Комнатные растения        12.06.2019   

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»
Материалы
городских педагогических чтений
«Современные подходы к реализации задач ФГОС ДО
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Тема
Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Вологда
2015 г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
В связи с этим, целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение задач (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняясь от содержания образовательной программы ДОУ реализовывать комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС):
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-традиционных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром
Создавая соответствующую РППС мы решаем и главные задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:
Через приобщение детей к истории, культуре и искусству родного края, многообразию художественной деятельности, знакомство с народными промыслами воспитывать у детей позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу
Знакомить дошкольников с символикой государства, области, города Вологды; географическими особенностями расположения
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению

Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому
Формировать представление детей о фольклоре, системе обычаев, народных праздников, традиций в одежде, еде, формах досуга и отдыха, Вологодской области
Развивать творческие способности дошкольников в познавательно - речевой, продуктивной и музыкальной деятельности на региональном материале
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Принципы построения развивающей среды в групповой и раздевальной комнатах, на которые мы опираемся в своей работе:
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств - принцип активности, самостоятельности
При организации развивающей предметно - пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения, то есть трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно). В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности (принцип мобильности стабильности, динамичности)
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (принцип эмоциогенности среды)
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада (принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание зелёных зон в группе. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта гендерных и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей дошкольников
Представленные вам Требования к организации Предметно-игровой среды группы направлены на то, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции
образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Развивающая функция среды является ведущей, так как деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого всё групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: пособия, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в группе активно используются следующие центры развития:
Центр конструктивных и творческих игр
Центр художественно – эстетического развития
Центр театрализованных и музыкальных игр
Центр познавательного развития
Особое внимание в нашей группе уделяется наполнению речевого
Центра. Художественная, познавательная литература подбирается в соответствии с тематическим планированием и сезонными праздниками
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован так, что бы дети могли не только знакомиться с представленными экспонатами, но и играть с ними
Выставочный центр в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Оформление групповой и раздевальной комнат фото – газетами, коллективными персональными детскими работами разными видами художественной деятельности.
В воспитательных целях мы используем пространство не только в здании, но и на территории участка.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Приложенные файлы

ГЛАВА II. Развивающая предметно – пространственная среда как средство формирования инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

2.1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде согласно ФГОС.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста подбираются в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2.2. Содержание, сущность и принципы организации предметно – развивающей среды.
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.

Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», « развивающаяся среда» и «предметно-развивающая среда».

Существует множество понятий среды. В словаре А.М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений:

1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами;

2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма;

3. Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;

4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ребенка. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться . Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно - образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей.

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников и др.).

2. Улучшение материально – технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно – развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.)

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

7. Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин. Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы. Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Таким образом, при внесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для детей разного возраста. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. И окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. В данном определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека .

Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». Раньше чем «встать», к предметам этой действительности в какое бы то ни было теоретическое «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие свои жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Итак, ребенок выступает перед нами, прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа» .

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней .

По мнению А.И. Леонтьева, среда - это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания .

Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер .

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Исходное требование к предметной среде - её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условие для творческой деятельности каждого ребёнка, служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития .

Целью используемых в педагогической работе программ, является - познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

Под развивающей средой педагоги понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка среднего дошкольного возраста к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

Модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает следующие организационно-педагогические блоки:

Мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников;

Теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;

Проектировочный, включающий развитие умений воспитателей конструировать среду;

Практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием .

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

Полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

Вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня).

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям..

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением .

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Следует также систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.) .

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так, например, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды - создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений нашей страны, однако, его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Могут быть использованы такие элементы среды, как зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа.

Важна функциональная роль в экологическом образовании таких элементов среды, как разнообразные игры и игрушки, модели природных объектов, наглядные пособия (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов), а также современные средств обучения - компьютерные игры экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки природы, музыкальные произведения), оборудование для опытов и т.п. .

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

Познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

Эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

Становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изо деятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей .

Итак, развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. При ее построении необходимо учитывать общепедагогические основы системного проектирования социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов и ориентироваться на реализацию целей экологического образования. Экологически ориентированная предметно-развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы, находящихся в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников

Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом,

на которую об­становка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной само­довлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы...

Е. И. Тихеева

Слайд 1

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз­можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про­странственной развивающей среды. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми­рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 2

Созданная развивающая предметно-пространственная среда любой возрастной группы в ДОУ, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Под, развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Слайд3

Речь- ведущая средство общения сопровождает все виды деятельности

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елена Ивановна Тихеева.

Слайд 4

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Насыщенность, полифункциональная, трансформированная, доступная, безопасная и вариативная

Слайд 5

Насыщая групповое пространство, наши педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы детского сада оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Слайд 6

полифункциональность , предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственной развивающей среды. Данный принцип реализуется в детском саду благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно- пространственная развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который служит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Слайд7

Трансформируемость предметно-пространственной развивающей среды наших групп происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Слайд 8

вариативность , которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным речевым направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. Наш детский сад имеет 5 групп компенсирующей направленности, в каждой из которых работает учитель-логопед. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание речевым уголкам оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

Слайд 9

Доступность среды нашего детского сада предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 10

Безопасность среды

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности

Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация «Развивающей предметно- пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создавать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума» .

В нашей работе такими случайностями выступили проблемные ситуации, неожиданные образцы знакомых предметов, которые требовали от ребенка поиска способов разрешения их познания. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия.

Предметы среды по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, как обстоятельство, ситуация, как «место», «центр» становления ценностей сферы личности. Процессуальный аспект имеет две стороны: перцептивную и интерактивную. Перцептивная сторона взаимодействия среды и личности проходит несколько стадий: доперцептивную (взаимодействия нет, есть лишь готовность), ассимиляцию (стремление взаимодействовать, соотнесение содержания элемента со своим опытом), аккомодацию (стремление изменить среду, ориентация на новое), равновесие (результативность взаимодействия личности и среды, эстетическая напряженность, состояние равновесия, гармонии, озарения, катарсиса). В процессуальном аспекте взаимодействия среды и личности ребенка важна позиция педагога, выражающаяся в побуждении, просвещении, оценивании, коммуникации.

Н. С. Иванова отмечает, что «в вопросе оптимальной насыщенности предметно-пространственной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала гигиеническим и санитарным нормам и требованиям: - необходимо, чтобы дизайн, в зависимости от возможностей и условий ДОО, был разнообразным; - необходимо, чтобы развивающая и предметно-игровая среда, а так же мебель отвечала психофизиологическим особенностям развития воспитанников на данном этапе возрастного развития; - необходимо, чтобы оформление ДОО напоминало домашнюю обстановку, было комфортным, уютным и эстетичным; - необходимо, чтобы предметно-игровая среда была многообразной, вариативной, а так же многофункциональной».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Предметная структура игровой среды моделируется воспитателем в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Ребенок, обладающий недостаточным сенсорном опытом, может самостоятельно выбирать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно попробовать незнакомый ему способ, т.е. он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха, а с другой — создает возможность ему сориентироваться на «завтрашний день», попробовать самостоятельно преодолеть незнание, трудность. Преодоление трудности и получая успешный результат, ребенок испытывает удовлетворение, начинает оценивать достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности .

Учитывая современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, работниками коллективов детских садов г. Оренбурга использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии по созданию комплексно-тематического планирования пространственно-игровой среды. В среде ДОО появилась «доска выбора», «центры активности», которые помогают детям проявлять инициативу и самостоятельность, дают возможность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Фронтальная форма работы заменилась работой малыми группами по предпочитаемому виду деятельности. Ежедневно внимание детей обращается на новый материал, появившейся в центрах активности, этот материал и является стимулятором выбора детской деятельности.

Такая организация жизнедеятельности детей позволяет легко реализовать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. У детей при организации работы развивается ряд ключевых компетенций: способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В таких ситуациях ребенок следует социальным нормам поведения и правилам, которые они выбрали и утвердили вместе с детьми, и об этом напоминают нарисованные ими правила, которые оформлены в рамочки и размещены по всей группе.

Физкультурно-спортивная среда дошкольной образовательной организации по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов: тренирующая, формирующая, развивающая, творческая. В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде:

Создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма ребенка и развития его физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения;

Используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности;

Создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта. В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности ребенка, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта, и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью дошкольников. В данной сфере эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности ребенка (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности ребенка, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей детей через интеграцию содержания и форм занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью дошкольников, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Физкультурно-спортивная среда ДОО — это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне ДОО), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Данная среда обладает высоким мотивирующим влиянием, что позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду).

Физкультурно-спортивную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательной организации. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания физкультурно-спортивной среды в ДОО важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей.

Для организации физкультурно-спортивной среды в ДОО используются ведущие принципы:

Принцип дистанции;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип открытости-закрытости.

Нашел свое отражение в физкультурно-спортивной развивающей среде принцип комплексно-тематического планирования. В качестве примера мы по теме «Народные подвижные игры» мы создали физкультурно-спортивную среду, в которую включили:

Показ картин, изображающих народные забавы: В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М. Кустодиев «На ярмарке», Масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник»;

Беседы о разных национальностях, их традициях, с целью обогащения знаний детей о представленных народностях, яркого образного представления их жизни;

Иллюстрации к народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем;

Записи народных песен;

Декорации к народным играм, которые были сделаны при помощи родителей;

Народные костюмы, принесенные родителями, маски-шапочки для каждой игры.

Вторым примером физкультурно-оздоровительной развивающей среды по теме «Построение развивающей предметно - пространственной среды для формирования здорового образа жизни старших дошкольников». Здесь мы представили информацию о пополнении содержания физкультурного зала, групповых физкультурных уголков и уголков здоровья нестандартным оборудованием для оздоровления и увеличения двигательной активности детей («Поймай мяч ловушкой», «Осьминожки», «Гусеница», «Цирковые обручи», «Напольные шашки», «Орешки»). В результате было подготовлено нестандартное оборудование в групповых уголках, на участках и «Тропе Здоровья» ДОО («Волшебные дорожки», «Пеньки», «Лыжи»).

Для увеличения двигательной активности детей в режиме дня и на прогулках нами были составлены картотеки и разработаны рекомендации проведения подвижных и спортивных игр («Организуем прогулку правильно», «Играем, учимся, растем», «Спортивные игры - это интересно!» и т.д.).

В группе организован «Уголок Здоровья», где накоплен богатый материал: дидактические и настольные игры («Этикет - школа изящных манер», «Подбери предметы», « Как вырасти здоровым», «Спортивное лото» и т.д.); пособия и плакаты по соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию. Дети получают элементарные знания валеологического характера и навыки по формированию своего здоровья.

В качестве третьего примера комплексно-тематического планирования мы к теме «Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной активности» подготовили презентацию для детей о необходимых качествах «Мы артисты цирка» о гимнастах, демонстрирующая силу, ловкость, стремление к цели, смелость, гибкость, выносливость и музыкальное сопровождение. В уголок спорта мы поместили журналы и альбомы о гимнастах и видах упражнений. А также была проведена педагогическая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для занятий физической культуры. В ходе данной мастерской мы, совместно с педагогами сплели косички, которые можно использовать для проведения подвижных игр и как спортивный инвентарь в занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, задача педагогов сделать развивающую пространственно-предметную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и самое главное, востребованной.