Дарим цветы        07.05.2019   

Симметрия и асимметрия в композиции. Передача симметрии и асимметрии в композиции. Ритм, движение и покой

Лекция №9. Композиция.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Самые известные композиционные правила:     . Осевая и радиальная симметрии. Закон баланса. Закон массового состава. Вес элементов должен быть одинаковым. который ставит. Верующий масштаб находится в середине картины, и это так. в этом центральном пространстве, где фигура. большей иерархии и важности.

Равенство элементов не означает, что они имеют один и тот же вид, один и тот же цвет или один и тот же. текстуры. Композиция представляет собой однородное целое. Греки использовали золотой раздел не только в своих картинах. но и в его архитектурных сооружениях. Этот закон по-прежнему использовался на протяжении всей истории искусства с большим. или меньшее внимание в зависимости от времени.

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Перспектива - симметричность композиции 3-й класс. Симметрия в асимметричном мире. Композиция по симметрии: символы распределены симметрично в виньетке вокруг воображаемой центральной оси. Каждый из персонажей вмешивается в виньетку, как если бы были обработаны веса шкалы. Если элементы сбалансированы, ощущение будет гармоничным для читателя. Этот композиционный ресурс очень полезен для ситуаций с большой символикой, но обычно будет менее динамичным. Поэтому, чтобы найти больше движения, составители прибегают к использованию асимметричных распределений.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Давайте рассмотрим некоторые примеры с симметричными распределениями. А. и догнать. Покрытия также следуют тем же принципам, хотя в этом случае избегают разделить крышку пополам или кварталам, потому что она будет генерировать однообразный баланс. Некоторые обложки распространяют элементы в соответствии с правилом трети, ресурсом, широко используемым в фотографии, но также применимым в мире комиксов. Это в основном состоит из деления покрытия на девять равных частей с использованием двух воображаемых линий и равномерно расположенных горизонтально и вертикально.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Правило рекомендует использовать точки пересечения этих линий для распределения элементов сцены. Ибаньес может выполнить этот математический расчет бессознательным или интуитивно понятным способом, хотя есть некоторые примеры, когда кажется очевидным, что Ибанес знает, что он делает.

Важно отметить, что координационные центры виньетки придают большее значение некоторым элементам, чем другим. Дело в том, чтобы ссылаться на точку, представляющую наибольший интерес для композиции. Если у виньетки не хватает этого подкрепления, то это будет иллюстрация, в которой ничего не подчеркнет. Существует много способов придавать значение конкретному элементу композиции.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Подсветка и силуэты: она состоит в том, чтобы использовать контраст между белым и черным, чтобы выделить фокус. Иногда Ибанез рисует силуэты персонажей в черном, чтобы выделить их больше. Сигнализация: фокус точки виньетки может сигнализироваться объектами, цифрами и даже звукоподражанием. Например, если персонаж указывает на пистолет на другого Ибанеса, он представляет интерес для последнего; если персонаж кричит, сэндвич, нацеленный на его крик, делает его фокусом. В следующем примере Ибаньес хочет четко подчеркнуть поход, который берет Филмон, и он снова напоминает привычный силуэт удара, сопровождаемый звукоподражанием.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Обувь Филимона становится магнитом для взгляда читателя. «Статуя Свободы». Размеры: Установите фокусную точку на размер больше, чем остальные. Меньшие детали для фокальной точки. Это относится к предыдущему. Он используется, когда вы хотите выделить маленькие фигуры на большом фоне, например, при подсветке элемента на панорамном фоне. В следующей броне Ибаньес хочет, чтобы мы посмотрели на каравеллу, которая оказывается элементом, который, вероятно, имеет меньше деталей, чем остальные.

Репертуар ресурсов, используемых Ибаньесом при составлении виньетки, огромен. Скетчер знает, как уравновесить свои виньетки, использовать соответствующие принципы симметрии или асимметрии, а также взглянуть на самые важные моменты каждой виньетки, играя непрерывно с координационными точками. Многие из этих ресурсов были усвоены Ибанесом с течением времени, поскольку в их самых примитивных комиксах мы не найдем большинство из них. Редактор, как и в других дисциплинах, также вырос, пока не нашел свой собственный стиль.

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Из латинского симметрия это точное соответствие по размеру, форме и положению частей целого. Примером симметрии является витрувианский человек Леонардо да Винчи, произведение, которое представляет собой абсолютно симметричное человеческое тело. В рамках рисунка мы находим тот факт, что существует пять четко установленных типов симметрии.

Это спин, который переживает каждый мотив повторяющимся образом, до тех пор, пока он не завершит получение идентичной позиции, имевшейся в начале. В этом случае достигается две идентичные части конкретного объекта после поворота на 180 градусов по отношению к другому.

