Дарим цветы        18.06.2019   

Как помочь первокласснику. Какие выплаты положены первокласснику малоимущим и многодетным семьям

Погружение в учебный процесс у первоклашек происходит не сразу: у кого-то адаптация к школе занимает больше времени, у кого-то меньше, на изменения в жизни и в своем распорядке дети тоже реагируют своеобразно. Родителям надо поддерживать в ребенке желание стать школьником. Следует рассказать ему, как мама и папа были маленькими и тоже были первоклассниками, что им нравилось в школе. Если ребенок не занимался в своей будущей школе в подготовительной группе, ему хорошо бы устроить экскурсию. Ничто так не страшит, как неизведанное, поэтому, походив по школе и посмотрев свой класс, столовую, спортивный зал, он поймет, что ему нечего бояться. Один из главных моментов подготовки к школе – это объяснение будущему первокласснику школьных норм и правил, обсуждение с ним его прав и обязанностей. Если ребенок умеет подчиняться правилам, понимает их необходимость и целенаправленность, ему будет легче учиться в классе и общаться с одноклассниками. Облегчит первые учебные дни составленный первоклассником и его родителями распорядок дня. Четкое соблюдение распорядка, необходимость его придерживаться приучат малыша к порядку, научат ценить собственное время. Родителям стоит помогать будущему ученику в его желании добиться успеха, чаще его хвалить, но, если что-то не получится, объяснить, что все имеют право на ошибку.

В течение первого месяца мальчики и девочки перестраиваются на новый для них учебный режим, привыкают к нагрузкам и школьным требованиям. Здесь очень важны понимание родителей, их поддержка. Без них ребенку труднее освоиться в школьной жизни и достичь желаемых результатов и успехов в учебе. В целом период привыкания к школе занимает в среднем от 2 до 6 месяцев, но именно первый месяц, сентябрь – наиболее трудный и ответственный. От ребенка требуется много усилий. Школа, занятия, учитель, одноклассники – ко всему нужно привыкать и приспосабливаться. Самое тяжелое испытание для многих детей – это сидеть за партой определенное время, когда не только нельзя побегать, попрыгать, поговорить, а еще нужно думать над заданиями и отвечать на вопросы. Нельзя отвлекаться, нужно слушать, что говорит учитель. Все это является своеобразной психологической бурей, требует максимального напряжения всего детского организма, длится обычно первые 2–3 недели. Очень тяжело приходится детям, не посещавшим детский сад , мало общавшимся с ровесниками, не имеющим братьев и сестер. Им кажется, что уроки долгие, переменки слишком короткие, требования учителя непомерно большие. Сложно приходится, если в классе подобрали детей с разной степенью подготовки к школе. Иногда в силу сложившихся обстоятельств попадают дети психологически не совсем готовые к школе, они даже обращаются к учителю с вопросом о том, когда же они будут играть. А рядом, за соседней партой находится ребенок с высоким уровнем развития познавательных и интеллектуальных процессов, и, когда одноклассники преодолевают первые трудности в учебном процессе, он сидит и откровенно скучает, что тоже вносит дисбаланс в процесс обучения. Очень трудно адаптироваться застенчивым, боязливым детям, детям с высоким уровнем тревожности, им трудно одним, расставшись с мамой и бабушкой. Нарушается привычный ритм их жизни, что является для них почти стрессовой ситуацией. Детям, привыкшим находиться в центре внимания, кумирам семьи часто очень трудно первое время в школе. Им кажется, что никто ими не интересуется, одноклассники и учитель не обращают на них внимания. Состояние таких детей тоже тревожное, эти ощущения переживаются ими очень болезненно.

Как родители могут помочь первокласснику

В этот сложный период для первоклассника очень многое зависит от родителей. Нужно бережно и внимательно относиться ко всему, что происходит в жизни ребенка, о чем он рассказывает, независимо от того, важное ли это, по вашему мнению, событие или пустяковое. Для ребенка в этот период жизни все события имеют одинаково большое значение. Если у первоклассника возникают проблемы с учебой, стоит разобраться вместе с учителем, по какой причине это происходит, уметь поддержать его, ободрить, посочувствовать, помочь не решением задачи, а объяснением, как сделать так, чтобы она была решена. Нужно не подсказывать, а словами подвести ребенка к нахождению правильного решения задания.

Конечно, многое зависит от взрослых, родителей, преподавателя. У первоклассника могут возникнуть трудности в отношениях с одноклассниками. Объяснения, что другие ребята так же сейчас тревожатся и беспокоятся, и дальше вам идти вместе по школьной дороге, и даже ни один год, могут помочь. Лучше научить ребенка улаживать конфликты сейчас, не оставляя их на завтра. Иногда малыш не видит выхода, а вместе с родителями эту проблему можно легко и просто решить.

