Необычные растения        18.06.2019   

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни. Анализ подготовки старшеклассников к семейной жизни

(И.Ф. ЮНДА, 1987)

Литература:

Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико- биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29

Назначение методики:

С целью определения готовности молодых супругов к семейной жизни авторами разработана специальная тест-карта.

Оценка готовности к семейной жизни и на этой основе прогноз благополучия супружества нацелены как на создание прочного брака, так и на совершенствование взаимоотношений молодых супругов в период становления их совместной жизни. Тест будет полезен при выработке индивидуальных программ такого совершенствования, а также при подготовке юношей и девушек к семейной жизни.

В тест-карте приведены типичные ситуации, возникающие между супругами в рамках десяти функций семьи (обозначены римскими цифрами: I – создание положительного психоэмоционального фона; II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; III – хозяйственно-экономическая функция; IV- производственно-трудовая деятельность; V – налаживание здорового семейно-бытового режима; VI – интимная жизнь, VII – деторождение, VIII – воспитание детей; IX – социальное самосовершенствование; X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности).

Чтобы определить свою готовность к семейной жизни, жениху и невесте (мужу и жене) нужно порознь выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов ответа и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок (см. ниже) для каждого из трех вариантов поведения (во всех десяти ситуациях).

Типичные ситуации, варианты поведения.

I.У мужа (жены) неприятности на работе .

1. Недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы.

2. Спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения.

3. Сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости.

II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей.

1. Прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей.

2. Прием без всякого энтузиазма, без проявлений знаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство.

3. Прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно-развлекательной программой.

III. Совместные покупки, заготовка продуктов .

1. Дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие.

2. Единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их.

3. Безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»

1. Рассуждения типа: «Работа – на работе, а дома время –семье, личной жизни», отрицательная порой раздражительная реакция на производственные проблемы.

2. Отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии.

3. Уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоте одежды; белья, постели; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различия вкусов.

1. Рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник, стимул».

2. Предпочитаются самостоятельные занятия домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи.

3. «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания. Если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения.

1. Сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.

2. Сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальные вопросы имеют соподчиненное значение.

3. Половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве.

1. Рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет», «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

2. Желание иметь как можно больше детей.

3. Желание иметь двое-трое детей.

VIII. Забота о воспитании детей.

1. Предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий.

2. Стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка.

3. Противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее (специальное) развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи.

1. Забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, ремеслами, выработка активной жизненной позиции.

2. Развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности.

3. Досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

Х. Выбор и развитие коммуникабельности.

1. Импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции.

2. Главным считается умение «не высовываться», быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома.

3. Стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Шкала оценок вариантов.

Типмчные ситуации (функции) Выбранный вариант поведения, баллы
I (-5)
II (-3)
III (-3)
IV (-3)
V (-5)
VI (-3)
VII (-5)
VIII (-5)
IX (-3)
X (-3)

Оценка результатов:

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.

С помощью тест-карты можно попытаться оценить и перспективы благополучия супружеских отношений. Для этого вновь обратимся к представленным в ней типичным ситуациям поведения. Результаты в баллах, подсчитанные порознь (женихом и невестой, мужем и женой), складываются, таким образом выводится общая сумма баллов, отражающая мнение обоих супругов. Затем следует разделить полученную сумму на 2, то есть определить среденее арифметическое для супружеской пары. Если искомый показатель окажется в пределах от 80 до 120 баллов, то прогноз в отношении супружеской гармонии весьма благоприятный, от 30 до 80 – благоприятный, ниже 30 баллов – малоблагоприятный.

Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи, что доказывают результаты неоднократно проведенного анкетирования.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а результаты далеко не всегда оправдывают ожидания, так как воспитанники детских домов, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательно - воспитательная программа

«Подготовка воспитанников детского дома

К самостоятельной жизни в современном обществе»

Пайвандова Фарида Фаридовна

г. Альметьевск

2014 год

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Содержание программы
  4. Список литературы

Пояснительная записка

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а результаты далеко не всегда оправдывают ожидания, так как воспитанники детских домов, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе.

И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Обобщение опыта работы детских домов, социологические и психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь.

У выпускников детских домов – масса проблем.

Одна из основных – неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант достойного Человека, Гражданина и Семьянина.

Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей–сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.

Профессиональный выбор воспитанников недостаточен: слабая учебная подготовка, отсутствие мотивации на развитие в профессиональном плане, карьерные достижения. Большая часть выпускников нашего детского дома продолжают обучение в профессиональных училищах, только несколько человек - в учреждениях среднего профессионального образования и в ВУЗах.

Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Настоящая программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.

Данная программа рассчитана на 2 года (26 ч.), включает в себя 3 блока:

1блок «Основы семейного воспитания»;

2 блок «Основы социально-правового воспитания»;

3 блок «Профориентация».

Все блоки взаимосвязаны между собой и способствуют полноценной реализации поставленных целей и задач.

Цель: оказание помощи в социальном становлении выпускников детского дома, подготовки их к решению сложных социальных проблем, которые ждут выпускников детского дома на их жизненном пути.

Основными задачами данной программы являются:

  • воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей;
  • знакомство с основами социально-правовой сферы, с перечнем льгот выпускников детского дома;
  • знакомство с миром профессий и овладение элементарными профессиональными умениями.

Программа предназначена для воспитанников в возрасте 14-16 лет, рассчитана на 2 года. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.

Прогнозируемые результаты:

Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, овладеть основами социально-правовой поддержки выпускников государством, основами профориентации, понимать важность выбора профессии.

Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, знать основные права и гарантии выпускников детского дома, знать основы профессиональной ориентации.

Воспитанники должны уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак, уметь правильно пользоваться льготами выпускников детского дома, уметь правильно выбрать себе профессию, уметь находить работу.

Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используется:

Анкета « »;

Опросник «Карта интересов»;

Методика «Изучение уровня развития социальных навыков».

Формы работы:

  • Групповые;
  • Индивидуальные.

Методы работы:

  • Беседа;
  • Дискуссия;
  • Консультация;
  • Практикум;
  • Анкетирование;
  • Профориентационная диагностика;
  • Собеседование;
  • Наблюдение;
  • Метод стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно – ориентированный подход;
  • культуросообразности;
  • добровольности;
  • систематичности, последовательности и наглядности;
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

Условия реализации программы:

  • наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий;
  • создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности;
  • материально-техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские товары.

Тематический план

БЛОК 1.

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема занятия

Цель занятия

«Семья. Функции семьи»

Формировать представления о семье, её значении в жизни человека; о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д.

  1. Беседа «Семья. Функции семьи»
  2. Дискуссия «Социальные роли человека в семье»
  3. Практикум

«Типы семей, их особенности и проблемы»

Формировать представления о типах семьи, их особенностей и проблемах.

  1. Беседа «Типы семей и их особенности»
  2. Дискуссия «Возможные проблемы семей»
  3. Практикум

Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни

Определить готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни

  1. Анкетирование
  2. Дискуссия

БЛОК 2.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема занятия

Цель занятия

Основные права и гарантии выпускников детского дома

Ознакомить с основными правами и гарантиями выпускников детского дома

Беседа «Основные права и гарантии выпускников детского дома»

Право на образование

Ознакомить с правом на образование выпускников детского дома, с типами образовательных учреждений

  1. Беседа «Право на образование»
  2. Беседа «Типы образовательных учреждений»

Право на жильё

Ознакомить с правом выпускников детского дома на жильё, как решить основные жилищные проблемы

  1. Беседа «Право на жильё»
  2. Беседа «Жилищные проблемы»

Право на медицинские услуги

Ознакомить с правом на получение медицинских услуг

Беседа «Право на медицинские услуги»

Трудоустройство

Ознакомить с правами выпускников детского дома в сфере трудоустройства

Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве»

Подведение итогов

Подвеcти итог знакомства с основными правами выпускников

Дискуссия

БЛОК 3.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Тема занятия

Цель занятия

Исследование профессиональных направленностей выпускников

Изучить профессиональную направленность выпускников

1.Методика диагностики профессиональной направленности личности Дж. Голланда

2.Опросник Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»

«В мире профессий»

Ознакомить с разнообразием профессий

  1. Беседа «В мире профессий»
  2. Практикум

«План поиска работы»

Составить план поиска работы

Дискуссия «План поиска работы»

«Способы поиска работы»

Ознакомить со способами поиска работы, научить составлять резюме

  1. Беседа «Способы поиска работы»
  2. Практикум «Составляем резюме»

«Как вести телефонные переговоры»

Научить вести телефонные переговоры

Дискуссия «Как вести телефонные переговоры»

Подведение итогов

Подведение итогов профориентационной работы с воспитанниками старших классов

Дискуссия

БЛОК 1.

Основы семейного воспитания

Цель: формирование у воспитанников представления о семье, её значимости для человека.