Построения композиции

    Выбор характерных элементов композиции:

Объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

Выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;

Включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.

    Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

    Он используется, чтобы четко указать, что две части целого одинаковы и что они имеют одинаковую форму, но не равного размера. Это тот, который позволяет получить двусторонний портрет, который имеет своей основой ось симметрии. По бокам этого появляются формы, равные тому же расстоянию от него, которые будут теми, которые позволяют создать этот цитированный портрет.

    Для симметрии - идеальное соответствие по отношению к животному или плану относительно центра, плоскости или оси. Согласно этому соответствию, эквивалентные части распределяются в определенном порядке. Большинство многоклеточных организмов проявляют некоторую симметрию. Радиальная симметрия определяется гетерополярной осью, из которой установлены основные плоскости симметрии. Двусторонняя симметрия более частая, так как она определяет ось тела в соответствии с направлением движения. Это позволяет создать централизованную нервную систему и цефализацию.

Материале,

Деталях;

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

Он указывает, что симметрия является точным соответствием при расположении точек или частей фигуры или фигуры относительно центра, оси или плоскости. Эта симметрия может быть сферической, осевой или отражающей. В рамках химии термин «симметрия» также используется, чтобы иметь возможность формулировать и развивать свои соответствующие теории, исследования и исследования.

И все это, не забывая об этом в музыке, также говорит о симметрии, чтобы ссылаться на то, какие структуры имеют разные композиции, созданные художниками. Молекулярная симметрия, наконец, является концепцией, которая позволяет предсказать или объяснить некоторые свойства одного из его симметрии.

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

Если есть что-то, что мы должны проявлять большую осторожность в фотографии, чтобы получить хорошие результаты, без необходимости тратить деньги, это так. В предыдущих статьях мы говорили о многочисленных, которые помогут вам сбалансировать ваши фотографии и, таким образом, направлять зрителя. На этот раз мы рассмотрим другое из этих правил: симметрия. Вы остаетесь, чтобы открыть для себя весь свой потенциал?

Симметрия и искусство равновесия

Применяя его к нашим фотографиям, симметрия позволяет нам идеально сбалансировать композиции и достигается, когда обе стороны изображения имеют одинаковый вес, что создаст ощущение единомыслия и гармонии. Симметрия применима ко многим предметам, от математики, геометрии или физики к другим, хотя мы, конечно, заинтересованы в ее применении к фотографии.

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Хотя вы, возможно, случайно взяли симметричную композицию на некоторых своих фотографиях, это не обычное дело. Симметрию в фотографии нужно искать очень хорошо, и мы должны быть внимательны к шаблонам, которые у нас есть вокруг нас, чтобы их получить.

Обычно, когда вы найдете большинство симметрий, в архитектуре. В других областях, таких как природа, обычно не изобилуют и их труднее найти, но если вы их найдете, ваши фотографии могут быть поразительными. Когда мы думаем о симметрии, нам приходят в голову изображения, подобные пейзажу с его идеальным зеркальным отражением в воде или идеально симметричной лестницей станции метро. И действительно, это один из видов симметрии, но это не единственный.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент - залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Принципы композиции

Принцип доминанты

Когда мы говорим о симметрии отражения, лучше всего описать это отражение, которое производит зеркало. Вы помните, когда мы объяснили вам, что такое зеркальные отражения и как их использовать? Ибо в этом случае, если мы применим композиционное правило симметрии к этим отражениям, получим то, что мы будем называть примером симметрии отражения.

Если мы разделим рамку на линию, вертикальную или горизонтальную, каждая точка или характеристика одной из этих частей найдет ее таким же образом и в том же положении в другом, на другой стороне оси. Хотя верно, что могут быть элементы, которые не совсем точны, подавляющее большинство будет найдено с обеих сторон.

Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.


Варианты организации доминанты:

Важно то, что каждая из этих симметричных точек одной части и другой будет располагаться на одной и той же линии на том же расстоянии от оси симметрии в противоположных направлениях и будет иметь одинаковый размер. Представьте себе точку в центре, и все шаблоны вокруг вас вращаются над ней. Эта точка была бы началом, на котором остальная часть изображения вращается в симметрии. Но вместо того, чтобы объяснять это, это лучше понять с изображением.

Симметрия трансляции - это когда у нас есть фотография, содержащая бесконечный узор, чтобы мы могли скользить по объекту, который появляется в кадре по плоскости. В этом случае изображение не отражается или не вращается вокруг оси, а скорее похоже на то, что объект, который появляется в нем, умножается, как, например, на следующую фотографию.

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

Симметрия отражения смещения

Когда мы говорим об этой симметрии, мы объединяем понятия, так как это будет похоже на первый вид симметрии, который мы видели, но также смещая это отражение относительно его референта. Звучит сложно, не так ли? Давайте посмотрим на это с лучшим изображением.

Обнаружение динамической симметрии

На этой фотографии мы видим некоторые следы, которые соответствуют отражению человека, и мы также замечаем, что эти следы смещены вдоль оси. Захват симметричного изображения не означает, что мы получаем хороший образ. Для этого нам придется позаботиться о серии деталей и обратить особое внимание на наш состав.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.


Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Принцип динамизма

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:

1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру - расстоянию.

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.

Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни.

Принцип равновесия

Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон.

Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Равновесие бывает 2 видов:

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.


Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.


Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии

Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

При решении вопросов равновесия в композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне этих основных линий.


Рассмотрим примеры компоновки в формате плоскости. Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит легче того, что помещен внизу.

Предмет справа от центра кажется тяжелее. Это связано с тем, что левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Сначала мы видим левую часть композиции, потом глаз передвигается вправо, т.е. на левой части композиции он задерживается меньше, нежели на правой.

Предмет, изображенный в перспективном измерении, кажется тяжелее, нежели тот же предмет во фронтальном изображении.

При установлении равновесия в композиции большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.


Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.



Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Принцип группировки

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов.

Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Восприятие

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломаная - ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия - это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.

Существуют понятия "вялая линия", "напряженная линия", "динамичная линия". Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности.

Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь".

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью. Ритм - форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств.

Типы композиции

Замкнутая композиция

Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.

Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле - на каком-либо фоне композиционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.


Открытая композиция

Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции - наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.



Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции - равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение

делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.


Асимметричная композиция

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.


Статичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.


Динамичная композиция

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции

прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.



Статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.

Формы композиции

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

Плоскость;

Объемная поверхность;

Пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как геометрическое место пространства, не имеющее размеров, не может быть формой композиции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства. Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения.

Линейно-ленточная композиция

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой незамкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции - подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маскируется.



Плоскостная (фронтальная) композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображения. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяетсяплоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.

Симметрия и асимметрия - два противоположных мето­да организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение рав­ных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зер­кальным отражением другой. На чертежах плоскость симмет­рии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диа­гонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, уси­ливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции за­ключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию назы­вают дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, соз­дает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональ­ною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочета­ния элементов и поэтому всегда индивидуальна.

Рисунок 22- Симметрия, асимметрия


Рисунок 23- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия


Рисунок 25- Симметрия, асимметрия


Рисунок 26- Симметрия, асимметрия


Рисунок 27- Рисунок в технике - гризайль


2 ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.

Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.

Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.

Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.


3 ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.

Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.

Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.

Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Нюанс - контраст

Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.

Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.

Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика

Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.

Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.

Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия.

Расположение элементов композиции вокруг главной оси.

Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – Ритм

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.

Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.

В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.

Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.

Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.

Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.


4 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»

Алгоритм выполнения курсового проекта:

1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.

2. Изучение материала, осмысление, систематизирование

3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью

4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики

5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;

6. Каждый эскиз поясняется текстом

7. Подготовить планшет,(40х60). Натянуть бумагу - ГОСТзнак

8. Провести компоновку на планшете

9. Выполнить проект на планшете

10. Пояснительная записка

· Титульный лист

· Введение - краткое изложение поставленных целей и задач;

· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров

· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью

· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике

· Заключение – достигнуты ли поставленные цели

· Глоссарий

· Список литературы

Перечень изображений, размещаемых на формате:

1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата

2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения

3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции

4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности

5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики

6. Выполнение копии изображения в технике гризайль

Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.

1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;

2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;

3. Анализ и систематизация собранного материала;

4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;

5. Разработка цветового решения в композиции;

6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;

7. Защита курсового проекта.


5 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.


6 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.

Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.

Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.


7 АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.


8 РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины

Рисунок 28- Фактуры камня, дерева, воды

9 РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.


Рисунок 29- Пример цветовой палитры


Рисунок 30- Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленных композициях.

10 ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.

Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.


11 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.

Алгоритм защиты курсового проекта:

1. Название темы курсового проекта;

2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;

3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;

4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;

5. Описание объемно-планировочного решения;

6. Описание цветового, светового и пр. решения;

7. Заключение

Основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;

Законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;

Средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;

Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная

Знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

Обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;

Знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;

Разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;

Использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;

Применять полученные знания композиционных закономерностей

при создании композиции

Выполнять поисковые эскизы композиционных решений

Создавать художественный визуальный образ

Владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

Владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

Владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

Разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

Возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С,Ф, Бойцов

2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1

3. С,И,Борисов

4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»

5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»

6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2

7. Волкотруб И.О.

8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»