Трудностью является то, что ребенку сложно вставать по утрам, особенно после летних месяцев. Сложно бывает сконцентрироваться на уроке, на выполнении домашнего задания, думать о школьных делах. В начале сентября в школе детей привлекает друг с другом, уроки им кажутся длинными. Детскому организму требуется время для перестройки на новый режим дня, ему нужно привыкнуть к другому распорядку. Задача родителей – помочь ребенку настроиться на учебный режим, помочь выбрать оптимальный путь для решения этого вопроса. Нужно следить, чтобы малыш не нарушал режим дня, включая выходные дни. Будить ребенка стоит с улыбкой на лице. Если он не просыпается, не нервничайте, будьте спокойны. Если не встает сразу, на следующий день лучше начать будить на несколько минут раньше, чем начинать утро с замечаний. Когда он проснулся, не подгоняйте его и не дергайте по пустякам.

Переход от отдыха к занятиям желателен все-таки постепенный и плавный, иначе у ребенка быстро появится усталость, что скажется на успеваемости и здоровье.

Адаптация к школе не может быть быстрой, но и плохо, когда она затягивается . Несобранность, неправильное распределение сил влияют на процесс обучения и могут стать не временным явлением, а постоянным.

Первоклассника в первый месяц учебы лучше провожать в школу и забирать после уроков. Если есть такая возможность, то не стоит отдавать ребенка в продленку в первое время. По дороге в школу стоит беседовать на отвлеченные темы или обсуждать вместе окружающий мир. Не нужно в это грузить малыша нравоучениями и советами. Хорошо бы внимательно выслушать ребенка. Показатель адаптации школьника – это его настроение. Если он идет в школу радостный, с желанием, то адаптация скорее всего проходит нормально. При появлении нежелания идти в класс малыш грустный и задумчивый, посещает школу с неохотой. Тогда надо выяснить причину. Это тревожный сигнал для родителей и учителя, надо менять ситуацию.

Нужно стараться рассчитать время, необходимое первокласснику для сборов в школу. Если он не успевает, лучше в следующий раз дать ему больше времени на сборы, только не нужно упрекать и ругать малыша. Завтрак ребенку, конечно, нужен, но если он категорически отказывается от него, то не надо его принуждать. Отсутствие аппетита может быть следствием эмоциональной перегрузки. Лучше постараться провести эти несколько минут с малышом, обнять его и успокоить. Можно постараться готовить его любимые блюда. Если и это ничего не изменит в ситуации, ребенок продолжает отказываться от завтрака, просто давайте ему его с собой. Вместе с другими ребятами он вполне сможет его съесть за компанию.

Подходя к школе, стоит пожелать ему удачи. Скажите, что любите его, подбодрите. Впереди у первоклассника трудный день. Не нужно никаких наставлений, никаких указаний, только пожелания удачного дня.

Встречая ребенка после уроков, не стоит дергать его и засыпать вопросами.

Если первоклассник молчит, нужно дать ему расслабиться, потом он все расскажет. Если школьник огорчен, не стоит сразу допытываться о причинах, скорее всего он расскажет позже, а если настаивать на откровенности, то может вообще замкнуться. Бывает, наоборот, ребенок эмоционально возбужден, стремится что-то рассказать родителям, а маме с папой некогда слушать. Всегда надо найти минутку и все спокойно выслушать. Малыш выговорится и успокоится. Все то, что он рассказывает, очень важно, к каждому пустяк нужно относиться серьезно.

Не стоит обещать первокласснику какое-либо (особенно материальное) вознаграждение за хорошую учебу . Стимул будет временный и внешний, и у ребенка не выработается стойкой внутренней мотивации к учебе. Он будет думать не о том, что результаты его учебы важны в первую очередь ему самому, у него может сложиться неправильное представление о цели учебы. Он может подумать, что учится за вознаграждение. Метод «кнута и пряника» самый древнейший вид мотивации деятельности, иногда в каких-то отдельных случаях имеет место быть. Сейчас все больше считается лучшим воспитанием воспитание без наказания, но у нас в современном обществе скорее до сих пор применяют именно метод «кнута и пряника», т. е. поощрение, или похвала, и наказание, или критика. Если родители все-таки применяют к первокласснику этот метод, стоит помнить о том, что, прежде чем поругать, покритиковать маленького школьника, сначала похвалите его, вспомните обо всех его дошкольных и, может быть, уже школьных заслугах, сколько труда ему пришлось вложить в свои знания. Услышав похвалу, малыш захочет исправить свои ошибки как можно быстрее, а еще и будет благодарен родителям.

Первоклассник, хотя и уже школьник, на самом деле еще все тот же малыш, поэтому не стоит ему запрещать играть, а можно даже самим родителям играть с ребенком. Полчаса, проведенные вместе, способны творить чудеса. Ребенок знает, что он любим и дорог.

Всем родителям хочется, чтобы их сын или дочь учились хорошо, имели глубокие знания, но не каждый ребенок способен на это. Завышенные требования, предъявляемые родителями с амбициями, приводят к тому, что у маленького школьника повышается чувство тревожности, теряется уверенность в себе, страдает самочувствие и даже могут возникать чувство страха перед школой, перед учителем, перед родителями, боязнь не справиться с учебной ситуацией. Такому ребенку дальше учиться будет все тяжелее.

Сложно определить, но тем ни менее придется узнать «границы» возможностей ребенка, узнать его способности. Не стоит огорчаться, если они не соответствуют родительским ожиданиям, их представлениям о собственном ребенке. Конечно, нужно настраивать первоклассника на успех, достижений необходима. Но если у него что-то не получается, необходимо суметь объяснить, что в жизни бывает всякое и жизнь не всегда состоит из одних побед, удач, успехов и счастливых случаев, бывают и поражения. Главное – не расстраиваться, не теряться и верить, что даже невозможное возможно, и даже если ты совершил ошибку, может быть, и серьезную, всегда есть возможность все исправить, пусть и не сразу.

Не надо пугать маленького школьника страшными последствиями , которые случатся, если, он не захочет учиться, если ему не все удается. Всегда надо соизмерять свои родительские желания с возможностями ребенка. Нужно любить его таким, какой, он есть, верить в него.

В Америке проводились исследования среди самых гениальных и знаменитых людей. Выявлялись закономерности воспитания, искалось что-то общее в их детстве, то, что бы объединяло этих успешных людей в различных областях. Среди них были актеры, физики, музыканты и политики. Было выявлено одно обстоятельство, один общий фактор: это вера матерей в своих детей, в их способности, возможности, в человеческие качества. Вера этих матерей была настолько сильна, что не изменялась ни от каких воздействий и ни при каких обстоятельствах. Поэтому мамам первоклассников необходимо верить в своих детей, они будут более уверены в себе, смогут достичь больших успехов.

Этой осенью родители имеют право поучаствовать в программе Помощь многодетным семьям для первоклассников — 14000 рублей. Это удобно для семей с недостаточным уровнем финансов. Программа поддержки касается всех городов Российской Федерации, различается только сумма выплат на семью.

Кому полагается данная помощь

Данная материальная помощь предназначается семье со статусом малоимущая, которая по определенным обстоятельствам не может предоставить школьнику необходимые принадлежности.

Малоимущими считаются те, кто имеет ежемесячный доход, не достигающий прожиточного минимума, при этом ребенка содержать полностью нет возможности. Действующее законодательство четко определяет родителей, которых относят к требующим выплат. Претендуют на государственную помощь такие слои населения:

  • Лица, доход которых менее минимальной заработной платы.
  • Если детей воспитывает только мать или только отец.
  • Если в семье более трех малышей, вне зависимости от возраста.
  • Если одного из родители обязали служить.

На юридической практике уполномоченные службы проверяют не наличие членов семьи, а то, какую получает один человек заработную плату. Для определения того, могут ли лица получить выплаты, проводится небольшой подсчет: суммируется заработная плата каждого члена и разделяется на общее количество совместно проживающих лиц.

Если в результате не достигается прожиточный минимум, установленный регионально, значит, семью можно отнести к малоимущим и она претендует на поддержку со стороны государства для школьника.

Какую поддержку предлагают первоклассникам

Если финансы на семью не достигаются минимума, а в семье есть будущий первоклассник, действующее законодательство предусматривает две разновидности различной государственных выплат. В текущем 2017 году имеют лица право получить:

  1. Единовременную материальную поддержку перед поступлением в учебное заведение.
  2. Каждый месяц помощь на покупку принадлежности из канцелярии.
Первая разновидность выдается каждому нуждающемуся в размере 14 тысяч рублей. Но эта сумма не точная, так как на региональном уровне определяется разный бюджет. Если в семье не один первоклассник, то государство равномерно распределяет каждому сумму.

Данная материальная помощь получается при помощи прошения в письменной форме, хотя бы один родитель, попечитель или опекун малыша обращается в службу по социальным выплатам с прикреплением по месту проживания, следует подать такую документацию:

  • Паспортные данные.
  • Личная документация ребенка.
  • Перечислить всех членов семьи.
  • Документация, полученная в региональном отделении по социальному развитию, подтверждающая, что материальная поддержка по отношению к дошкольнику не производилась в другом месте. Действует в тот момент, если лица, проживающие в семье, зарегистрированы по другому адресу.
  • Сведения из учебного заведения, которые подтверждают, что ребенок начинает обучаться с 1 сентября.
  • Личный счет, куда будут приходить деньги.

Сроки обозначаются до момента начала учебного года в первом классе. Подать нужные сведения необходимо в течение полугода с начала учебы.

При этом в данном случае выплачивается сумма единовременно, школьник будет учиться еще долго. Ему на протяжении года нужно купить много канцелярских товаров, одежду, так как дети быстро растут. Законодательно устанавливается вторая разновидность финансовой государственной поддержки — оплата приобретенных канцелярских товаров.

Ее производят каждый месяц, но в меньших размерах, чем при единоразовом получении. Полагается такая поддержка малоимущим и .

Комплект документации в этом случае тот же.

Но сроки оформления не настолько лояльные, в этом варианте следует подать всю необходимую документацию до конца декабря.

На территории Российской Федерации много подобных граждан, которые в этом году на свои сбережения собирают несовершеннолетних первый раз в школу. На государственном уровне делается все необходимое для того, чтобы был упрощенный процесс назначения соответствующих выплат.

Получение осуществляется каждой семьей, которой они нужны, если сборы в учебное заведение первоклассника ударяют по семейным финансам, то следует обратиться в отделение по социальному финансированию с прикреплением к адресу проживания.

Когда получается финансирование

Денежные средства для первоклассника назначает государство с момента подачи прошения от родителя в соответствующий социальный орган, а родителями могут они получаться с 1 августа по 1 декабря этого года.

Получить выплаты на первое сентября и подать заявление в социальные органы имеет право:

  • официальный родитель дошкольника;
  • усыновитель;
  • опекун или попечитель.

Следует помнить, что граждане, которые подали заявление на данные выплаты, могут нести ответственность за предоставление заведомо ложных сведений насчет семьи. Если документация окажется фиктивной или сведения недостоверны, то лица, которые их предоставили, должны выплатить штрафные санкции в сумме, которая установлена на законодательном уровне.

Как помочь первокласснику хорошо учиться.

(беседы для родителей)

· Подготовка к школе.

1. Истоки школьных проблем.

2. Пора ли в школу?

3. Чему и как учить до школы.

· Ребенок идет в первый класс

1. Адаптация к школе - что эта такое?

2. Здоровье и школьные нагрузки.

3. Режим первоклассника.

· Школьные проблемы детей и родителей.

1. Со всех сторон - трудности.

2. Что случилось с подчерком?!

3. Семейные проблемы и школьные трудности.

4. Понять и помочь.

ИСТОКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Что же такое готовность к школе? Из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее...

Может быть, нечего им засиживаться дома, пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов. Не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению. Труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно- психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых детей к школе плохо успевают! Значит. Борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только не успевающие, не готовые дети, но и хорошо успевающие. Эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем- ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень высокой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к разного рода расстройствам. Этим детям необходимы особые, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть, важно только знать и учитывать особенности ребенка на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Для значительного числа « неготовых» детей режим детского сада лучше, чем в школе, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И через год учиться ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной программе трехлетнего обучения.

Исследования показывают: больше всего не готовых детей в возрасте 5 – 5 с половиной лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6 с половиной лет - 32%. В 7- летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет...

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры_ у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни - школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья.

Все это, конечно, еще не отношения к новому виду деятельности , не отношения к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требование учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать (а в школе этого делать нельзя).

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивнее общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специально исследования психологов показали: в игре - эксперименте, когда задания, которое давалось детям, можно было выполнить, только если дети договорятся друг с другом, многие из них вообще не обращали внимание на партнера. Всё их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стремились, другие не могли найти нужного взаимодействия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли предварительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия оказался скорее исключением, чем правилом...

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, так же не всем детям присуще: не мало таких. Кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого не внимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из - за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность - слабые, не развитые возможности управления внимание и запоминанием. Умение и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются. Как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой - либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... а вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойду впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно выразить формулой: « Он столько знает, а учиться не может!» Увы, определять готовность к школе лишь по запасы сведений и знаний - вечная ошибка и родителей., и, что гораздо хуже, учителей! Услышав от педагогов или еще от кого - то сведущего, что необходимо условие готовности к школе - знать то - то и то - то, родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать, запихивают в него все возможные сведения. Не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды, работая в школах, нам доводилось встречать таких детей.

Вот малыш, плохо произносящий несколько звуков, захлебываясь словами и не понимая смысла, читает: «Как ныне сбилаеться свещей Олег отместить нелазумным халазам..». А был еще один эрудит: знал все созвездия, но не знал на какой улице живет. Третий словно выучил наизусть энциклопедический словарь, но не способен даже на несколько минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит пол года - и их обгоняют тем, кто не умел ни читать ни считать, часто они словно не слышать учителя, если он не обращается непосредственно с ним, то есть не работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. Они быстро теряют интерес к учебе, если учитель не обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать: примерно с середины е первого учебного года учиться им становиться все труднее и труднее. А родители не могут понять в чем дело.

Хотите еще примеров? Ну вот хотя бы такой. При отборе детей в школу учительница записала в сой класс девочку, которой на первое сентября было 5 лет и 4 месяца. «Я была потрясена, - рассказывала учительница,- ребенок так много знал, он мне стихи читал и сказки Ершова рассказывал, и считал... В детский сад девочка не ходила, дома с ней занимались все - и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Обещали и в дальнейшем мне помогать. Я и согласилась. Хотя чувствовала, что и мне, и ребенку будет трудно, но сформулировать это четко ни себе, ни родителям не смогла. Видела, что ребенок не может сосредоточиться очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки (мы беседовали в игровой), а и внешне она была очень маленькой, худенькой. Тогда я не спросила родителей о здоровье ребенка, а оказалось, что « От малейшего дуновения ветерка» он простужается и болеет. Же в октябре мама заметила, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость на то, что в школе трудно, часто утром вставала и говорила «Сегодня у меня выходной, в школу не пойду». А сейчас просто беда, девочка совершенно не усваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, стала раздражительней, часто без причины начинает плакать» .

И здесь пришлось долго убеждать папу, маму и бабушку (все они пришли с ребенком) , что девочка гораздо лучше будет провести этот год дома, ей нужно больше прогулок на воздухе, закаливающие процедуры, а не сидение за уроками. Надо дать ей окрепнуть, больше уделить внимание развитию координации движений рук (лепка, рисование, работа с мелкими деталями конструктора, вышивание). Хорошо бы отдать ребенка в какую - нибудь физкультурную секцию - это позволит повысить его двигательную активность и будет способствовать контактам со сверстниками (девочка растет в окружении взрослых). К счастью, родители прислушались к нашим советам, и в следующем году адаптация к школе прошла совершенно безболезненно. Сейчас девочка учиться хорошо.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания. Представления о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, от чего и почему.

Конечно, наивно надеяться, что наши советы дойдут до всех, тем более «трудных» родителей. Но все же чаще бывает, что ребенок из трудной семьи не полностью заброшен, о нем заботятся если не мама, так хоть бабушка. Вот для тех, кто заботится, а так же и для школьных педагогов, которые всегда могут оценить такую ситуацию, хотим показать ее на примере.

Илья поступил в школу в возрасте 6 лет 4 месяца. В детский сад не ходил, воспитывался бабушкой, а родители мальчика жили отдельно, навещали его редко. Отец страдал алкоголизмом; беременность и роды у матери были тяжелыми. В первый год жизни Илья был очень беспокоен: постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел. В развитие ребенка отмечалась задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова - только к трем годам.

При поступлении в школу он был излишне подвижен, не понимал правил поведения на уроке: вставал, ходил по классу, залезал под парту и сидел там, играя машинкой, сосредоточенно работать мог не больше пяти минут. Запас знаний и сведений, которыми он владел, не соответствовал возрасту: он не имел понятие, где живет, кем работают его родители, ничего не знал о временах года. Заметно была и задержка речевого и моторного развития. Такому ребенку нужно было бы еще год провести в детском саду, ему необходим был комплекс упражнений для выправления речевого и прочих отставаний. А он остался в школе (в детском саду не было место), а потом - на второй год, но так и не смог освоить школьную программу. Решением медико - педагогической комиссии ребенок был переведен в специальную школу. А ведь при специальной коррекции, проведенной во время, такого развития событий, можно было бы избежать..

Попробуем сделать некоторые обобщения.

И так, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления! Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим ребенком (особенно на первом году жизни). такой ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не только. Главное, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнение и пожеланием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию, и будет самым трудным для таких детей в школе.

… до школы Толя с детьми почти не общался. Мама старался подобрать ему « подходящих» друзей, но сними он играть не хотел. Толе много читали, учили писать, считать, покупали различные игры, все его желания исполнялись беспрекословно. Он склонен был рассуждать, употребляя незнакомые слова. А при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое отрицательное число». Если ребенок не знал(а в большинстве случаев так и было), Толя быстро делал вывод «мне с ним не интересно, он ничего не знает» . не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми; ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись...

Конечно, родители были уверенны: они хорошо подготовили ребенка к школе. И учительница оставалась довольной при вступительном собеседовании. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать сними в контакт, даже из класса стремиться выйти, выждав момент, когда его никто не заденет. В тоже время ему хотелось показать, как много он знает, и поэтому на уроке он мог перебить ученика и учительницу, вставив фразу (не всегда подходящую по смыслу) для того, чтобы привлечь к себе внимание. Скоро ребята стал дразнить его воображалой, умником. Изо всего этого из-за сложности с педагогом(своими репликами Толя часто просто мешал вести урок), а так же из-за двигательной неловкости и связанных с ней трудностями с письмом мальчик совершенно потерял интерес к школе. И стал заметно отставать. А к тому же(как следствие неудач) появилась плаксивость, агрессивность .

Вот тогда мама с Толей обратились к нам за помощью. Очень долгий разговор был с мамой... Она никак не хотела признать ошибки в воспитании ребенка. Нам с трудом удалось убедить ее, что сыну вовсе не нужны те обширные знания, которые она старалась дать ему. И трудности обучения не от того, что «учительница к нему придирается, не любит его», а от того, что мальчик не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, что не учили его работать да еще ненароком воспитали не уважение и пренебрежение к людям. Так вот, вроде бы из лучших побуждений, но движимые ложные идеи «уединенного развития», взрослые создали ребенку целую гору трудностей... А ведь первое, о чем стоило бы подумать им: школа - учреждение общественное; и здесь важнейшее - это умение работать вместе с другими и строить с этими другими(учителями и детьми) отношения сотрудничества.

А что же делать с теми, кому же семь, но они все равно не готовы к школе? Во - первых, им лучше учиться по программе четырехлетней начальной школы; во - вторых, необходим так называемый щадящий режим в семье и непременная коррекционная работа . Таким детям вторую половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимо; два - часовой дневной сон, 2,5-3- часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности(11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости лечение.

Опыт показывает: у многих детей начало систематического обучения вызывает своего рода»ускорение» . поэтому решить, где будет лучше ребенку - в школе или еще год в детском саду,- не просто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с трудностями... Главное, знать и помнить: первое - дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе - психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что должны знать родители о здоровье своего ребенка и что можно и необходимо сделать, чтобы его укрепить, избавиться от тех или иных нарушений еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Постоянные ОРВИ, грипп, ангины , бронхиты - это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции - это серьезно, а простуда - нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний (а особенно они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических, заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушения поведения, и как следствие, низкой успеваемости в школе. Болеющего часто ребенка отличишь сразу среди многих детей: он бледен, мало активен, плаксив, у него может быть длительное повышение температуры, плохой сон и аппетит, быстрая утомляемость. Получается как бы замкнутый круг, острые болезни могут порождать хронические, а хронические нарушают нормальное развитие.

Сплошь и рядом до школы встречаются заболевания зубов; к 6-7 годам от 80 до 90 процентов детей имеют кариозные зубы, почти у половины обнаруживаются аномалии к деформации зубо - челюстной системы. А ведь дело не только в зубной боли: ангины, хронические тонзиллиты, заболевания сердца и сосудов, почек, суставов, органов пищеварения в определенной степени развиваются под влиянием болезней зубов.

Очень распространенны заболевания ЛОР - органов(уха, горло, нос). Почему же так нежелательны эти заболевания для будущих школьников? Затрудненное дыхание через нос возникает из - за значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и другие органы (и в головной мозг тоже) и приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в итоге - к учебным незадачам и отставанию.

Очень важно знать про состояние зрения детей. Среди поступающих в первый класс около 4% детей уже имеют близорукость , и в дальнейшем от года к году их зрение продолжает ухудшаться. В последнее время все более пристальное внимание уделяется детям, которые составляют группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие органов зрения может нарушиться, и, таким образом создаются условия для быстрого роста близорукости.

У вашего ребенка повышенный риск развития близорукости, если у него обнаружены:

Слабая дальнозоркость (недостаточный запас дальнозоркости); эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений;

Эммитропия, близорукость, а так же дальнозоркость, если родители страдают близорукостью; эти дети требуют еще более строго ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений.

Существуют простейшие упражнения, которые целесообразно проводят во время занятий дома: быстрый перевод взгляда с близкого до удаленного объекта и обратно с интервалом 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей бывает связано с их осанкой. Очень часто дети с плохой осанкой страдают близорукостью. Да и вообще каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет здесь проблемы_ асимметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях - искривление позвоночника (сколиоз). Дела с осанкой у наших детей не очень хорошие. А приводит к этим нарушениям родительская беспечность - взрослые не обращают внимания, в какой позе сидит ребенок перед телевизором, за каким столом рисует, играет с конструктором, как ходит, бегает.

И наконец, такая сторона детского здоровья, о которой много говорят, но так неохотно советуются с врачом,- это психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. В итоге через несколько месяцев надо решать, что делать с ребенком дальше... И может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Попытаемся разобраться: что же представляют собой такие дети? Часто ли встречается подобное? Являются ли для них неизбежными школьные трудности? И когда надо было им оказывать помощь?

Нарушения нервно - психического здоровья, о котором мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Мы уже говорили, что среди причин нарушения нервно- психического здоровья ребенка наиболее часто встречаются такие, как тяжелое течение беременности или родов матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарств. Родовая травма у ребенка, его частые болезни, особенно до года, любое воспаление, ушиб или отравление- все это может нанести удар по его лишь формирующейся нервной системе.

Один из вариантов общей нервной ослабленности - так называемая невропатия. Ее проявления многообразны:

Повышенная нервная чувствительность, склонность к эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

Быстрая утомляемость при повышенной нервно - психической нагрузке, а так же при шуме, духоте, ярком свете;

Нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; ребенок плохо засыпает; у него нет потребности в дневном сне);

Нарушения типа энуреза, тиков и заикания. Если родители наблюдают у своего ребенка нечто подобное (вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица)- необходимо идти к врачу немедленно, чтобы еще до школы провести курс лечения. Иначе, непролеченные, эти заболевания получают от школьных нагрузок такой толчок, последствия которого отзовутся и на здоровье ребенка, и на возможности успешного обучения.

Увы... Даже заботливые мамы, которые согласны показать ребенка любому врачу, к детскому психоневрологу и психиатру идут с большой неохотой и опаской. И только в том случае, когда нет другого выхода... А уж если такое случилось, при беседе с врачом не очень - то стараются откровенно говорить о своих трудностях, пытаются как-то помягче представить поступки, поведения ребенка, что - то оправдать, что - то сгладить. И это все из опасения, что ребенка поставят на учет, не примут в престижную школу и т. д. В подобных случаях родители думают о чем угодно (о «чести мундира», о том, чтобы «быть как все и не отставать от людей»), только не о судьбе ребенка. Не могут они понять: скрывая от врача истинное состояние сына или дочери, обрекают их на обучение непосильных условиях, ставя их здоровье под угрозу срыва. И в итоге часто оказывается так, что забеспокоились лишь тогда, когда помочь ребенку бывает невероятно трудно..

Доброе время суток ! Сегодня хочу затронуть тему : какие выплаты положены первокласснику малоимущим и многодетным семьям . В большинстве регионов России по прежнему сталкиваются с проблемами малоимущих семей . Не зависимо от места жительства будь это большой город , либо маленькая деревенька , проблема малоимущих , многодетных , а также семьи в которых ребенок воспитывается одним лицом остается актуальной и по сей день . Эти семьи имеют полное право на от государства .

Одной из категорий по таким пособиям является помощь родителям у которых ребенок идет первого сентября в первый класс . Кто может претендовать на такое пособие и на какую сумму .

Кто в праве получить пособие первокласснику

Данный вид материальной помощи предназначен малоимущим семьям , которые по каким либо причинам не в состоянии обеспечить своего ребенка всеми не обходимыми вещами для поступления в школу . К огромному сожалению некоторые люди из числа населения во многих регионах получают зарплату меньше чем прожиточный минимум . И при такой зарплате собрать школьника просто не под силе . А так же на выплаты первоклассника могут рассчитывать следующие семьи :

  • Семья с маленьким бюджетом
  • Семья состоящая из двух лиц (ребенок — мама или папа )
  • Семья с двумя и более детьми
  • Семья , отец у которой отправлен в армию

Однако государство все таки смотрит не на состав семьи , а на прожиточный минимум на человека . Посчитать это совсем легко и просто , нужно сложить общий доход каждого из семьи и разделить на количество человек в семье , результат и будет прожиточным минимум на одно лицо . И если он окажется ниже чем прожиточный минимум в Вашем регионе , то Вы вправе претендовать на помощь первоклассника от государства .


Виды выплат пособия первокласснику

Если Ваша семья является малоимущей и с низким доходом , то существует два основных вида детского пособия :

  1. Едина разовая помощь при поступлении малыша в 1 класс
  2. Ежемесячная помощь денежных средств на покупку

Касаемо вида номер один , то его могут получить все виды семей , нуждающихся в материальной помощи . Такой вид выплат предоставляется 1 раз и сумма зависит от региона .

Учитывается тот факт , что если в 1 класс идет не один ребенок , то пособие выдается на каждого ребенка отдельно

Для получения такого пособия родителю (маме или папе ), либо опекуну нужно обратиться в отдел пособия и социальных выплат по месту Вашего проживания и предоставить документы :

  • Личный паспорт
  • Справку о составе семьи
  • Справку о том , что данное пособие не получено ранее . Нужно тем кто из родителей проживал в другом городе , регионе
  • Справка со школы , подтверждающая , что малыш действительно пошел в школу с этого года с первого сентября в 1 класс
  • Предоставить реквизиты на которые переведут выплаты

Данная подача заявки рассматривается в течении полугода с того момента как ребенок поступил в 1 класс

Но ведь это всего лишь едино разовое пособие , а ребенку ведь учиться и учиться дальше . Как же быть ? А для этого и существует второй вид пособия – ежемесячный . Специально на покупку для школьных принадлежностей . Такой вид естественно в разы меньше . Для получения такого пособия следует так же обратиться в отдел пособия и социальных выплат и предоставить документы :

  • Паспорт плюс копия
  • Справка , подтверждающая , что Вы многодетная семья , а также справка о доходах плюс копии
  • Свидетельство о рождении ребенка
  • Справка о принятии в 1 класс
  • Если документы собирает и приносит уполномоченный представитель , то ему необходимо предоставить паспорт и копию
  • Если ребенок воспитывается опекуном , то ему нужно принести справку о подтверждении , что он на самом деле является опекуном

Сроки рассмотрения сокращены по сравнению с первым вариантом . Документы желательно предоставить не позже 31 декабря текущего года .

Текст: М. Салина, психолог

Менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть, сколько хочешь, и слушаться старших. А сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности.

Порой родители теряются – как облегчить чаду процесс привыкания к школе? Вроде бы и на развивающие занятия ходили, и нужные разговоры разговаривали, но достаточно ли этого? С другой стороны – усиленная родительская опека детям тоже не особый помощник. Кого из мам порадует перспектива пройти школьный курс обучения еще раз, каждый день, делая уроки, заучивая стихи и собирая за ребенка портфель…

Что же полезного можно посоветовать родителям?

Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе

Покупка канцтоваров и учебников, организация рабочего места, - это неотъемлемая часть работы по осознанию ребенком происходящих в его жизни изменений.

Совет: Помните, что вы покупаете не просто ручки, тетрадки, спортивную обувь или портфель. Положительные эмоции от таких подготовительных ритуалов помогут снизить тревожность, сделают неизведанный мир школы более близким, знакомым и нестрашным.

Составляйте распорядок дня

Даже если ребенок ходил в детский сад и знает о режиме не понаслышке, распорядок дня с поступлением в школу сильно меняется. И для некоторых ребят такие перемены могут стать непростым испытанием. Избежать развития страхов опоздать, не успеть, забыть, научить первоклассника распределять свои силы и нагрузку, избегать переутомления, поможет расписание.

Совет: Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклашка будет чувствовать себя увереннее. Оно – хороший помощник в воспитании дисциплины. Со временем ребенок научится распределять время и силы самостоятельно. Не нужно настаивать на составлении наглядного расписания, если ребенок справляется без него.

Первокласснику необходимо соблюдать режим дня!


Важно помнить: Лучший отдых – это смена вида деятельности. Старайтесь чередовать занятия ребенка таким образом, чтобы разные виды деятельности сменяли друг друга. Это поможет избежать переутомления.

В расписание стоит включать только основные режимные моменты, например: уроки в школе, выполнение домашнего задания, кружки и дополнительные занятия. Не стоит обозначать в расписании «свободное время», «время для игр», ведь первоклассник – это маленький ребенок, он всегда играет, игра для него – главная деятельность, и делать из него пародию на взрослого не нужно. Расписание должно быть достаточно гибким, можно использовать съемные карточки, которые легко менять местами.

Учите ребенка самостоятельности

Ответственность и самостоятельность первоклассника тесно сплетаются, когда речь заходит о подготовке домашнего задания, заботы о личном рабочем месте, собирании портфеля и т.д.

Совет: Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него: научить ребенка правильной организации пространства и времени – Ваша задача. Но делать это нужно ненавязчиво и вместе с ребенком, а не за него.

Учите ребенка организовывать пространство. При выполнении первого в жизни домашнего задания, ребенок может испытывать организационные трудности. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

Не забывайте играть!

«Школьник», бесспорно, серьезное звание. Но в 6-8 лет ребенок еще маленький и для нормального развития ему необходимо продолжать играть.

Совет: Школа не означает автоматического взросления. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и способ активного познавания мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.

Уважайте авторитет учителя

Учитель для первоклассника – авторитет, человек, который значит для ребенка действительно много. Такая сильная привязанность помогает первокласснику усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребенка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя.

Совет: Если Вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.