Комнатные растения        12.06.2019   

Учение с увлечением: как привить ребенку интерес к учёбе. Как привить ребенку желание учиться

,

Наша реальность такова, что большинство детей патологически не хотят учиться . Мысли современного школьника занимают компьютерные игры, улица, телевизор, а вот учеба чаще всего отходит на самый задний план. И только их родители понимают, что хорошие оценки – залог успешной взрослой жизни. Как же привить ребенку желание учиться?

Во-первых, перестаньте заставлять своего ребенка хорошо учиться. Чем больше вы будете требовать – тем хуже будет результат. Даже если оценки будут хорошими, стоит вам ослабить контроль, как в дневнике начнут появляться двойки, если ребенку не нравится учиться самостоятельно.

Не стоит использовать различного рода наказания за плохую учебу. Очень часто, в качестве наказания, родители лишают своего ребенка возможности просматривать телевизор или ограничивают доступ к компьютеру. Эти малоэффективные методы только озлобят ребенка, а восполнить лишения он легко сможет и в гостях у своих друзей.

Чтобы привить ребенку желание учиться, попытайтесь действовать с другой стороны, используя принцип пряника, а не кнута. Например, если ваш ребенок – ученик младших классов – принес первую двойку, не ругайте его. Наоборот, можно организовать вкусные проводы двойки из дневника, сказав ребенку, чтобы он хорошо учился, потому, что в дневнике больше нельзя хранить плохие оценки. Ребенок, удивленный вашей нестандартной реакцией, постарается хорошо учиться, дабы не подводить вас в будущем.

Так же, чтобы привить желание учиться, можно воспользоваться любимым занятием своего ребенка – компьютерными играми. Подберите для него разнообразные тренажеры по тем предметам, которые больше всего ему не нравятся. Давно доказано, что, играя, ребенок лучше воспринимает сложную информацию. Пробудив любопытство к школьным предметам, вы дадите ребенку понять, что уроки тоже могут быть интересными.

Для старшеклассников стимулом для хорошей учебы может стать обещание купить ему вещь, о которой он долго мечтает. Как ни печально, но деньги все больше становятся самым эффективным мотиватором в современном мире.
Чтобы ваш старшеклассник стал лучше учиться, не забывайте периодически ему напоминать о том, что от его отношения к учебе зависит его будущее. Большинство подростков мечтают о модной одежде, крутой машине, шикарной даче и других благах, которые популяризируется в СМИ как признаки успешной жизни. Вот и скажите, что без учебы достичь этого не возможно. Приводите примеры своих знакомых и родственников, которые добились материального благополучия благодаря свои знаниям, полученным в школе и институте.

Привить желание учиться ребенку – процесс сложный, но, как бы не было трудно, помните, что от ваших усилий зависит не только будущее ваших любимых детей, а, возможно, и ваше будущее.

Как привить ребёнку желание учиться? 8 основных правил для родителей Автор презентации: Абидина Наталья Павлиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

1 . Как привить ребенку желание учиться? Мало кому в детстве нравится учиться. Многие взрослые почему-то забывают, что они и сами предпочитали больше времени проводить, играя с друзьями во дворе, чем сидя за учебниками в библиотеке. Став родителями, взрослые начинают удивляться: почему ребенок не желает делать домашние задания, учить правила, теоремы, читать заданные книги по литературе? Почему его надо постоянно заставлять заниматься уроками, прибегая, порой к крайним мерам, вплоть до наказания? Как привить малышу желание делать уроки? Как мотивировать маленького ученика к занятиям?

2 . Развивайте в ребенке самостоятельность Чтобы ребенок учился в школе с интересом, а не из-под палки, нужно начинать развитие малыша с раннего возраста. Большинство родителей изначально совершают ошибку, лишая маленького ребенка самостоятельности. Делая все за малыша, они оказывают ему «медвежью услугу». Учеба – это самостоятельный повседневный и нелегкий труд. Приучайте малыша к самостоятельности, и он впоследствии станет хорошо и без проблем учиться в школе. А у родителей отпадет необходимость нервничать и тратить силы на то, чтобы их отпрыск взялся за учебник.

