этого для ребенка будет вполне достаточно. Не надо наивно полагать, что он сможет прочитать сложный объемный роман.

Практика свидетельствует о том, что после таких занятий дети быстрее учатся писать и читать, более активно происходит адаптация к окружающей обстановке.

Такая методика не является идеальной, а недостатки ее можно отыскать в самой сути. Вряд ли малыш в возрасте одного года способен усидеть на одном месте столько времени, сколько требуется для этого при подобном обучении. Многим детям более интересны активные игры или просмотр мультфильмов, чем длительные утомительные занятия, проведение которых связано с использованием одной позы сидя. Он осилит не более четырех карточек. Затем его внимание переключится на что-то другое. Такая методика более применима к тем малышам, которые являются медлительными по своему характеру.

Мария Монтессори

Будучи педагогом, философом и активным политическим деятелем, она оказалась более прозорливой, чем предыдущий автор. Методика Монтессори оказалась способной провести учет того обстоятельства, при котором имеет право на существование утверждение о том, что малышу гораздо предпочтительнее активно двигаться, а не рассматривать картинки сидя. По ее рекомендациям комната разбивается на различные зоны, а малышу предоставляется полная свобода выбора своей деятельности. Пусть он делает именно то, что ему больше всего хочется делать в данный момент.

Будь то педагог или родитель, главной задачей здесь является вызвать у крохи заинтересованность в его действиях. Ему надо объяснить и показать более рациональный способ использования тех или иных предметов. Надо позаботиться о том, чтобы весь ассортимент предметов в помещении был соразмерен параметрам малыша. Все здесь должно быть маленьким, посуда, книги, иные предметы. Даже полки по размерам должны быть такими, чтобы малыш сам без проблем достал все, что ему нужно. Ничего страшного, если кто-то будет использовать фарфоровый сервис. Это приучит малыша к аккуратности и концентрации своего внимания.

Вальдорфская система

Ее направление связано с физическим воспитанием малыша. Помимо этого, по ней ему прививается творческое начало. Особое внимание уделяется активным играм, танцам. В рамках этой системы осуществляются действия, при которых методики развития речи, математические занятия оказываются на втором плане. Главным условием при ней является то, что развитие качеств и навыков должно вестись без всякого опережения. При методике добиваются согласованности несколько иных составляющих гармонического развития личности малыша. К ним, прежде всего, относится умственная, физическая и духовная сфера.

Эту концепцию не используют, проводя обучение, местом для которого является обычная школа и детский сад. Наблюдается обособленность Вальдорофских школ и детских садов. В них для занятий с детьми не найти тех игрушек, материалом для изготовления которых служат искусственные компоненты. Преобладающими являются деревянные игрушки, предметы из глины и камня. Телевизор и компьютер в процессе воспитания используется минимально. Больше внимания уделяется прогулкам на свежем воздухе и чтению книг.

В программе обучения иностранный язык используется уже с первого класса. В то же время, больше занятий посвящено рисованию и лепке. По этой концепции акценты расставлены на культурной составляющей личности ребенка.

Зайцев и его система

Единственной отечественной методикой, которая приобрела большую популярность на всей территории после распада Советского Союза, является система Зайцева. Питерский автор является педагогом-новатором. Он изложил концепцию методики обучения малышей грамоте, используя при этом кубики. Основным контингентом для ее использования являются детки в возрасте 3-4 лет. Автором предложены различные средства для достижения результата при использовании данной методики. Этими средствами являются кубики, карточки, таблицы и даже коротенькие песенки (попевки Зайцева). Обучаясь, дети переходят от таблицы к таблице, а все это сопровождается пританцовкой и пением. Кубики Зайцева служат своеобразными «складами». На них отмечается расположение слогов. Их педагог и просит детей произнести и запомнить. Этот метод, по мнению автора, является альтернативой обучению азбуке.

Кубики имеют различный цвет, что определяется тем, мягкий или твердый характер имеет слог. При помощи кубиков можно построить слово, целое словосочетание. Но это делается только тогда, когда все слоги ребятками хорошо усвоены. Надо отметить, что дети с удовольствием готовы осваивать эту методику. Этим в определенной степени и объясняется ее популярность. Этой методикой сглаживаются острые углы несовершенства образования дошкольников и школьников современности.

