Садовые растения        30.04.2019   

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников. Предметно-пространственная среда как средство познавательного развития

ГЛАВА II. Развивающая предметно – пространственная среда как средство формирования инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

2.1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде согласно ФГОС.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста подбираются в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2.2. Содержание, сущность и принципы организации предметно – развивающей среды.
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.

Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», « развивающаяся среда» и «предметно-развивающая среда».

Существует множество понятий среды. В словаре А.М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:

1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами;

2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма;

3. Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;

4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться . Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно - образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей.

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников и др.).

2. Улучшение материально – технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно – развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.)

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

7. Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин. Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы. Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Таким образом, при внесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для детей разного возраста. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. И окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»
Материалы
городских педагогических чтений
«Современные подходы к реализации задач ФГОС ДО
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Тема
Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Вологда
2015 г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
В связи с этим, целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение задач (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняясь от содержания образовательной программы ДОУ реализовывать комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС):
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-традиционных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром
Создавая соответствующую РППС мы решаем и главные задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:
Через приобщение детей к истории, культуре и искусству родного края, многообразию художественной деятельности, знакомство с народными промыслами воспитывать у детей позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу
Знакомить дошкольников с символикой государства, области, города Вологды; географическими особенностями расположения
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению

Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому
Формировать представление детей о фольклоре, системе обычаев, народных праздников, традиций в одежде, еде, формах досуга и отдыха, Вологодской области
Развивать творческие способности дошкольников в познавательно - речевой, продуктивной и музыкальной деятельности на региональном материале
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Принципы построения развивающей среды в групповой и раздевальной комнатах, на которые мы опираемся в своей работе:
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств - принцип активности, самостоятельности
При организации развивающей предметно - пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения, то есть трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно). В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности (принцип мобильности стабильности, динамичности)
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (принцип эмоциогенности среды)
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада (принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание зелёных зон в группе. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта гендерных и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей дошкольников
Представленные вам Требования к организации Предметно-игровой среды группы направлены на то, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции
образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Развивающая функция среды является ведущей, так как деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого всё групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: пособия, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в группе активно используются следующие центры развития:
Центр конструктивных и творческих игр
Центр художественно – эстетического развития
Центр театрализованных и музыкальных игр
Центр познавательного развития
Особое внимание в нашей группе уделяется наполнению речевого
Центра. Художественная, познавательная литература подбирается в соответствии с тематическим планированием и сезонными праздниками
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован так, что бы дети могли не только знакомиться с представленными экспонатами, но и играть с ними
Выставочный центр в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Оформление групповой и раздевальной комнат фото – газетами, коллективными персональными детскими работами разными видами художественной деятельности.
В воспитательных целях мы используем пространство не только в здании, но и на территории участка.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Приложенные файлы

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы.

Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, педагоги в группе из закрытой имеющейся мебели, сделали открытые стеллажи, изготовили шнуры, ширмы, полки, пуфики на колесах, приобрели легко передвигающиеся емкости. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Все приобретенные контейнеры в группе легкие и на колесах, но разные по внешнему виду. Например, из контейнеров с большими колесами в группе выстроен многофункциональный «паровоз». Его можно перемещать, преобразовывать в кафе, автомобиль и т.д., использовать как стол, плиту стиральную машину и др., в самом «паровозе» и «вагонах» хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки.

Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал, переживать определенное эмоциональное состояние. Одними из ярких элементов развивающей среды группы являются мини-музей «Теремок сказок», «Уголок уединения» и «Книжный уголок», созданные в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея «Теремок сказок» состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. В этом центре различные виды театров, множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности. Благодаря усилиям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», который получился красивым, добрым и уютным. «Книжный уголок» в группе представлен книжной полкой и пуфиками на колесах. Такая мобильная мебель дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

С целью активизации самостоятельной художественной деятельности в центре «Акварелька» собрана подборка схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя, такие «выручалочки» ребенок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу.

Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры на колесах, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию (среда не только развивающая, но и развивающаяся) и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять.

Поиск эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности и инициативы дошкольников, в настоящее время представляет важную проблему, требующую практического решения. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, креативности и, в конечном итоге, формирования полноценной личности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Ирина Петрюк
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

1 слайд :

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС »

Подготовила : воспитатель Петрюк И. М.

2 слайд :

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

3 слайд :

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС :

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей .

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда .

4 слайд :

РПП среда в младшем дошкольном возрасте :

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

5 слайд :

РПП среда в среднем дошкольном возрасте :

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами . Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

6 слайд :

РПП среда в старшем дошкольном возрасте :

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7 слайд :

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе :

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка . Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности :

Рабочая

Активная

Спокойная

8 слайд :

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

9 слайд :

Насыщенность среды предполагает :

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

10 слайд :

Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители )

11 слайд :

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

12 слайд :

Вариативность среды предполагает :

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

13 слайд :

Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

14 слайд :

Безопасность среды :

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

15 слайд :

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

16 слайд :

Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Центр труда, уголок дежурств

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

17 слайд :

Познавательное развитие :

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

18 слайд :

Речевое развитие :

Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Центр «Будем говорить правильно»

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок

19 слайд :

Художественно-эстетическое развитие включает :

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности

20 слайд :

Физическое развитие :

Центр физического развития

Центр сохранения здоровья

Спортивный уголок «Будь здоров!»

21 слайд :

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создавать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума» .

В нашей работе такими случайностями выступили проблемные ситуации, неожиданные образцы знакомых предметов, которые требовали от ребенка поиска способов разрешения их познания. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия.

Предметы среды по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, как обстоятельство, ситуация, как «место», «центр» становления ценностей сферы личности. Процессуальный аспект имеет две стороны: перцептивную и интерактивную. Перцептивная сторона взаимодействия среды и личности проходит несколько стадий: доперцептивную (взаимодействия нет, есть лишь готовность), ассимиляцию (стремление взаимодействовать, соотнесение содержания элемента со своим опытом), аккомодацию (стремление изменить среду, ориентация на новое), равновесие (результативность взаимодействия личности и среды, эстетическая напряженность, состояние равновесия, гармонии, озарения, катарсиса). В процессуальном аспекте взаимодействия среды и личности ребенка важна позиция педагога, выражающаяся в побуждении, просвещении, оценивании, коммуникации.

Н. С. Иванова отмечает, что «в вопросе оптимальной насыщенности предметно-пространственной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала гигиеническим и санитарным нормам и требованиям: - необходимо, чтобы дизайн, в зависимости от возможностей и условий ДОО, был разнообразным; - необходимо, чтобы развивающая и предметно-игровая среда, а так же мебель отвечала психофизиологическим особенностям развития воспитанников на данном этапе возрастного развития; - необходимо, чтобы оформление ДОО напоминало домашнюю обстановку, было комфортным, уютным и эстетичным; - необходимо, чтобы предметно-игровая среда была многообразной, вариативной, а так же многофункциональной».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Предметная структура игровой среды моделируется воспитателем в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Ребенок, обладающий недостаточным сенсорном опытом, может самостоятельно выбирать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно попробовать незнакомый ему способ, т.е. он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха, а с другой — создает возможность ему сориентироваться на «завтрашний день», попробовать самостоятельно преодолеть незнание, трудность. Преодоление трудности и получая успешный результат, ребенок испытывает удовлетворение, начинает оценивать достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности .

Учитывая современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, работниками коллективов детских садов г. Оренбурга использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии по созданию комплексно-тематического планирования пространственно-игровой среды. В среде ДОО появилась «доска выбора», «центры активности», которые помогают детям проявлять инициативу и самостоятельность, дают возможность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Фронтальная форма работы заменилась работой малыми группами по предпочитаемому виду деятельности. Ежедневно внимание детей обращается на новый материал, появившейся в центрах активности, этот материал и является стимулятором выбора детской деятельности.

Такая организация жизнедеятельности детей позволяет легко реализовать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. У детей при организации работы развивается ряд ключевых компетенций: способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В таких ситуациях ребенок следует социальным нормам поведения и правилам, которые они выбрали и утвердили вместе с детьми, и об этом напоминают нарисованные ими правила, которые оформлены в рамочки и размещены по всей группе.

Физкультурно-спортивная среда дошкольной образовательной организации по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов: тренирующая, формирующая, развивающая, творческая. В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде:

Создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма ребенка и развития его физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения;

Используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности;

Создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта. В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности ребенка, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта, и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью дошкольников. В данной сфере эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности ребенка (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности ребенка, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей детей через интеграцию содержания и форм занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью дошкольников, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Физкультурно-спортивная среда ДОО — это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне ДОО), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Данная среда обладает высоким мотивирующим влиянием, что позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду).

Физкультурно-спортивную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательной организации. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания физкультурно-спортивной среды в ДОО важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей.

Для организации физкультурно-спортивной среды в ДОО используются ведущие принципы:

Принцип дистанции;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип открытости-закрытости.

Нашел свое отражение в физкультурно-спортивной развивающей среде принцип комплексно-тематического планирования. В качестве примера мы по теме «Народные подвижные игры» мы создали физкультурно-спортивную среду, в которую включили:

Показ картин, изображающих народные забавы: В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М. Кустодиев «На ярмарке», Масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник»;

Беседы о разных национальностях, их традициях, с целью обогащения знаний детей о представленных народностях, яркого образного представления их жизни;

Иллюстрации к народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем;

Записи народных песен;

Декорации к народным играм, которые были сделаны при помощи родителей;

Народные костюмы, принесенные родителями, маски-шапочки для каждой игры.

Вторым примером физкультурно-оздоровительной развивающей среды по теме «Построение развивающей предметно - пространственной среды для формирования здорового образа жизни старших дошкольников». Здесь мы представили информацию о пополнении содержания физкультурного зала, групповых физкультурных уголков и уголков здоровья нестандартным оборудованием для оздоровления и увеличения двигательной активности детей («Поймай мяч ловушкой», «Осьминожки», «Гусеница», «Цирковые обручи», «Напольные шашки», «Орешки»). В результате было подготовлено нестандартное оборудование в групповых уголках, на участках и «Тропе Здоровья» ДОО («Волшебные дорожки», «Пеньки», «Лыжи»).

Для увеличения двигательной активности детей в режиме дня и на прогулках нами были составлены картотеки и разработаны рекомендации проведения подвижных и спортивных игр («Организуем прогулку правильно», «Играем, учимся, растем», «Спортивные игры - это интересно!» и т.д.).

В группе организован «Уголок Здоровья», где накоплен богатый материал: дидактические и настольные игры («Этикет - школа изящных манер», «Подбери предметы», « Как вырасти здоровым», «Спортивное лото» и т.д.); пособия и плакаты по соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию. Дети получают элементарные знания валеологического характера и навыки по формированию своего здоровья.

В качестве третьего примера комплексно-тематического планирования мы к теме «Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной активности» подготовили презентацию для детей о необходимых качествах «Мы артисты цирка» о гимнастах, демонстрирующая силу, ловкость, стремление к цели, смелость, гибкость, выносливость и музыкальное сопровождение. В уголок спорта мы поместили журналы и альбомы о гимнастах и видах упражнений. А также была проведена педагогическая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для занятий физической культуры. В ходе данной мастерской мы, совместно с педагогами сплели косички, которые можно использовать для проведения подвижных игр и как спортивный инвентарь в занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, задача педагогов сделать развивающую пространственно-предметную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и самое главное, востребованной.