3 . Уделяйте ребенку больше внимания Некоторые взрослые за работой, телефоном, компьютером и телевизором просто не замечают, как растет их ребенок. Ребенок, видя, что его попытки обратиться с вопросом к родителям не приносят желаемого результата, может замкнуться, почувствовать себя ненужным. Родители ни в коем случае не должны открещиваться от детских вопросов, ведь любознательность – это природная особенность маленького пытливого создания! Если малыш перестает обращаться к вам с кучей разных вопросов, это должно вас насторожить. Ребенку очень важно получать ответы на все его «почему?», «когда?», «зачем?». Даже если вы не знаете верного ответа, не следует игнорировать детские вопросы. Главное, поддерживать в ребенке интерес к окружающему его миру, желание разобраться во всем, что его окружает.

4 . Развивайте в ребенке любопытство Развивайте в ребенке любопытство, интерес ко всему новому, хвалите его даже за небольшие открытия. Обращайте внимание малыша на разные закономерности, взаимосвязь различных явлений и событий, проводите простые упражнения на внимание и память. Поверьте, ощущая поддержку близких ему людей, ребёнок будет тянуться к новым знаниям, что очень поможет ему в дальнейшем в освоении школьных предметов.

5 . Чаще хвалите ребенка Интерес ко всему новому в раннем детстве способствует и развитию интереса к учебе в школе. Показывая свой багаж знаний, собственную эрудицию перед учителем и одноклассниками, ребенок повышает личную самооценку, что тоже влияет на его желание учиться, обретать новые знания, становиться умнее сверстников. Это не остается незамеченным учителями, вызывает у них доброе благосклонное отношение к маленькому человечку, с желанием впитывающему новые знания. Понятно, что имея добрые отношения с преподавателями, ребенок чувствует себя в школе уверенно, видит результат своего интереса к школьным предметам в виде отличных оценок.

6 . Не ругайте за плохие оценки Ругать или наказывать ребенка за плохие отметки нельзя категорически. После такого унижения он вряд ли всерьез возьмется за учебу. Нужно выяснить причину провала, совместно проанализировать ситуацию и помочь сделать соответствующие выводы, чтобы не обострять положение.

Пусть он сам (сама) попробует выполнить все задания. Если не получается, пусть подсмотрит решение в учебнике или в классной тетради, даже поиск правильного решения в Интернете будет полезен. 7. Никогда не делайте за сына или дочь уроки. Но проверять домашнюю работу нужно обязательно – это дисциплинирует и приучает к ответственности.

8. Не принуждайте ребенка к учебе. Некоторые родители идут на хитрость и шантаж. «Гулять не пойдешь, пока не сделаешь уроки». «За компьютер не сядешь, пока не выполнишь задание». Конечно, дети стараются побыстрее покончить с уроками, чтобы освободиться для более интересных для них занятий. Как бы то ни было, любое принуждение вызывает ответный протест, поэтому нужно именно мотивировать ребенка к учебе, а не пытаться заставлять. Для одних данная ситуация становится своеобразным стимулом: скорее сделаю – скорее получу свободу. На других же действует отрицательно, заставляя делать уроки механически, не интересуясь их содержимым.

Поддержите своего ребёнка и у вас всё получится!

Источник информации: http:// site-dlya-zhenschin.ru/sovety-roditelyam/psihologiya-detej/435-kak-privit-interes0k-uchyebe.html Фото на слайдах взяты из открытых источников сети Интернет.

Все дети любознательны от природы. Они постоянно что-то исследуют, познают, разглядывают, пробуют на вкус и на ощупь, и с завидной настойчивостью атакуют взрослых вопросами: «Мама, это что? Папа, это зачем? А почему оно зелёное?». Но время идёт, дети растут и вот настаёт пора некоторых обязательных занятий по программе. Заинтересовать или убедить ребёнка выполнять нужные упражнения во время посещения секций, кружков или уроков в школе – это задача воспитателя или педагога. Но кто-то уже в детском саду выполняет домашние задания. Особенно это касается детей, посещающих специализированные сады, например, логопедические, музыкальные или языковые. И вот здесь перед родителями встаёт впервые вопросы: «Как привить ребёнку желание учиться? Как мотивировать ребёнка заниматься дома? Как заинтересовать продолжать посещать дополнительные кружки-секции или садик-школу? Как научить справляться с первыми трудностями, привить навыки дисциплины?». Об этом мы и поговорим с Вами в данной статье.

