Необычные растения        23.06.2019   

Проект нетрадиционные техники рисования ранний возраст. Проект «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно-творческих способностей детей "

Проект

по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Волшебные краски»

Выполнила: Захарова Анна Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

    Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .

    Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

    Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

    Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;

    Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Волшебные краски»

Составитель проекта: воспитатель МАДОУ « Родниковский детский сад» Захарова Анна Александровна.

Вид проекта: творческий

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2015 – Май 2016 гг.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: Стенгазета, презентация.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.) .

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

ПЛАН РАБОТЫ

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия

Воздушные шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Заключение

Проект «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005 .

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:

Приложение 1.

Конспект занятий.

Тема: «Воздушные шарики».

Программное содержание: дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

Оборудование: гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости приходит кукла Катя. У нее День рождения. «Давайте, ребята, подарим ей воздушные шарики».

2. Рассматривание и обследование воздушного шарика (круглый, цветной).

3. «А вот какие разноцветные красивые шарики мы сейчас с вами нарисуем для куклы Кати» - показ готового образца.

4. «Вот как будем рисовать» - показ способа действий.

5. Самостоятельная творческая деятельность.

6. Физминутка «Поиграем с воздушным шариком».

7. Чтение стихотворения «Шарики» В.Антонова:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой,

Заплясали шарики!

Красный, голубой.

8. Обыгрывание, анализ.

Тема: «Петушок, петушок…».

Программное содержание: познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху.

Оборудование: краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости к детям пришли петушки. Педагог вместе с детьми рассматривает их: «Чего же не хватает петушку?»

2. «Не расстраивайтесь, сейчас мы вам нарисуем вот такие красивые нарядные хвосты» - показ готового образца.

3. «Посмотрите, ребята, как мы будем их рисовать» - показ способа действий.

5. Физминутка «Петушок, петушок…» с чтением потешки.

6. Обыгрывание, анализ

Тема: «Подводное царство».

Программное содержание: закрепление умения рисования пальцем, дать общее представление о водорослях, развивать речь, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к рыбам.

Оборудование: зеленая гуашь, влажные тканевые салфетки, альбомные листы изображением рыбок и камешков на дне, игрушка-рыбка.

Ход занятия.

1. Игровой прием: появляется красивая золотая рыбка. Воспитатель рассказывает, где она живет, что такое водоросли (травка, которая растет в воде), для чего они нужны (чтобы дышать). «Ребята, а я знаю водоем, где у рыбок травки-водоросли еще не выросли и рыбкам там живется не очень хорошо. Давайте, им поможем: нарисуем водоросли».

2. «Вот какие водоросли у нас будут» - показ готового образца.

3. Показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Подвижная игра «Рыбки».

6. Обыгрывание, анализ.

Новожилов Руслан

Руководитель проекта:

Коваленко Светлана Яковлевна

Учреждение:

МОУ «СОШ №36» г. Вологда

В данном проекте по ИЗО на тему "Нетрадиционные техники рисования" предложен список различных методов и способов рисования, с кратким содержанием хода работы и необходимых материалов для каждого из них, также присутствуют иллюстративные примеры, выполненные в предложенных техниках рисования. В творческом проекте рассмотрена техника рисования акварелью, с графическими и иными материалами, проведены эксперименты.


В представленном творческом проекте по ИЗО "Нетрадиционные техники рисования" выдвинута и обоснована гипотеза о том, что рисование является одним из важнейших средств развития творческой деятельности ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображения обучающихся и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.

В рамках проекта по рисованию (ИЗО) "Нетрадиционные техники рисования" на основе изученных способов нетрадиционного рисования достигнута цель выявления творческих возможностей учеников 6 класса через использование нетрадиционных техник рисования.

Введение
Паспорт проекта
1. Опрос учащихся и родителей о техниках рисования.
2. Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве.
2.1. Техника работы с акварелью.
2.2. Техника совмещения материалов в изобразительном искусстве.
2.3. Техника рисования с использованием необычных приспособлений.
2.4. Техника работы с графическими материалами.
2.5. Эксперименты с художественными материалами.
Выводы
Литература

Введение

Развитие творчества – это один из “мостиков”,
ведущих к развитию художественных способностей.

Я очень люблю рисовать красками и карандашами, фломастерами и восковыми мелками и у меня, естественно, возник вопрос, а чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?


Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает.