Наряду с этим, существуют и другие методики, на которых можно остановиться несколько подробнее.

Концепция Домана-Маниченко

Автор явился последователем Домана в нашей стране и обрел широкую известность. Его концепция обрела чрезвычайно популярный характер. Он одновременно занимался педагогикой и психологией. Андрей Маниченко основал собственную компанию, которая получила название «Умница». Его методика прошла адаптацию применительно к образовательному процессу в нашей стране. Главным отличием от начальной авторской концепции является то, что в основу обучения заложена игровая форма. Предполагается активное участие самого ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Концепцию данной методики можно свести к следующим позициям:

1. Уроки небольшой продолжительности, проходящие в виде игры.
2. Комплексность в обучающем процессе. Карточки постепенно заменяются книгами.
3. При занятиях используются различные средства. Это могут быть самые различные средства обучения.

Развитие по методике Сесиль Лупан

Она была мамой, которая все свои увлечения направила на изучение раннего развития. Своих двух дочек она воспитывала по методике Доман. На практике она смогла сама ощутить все ее плюсы и минусы. Естественно, ей были внесены в методику определенные коррективы, необходимость которых была обусловлена результатами, полученными на собственном опыте. Преимущество перед авторской методикой Домана состояло в том, что она расставила акценты на индивидуальности каждого ребенка, а не на средних показателях статистики, которые имели место у родоначальника подобной концепции.

Она более тонко подобрала различные методы обучения. При этом учитывались склонности ребенка к чему-либо, повышенный интерес к проведению того или иного занятия.

Система Сесиль Лупан основана на следующих позициях:

Лучшими учителями для малышки являются его собственные родители. Ребенку небезразлично, что взрослые проявляют интерес к его потребностям. Но чрезмерную опеку проявлять все же не стоит.

Ребенок обучается с использованием игровых форм. Занятия происходят до тех пор, пока родители не увидят, что кроха проявляет признаки усталости. Занятиям малыш должен быть всегда рад. Вместе с ним этому радуются и родители. Не следует заниматься проверкой знаний ребенка. Больше должно быть импровизации и меньше действий, направленных на создание заготовок.

Познавать мир следует начинать с речи. Ребенок нуждается в необходимости постоянных разговоров с ним. Говорить надо даже тогда, когда ребенок пока еще ничего не понимает.

Для того, чтобы в полной мере раскрылись природные способности ребенка, подходить к каждой крохе надо индивидуально, с применение элементов гибкости и чуткости.

Поскольку физическая активность является основой для умственного развития, ей надо уделять особое внимание. Автор всесторонне выступает за пользу плавания грудничков, пропагандируя при этом методику Клэр Тиммeрманс.

Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Этот автор являлся японским скрипачом. Им была основана школа талантов. По его убеждению, музыкальность не является проявлением таланта, а представляет собой лишь способность, которую можно и важно развивать. Для него игра на различных инструментах сродни обучению основам родной речи и в достижении цели в обоих случаях нет никакой принципиальной разницы. Некоторые его методику называют «Метод родного языка». Его воспитанники блестяще играли на скрипке, восхищая своей игрой рядом присутствующих людей. Это в полной мере доказывает то, что подобная методика имеет право на существование.

Принципиальные моменты методики:

1. Основа обучающего процесса лежит в любви, заботе и внимании родителей. Доброжелательность атмосферы будет способствовать тому, что способности ребенка раскроются в полной мере.

2. Начало привития любви к музыке должно идти с момента его рождения.

3. Обучение музыке предполагает присутствие многократных повторений, а это будет способствовать развитию трудолюбия. Ребенок научится понимать смысл того произведения, которое он исполняет.

4. Обучение должно рассматриваться, как игра, а не прямая обязанность. Тогда этот процесс для ребенка будет только в радость.

Масару Ибука и его методика

Будучи японским инженером и успешным бизнесменом, он явился одним из создателей известной японской фирмы «Sony». Но большую известность он получил как автор, которым была создана уникальная методика, связанная с ранним развитием детей. Она получила название система Масару Ибука. В ней даются рекомендации, касающиеся абсолютно любой стороны жизни детей раннего возраста. Он был отцом единственного сына, который страдал серьезным недугом. Название ему аутизм. Это обстоятельство и заставило его изучать различные методики, связанные с воспитанием и образованием.

Все свое внимание он сконцентрировал на детях и подростках. Основываясь на результатах наблюдений, он написал книгу «После трех уже поздно». По его мнению, в первые три года жизни ребенка у него происходит формирование умственных способностей. Для обучения крохи этот период является «золотым» временем. Родителям упускать его никак нельзя.

Основные моменты:

В первые годы у ребенка закладываются основы для всей его последующей жизни. За дачей родителей является обеспечение благоприятной среды для этого. Необходимо постоянное общение с малышом, проявление заботы и ласки по отношению к нему. Автор считает, что окружение в развитии ребенка является определяющим фактором.

«Перекормить» ребенка новой информацией невозможно. Мозг просто сам заблокирует доступ к избытку информации.

Важным является ознакомления малыша с настоящим искусством. Его знакомят с различными репродукциями полотен известных художников, предлагают прослушивать произведения выдающихся композиторов.

Ребенка нельзя снабжать большим количеством игрушек. Это будет способствовать рассеиванию внимания, а не его концентрации.

Если проявлять строгость, то это надо делать в первые годы жизни младенца. Потом будет поздно, поскольку у ребенка уже сформируется чувство самоуважения. В тоже время, если излишне давить на ребенка, то это непременно вызовет протест с его стороны.

В раннем возрасте малышей нужно обучать иностранным языкам.

Если ребенок проявляет творческую инициативу, то он должен со стороны родителей получать всяческие поощрения.

Необходима постоянная двигательная активность. Ее надо тренировать с самого младенческого возраста.

Каким способом будет проходить воспитание ребенка - решают сами родители. Но не надо подходить к этому вопросу с излишней фанатичностью. Все делается в строгом соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Отношение родителей к подобным методикам самое различное. Есть, как их сторонники, так и противники. Сколько людей, столько и мнений. На это влияют разные стереотипы, которые присутствуют в том или ином обществе. С ними, естественно, сталкивается практически каждый родитель, что и накладывает отпечаток на формирование отношения к этому вопросу.

Как бы там ни было, никогда не следует забывать о том, что каждому малышу свойственно присутствие определенных возрастных норм и особенностей.

Лучшие методики раннего развития

Развитие ребенка - это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум - это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления. Вы наверняка слышали о детках, которые в 2-3 года считают до ста, а в 5 лет бегло читают и знают таблицу умножения. Далеко не все из них дети-вундеркинды - большей частью это всего лишь ребята, на развитие которых родители в свое время не пожалели усилий и, самое главное, сумели найти правильный подход к своему крохе.

Итак, в данной статье мы рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики обучения, которые по отдельности или в совокупности применяются в современных центрах раннего развития детей. Давайте вместе обсудим их преимущества и недостатки, чтобы понять, на что конкретно направлены эти методики и какие из них лучше подойдут именно вашему малышу.

Методика Домана

Согласно учению Гленна Домана, с рождения до 6 лет ребенок занимается исключительно познанием, а уже начиная с 6-летнего возраста - непосредственно обучением. Поэтому познавательные практики можно применять уже начиная с 3-6 месяцев.

В отечественных школах раннего развития часто применяется обучение чтению по системе Домана. Оно предполагает демонстрацию ребенку специальных карточек. К примеру, чтобы запомнить слово «апельсин», достаточно изо дня в день показывать малышу карточку с изображением этого фрукта и надписью «АПЕЛЬСИН». Ребенок смотрит на карточку в течение всего нескольких секунд, а преподаватель в это время произносит написанное слово. Малыши быстро запоминают звучание слова и постепенно начинают ассоциировать его со зрительным образом, «читая», таким образом, слово не по буквам, а целиком. Конечно, занимаясь по Доману, ваш 2-летний кроха вряд ли сможет прочитать «Войну и мир», но благодаря таким занятиям он учится быстрее усваивать информацию, тренирует зрительную и слуховую память, образное мышление. С помощью различных карточек можно заниматься с малышом не только чтением, но и математикой и даже географией!

Развитие по Доману кажется многим родителям наиболее предпочтительным, поскольку предполагает возможность индивидуальных занятий. Казалось бы, ничего сложного, ведь показывать карточки и называть слова может любой из нас! Однако, как показывает практика, не всё так просто: многие малыши оказываются не готовыми смирно сидеть и разглядывать поднадоевшие им карточки: они отвлекаются или просто убегают, вызывая у родителей раздражение и гнев. Все детки, даже самые маленькие, отличаются по своему темпераменту - имейте это в виду и, увлекшись системой Домана, не бросайтесь скупать эти многочисленные и совсем не дешевые пособия. Лучше сделайте десяток-другой карточек самостоятельно и посмотрите, захочет ли ваш малыш обучаться чтению с пеленок, или же предпочтет более активное времяпрепровождение.

Система Монтессори

Мария Монтессори, родоначальница другой методики раннего развития, оказалась более дальновидной, предоставив своим ученикам полную свободу действий. На занятиях по данной системе каждый ребенок сам определяет, чем ему в данный момент хочется заниматься, с какими предметами играть. Задача взрослого - вызвать у ребенка интерес и помочь ему, используя индивидуальный подход. Кроме того, в обучении активно используется так называемая «подготовленная среда» - пространство, помогающее малышу почувствовать себя полностью независимым. Мебель в такой среде должна быть соизмерима с ростом ребенка, а все вещи - быть доступными, как бы приглашая его к действию. В Монтессори-классах используются даже хрупкие фарфоровые изделия, игра с которыми учит детей аккуратности и порядку.

Философия Монтессори ставит во главу угла личность каждого отдельного ребенка. Здесь нет никаких оценок или иных критериев сравнения детей между собой, как нет поощрений и наказаний. Лишь собственное мнение, самокритика и внутренняя мотивация помогают ребенку стать свободной, независимой и самодостаточной личностью.

В основе теории Монтессори лежит мнение, что способность к обучению определенным навыкам проявляется в конкретный период времени. Так, в возрасте 0-3 года дети узнают, что такое порядок, с 2,5 до 5 лет - учатся общению, при этом активно развивая сенсорные навыки (до 5 лет) и речь (0-6 лет). И мы должны помочь ребенку, не ускоряя темпы его развития, а лишь мягко подталкивая его в нужном направлении. Не все родители в силу своей предубежденности смогут одолеть свои эмоции и сомнения и грамотно построить занятия с ребенком. Поэтому идеальным вариантом для сторонников данной методики является посещение Монтессори-класса «от 3 до 6». Кстати, это также одна из характерных черт системы: общение детей разных возрастов способствует лучшей их социализации.

Вальдорфская система

В отличие от описанных выше, известная во всём мире Вальдорфская система образования рекомендует работать в первую очередь не над умственным, а над физическим развитием детей. Двигательная активность, игры, музыка и танцы, творческая деятельность имеют приоритет над обучением чтению и счету, поскольку основоположники этой системы считали, что гармоничное развитие возможно лишь при совмещении духовной, физической и эмоциональной составляющих. Кроме того, здесь применяется принцип «неопережения» - разностороннее развитие ребенка должно происходить в его собственном темпе, и работать здесь нужно не над скоростью, а над качеством, стремясь раскрыть природные склонности каждого малыша, а не навязать чуждые ему интересы.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют только игрушками из натуральных, «живых» материалов (глина, дерево, камень), не признавая пластмассы и электроники. Большое внимание уделяется мелкой моторике и развитию речи (в Вальдорфских школах с 1 класса изучают английский и немецкий языки). Если сравнить принципы данной системы с другими методиками становится ясно, что Вальдорфские школы и сады имеют более гуманитарный уклон.

