Комнатные растения        13.04.2019   

Проект работы библиотекаря и детский сад. Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой

В создании библиотеки принимал участие весь педагогический коллектив, но основную работу по оформлению библиотеки взяла на себя творческая группа педагогов в составе старшего воспитателя и 2х воспитателей возрастных групп. Помещение было отремонтировано силами коллектива, пространство оформлялось в соответствии с требованиями положения о смотре-конкурсе «Уголок книги в детском саду» и по собственному представлению педагогов. Для наполнения библиотеки книжными изданиями были привлечены родители всех возрастных групп.

Книжный фонд постоянно пополняется и в настоящее время содержит белее 800 экземпляров. Большинство книг и пособий находятся на открытых стеллажах и полках, хорошо просматриваются. Имеется книжный резерв, необходимый для пополнения и периодического обновления содержания библиотеки, и места для его размещения. Книги представлены в нескольких экземплярах. Имеется полка с домашними любимыми книгами и часто читаемыми (К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и др.)

Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Указаны часы работы библиотеки и выделено специальное время для посещения семьей. Разработан перспективный план мероприятий для детей разных возрастов, который предусматривает проведение тематических мероприятий, тематических выставок, вечеров семейного отдыха, фотовыставки, викторин.

Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой, играми. Имеется уголок для художественного творчества, уголок театрализации, читательский уголок, уголок уединения. Уголки оборудованы детской мебелью, ширмой, дополнительной подсветкой, сменными мобилями. Библиотека оснащена различными средствами обучения: видеокниги, аудиокниги, диафильмы; техническим оборудованием в том числе: телевизор, DVD-система, проектор, ноутбук.

На нового читателя заводится формуляр, литература по необходимости выдается на дом. Функция библиотекаря возложена на воспитателя.

Нина Маклагина

Подготовительная к школе группа

Паспорт проекта

Проблема : снижение интереса к чтению в России

Актуальность проекта .

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке . Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям - дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию , которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

Тип проекта : познавательно - творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, работники библиотеки , родители.

По длительности – долгосрочный

Период проведения : сентябрь 2015 года – апрель 2016 года

Цель проекта : способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей , семейным клубом «Почемучки»

Задачи :

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки , детей, родителей;

Сформировать у детей интерес к библиотеке ;

Способствовать зарождению традиции семейного чтения

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Предполагаемые результаты :

пробудить у детей интерес к общению с книгой;

расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека ;

сформировать банк методических материалов по теме проекта ;

пополнить развивающую среду в группе;

повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

установление тесного сотрудничества между социальными партнерами : библиотекой , педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Необходимое оборудование : книги, репродукции иллюстраций знаменитых художников – иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО

Продукт проекта : Сюжетно ролевая игра «Библиотека » ; презентация; досуг «Самая читающая семья»


Перспективный план проекта

Первый этап - организационный (подготовительный) – сентябрь 2015 г.

Деятельность педагога, детей, родителей.

1. Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность;

2. Подбор анкет для родителей и беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга» Участие в беседах

3. Анкетирование родителей «Семейное чтение»

4. Ежедневное чтение произведений художественной литературы

Организация книжного уголка «Мир книги» . Подбор книг с произведениями детских писателей по программе

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки : работа с библиотекой , взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми :

1. Участие в международном конкурсе рисунков к 110-летию А. Барто «Наша Таня громко плачет…» ТЦ «Светлячок» ;

2. Экскурсия в библиотеку ;

3. Консультации для родителей;

4. Визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями , новинками детских журналов ;

5. Викторина по сказкам К. И. Чуковского;

6. Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель» ;

7. Выставка совместных с родителями детских работ по сказкам А . С. Пушкина;

8. Проведение праздника в детской библиотеке «Здравствуй, старый Новый год;

9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка» ;

10. Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки;

11. Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой» ;

12. Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг : Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др. ;

13. Проведение тематического дня в библиотеке «Истории Донского края» ;

14. Праздник «Масленица на Дону» ;

15. Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.


Третий этап работы - завершающий - апрель 2016 г.

1. Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья» ;

2. Конкурс читательских абонементов «Самый читающий ребенок» ;

3. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями;

4. Оформление результатов проекта презентацией , представление презентации проекта детям , родителям, педагогам.



Публикации по теме:

Форум воспитателей Ленинградской области в рамках проекта "Детские сады-детям"организованного партией "Единая Россия"В этом году я принимала.

Группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара заключила договор с филиалом городской библиотеки № 18 о совместной работе по воспитанию детей и привития.

