Комнатные растения        03.05.2019   

Основные направления воспитания их характеристика кратко. Презентация к уроку на тему: направления воспитания

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Цель средней школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: - усвоение определенного объема научных знаний; - формирование научного мировоззрения; - развитие умственных сил, способностей и дарований; - развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; - развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Физическое воспитание -- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи: - укрепление здоровья, правильное физическое развитие; - повышение умственной и физической работоспособности; - развитие и совершенствование природных двигательных качеств; - развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); - воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); - формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; - развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Задачи -- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии. Нравственное воспитание -- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Эстетическое (эмоциональное) восстание -- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи можно разделить на две группы -- приобретение теоретических знаний (приобщения к эстетическим ценностям) и формирование практических умений (активное включение в эстетическую деятельность). Задачи: - формирование эстетических знаний и идеала; - воспитание эстетической культуры; - формирование эстетического отношения к действительности; - развитие эстетических чувств; - приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; - формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.


А, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности. От методов...

Объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она...

Учащихся на основе их интересов – одно из направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние годы. Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и перевоспитания, осужда­ла практику «уединенного средства» (термин А. С. Ма­каренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Развития личности. Современная наука доказала, что различные виды воспитания, тесно связанные с способствуют выработке программ социального поведения и формированию личности человека.

Понятие «воспитание» относится к ведущим в современной педагогике, у него есть широкое и узкое значение.

В широком значении оно представляет собой общественное явления воздействия общества на личность в процессе ее развития. С этой точки зрения воспитание фактически приравнивается к социализации, представляя собой конкретный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к активному взаимодействию с обществом, к трудовой деятельности.

В узком значении воспитание является специально организованной, целенаправленной деятельностью воспитанников и педагогов, которая стремится к реализации воспитательных целей. в таком случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания

Среди современных ученых существует две точки зрения на воспитание. Согласно первой, оно способствует ускорению развития личности, согласно второй, его замедлению. Приверженцы первой позиции полагают, что проходящих спонтанно процессов развития недостаточно, поэтому необходимо интенсивное педагогическое влияние, направленное на ускорение. Те, кто придерживается второй позиции, считают, что детство ребенка неприкосновенно, и прибегать к искусственному ускорению взросления, применяя различные виды педагогики, нет необходимости. По их мнению, задатки, определяющие индивидуальность человека, должны созреть в нем естественным путем.

Целенаправленный характер воспитания — вот ведущий фактор его воздействия на формирование личности: оно систематично и должно осуществляться на основе большого культурного материала. Обеспечением специально организованной воспитательной работы является целенаправленное управление Эту деятельность осуществляют в специальных учебных заведениях педагогами — подготовленными для этого людьми, которые способны различать виды воспитания и правильно организовывать процесс. Л. С. Выготский полагал, что учитель должен выступать только организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером взаимодействия каждого ученика с этой средой.

Виды воспитания классифицированы. Существует несколько классификаций:

  1. В наиболее обобщенную включены нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание.
  2. Если говорить о направленности процесса, то можно выделить политическое, гражданское, эстетическое, интернациональное, правовое, экономическое, экологическое.
  3. Также воспитание разделяется на основании институтов и может быть семейным, школьным, внешкольным и религиозным. Причем виды также имеют свою классификацию.
  4. Также воспитание различается стилем взаимоотношений между педагогом и учеником, подразделяясь на свободное, либеральное, демократическое и авторитарное.

Каков смысл воспитания?

Система воспитания сформировалась под влиянием исторического развития человечества, она должна способствовать усвоению детьми определенных нравственных норм, способностей, духовных ориентиров, которые характерны для того или иного общества.

Формирования человеческой личности предполагает, что общество будет проводить постоянное и сознательно организуемое совершенствование системы воспитания, преодолевать застойные, традиционные и стихийно сложившиеся формы. Это невозможно без знания психологических и педагогических закономерностей развития личности, в противном случае могут иметь место манипулятивное воздействие на процесс формирования индивидуальности каждой отдельной личности.

На протяжении столетий не утихают споры по поводу необходимости воздействия воспитательного процесса на формирование личности. Воспитательная роль характеризуется по-разному, начиная от полного отрицания необходимости воздействия одного человека на другого и заканчивая признанием его единственным возможным способом правильной передачи опыта и информации детям.

Действительно, ни один из видов воспитания не может сформировать личность (этому мешают наследственность и социальная среда), однако его влияние на развитие человека доказано и оправдано.

Выбрать воспитательную модель непросто: она зависит от индивидуальных особенностей детей. В данной статье рассмотрим разнообразие подходов к воспитанию, его цели и основные методы.

Смысл воспитательного воздействия

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что понятие воспитания рассматривается в двух направлениях:

  • Педагогическое воздействие с целью решения поставленных задач и целей в процессе обучения;
  • Общественное влияние (широкий смысл понятия), которое базируется на взаимодействии личности с обществом, вследствие чего его часто называют социальным.