Содержание: Изучение , что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отношения к своей семье. Изучение, какие бывают типологии семей. Возможные проблемы семей. Закрепление знаний практикумом. Диагностика готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.

БЛОК 2.

Основы социально-правового воспитания

Цель: знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского дома.

Содержание: Знакомство с основными социальными правами и гарантиями выпускников. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Знакомство с типами образовательных учреждений. Рассмотрение возможных жилищных проблем и их решение. Подведение итога для закрепления полученной информации.

БЛОК 3.

Профориентация

Цель: определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с миром профессий, формирование основных умений трудоустройства.

Содержание: Изучение профессиональной направленности выпускников с помощью диагностических методик. Знакомство с разнообразием профессий. Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме. Знакомство с рекомендациями для встречи с работодателем. Обсуждение как вести телефонные переговоры. Подведение итогов профориентационной работы с воспитанниками старших классов.

Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004. - 543 с.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 - 254 с.
  3. Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2005 - 77 с.
  4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.
  7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
  8. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
  9. Радина, Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов// Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 4 - С. 50 – 55

Литература для педагогов:

  1. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
  2. Е.М. Старобина «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг... (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
  4. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
  5. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

Литература для детей:

  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
  2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
  3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
  5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
  6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
  7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986 г.

С помощью этого теста вы узнаете, готовы ли вы к семейной жизни или вам не стоит торопиться в отношениях с вашим партнером.

Ответьте на вопросы и утверждения. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

Текст опросника.

1. Согласны ли вы с утверждением, что семья и семейные отношения важнее дружбы, друзей и приятельских отношений?
2. Считаете ли вы, что вам следует продолжить работу по специальности после вступления в брак?
3. Не кажется ли вам, что семья без детей, что дом без хозяина?
4. Все ваши знакомые хвалят приготовленные вами блюда?
5. В будущем вы намереваетесь делиться с партнером всеми своими тайнами и секретами?
6. Не думаете ли вы, что брак ваших родителей удался?
7. Одобряете ли вы идею так называемого "пробного брака"?
8. Считаете ли вы добрачные связи предосудительными и недопустимыми?
9. Готовы ли вы простить измену вашему партнеру?
10. Можете ли вы утверждать, что снисходительно и терпимо оноситесь к недостаткам других?
11. Готовы ли вы разделять увлечения вашего партнера?
12. Склонны ли вы преувеличивать достоинства тех, кого любите?
13. Думаете ли вы, что работа вашего партнера будет менее важна, чем ваша?
14. Уверены ли вы в том, что забота о повседневных мелочах будет доставлять вам удовольствие?
15. Если с вами обращаются вежливо и деликатно, то вы можете уступить?
16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера в данный момент?
17. Часто ли вызывают ваше раздражение отдельные привычки партнера?
18. Бывает ли вам трудно общаться с родителями вашего партнера?
19. При разговоре о детях вы пренебрежительно морщитесь или переводите разговор на другую тему?
20. Вы и дня не можете прожить друг без друга?
21. Откровенны ли вы с партнером в разговорах о собственных проблемах и недостатках?
22. Считаете ли вы, что ваш партнер мог бы быть немного красивее и умнее?
23. Вам проще представить свое будущее без карьеры, чем без семьи?
24. Не кажется ли вам, что вы всерьез задумались о браке только после того, как мама одобрила ваш выбор?
25. Ваша гармония доходит до того, что вы одинаково оцениваете поступки ваших друзей и знакомых?
26. Не вызывает ли у вас раздражение стремление партнера нравиться не только вам?

Результаты теста.
Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:

1. да - 2, нет - 0, иногда - 1
2. да - 2, нет - 0, иногда - 1
3. да - 2, нет - 0, иногда - 1
4. да - 2, нет - 0, иногда - 1
5. да - 2, нет - 0, иногда - 1
6. да - 2, нет - 0, иногда - 1
7. да - 0, нет - 2, иногда - 0
8. да - 2, нет - 0, иногда - 0
9. да - 2, нет - 0, иногда - 1
10. да - 2, нет - 0, иногда - 1
11. да - 2, нет - 0, иногда - 1
12. да - 2, нет - 0, иногда - 1
13. да - 0, нет - 2, иногда - 0
14. да - 2, нет - 0, иногда - 1
15. да - 2, нет - 0, иногда - 1
16. да - 2, нет - 0, иногда - 1
17. да - 0, нет - 2, иногда - 0
18. да - 0, нет - 2, иногда - 0
19. да - 0, нет - 2, иногда - 0
20. да - 2, нет - 0, иногда - 1
21. да - 2, нет - 0, иногда - 1
22. да - 0, нет - 2, иногда - 0
23. да - 2, нет - 0, иногда - 1
24. да - 0, нет - 2, иногда - 0
25. да - 2, нет - 0, иногда - 1
26. да - 0, нет - 2, иногда - 0

Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле:

КГ = (СБ: 52) х 100%
Например, если вы набрали 23 балла, то КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%
Значит, вы готовы к браку на 44%. Стоит ли спешить?

0 - 20 баллов - неготовность к вступлению в брак.
21 - 38 баллов - частичная готовность к семейной жизни.
39 - 52 балла - готовность к браку.

Если результаты теста огорчили вас, не расстраивайтесь. Ведь любой тест рассматривают как руководство к действию. Возможно, вам просто не хватает уверенности в себе, доверия к партнеру и жизненного опыта. Все в ваших руках!

("Психологические тесты на все случаи жизни")

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна. Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для учащихся старших классов (14-17 лет).

Целью программы является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

Задачи программы:

1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений.

2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих.

3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.

Авторы программы попытались смоделировать в хронологической последовательности те зоны общения, освоить которые должна каждая гармонично развитая личность: кровная семья, общество сверстников своего пола, общество сверстников противоположного пола, будущая семья. В программе говорится о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых участники понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» оценено педагогами, участниками методического тренинга, очень высоко: средняя оценка 9,5 по 10-ти балльной шкале. Особенно высоко программа оценена по показателям: актуальность, практическая польза, технологичность (достаточность для применения на практике), научная обоснованность.

Программа нравственно-полового воспитания проводилась с учащимися 10-11-х классов в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах. Занятия по программе показали:

У учащихся значительно повышается уровень информированности по теме;

Ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

Осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у старшеклассников вызывают занятия о взаимоотношениях членах семьи, которые проводятся в блоке «Семья»: идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у учащихся к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам учащихся после занятий по «Медицинскому блоку» у учащихся значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; старшеклассники начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся выбирают ответственное поведение в отношении сексуальных отношений.

Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызвало занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека - рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки Дембо-Рубенштейн, методике «Кто Я?».

Сравнение по критериальному анализу Стьюдента показателей выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка учащимися по показателям: «Отношения с окружающими», «Особенности своего поведения» (p<0,00), «Чувства, переживания, мотивы», «Жизненные планы, я в будущем (кем быть, каким быть)» (p<0,05). Анализ эффективности показал, что программа помогла учащимся более адекватно оценивать свое отношение с окружающими, понимать свои чувства и переживания, отслеживать особенности своего поведения, иначе говоря, приобрести навыки рефлексии, расширяет жизненную перспективу и делает значительно богаче представление ребят о самих себе.

Факторный анализ показателей позволил выделить 5 факторов: до программы фактор 1А - «Характер - отношение к себе»; фактор 2А - «Отношение с окружающими - отношение к ранним бракам»; фактор 3А «Сила характера - отношения со сверстниками»; после программы фактор 1Б - «Отношения с окружающими - понимание других»; фактор 2Б - «Отношения с противоположным полом - уверенность в себе».

Вероятно, что до программы учащиеся, хотя и хорошо понимали свои личностные качества, но не достаточно хорошо умели отслеживать свое состояние, разрешать конфликты, и у них было более узкое представление о себе. Черты характера и личностные качества у учащихся были ведущими в оценке отношения к самому себе и взаимоотношений со сверстниками. После программы ребята стали понимать, что в отношениях с окружающими (родители, сверстники) важную роль играет собственное умение понимать других людей и наличие уверенности в себе.

Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, понимание назначения контрацепции стало более четкое, изменилось представление о семье, отношение к абортам.

В отзывах старшеклассники пишут: «Мне очень нравятся эти занятия. Они мне помогли понять, какой я представляю свою семейную жизнь, как я ее построю. Сейчас я более четко осознаю, что бывают разные случаи в семейной жизни, и нужно их решать. Я поняла, как чувствуют себя дети и родители, когда возникают разногласия и споры. Анализируя отношения в своей семье, я понимаю, что если бы и остальные члены семьи прослушали курс «Семьеведение», то многое изменилось бы». «Я стала по-другому относиться к окружающему миру, стала понимать своих родителей. У меня поменялось отношение к себе самой». «Эти три месяца как никогда мне жилось проще и легче. Я научилась слушать и понимать многих людей… Я начала видеть смысл жизни…»