В рамках реализации совместного плана работы с библиотекой № 18, группа № 4 г. МАДОУ № 117 Сыктывкара посетили презентацию «Джозеф Редьярд.

2 апреля в Горбунковском доме культуры состоялось награждение победителей конкурса «Детские сады-детям» «Единой России» в Ленинградской.

Проект «Детские игрушки» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Детские игрушки Состав и возраст проектной группы 24 ребенка группы общеразвивающей направленности.

Программно-методическое обеспечение в МБДОУ «Детский сад «Тополек»

& Общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Васильева М.А., Комарова Т.С.

& Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха» /Г. Г. Григорьева

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

· Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика

· Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

· Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Соловьева Н.И. Здоровый образ жизни. – М.: Школьная пресса, 2007.

· Меличева М. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. – Санкт-Петербург, 2007.

· Шукшина С.Е. Я и мое тело. – М.: Школьная пресса, 2004.

· Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Подготовительная к школе группа детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Н.А. Симон Зимние физкультурные традиции. Для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

· Литвинова Н.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни

· Рукова М.А. Движение день за днем. Комплексы упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Линия-Пресс, 2007.

· Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физические занятия в музыкальном ритме сказок. Волгоград. Издательство «Учитель», 2013

· Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Социально-коммуникативное развитие:

· Казакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

· Петрова В.М., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Вичникова Г.И. Социальное развитие и окружающий мир. – М.: Творческий цент, 2009

· Пелькова Л.А. Развитие игровой активности. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

· Волкова Е. Играем в ученых. – Новосибирск: Сибирский универсальное издательство, 2008.

· Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ Перспектива, 2011.

· Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.

· Кондрыкина Л.А. С чего начинается Родина?. – М.: ТВ Центр, 2004.

· С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: «Творческий центр», 2004 г.;

· В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г.;

· Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры – М.: Обруч, 2011г.;

· О.Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007 г.;

· Т.И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.;

· Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.;

· Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010

· С.А. Козлова Мы имеем право: учебно-методическое пособие для педаг. коллективов ДОУ. – М.: Обруч, 2010 г.;

· Т.В. Шепелева Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – Волгоград: Учитель, 2009 г.;

· Л.Б. Дерягина Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007;

· Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

· Воспитательная система «Маленкие россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007;

· Сахалин – наш общий дом: Из опыта МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Гилерович, Е.В. Шумина. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2009;

· Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: практический журнал, № 4 2010 г.;

· Методист дошкольного образовательного учреждения: научно-методический журнал, № 6 2010 г.;

· Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, № 8 2007 г.;

· Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал, № 2 (67) /февраль/ 2011;

· Игра и дети. Для родителей и педагогов. Журнал, № 6 2007.

Методические пособия

· Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Куцакова Л.В. Конструирование и ручной трудв детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Работа с родителями

· Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Школа Семи Гномов. Четвертый год (12 книг для работы с детьми от трех до четырех лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Пятыйгод (12 книг для работы с детьми от четырех лет до пяти лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Шестойгод (12 книг для работы с детьми от пяти до шести лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Седьмой год (12 книг для работы с детьми от шести до семи лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

& Безопасность: программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Журнал – Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2002.

· Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Белая К.Ю. Как обезопасить дошкольников. – М., 1998.

· Стеркина Р.Б. журнал – Дошкольное воспитание, №3, №4 , 1997

Познавательное развитие:

Продуктивная (конструктивная) деятельность:

Методические пособия

· Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материалав подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Развитие элементарных математических представлений:

Методические пособия

· Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Рабочие тетради

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Плакаты большого формата

· Цвет – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Форма – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Цифры – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Формирование целостной картины мира

Методические пособия

· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: 2002

· Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

· Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

· Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второймладшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Наглядно-дидактическиепособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

· Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Водный транспорт.– М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

· Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия рассказы по картинкам

· Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Репка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Распорядок дня. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Великая Отечественная война в произведениях художников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

& Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева

· Николаева С.Н.Экология в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002

· Николаева С.Н.Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993

· Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006

· Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры. – М.: Новая школа, 1995

· Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

· Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М: Педагогическое общество России, 2005.

· Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005

· Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Здоровый малыш / Береснева З.И.

Речевое развитие

Методические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Занятия с детьми 2-3 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия«Грамматика в картинках»

· Антонимы. Прилагательные. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Говори правильно. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Многозначные слова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Один-много. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Словообразование. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Плакаты большого формата

· Буквы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

Старшая группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Подготовительная к школе группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Методические пособия

· Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Книги для чтения

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

Художественно-эстетическое развитие:

Методические пособия

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005.

· Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Зацепиной. – М., 2005.

· Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.

· Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. – М.:Аркти, 2003.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

· Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках »

· Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Каргополь – народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Филимоновская свистулька. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

· Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Методические пособия:

· Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М., 2004

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Костина Э.П. Музыкальные дидактические игры. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

Начать создание библиотеки я решила с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 24 родителя.

На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.

На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
4 (17%) – познавательную литературу;
4 (17%) – всё.

На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.

На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.

На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 17 родителей (71%) ответили положительно.

Во время общения с воспитанниками подготовительной группы я старалась обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.

Из 16 опрошенных ребят:

10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,

8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,

9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.

На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.

Анализируя анкеты родителей и детей, я пришла к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Для этого в январе 2010 г. была создана библиотека "Читайка" – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, которая будет принадлежать всем сотрудникам, родителям и детям. Пока помещение было выделено небольшое, все книги расположены на 3-х полках (сказки, стихи и познавательная литература), но в будущем планируется создание библиотеки более расширенной, вместительной.

Целью создания библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

Необходимо показывать детям не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата, с книжками "Театр сказок", книгами с плотными картонными страницами.

Мною были созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп с фотографией каждого ребенка.

В этом году я решила создать формуляры на каждого ребенка и дети сами нарисовали сюжет из сказки или сказочных героев.

Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".

Необходимо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Ежемесячно организуется "Книжкина больница",где дети с удовольствием занимаются ремонтом книг, дарят книгам новую жизнь.

Каждую неделю я провожу с детьми различные библиотечные мероприятия, раз в месяц бывает большой интересный праздник. В своей работе применяю различные методы:

Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будут слушать внимательно, какими бы интересными не были произведения.

  • Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы – предлагаю нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет.
  • Лепка – изготовить понравившихся героев из пластилина.
  • Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовую обстановку, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке "оживают" не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, рисуют запомнившиеся сюжеты. Ребятам очень нравится просто рассматривать картинки, общаться друг с другом.

Основным принципом Образовательной программы детского сада "Пингвин" является комплексно-тематический, где за основу взят примерный календарь праздников. Работу библиотеки я планирую в соответствии с годовым планом МДОУ "Пингвин" (Приложение 1).

Дважды в год детский сад проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги" – в октябре, приуроченная к Международному дню библиотек и в мае – к Общероссийскому дню библиотек. Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки. Периодически я принимаю активное участие в родительских собраниях МДОУ. Одно из выступлений – презентаций можно увидеть в Приложении 2 .

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

Сказка – любимый литературный жанр детей нашего детского сада. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло.

На творческих занятиях "Сочиняйка" мы с ребятами сочиняем новые сюжеты, обсуждаем, каждый высказывает свое мнение и сочиняем все вместе новые сказки (Приложение 3).

Эти занятия очень нравятся детям, и они занимаются с удовольствием. По окончании творческой работы дети зарисовывают сказку.

На библиотечных занятиях по изучению родного края мы работали над созданием "Азбуки Ямала" для детей, по которой дошкольники могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с животными, птицами, обитающими в нашей местности и народами, населяющими наш край. Около трех месяцев дети с удовольствием подбирали материал для создания азбуки и по окончании работы они рисовали на тему "Наш дом – Ямал!" (Приложение 4).

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх- драматизациях, библиотечных праздниках.

Разработанная система работы и сотрудничества дошкольного учреждения и родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития детей за два года существования библиотеки повысился у детей старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики таковы:

Мониторинг качества знаний по речевому развитию подготовительной группы на начало и конец 2010-2011 г учебного года.

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №1 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №1 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 9-45% 10-50% 11-55%
Средний уровень 10-50% 10-50% 9-45%
Низкий уровень 1-5% - -

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №2 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №2 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 6-26% 7-30% 9-39%
Средний уровень 16-70% 16-70% 14-61%
Низкий уровень 1-4% - -

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа в библиотеке МДОУ поможет нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.

«Книга – лучший друг» Проект работы детского клуба «Читай-ка»

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинск Красноярский край

Описание работы: детский клуб «Читай – ка» организован на базе библиотеки ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с целью воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Великое творение человека – книга – стимулирует воображение, интеллект, развивает речь, знакомит ребенка с окружающим миром. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души.
Актуальность: Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Книги – отличное средство, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. В то время, как малыш читает про персонажей, неважно вымышленных или реально существующих, постепенно начинает формироваться мировоззрение, все проблемы становятся решаемыми. Кто-то умный сказал, что чтение книг – отличная возможность путешествовать по миру. Великое творение человека – книга – стимулирует и воображение, и, что очень важно, интеллект. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души. Но если книга будет пылиться на полке, никакого положительного эффекта, само собой, ждать не следует!