Если в первом случае взаимодействие воспитатель и воспитанник осуществляется по подготовленному плану, то социальное воспитание является непрерывным и постоянно видоизменяющимся процессом. Меняются общественные взгляды – происходят изменения в процессе передачи накопленного опыта и знаний.

Оба направления базируются на видах воспитания, обладающих специфическим содержанием.

Каждый из этих видов имеет структуру, цели и методы воспитания. Но все они объединены общей целью: выявить и развить природные дарования каждого человека, учитывая его индивидуальные возможности.

Разновидности воспитания

Классификаций видов воспитания, каждая из которых базируется на определенном признаке, много.

Их различают по форме воздействия, содержательной структуре, воспитательному объекту, а также по форме доминирующих отношений.

Рассмотрим основные виды воспитания и их возможности в процессе развития личности.

Умственное воспитание призвано развивать возможности интеллекта, а также интерес к познанию нового.

Основы нравственного воздействия призваны научить соблюдать моральные правила общества.

С помощью трудового воздействия происходит воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе и оценке своей деятельности, накопление профессиональных навыков.

Эстетическое воспитание является фактором, благодаря которому развивается вкус и возможность воспринимать и оценивать прекрасное.

Развитие физических качеств позволяет сохранять здоровье, развивать волю и стремление к успеху.

Развитие гражданского долга является важной частью всей системы процесса воспитания. Формирование ответственности за будущее своей страны начинается с любви к семье, окружающим людям.

Современные условия жизни призывают больше внимания уделять экономическому развитию. Ребенок должен уметь ориентироваться в экономических реалиях в рамках семейных и профессиональных отношений, иметь понятие о формировании экономики страны.

Правовое воспитание призвано знакомить ребенка с правами и обязанностями гражданина, а также нормами ответственности за несоблюдение законов.

Семейное воспитание является основным видом воздействия взрослого на подрастающую личность. С его помощью происходит развитие всех перечисленных видов воспитательного воздействия. Именно семья закладывает основы формирования гармоничной личности, учит правилам выбора жизненного пути, нормам поведения.

Религиозное воспитание подразумевает развитие, основанное на догматах определенной конфессии. Основа религиозного видения мира заключается в наделении сущности бытия сакральным смыслом и требует выполнения определенных правил поведения в быту и обществе.

Свободное воспитание призвано предоставить ребенку максимальную свободу выбора в развитии. Считается, что нельзя вмешиваться в процесс самоопределения воспитанника, его можно только направлять и демонстрировать собственным примером возможные пути.

Социальное воспитание стоит на одной ступени по степени важности с семейным, так как его цель – продолжить основы развития, заложенные в семье в специальных педагогических учреждениях.

Как видим, цели всех видов воспитания призваны содействовать всестороннему и гармоничному развитию подрастающей личности. Многие из них эффективно «работают» в совокупности.

Методология и ее влияние на процесс воспитания

Правильно выбранный метод позволяет добиться максимальных успехов в процессе воспитания. Именно поэтому методологические основы воспитания являются базой, на которой строятся все модели и виды этого процесса.

Методы определяют способы влияния на сознание личности. Различают прямое и косвенное воздействие.

Первый путь слишком прямолинейный и не всегда имеет должного воздействия, так как возможны проявления негативизма и отторжения со стороны воспитанника. Косвенное воздействие позволяет с помощью искусственно созданных ситуаций воздействовать на сознание ребенка опосредованно.

Также различают вербальное воздействие, цель которого оказывать воздействие с помощью слова, и не вербальное, базирующееся на жестах, интонации, мимике и т. д.

Методология воспитательного процесса построена на совокупности методов и приемов, так как нет совершенного метода, который подходил бы каждому воспитаннику. Учитывая этот факт, воспитатель в процессе работы может и должен совершенствовать и дополнять используемые методы в зависимости от целей, которые он преследует, а также индивидуальных особенностей детей. Те изменения, которые вносит каждый конкретный педагог в процессе работы, называются приемами.

Приемы являются частью метода, поэтому их использование оправдано в разных методологических сферах. Так, один и тот же прием может использоваться в разных методах и, наоборот, несколько приемов находят применение в одном методе.

Методологические основы воспитания базируются на выборе оптимального решения, с помощью которого происходит развитие личности.

Основу методов воспитания составляют факторы, которые обязательно нужно учитывать:

  • Целеполагание и задачи;
  • Содержание процесса;
  • Возрастные критерии, опыт социального развития, сформированность нравственных качеств;
  • Индивидуальные особенности детей;
  • Степень сформированности коллектива;
  • Материальные, физические, гигиенические возможности;
  • Средства воспитательного воздействия;
  • Педагогическое мастерство;
  • Ожидаемый результат.

Систематизация методов

Выделяют несколько классификаций методов воспитания. Мы остановимся на самой распространенной, которая рассматривает воспитательный процесс с точки зрения интегрирования трех методологических сторон: цели, содержания и средств поощрения или наказания.