Нужно понимать, что ни один ребенок не хочет учиться из под палки, равно как и взрослый. Если ему не интересно, не комфортно, если он просто устал сидеть на одном месте, а занятие всё продолжается и продолжается, если ребёнок голоден или хочет спать, если не понимает о чём идёт речь или у него не получается.

Всех под одну гребёнку

И да простят меня учителя и педагоги, коих немало среди моих знакомых и даже родственников, но система образования выстроена больше как подавляющая и усредняющая машина. Современному обществу и государству нужны послушные, социально-удобные люди. Такими легче управлять. И школа прежде всего, штампует именно таких граждан. Её задача научить необходимому минимуму, чтобы человек смог выполнять свою работу и не задумываться о глобальных вопросах, не вмешиваться в политические и государственные задачи, не составлять конкуренцию детям «власть имущих», которые обучаются по другим программам.

В таких условиях жёсткой школьной программы и огромной отчётности, при переполненных классах самый лучший и талантливый учитель практически не сможет уделить необходимое время каждому ребёнку, выслушать, понять и раскрыть именно его индивидуальные способности, взрастить личность и талант. Я лично считаю, что уже настало время менять всю систему образования в целом. Но это отдельный разговор и не задача данной заметки. Пока мы, как родители можем делать то, что зависит от нас для изменения системы образования, но и параллельно обязательно размышлять и учиться тому, как привить ребёнку желание учиться в существующих условиях и как помочь ребёнку хорошо учиться.

Из личного опыта

Однажды вы приходите после очередного родительского собрания и понимаете, что ваш ребёнок не хочет учиться. Что же делать? Многие искренне не понимают зачем обращаться к специалисту, идти на индивидуальную консультацию, они уповают на школьного психолога. Мне совсем недавно, на конференции удалось пообщаться со штатными психологами, работающими в школах и специализированных центрах. Они поделились, что за отведённое время еле-еле успевают дать тесты и сделать их описание-расшифровку для отчётности. Причём, часто добросовестные психологи тратят своё личное время для этой работы. О глубоком вхождении в ситуацию конкретного ребёнка и конкретной семьи, а тем более её проработку речи просто не идёт.

Как помочь ребёнку в учёбе

И тогда, когда ребёнок не хочет учиться у нас два пути – заставить или заинтересовать. И мы, как взрослые и «более разумные» конечно же, можем заставить, причём не обязательно силовыми методами, как наказать, поругать, а может и поколотить, лишить каких-то развлечений, прогулок с друзьями, просмотров фильмов, ограничить время компьютерных игр или запретить вовсе, отказаться покупать то, что ребёнок хочет до тех пор, пока не выучит, не сдаст, не исправит двойку или тройку. Есть ещё более тонкие и более страшные манипуляции. Например, заставить поверить, что если ребёнок не выполнит должным образом в нужное время своих заданий, то разочарует нас. Что если он не будет выполнять родительских и школьных требований и условий, то будет лишён нашей любви, нашего внимания и заботы. А одна из самых больших потребностей каждого из нас – это потребность в Любви. И из-за «желания быть желанным» дети часто идут на осознанные или полуосознанные жертвы – и тогда они зазубривают, не вникая и не понимая, переписывают по несколько раз и потихоньку начинают ненавидеть то, что делают, предмет, учителя или саму учёбу вообще, а может даже себя или родителей.

Болезнь как спасение

И вот здесь, как некое спасение и передышка от слишком сильного напряжения включаются так называемые психосоматические заболевания – то простуда, то болит живот, то голова. Если давление продолжается, то формируются и более серьёзные, хронические болезни.

Помните, что всегда, когда человек делает что-то, что он не хочет делать, будь то ребёнок или взрослый, он расходует на это дело свою жизненную энергию, энергию своего здоровья. И такая деятельность ослабляет, выкачивает наши силы и постепенно разрушает.

Мы пойдём другим путём

Здесь, первым делом нужно выяснить, что интересно самому ребёнку, о чём он мечтает, каковы его способности. Для этого важно выстроить доверительные отношения, где ребёнок захочет и сможет открыться, создать атмосферу, в которой это будет безопасно сделать.

Вот, например, ты, любимый мой ребёнок имеешь склонность и интерес к математике и физике, и мечтаешь изменить и улучшить этот мир. И я верю в тебя, в твои способности и хочу тебе сказать, что чтобы поступить в институт и потом возглавлять отдел, предприятие или фирму необходимо уметь доступно и понятно выражать свои мысли и грамотно писать. И именно поэтому тебе важно(здесь необходимо сказать именно слово «важно», а не «ты должен») уделить особое внимание русскому языку и литературе. Эти знания и навыки очень пригодятся тебе для достижения твоих целей. И ещё русский язык просто богат и могуч. Ты родился в России и это язык твоих Предков и твой. И если даже многие иностранцы достаточно хорошо говорят и пишут по-русски, то тебе-то уж - это сделать гораздо легче. Поэтому давай-ка вместе подумаем, что мы можем сделать, чтобы улучшить твои знания и успеваемость по этим предметам.

И здесь может быть вам нужно будет выделить время и вместе дополнительно позаниматься – пописать диктанты, поучить стихи, найти и почитать интересные книги, а после обсудить их. Может быть найти и оплатить хорошего репетитора.

И вы знаете, большинство детей, говорят, что мечтают просто побыть рядом со своими родителями, чтобы их обняли, приласкали, погладили по голове, сказали, что они любимы, способны. И просто от этих действий уже происходят большие изменения и улучшения и по здоровью и по учебё.

Призывы к Совести

И может проще и привычнее поругать, «призвать к совести», обвинить в неблагодарности – «мы тут стараемся, работаем, чтобы у тебя всё было, а ты даже выучиться нормально не можешь, мне стыдно идти в школу на собрание» или «что за дети, вот я в твои годы…», но поверьте потом придётся заплатить более дорогую плату.

Ещё один случай из практики. Это большая редкость, что папа принимал активное участие в жизни ребёнка – он был председателем родительского комитета в школе, ходил на все собрания, общался с учителями. Сына отдали в ту же школу с физико-математическим уклоном, которую закончил сам папа. И папа очень хорошо учился и стал успешным программистом. А вот у сына не очень ладилось с точными науками. Сам тянулся выполнять задания, ходил на дополнительные занятия, вот только болеть стал. Тревогу забила мама, она прекрасно видела, как красиво сын рисует. И ей тоже не хватало сил и решительности противоречить напористой и зажигательной энергичности главы семейства. Мальчик стойко, упорно и немного грустно заявлял, что мечтает стать программистом. А то, что не ладится, только его вина, он догонит, исправит. Он очень любил папу.

Где причины неудач и проблем

Я не чисто «детский психолог», чаще работаю со взрослыми. Но почти всегда причиной проблем во всех сферах (от здоровья и построения отношений до карьеры и материального благополучия) являются хвосты из раннего периода. Мы находим и исправляем детские травмы, а часто и внутриутробные. И выводы и программы, принятые тогда влияют не только на учёбу и оценки, но и на гораздо большее в нашей жизни и в жизни наших детей. И одна из наших задач – не только научить ребёнка быть успешным и эффективным, но и научить его просто жить и быть счастливым.

И давайте, подведём итоги в теме «как помочь ребёнку хорошо учиться». Любить, признавать его личность и индивидуальные особенности, верить, что у него всё получиться и вместе искать пути улучшения ситуации.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Пожалуй, каждый ребенок стремится стать первоклассником. Но нередко детское любопытство в глазах крохи начинает угасать столь стремительно, что родители и сами не замечают, в какой момент им приходится насильно принуждать свое чадо к учебе. Так, как привить ребенку желание учиться? Ответ на этот вопрос во многом будет индивидуальным. Тем не менее, эта тема ничуть не менее актуальна, чем ответ на вопрос, как привить ребенку . Ведь от этого также во многом зависит будущее растущего человечка.

Как привить ребенку любовь к учебе?

Нередко родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок идет в школу исключительно под давлением угроз. Конечно, это отчасти эффективный метод, но действовать он будет лишь до некоторого времени. В конечном итоге и знания не будут получены, да и время уйдет. Так, как привить ребенку любовь к учебе?

Для начала стоит вспомнить о множественных существующих методиках так называемого раннего развития детей. Поэтому уже к школьным годам у каждого малыша появляется собственный багаж знаний. Не стоит забывать и о постоянно возрастающих требованиях к первоклассникам. Ведь теперь в школу они должны идти только с определенной подготовкой. Так, дети к шести годам уже должны иметь навыки чтения и счета в пределах элементарных чисел. Но в чем же заключается та самая необходимая подготовка к школе?

Некоторые родители стремятся, как можно раньше отправить ребенка в школу. Некоторые хотят иметь целый год в запасе для поступления в вуз, другие же просто не хотя отставать от знакомых. Тем не менее, чтобы не навредить ребенку в его будущей жизни, нужно объективно оценивать не только своего ребенка, но и его реальные способности. Так, способность к узнаванию букв и некоторых цифр еще совершенно не говорит о том, что он вполне готов к школе. Также важно помнить и о психологической готовности ребенка к этому важному этапу в его жизни.

На ранних этапах развитие детей идет не иначе как посредством игры. Поэтому она будет столь же важной, как и учеба. Поэтому ребенку нужно сначала наиграться – тогда желание учиться придет скорее. Не случайно же выработан семилетний возраст в качестве оптимального для похода в школу. Это самое подходящее время для переключения с игр.

Но и в рамках подготовки к школе ни в коем случае нельзя переусердствовать. Ведь если перегрузить малыша еще на этапе его «раннего развития», принуждать его к учебе с раннего возраста, то интерес быстро исчезнет. Тогда в школьную пору придется принуждать, что крайне не желательно. Другими словами, готовность ребенка к школе определяется не только его способностью к чтению по слогам, но и способностью к восприятию новой информации, развитием психики.

Как научить ребенка учиться?

Неудивительно, что многим неподготовленным детям попросту не понятно, для чего нужно учиться, а также, зачем стараться, если это не интересно. Здесь нужно найти первопричину таких рассуждений и устранить ее, избегая при этом карательных методов в борьбе с ленью.

Итак, чтобы научить ребенка учиться, его в первую очередь важно заинтересовать. То есть, это стремление к получению знаний ради знаний. Не будет лишним и положительный пример со стороны родителей, когда и родители сами открыты к новой информации. Тогда и ребенку непременно захочется им подражать. Поэтому стоит по мере возможности посещать выставки и концерты, музеи, театры, постоянно обсуждая увиденное. В таком случае интерес ко всему новому непременно перейдет и на учебу. Главное, поддержать детское любопытство и не дать ему угаснуть.

Отдельно стоит остановиться на так называемом эффекте присутствия, когда задания на начальных этапах учебы выполняются вместе с первоклашкой. При этом уже к концу второго года ребенок должен уметь справляться с домашним заданием сам. При плохом развитии организованности достаточно будет так называемого эффекта присутствия, когда родители хоть и находятся рядом со своим чадом, но все же лишь приглядывают за ним, занимаясь своими делами.

В любом случае каждому ребенку придется научиться преодолевать трудности, получая от этого удовлетворение. Поэтому даже небольшие победы всегда должны быть отмечены родителями, потребуется искренняя, а не наигранная радость. Ребенок должен почувствовать себя настоящим победителем.

Некоторым детям свойственно думать, что их учеба нужна только родителям, но не им самим. Здесь важно дать понять ему, что знания – это радость и сила, посредством которой можно максимально приблизиться к достижению мечты. На тему учебы лучше говорить на равных – тогда можно добиться наилучшего результата. Ведь каждый ребенок на любом этапе своего развития нуждается в дружеском искреннем общении.

КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе? Главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
ОБ УСПЕХАХ В психологии есть понятие "выученный неуспех".
Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, в т.ч. и родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
"В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками" и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.
Что делать? Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка - это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату - ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких. Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: "Это еще хорошо, что тебе учительница "четверку" поставила. Я бы за такое сочинение выше "тройки" не поставил".
ОБ ИНТЕРЕСЕ Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают "из-под палки", ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: "Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали - он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?" В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: "Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!"
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора "по душам" с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: "Надо поступать в математический класс", и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь "взрослыми" вопросами: "Кем я буду работать? Сколько буду получать?" Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на "правильное образование"! вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть "любимчиком" у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому - мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.
Что делать? Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно "подсунуть" ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, "а вот вы в его годы...". Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: "Ну и чего вы добились?" Кстати говоря, в "ваши" годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, "сила воли" и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению - получить "отлично" на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: "Мария Ивановна ни разу не похвалила меня перед всем классом", а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.
Что делать? Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник, так или иначе, даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: "Почему вы травите моего ребенка?" Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.