Необычные растения        13.04.2019   

Игры с детьми с зпрр. Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития) «Домашняя игротека. Прием «обобщение» и «классификация»

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР

1. Своеобразие игры детей с ЗПР

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.

Узкая вариативность при поиске путей его реализации.

Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.

Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.

При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:

Трудностью формирования представлений.

Недостаточностью регуляции деятельности.

Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».

Трудностью осмысления мира человеческих отношений.

2.Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения

1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2-ой этап - формирование специфических игровых действий:

Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».

По подражанию «корми как я».

Самостоятельно.

Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).

3-ий этап: - обучение планированию игры.

Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.

4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.

Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки,

Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:

1.Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности;

2.Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).

У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

3.Тактильно-двигательная функция:

У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации) восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Выводы

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

В игровой ситуации дети с ЗПР обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.


Дошкольное детство малыша это время его интенсивного роста, период активного развития психических процессов, которые помогают ребенку полноценно развиваться, изучая окружающий мир. Но, к сожалению, не у всех детишек психическое развитие проходит с одинаковой интенсивностью, и у некоторых малышей может наблюдаться задержка психического развития. Это может быть задержка речевого развития, задержка развития памяти, мышления, внимания, аналитической деятельности, а также целенаправленной деятельности.

Чтобы справиться с этими проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с ЗПР. У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще, находясь в песочнице, малыши могут играть рядом, но не вместе, ведь они не могут договариваться и действовать согласованно по определенным правилам или сюжету. Чаще у детишек с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребенок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.

Нужно научить ребенка с ЗПР играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры, при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в магазин, почту или кабинет врача. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет продавцом а кто покупателем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Родители должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причем все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.

Игры очень хорошо помогают развитию речи ребенка. Взрослые должны придумать сказку или историю, по какому-либо предмету,показывая малышу картинки не более 3-5 штук, или по игрушке. Во время рассказа можно задавать малышу наводящие вопросы, интересоваться, чтобы могло произойти в дальнейшем.

Отлично помогают бороться с задержкой психического развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребенок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление.

Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребенком, стоит постоянно общаться с ним, спрашивать его мнение, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху. Показывайте ребенку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребенком. По аналогичному принципу строятся такие игры как лепка или рисование.

Более сложны, но не менее полезны театрализованные игры, ведь малыш, играя определенную роль, сможет проявлять творческую инициативу, регулировать свое поведение, а также развить свой творческий и духовный потенциал.

Дарья Ковылина
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития , в том числе, внимания . Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей , несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания , а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР .

Игра «Повторяй за мной» .

Цель : Развитие активного произвольного внимания .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание : на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Игра «Угадай, что звучит?» .

Цель : Развитие слухового внимания и восприятия .

Оборудование : предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

Инструкция : «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

Примечание : задание выполняется в полной тишине.

Задание «Раскрась вторую половинку» .

Цель : развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости , переключаемости внимания .

Оборудование : Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Игра «Летает – не летает» .

Цель : развитие переключаемости внимания , умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Примечание : примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Игра «Выложи из палочек» .

Цель : развитие мелкой моторики , зрительного восприятия, произвольного внимания , умения действовать по образцу.

Оборудование : счётные палочки, карточки – образцы.

Инструкция : «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны . Приступайте к работе».

Примечание : если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения» .

Игра «Запомни и нарисуй» .

Цель : развитие концентрации , устойчивости, объёма внимания , умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Цель : развитие слухового внимания .

Содержание : педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай» . Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова : «Отгадай меня по голосу!» . Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

Инструкция : Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!» . А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать : «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии» ).

Цель : развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания .

Оборудование : бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком) .

Инструкция : «Посмотрите внимательно на этот рисунок . На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке) . Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?».

Примечание : Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.

Задание «Найди отличия» .

Цель : развитие устойчивости , переключаемости, объёма внимания .

Оборудование : таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

Инструкция : «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим , у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный ».

Игра «Лягушки и аисты» .

Цель : развитие слухового внимания , переключаемости внимания , моторной координации.

Оборудование : свисток.

Инструкция : «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны ). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны ). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

Примечание : дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры .

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» .

Цель : Развитие быстроты реакции , переключаемости внимания , зрительно-моторной координации.

Оборудование : мяч средних размеров.

Инструкция : «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».

Примечание : Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Задание «Выложи из геометрических фигур» .

Цель : развитие произвольного внимания , концентрации, объёма внимания , кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей .

Инструкция : «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала».

Примечание : если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.

Подвижная игра «Совушка – сова» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости внимания , скорости реакции.

Оборудование : музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей .

Содержание : по команде водящего «День!» , дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!» , музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят» , т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.

Инструкция : «Ребята, вы будете мышками , а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».

Игра «4 стихии» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости, объёма внимания .

Инструкция : «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю) .

«Вода!» - руки перед собой (как-будто плывём в реке) .

«Воздух!» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам) .

«Огонь!» - выполняем вращения руками.

Давайте с вами потренируемся».

Примечание : на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.

Успехов в работе!

Шкафчики

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Запомни и воспроизведи

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".

Приемы, помогающие запоминанию

Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз:

  • Мальчику холодно.
  • Девочка плачет.
  • Папа сердится.
  • Бабушка отдыхает.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.
  • Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

Пересказ

Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Главная > Документ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

    Теоретические аспекты понятия ЗПР. Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии. Развивающие игры для самых маленьких. Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики. Игры для развития речи. Игры для развития умения различать цвета. Методы коррекции восприятия. Пескотерапия. Спортивные игры. Мнемотехника. Игры на развитие ориентирования в пространстве. Игры и упражнения для эмоционального развития детей. Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания, памяти. Игры со стишками, песенками. Технологии арттерапии.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

- синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.

Причины ЗПР

1. Биологические:

    патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность.
2. Социальные:
    длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация ЗПР

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития. В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

    задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
    задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери). Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями; аллергическими состояниями; врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце); детскими неврозами; астенией.
Всё это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок. Такие дети - "домашние", в результате чего круг общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются межличностные отношения. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
    задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка). Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций). У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-оргническая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевого незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнести их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как "группу риска". В то же время незнание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей.

Особенности проявления ЗПР

Дети сзадержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития. У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы ; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста. В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью. Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их. Очень показательным отличием ребенка с ЗПР, как от нормально развивающихся, так и от умственно отсталых детей,является следующий факт. Выполнение задания “4-й лишний” часто вызывает затруднения у ребенка с ЗПР. Но введение добавочных предметов (не “4 лишний”, а “6-й лишний”) помогает правильно выделить неподходящий к остальной группе предмет и объяснить принцип, по которому происходит такое выделение. В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий ./nar_spr.php/nar_spr.php http://3пр.net/vid.html http :// www . ourbaby . ru / articles

Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии.

Важным механизмом полноценного развития личности ребенка являются различные виды его деятельности: движение, общение, игра, конструирование, рисование, труд и др. Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА (предметы игровые и развивающие, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Уже к концу первого полугодия жизни нормально развивающийся ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, игрушками (погремушки, колокольчики и др.) Он и хватает их, и кусает, размахивает ими, стучит, извлекает из них звуки. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой). К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками по тем правилам, которым его научили взрослые: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни здоровый ребенок переходит к предметным действиям нового качества: он начинает учиться пользоваться кружкой и ложкой, позже – расческой, карандашом, дидактическими игрушками. В этот период наиболее важными для него являются действия с предметами, которые он выполняет совместно с взрослым, в общении с ним . Для детей с нарушениями в развитии общение практическое, когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом, является основным с первых дней его жизни. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи взрослого на всех этапах своего развития. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый помогает формированию восприятия и двигательных навыков такого ребенка, развитию его мышления. Ваша цель – стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир. Дидактические (развивающие) игрушки , правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат его мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание больного ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Хотелось бы предостеречь наставников от предъявления ребенку большого количества игрушек. По мнению психологов, избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание, не позволяет освоить каждую из них в полной мере. Гораздо важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, научить придумывать игры. Одно из любимых занятий многих детей - выбрасывание игрушек, предметов из кровати, сбрасывание со стола. Другой малыш может долго, монотонно выкладывать предметы из коробки, из сумочки и складывать их обратно, открывать и закрывать крышки кастрюль, банок, ящики и дверцы шкафов. Не запрещайте, а помогите организовать такую игру для ребенка! Например, на кухне, где Вы заняты приготовлением еды. Убрав наиболее опасные вещи, предложите ему сложить все предметы, которые Вы предварительно достали, в ящик шкафа. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Дидактические игрушки развивают у ребенка с проблемами в развитии мелкую моторику рук, а также – память и мышление, в силу того, что он запоминает, а потом пытается воспроизвести те действия, которые ему показали взрослые. Для детей с нарушениями в развитии нужны следующие игрушки : пирамидки и подобные игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки и др. наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики и разрезные картинки из 2,3,4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, емкости по типу “Почтового ящика” для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, музыкальные инструменты и звучащие игрушки для развития слухового внимания. Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта: посуда, мебель и др.) Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Детям с проблемами в развитии очень полезны игры с водой, песком и др. природными материалами . Такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения. Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие проблемного ребенка. Использование в повседневной жизни подвижных игр , если это возможно, создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Часто взрослые спрашивают: “Когда нужно начинать развивать речь ребенка? Ответ один: с первого дня его рождения. Разговаривайте с ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обращайте внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, артикуляцию, мимику, жесты. Обязательно при разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему. Обязательно слушайте музыку, музыкальные произведения и сказки . Их положительное воздействие на здоровых детей и на детей с нарушениями в развитии – давно доказанный факт в специальной педагогике. Особое значение имеют настольные игры для развития речи ребенка, содержание которых обогатит Вас различными приемами и рекомендациями по развитию детской речи. В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у Вас есть помощники. Это книжки с картинками , которые Вы можете читать и рассматривать вместе с ребенком, побуждая повторять прочитанное или сказанное. Многие литературные произведения (А.Барто, К. Чуковского, С. Маршака, детские сказки) остаются верными помощниками на протяжении всего периода детства любого ребенка. Но НЕ ЗАБУДЬТЕ ! Именно эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон его психики, становится ведущей деятельностью младенца первого года жизни. Ничто не может заменить моментов теплого, заинтересованного взаимодействия взрослого с малышом. Если ребенок этого лишен, – возникает отставание или сложности в развитии: он растёт вялым, безинициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение того, что он нужен другому человеку, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе. Используемая литература:

    “Специальная дошкольная педагогика”, под редакцией Е. А. Стребелевой, М., “Академия”, 2002. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. “От первого слова до первого класса”, М., “Институт общегуманитарных исследований”, 2002. Герасимова А. “Уникальное руководство по развитию речи”, М., “Айрис-пресс”, 2002.
/rasv_sreda.php

Развивающие игры для самых маленьких

Развивающая игра с ленточками Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами. эта игра подходит малышам от одного года жизни. 1. Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
4. Малыш тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда малыш научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку. "Волшебные пузырьки" Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку. Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей малыш учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения. 1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
2. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
6. На следующий раз, когда малыш хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей./games-baby_096.html