Что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно: не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Ефремовой.Т.Ф. 2000) Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. (Словарь синонимов). Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование »? Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). На прогулке то же, сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно выполнять интересные работы.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «нельзя », можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, где даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.

Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет широко раскрыть свои творческие способности, не способствует развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Совсем маленьким, вместе с мамой я пытался отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, рисуя пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем, став чуть взрослее, я уже пытался находить новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Выбор данной темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, возник у меня не случайно. Проанализировав свои работы, я пришел к выводу, что необходимо облегчить навыки рисования, так как нужен тот результат, который вызывал бы у меня радость, изумление, удивление.

Приобщаясь к искусству, я выбрал следующее направление в работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Проанализировав многие из них, я понял, что некоторые из данных техник дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата.

Существует много техник нетрадиционного рисования и каждая из этих техник - это маленькая, но увлекательная игра. Их использование позволяет мне чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Вывод: проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:

  • снятию страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит свободно выражать свой замысел;
  • побуждает к творческим поискам и решениям;
  • учит работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • развивает чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы люди получают эстетическое удовольствие.

Паспорт проекта

Тема : «Нетрадиционные техники рисования»

Участники проекта : учащийся 6 в класса Новожилов Руслан.

Возраст участников проекта: 12 лет

Цель: Выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Получить опыт исследовательской работы.

Задачи:
Подбор техник рисования для исследования. Обобщение полученных результатов и выполнение альбома творческих работ «Нетрадиционные техники »

Идея проекта:
Идея опыта – способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества.

Актуальность темы. Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.

Гипотеза :
Если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами.

Исследование состоит из 3 этапов :

1 этап: исследовательский.

2 этап: практическая работа

3 этап: творческая работа

Планируемый результат: Выполнение альбома творческих работ, выполненных нетрадиционными техниками и их представление среди сверстников с целью привития интереса к творческому процессу.

1. Исследование результатов опроса учащихся моего класса и родителей о техниках рисования

В целях выявления отношения взрослых и детей к изобразительному творчеству мною была разработана анкета для взрослых и детей.

Я опрашивал учащихся 6-х классов и родителей, для простоты подсчёта 100 человек.(1 человек=1%)

Были заданы следующие вопросы (первичное тестирование)

1. Нравится ли вам рисовать?

2. Умеете ли вы рисовать?

3. Какой способ изображения предпочитаете?

4. Какие техники изображения вам нравятся?

5. Какие нетрадиционные техники вам известны?

И получил такие результаты опроса:

1. Нравится рисовать -70%, не знают-23%, не нравится рисовать-7%

2. Умеют рисовать-60%, немного-23%, не умеют рисовать-17%

3. Большинстводетей предпочитают рисовать по фантазии, взрослые- срисовывать.

4.Большинству опрошенных детей, нравится рисовать красками, фломастерами, взрослым - простым карандашом, ручкой.

5. Из нетрадиционных техник наиболее известны рисование ладошкой и набрызг.

После опроса была поставлена цель: привлечение внимания и интереса к нетрадиционным способам изображения.

Задачи, решение которых помогут получить результат:

Сформировать технические навыки рисования. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Проект «Нетрадиционные техники рисования - как средство развития художественно-творческих способностей детей»

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
Которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ:
"Волшебные краски"
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цель проекта:
Выяснить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие художественно - творческих способностей.
Задачи:
1. Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;
2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально; создавать условия для освоения цветовой палитры, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
3. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; воодушевить на совместное творчество.

В процессе реализации проекта, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.
Этапы проекта:
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.
Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.
Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.
Создать библиографический справочник по данной теме.
2. ОСНОВНОЙ:
Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.
Я использую пальчиковую живопись. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.
Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из моих задач – установить доверительное отношение с ними.
Формы работы с родителями: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность.

