Необычные растения        01.05.2019   

Растим патриотов на примере героев. Праздники, досуги, развлечения

В Музее Победы 21 ноября состоялась Международная научно-практическая конференция «Сталинградская битва. К 75-летию контрнаступления советских войск под Сталинградом». С научными докладами на конференции выступили ведущие российские и зарубежные историки. В ходе пленарного заседания и работы секций они обсудили значение Сталинградской битвы и ее отдельных стратегических операций, оценку этого великого сражения руководством союзников и Третьего рейха, ход битвы глазами рядовых участников и командующих, героизм защитников города на Волге.

Во время работы конференции состоялось заседание круглого стола «Музей и общество. Роль музеев в патриотическом воспитании граждан». Ведущие российские историки и учителя школ, сотрудники учреждений культуры и руководители школьных музеев из Москвы и различных регионов России обсудили ряд актуальных вопросов.

Какова роль в воспитании патриотизма школьного музея, каким образом он может связать разные поколения, как с его помощью расширить представления ребят о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны – эти и другие вопросы во время круглого стола обсудили руководители музеев образовательных организаций.

Так, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН профессор Елена Сенявская в своем выступлении отметила, что сейчас идет процесс искажения истории Второй мировой войны. Один из ярких примеров – попытка пересмотра освободительной миссии Красной Армии в Европе. О необходимости школьным музеям активно участвовать в подготовке мероприятий к 75-летию Сталинградской битвы говорила Светлана Мелина, методист городского Методического центра Департамента образования города Москвы. Светлана Измайлова, заместитель директора Национального музея Республики Татарстан, рассказала о работе виртуального музея Великой Отечественной войны Татарстана.

С докладом на круглом столе выступила заведующая экскурсионным отделом Музея Победы Елена Наумова. Она поделилась с собравшимися опытом проведения музейных интерактивных экскурсий. «Даже самая познавательная лекция не сможет увлечь ребенка младшего и среднего школьного возраста. Поэтому наш музей разрабатывает для ребят интерактивные программы», – отметила Елена Николаевна. Сегодня в Музее Победы действуют такие интерактивные экскурсии, как «Мы победили», «Партизанскими тропами», «Наш отряд» и многие другие. Дети не просто играют, а благодаря элементам игры погружаются в атмосферу тех далеких лет, лучше запоминают факты и даты, получают новые знания и находят ответ на главные вопросы: что такое любовь к Родине, благодаря чему была одержана победа в Великой Отечественной войне. «Мы бы хотели, чтобы школьники взрослели на наших программах – приходили на занятия для самых маленьких, затем – на обзорные экскурсии, а в 8–11-х классах –

участвовали в обсуждении таких непростых тем, как преступления нацизма, ленд-лиз и т.д.», – подчеркнула Елена Наумова. Она также поделилась планами – развивать и расширять детский центр музея, создать дневной каникулярный лагерь для ребят, активно привлекать школы к сотрудничеству. «Следите за нашим сайтом, – сказала Елена Николаевна. – Мы всегда рады видеть вас в нашем музее!».

От ЮЗАО с докладом «Опыт взаимодействия общественных и некоммерческих организаций Москвы и военно-исторических музеев образовательных организаций» выступил Антон Никулин» (школа № 1161), руководитель музейного объединения «Родная земля, президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие».

К счастью, проходят времена, когда слово «патриотизм» было ругательным и не в чести. Другое дело, что демократический нигилизм не прошел бесследно. Любить свою страну сегодня не модно. Точнее, ее стали ассоциировать с государством, с бюрократическим и репрессивным аппаратом. В одной из молодежных песен даже декларируется: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Как будто эти понятия возможно разделить…

Памятна полемика между философом и А.С.Пушкиным по поводу исторического прошлого России. Первый считал нашу историю ничтожной и не содержащей никаких поучительных примеров, другой горячо возражал против такого однобокого подхода. Именно через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма. В противном случае возникает опасный перекос: генерала Карбышева, замученного в фашистском концлагере, знают хуже или не знают вообще, нежели генерала Власова, сдавшегося в плен и бросившего целую армию на верную гибель.

Вообще усилиями демократов конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века – Анатолия Собчака, Галины Старовойтовой и проч. история нашей страны нового и новейшего времени как-то незаметно оказалась «перепахана» и переписана. И уже в ближайшем окружении встречаешь людей, которые морщатся, услышав имена Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Демократические и либеральные СМИ сделали свое «черное» дело – то, что считалось святым и неприкосновенным, втоптано в грязь и опорочено. И невдомек журналюгам и новоиспеченным историкам, что если уж судить деятелей прошлого – то только по законам их времени, в которое еще не было нас. Да, жгла Зоя Космодемьянская крестьянские избы, выдали ее гитлеровцам именно наши, советские крестьяне, но разве могла она поступить иначе, если в голове засел сталинский приказ – «Ни шагу назад!» и разнеслась директива придерживаться тактики «выжженной земли», чтобы земля горела под ногами у захватчиков. А зимой такая тактика приобретала особую актуальность. И если объяснить все это современным школьникам внятно и спокойно – может, поймут и не станут скоропалительно осуждать. Ведь во имя свободы Отечества все средства хороши. Смех и грех – жаловался когда-то Наполеон нашему императору Александру I: дескать, русские воюют не по правилам. А кто вас звал? А какие могут быть правила, если сражаешься за родную землю? Тем более партизанскую войну еще ни одно государство не выиграло…

Было время, когда существовала пионерская организация, и когда отряды боролись за почетное право носить имена пионеров-героев, павших в годы Великой Отечественной войны: Марата Казея, Вали Котика, Володи Дубинина и др.

А уж о молодогвардейцах и говорить нечего. Что привлекало и притягивало к этим ребятам по-настоящему? Конечно, в первую очередь, возраст. Жить бы еще да жить, а они смогли переступить через естественное чувство самосохранения и отдать свои, совсем еще юные жизни ради спасения Отчизны. Нет ли смысла реанимировать художественные произведения, написанные об этих героях? Если уж с Павликом Морозовым появилась ясность, то в их отношении никакой ревизии и переоценки ценностей не произошло.

Впрочем, давайте остановимся на судьбе молодогвардейцев подробно. В этом есть смысл – ведь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» изъят из школьной программы по литературе. К тому же, и раньше он изучался во второй редакции. А к ней автора склонил не кто иной, как Сталин. «Переделываю молодую гвардию в старую», — невесело шутил писатель по этому поводу. А суть в том, что партии и правительству понадобилась руководящая роль старых большевиков в деле организации подполья в Краснодоне. На деле же большевики позорно струсили и первыми сбежали из Краснодона. Но такая правда не могла всплыть наружу и быть предана огласке. Пришлось лакировать и приглаживать действительность. Сегодня мы знаем, что парни и девушки, еще вчера закончившие школу, в едином патриотическом порыве, решили создать собственную организацию и не давать оккупантам чувствовать себя спокойно. Попались они на пустяке – кража сигарет, стали выдавать себя за партизан, и подверглись страшнейшим пыткам, объяснения которым нет и по сей день. Парадокс в том, что признаваться им было не в чем, и выдавать некого. Но разве по этой причине эти ребята не заслужили нашей благодарной памяти?

Где сегодня та амбразура, которую хотелось бы закрыть своим телом, как Александр Матросов? Риторический вопрос. Кстати, и Александр Матросов на самом деле был татарином по национальности, что от нас тоже долгое время скрывали. Непонятно только – почему? Мы уже тогда были многонациональным государством. В чем провинились татары? В том, что когда-то покорили Русь? Но существование монголо-татарского ига сегодня многими учеными ставится под сомнение. И вообще – пора смириться с фактом: победу ковали люди всех национальностей.

Особое внимание в свете нашего времени надлежит уделить ветеранам Великой Отечественной войны, которых остается все меньше с каждым годом. И дело уже не в том, чтобы в обязательном порядке приглашать их на встречи со школьниками или со студентами – это пройденный этап во всех отношениях: и слушать уже будут не так, как в прежние годы, да и самым «молодым» из ветеранов ныне далеко за 80, а то и за 90. Речь о другом – чтобы старики не чувствовали себя одинокими, брошенными и покинутыми. С этой целью организовать регулярные визиты к ним (по предварительному согласованию), помогать по хозяйству и уборке помещения, закупать продукты и др. Целесообразно вести запись воспоминаний ветеранов – ведь они немногословны, но они же – уходящие натуры. Если не сберечь хрупкую память – вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Причем делаться все это должно не для галочки – пожилые люди, как никто, чувствуют фальшь и наигранность. Любой официоз здесь в корне противопоказан.

Павел Николаевич Малофеев

Короткова Светлана Леонидовна, заместитель директора по методической работе, Силантьева Ульяна Александровна, социальный педагог государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»;

Орлова Татьяна Степановна, воспитатель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»;

Евдокимова Людмила Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, Пядышева Наталья Александровна, руководитель д/о «Надежда», Еремина Елена Александровна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения спартакиад, соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта, военно-тактических игр, военно-полевых сборов»

Рыбалкин Георгий Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский строительный лицей»;

Яфаров Марат Масутович, учитель основ безопасности жизнедеятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сафаровка» Дергачевского района Саратовской области;

Тарутина Ирина Леонидовна, заведующий, Гревцова Надежда Павловна, инструктор по физической культуре, Зверева Ольга Владимировна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 38 «Совенок» г. Балаково Саратовской области;

Лукашов Александр Николаевич, учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Васильевича Васильева Ртищевского района Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения уроков мужества, посвященных дням воинской славы России»

Бердник Галина Ивановна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 19 «Светлячок» г. Балаково Саратовской области;

Овчинникова Александра Степановна, руководитель музея боевой славы, Рябкова Ольга Викторовна, учитель истории, руководитель краеведческого музея муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Русакова Лидия Николаевна, учитель физики филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Савельевка;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области;

Сударева Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Саратова.

Номинация «Методика организации и проведения мероприятий, посвященных 80-летию образования Саратовской области»

Соломин Валерий Владимирович, Орлова Ирина Юрьевна, преподаватели государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский механико-технологический техникум»;

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области».

Номинация «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества»

Педагогический коллектив, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22 «Ладушки» г. Балаково Саратовской области;

Хачпанова Марина Витальевна, заведующая школьной библиотекой муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Балаково Саратовской области;

Баракова Светлана Петровна, учитель, руководитель кружка «Юные исследователи» муниципального общеобразовательного учреждения-средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка Краснокутского района Саратовской области.

Кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству
В.Г. Белинский

Современное общество живет в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределенности условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В настоящее время остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, а поскольку часто в сознание детей вносятся стереотипы понимания взаимоотношений взрослых людей, их отношений друг к другу, формирования ценностей, которые не способствуют позитивному восприятию окружающего мира (если раньше идеалами были люди совершавшие героические поступки, трудовые подвиги, то при опросе молодых людей: Кто твой идеал? – были богатые люди, артисты, и даже просто человек, как говорит нынешняя молодежь “крутой”. А это идет из средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Ведь не зря сказано: “Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности” (В.Н. Мясищев).

Мы живем в мирное время. Одно за другим вырастают, вступают в жизнь поколения, для которых грозные испытания народа – это история – живая, дышащая накалом героизма и самопожертвования. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных, героических лет. Поэтому в мирное время нам нужно утвердить в юной душе чувство гражданственности и патриотизма.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вспомним былины о русских богатырях, их подвиги во славу Руси, а победы Александра Невского и его слова: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля”. А строки из стихотворения К.Рылеева “Иван Сусанин”

“В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит...
Кто русский народ по сердцу, тот бодро, и с мело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь.
Не дрогнув умру за родимую Русь!”...

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к дому, к друзьям, родной улице, поселку; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Вспомним всем известную песню “С чего начинается Родина”. В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: “Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. С ним перекликается определение С.И. Ожегова “Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”. Раньше разные народы соблюдали все свои обычаи, обряды, традиции; молодежь свято чтила, хранила и передавала из поколения в поколение все лучшее предков. Вспомним пословицы “Родина мать – умей за нее постоять”, “Всякому мила своя сторона”, “Кто за Родину горой, тот истинный герой”, “Народная дружба и братство дороже всякого богатства”, “Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”. И в настоящее время работа с пословицами одна из форм патриотического воспитания. Исходя из традиций русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • пробудить чувство гордости за родной край, любовь к природе;
  • уважение к трудолюбивому человеку;
  • приобщить к труду на пользу и радость окружающим людям;
  • помочь ребенку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
  • познакомить с историческим прошлым родного края, сегодняшним днем, его культурой и искусством, природой, экономикой;
  • привитие детям чувства глубокого уважения и почтения к символам своего государства – и все эти задачи соединяются в одну –
  • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в совместной работе учителя, родителя и ребенка. И только тогда, когда взрослые знают и любят свой край, свою страну, ее историю, восторгаются и гордятся ее прошлым и настоящим. Учитель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

“Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины” В.А. Сухомлинский.

Все это имеет огромное значение для воспитания у младших школьников патриотизма, чтобы каждый рождающийся ребенок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы, только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

Проект “Растим патриотов” разработан для развития исследовательской деятельности, творческих поисков.

Цель проекта:

  • Воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Воспитательные цели:

  • воспитание духовно нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, поселка;
  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
  • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
  • ознакомить учащихся с духовными традициями России, ее героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
  • формирование у детей ответственности, правосознания, любви к “малой родине”;
  • воспитание готовности к защите своей Родины;
  • создание условий для физического развития будущих защитников Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Основные направления проекта:

1. Историко-краеведческое;

2. Военно-патриотическое.

Сроки разработки и реализации проекта -

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

Написание проекта. Изучение имеющихся условий. Изучение методической литературы. Подборка материала, систематизация материала.

II. Основной этап:

Мероприятия Сроки Ответственный
1 Классные часы.

Цикл бесед “Никто не забыт, ничто не забыто”:

- “Наш поселок в Великой Отечественной войне”

- “Что я знаю о войне”

- “Роль нашей страны в Победе над фашистами”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

2 Чтение произведений о Великой Отечественной войне:

Пионеры-герои

С.Михалков “Быль”

С.Георгиевская “Галина мама”

А.Митяев “Почему Армия всем родная”

В.Субботин “И настал мир”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

3 Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне “Их имена и подвиги не забыты” 27.03.15 г. Заведующий библиотекой
4 Выставка фотографий “Памятники Великой Отечественной войны” 30.03.15 г. Педагог-психолог
5 Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне 02.02.15 г.-08.05.15 г. Кл.руководитель

Педагог-психолог

6 Прослушивание музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны Каждый вторник Учитель музыки
7 Проект “Защитники Отечества в моей семье” 06.03.15 г. Кл. руководитель
8 Спортивно-патриотический конкурс ко Дню защитника Отечества “Буду в армии служить” 13.02.15 г Учитель физкультуры
9 Библиотечный урок “Сроки опаленные войной” 10.04.15 г. Заведующий библиотекой
10 Акции:

- “Письмо солдату”,

- “Свеча памяти”

05.05.15г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

11 Выставки:

Фотографии военных лет “1418 дней войны”

Рисунков детей “Нам нужен мир”

Поделок “Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны”

03.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

12. Экскурсия к участнику ВОВ, к прадеду учащегося 2-го класса 11.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

13 Оформление стенда “Их имена и подвиги не забыты” 08.04.15 г. Кл. руководитель
14 Сочинение “Что я думаю о войне?” 28.04.15 г. Кл. руководитель
15 Однодневные походы по историческим местам родного края, с посещением Памятников, погибшим в Великой Отечественной войне. 24.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

16 Участие в митинге, посвященном 70-летию Великой Победы 09.05.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

III. Заключительный этап:

  • Оформление стенда.
  • Выставки фотографий, поделок, рисунков, макетов, сочинений.

Прогнозируемые результаты проекта:

1. Устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества.

2. Осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь.

3. Любовь и уважение к своим родителям и семье.

4. Осознанное уважение к школе и педагогам школы.

5. Осознание ответственности за свои поступки.

Список литературы.

1. Энциклопедия “Великая Отечественная война 1941-1945 г.”, М., 1985 г.

2. Г. Дроздов, Е. Рябко “Парад победителей”, М., 1985 г.

3. Ю. Жуков “Строки опаленные войной”, М., 1987 г.

4. О.С. Богданов “Их имена и подвиги не забыты”, М., 1979 г.

5. Н.А. Ивашкина “Патриотическое воспитание в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, №7, 2007 г.

6. С.А. Алиева “Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

7. Н.Г Капустина “Представления младших школьников об основных этических категориях”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

8. О.Н. Лазарева “Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников”, журнал “Начальная школа”, №10, 2007 г.

9. Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, М., 1997 г.

10. И.А. Пашкович “Патриотическое воспитание”, М., 2006 г.

11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.

Проект

«Растим патриотов».

Обоснование значимости проекта.

«Я помню свет далеких лет.

В свою страну я верить буду».

Это слова из музыкального произведения Е.Плотниковой «Песня о той весне». Они и легли в основу моего проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Слова этой песни так трогают душу, что слезы наворачиваются на глаза, и происходит переворот в сознании, возникает чувство сопричастности к происходящему по сюжету песни и видеоряда к ней, погружение в происходящее на экране через осознание- Война…Горе…Страх…Смерть…Боль…Май…Любовь…Семья…Родина…ПОБЕДА! ЖИЗНЬ!

Мы живем, растем, учимся в прекрасной стране. Своей жизнью мы все обязаны всем тем, кто отстоял нашу Родину от немецко- фашистских захватчиков и защитил наше светлое будущее. Среди героических защитников Родины были и наши родственники- дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Это они отдали свои жизни за наше будущее, за будущее нашей страны. «Спасибо деду за Победу!»- наклейки с такими словами мелькают на стеклах машин в преддверии 9 мая. А ведь «Спасибо за Победу» надо говорить не 2-3 дня в мае, накануне праздника, а все 365 дней в году! Говорить всегда и всем нам- потомкам тех «офицеров и рядовых», что спасли нашу Родину от врага. И нельзя нарушать эту тесную связь поколений, ради них, ради нас самих и ради наших будущих потомков. Мы все должны помнить «свет далеких лет….», и этот свет будет нашим маяком в настоящем и будущем! Главное, нам- взрослым, учителям, родителям, воспитателям, не дать угаснуть этому «маяку», не опустить руки в трудном деле воспитания подрастающего поколения в сложный политический и экономический период не только для России, но и для всего мира.

По моим собственным наблюдениям, как учителя и классного руководителя, для нынешнего современного поколения школьников понятия «патриотизм», «связь поколений» стало абстрактным, зачастую непонятным. Дети приходят в школу в 1 класс и практически ничего не знают о своей стране, о ее истории, о прошлом и настоящем. И моя задача, как классного руководителя, за четыре года начальной школы научить детей любить свою Отчизну и гордится ею, сформировать у каждого ребенка активную жизненную позицию – «я- гражданин России».

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьника на современном этапе занимает приоритетное место в российской школе. Данным направлениям я уделяю ведущее место в воспитательном процессе начиная с 1 класса, т.к. они помогают вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогут найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины, стать достойными гражданами своей великой страны.

Опираясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.г.», реализуя школьную «Программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма», мной был разработан проект: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

Цель проекта: воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, укрепление чувства сопричастности обучающихся к истории России в целом и истории своей семьи в частности, обеспечение преемственности поколений.

Задачи проекта:

    Формирование у обучающихся начальной школы нравственности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории страны, своего города.

    Активизация интереса у младших школьников к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Родины.

    Расширение участия родительской общественности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей.

    Укрепление семейных традиций и улучшение взаимоотношений среди всех поколений в семье.

    Поддержка творческой активности обучающихся и их родителей, членов их семей по созданию литературных и художественных произведений патриотической направленности.

    Взаимодействие образовательного учреждения с организациями дополнительного образования.

Срок реализации- 4 года (1-4 класс начальной школы).

Финансовый ресурс: благотворительность родительской общественности:

    печать фотографий,

    брошюрирование: «Книги Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!» и проекта, посвященного Герою Советского Союза Ю.С.Соколову,

    георгиевских ленточек,

    солдатских пилоток,

    воздушных шаров,

  • расходных материалов для декоративно-прикладного творчества детей.

Затраченные ресурсы: временные ресурсы. Расспросы родственников, поиск информации в семейных архивах и порталах интернет-ресурсов, в архиве музея истории школы.

Участники проекта-

Башкинова С.Б., классный руководитель,

ученики 1 «В» класса- 31 человек,

родители – 59 человек,

бабушки, дедушки учеников,

Костикова Н.Н., руководитель музея истории школы, педагог внеурочной деятельности,

Лейко И.Я., заведующая школьной библиотекой.

Описание проекта:

Этапы реализации проекта:
Первый этап – 1 год (Подготовительная часть: сентябрь 2015г.): Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;

Составление программы внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия»;

Разработка экскурсионной программы в рамках реализации данного проекта;

Выбор с детьми песни к школьному песенному конкурсу «Битва хоров», разучивание песни и подготовка к конкурсу.
Работа с родителями:
Родительское собрание по теме: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников», знакомство с проектом.

Первый этап реализации данного проекта 2015-2016 учебный год. 1 класс.

Мероприятия в рамках проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

    Участие в школьном творческом конкурсе «Битва хоров», посвященном 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне»- ноябрь 2015г.

    Создание социально-значимых проектов:

    «Его имя носит наша школа». Проект о выпускнике нашей школы -Ю.С.Соколове, Герое Советского Союза создан с привлечением к поисковой работе родителей обучающихся- октябрь-ноябрь 2015г.

    «Книга Памяти 1 «В» класса». Проект создан при участии инициативной группы родителей, на основе семейных фотоархивов, личных писем с фронта и архивных документов Интернет-ресурса «Подвиг народа», «Мемориал»- апрель –май 2016г.

    Проведение тематических классных часов, уроков Мужества, посвященных Великой Отечественной войне с привлечением участников ВОВ- октябрь 2015 -май 2016г.г.

    Проведение библиотечных уроков-презентаций: «Блокадный Ленинград»- декабрь 2015г., «Дети Освенцима»- февраль 2016г.

    Участие в муниципальном конкурсе творческих проектов «Идет война народная..: наш город в годы войны, посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны»- участник и победитель Поволоцкий Максим (Апрель 2016 г.)

    Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Изумрудный город» (Центр разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад. http :// изумрудныйгород .дети ) (май 2016г.)

Номинация

«Этот праздник со слезами на глазах».

Название работы: «Вечная память героям!»

Адоньева Виктория

Номинация

«Спасибо за Победу!»

Название работы: «Спасибо деду за Победу!»

Крестьянинова Полина

    Участие в Международной межпредметной олимпиаде «С чего начинается Родина?» (http ://infourok .ru )- 30 участников, 5 призеров -22 марта 2016г.

    Участие в Международном детском творческом конкурсе «Артсеть» (апрель-май 2016г.) Творческие работы детей размещены на сайте данного конкурса

(http : //артсеть .рф )

    Участие в патриотических школьных, муниципальных, Всероссийских акциях:

    «Белый голубь Памяти» - изготовление белых голубей поименно на каждого участника войны- родственника ученика нашего класса- 29 апреля - 05 мая 2016г.

    «Георгиевская ленточка»- весь период проведения акции.

    Исторические экскурсии по г.о. Железнодорожный в рамках внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия» –март-май 2016г.

    Музейная педагогика. Презентации «Мой город во время войны», «С выпускного бала на фронт», «Горожане, защищавшие Родину», «Памятники моего города»- октябрь-апрель 2016г.

    Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» на экранах кинотеатра «Люксор» (9 may @luxorcinema .ru ) - май 2016г.

    Проведение видео-урока «Вспомним тех, кто нам жизнь подарил…», посвященного Памяти павших родственников обучающихся 1 «В» класса в Великой Отечественной войне- 11 мая 2016г. Видео-урок подготовлен семьей Никольских.

    Родительские собрания по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания.

    Изготовление подарков папам, дедушкам к празднику «День защитника Отечества»- 15 -19 февраля 2016г.

Достигнутые результаты I -го этапа реализации проект а :

«Я помню свет далеких лет.

В свою страну я верить буду».

    Воспитание патриотизма и чувства гордости за Родину, за своих родственников, вершивших историю страны, за свою семью.

    Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социально-значимой направленности. Охват учащихся -100%.

    Создание «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!».

    Знакомство родительской общественности, педагогического коллектива школы, учащихся начальной школы с «Книгой Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!»

    Размещение «Книги Памяти» в сети Интернет на школьном сайте (http://www.moy-school7.ru/).

    Размещение «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!» на демонстрационном стенде в музее истории школы.

    Размещение видеоверсии «Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на видеохостинге по следующей ссылке: https://youtu.be/7dFMeu43iuk

    Привлечение родителей в воспитательный процесс детей. Это способствовало повышению заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма и коллективизма у детей.

Родители и дети – стали активными участниками проекта (на примере создания «Книги Памяти 1 «В» класса» четко прослеживается совместная семейная поисковая деятельность (рассматривание исторических фотографий семейных альбомов, подбор фотографий военных лет, поиск информации о воевавших родственниках в военных архивах).

    Положено начало социальному партнерству: родительская общественность-школа- классный руководитель.

    Участие Поволоцкой М.А.. мамы ученика 1 «В» класса, в работе Регионального круглого стола