Сроки реализации в течение учебного года
Участники проекта: воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.

Цель: воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
- знакомить детей с разнообразием художественных жанров, приобщать к чтению книг разной тематики;
- развивать культуру чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.

Предполагаемый результат:
- развитие у детей интереса к художественной литературе разных жанров;
- умение выбирать книгу, понимать её содержание и художественные особенности, давать оценку произведению;
- умение бережно относиться к книге.

Формы и методы работы:
- литературная гостиная;
- литературные вечера;
- тематические недели;
- викторины;
- беседы;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
- конкурсы чтецов;
- литературные игры и праздники;
- экскурсии;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- акции.

Работа с родителями (законными представителями):
- Консультации:
«Если ребенок не хочет и не любит читать»;
«Почему детям необходимо читать книги»;
«Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»;
«Воспитание будущего читателя».
- Анкетирование:
«Мама, папа, я – читающая семья».

План реализации
Сентябрь
1. «Дом наставлений и советов» - экскурсия по библиотеке, знакомство со структурой библиотек.
2. «Яркий мир твоих любимых книг» - выставка детской литературы, знакомство с разнообразием литературных жанров.
3. «Куклы – это тоже дети, но только сказочной страны» - выставка кукол – персонажей детских произведений.
4. «Мой любимый сказочный герой» - художественное творчество.
Октябрь
1. «Хлеб – всему голова» - беседа по теме, обзор литературы.
2. «Книги разные нужны, книги разные важны» - рассказ о структуре книг (обложка, страницы, переплет, иллюстрации).
3. «Книга пришла в детский сад – будет радовать ребят» - беседа о разнообразии художественных жанров (закрепление).
4. «Стихотворения – чудный театр» - поэтический вечер стихов об осени.
Ноябрь
1. «Как появились первые книги» - беседа с просмотром презентации.
2. «Как изменялась книга» - викторина.
3. «Я – человек, у меня есть права» - познавательно-игровая программа с героями знакомых сказок.
4. «Материнское сердце» - конкурс чтецов, посвященный Дню матери.
Декабрь
1. «Ель встречает нас с тобой» - слайд - шоу
2. «Читаем вместе, читаем вслух» - игра – путешествие по зимним сказкам.
3. «Добрый дедушка Мороз» - мультшоу.
4. «Новый год шагает по планете» - просмотр обучающей программы «Уроки тетушки Совы».
Январь
1. «Вслед за волшебным клубком» - фольклорный вечер с использованием загадок, прибауток, потешек, поговорок.
2. «По дорогам сказки» - читательский час.
3. «Что за прелесть эти сказки!» - КВН.
Февраль
1. «День былинного богатыря» - чтение былин, просмотр мультфильмов.
2. «Береги здоровье смолоду» - спортивный час.
3.«Русский солдат умом и силой богат» - конкурсная программа.
4. «Скажем зимушке: «Прощай!» - литературный час.
Март
1.«Весенняя капель» - конкурс чтецов о весне.
2. «В тридесятом царстве, книжном государстве» - тематическая неделя
- «Посвящение в читатели» - открытие недели детской книги;
- «Будешь книги читать – будешь много знать» - викторина;
- «Книга жалуется» - акция;
- «Книги – юбиляры» - выставка книг – юбиляров года;
- «Лидер семейного чтения» - закрытие недели детской книги.
Апрель
1. « Вреднюшкины советы» - час веселых стихов.
2. «Тайна третьей планеты» - игровая программа.
3. «Зеленая сказка» - игра – викторина по произведениям о природе.
4. «Малахитовая шкатулка» - литературные чтения.
Май
1. «Никто не забыт, ничто не забыто» - час мужества.
2. «Твой друг – журнал» - информационный обзор детской периодики.
3. «Наш край родной богат и славен» - конкурс чтецов.
4. «Книги, с которыми весело» - литературная гостиная по творчеству современных писателей.
Июнь
1. «Страна по имени Детство» - акция, посвященная Дню защиты детей.
2. «Лето в поэзии русских классиков» - поэтический вояж.
3. «Встречи с ученым котом» - викторина по сказкам А.С. Пушкина.
4. «Россия – Родина моя» - патриотический час ко Дню России.