Садовые растения        27.04.2019   

Обучение чтению детей 6 лет. Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях? Советы родителям: учим ребенка читать по слогам сами дома. Уметь выделять главное в тексте

Развитие навыков беглого чтения младших школьников

Предметы начальной школы (литературное чтение)
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Тема, над которой я работала, называется «Развитие навыков беглого чтения младших школьников». Беглость чтения - одна из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам, затем следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
Весь процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы у ребенка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Я в своей работе предусматриваю эти особенности и выстраиваю с их учетом.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного восприятия (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Начальный этап обучения чтению начинается с узнавания букв. Буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. Я в результате своей практики пришла к следующему варианту работы: сначала выучить гласные, а затем учить согласные и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Б»: нарисовали ее, раскрасили, написали пальчиком в воздухе, на столе, слепили из пластилина, выложили из палочек, пуговиц, и т.д. Затем составляем слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Также их можно рисовать, выкладывать из палочек и т.д. В такой форме ребенок быстро понимает принцип сложения букв в слоги. Далее по той же схеме переходим к изучению следующих согласных.
На своих уроках я часто играю с детьми, например можно поиграть «в слоги»: вразброс пишем любые слоги с выученными согласными (бо, га, зы, ду), а задача ребенка - их прочитать. Постепенно этот запас увеличивается; тогда дети составляют простые слова из уже пройденных букв и слогов: луна, сон, дом, лес, мир, каша и т.д. Прошу ребенка попытаться записать эти слова (сначала списывая, а затем самим).Важно отметить, что особенности детей очень индивидуальны, поэтому я не тороплюсь, не подгоняю ребенка. Пусть процесс освоения происходит в нормальных для него темпах. Главное, чтобы регулярные занятия вызывали у маленького ученика желание вернуться к ним снова. В своей работе на начальных этапах обучения чтению я применяю элементы методики Н.А. Зайцева, которая опирается на слоговой принцип обучения чтению и делает этот процесс легким и увлекательным. На следующих, более сложных этапах, когда ребенок освоил чтение словами, я использую приемы работы по формированию беглости чтения (частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократность чтения, чтение в темпе скороговорки и т.д.), а также применяю упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных уровнях.
1. Упражнения для развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ...
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ...
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ...
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С...
Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би
За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи
Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри

Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Му-му-му - молока кому?
Ко-ко-ко - пейте, дети, молоко.

Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.

Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.

Чтение скороговорок в темпе.
Скороговорки читаются четко в высоком темпе.

2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.
Упражнения:
Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка - посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся - определить, что изменилось.

Игра «Что пропало?».
На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.
Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей - восстановить измененную последовательность предметов.
Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.
Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.

Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв.
В Л О Н
Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.
В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.
Затем переходим к запоминанию слогов.
Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду...
Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд.
Прием фотографирования слов.
Лев, мак, слон, тигр.
На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.
Чтение слов на карточке за короткое время.
Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее - более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.
Хорошо помогает чтение скороговорок на скорость, по очереди. Чтение текста через слово. Слово учитель, слово ребенок. Дети невольно начинают читать быстрее, им легче прочитать одно слово, а пока читает учитель, ребенок может немного отдохнуть.
Интересно ставить ударение в разные места.
Младшие школьники часто «теряют» окончания при чтении, большинство из них начинают выдумывать вместо чтения, поэтому я использую такие упражнения, как тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. (Н-р: вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
Родина, родной, родимый, родитель, родить.
Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить).
При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе с учителем. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух.
При этом необходимо выяснить значения слов. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

Чтение слов, записанных пирамидкой.
Например:
бури снег
ветры весна
ураганы ручьи
разыграйся побежали
заморозить зазеленела

По такому принципу составляю каждый раз новую пирамидку. Такие пирамидки необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Иногда прошу детей читать пирамидки за определенное время. Задача - правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.
В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

3. Развитие смысловой догадки.
Смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.при использовании этого приема у детей развивается логика, значительно убыстряет процесс чтения.

В своей работе я использую использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения:
Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА
К. О. О. ИЛ К. Р. ВА
С. Л. В. Й С. ОН
Б. Г. М. Т В. Р. НА

Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

Чтение слов с перепутанными буквами.
В начале работы слова с перепутанными буквами дети разгадывают с опорой на цифры:
ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ
3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5
Далее я усложняю задание, не давая опоры на цифры.
Здесь лексическая тема задавалась заранее.
Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.
Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из-за ле....
Сильный ветер загуд... в выши.... Дере... забушева.... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь..., но вот солн... опять засия.... Как всё засверка... вокруг. Как пахнет земляни... и гри...
Чтение текстов с пропущенными словами.
Над городом повисли снеговые.... Вечером началась.... Снег повалил большими.... Холодный ветер выл, как дикий.... На конце пустынной и глухой... вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и... ей идти.

В своей работе я использую такие упражнения, как зрительные диктанты.
Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. (Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое Трещат морозы. Наступила осень. В лесу много берез Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет.) В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению задания, улучшается внимание.
Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса, желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому-либо виду деятельности - залог успешного осуществления этой деятельности.

Приемы, стимулирующие интерес к чтению:
А) Прием щадящего чтения.
Он заключается в том, что дети прочитывают несколько строчек, после чего им дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. То, что дети прочитали - мы обсуждаем. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

Б) Ежедневный само замер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие.

За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия помогают достичь желаемого результата.

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.


Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».


  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Как научить ребенка читать — видео


Оказалась полезной статья «Секреты, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях быстро»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Немного о технике чтения

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:

  • Смысловую сторону – понимание содержания
  • Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность

В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:

  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово
  • Скорость
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации

В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:

  • к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
  • к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
  • к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.

Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.

Почему так важно научить ребенка быстро читать?

Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.

В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.

Основные причины медленной скорости чтения:

  • Низкий уровень оперативной памяти
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
  • Недостаточная практика
  • Низкий объем оперативного поля зрения
  • Ограниченный словарный запас
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
  • Отсутствие интереса к процессу чтения

В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.

Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению

Решаем проблемы с оперативной памятью

Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.

Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.

Решаем проблемы с концентрацией внимания

При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.

Полезно проводить следующие упражнения:

  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
  • Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.

Частота занятий — залог успеха

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.

Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:

  • О. Узорова. Г. Нефедова «Быстрое обучение чтению»
  • Л.М. Козырева «Читаем сами, тренируем технику чтения»
  • Г.Г.Мисаренко, Н.Г. Войченко «Учимся читать»
  • Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
  • Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»

Решаем проблемы с объемом оперативного зрения

Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.

Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.

Пополняем словарный запас ребенка

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.

Боремся с регрессией

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.

Развиваем артикуляционный аппарат

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.

Решаем проблему дислексии

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.

Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:

  • Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
  • С трудом запоминает даже очень короткие стихи
  • Путает порядок следования дней недели, времен года
  • Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
  • Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
  • С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
  • Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:

  • Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
  • Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
  • Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или ;
  • Дети с задержкой развития устной речи.

Воспитываем интерес к книгам

Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама