Садовые растения        02.07.2019   

Учительские университеты

Название: Экологическая игра «Если в лес пришёл гулять…»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры, Игры по экологии, 2 младшая, средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №173»
Месторасположение: г. Иваново

Вся работа в нашем детском саду направлена на всестороннее развитие ребёнка уже начиная с раннего возраста. Так, работая с детьми по экологическому воспитанию, мы не только знакомим их с природой родного края, но и даём первые навыки поведения в лесу.

Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Она организует чувства ребенка и влияет на его поступки. Именно игра помогает ребенку усвоить нормы жизни в обществе, развивает его волю, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

Авторская экологическая игра
«Если в лес пришёл гулять…»
(на мелодию песни «Если нравится тебе …»)

Цель: формирование у детей экологической культуры, системы ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Познавательное развитие: формирование элементарных норм поведения на природе, развитие познавательной активности, интереса детей к жизни леса, любознательности и познавательной мотивации, воспитание любви и бережного отношения к природе

Речевое развитие: активизация словаря (мусор, муравейник)

Физическое развитие: обогащение и совершенствование двигательного опыта детей – развитие крупной и мелкой моторики, навыка согласования своих действий с правилами игры, с ритмом песни

Художественно-эстетическое развитие: развитие желания и умения двигаться под музыку

Если в лес пришёл гулять, то не сори, Шагаем, грозим указательным пальцем.

Если в лес пришёл гулять, то не сори.
Если в лес пришёл гулять, Шагаем.

то и друзьям ты всем скажи: Разводим руки в стороны.

«За собою мусор весь ты собери!» Наклоны вниз.

Взмахи руками, как птицы . Грозим пальцем .

Если птиц ты увидал, то не кричи, Взмахи руками, как птицы . Грозим пальцем .
Если птиц ты увидал, Взмахи руками, как птицы.

то и друзьям ты всем скажи: Разводим руки в стороны.

«Не пугай ты птиц, а лучше покорми!» Имитация кормления птиц щепотью.

собой.

Муравейник если встретишь на пути, Руки домиком над головой, затем перед

собой.

Не ломай его ты Грозим пальцем.

и друзьям своим скажи: Разводим руки в стороны.

«Стороною лучше мимо ты пройди!» Руки на поясе. Повороты вокруг себя.

Если в лес пришёл гулять, то не шуми, Шагаем, грозим указательным пальцем.

Если в лес пришёл гулять, то не шуми. Шагаем, грозим указательным пальцем.
Если в лес пришёл гулять, Разводим руки в стороны.

то и друзьям ты всем скажи: Шагаем на месте.

«Не шуми, а лучше воздухом дыши!» Вдох через нос и выдох ртом.

Занятие с детьми. Фролова Татьяна Сергеевна Воспитатель МБ ДОУ №19

Цель:

Вспомнить характерные признаки весны. Закрепить знания детей о животных и птицах, о первых весенних цветах; воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Закрепить умения рисовать красками разными способами.

  • учить передавать образ цветка, используя метод тычка
  • закреплять умения правильно держать тычок
  • располагать изображение по всему листу
  • закреплять знания цветов (желтый, зеленый)
  • развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал: гном, макет дерева с птицами, цветочки одуванчики, образец рисунка, картина с изображением одуванчика в траве.

Раздаточный материалы: тычки и кисточки на каждого ребенка, салфетки, гуашь желтого и зеленого цветов, 0.5 альбомного листа,

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.

«Повертелись. Покружились

И в лесу мы очутились»

Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы – свои!

Ребята, но почему-то в лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там плачет (подошли поближе) .

Ты кто такой? и почему ты плачешь?

Лесной гном: зовут меня Лесной гном. Я житель леса. У меня в лесу случилась беда. Пришла весна, а лес не просыпается, и я с этим не могу, справиться. И теперь в моем лесу темно, холодно и грустно.

Воспитатель: Не плачь Лесной гном, наши дети помогут тебе разбудить лес. Правда, дети. Поможем Гномику.

Воспитатель: А для того, чтобы разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны. Лесной гном, а ты знаешь приметы весны?

Лесной гномик: Забыл.

Воспитатель: Дети давайте напомним Гномику приметы весны.

Дети: (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, одели легкую одежду, дует теплый ветер, прилетают птицы, зайчик сменил шубку, проснулся медведь, первые цветы, зеленеет травка) ,

Воспитатель: Молодцы! Правильно! солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, дует теплый ветер, и прилетают птицы. Проснулся медведь от зимней спячки.

Воспитатель: Предлагаю отправиться на прогулку по лесу и посмотреть все своими глазами, проснулась природа или нет.

Зашагали ножки –топ, топ. топ,

по большой дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,

вот как мы умеем –топ, топ, топ.

Воспитатель: Мы очутились на чудесной полянке.

Лесной гномик: Это цветочная поляна.

Воспитатель: Ой, а где же цветы?

Лесной гномик: Цветы никак не могут проснуться потому, что я забыл как они называются.

Воспитатель: Не переживай Лесной гном, мы тебе напомним.

Дети, чтобы разбудить цветы, вам надо отгадать одну загадку. Слушайте.

«На солнце похожий цветочек стоит,

Лишь ветер подует – и он улетит… (одуванчик) »

Дети: Одуванчик.

Лесной гномик: Вспомнил, вспомнил одуванчик.

Воспитатель: Правильно, одуванчик.

Лесной гномик: Держите, я поделюсь с вами, этими цветочками (раздаёт детям по одному цветку) .

Воспитатель: Дети, а какого они цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Что есть у одуванчика?

Дети: Стебель, листья и цветы

Воспитатель: правильно. А какой формы у него цветочек?

Дети: круглая.

Воспитатель: Одуванчик, одуванчик,

До чего же ты хорош!

Одуванчик, одуванчик,

Ты на солнышко похож!

Воспитатель: Давайте мы понюхаем, наши цветы как они пахнут.

Физминутка – дыхательная гимнастика: «Аромат цветов» .

Воспитатель: через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!» Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне) .

Что бы помочь Лесному гномику разбудить лес нам нужно еще больше цветочков. Предлагаю нарисовать много одуванчиков.

Давайте пройдем, присядем за столы. Ручки положили на колени, спинку выпрямили. (на доске готовый рисунок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мой рисунок. Что на нем нарисовано? (Одуванчик)

Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок: У него желтый круглый цветок, стебель и листья.

Воспитатель: На что похож стебель у одуванчика? (на палочку)

Воспитатель: А на что похожи листья? (на толстые палочки)

Мы будем рисовать сам цветочек методом тычка. Я беру «тычок» набираю желтую краску; левой рукой придерживаю лист, чтобы он не двигался, «тычок» держу вертикально и прикладываю посередине в верхней части листа и убираю. Получилось пятнышко. А теперь вокруг него близко друг к другу делаем много пятнышек по кругу.

Перед тем, как приступить к работе, разомнем наши пальчики:

Вот помощники мои, (руки вперед, пальцы выпрямить и разжать)

Их, как хочешь, поверни: (ладони повернуть вниз)

Хочешь эдак, хочешь так (пальцы сжимать и разжимать в такт стихотворению)

Не обидятся не как.

Воспитатель: А теперь начнем работу.

Посмотрите на мой рисунок внимательно: что в нем не хватает?

Дети: стебелька и листочков.

Воспитатель: Какого цвета стебель и листочки у цветочка?

Дети: Зеленые

Воспитатель: А на что похожи они?

Дети: На палочки

Воспитатель: Стебель и листочки мы будем рисовать обычными кисточками. Необходимо взять кисточку возле железного наконечника тремя пальцами. Набираем на ворс кисточки зеленую краску и рисуем стебель, начиная от цветка до низа листа. Стебель у одуванчика тонкий. А затем рисуем листочки, начиная снизу от стебля в стороны. Листочки у одуванчика толстые.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем выставку наших рисунков. Посмотрите, какие красивые цветы получились.

Посмотрите как в лесу сало красиво, светло и тепло. Мы с вами помогли Лесному гному разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Лесной гномик: Спасибо ребята вам большое. Приходите ко мне в гости. Я всегда рад вас видеть.

Воспитатель: До свиданья!

Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в детском саду мы очутились»

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Люди начинают заново осознавать, что они являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание - одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

Теоретические основы экологического воспитания в младших группах ДОУ

Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте - дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.

Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения - живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные - за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

Возрастные особенности младших дошкольников

Интересный факт! По наблюдениям учёных, проводивших опыты по обучению обезьян речи глухонемых, развитие детёнышей шимпанзе и детей до 3 лет проходит практически одинаково. К 3 годам у них формируется однотипный набор умений и навыков. Даже словарный запас примерно одинаковый. Только ребёнок пользуется речью, а маленький шимпанзе - жестами. А вот дальше умственное развитие ребёнка резко прогрессирует, и к 5 годам он знает уже очень много.

Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше - потрогать или поучаствовать. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития - игровая. Дети познают мир через игру и действие.

Дети должны видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше - иметь возможность потрогать и поизучать

Также дети 3–5 лет не могут подолгу концентрироваться на чём-то одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Это происходит потому, что на мозг маленького человека постоянно обрушивается большой поток новой информации, которая требует обработки и осмысления. Поэтому, чтобы не было перегрузки, мозг в определённый момент просто отключает какой-то свой сектор и включает другой. Внимательно наблюдайте за детьми - как только в глазах гаснет интерес и дети начинают с отсутствующим видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что-то другое. Что бы вы им сейчас ни сказали по той теме, над которой работали, они всё равно ничего не запомнят.

Формы занятий

В младшей группе экологическое воспитание может проходить в виде:

  • занятий - ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей на их «природное содержание»;
  • ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе игр с природным материалом).

Что проходят на занятиях по экологии в разные времена года

Время года диктует свои требования и даёт определённые возможности для проведения экологических занятий. Рассмотрим, как можно планировать занятия осенью, зимой и весной. Хорошим проводником для детей по месяцам года станет Зинька из сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь». Можно начинать первое занятие в месяце с чтения соответствующей главы.

Осенью дети в лесу собирают листья и другие природные материалы для поделок

Таблица: планирование экологических занятий в младших группах

Время года 1-я младшая группа 2-я младшая группа
Осень
  • Изучаем тему «Какие растения можно встретить в лесу». Трава, цветы, кустарники, деревья. Почему деревья сбрасывают листья.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, смотрим, как устроен аквариум.
  • Гуляем по экологической тропе. Наблюдаем за деревьями, как листья меняют цвет и опадают. Собираем осенние листья, каштаны, шишки, жёлуди и другие растительные материалы, которые потом можно будет использовать для поделок.
  • Играем и ставим опыты с песком.
  • Изучаем тему «Как животные готовятся к зиме». Какие птицы улетают, какие остаются, как животные меняют шубки. Кто готовится к зимней спячке, как делают запасы на зиму.
  • В живом уголке наблюдаем за рыбками, учимся правильно поливать цветы.
  • Ведём календарь погоды.
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки об осени.
Зима
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними.
  • Изучаем тему «Как животные зимуют».
  • В живом уголке наблюдаем за кроликом.
  • Сажаем и выращиваем лук.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Домашние животные».
  • Во время прогулок кормим птиц, наблюдаем за ними, узнаём, какие птицы зимуют в данной местности.
  • Играем и проводим опыты со снегом как на улице, так и в помещении.
  • Изучаем тему «Какие птицы остаются зимовать в нашей местности».
  • В живом уголке учимся ухаживать за кроликом. Узнаём, чем кролик отличается от зайца, какой заяц меняет шубку на зиму, а какой - нет.
  • Сеем и выращиваем кресс-салат.
  • Ведём календарь природы.
  • Изучаем тему «Дикие животные нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о зиме.
Весна
  • В живом уголке наблюдаем, как растёт рассада, которую посеяли дети из старших групп.
  • Наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Какие животные живут в лесу».
  • Во время прогулок наблюдаем, как тает снег, как начинает расти новая трава, как зацветают первоцветы, как распускаются листочки.
  • Играем и проводим опыты с водой.
  • В живом уголке сеем помидоры на рассаду (если в детском саду нет места для огородика, то можно подобрать сорта комнатных или балконных томатов).
  • Ведём календарь природы и наблюдаем за погодой.
  • Изучаем тему «Перелётные птицы нашего края».
  • Читаем стихи и рассказы, разучиваем песенки о весне.

Материалы и игры к занятиям по экологии в младшей группе

Воспитатель должен так планировать занятия для малышей, чтобы им было, во-первых, весело и интересно, во-вторых, познавательно, а в-третьих, чтобы они постоянно узнавали что-то новое, запоминали и могли применять на практике.

Во время зимних прогулок дети обязательно кормят птиц и наблюдают за ними

Подбор материалов для начала занятий

Детей заинтересует появление в группе сказочного персонажа или игрушки, рассказывающей о своей беде и просящей детей о помощи. Например, к малышам приходит кукла Маша и приглашает их поехать на паровозике в лес. С песнями, стихами и загадками ребята отправляются в путешествие.

Начинать занятия можно с русских народных сказок, например, «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Можно просто прочитать эти сказки, использовать кукольный театр, показать мультфильм или диафильм. Кстати, диафильмы для детей этого возраста предпочтительнее. Малыши лучше воспринимают статичную картинку - нужно какое-то время, чтобы они её разглядели и осознали что видят, рассмотрели детали.

Рассказы о природе, растениях, животных, временах года также могут выступить в качестве начального этапа занятия. Русская детская художественная литература предлагает богатый выбор. В. Бианки, В. Сутеев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. С. Соколов-Микитов, С. Я. Маршак, К. Чуковский, Н. Сладков, М. Пришвин, Е. Чарушин и др. писали рассказы и стихи и для самых маленьких. Используйте произведения детских писателей, и таким образом вы не только будете знакомить детей с окружающим миром, но и прививать им хороший литературный вкус.

Если вы не сможете найти диафильм или мультфильм по какому-то произведению, отсканируйте страницы книги и покажите их на экране, можно просто подобрать картинки или фотографии по теме рассказа. Главное, чтобы дети наглядно видели, о чём им читают.

В первой младшей группе занятия можно начинать с чтения следующих русских народных сказок:

  • «Репка». На основе этой сказки можно проводить занятия на тему «Что растёт в огороде». Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.
  • «Курочка Ряба». В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные: коровка, козочка, лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, объясняет, для чего они нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором детям предлагается построить загончик для животных.
  • «Колобок», «Теремок». На основе этих сказок можно проводить занятия по изучению диких животных, живущих в лесу.

Для второй младшей группы подойдут сказки:

  • «Заюшкина избушка». На сравнении двух избушек из этой сказки можно дать представление о разных материалах и смене времён года. Зимой было холодно, поэтому лёд не таял, а весной стало тепло и он превратился в воду, лиса осталась без дома. А вот деревянной избушке зайчика смена времён года - не помеха.
  • «Волк и семеро козлят». Эта сказка поможет в объяснении, что бывают животные хищные и травоядные. Волк - хищник, а коза с козлятами - травоядные. Какие ещё бывают хищники, а какие травоядные?

Видео: диафильм «Репка»

https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ Video can’t be loaded: Советские диафильмы! Репка (озвуч.) (https://youtube.com/watch?v=EXiyhZcbMAQ)

Игровая и опытная деятельность

В процессе игры дети могут ставить простейшие опыты. Для экспериментальной деятельности в младших группах предлагается использовать песок, снег и воду. Предлагаемые опыты подходят для детей обеих младших групп.

Песок

Играть и экспериментировать с песком можно как на улице, так и в помещении.

Дети узнают, что сухой песок - сыпучий, а из сырого можно лепить куличики

Что дети должны узнать:

  • Сухой песок - сыпучий. Его можно пересыпать из одной ёмкость в другую, но он не держит форму. Расскажите детям, как используется это свойство песка на практике - покажите песочные часы.
  • Мокрый песок становится липким, и из него можно делать куличики. Расскажите детям, что проводятся даже соревнования по созданию фигур из песка. Покажите картинки.
  • Если в песок добавить большое количество воды, то он становится жидким. Из него тоже можно строить замки.
  • На мокром песке остаются следы и отпечатки, и они долго сохраняют свою форму. Пусть дети нарисуют на мокром песке змейку, оставят отпечатки ладошек и следы от обуви и рассмотрят, какие чёткие они получились.

Обязательно покажите детям, какие красивые фигуры можно создавать из песка

Снег

Со снегом также можно играть и экспериментировать:

  • На улице малыши узнают, что снег бывает разный: рыхлый, похожий на крупу, липкий, покрытый настом, сухой. Лепить снеговика, например, можно только из липкого снега, из сухого и рыхлого не получится.
  • В помещении можно понаблюдать, как меняются свойства снега. Например, как из рыхлого он превращается в липкий, как постепенно тает и становится водой.
  • Во время снегопада пусть дети рассматривают снежинки - какие они красивые. Потом на занятии по ИЗО попросите ребят нарисовать их.

В помещении можно наблюдать, как снег меняет свои свойства

Вода

Детям очень нравятся игры с водой, что нужно использовать в познавательных целях:

  • На улице весной можно наблюдать разные состояния воды. Например, ранней весной пригрело солнышко, и закапала вода с крыш, а за ночь подморозило - и вот уже на этом месте появились сосульки. Снег растаял, и побежали весёлые ручейки. Вот здесь образовалась лужа, а за ночь она замёрзла и покрылась льдом. Посмотрите, как быстро бегут ручейки, пустите по ним кораблик и понаблюдайте за ним.
  • В помещении дети, играя с водой, переливают её из одной ёмкости в другую. Узнают, что заморозить воду можно специально - в морозилке холодильника.
  • Ставятся опыты, какой предмет держится на воде, а какой тонет. Пусть дети попробуют пускать кораблики из разных материалов (бумаги, пробки, коры, кусочка дерева, пластмассы). А если кинуть камешек, что произойдёт?

Играя с водой, дети узнают, какие предметы держатся на ней, а какие тонут

Картотека игр для занятий по экологии

Детям в процессе обучения обязательно надо устраивать подвижные паузы. Особенно это касается малышей. Основная задача игровой паузы - дать детям расслабиться, переключить внимание и выплеснуть накопившуюся энергию. Поэтому, например, классические догонялки можно привязать практически к любой теме: изучаете хищных животных - играете в «Волк и зайцы», птичий двор - «Коршун и цыплята», осенний лес - «Поймай листочек» и т. д. Также есть игры, которые можно использовать для закрепления материала.

«Собери морковку» (1-я и 2-я младшие группы)

На пол кладётся обруч, в него - морковка (её должно быть меньше, чем детей). Дети становятся широким кругом. По команде они бегут за морковкой. Кому морковки не досталось, тот выбывает из игры. Затем морковку опять кладут в обруч (опять её должно быть меньше, чем детей), и игра продолжается, пока не останется один ребёнок.

Видео: классика - «Море волнуется раз» (1-я и 2-я младшие группы)

«Зайцы и волк» (2-я младшая группа)

В центре комнаты рисуется или обозначается (обруч, шнур) круг - здесь живёт волк. В углу шнуром огораживается дом для зайцев. Волк стоит в центре круга и «спит», зайцы прыгают вокруг. По команде воспитателя «Волк проснулся», зайцы бегут в дом, а волк рычит и пытается их поймать. Кого поймал, тот становится волком.

Игра «Зайцы и волк» подходит для физкультурной паузы на занятиях по экологии

Игровое упражнение «Пройди по тропинке» (1-я и 2-я младшие группы)

На полу двумя шнурами выкладывается извилистая тропинка (для первой младшей группы шириной 25 см и длиной 3 м, а для второй - 20 см и 5 м соответственно). Задача - пройти по тропинке от начала до конца, за границы заступать нельзя. Текст задания придумывается в зависимости от темы занятия (собираем цветочки или ягоды в конце маршрута, гуляем в лесу и не топчем травку, стараемся не утонуть в болоте и т. д.)

«Найди дерево» (2-я младшая группа)

Игра проводится на открытом воздухе, например, на присадовом участке, в сквере, парке или в лесу. Цель: закрепить знания по теме «Какие деревья нас окружают».

Воспитатель называет какое-нибудь дерево (берёза, клён, осина, ель, сосна и т. д.), даёт некоторое время, чтобы дети огляделись и нашли его, а потом даёт команду «Побежали». Кто быстрее добежит до правильного дерева, тот и победил.

«Белочки и зайчики против лисы» (1-я младшая группа)

Игра также проводится на открытом воздухе. Цель: научиться отличать деревья от кустарников.

Дети делятся на 2 группы - зайчики и белочки. Надо как-то их пометить, например, использовать маски или просто рыжие и серые повязки на рукава. Воспитатель - лиса. Объясняется, что белочки живут на деревьях, поэтому и от лисы надо прятаться под деревом, а у зайчиков нет постоянного дома, но они прячутся под кустами, поэтому зайчики бегут к кустам. Дети гуляют, а по команде «Осторожно, лиса идёт!» бегут прятаться в нужное место. Кто спрячется неправильно, попадает к лисе.

Временной план занятия по экологии в младшей группе

Занятия в первой и второй младших группах длятся 15 минут вместе с разминочными паузами. Если используется активная игра, то она в эти 15 минут не входит, то есть время занятия удлиняется.

Этапы занятия:

  1. Просмотр диафильма или мультфильма (2–3 мин.).
  2. Обсуждение просмотренного (2–3 мин.).
  3. Разминка (1 мин.).
  4. Изучение основной темы (5 мин.).
  5. Игровая пауза по теме (5–10 мин.).
  6. Закрепление материала (3–4 мин.).

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.

Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки

Картотека тем для экологических занятий

  • «Зима-волшебница»;
  • «В лесу родилась ёлочка»;
  • «Пасека - мир пчёл»;
  • «Насекомые - наши друзья»;
  • «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
  • «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
  • «Что растёт в огороде»;
  • «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
  • «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
  • «Кто спит всю зиму».

Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.

Пополнение словарного запаса:

  • табун,
  • стадо,
  • отара,
  • сено,
  • кумыс,
  • ряженка,
  • варенец,
  • простокваша,
  • брынза.

Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».

Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные - дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз - это стадо, лошадей - табун, овец - отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.

Теперь давайте поиграем в игру «Большой - маленький». Корова и лошадь - большие. Овца и коза - маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое - приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).

Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.

Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!

Видео: мультфильм «Кто пасётся на лугу?»

https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc Video can’t be loaded: Весёлая карусель № 5 - Кто пасётся на лугу? (1973) (https://youtube.com/watch?v=vkfzj8URtEc)

Фотогалерея: стадо, отара, табун

Коровы объединяются в стадо Много коз - стадо Много овец - отара Много лошадей - табун

Примеры конспектов занятий в первой младшей группе

Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.

  • Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус» . Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
  • Лариса Рыбалко «Мама для котёнка» . Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
  • Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?» . Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
  • Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье» . Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
  • Наталья Аносова «Закружился снежок» . Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.

Занятия по экологии во второй младшей группе

На экологических занятиях во второй младшей группе разбираются практически те же темы, что и в первой, но более расширенно. То есть если в прошлом году вы проходили основных домашних животных, привычных в вашей местности (например, корова, коза, лошадь, свинья), то в этом вы можете рассказать, каких домашних животных разводят люди в других краях (например, осёл, верблюд, северный олень). Также можно добавить какие-то новые факты о повадках и образе жизни уже известных детям животных, в том числе и диких. То же самое касается и других тем - мы постепенно расширяем их. И будем продолжать делать это и в последующие годы, прибавляя новые. Не забываем о наглядности. Все дидактические пособия должны быть реалистичными и давать полное представление об изучаемом материале.

Наглядные пособия должны быть реалистичными

Картотека тем

  • «Чудесная вода» (почему невозможно прожить без воды);
  • «Непорядок в лесу» (о правилах поведения в лесу);
  • «Весёлый огород»;
  • «Птичий двор»;
  • «Здравствуй, дерево!»;
  • «Что едят кролики» (учимся кормить кролика в живом уголке);
  • «Зачем нам растения»;
  • «Животные и их детёныши» (как называются домашние животные и их потомство);
  • «Перелётные птицы»;
  • «Как лес готовится к зиме»;
  • «Запасы на зиму» (как разные животные делают запасы на зиму).

Таблица: конспект занятия «Дикие животные: ёжик»

Цель занятия
  • Изучение животного ёж - где живёт, чем питается, как зимует, повадки.
  • В игровой паузе - действовать слаженно, по команде.
Материалы
  • Стихотворение С. Я. Маршака «Тихая сказка» (можно использовать предложенное видео, самостоятельно отсканировать страницы с иллюстрациями или подобрать картинки по теме).
  • Картинки с изображениями ежей.
  • Обручи, кегли и шнуры для игровой паузы.
Оборудование дорожки
для игровой паузы
  • Устанавливаются 5 кеглей в ряд с расстоянием 60–70 см друг от друга;
  • делается мостик через речку при помощи 2 шнуров (метр в длину, расстояние между шнурами - 20 см);
  • раскладываются 6 небольших обручей в шахматном порядке на расстоянии 15 см друг от друга.
Вид деятельности Действия воспитателя Действия детей
1. Вступительная часть Слушают стихотворение «Тихая сказка» и смотрят презентацию.
2. Обсуждение Воспитатель задаёт вопросы:
  • Дети, про кого эта сказка?
  • Почему ежи не стали убегать от волков?
  • Может ли волк съесть ежа?
  • Почему?
  • Чего испугались волки?
  • Страшна ли охотничья собака ежам?
Ответы детей
3. Игровая пауза А теперь давайте поиграем в «Тихую сказку».
  1. Отправились ёжики погулять.
  2. Пробираются через чащу.
  3. А вот деревья растут, надо бы их обойти.
  4. Вот речка, а через неё брёвнышко мостиком лежит.
  5. Речку перешли, а тут болотце небольшое, надо с кочки на кочку перепрыгивать.
  6. А вот волчье логово. Волки спят, надо их не разбудить. Обойдём тихо-тихо.
  7. Ну вот, погуляли, теперь надо обратно домой возвращаться.
  8. Ну вот мы и дома.
  1. Встают со стульчиков и выстраиваются в шеренгу.
  2. Идут друг за другом и раздвигают руками воображаемые ветки.
  3. Обходят змейкой расставленные кегли.
  4. Переходят речку по выложенной дорожке - заступать за шнур нельзя.
  5. Перепрыгивают двумя ногами из обруча в обруч.
  6. Идут медленно и тихонечко на цыпочках.
  7. Проделывают все в обратном порядке.
  8. Рассаживаются по стульчикам.
4. Основная часть Фото 1. Ёж - небольшое животное, от 20 до 30 см в длину. У ежа есть очень маленький хвостик. Зубы у ежа маленькие и острые. Нос чёрного цвета и всегда влажный. Голова, спина и бока покрыты иглами, а на мордочке и животе растёт грубая шерсть.
Фото 2. Рассмотрим подробнее иголки ежа. Длина иголок от 2 до 3 см. Посмотрите на окрас иголок. Каждая иголочка тёмная в середине и светлая по краям. Такая окраска помогает ёжику оставаться незаметным в лесу. Иголки у ежей внутри пустые и наполнены воздухом. Посмотрите, как растут иголки - в разные стороны.
Фото 3. Таким образом ёжик полностью защищён, когда сворачивается в клубок. Вот так он выглядит снаружи.
Фото 4. А вот так, если его перевернуть. Видите, до него практически нельзя добраться.
Фото 5. Рождаются ежата без иголок. Но уже через 2 часа у них появляются мягкие белые иголки.
Фото 6. Через 2 дня иголки у ежат становятся твёрдыми.
Фото 7. Когда мама-ежиха ведёт своих детей на прогулку, то идёт впереди, а ежата за ней, как вы сегодня, когда играли в «Тихую сказку».
Фото 8. Но если надо, мама переносит ежат сама.
Фото 9. Ежи питаются в основном насекомыми. Поэтому их называют насекомоядными. Но могут полакомиться улитками, слизнями, червяками, яйцами и птенцами птиц, которые вьют гнёзда на земле. Иногда едят ягоды, фрукты и грибы.
Фото 10. Ежи очень хорошо плавают.
Фото 11. Зимой ежи впадают в спячку. Для этого они осенью много едят, чтобы запастись жиром. Потом заворачиваются в листья и устраиваются в своём гнезде. Весной ежи вылезают из гнезда, когда станет совсем тепло.
Фото 12. Ежи часто живут рядом с человеком. Они поедают вредных насекомых и слизней и таким образом защищают огород от вредителей. Поэтому многие люди стараются привлечь ежей на свои участки и подкармливают их. Подкармливать можно. А вот ловить и нести домой - не нужно. Ёж - не домашнее животное, он должен спокойно жить в дикой природе.
Слушают воспитателя и рассматривают фотографии.
5. Разминочная пауза Что-то мы с вами засиделись. Давайте немного разомнёмся и представим себя ёжиками. Как я хлопну в ладоши, вы садитесь на корточки и «сворачивайтесь в клубок». Я хлопаю 2 раза - вы встаёте.
Чтобы развить внимательность, хлопайте не по порядку, а например, 1 – 2 – 1 – 1 – 2 – 2, ну и так далее.
Дети встают со стульчиков и играют в ёжиков.
6. Закрепление пройденного А теперь давайте посмотрим, что вы усвоили.
  • Какие у ежа иголки?
  • Какой у ежа нос?
  • Что ест ёж?
  • Как гуляют ежата?
  • Что делают ежи осенью?
  • Что делают ежи зимой?
  • Почему ежи полезны?
  • Можно ли ловить ежей?

Какие вы молодцы! Сегодня узнали много нового про ёжика. Придёте домой, обязательно расскажите родителям.

Ответы детей.

Видео: Маршак «Тихая сказка»

https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA Video can’t be loaded: Тихая сказка. С.Я. Маршак. Читаем вслух (https://youtube.com/watch?v=Qn-7d0bzbzA)

Фотогалерея: что мы знаем о ежах

Ёж покрыт иголками, защищающими его от хищников Иглы ежа полые и внутри заполнены воздухом Если ёж сворачивается клубком, он полностью защищён До ежа, свёрнутого клубком, невозможно добраться У маленьких ежат мягкие белые иголки Посепенно иголки у ежат становятся твёрдыми На прогулке ежиха идёт впереди, а дети следуют за ней Мама-ежиха может сама переносить своих детей Основная еда ежей - насекомые Ежи на удивление хорошо плавают К зиме ежи готовят гнёзда из опавших листьев Ежей можно подкармливать, чтобы они жили на вашем участке

Примеры конспектов занятий во второй младшей группе

  • Ольга Смирнова «В гостях у Лесовичка» . Целевая прогулка по экологической тропе, направленная на расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.
  • Елена Потапова «Как звери в лесу готовятся к зиме» . Занятие направлено на формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.
  • Лариса Ахметова «Живи, родник!» . Закладывает основы природоохранной деятельности дошкольников.
  • Дина Суйналиева «Путешествие в весенний лес» . Закрепляет знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
  • Людмила Рыжкова «Айболит и растения» . Воспитывает бережное, заботливое отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

Тема «Айболит и растения» может пригодиться в качестве вводного занятия к проектной деятельности «Выращиваем лук».

Проектная деятельность в младших группах

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно - если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок. Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».

В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

Автор Викторова А.
Цель проекта Вызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проекта Дети должны узнать:
  • какие условия нужны луку для роста;
  • строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда - перо);
  • как практически можно посадить лук на перо в домашних условиях;
  • как ухаживать за луком;
  • в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
  • Посадочный материал - лук (луковицы среднего размера и одна большая).
  • Контейнер для посадки лука.
  • Земля.
  • Совочки и грабельки.
  • Леечки с водой.
  • Баночка или стакан с водой.
  • Клеёнка для стола.
  • Влажные салфетки для рук.
  • Фартуки для детей.
Помощь родителей Приобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный этап Провести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этап Посадка лука:
  1. Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с помощью совочков.
  2. Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
  3. Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в землю.
  4. Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на фотографии).
  5. Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

  1. Следят, чтобы земля не пересыхала.
  2. При помощи воспитателя ведут дневник - когда был посажен лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за сутки.
Заключительный этап
  • Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят на кухню.
  • Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
  • Устраивается праздничный обед.

Проект для второй младшей группы

Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.

Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

  • «Зачем нужна фасоль»;
  • «Что такое листопад»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Наблюдаем за рыбками»;
  • «Для чего нужны дождевые червяки»;
  • «Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

  • «Кто в норке живёт»;
  • «Выращиваем фасоль»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Как устроен аквариум»;
  • «Удивительные бабочки»;
  • «Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром - дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

Конспект занятия по экологии "Ходят капельки по кругу". Вторая младшая группа

Описание материала: С помощью данного занятия воспитатели младших групп смогут наглядно объяснить детям значение воды в жизни растений, животных, птиц и людей. Дети экспериментальным путём научиться различать свойства воды, познакомятся с круговоротом воды в природе.
Программное содержание:
Расширить знания детей о воде, ее значение в жизни людей и всех живых организмов. Опытным путем показать детям, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса, может быть жидкой, твердой и паром. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Во время проведения опытов способствовать развитию у детей познавательного интереса, наблюдательности, умения делать простые умозаключения. Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Демонстрационный материал: Временные и постоянные обитатели живого уголка -попугай, рыбки, черепаха, морская свинка, хомячки, комнатные растения, стол, волшебный зонтик, на столе стоит три кувшина, три стакана, стекло, кусок льда на тарелке, салфетки, стеклышко, лед, аудиозапись слов Речки, бытовой мусор- пакеты, банки, бумага, очистки).
Раздаточный материал: карточки с изображением речки в разрезе и картинки с изображением рака, рыб, утки, птиц, черепахи, лягушки.
Герои: девочка-Капелька.
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, какой в нашей группе красивый природный уголок. В нем очень много комнатных растений и животных. Кого же вы видите перед собой? (попугая, рыбок, черепаху, морскую свинку, хомячков, комнатные растения) Какие они все? (живые) Скажите, без чего растения и животные не могут жить? (воздух, вода, пища). Почему же растения не могут прожить без воды? (засохнут) А животные? (умрут от жажды)
А теперь давайте сядем за столы. Перед вами картинки зверей, рыб и птиц. Давайте мы их поселим туда, где каждый из них живет (дети расселяют зверей, рыб, птиц в водоем на дерево, на землю). Почему ты поселила рыбку в воду? (она живет в воде) Почему ты поселил уточку на воду? (она плавает по воде) Куда ты поселил лягушку, черепаху и т.д.

А нам с вами нужна вода? Зачем она нам нужна? Где люди ее используют? Как вода попадает в наш дом? (из крана) А как вода попадает в кран? (по трубам из речек и озер) Откуда же вода берется в речках и озерах? Правильно идет дождь.
Ой, ребята, мне кажется, начинается весенний дождик! Идите все скорее ко мне под зонтик. (под музыку дождя появляется девочка-Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – капелька весеннего дождя. Я упала с тучки вместе со своими сестричками-капельками. Что же мне теперь делать, как вернуться назад на тучку?
Воспитатель: Не огорчайся Капелька. Я думаю, что если мы с ребятами узнаем немного больше о воде, то сможем тебе помочь.
Капелька: Спасибо вам, ребята. Я с удовольствием расскажу вам о воде много нового.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
(Н.Рыжова)
Воспитатель: Правильно, Капелька. Без воды ни нам, ни растениям, ни животным не прожить. Я расскажу вам о воде много нового.
(перед детьми стоит стол, на столе стоит три кувшина, три стакана, стекло, кусок льда на тарелке, салфетки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, вода может быть разной, и сейчас мы с вами в этом убедимся. Вот перед вами два стакана. В один стакан я налила воду, в другой – молоко. А теперь в оба стакана опустим ложки. В каком стакане ложка видна? (в стакане с водой) Правильно. Значит вода прозрачная. Скажите ребята, а в луже вода прозрачная? (нет) Почему? (она грязная) Капелька, скажи, а грязную воду можно пить? (нет, пить можно только воду чистую или кипяченую)
Ребята, давайте мы с вами попробуем воду на вкус (дети пьют воду из стакана). Скажите, а какая она на вкус? (вкусная) Она сладкая как конфетка? (нет) Она соленая (нет) Она кислая (нет) Значит вода не имеет вкуса. Она безвкусная.
Посмотрите внимательно, что я сделала? (наливает из первого кувшина в розетку) (налили воду). Правильно. Что вода делает? (течет) Почему она течет? (вода – жидкая) (наливает во вторую розетку.Подойди и потрогай воду в голубой и желтой розетке. Она одинаковая или разная? (разная – холодная и теплая) (вызывает еще 4 детей) А теперь я налью воду в красную розетку. Скажите ребята, а эту воду можно потрогать? (нет) А откуда вы узнали, что эта вода кипяток? (идет пар) Капелька, скажи, а такую воду можно трогать? (Нет, горячей водой можно обжечься). Итак, мы с вами узнали, что вода может быть холодной, теплой и горячей. Капелька: Горячая вода получается, если холодную воду очень сильно нагреть. Воспитатель: Посмотрите ребята – это стеклышко абсолютно сухое. Давайте подержим его над паром. Какое оно стало теперь? Потрогайте (мокрое). Значит пар – это очень маленькие капельки воды. Скажите, а где вы каждый день видите пар? (в кухне, когда кипит чайник, облака, туман) Значит, вода может быть жидкой и паром. Посмотрите, что это? (лед) Потрогайте его, ребята, какой он? (твердый, холодный) Посмотрите, что с ним случилось после того как мы принесли его в теплую комнату? (он начал таять) Капелька, почему лед растаял?
Капелька: Потому, что лед – это замершая вода, если его нагреть – он растает. Вода очень необычная. Она может быть жидкой, твердой и паром.
Воспитатель: Вот как много интересного мы с вами узнали о воде. Спасибо тебе, Капелька!
Капелька: Пожалуйста. Ой, как же я соскучилась за своими сестричками-капельками и за мамой тучкой.
Воспитатель: Теперь, когда мы знаем о воде много нового мы поможем Капельке вернуться на тучку. Выходите в круг. Представьте, что вы все тоже стали маленькими капельками. А Ваня(ребёнок) стал весенним солнышком. Все капельки летают в весеннем небе, веселятся. Пошел дождик, и полетели капельки на землю, напоили ее водичкой. Скучно им стало поодиночке и решили они собраться вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (берутся за руки и образуют два ручейка, ходят змейкой). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки большой рекой (идут змейкой). Текла речка, текла и попала в большое-пребольшое море (перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в море, а потом пригрело весеннее Солнышко, коснулось своим лучом каждой капельки. Стали капельки легкими, а наша подружка-Капелька испарилась и полетела к маме-тучке.
Капелька: До свидания, ребята, скоро увидимся!
Воспитатель: А все остальные капельки опять стали детьми. Звучит грустная музыка.
Воспитатель: Ребята, какая печальная музыка, я думаю, что еще кому-то нужна наша помощь.
Речка: Я река, я река, глубока и широка. День за днем, за годом год, из речки море воду пьет. Все пьет и пьет, старается, а речка не кончается.
Воспитатель: Что с тобой случилось, Река? Почему ты печальна, грустна.
Речка: Я людей поила чистою водою и всех омывала мягкою волною, а теперь искриться волны перестали, потому что люди мусор набросали.
Воспитатель: Не волнуйся, Река, мы тебе поможем. Очистим тебя от мусора.
(воспитатель одевает перчатки и убирает мусор в мусорный пакет)
Воспитатель: Посмотрите, как повеселели обитатели реки. Мы всегда должны с вами помнить, что на отдыхе надо за собой всегда убирать мусор.
Река: Все правильно вы сделали ребята для меня
Нужна я всем на свете, спасибо вам, друзья!
Если вы не будете речку загрязнять,
Буду с удовольствием я людям помогать.
Буду вас поить, буду вас кормить,
И чистою водою всегда благодарить.
Воспитатель: Посмотрите, речка приготовила нам сюрприз – отблагодарила нас чистой родниковой водой. Скажем Речке спасибо, и попросим наш волшебный зонтик вернуть нас в детский сад.
Воспитатель: Вот как много нового мы с вами сегодня узнали о воде. Я думаю, что не только вы, ребята, но и наши гости задумались, как важна для нас вода. Недаром 22 марта отмечается Всемирный день защиты водных ресурсов.
Стихи детей.
1.Очень всем нужна вода
Рыбам, раку, жителям пруда.
Белке, зайцу, птичке,
Маме, мне, сестричке.
2.Мы водой польем цветы,
Постираем куколкам банты,
С мамой вымоем посуду.
И руки мыть всегда я буду.
Ванну для купания нальем.
А с друзьями чай попьем.
3.Очень всем вода нужна.
Вода чистая важна.
Потому мы просим вас
Реки и моря сберечь для нас.

Проект по экологическому воспитанию «Природа – это наш дом»

во 2 мл. группе

Махаева Лариса Зинфировна, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 3 «Петушок» села Кушнаренково

муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан

Тип проекта : познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность : краткосрочный.

База для реализации проекта: II младшая группа.

Участники проекта : педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 3 недели.

Цель проекта : создание благоприятных условий для экологического воспитания детей.

Задачи :

Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохраннойдеятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.

Финансовое обеспечение: не требуется.

Актуальность :

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой местности можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе как к ведущему способу познания окружающего мира.

Этапы реализации проекта :

I. Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

План реализации проекта на организационном этапе:

Сроки: 1 неделя

Название

С воспитанниками:

Понедельник - пятница

Развивающие игры: «Вершки и корешки» , «Чудесный мешочек» , экологическое лото «Животные» , «Цветы» , «Собери картинку» , «С какого дерева листок»

Просмотр иллюстраций по теме «Дикие и домашние животные» , «Деревья» , «Цветы» Слушание музыкальных произведений, звуков природы

Работа с иллюстраци-ями

Понедельник-пятница

Нацеливание родителей (законных представителей) на наблюдения в природе, беседы о домашних и садовых цветах с детьми дома

II. Основной

Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.

План реализации проекта на основном этапе:

Сроки: 1 неделя

Название

С воспитанниками:

1. Рисование «Травка для зайчика»

2. Аппликация «Цветочек»

3. Чтение художественных произведений: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях, животных, насекомых.

4. Экскурсии на участки других групп детского сада.

5. Труд в природе

Изобразительная деятельность воспитанников

Труд и наблюдение на прогулках

С родителями (законными представителями):

В течение недели

Анкетирование по теме проекта

III. Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта на заключительном этапе:

Сроки: 1 неделя

Название

С воспитанниками:

Оформление уголка «Мир природы»

Работа с уголком природы

С родителями (законными представителями):

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Выставление консультации в родительском уголке

План-конспект занятия по рисованию

«Травка для зайчика»

Цель:

Выработать двигательные навыки в проведении линий, образовании условной связи между движением руки и полученным в результате его следом кисти на бумаге.

Основные задачи:

Научить детей передавать в рисунке образ зеленой травки, располагать рисунок по нижнему краю листа, проводить линии сверху вниз всем ворсом кисточки. Упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край баночки. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Материал: альбомные листы белого цвета; краски и кисти; баночки с водой.

Ход занятия:

В процессе занятия воспитатель говорит: «Дети, я сейчас загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и скажите, кто это?» -

Любит он морковку кушать,
Оттопырив кверху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это?.......(Зайка )

Дети, к нам в гости пришел зайка. Посмотрите, какой он грустный. Что случилось, зайка?

Зайка рассказывает, что очень хочет поесть свежей зеленой травки, но боится серого волка.

Воспитатель переходит ко второй части занятия:

Дети, давайте с вами нарисуем нашему зайке зеленую травку, поможем ему!

Дети соглашаются. Воспитатель показывает приемы рисования травы кистью. Давайте мы попробуем с вами нарисовать травку в воздухе. Поднимите правую ручку вверх и попробуйте нарисовать линии сверху вниз. Дети прорисовывают линии в воздухе.

Молодцы, хорошо получилось. А теперь посмотрите, как я буду рисовать траву. А вы хотите нарисовать такую травку? – Да, хотим, отвечают дети. Дети садятся и начинают рисовать. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. По окончанию занятия дети рассматривают рисунки.

Зайка благодарит детей и зовет их в гости в лес.

План-конспект занятия по аппликации

«Цветочек»

Программное содержание :

Закреплять у детей практические навыки аппликации;

Формировать пространственные представления;

–учить правильно располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их;

Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал : цветы, вырезанные из плотной цветной бумаги разных цветов, ½ альбомного листа для каждого ребенка, клей, салфетка; музыкальное сопровождение - звуки леса, П.И.Чайковский «Вальс цветов ».

Ход занятия

Ребята, посмотрите! Куда это мы с вами попали? На полянку! Посмотрите как много цветов на ней. И как красиво поют птицы! Прислушайтесь.

На полянку мы пришли

С мамочкой моей.

На полянке есть цветы,

Посмотри скорей.

Мы цветочки соберем

И домой с собой возьмем.

В вазу мы цветы поставим

Любоваться станем.

Послушайте, какая красивая музыка звучит! («Вальс цветов» П.И.Чайковский).

Ребята, давайте сегодня с вами сделаем красивую открытку с цветами.

Подойдите все ко мне, я покажу, как правильно нужно делать.

У вас на столах лежат цветочки и листочки. Сначала нужно взять цветок и положить его в центр открытки, затем взять серединку цветка – положить ее на цветок, затем листочки. Затем берем клей и наклеиваем цветок, а затем листья.

Теперь наша открытка готова.

Физкультминутка :

Теперь садитесь на свои места и приступайте к работе. Во время занятия проводится индивидуальная работа с каждым ребенком, при необходимости воспитатель помогает.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей, говорит, что все работы получились очень красивые, и теперь у нас есть целая полянка с цветами.