Исходя из этой классификации, выделяют 4 группы методов:

  • Развитие сознания (рассказ, лекция, диспут, объяснения);
  • Организация практической деятельности и развитие поведенческого опыта (упражнения, педагогические ситуации, требование);
  • Стимулирование в совокупности с мотивацией (поощрение, соревнование, наказание);
  • Контроль и оценка, развитие самоконтроля и самооценки.

Нельзя обойти стороной и классификацию методов, которая базируется на системном и структурном подходе. В этой классификации выделяют такие группы методов:

  • Основанные на осознанном отношении к выполняемым видам деятельности;
  • Базирующиеся на развитии мировоззренческих взглядов и убеждений;
  • Способствующие выработке мотивации, развитии навыков практической деятельности;
  • Помогающие освоить навыки общения и взаимодействия;
  • Обучающие правильному поведению, проявлению личностных качеств.

Ни одна из классификаций (а мы уже упоминали, что их достаточно много) не только не противоречат, но и дополняют, обогащают друг друга.

Важные моменты убеждений

Каждый метод важен и нужен по-своему. Однако следует выделить несколько основополагающих моментов, на которых базируется весь воспитательный процесс.

Основной метод воспитания – убеждение, с помощью которого происходит воздействие на сознание, эмоции и чувства воспитанника.

Убеждение является способом доказательства определенной идеи, которое базируется на цепочке последовательных доказательств. Этот способ воздействия интеллектуальный, так как он оперирует знаниями и опытом воспитанника, призывает к критическому осмыслению предоставленной информации, позволяет давать ей оценку.

Для того чтобы этот метод работал эффективно, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Содержание убеждений и их форма соответствуют возрастному уровню развития детей;
  • Они учитывают индивидуальные особенности воспитанников;
  • Убеждения являются логичными и последовательными.

Работая с данным методом, воспитатель должен демонстрировать хорошие познания в рассматриваемом вопросе, быть убедительным, вызывая убеждениями ответную эмоциональную реакцию учащихся.

Структура метода состоит из 3 частей:

  • Тезис;
  • Доводы;
  • Демонстрация с подведением итогов.

Тезис – та идея или мысль, правдивость которой требует доказательства.

Доводы (аргументы) – последовательные действия, которые доказывают истинность суждения.

Демонстрация – подкрепление доказательств жизненными примерами. Последняя часть обязательно требует подведение итогов, логических выводов, подтверждающих истинность проведенной работы.

Остановимся на доказательной базе, которая строится по логическим законам:

  • Правило тождества выражает определенность и тождественность рассматриваемого понятия для самих воспитанников;
  • Правило противоречий утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в рамках одной рассматриваемой проблемы;
  • Правило исключения третьего компонента гласит о том, что при взаимоисключении двух противоположных понятий, третье не дано;
  • Правило обоснования базируется на истинности тех идей, с помощью которых происходит доказательство нужного тезиса.

Убеждение может использоваться наряду с такими методами, как внушение и заражение.

Особенности мотивации и стимулирования

В воспитательной работе большое значение имеют методы поощрения и мотивации, так как с их помощью ребенок приходит к осознанию правильности выбора и понимает необходимость дальнейшего развития.

С этой позиции выделяют такие методы, как оценка педагога, поощрение, мнение общественности, наказание.

Оценка педагога – важный критерий мотивации детей, особенно младшего возраста. Так как авторитет взрослых очень важен для малышей, положительное оценивание их достижений педагогом является стимулом для дальнейшего развития. В случае негативных отзывов ухудшается не только продуктивность работы воспитанников, но и их эмоциональное состояние, вплоть до появления отрицания всей совместной деятельности.

К тому же положительные эмоции являются важной предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Если педагог все время негативно высказывается об интеллектуальных успехах ребенка, малыша покидает надежда стать успешным. Мысль о том, что он никогда не сможет продуктивно обучаться, прочно закрепляется в сознании и не позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшем.

Одним из критериев успешности для воспитанника является вид поощрения, который выражается в положительной оценке его деятельности.

Без этого педагогического воздействие воспитательный процесс не может быть успешным. Поощрение помогает закрепить положительные навыки. Его действие базируется на вызове положительных эмоций, которые являются двигателем любого развития.

Существует несколько видов поощрений:

  • Одобрение;
  • Награждение;
  • Похвала;
  • Благодарность.

Наказание такой же важный компонент мотивации, как и поощрение. Оно призвано вызвать чувство вины за совершенные негативные поступки и стимулировать к исправлению.

Однако способы наказания обязаны быть гуманными, без оскорбления чувств собственного достоинства воспитанника. Их обязанность – мотивировать на дальнейшую работу, а не «убивать» желание сотрудничать.

Рассмотрим основные способы наказаний:

  • Выполнение дополнительных обязанностей;
  • Лишение или ограничение прав на выполнение какого-либо вида деятельности;
  • Моральное порицание.

Подведем итоги

Все виды воспитания базируются на определенных методах, использование которых является обязательным. Учитывая большое разнообразие данных средств, применять их можно и нужно в совокупности, учитывая особенности детского коллектива и отдельно взятых воспитанников. Ведь только в этом случае процесс развития и воспитания подрастающего поколения будет успешным.

Страница 1

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному".