Садовые растения        16.04.2019   

Обществознание теория типы семьи. Урок обществознания "семья как социальная группа". Что мы узнали

В обществознании семью квалифицируют как малую группу, в которой человек реализует свои потребности: в пище, сне, жилище, продолжении рода, заботе и поддержке. Семья как социальный институт является одним из самых распространенных и долговечных. Рассмотрим кратко основные признаки, характеризующие семью, и ее функции.

Понятие

Семья - это социальная группа, в которой отношения между участниками основаны на кровном родстве или браке.


Существует такое понятие, как жизненный цикл семьи, согласно которой в развитии семьи выделяют несколько этапов. Представим их в виде таблицы.

Виды семей:

  • нуклеарная (родители и дети);
  • многопоколенная семья (родители, дети, бабушки, дедушки).

Для доиндустриального общества была характерна традиция создавать большие, многопоколенные семьи. В современном обществе преобладают нуклеарные семьи.

Признаки семьи как социального института

  • наличие особых ролей: муж и жена, мать и отец, сын, дочь, брат, сестра и другие;
  • наличие норм семейного поведения;
  • брак как официальная форма создания семьи;
  • наличие особых семейных ценностей: супружества, воспитания детей, родственных связей и так далее.

Функции семьи как социального института общества связаны, прежде всего, с удовлетворением важнейших социальных потребностей.

Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:

  • изменение традиционных семейных ролей (например, женщина участвует и в производственной, и в политической деятельности наравне с мужчиной);
  • уменьшение зависимости семьи от законов, традиций, нравов и увеличение зависимости от отношений между ее членами, взаимной привязанности;
  • увеличение числа юридически не оформленных семей;
  • падение ценности семьи.

В поддержке института семьи большую роль продолжает играть государство.
К мерам, которое оно предпринимает, можно отнести:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Семья - это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются. Главная функция семьи - реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей. Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков.

Функции семьи - В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).

Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой - нет.

При капиталистических отношениях в государстве статусная функция семьи выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для многих - источник могущества и наследства.

Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются основным предметом работы психологов, занимающихся семейным консультированием.

Частично нижеперечисленные функции пересекаются, например воспитательная и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая, однако предмет каждой функции уникален, поэтому их не следует смешивать.

Репродуктивная функция

Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

Воспитательная функция

Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.

Обучающая функция

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.

Коммуникативная функция

Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.

Эмоциональная функция

Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Духовно-психотерапевтическая функция

Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая - позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.

Развлекательно-рекреативная функция

Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Хозяйственно-бытовая функция

Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.

Экономическая функция

Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.

Статусная функция

Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.

Функция первичного социального контроля

Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Функция социализации

Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Защитная функция

Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Функция объединения усилий

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми.

Литература

Андреева Т.В. Семейная психология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

3 слайд

Описание слайда:

Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4 слайд

Описание слайда:

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

5 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

6 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

7 слайд

Описание слайда:

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

8 слайд

Описание слайда:

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

9 слайд

Описание слайда:

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

10 слайд

Описание слайда:

Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

11 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

12 слайд

Описание слайда:

Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

13 слайд

Описание слайда:

Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

16 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

17 слайд

Описание слайда:

Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

18 слайд

Описание слайда:

Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

19 слайд

Описание слайда:

Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

20 слайд

Описание слайда:

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

24 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание

Понятие семьи и брака - объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья - ячейка общества», - произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи , то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения . На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья - это малая социальная группа , а еще - это . Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, - это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи .

Брак (он же - брачный союз или супружество) - это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого - создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне .

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) - это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья - муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) - нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда - плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же - если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) - может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм .

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера - наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство - один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление - одна женщина и трое и более мужчин; например - у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола - мужчина и две женщины или наоборот) - интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество - консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

  • разнополая семья;
  • однополая семья.

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике - не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения - предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Преследование или угнетение сторонников однополых отношений - нарушение Декларации по правам человека . Однако однополые отношения - это одно, а однополый брак - другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка - вообще третье. Если первое - это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе - это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) - это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же - подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, - он должен быть ветераном».

По поводу третьего (усыновления) - это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным , и моральным, и религиозным нормам . Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

  1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
  2. Хозяйственно-экономическая функция - вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
  3. Регенеративная функция - наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
  4. Образовательно-воспитательная - функция социализации детей.
  5. Первоначальный социальный контроль - функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
  6. Рекреативная функция - развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
  7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
  8. Социально-статусная - воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья - это и есть общество в миниатюре.
  9. Психотерапевтическая функция - удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

В заключение можно сказать, что семья - это самый древний социальный институт, и история семьи - это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».