Садовые растения        30.06.2019   

Возрастные особенности детского организма. Консультация на тему: Консультация для воспитателей "Функциональные особенности строения организма детей дошкольного возраста"

Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни. Каким же является физическое развитие у детей разного возраста?

Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста

Физическое развитие детей раннего возраста

Давайте поговорим о физическом развитии детей раннего возраста. Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост малыша замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем. В возрасте 3 лет малыш очень активен, подвижен, гибок.

Чем старше становится кроха, тем двигательная активность становится меньше. Именно поэтому к школьному возрасту дети становятся более спокойными и усидчивыми.

В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, малыши довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.

Помимо опорно-двигательного аппарата у непоседы происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:

  • Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
  • Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
  • Теперь он может усваивать более сложные продукты (например, грибы).
  • Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.

Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.

А что же происходит с физическим развитием дошкольника?

Физическое развитие дошкольника

В этот период у детей отмечается:

У малышей в от 3 до 4 лет:

  • более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
  • дети обладают большой физической активностью;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.

В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:

  • ритмичные, плавные движения;
  • ребёнок становится более выносливым;
  • способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
  • пропорциональное развитие мышц;
  • многие движения, действия доведены до автоматизма.

Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста будет пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.

Возрастные особенности физического развития детей

Давайте рассмотрим общую характеристику возрастных особенностей физического развития детей.

Для правильной постановки воспитания здорового, физически и психически развитого подрастающего поколения необходимо знание основных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Знание этих особенностей также необходимо и для правильной организации всей учебно-воспитательной работы среди детей и подростков.

Специалисты указывают на необходимость учитывать при обучении и воспитании детей и подростков их возрастные особенности. Распределению детей и рабочих подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения. В нашей стране вся учебно-воспитательная работа среди детей и подростков совершенствуется из года в год, здоровью подрастающего поколения уделяется огромное внимание.

Нельзя расценивать развитие детского организма только как его рост и рассматривать ребёнка, как взрослого в миниатюре, который растёт, изменяясь главным образом количественно, но не качественно. Такая точка зрения является ошибочной. В процессе роста и развития организма ребёнка и подростка происходят существенные качественные сдвиги, перестройка различных органов и систем, а также их взаимоотношений.

Развитие организма представляет сложный процесс, в котором выявляются три взаимно переплетающиеся между собой фактора: а) рост, т. е. увеличение размеров и массы тела, б) собственно развитие - дифференцировка тканей и органов и в) формообразование. Рост протекает неравномерно, и периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления. В периоды замедления роста происходит наиболее интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование.

Рост и развитие тканей, отдельных органов и всего организма в целом происходят скачкообразно. Рост организма - это не простая сумма увеличения и размножения элементов, составляющих тот или иной орган. Рост организма происходит в результате роста клеток, их размножения и увеличения массы межклеточных образований. Процессы роста, дифференцировки тканей и органов и формообразование протекают под влиянием воздействия на них нервной и эндокринной систем.

Процессы развития организма в целом и отдельных органов и систем у разных индивидуумов протекают неодинаково и неравномерно, вследствие чего иногда могут иметь место задержка или неправильности развития. Эти процессы развития находятся в зависимости от окружающей растущий организм среды, условий обучения и воспитания и самого состояния организма. Нарушение требований гигиены в этих направлениях неблагоприятно отражается на процессах роста и развития организма, а также отдельных органов и систем. Если окружающие ребёнка условия соответствуют требованиям гигиены и его организм развивается нормально, то рост, дифференцировка тканей и органов и формообразование взаимно между собой связаны и представляют единый гармоничный процесс. Но при нарушении нормального типа развития могут иметь место уклонения в отдельных звеньях этого процесса, в результате чего иногда наблюдаются дефекты развития тех или иных органов.

Развитие отдельных органов и систем происходит не изолированно друг от друга, оно взаимно связано.

Современный уровень знаний в области строения и функций организма человека в результате накопления огромного фактического материала по анатомии и физиологии даёт возможность и обязывает подходить к организму как единому целому.

Известно, что развитие одних органов определённым образом влияет на развитие других. Так, развитие органов дыхания благоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе, и, наоборот, состояние последней оказывает своё влияние на развитие и деятельность органов дыхания. Развитие мозга оказывает своё влияние на развитие органов чувств. Такая же зависимость одних органов от других наблюдается и при упражнении того или иного органа, той или иной системы. Так, упражнения мышечной системы при посредстве движений оказывают положительное влияние на развитие мозга, и, наоборот, развитие последнего совершенствует моторную (двигательную) сферу растущего организма. Мышцы и связки, при посредстве которых происходят движения, содержат в себе окончания центростремительных нервов. Эти окончания передают возбуждение, связанное с движением, в соответствующие участки коры больших полушарий мозга. Так, движения стимулируют развитие высших отделов центральной нервной системы.

Закон корреляции или соотношения роста и взаимной зависимости развития одних органов от других имеет огромное гигиеническое значение. Дальнейшая разработка, развитие и углубление этого закона применительно к школьной гигиене - гигиене детства - открывает перед человечеством блестящие перспективы возможного воздействия на растущий организм, повышения его сопротивляемости и совершенствования его физических и психических свойств в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

Врачам и педагогам, как проводникам санитарно-гигиенических мероприятий в детских учреждениях и семье, осуществляющим повседневное гигиеническое воздействие на детей и подростков, в реализации этой благородной задачи принадлежит ведущая роль. Поэтому изложение основных анатомо-физиологических особенностей развития отдельных тканей, органов и систем растущего организма мы даём в органической связи с личной гигиеной детей и подростков.

Функциональные особенности строения организма детей дошкольного возраста

  1. Нервная система

Головной мозг. У дошкольников он короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а в 4-7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. Примерно к 7 годам вес мозга соответствует 4/5 веса мозга у взрослых.

Изменяется химический состав головного мозга, и содержание в нем воды. У новорожденного вода составляет 91,5%, у ребенка 8 лет – 86,0%. Совершенствование функций головного мозга (особенно механизма торможения) приводит к снижению уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна. Нейроны головного мозга уже принимают форму взрослого, а борозды и извилины к 7 годам имеют вид как у взрослого.

В целом, сама нервная система детей 3-7 лет еще слаба, поэтому надо учитывать их легкую возбудимость и очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

  1. Сенсорные системы организма

Это часть нервной системы, состоящая из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон.

Обонятельная сенсорная система. До 5-6 лет чувствительность анализатора интенсивно растет, а затем постоянно снижается.

Вкусовая сенсорная система. Чувствительность к вкусовым раздражителям повышается до уровня взрослого к 6 годам.

Зрительная сенсорная система. Зрение скоординировано, нервные центры слезного рефлекса сформированы. Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация (у детей встречаются некоторые ее нарушения). Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость: в 3 года - у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется (число близоруких увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%). К 5 годам на 70% увеличивается масса глазного яблока (с 2,3 г) .

Слуховая сенсорная система. Продолжается формирование слухового анализатора, к 4-5 годам дети различают звуки с разницей даже в 3/4 и 1/2 музыкального тона. Острота слуха у детей 6–9 лет – 17–24 дБ (у взрослых – 10-12 дБ).

Вестибулярная сенсорная система . Участвует в регуляции положения тела в пространстве, обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека – от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков. Интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон, но возбудимость ниже, чем у взрослых.

Соматосенсорная система (кожно-мышечная система) - температурные, тактильные и болевые ощущения. Кожные покровы все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Основная особенность кожи детей и подростков – ее поверхность относительно больше, чем у взрослых. Абсолютная же поверхность у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи, например: у новорожденного – 704 см 2 , у дошкольника 5-6 лет – 456см 2 , у взрослого– 221см 2 . Значит, теплоотдача организма детей значительно больше: они могут легко перегреваться или переохлаждаться. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам .

С 5 до 6-7 лет возрастает болевая чувствительность.

  1. Эндокринная система

Это железы внутренней секреции - щитовидная железа, паращитовидные железы, поджелудочная железа (инсулин), надпочечники, половые железы, гипофиз, эпифиз. Они не имеют выводных протоков и выделяют образующиеся в них секреты прямо во внутреннюю среду - кровь, лимфу, тканевую и спинно-мозговую жидкость. Эта особенность отличает их от желез внешней секреции (пищеварительных) и экскреторных желез (почек и потовых), выделяющих образуемые ими продукты во внешнюю среду.

Щитовидная железа. Самая крупная железа, регулирует обмен веществ. Масса железы в 3 года – 5,0 г, к 5 годам – 5,5 г, к 5–8 годам – 9,5 г.

Паращитовидные железы. Ее гормоны стимулирует функцию клеток, разрушающих костную ткань (переход кальция в кровь). В первые 7 лет их активность максимальна, а суммарная масса увеличивается к 5 годам в 2 раза.

Зобная (вилочковая) железа (тимус). Обеспечивает оптимальную работу иммунной системы. С возрастом размеры и строение железы сильно меняются: до 1 года ее масса составляет 13 г; период 1-5 лет -23 г; период 6-10 лет – 26 г. С возрастом железистая ткань постепенно замещается жировой.

Надпочечники . Рост желез происходит до 30 лет. Наибольшая продукция глюкокортикоидов отмечается в 1-3 года (стресс-реакции). В 3-8 лет идет основной рост мозгового вещества.

Гипофиз (нижний мозговой придаток). Это главная железа внутренней секреции, влияющая на работу всех эндокринных желез и многие функции организма. Расположен гипофиз в турецком седле, непосредственно под головным мозгом. Вес: 0,55-0,65 г – у взрослых, 0,1–0,15 г – новорожденные; в 10 лет – 0,33 г. У детей средняя доля гипофиза, которая почти отсутствует у взрослых, больше развита. Уровень гормона роста к 3-5 годам достигает нормы взрослого человека.

Поджелудочная железа. С 4-5 лет наблюдается уменьшение снижения числа островков Лангерганса (быстро падающее в течение первого года), их количество больше, чем у взрослых .

Эпифиз (верхний мозговой придаток). Оказывает угнетающее действие на половое развитие у неполовозрелых и тормозит функции половых желез у половозрелых, мелатонин блокирует функцию щитовидной железы. У взрослого человека эпифиз, или шишковидная железа, весит около 0,1–0,2 г. Развивается до 4 лет, а затем начинает атрофироваться, особенно интенсивно после 7–8 лет.

Половые железы. От рождения до 6-7 лет активность нейтральна.

  1. Дыхательная система

Включает в себя легкие, воздухоносные пути - рот, гортань, трахеи, бронхи. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. В течение первых 4-х лет жизни быстро растет гортань. Ширина просвета трахеи увеличивается в 2 раза к 3-4 годам. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Все же следует отметить, что несмотря на рост и разветвление легких, структура легочной ткани еще не достигает полного развития, а носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания-30 в минуту, 5-6 лет-25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Минутный объем дыхания. Это количество воздуха, которое человек вдыхает за 1 мин., определяется оно произведением величины дыхательного воздуха на число дыхательных движений в 1 мин. (в пересчете на 1 кг массы). За счет большой частоты дыхания у детей он значительно выше.

Жизненная емкость легких . У детей 3-4 лет составляет 400- 500 см 3 , в 5-6 лет - 800-900 см 3 . С возрастом дыхание становится все более глубоким и редким, нарастает вентиляция легких. У детей 3-7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, к 7 годам – он уже выражен. В 7–8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладающим становится брюшной тип дыхания, у девочек – грудной.

  1. Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма и физическим нагрузкам, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5-6 годам, а ширина – к 8-10 годам). Увеличивается масса сердца с 70,8 г у 3-4-летнего до 92,3г - у 6-7-летнего (в 5 раз больше, чем в период новорожденности). Параллельно с ростом сердца увеличиваются размеры магистральных сосудов (он шире, чем у взрослых), но темп их роста более медленный. Также увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

Частота пульса. Пульс у детей всех возрастов чаще, чем у взрослых (более интенсивный обмен веществ), во сне пульс замедляется. Постепенно урежается пульс: к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 – до 85–90 в 1 мин. (у взрослого равен 70-74 ударам в мин.) . С возрастом поднимается артериальное (систолическое) давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 - 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50- 110/70 мм рт.ст. Показатель артериального давления тесно связан с физическим развитием детей: наивысшие нормальные показатели его отмечаются в те периоды, когда имеет место наиболее интенсивное увеличение размеров тела, но еще не произошли соответствующие нарастания массы сердечной мышцы .

Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который кровь совершает по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. У взрослого человека оно составляет - в среднем 7% веса тела, у новорожденных – от 10 до 20% веса тела, у детей с 6 до 16 лет – 7%.

Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ, тем больше количество крови на 1 кг веса тела. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот (проходит большой и малый круги кровообращения) за 12 с, у 3-летних - за 15 с, в 14 лет - за 18,5 с. Время кругооборота крови у взрослых составляет 22 с.

Доказано, что дети после полиомиелита, существенно ограниченные в движениях, отличаются от неболевших детей большей частотой сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки. У детей, лишенных возможности совершать нормальную динамическую работу, наблюдается торможение работы сердца и дыхания, поэтому частота дыхания и сокращений сердца у них такая же, как у детей более младшего возраста. Это доказывает зависимость роста и развития детей от деятельности скелетной мускулатуры: в тех случаях, когда вследствие заболевания (например, воспаления двигательных нервов) возникает ограничение движений, происходит задержка развития не только скелетной мускулатуры и скелета (например, развитие грудной клетки), но и резкое замедление роста и развития внутренних органов – сердца, легких и др.

  1. Пищеварительная система

В 7 лет начинается прорезание постоянных зубов. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. В сутки у детей всего отделяется до 800 см 3 слюны, с возрастом это количество увеличивается.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко травмируемая грубой пищей, и богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к 7 годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода. Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты, а относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. В возрасте 4-7 лет общая кислотность желудочного сока в среднем составляет 35,4 единицы, у детей 7-12 лет она равна 63 ед.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет. Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. С возрастом желчеотделение усиливается. Кроме того, к школьному возрасту завершается количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника (по основным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого).

  1. Мочеполовая система

Мочеполовая система объединяет в себе мочевые и половые органы, они тесно связаны друг с другом по своему развитию. Мочевые органы – парные органы почек и мочевыводящие пути. Мочевой пузырь в первые годы жизни – грушевидный. Вместимость его к 5 годам повышается до 180мл (80мл у новорожденных). В 5-9 лет размеры почки увеличиваются за счет развития коркового вещества (вплоть до окончания пубертатного периода), рост мозгового вещества прекращается лишь к 12 годам. Количество потовых желез не меняется, но плотность их больше в детском возрасте - в 10 раз на единицу поверхности кожи. С возрастом увеличиваются их размеры и секреторная функция, а морфологическое развитие в основном завершается к 7 годам.

  1. Имунная система

К органам иммунной системы принадлежат: центральные органы - костный мозг (в нем лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной) и тимус; периферические органы – это лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани в стенках полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочевыводящих путей (миндалины, лимфоидные бляшки, одиночные лимфоидные узелки). Эти органы называют также лимфоидными органами, или органами иммуногенеза .

В детском возрасте (и подростковом) все железы достигают своего максимального развития (массы, размера, числа узелков, наличие центров размножения). После 4-5 лет красный костный мозг в диафизах костей заменяется желтым костным мозгом. Тимус достигает максимального размера – в 5-6 лет его масса – 30г. В небной миндалине с 2 до 16 лет наблюдается наибольшее количество лимфоидных узелков, а в 4-7 лет достигает своих наибольших размеров трубная миндалина.

  1. Возрастные особенности обмена веществ в организме детей дошкольного возраста

В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза - образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма. Обмен веществ – это совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт и до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма.

Особенности обмена белков. Потребность в белке детского организма больше, чем взрослого человека вследствие интенсивно идущих процессов роста и формирования новых клеток и тканей. У детей наблюдается положительный азотистый баланс из-за увеличения массы тела при росте, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой (обеспечивается потребность растущего организма в белке). Суточная потребность в белке у ребенка на 1 кг массы тела: от 1 до 3 лет – 4–4,5 г, от 6 до 10 лет – 2,5–3 г (у взрослых – 1,5–1,8 г). Значит, что дети от 1 до 4 лет должны получать 30–50 г белка в сутки, от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75–80 г (в зависимости от массы тела). При этих показателях азот максимально задерживается в организме. Следует помнить, что белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и нарастания синтеза белка не произойдет. Слишком низкое количество белка в пище вызывает у ребенка ухудшение аппетита, нарушает кислотно-щелочное равновесие, усиливает выведение азота с мочой и калом. Важно давать оптимальное количество белка с набором всех необходимых аминокислот, при этом соотношение количества белков, жиров и углеводов в пище ребенка должно быть 1:1:3; при этих условиях азот максимально задерживается в организме.

Особенности обмена жиров . В организме ребенка еще с рождения за счет жиров покрывается примерно на 50% потребность в энергии. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. Обмен жиров у детей неустойчив, при недостатке в пище углеводов или при усиленном их расходе быстро истощаются депо жира. Всасывание жиров у детей идет интенсивно - на 95–97%. Для полноценного использования жира в пище детей обязательно должны присутствовать углеводы, при их недостатке в питании происходит неполное окисление жиров, в крови накапливаются кислые продукты обмена. Потребность организма в жирах на 1 кг массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития детей: суточная потребность в жире составляет 32,7 г – в 1-3 лет, в 4-7 лет – 39,2 г.

Особенности обмена углеводов . У детей он совершается с большой интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ в детском организме. Углеводы служат не только основным источником энергии, но и выполняют важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани в детском организме. Участвуют углеводы и в окислении кислых продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Образование углеводов у детей из белков и жиров ограничено, так как интенсивный рост детского организма требует значительных количеств пластического материала – белков и жиров. Суточная потребность в углеводах у детей высокая: на 1 кг массы тела нужно давать с пищей в среднем 193 г углеводов – от 1 года до 3 лет, от 4 до 7 лет – 287 г (взрослому – 500 г). А вот усваиваются углеводы детским организмом лучше, чем взрослым (у грудных детей – на 98–99 %). Вообще дети отличаются относительно большей выносливостью к повышенному содержанию сахара в крови, нежели взрослые. У взрослых глюкоза появляется в моче, если ее поступает 2,5–3 г на 1 кг массы тела, а у детей это происходит лишь при поступлении 8-12 г глюкозы на 1 кг массы тела. Прием незначительных количеств углеводов с пищей может вызвать у детей увеличение сахара в крови в два раза, но уже через 1 ч содержание сахара в крови начинает снижаться и через 2 ч полностью нормализуется.

Особенности водного обмена и обмена минеральных солей. В организме ребенка преобладает внеклеточная вода, это обусловливает большую гидролабильность детей, т. е. способность быстро терять и быстро накапливать воду. Потребность в воде на 1 кг массы тела с возрастом уменьшается, а абсолютное ее количество возрастает: на 1 кг массы тела требуется воды в 2 года – 95 г, в 12–13 лет – 45 г. Суточная потребность в воде у ребенка 1 года - 800 мл, в 4 года – 950-1000 мл, в 5–6 лет – 1200 мл, в 7-10 лет – 1350 мл.

Особенности обмена минеральных веществ. Они оказывают важное влияние на развитие ребенка. С кальциевым и фосфорным обменом связаны рост костей, сроки окостенения хрящей и состояние окислительных процессов в организме. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо входит в состав гемоглобина крови.

Потребность в кальции снижается, по сравнению с 1-м годом жизни. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора для детей дошкольного возраста составляет 1:1, в возрасте 8-10 лет – 1:1,5, у подростков и старших школьников – 1:2. В этом случае развитие скелета протекает нормально. В молоке имеется идеальное соотношение солей кальция и фосфора, поэтому включение молока в рацион питания детей обязательно. Потребность в железе у детей выше, чем у взрослых: 1–1,2 мг на 1 кг массы в сутки (у взрослых – 0,9 мг). Натрия дети должны получать 25–40 мг в сутки, калия – 12–30 мг, хлора – 12–15 мг.

Витамины. Витамин B1 (тиамин, аневрин) - суточная потребность у детей до 7 лет - 1 мг (у взрослых – 2–3 мг). Витамин В2 (рибофлавин) : суточная потребность в нем - 2–4 мг. Витамин РР (никотинамид ): суточная потребность - 15 мг (у взрослых – 15–25 мг). Витамин С (аскорбиновая кислота): потребность в витамине С в сутки - 50-100 мг. Витамин А (ретинол, аксерофтол): суточная потребность – 1 мг (у взрослых – 2 мг). Витамин D (эргокальциферол): особенно необходим детям для профилактики одной из наиболее распространенных болезней детского возраста – рахита .

Значит, состав пищи очень важен для детей, так как детский организм для нормального развития и роста нуждается в определенном количестве белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Важно помнить, что нормальное питаниенеобходимое условие их физического и психического развития. Пренебрежение едой так же вредно, как и злоупотребление ею.

Использованная литература:

  1. Возрастная анатомия и физиология: УМК / сост. О.И. Симонова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 91 с.
  2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: уч. пос. / сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. – 92 с.
  3. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. Б. В. Петровского. – М. : Советская энциклопедия, 1981.
  4. Псеунок А. А. Возрастная анатомия и физиология (лекции) / А. А. Псеунок. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 268 с.
  5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: уч. пос. / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 432 с.

Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста - от рождения до 1 года, период раннего возраста - от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.

Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й - по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии - по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни - по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

Ранний возраст - период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела - на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой - 2,5 кг, за седьмой - около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.