Также хочется отметить, что ни в одной из обычных школ раннего развития вы не встретите отдельные элементы Вальдорфской методики воспитания - эта система сильно отличается от традиционной и, как правило, ее достаточно сложно с чем-либо объединить. Вследствие этого выбор, стоящий перед родителями, невелик: либо отдать ребенка в классический Вальдорфский детский сад, либо полностью отказаться от этой методики.

Школа Зайцева

Знаменитый отечественный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев создал целую систему обучения малышей основам грамоты.

Данный подход основывается на наглядных пособиях - кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева - веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре - основной принцип педагогики Зайцева: на занятиях по его системе детям позволено прыгать и топать, ходить от таблицы к таблице, играть с кубиками. Последние представляют собой объемные картонные кубики с изображенными на них «складами» (слогами). Осознать, как склады объединяются в буквы, ребенку легче, чем учиться читать «с нуля» по традиционной схеме. К тому же кубики делятся по цветам и издаваемым ими звукам на «мягкие» и «твердые», «звонкие» и «глухие» склады. А потому маленькие воспитанники Зайцева и его последователей, играя с кубиками, легко и быстро запоминают и даже «пишут» кубиками слова, выкладывая их в определенной последовательности. Следуя данной системе, можно научить ребенка не только чтению, но и счету: для этого используются карточки с изображением числовой ленты («стосчёт»).

Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна: думаю, с этим согласятся все. Методика Николая Зайцева способна свести на нет все трудности, с которыми сталкиваются дети при обучении грамоте. Занятия проходят весело и интересно, и малыши как бы между делом, незаметно, учатся всему, что мы с вами в детстве постигали долго и порой мучительно. Чего стоит одна только таблица умножения!

Существуют и другие, не менее интересные методики раннего развития детей: теория Сесиль Лупан, система занятий Железновых и Даниловой, игры Никитина и Воскобовича. Каждая из них по-своему уникальна и ценна, ведь в ее создание вкладывали душу лучшие специалисты этой сферы, выработавшие свои принципы на собственном педагогическом опыте.

И напоследок - немного о личном опыте. В нашем городе существует около десяти школ раннего развития, причем так называют себя даже обычные центры по присмотру за детьми. Выбирая школу для дочери, мы тщательно продумали, для чего нам это нужно и что мы хотим увидеть в результате. Основные цели были такими: научиться общаться с чужими детьми и взрослыми, морально подготовиться к посещению детского сада, стимулировать желание ребенка учиться, закрепить основные понятия (цвета и формы, буквы и цифры). В итоге мы остановили свой выбор на развивающем центре, который предлагал: обучение чтению по системе Домана (1-2 года) и Зайцева (2-3 года), занятия по методике Железновых (музыкальное воспитание) и некоторые авторские методики преподавателей центра. Результат - выученный за полгода алфавит и счет до 10, множество стихотворений и песенок, стремление к самостоятельной творческой деятельности (лепка, рисование, выполнение аппликаций). Дочь стала более открытой в общении со сверстниками и с нетерпением ождала занятий в школе.

Сравнительно недавно родился новый термин – "интенсивное родительство". По сути, это такое усовершенствованное "материнство 2.0", где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.


Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения "родительского перфекционизма" и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.
Методика Марии Монтессори


Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.


Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка:

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.

В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Плюсы:
  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.

Минусы:
  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".

Вальдорфская методика



Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.

Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок, небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.


Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка:

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети "включают" логику.

Плюсы:
  • развитие независимости;
  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.

Минусы:
  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)



Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.

Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.).

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.


Возраст ребенка:

Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:
  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)



Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.

Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.


Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор.


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.


Плюсы:

  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:
  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан


Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.


Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.


Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.


Возраст ребенка:
с 3 месяцев до 7 лет.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:
  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных



Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.

В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.

Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами.

По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль "надзирателя".

Родителям необходимо создавать опережающие условия развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.


В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:
  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.

Методика Тюленева


Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты.

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.


В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.


Возраст ребенка:
с первых недель жизни до 6 лет.


Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:
  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика


Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.


Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.

Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.


Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка:
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.

Минусы:
  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
  • наличие сложной для детского ума терминологии.
Страницы