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:
-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
-использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;
-Создание предметно - пространственной среды;
- Использование богатого иллюстративного материала;
- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Продиагностировать развитие художественно- творческих способностей детей;
Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты:
- увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;
- умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- участие в районных конкурсах рисунков;
- организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;
- создание книги рисунков «Вообразилия»;
- Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом»
ВЫВОД:
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Для получения результатов мною было проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

« Павлодар қаласы 14 жалпы орта білім беру мектебі» ММ

ГУ « Средняя общеобразовательная школа №14 города Павлодара»

Бағыты: туралы барлық нұрда

Направление: Обо всем на свете

Тақырыбы:

« Дәстүрлі емес сурет салу техникалары»

«Not traditional painting тechniques»

«Нетрадиционные техники рисования»

Орыдаған: 3А сынып оқушысы

Богомолова Дарья

Выполнила: Богомолова Дарья,

ученица 3А класса

Ғылыми жетекшісі: бейнелеу өнері мұғалімі

Иваненко Людмила Викторовна

Руководитель: Иваненко Людмила Викторовна,

учитель ИЗО и самопознания

Павлодар,2015

АННОТАЦИЯ……………………………………………………….……3

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава1.Исследование результатов опроса учащихся и родителей 6

Глава 2.Нетрадиционные техники в изобразительном искусстве 8

2.1.Техника работы с акварелью.8

2.2.Техника совмещения материалов 11

2.3.Техника использования необычных приспособлений…………. 12

2.4.Техника работы графическими материалами..13

2.5.Эксперименты с художественными материалами 15

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....22

ПРИЛОЖЕНИЕ (Альбом творческих работ Богомоловой Дарьи)

УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Паспорт проекта

ТЕМА : «Нетрадиционные техники рисования »

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: обучающиеся 1-6 классов и их родители СОШ №14 г. Павлодара

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: 7-12 лет

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ:

    Подбор техник рисования для исследования.

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества.

ТИП ПРОЕКТА:

    творческий;

Актуальность темы

Гипотеза :

Исследование состоит из 3 этапов :

    1 этап: исследовательский

    2 этап: практическая работа

    3 этап: творческая работа

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

ВВЕДЕНИЕ

"В творчестве нет правильного пути,

нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь"

Все дети любят рисовать и пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает.

Что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно-

    Не основываясь на традиции.

    Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

    Не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Ефремовой.Т.Ф. 2000)
    Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. (Словарь синонимов).
    Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
    Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). На прогулке то же, сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно выполнять интересные работы.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.

Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет широко раскрыть свои творческие способности, не способствует развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности возник не случайно. Проанализировав свои рисунки, пришли к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, так как нужен тот результат, который вызывает радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщаясь к искусству, выбрано направление в работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

    Способствует снятию страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит свободно выражать свой замысел;

    Побуждает к творческим поискам и решениям;

    Учит работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

    чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы люди получают эстетическое удовольствие.

Глава 1. Исследование результатов опроса учащихся и родителей

В целях выявления отношения взрослых и детей к изобразительному творчеству нами была разработана анкета для взрослых и анкета для детей.

Опрашивали учащихся разного возраста, родителей, для простоты подсчёта в каждой опросили сто человек.(1 человек=1%)

Мы задали такие вопросы (первичное тестирование)

1. Нравится ли вам рисовать?

2. Умеете ли вы рисовать?

3. Какой способ изображения предпочитаете?

4. Какие техники изображения вам нравятся?

5. Какие нетрадиционные техники вам известны?

1.Нравится рисовать -70%, не знают-23%, не нравится рисовать-7%

2.Умеют рисовать-60%, немного-23%, не умеют рисовать-17%

3.Большинстводетей предпочитают рисовать по фантазии, взрослые- срисовывать.

4.Большинству опрошенных детей, нравится рисовать красками, фломастерами, взрослым - простым карандашом, ручкой.

5.Из нетрадиционных техник наиболее известны рисование ладошкой и набрызг.

После опроса была поставлена цель: привлечение внимания и интереса к нетрадиционным способам изображения.

Задачи, решение которых помогут получить результат

    Сформировать технические навыки рисования.

    Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.

    Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Глава.2 Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

2.1.Техники работы с акварелью.

Акварельные краски один из самых доступных художественных материалов, с ними можно фантазировать и получать удивительные и яркие работы.

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Техника заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем можно смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научиться сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисование пальчиками .
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: опускается в гуашь пальчики и наносятся точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой .
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Метод монотипии.
Этот способ получения рисунка таит в себе немало заманчивого. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Хеппининг.

Способ получения симметричного изображения, лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.

2.2. Техники совмещения материалов.

Восковые мелки + акварель .
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: выполняется рисунок свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

2.3.Техники с использованием необычных приспособлений.

Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно так же использовать зубную щётку и расческу.

Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

Загадочные рисунки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.

Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Все, что есть под рукой, можно использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

2.4. Техники работы с графическими материалами.

Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.

Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

Рисование мелками.
Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А затем по сюжетам составлять рассказы. Большие камни (типа гальки) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

2.5 Эксперименты с художественными материалами.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Двое художников договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: опускается в гуашь кисть и ударяется по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Рисование на мятой бумаге.

Бумагу мнем, выравниваем и начинаем рисовать красками, получается интересные складки, там, где бумага была согнута, краска впитывается сильнее.

Метод ниткографии.

А вот ещё одно направление в кляксографии – с ниточкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) с помощью простой ниточки. Дети смотрят на них и видят образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. На последнем этапе - обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет.
Рисунки кулечками.

Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.

Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.

На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.

Выдувание из трубки

Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы, существует кляксография с трубочкой.
Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно - капельку. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.


Штампы из пластилина .

Очень просто и доступно сделать штамп из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, деталь от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Если у вас есть покупные штемпельные подушечки разных цветов, то используйте их. Если нет, сделайте штемпельную подушечку сами. Для этого на губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штамп к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.


Штампы из лотков
Подобным образом можно делать отпечатки, используя пенопластовые лоточки для еды. Берем пенопластовый лоточек, в котором когда-то было что-то вкусное. Желательно, чтобы это было не мясо. Вырезаем плоское дно. Обычной шариковой ручкой наносим рисунок, слегка надавливая. Если нужны более толстые границы, то и продавить нужно лучше. Теперь наносим ровным слоем краску. Прикладываем лист бумаги. Отпечаток готов.



Можно вырезать небольшие кусочки пенопласта, наклеить их на пробки от бутылок, нанести рисунок. Получился штамп.

Штамп из катушки из-под скотча

Штамп из деталей конструктора Лего.

Штамп из приклеенной банковской резинки для денег

Картина из отпечатков от стаканчиков с горлышком разного диаметра

ВЫВОДЫ.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует самостоятельности и развитию инициативы. Результат работы не может быть плохим или хорошим, работа каждого оригинальна, а это зарождает новое желание, стремление к творчеству, способствует гармоничному развитию и формированию творческой личности.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Провели повторный опрос,(после выставки, серии студийных занятий, мастер-классов) мы задали такие вопросы

1. Нравится ли вам рисовать?

2. Умеете ли вы рисовать?

3.Понравилось изображать нетрадиционным способом?

4. Хоте ли бы сами придумать необычный способ рисования?

И получили такие результаты опроса:

1.Нравится рисовать -95%, не знают-5%, не нравится рисовать-0%

Вывод: возрос интерес к изобразительной деятельности.

2.Умеют рисовать-90%, немного-5%, не умеют рисовать-5%

Вывод: повысилась самооценка собственного творчества

3. Понравилось изображать нетрадиционным способом-100%

Вывод: нетрадиционные техники вызывают интерес.

4. Хоте ли сами придумать необычный способ рисования-90%, уже пробовали придумывать-54%, не знают-8%

Вывод: развивается мотивация к экспериментированию с художественными материалами.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Таким образом, на основе проделанной работы можно сделать вывод, у детей повысился интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам. Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости. Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!

Литература

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.

2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.

4. Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.

5. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.

Аннотация

Идея опыта – способствовать развитию у школьников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Знакомство с необычными приёмами рисования и развитие творчества

Актуальность темы: Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.

Цель: Выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Получить опыт исследовательской работы

Задачи : Подбор техник рисования для исследования.

Обобщение полученных результатов и выполнение альбома творческих работ «Нетрадиционные техники»

Объект нетрадиционные техники

Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования для привития интереса к творчеству

Гипотеза: Если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами.

Исследование состоит из 3 этапов:

1 этап: исследовательский

2 этап: практическая работа

3 этап: творческая работа

Методы исследования : поисковый, работа с литературой, анкетирование, анализ, обобщение, практическая творческая работа.

Планируемый результат: Выполнение альбома творческих работ, выполненных нетрадиционными техниками и их представление среди сверстников с целью привития интереса к творческому процессу.

Annotation

Idea of experience - to assist development for theschoolchildren of intellectual and creative capabilities,fantasy, imagination, ability to express perception of thesurrounding them world by means of unconventionaltechniques of drawing; to forming of confidence in itself, inthe capabilities, purposefulness of activity.
Acquaintance with the unusual receptions of drawing and development of work Actuality of theme : Actuality of experience consists in thatmodern society has a requirement in creative personality.Large potential for opening of work is celled in graphicactivity. Engaging in drawing, able to give those necessaryknowledge that is needed for valuable development of mangraphic work, in order that he felt beauty and harmony ofnature, that better understood itself and other people, thatexpressed original ideas and fantasies, that became a happyman.
Acquaintance with the unconventional techniques ofdrawing, привитие of interest and desire to create,experiment with artistic materials and handy men

Aim: Exposure of creative possibilities through the use ofunconventional techniques of drawing.
To get experience of research work
Tasks: Selection of drawing techniques for research.
Generalization of the got results and implementation ofalbum of creative works are "unconventional techniques"

An object is unconventional techniques
Article of research : the use of unconventional techniques ofdrawing for привития of interest in work
Hypothesis : If unconventionally to pick up the techniques ofexecution for creative work, then interest will rise in graphicwork and motivation will develop to experimentation withartistic materials.
Research consists of 3 stages:
it is a 1 stage: research
- 2 the stage: practical work
- 3 the stage: creative work

Research methods : searching, work with literature,questionnaire, analysis, generalization, practical creativework.
Planned result : Implementation of album of the creativeworks executed by unconventional techniques and theirpresentation among coevals with the purpose of привития ofinterest in a creative process.

Татьяна Детскова
Проект «Нетрадиционные техники рисования»

Педагогический проект по освоению нетрадиционных способов рисования «Веселая радуга» .

Разработала : Воспитатель МКДОУ «Детский сад №1 г. Островной» Детскова Т. А.

Тип проекта : кратковременный, творческий.

Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.

Сроки проведения : декабрь – февраль.

Предполагаемый результат :

Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов :

Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования ;

Владение дошкольниками простейшими техническими

Умение воспитанников самостоятельно применять ;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники , активное участие родителей в совместных творческих проектах .

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

Способствует снятию детских страхов,

Развивает уверенность в своих силах,

Развивает пространственное мышление,

Учит детей свободно выражать свой замысел,

Учит детей работать с разнообразным материалом,

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема,

Развивает мелкую моторику рук,

Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии,

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Возможные риски проекта : нежелание родителей быть участниками проекта , вероятность не укладывания по срокам.

Актуальность.

Проект «Веселая радуга» рассчитан на возраст детей 4-5 лет. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы. Последние занятия носят творческий характер. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка.

Рисовать кистью – это одно , а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.

Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами вышеназванных занятий. Игры с красками, водой и бумагой, которые предлагает курс, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

Цель проекта :

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования .

Задачи :

Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования , формировать интерес к изобразительной деятельности;

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Формировать сенсорные эталоны : цвет, величину, форму в процессе продуктивной деятельности.

Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание, рисование пальчиками , мятой бумагой, ватными палочками, солью и т. д.)

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования ; создать условия и стимулировать совместное творчество родителей и детей.

Этапы реализации проекта .

1 этап. Подготовительный (организационный) :

Деятельность педагогов :

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта .

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

2 этап. Основной (практический) .

Расширение детских представлений. Накопление и закрепление полученных знаний о методах нетрадиционного рисования ; стимулирование и активизация детской фантазии; осуществление грамотного педагогического руководства.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Взаимодействие с семьями воспитанников :

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультации по теме проекта ;

3. Мастер – класс для родителей по теме : «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

3 этап. Заключительный.

Деятельность педагога :

1. Подготовка к презентации. Презентация.

2. Организация и презентация

Перспективный план.

Тема : Холодные и теплые картины.

Цель : Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона.

Тема : Автопортрет. (Печать штампами) .

Цель : Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками . Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Тема : Медвежонок. (Рисование мятой бумагой ) .

Цель : Совершенствовать умения использовать данную изобразительную технику . Развивать умение самостоятельно выбирать цвет.

Тема : Космос. (Восковые мелки + акварель)

Цель : Совершенствовать умения в данных техниках . Учить изображать планеты, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Тема : Морозные узоры. (Рисование солью ) .

Цель : Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках .

Тема : Кактус. (Пластилинография) .

Цель : Совершенствовать умение работы с пластилином и дополнительными материалами. Развивать чувство композиции.

Тема : Свободная тема. Монотипия.

Цель : Упражнять детей в технике монотипии . Познакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление. Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью .