Флористика        23.06.2019   

Психолого педагогическое просвещение родителей. Педагогическое просвещение

Формы педагогического просвещения

Традиционные

Нетрадиционные

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий :

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.);
  • личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
  • педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Педагогическая пропаганда в СССР

Педагогическая пропаганда - распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны - лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио.

См. также

Примечания

Источники

  • Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980.
  • Макаренко А. С. «Книга для родителей» (1937)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое просвещение" в других словарях:

    Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве. В царской… … Википедия

    Значения Просвещение распространение знаний и культуры Просвещение (издательство) основанное в 1931 году издательство (до 1964 года Учпедгиз) Просвещение (старое издательство) петербургское издательское товарищество (1896 1922)… … Википедия

    - «Просвещение», крупнейшее советское учебно педагогическое издательство в системе Государственного комитета Совета министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Основано в Москве в 1931 (до 1964 называлось Учпедгиз).… …

    Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

    I Просвещение идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в … Большая советская энциклопедия

    Система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле подготовка… … Большая советская энциклопедия

    Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

    Раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное просвещение, раздел… … Википедия

    А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Практическое применение перспективы в станковой картине , В. М. Непомнящий, Г. Б. Смирнов. Пособие базируется на результатах научных исследований и отражает практическнй опыт по применению перспективы в учебной и творческой деятельности будущего преподавателя изобразительного…

Психолого - педагогическое просвещение родителей.

Выполнила:

Харитонова Анастасия Сергеевна

Москва, 2013 г.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей,
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

Родительские университеты;

Конференции;

Индивидуальные и тематические консультации;

Родительские собрания;

Тренинги.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов в детском саду - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только ДОУ, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится все ДОУ и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ детей, музыкальные программы, экскурсии по детскому саду т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя или учителя-дефектолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, хорошо известна и рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов и педагогов.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем занятия или внеучебная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи со специалистами и педагогами. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Педагогам следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Для специалистов ДОУ родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники: дефектологи, психологи, логопеды, педагоги доп.образования - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется воспитателем и специалистами на основе изучения целей и задач работы детского сада с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Общее родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общего родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития дошкольного обучения в условиях реформирования ДОУ. Однако общие родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общими родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею ДОУ, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию воспитанников - победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией детского сада может стать общее родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение воспитанников детского сада. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с детским садом является групповое родительское собрание . Групповой собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение образовательного и воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ДОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости воспитанников не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную, заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем воспитатель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. В данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и оценка происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте дошкольников, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом детском коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных воспитанников. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Воспитатель или специалист беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеучебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Воспитатель и дефектолог, привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

4. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.


Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого- педагогического просвещения можно разделить на :

а) традиционные;

б) нетрадиционные.

Традиционные:

    Родительские конференции. Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу и т.п.. Родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.

Родительские собрания . Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.

Виды родительских собраний:

установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

консультативные , здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

совместные с учащимися и родителями ;

отчетные;

связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

информационно-просветительские , посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Функции, которые выполняете родительское собрание:

а) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

б) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

в) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

г) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

    Консультации . Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

    • Дни открытых дверей . День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия. Можно показать фрагмент работы. После экскурсии администрация беседует с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Нетрадиционные:

      • Тематические консультации . Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

      • Родительские чтения . Очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.

        • Родительские вечера . Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Наверное сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности любого педагога, - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками, «построить мостик» между педагогическим коллективом и конкретной семьей. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будут умные и здоровые дети.

Признание приоритета семьи и семейного воспитания детей, требует разработки новых взаимоотношений между семьей и школой, которые основываются на понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество».

Сотрудничество подразумевает общение «на равных», без привилегий, с какой либо стороны контролировать, указывать, оценивать.

Взаимодействие - это способ организации деятельности на основе социального восприятия с помощью коммуникаций.

Для выявления внутренней структуры целого сложного, которым в нашем исследовании является психолого-педагогическая работа, воспользуемся такими философскими категориями, как «содержание» и «форма».

Психолого-педагогическая работа в школе направлена на создание условий для успешной социализации и реализации человека в обществе, на предупреждение и коррекцию социального неблагополучия у детей и их родителей. Для этого существуют различные подходы .

1. Системный подход. Формирование личности ребёнка протекает под влиянием социального окружения: внешкольной среды, школы и семьи. С позиции системного подхода это будут элементы сложной системы, взаимодействующие между собой и влияющие на ребёнка. В поисках причин педагогической запущенности ребёнка важно исследовать все возможные факторы влияния.

2. Деятельностный подход. Деятельностныйый подход применяется тогда, когда возникает потребность объяснить через объектированную форму результата действия системы её импульсивно-двигательную сторону, обеспечивающую процесс перехода системы из одного состояния в другое, что позволяет считать его важнейшей движущей силой процесса, влияющей на развитие социального объекта. Организация социально-педагогической деятельности в этом случае придает системе динамичность, что дает возможность учитывать новые условия и соответствующим образом перестраивать её структуру, чтобы получить результаты, соответствующие новым возникающим потребностям.

3. Синергетический подход. Синергетический подход социальную систему представляет как открытую и самоорганизующуюся, он отражает существующие реальные жизненные процессы в максимальной степени. В самом общем случае такого рода систему можно представлять как сложную динамическую систему, способную организационно сохранять себя и совершенствовать в соответствии с изменениями внешних условий и внутренней реорганизации.

4. Рефлексивный подход. Считается, что рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Но рефлексия не просто осознание того, что есть в себе, а одновременно «переделка» самого себя, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут .

Семья и школа стремятся воспитать для жизни в обществе всесторонне развитого человека, образованного, физически крепкого, умеющего трудиться.

С этих позиций А.С. Удалова выделяет главные задачи работы педагогов-психологов школ с родителями :

Увеличение педагогической грамотности родителей, т.е. ознакомление их с основными теоретическими знаниями и подключение родителей к практической работе с учащимися;

Привлечение родителей активно участвовать в учебном и воспитательном процессе в школе;

Формирование потребности самообразования;

Ознакомление учителей-предметников с разнообразными стилями семейного воспитания.

Индивидуальная работа с родителями учащегося разнообразна и сложна.

Необходимо четко спланировать работу, разрабатывать индивидуальный подход к каждой семье для привлечения к активному участию в жизни школы и класса. При оформлении ребенка в школу родителям можно предложить заполнить «Родительскую анкету» с примерным содержанием:

I. Данные родителей (И.Ф.О.)

1. Возраст родителей

2. Образование

3. Телефон и место работы

5. Адрес проживания

6. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка.

1. Чем занимается в свободное время?

2. Какие игры играет ваш ребенок?

3. Какими видами спорта увлекается?

4. Где чаще играет дома или на улице? (с девочками или мальчиками)?

5. Как общается в детском коллективе? (пассивен, активен, застенчив.)

6. Какие имеет домашние обязанности?

7. Какими индивидуальными особенностями обладает ваш ребенок.

1. Кто в семье больше занимается воспитанием ребенка?

2. Где и как совместно с ребенком вы проводите досуг?

3. Знакомы вы с друзьями ребенка и с их родителями?

4. Приходят в гости к ребенку его друзья?

5. Что вызывает затруднения в воспитании?

6. Какие методы в воспитании вы чаще всего используете? (уговоры, строгие требования, разъяснения, наказания, дружеские контакты, поощрения и т.д.).

Под педагогическим просвещением родителей понимается работа с информацией об особенностях развития личности своего ребенка и способах взаимодействия с ним. Главное отличие педагогического просвещения от других (медицинского, экологического) - содержание и методы. Прежде всего, это обмен психолого-педагогическим опытом .

Н.Ф. Талызина под родительским просвещением понимает - умения, знания, способы и навыки выполнения педагогической деятельности .

Необходимо отметить, что педагогическое просвещение родителей обусловлено индивидуальностью и возрастными особенностями детей и взрослых. Отличительной чертой является и то, что в процессе принятия психологических и педагогических знаний развивается и личность родителей.

Школа, заинтересованная в родителях как в компетентных и активных партнерах, именно с помощью педагогического просвещения родителей повышает их педагогическую компетентность.

Отличие информирования от просвещения предполагает обратную связь, выявление позиций родителей в ходе возникновения и решения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. То есть, если в информировании необходимо донести до каждого родителя (это обязанность школы), то заниматься просвещением - это право. Не в каждой школе это делается, и не всем родителям это нужно .

Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

Просвещение, в отличие от поддержки и консультирования, относится к коллективным методам сотрудничества с родителями. Поэтому, нужно внимательно отнестись к формированию учительского сообщества, которое участвует в просветительской деятельности. Учителя должны выработать тенденцию психолого-педагогического просвещения .

Рассмотрим основные принципы педагогического просвещения родителей .

1. Гуманистический характер взаимосвязи педагога-психолога, ребёнка и родителя: все участники являются активными участниками совместной деятельности.

2. Максимальный взгляд на индивидуальные особенности людей помогает организовать педагогическое просвещение по группам проблем: все вместе взятое дает возможность повысить актуальность педагогического просвещения родителей в глазах.

3. Образование строится, следуя логике развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего обучения ребенка: оно должно носить актуальный и опережающий характер.

4. Принцип индивидуального продвижения детей в освоении учебного процесса. Разные родители имеют разный темперамент, характер, разную способность усваивать знания. Дифференциация взрослых обязательна, иначе взаимодействие в педагогическом просвещении родителей не будет результативным .

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Цель педагогов заключается не в том, чтобы родители усвоили чужие знания, а построили свою концепцию воспитания, принимая свою ситуацию и индивидуальности своего ребенка.

6. Участие всего педагогического коллектива в просвещении родителей: оно может объединить разных учителей и стать средством развития.

Целью обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Что это такое? Позиция родителей - это психологическая и воспитательная направленность родителей, которая основана на бессознательной оценке ребенка и выражается в определенных способах и нормах взаимодействия с ним .

Педагогическое просвещение - одна из форм взаимодействия школы и родителей .

Повышение уровня педагогического просвещения родителей, по мнению Е.В. Головневой, может проводиться по средствам коллективных форм работы (бесед, лекций, практикумов, диспутов, конференций) и индивидуальных (индивидуальные беседы, консультации) .

Различные формы работы обязательно должны быть взаимосвязаны и представлять единую целостную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).

Формы педагогического просвещения делятся на .:

Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей;

Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительских мнений.

Формы педагогического просвещения родителей: индивидуальные, групповые, публичные выступления и др.

Средства для просвещения родителей :

Вербальные (беседы, лекции, выступления на радио, по телевидению), публицистика (печатные и электронные СМИ),

Наглядные (плакаты, буклеты, памятки),

Интерактивные и т. п. Практически безграничную возможность для педагогического просвещения родителей предоставляют Интернет и различные веб-сайты педагогической и психологической направленности.

В наше время большой интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные - когда участники не просто «впитывают» определенные знания, но и в процессе общения (обсуждения) формируют новую модель (действий, отношений и т.д.). Особенно популярными стали телевизионные ток-шоу, на реальных жизненных событиях основанные, с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуации и придумать выход. За время передачи участники получают полезную информацию от специалистов и друг от друга .

В виду соответствия формы и содержания просвещения родителей, важно обратить внимание на то, что родители часто заняты, и поэтому более эффективно предоставить информацию им в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, на которую придет не большая часть родителей. Именно эта форма просвещения приводит родителей к участию в мероприятиях.

Институт педагогических знаний - это форма педагогического просвещения родителей. Он дает необходимые знания, основанные на педагогической культуре, показывает актуальные вопросы в воспитании с учетом возраста и запросов родителей, способствует взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа должна реализовываться педагогом, который учитывает контингент учащихся класса и их родителей.

Основная форма работы с родителями - родительское собрание. Родительское собрание сближают учителей и родителей, помогают в нахождение общего воздействия в воспитании школьников. На собраниях родители знакомятся с целями и задачами, формами и методами, воспитания и обучения детей .

Формы работы с родителями многообразны. Они позволяют подойти к решению проблемы с разных сторон, анализировать опыт педагогов, психологов, родителей и детей. В процессе работы с родителями возможны самые разнообразные темы и формы проведения, главное, чтобы они заинтересовали родителей, заставили их пересмотреть свое отношение на воспитание детей. Стремиться стать ребенку не только воспитателем и родителем, а еще другом и помощником .

Большие перспективы имеет коллективная работа с родителями: широкая освещенность вопросов по педагогике и психологии, обмен жизненным опытом, привлечение семьи к активному участию в жизни школы. Эта работа состоит из двух направлений: прежде всего повышения педагогической грамотности, культуры родителей и создание родительского комитета, деятельность которого сконцентрирована на повышение уровня учебной и воспитательной работы с детьми.

Основная задача школы - это активизировать педагогическую, и воспитательную функцию семьи, придать ей завершенный, целенаправленный и социально значимый характер.

Основная форма работы школы с родителями - родительское собрание, совместно с учителями предметниками, которое проводится ежемесячно, но если есть необходимость, то чаще.

Формы организации занятий достаточно различные: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Результат педагогического просвещения родителей первоклассников зависит от знания педагогами конкретной семьи и подбору методов.

Посмотрим на наиболее часто применяемые методы просвещения родителей, их «плюсы» и «минусы» .

1. Лекции - одна из самых распространенных методов, хотя только 21% родителей говорят, что она эффективна. Этот способ хорош на начальном этапе педагогического просвещения родителей, как вводная часть.

2. Семинары - это обсуждение темы вместе с компетентными специалистами. Здесь главное - ни в коем случае не навязывать «правильность» позиции родителям, а рассмотрение мнений по тому или иному вопросу.

3. Педагогический практикум. Предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию школьников, правильному решению возникающих проблем, является тренировкой педагогического мышления родителей. Педагог во время педагогического практикума находит выход, объясняет своё мнение в возникающей ситуации.

4. Дискуссии - это активный метод повысить педагогическую культуру родителей, он предусматривает споры на актуальные проблемы о воспитании детей в семье. Предусматривает диспут, определение позиции на поставленный вопрос.

5. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) - не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знания о воспитании детей, но и метод объединения активной родительской силы, которую школа должна использовать во благо.

6. Ролевые игры - это метод коллективной творческой игры по изучению уровня сформированности педагогических умений родителей. Примеры ролевых игр с родителями могут быть такие: «Утро в нашей семье», «Ребенок приходит из школы», «Наш семейный совет» .

7. Индивидуальные консультации. Консультации приносят пользу и родителям, и учителю. Родители представляют реальное виденье учения и поведения ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для понимания проблемы каждого ребёнка.

Привлечение родителей к участию в жизни школы - важная задача в работе педагога-психолога с семьей .

Таким образом, главными целями во взаимодействии школы и семьи, является установление личностного взаимодействия родителей и педагогов по поводу радостей и трудностей, неудач и успехов, сомнений, возникающих в процессе воспитания и обучения ребенка. Неоценима взаимная помощь в понимании ребенка, в оптимизации его личностного развития.

Взаимодействие родителей и педагогов осуществляется:

· благодаря приобщению родителей к воспитательному, педагогическому процессу;

· расширение возможностей участия родителей при организации мероприятий образовательного учреждения;

· посещение родителями занятий в любое время;

· создание оптимальных условий для творческой самодеятельности родителей, педагогов и детей;

· ознакомление родителей с информационно-педагогическими материалами, выставками детских работ, что позволяет родителям ближе ознакомиться со спецификой работы учреждения, с его развивающей и воспитывающей средой;

· разработка разнообразных программ совместной деятельности родителей и детей;

· объединение усилий родителей и педагогов в совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка;

· проявление терпимости, понимания и такта в обучении и воспитании ребенка, с учетом его интересов, не игнорируя эмоции и чувства;

· уважительные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи

Невозможен переход к новым формам отношений школы и родителей в рамках учебного заведения закрытого типа, школа должна быть открытой, доступной для родителей системой.

Страница 19 из 35

Педагогическое просвещение родителей

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;

5 - просмотр художественного фильма учащимися;

6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России
Взаимодействие семейного педагога с родителями
Социальный педагог семейного типа
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи