Необычные растения        18.06.2019   

Картотека игр на сенсорное развитие. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.

Игра «Золушка»

Цель игры:

Ход игры:

Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

Разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

Без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

Использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

«Найди пару»

Цель игры: научить детей определять назначение предметов;

Устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением

Вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек

и договариваются об очерёдности. Первый участник игры

выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие

участники игры по очереди выбирают из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,

и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

Игра заканчивается, когда один из участников

Выложит все свои карточки.

«Узнай фигуру»

Цель игры:

совершенствовать восприятие формы; развивать

Произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических

Фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы,

Похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

Ход игры:

Ведущий знакомит детей с заготовленными

Геометрическими фигурами, которые раскладывает в

разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу

Дети произвольно перемещаются по залу, выполняя

различные движения. После того как ведущий называет одну

из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро

Построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

Игра «Шагаем в пробках»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры:

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь

нам еще и в развитии мелкой моторики и координации

Пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе

Резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и

средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

На «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи»,

Тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать»

С пробками на пальчиках, но и сопровождать

Свою ходьбу любимыми стихотворениями.

***

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры:

Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы!

Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать

пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся

обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой

(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была

слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые

фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)

на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

Игра «Рисуем на крупе»

Цель игры:

Развивать моторику рук детей,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по

нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком

по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы

(забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук,

но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко!

А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета?

– желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы

Закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного

круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).

«Посади свою аллею»

Цель : учить детей последовательному расположению

в ряду элементов разной величины.

Правила игры : нужно посадить деревья в ряд так,

чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал : деревья (береза, липа, клен,

дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до

20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.

«Вкусные овощи»

Цель : закрепить умение детей различать овощи

По вкусовым качествам и запаху.

Правила игры : правильно определять название овощей

По вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала : корзинка с луком,

горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми

Овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки,

Миска, дощечки, передники, косынки.

«Аукцион»

Цель : совершенствовать знания детей в различении тканей

по качеству, закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно описать качество ткани,

определить, какое изделие из нее можно пошить.

«Мы предприниматели»

Цель : упражнять детей в различении цветущих растений

по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно выполнять предложенные тесты.

Дидактический материал : цветущие растения (астра,

одуванчик, роза, лилия), трафареты, гуашь, кисточка.

Методика проведения : предложить детям открыть фирму

По производству духов. Дети думают, что для этого необходимо,

выслушивают ответы друг друга, затем обобщают их.

Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы

(либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит

В качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется

на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы

стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо

различать запахи, знать много названий цветущих растений,

Уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными

«Поле чудес»

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра

и их оттенках. Упражнять в различении качества поверхностей

Материалов.

Правила игры : выполняя задание, набрать наибольшее

Количество очков.

Дидактический материал : цветные карандаши,

Кусочки ткани разного

качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех

цветов спектра.

Методика проведения : в гости к детям приходит Буратино,

здоровается и спрашивает, узнали ли они его.

Буратино рассказывает, что он из сказки «О золотом ключике»

А. Толстого, которую они хорошо знают. В ней лиса Алиса

и кот Базилио перехитрили его: они предложили посадить

На «поле чудес» пять золотых монет, а затем их украли.

Буратино говорит, что в этой сказке с ним приключилось

много разных историй, но благодаря добрым папе Карло

и Джузеппе, а также куклам все закончилось хорошо.

«Цветные жалюзи»

Цель : закрепить представление детей о делении цветов на

Теплые и холодные.

Правила игры : занавесить окно (модель) так, чтобы оттенок

жалюзи соответствовал цвету празднично украшенного зала.

Дидактический материал : картонные жалюзи разных цветов и

Оттенков (по количеству детей, модель розового и голубого

празднично украшенных залов с незанавешенными окнами,

Фланелеграф.

«Волшебные лепестки»

Цель : закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал : цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

«Художники»

Цель : познакомить детей с оттенками основных цветов.

Правила игры : правильно располагать шары по оттенкам

От самого светлого до самого темного и наоборот.

Дидактический материал : незаконченный рисунок на тему

«Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти,

банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей).

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать

Речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки,

Изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика,

Завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку,

Рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают

Картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор.

Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный

Ответ дети получают фишку.

***

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и

называть некоторые геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение,

Мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными

Картинками.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле,

Обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он

Напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить

Ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди

Подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь

Давай найдем карточки, на которых изображены

Предметы круглой формы и закроем пустые клеточки.

Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз,

колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание.

Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими

картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические

фигуры, научится различать их, сравнивать

окружающие предметы по форме.

«Построй дорожку»
Цель игры: выявить уровень восприятия величины.
Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик,

Медвежонок.
Ход игры: сделай дорожку любой длины,

а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей.

На длинную дорожку поставь медвежонка,

На короткую зайца.

«Формы из палочек»
Цель игры:
Упражнять детей различать предметы по величине;

формировать представления об относительной величине

предметов. Научить располагать в порядке убывания

величины три - четыре предмета. Учить расчленять

изображение предмета на составные части и

Воссоздавать сложную форму из частей.
Ход игры: 1) Педагог раскладывает большие карточки,

дает ребенку по одному предмету маленького размера.

Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести

изображения предметов по величине. После этого

закрепляется результат в слове, дается графическая

табличка – «большой», «маленький».
2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение

предмета и предмет такой же величины, разрезанный на

части. Взрослый предлагает собрать из частей целый

предмет путем накладывания частей на картинку – образец.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз

Изменяя ее сюжет.

«Разложи фигурки по домикам»

Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими

Формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом,

Прямоугольником; учить подбирать нужные формы

Разными методами.

Оборудование: пять больших фигур (квадрат, круг,

треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких

таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры

Домики, и много маленьких и поиграйте с ними:

«Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он

катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки

«по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать.

Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди

Найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры,

Подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои

кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите

все фигуры, не требуя от детей повторения.

«Катится – не катится»

Цель игры:

телами – кубом шаром.

Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая

действия словами: «Это шар, он катится - вот так.

Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться?

Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть

с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д.

Затем попросите разложить предметы по коробкам:

шары в одну коробку, а кубики в другую.

«Фигуры играют в прятки»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими

телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Оборудование: картонная коробка среднего размера

(1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики

и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их

проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики.

Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки

решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться

в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди

протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия

в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме

круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям

Спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание,

вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их

«жителей», обратив внимание малышей на то, что в

одном домике живут шарики, а в другом кубики.

«Найди пару по форме»

Цель игры: учить подбирать нужные формы методом

зрительного соотнесения.

Оборудование: пары плоских геометрических фигур

из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники,

Овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

Ход игры: перед началом игры подберите геометрические

Фигуры. Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит

что может быть формой такой фигурой (например, колпачок

– треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч –

Круглый и. т. д.)

«Украсим коврик»

Цель игры:

«большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел

Мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики,

но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить

коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами)

Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные?

Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите

маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень

понравились ваши коврики, он теперь подарит эти

Коврики своим друзьям».

«Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, я вам

сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два

медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики.

Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут,

Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот

медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы

ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую

Или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок

Какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты

возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков

Посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные?

Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку?

Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят

С вами поиграть».

«Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета

по величине, активизировать в речи детей слова «большой,

Маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам

пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли

С собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по

величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что

для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта

чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке

мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца,

конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с

величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и

угостить их фруктами.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать

два предмета по длине, активизировать в речи детей слов

а «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки

Построили себе домики, но не успели построить к ним

Дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички.

Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы

Сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку

К домикам других зверюшек.

«Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

Предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие

Коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто –

то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с

ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики.

Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим

на большой коврик? Какие мы положим на маленький

коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам

починить коврики».

«Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

предмета по величине, активизировать в речи детей слова

«большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в

лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на

Полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут,

кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики

Одинаковые по величине или разные? Чем отличаются

дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из

Них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по

Дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому

зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков

посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы

ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого

мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

«Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

Предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что зайка

Вырастил очень большой урожай, теперь его надо

собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла,

морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать

Овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по

Величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце

игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие

Овощи, а в маленькой – маленькие.



Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чувств человека. Оно может «включаться» посредством слуха, зрения, обоняния и, конечно, тактильного контакта. Тема сенсорного развития является очень важной и интересной, поэтому мы решили написать обширный материал, посвященный ей, собрав для родителей малышей только полезную информацию.

Как происходит сенсорное развитие ребенка

Маленькие дети каждый день открывают что-то новое для себя : запахи, формы, цвета, фактуры. Чтобы лучше изучать незнакомые предметы, ребенку необходимо не просто на них смотреть, а непосредственно трогать самому, пробовать на зубок. Если вы имеете опыт общения с малышами, то наверняка могли заметить, что они всегда тянутся ручками к новым интересным вещам. Если малышу этот предмет дадут потрогать, то он потянет его в рот. Такие детские желания не всегда связаны с тем, что у малыша лезут зубки и ему обязательно нужно «почесать десны» чем-нибудь. Стремление понюхать, покусать, кинуть на пол для ребенка является неосознанным стремлением к сенсорному развитию и желанием изучить свойства предмета.

Самые маленькие дети начинают развитие с изучения форм, например, шара, куба и т.п. Чуть позже они уже учатся распознавать несложные примитивные сравнения: гладкий-шероховатый, толстый-тонкий, маленький-большой. Со временем ребенок сможет благодаря сенсорному восприятию сам выстраивать логические цепочки и делать определенные выводы. Например, мягкий красный помидор является спелым, а плотный помидор зеленого цвета еще не созрел. Если на улице потемнело, значит, наступила ночь. Умение делать выводы позволит ребенку действовать правильно в той или иной ситуации. Например, с наступлением темноты пора готовиться ко сну, а незрелый помидор нельзя срывать с куста и употреблять в пищу. Таким образом, выделяют несколько этапов сенсорного развития детей дошкольного возраста. Каждый из этих этапов подразумевает выполнение определенных задач.

Этапы сенсорного развития дошкольников

Дети дошкольного возраста при нормальном развитии могут впитывать и запоминать информацию в огромных объемах. Степень обучаемости таких малышей, в том числе, зависит и от успешной реализации задач сенсорного развития на разных этапах жизни ребенка:

1. Получение сенсорных впечатлений. В период до года малышу нужно предлагать, как можно больше предметов разных величин и форм, а также позволять следить за яркими движущимися предметами. Это не должны быть мультики и реклама по телевидению.

Важно обеспечить малыша достаточным набором настоящих реальных игрушек, которые можно трогать.

2. В период до трех лет ребенок должен научиться выделять цвета (достаточно нескольких самых распространенных), знать несложные формы и различать величину предметов. Ребенок такого возраста уже свободно может не просто найти из всех игрушек определенную, например, красный мяч или синий кубик, но и отличит маленький предмет от большого.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

3. В возрасте с четырех лет идет формирование сенсорных эталонов. То есть услышав знакомое слово, например, какую-то геометрическую фигуру, ребенок уже может «сориентироваться» в своем чувственном представлении об этом предмете. С формированием общепринятых эталонов необходимо начинать знакомить ребенка с новыми, более сложными, способами обследования предметов. То есть изучать оттенки цветов, отдельно выделять измерения величины, расчленять форму предметов.

Важно! Родители должны обязательно уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка. Они сами, и педагоги в детском саду должны в конечном счете «научить» ребенка дошкольного возраста аналитическому мышлению и умению находить несложные причинно-следственные связи. Это является главной задачей сенсорного развития дошкольников.

Подробнее о сенсорном развитии малышей до 1 года

Начинать сенсорное развитие малышей можно практически с самого их рождения. Конечно, это не получится делать в игровой форме и вам больше придется заниматься демонстрацией. В первые месяцы восприятие мира малышами происходит путем осязания и обоняния. Поэтому для них важен постоянный тактильный контакт с мамой. Некоторые родители придерживаются радикальных методов воспитания детей и стараются с рождения «не приучать к рукам», решают не укладывать ребенка рядом с собой спать, чтобы он привыкал к своей кроватке. Такие методы имеют место быть и пользуются популярностью, но мы советуем не увлекаться ими, а помнить, что совместный сон и пребывание на руках для новорожденного малыша крайне полезно с точки зрения сенсорного и эмоционального развития. Притом крайне полезно не просто брать ребенка, а вместе с ним купаться, носить в специальном слинге, делать массаж ручек и ножек.

Полезно выкладывать малышей на разные поверхности (шелк, мех, хлопок и т.п.). Совсем маленьким вполне достаточно демонстрации однотонных предметов, а начиная с трех месяцев уже можно вводить яркие многоцветные. Также с трех месяцев хорошо начинать выполнять пальчиковые упражнения, показывать ребенку его отражение в зеркале, вид из окна.

Внимание: не рекомендуется давать малышам для игр предметы из личного обихода, например, мамино зеркальце из набора косметики. Вы можете приобрести игрушку для ребенка до года (следите за маркировкой 0+), в которой имеется безопасная зеркальная вставка.

Положительно на настроение и самочувствие детей влияет прослушивание приятной инструментальной музыки. На просторах интернета можно найти композиции, созданные специально для новорожденных малышей. В такой музыке, помимо самой мелодии, звучит тихое сердцебиение, что помогает малышу «вспомнить» себя в утробе мамы.

Когда придет время вводить прикорм, лучше всего это делать с однокомпонентных блюд. Это правильно и полезно не только с точки зрения профилактики аллергических реакций, но и для формирования представления об отдельных вкусах. И помните: никаких приправ и специй, только натуральные природные вкусы!

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Возраст от года до трех лет считается «младшим дошкольным». Именно в этот период дети моментально схватывают и запоминают любую информацию. Считается, что пик развития приходится как раз возраст двух-трех лет. Существуют разные методики развития малышей, но если говорить о направлении деятельности, то оно является предметным. То есть у педагогов и родителей должна стоять цель научить ребенка пользоваться разными неопасными предметами.

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери к...

Игра - самый эффективный способ занять и обучать малышей младшего дошкольного возраста. Важно мотивировать ребенка не просто брать в руки какую-то вещь, а творчески ее использовать, например, в ролевых играх. Так, можно складывать фигуры из имеющихся деталей, украшать игрушки по образцу, повторяя его, подбирать детали по форме и размеру. Если вы слепили из пластилина игрушечные машинки или зверят, то с ними нужно обязательно поиграть, придумать мини-сказку или историю.

Помимо осязаемых предметов, важно использовать то, что потрогать нельзя: литературные, музыкальные произведения. То есть заучивать стишки, запоминать песни и петь их под музыку, проговаривать фразы из книжек.

Подробнее о показателях сенсорного развития

Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и имеет индивидуальные особенности развития, существуют определенные показатели сенсорного развития малышей. Так, в период от двух лет до трех ребенок должен научиться следующим вещам:

  • По просьбе взрослых находить предметы основных оттенков.
  • Подбирать предметы разных форм.
  • Знать и уверенно называть несколько цветов.
  • Различать распространенные геометрические формы.
  • Ставить друг на друга кубики.
  • Отличать маленькое от большого.
  • Подбирать игрушки по цвету друг к другу.
  • Выбирать игрушку, ориентируясь сразу на несколько ее признаков: цвет, форма, размер.
  • Различать и называть фактуру предметов: мягкий, твердый, гладкий и т.д.
  • Собирать башни с образцы.

Если какие-то пункты списка вашему ребенку пока недоступны, то не стоит унывать и расстраиваться. Сделайте в играх упор именно на них, и вы сможете «подтянуться» в развитии. Часто бывает так, что ребенок запоминает казалось бы сложную для него информацию (цвет, форма, размер) с первого раза, если она была преподнесена с интересом для него и в правильное время.

Ваш малыш уже знает, что такое «большой» и «маленький»? Значит идите дальше и расскажите ему про «средний» размер. Это можно сделать на примере машинки, куклы, рисунка. Если малыш плохо разговаривает или же он просто молчун по своей природе и не хочет употреблять новые слова, то не настаивайте на этом. В такой ситуации взрослым самим нужно чаще произносить эти слова, и со временем они прочно войдут и в лексикон малыша без каких-либо дополнительных усилий.

Сенсорное развитие детей в возрасте 4-6 лет

Ребенок среднего дошкольного возраста уже может легко осваивать приемы активного познания не просто окружающего мира, а его свойств. Таких как оттенки, формы, величины, вкус, временные характеристики, запахи, качество поверхности и т.д. Малыш должен не просто знать и называть эти характеристики, но также освоить способы их обнаружения, различать особенности и, главное, уметь их сопоставлять. Хорошо для такого возраста иметь «дидактический» стол, то есть личное место ребенка, где он сможет поиграть с песком, полепить и т.п.

Сенсорное развитие в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте человек не просто знает о разных свойствах предметов, он их обнаруживает, различает и должен научиться использовать в разных видах деятельности. Важно, чтобы ребенок мог словесно описать предмет, используя прилагательные, а также объяснить, как им пользоваться, с чем сочетать и т.п. В таком возрасте дети уже хорошо запоминают несложную информацию об интересных природных явлениях, физических и химических реакциях, могут подходить творчески к использованию любых вещей.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Степень сенсорного развития дошкольника играет большую роль для его адаптации уже в школе. Если включить ребенка в доступные для него виды деятельности, то он будет развиваться гармонично. Когда процесс обучения проходит хаотично, без системы, то могут наблюдаться серьезные проблемы в развитии, в знаниях сенсорного эталона. Эти проблемы будут обязательно мешать в дальнейшей жизни школьника.

Примеры интересных игр для сенсорного развития детей разных возрастов

Мы подготовили для вас несколько примеров игр, полезных для сенсорного развития детей:

  1. Счетные палочки. Купите в канцелярском магазине счетные палочки разных цветов. Высыпайте их на стол перед ребенком и предлагайте ему рассортировать их по цвету. Обязательно похвалите малыша, если он правильно выполняет задание, но не ругайте, когда он ошибается. Старайтесь комментировать каждое действие.
  2. Найди цветок. Вырежьте из картона несколько бабочек и цветочков разных цветов (используйте только центральные оттенки). Предложите малышу посадить каждую бабочку на «её» цветочек, подходящий по цвету. Комментируйте все действия.
  3. Найди пару. Предложите малышу найти такие игрушки, которые по форме похожи на круг, овал, треугольник, квадрат.
  4. Чудесный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры разной формы, величины, фактуры. Попросите ребенка засунуть ручку и найти на ощупь именно ту вещь, которую вы ему загадаете.
  5. Шарики с наполнителями. В обычные воздушные шарики (сдутые) положить наполнители разных фактур: фасоль, мука; гречка, вода. Необходимо изготовить по два образца на каждый вид наполнителя. Предложите ребенку найти одинаковые пары.

Существует огромное количество подобных игр, которые вы можете изготовить самостоятельно или приобрести в детских магазинах. Мы советуем много времени уделять сенсорному развитию детей не только в садике, но и дома. Это поможет ребенку быстрее развиваться и благоприятно скажется на ваших с ним отношениях.

4 0

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для - Диана Руденко

Ирина Махалова
Познавательное занятие по сенсорному развитию для детей 4–5 лет «Бюро находок»

«Бюро находок »

(познавательное занятие по сенсорному развитию для детей 4-5 лет )

1)Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, с цветами; 2)обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; 3)поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы : сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине; 4)воспитывать у детей радостное настроение, чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование : ИКТ, коробка, замок, 10 ключей, «чудесный мешочек» , блоки «а» , бусы из геометрических фигур, шнурки по количеству детей , фрукты, шпажки, схемы, шляпы и шарфы.

Занятие начинается с просмотра видеоролика (сказочный герой нес корзину с яблокам яблоками и ее теряет, и предлагает найти детям)

Ребята, все вы смотрели мультфильм «Следствие ведут колобки» ? Сегодня мы с вами будем в них играть. Вспомните, как одеты колобки?

(ответы детей )

Наденем на головы шляпы.

Какие они большие, чувствуете? (Показывает руками, как надевает шляпу, проводит руками по воображаемым полям шляпы.)

Покрутим головой, не слетает с нас шляпа?

Закинем за плечо шарф, посмотримся в зеркало. Как красиво все одеты!

Мы с вами превратились в следователей «колобков»

Отправляемся на поиски яблок (на месте шагают и произносят слова)

1, 2, 3, 4, 5 – колобки пошли гулять

Лес и поле мы пройдем-

Стол находок там найдем .

Будем мы шагать все дружно

И отыщем то, что нужно.

Ребята, посмотрите, мы с вами подошли к бюро находок . А кто из вас знает, что это такое? (ответы детей )

Я предлагаю войти и посмотреть, нет ли там нашего потерянного предмета?

(Дети заходят и видят большую коробку. На ней висит замок.)

Интересно, что лежит в этой коробке?

Хотите узнать?

(надо ее открыть)

Чтобы открыть замок нужно, что сделать?

(подобрать ключ)

Ключей много нужно правильно подобрать

Какой ключ подойдет, как нам узнать?

(надо подобрать по схеме)

(дети подбирают, проверяя каждый ключ; ключи по количеству детей )

-Находят , открывают замок, открывают коробку.

(Дети садятся на стульчики)

(Воспитатель достает из коробки чудесный мешочек, в нем лежат блоки Дьеныша.)

Ребята посмотрите, какой чудесный мешочек. А что в нем мы сейчас с вами проверим и скажем. Маша достань один предмет и охарактеризуй его, какой он?

(Маша достает и проговаривает – это большой красный треугольник и тд. Все дети)

А сейчас положите в обруч все красные фигуры, а за обруч все остальные

(дети раскладывают)

Какие фигуры в обруче?

(красные)

А какие вне обруча?

(не красные)

Положите в обруч все маленькие фигуры, а за обруч все остальные

Какие фигуры в обруче?

(маленькие)

А какие за обручем?

(не маленькие)

С фигурами мы с вами поиграли, разобрались, но яблоки мы так и не нашли. Соберем все фигуры в мешочек и уберем назад, вдруг кто-то их ищет.

Загляну еще раз в коробку

Что там лежит?

(рассыпанные бусы)

Предлагаю собрать по алгоритму, по схемам

(дети собирают, воспитатель следит за процессом, помогает)

Какие красивые бусы у вас получились?

Проверяем, все ли собрали правильно.

Молодцы.

Разобрали мы с вами и бусы, но яблок так и не нашли. Убираем их обратно. Предлагаю еще раз заглянуть в коробку, что там лежит?

-(угощение)

Угощение! Какое необычное. Давайте попробуем.

(дети на вкус определяют, что они едят, говоря полным предложением (Я съел грушу.)

У последнего попадается яблоко.

Что ты съел?

(Я съел яблоко)

А что мы с вами ищем?

(яблоки)

Так, где же они?

(ответы детей предположения )

(Звучит музыка, дети обращают внимание на доску)

Ребята, посмотрите, что мы на ней видим?

(схему)

Предлагаю пойти по стрелкам, вдруг мы с вами найдем пропажу

(дети вместе с воспитателем по стрелкам, проговаривая (сначала идем вперед, поворачиваем направо, прямо, налево и тд., подходят в нужное место)

Ура, мы нашли яблоки!

(Включается экран и на нем появляется сказочный герой, который благодарит за помощь и предлагает угоститься яблоками. Дети благодарят.)

А нам пора возвращаться к ребятам, чтобы их угостить найденными яблоками.

(звучит музыка, дети за воспитателем уходят в группу, произнося речевку)

1,2,3,4,5 колобки пошли гулять

Лес и поле мы пройдем.

Свою группу мы найдем.

Публикации по теме:

Занятие по сенсорному развитию «Путешествие в страну игрушек» Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это кукла Маша! Посмотрите какое у нее красивое платье. Какого оно цвета? (красного).

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей старшей группы «Поможем Колобку и его друзьям - лесным гномикам» Занятие в старшей группе по сенсорному развитию «Поможем колобку и его друзьям лесным гномикам». Образовательная область: Познание. Интеграция.

Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький. Побуждать.

Тема: В царстве геометрических фигур. Задачи: Закрепление формы, цвета, размера геометрических фигур. Активизация словаря, закрепление.

Занятие по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Тема. Путешествие в лес. Цели: Формировать у детей представления о диких животных. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки в средней группе для детей с ОВЗ «Волшебные палочки» Тема: «Волшебные палочки» Задачи: 1. Развивать умение сопоставлять предметы по форме цвету, величине, положению в пространстве, видеть существенные.

Ирина Махалова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «пытливые, любознательные солнышки» - мои дети. Мы целый день с ними играем, познаем мир : собираем пазлы, мозаики, картинки, матрешки; группируем разные предметы, классифицируем геометрические фигуры по нескольким признакам. А сколько радости нам доставляют игры с различным конструктором, песком, сенсорными коробками .

Поэтому проблема сенсорного воспитания наиболее интересна для меня на сегодняшний день и стоит на первом месте, имея огромное значение для ребенка дошкольного возраста.

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Б. Г. Ананьев

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание (от латинского sensus – это «чувство» , «ощущение» , «восприятие » , предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.

Таким образом, сенсорное воспитание , непосредственно связано с образовательной деятельностью «Познавательное развитие » , цель которой :

развитие познавательных интересов , интеллектуальное развитие детей .

Достижение данной цели идет за счет решение следующих задач :

-сенсорное развитие детей ;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей .

Значение сенсорного воспитания велико :

1. это основа для интеллектуального развития ;

2. оно упорядочивает хаотические представления ребенка об окружающем мире;

3. оно развивает наблюдательность , внимание;

4. готовит ребенка к реальной жизни;

5. позитивно влияет на эстетическое чувство;

6. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

7. обеспечивает овладение навыками учебной деятельности;

8. влияет на расширение словарного запаса;

9. влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, осязательной и других видов памяти.

Задачи сенсорного развития детей 4-5 лет :

Обогащение сенсорного опыта детей при ознакомлении с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;

Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;

развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.) ; подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.) .

Сенсорное развитие детей осуществляется в :

Режимные моменты;

Совместной деятельности;

Организованной образовательной деятельности.

Рассмотрим все 3 пункта наиболее подробно.

В режимных моментах во время умывания, приема пищи, сборов на прогулки я веду работу с детьми по сенсорному воспитанию . Так, например, во время мытья рук я обращаю внимание детей на то , что вода бывает холодная и горячая; мыло – душистое, овальное, прямоугольное и т. п. Во время завтрака, обеда и полдника мы с детьми обговариваем вкусовые ощущения от блюд (например : каша – белая, желтая, сладкая, соленая, рисовая, пшенная и т. д.) во время сбора на прогулку я обращаю внимание ребят на текстуру одежды (например : у Ромы шарф – вязаный, колючий, теплый синий, а у Арины – шелковый, гладкий, холодный, цветной).

Во время совместной деятельности с детьми – это наблюдения за объектами окружающего мира; поручения и дежурства (трудовая деятельность) ; игровой деятельности я обращаю внимание детей на цвет , форму, размер и расположение в пространстве предметов и объектов окружающего мира. Так, например, на прогулке при наблюдении за хлебной машиной – это фургон, красного цвета, кузов – прямоугольный, металлический, кабина – квадратная, 4 резиновых, круглых колеса : 2 сзади и 2 спереди.

При сравнении деревьев (елка и береза) мы с детьми определяем, что у елки – колючие иголки, она зеленая, высокая. Ствол – треугольный, наверху растут шишки, пахнет смолой; а береза – ствол – прямоугольный, вытянутый, листья зеленые, круглые, вытянутые на конце.

Во время дежурства дети вместе со мной не только учатся правильно сервировать стол, но игровые задания : «За сервируй стол как и я» , «Возьми и раздай круглые, глубокие тарелки для супа» и т. п.

Во время закаливающих процедур после сна дети проходят по дорожкам здоровья, работаю с массажными мячами.

Кроме того я использую разнообразные виды игр на сенсорное развитие детей :

1. игры на развитие тактильных ощущений :

«Поймай киску» , «Угадай на ощупь» , «Чудесный мешочек» «Что внутри?»

2. игры на развитие слухового восприятия :

«Определи на слух» , «Что поет?» , «На чем играю?»

3. игры на развитие зрительного анализатора и мыслительных процессов :

«Найди цвет» , «Художники» , «Бусы» , «Заплатки» , «Составь из частей»

Во время организованной образовательной деятельности мною проводится работа по сенсорному воспитанию на различных занятиях с детьми. На познавательном развитие , музыкальном занятие, физкультурном, развитие речи и во время художественного творчества я обращаю внимание детей цвет , форма и размер предметов, объектов окружающего мира, а так же учимся подбирать описательные прилагательные к их текстуре (например : погремушка круглая, пластмассовая, зеленая) .

На таких занятиях я эффективно использую приемы :

1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);

2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние ребенка) ;

3. музыкотерапия (музыка оказывает расслабляющий эффект) .

Задачами этих занятий являются :

1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;

2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;

3. обучение релаксации;

4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Но наиболее глубоко проблема сенсорного воспитания рассматривается мною на занятиях по развитию элементарных математических представлений, где мы вместе с детьми не только научились классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а так же подбирать к ним соответствующие предметы из окружения, работать с алгоритмами.

Эти занятия способствуют :

1. обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями , накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;

2. развитию мышления (логика, стимуляции речевого развития ;

3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, способности решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти , обучению элементарным математическим понятиям.

В дальнейшем мы будем углублять и расширять наши знания : определять фигуры по толщине, познакомимся с новыми геометрическими телами. В общем с помощью сенсорного развития будем углублять и расширять интеллект детей .

Данная проблема заинтересовала и родителей нашей группы, были проведены индивидуальные консультации о пользе сенсорного развития детей . В дальнейшем планируется провести родительский круглый стол, где будут продемонстрированы игры по сенсорному развитию детей во время обучения математике.

Таким образом, сенсорное развитие детей , с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка , а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.