Комнатные растения        09.04.2019   

Нравственно патриотическое воспитание детей средней группы. Годовой план работы по патриотическому воспитанию в средней группе. Л.Толстой «У бабки была внучка»

Галина Капустина
Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)

Планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию

средняя группа

Сентябрь

I Образ Я 1 Беседа «Для чего человеку имя?» - разв-ть представление о своей индивидуальности.

2 «Назови ласково» - восп -ать добрые отношения между детьми

3 Разыгрывание ситуаций «Как помириться» -находить способы выхода из конфликтов.

II Семья 1 «Мой брат-первоклассник» -составление рассказов детей о подготовке своих родных к учебному году.

2 Беседа «Вспоминая лето» -беседа о летнем семейном отдыхе.

3 Ситуация общения «У бабушки в деревне» - обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.

4 Выставка семейных фотографий «Отдых»

III Детский сад 1 Экскурсия по детскому саду- повторение правил поведения в разных помещениях сада.

2 Прослушивание песен о детском саде.

3 «Двор детского сада» -знакомить детей с участками детского сада; вос-ть желание поддерживать порядок на них

4 Беседа «Моя группа » -обмен впечатлениями о пребывании детей в д/с

IV Город, Страна 1 Беседа «Сторона родная» - восп -ть любовь к малой Родине.

2 «Осень в России» - рассматривание иллюстраций природы

3 Целевая прогулка по улице «Улица города» -расширить представление о городе

4 Решение проблемной ситуации «Как появился мой дом» -расширить представления об истории возникновения домов

I 1 «Полное и неполное имя» -разв-ть представление о дружбе.

3 «Правила игры» -восп -ть культуру соблюдения правил в коллективных играх.

4 «На что я обиделся…» -разв-ть культуру общения между детьми.

II 1 Рассказы детей о членах своей семьи- понятия «члены семьи и её значением»

2 Изготовление поделок «Домашние питомцы» -прививать любовь к дом. животным.

3 Акция «Поможем птицам зимой» -восп -ть потребность участвовать в совместных делах.

4 Чтение стихов о членах семьи-прививать любовь к родным.

III 1 Цикл бесед «Кого мы называем добрым» -развивать представления о взаимоотношениях в группе .

2 Чтение «Правила поведения для детей. Детский сад» -разв-ть культуру поведения

3 «Моя любимая игрушка в д/с» -разв-ть умение выражать чувства через рисунок.

4 С/р игра «По дороге в детский сад» -вызвать желание посещать д/с, учить детей запоминать дорогу в д/сад, называть его адрес.

IV 1 Знакомство с русскими народными играми- прививать любовь к родной культуре.

2 «Мой родной город» -знакомство с достопримечательностями родного города.

3 Цикл бесед по иллюстрациям «Богатство родной страны» - Вос-ть бережное отношение к природе родного края.

4 «Моя улица» Экскурсия - закрепить знания детей об улице, познакомить с близлежащими улицами.

1 Игра «Кто Я?» -составление рассказов о себе

2 «Мой домашний адрес» -знакомиться с особенностями своей семьи.

3. Беседа «Если честный ты…» -воспитывать такие нравственно -этические чувства как честность, благородство.

4 «За этим языком не поспеешь босиком» -развивать культуру общения.

II 1 Разыгрывание ситуаций «Как поднять настроение маме (папе) »-воспитывать любовь к родителям .

2 Беседа «Что значит любить родителей?» -восп -ть любовь и отзывчивость к близким

3 Заучивание потешек о домашних питомцах-знакомить с народным творчеством.

III 1 «Заботливые люди» -воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей-воспитывать привычку заботится о младших.

3. Беседа «Соблюдаем режим дня» -развивать представление о ЗОЖ.

4. С/р игра «Детский сад»

IV. 1 Чтение стихов о родной природе-воспитывать любовь к Родине .

2 Беседа «Кто делает город лучше» -познакомить с профессиями людей, участвующих в благоустройстве города.

3 Инсценировка русской народной сказки- прививать любовь к культуре.

4 Знакомство с русской избой-расширить представления о быте народа

I. 1. Составление рассказов «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» - воспитывать доверительные отношения в группе .

2. Ситуативное общение «Хорошее настроение» -воспитывать позитивное отношение к окружающим.

3. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить

в детский сад?»-развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупреждать возникновение зависти, злости

4. Беседа «Мои таланты» -формировать позитивное отношение к себе и своему полу

II.1. «Каждый при деле» -знакомство с домашними обязанностями членов семьи.

2. Объяснение пословиц о семье-расширить представление о семье, её значении.

3. «Маша варежку надела…» -познакомить с увлечениями членов семьи

4. Беседа о новогодних традициях семьи.

III. 1 Экскурсия на кухню детского сада-познакомить с профессиями работников кухни.

2. Тренинг «Накрой на стол правильно» -воспитывать привычку выполнять свои обязанности.

3. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» -воспитывать чувство гордости за свой д/с.

4. «Как мы разговариваем» -развивать умение общаться со взрослыми в д/с.

IV.1. Слушание русских народных песен- прививать любовь к родной культуре.

2. Рассматривание иллюстраций кукол в национальных костюмах-расширять знания о национальных костюмах.

3. Беседа «Транспорт нашего города» -дать детям представление о транспорте, правилах поведения в транспорте.

4. Просмотр слайдов «Растения и животные нашего района»

I 1 Беседа «Друг в беде не бросит» -расширить представление о дружбе

2 С/р игра «Почта» -закреплять знание своих адресов, ФИО детей.

3.«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?» -расширить знания об основных качествах мужской и женской личности.

4 «Поможем бабушке Федоре» -воспитывать аккуратность в выполнении дел.

II.1. Выставка семейных фотографий «Зимние каникулы» -способствовать развитию семейных традиций

2. Разыгрывание ситуаций «Вечер в семье» -воспитывать любовь к своей семье.

3.«Бабуля, дедуля» -рассказы о пожилых родственниках.

4. «Как появилась моя семья» -знакомство с родословной семьи.

III. 1. Экскурсия в прачечную-воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

2. Акция «Гирлянда Дружбы» - участие в коллективных делах.

3. Беседа «Все на праздник» -развивать культуру поведения.

4. С/р игра «Поварята»

IV.1. Рассматривание иллюстраций «Мой город зимой» -развивать умение любоваться красотой своего города

2. Просмотр мультфильмов о родной армии- воспитывать чувство гордости за российскую армию.

3. Игра «Где живет перо Жар – птицы?» -познакомить детей с народными приметами и с обычаями.

4. Фотогалерея «Такая разная Россия» -расширить и углубить знания о многонациональной Родине. Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.

I. 1. Обсуждение иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо» -формировать у детей опыт правильной оценки поступков.

2. «Как Маша стала большой» -воспитывать самостоятельность , желание помогать взрослым.

3. Придумывание сказки «Моё королевство» -способствовать осмыслению жизненных ценностей ребёнком.

4.. «Решение противоречий» -развивать умение принимать обдуманные решения

II 1. Конкурс рисунков «Профессия моего папы» -расширить представления о профессиях мужчин

2. Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи» -воспитывать любовь к своей семье.

3. Изготовление подарков для пап, дедушек.

4. Выпуск газеты «Наши защитники» -воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.

III 1.«Речевой этикет» -знакомить с правилами ведения беседы с людьми.

2. «Покормите птиц» -вос-ть заботливое отношение к обитателям территории сада.

3. «Читая книгу» -познакомить с многообразием книг и правилами обращения с ними.

IV 1 Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» -познакомить с русскими героями, защитниками.

2 Фестиваль чтения стихов «День защитников Отечества» -воспитывать желание защищать свою Родину, слабых.

3 Работа в книжном уголке «У обелиска» -познакомиться с памятниками войнам ВОВ родного города

4 С/р игра «Мы солдаты» - вос-ть чувство долга, желание защищать свою Родину

I. 1 Беседа «Кривляние» -форм-ть нравственно -этические качества детей.

2. Викторина «Сколько на свете вежливых слов» - повышать культуру общения

3. «Что будет, если…» -разв-ть умение предвидеть последствия своих действий.

4. «Конкурс красоты» -разв-ть культурно-гигиенические навыки, умение критично оценивать внешний вид.

II 1. Беседа «Моя мама самая лучшая, потому что…» -вость чувство гордости за маму.

2. Изготовление подарков для мам

4. Игра-ситуация «Встречаем гостей»

III 1.«Мои обязанности в д/с» - развивать желание помогать няне. Воспитывать заботливость , ответственность.

2. Акция «Помоги малышам» -привлечь к оказанию помощи в уборке участка

3. «Поздравляем от души» -изготовление подарков работникам д/с.

4. Составление рассказов и фотоальбома о д/с.

IV 1. Рассматривание альбомов с русскими игрушками- прививать любовь к культуре.

2. «Приди, весна, с радостью» -разв-ть интерес к русским традициям, фольклору.

3. Беседа «Международный женский день»

4. «На дорогах города» - закрепить правила поведения на дорогах города.

I 1. Беседа «Я хотел бы стать…» -расширить представление о профессиях.

2. Рассказы детей «Моя любимая игрушка» - вызвать желание делиться

3. «Азбука вежливости» -обыгрывание ситуаций общения

4. «Какие бывают дети» - форм-ть умение оценивать поведение

II 1. Совместная с родителями прогулка по центру города-развивать общие интересы в семье.

2.«Чем пахнут ремёсла» -формировать отношение к труду взрослых.

3. Составление фотоальбома «Наша дружная семья» -вызвать чувство гордости за свою семью.

4. Ситуация общения «Моя семья» -обогащать знания о примерах мужского и женского поведения в семье

III 1. Беседа «Наши любимые игры» -развивать интерес к играм в д/с.

2. «Книжкина больница» -воспитывать привычку следить за состоянием игр и книг в группе .

3. Участие в трудовом десанте «Сделаем наш садик красивее» - воспитывать желание помогать взрослым.

4. С/р игра «Я-воспитатель »

IV 1. Работа в книжном уголке «Русские народные сказки»

2. Рассказ воспитателя «Русская матрёшка»

3 .Беседа «День космонавтики» - расширить представление о космосе и космонавтах.

I 1. Ситуация общения «Что такое горе?» -вос-ть чувство сочувствия

2. «Я в мире природы» -расширить представление о неотделимости человека от природы

3. «Меняющиеся человечки» -разв-ть умение контролировать своё поведение.

4. Тренинг «Мимика и жесты» - разв-ть умение определять настроение человека

II 1. Конкурс рисунков «Мы гуляем с родителями»

2. «Мы стоим у обелиска» -рассказ о походе к памятникам ВОВ

3. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ

4. Просмотр презентаций «Война в истории моей семьи» -разв-ть чувство патриотизма, гордости за своих родных.

III 1. Изготовление иллюстраций «Русские народные сказки»

2. Беседа «Дети войны» -расширить представление о необходимости защищать свою страну.

3. Трудовой десант «Клумбы вокруг д/с»

2. Выпуск газеты «Они защищали Родину»

3. Экскурсия в садовый музей воинской славы-познакомить с историей ВОВ.

4. «Посмотри ка хорош край, в котором ты живёшь» - составление альбома иллюстраций природы весной

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее нравственности и культуры.

Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитателю детского сада приходится решать сразу несколько задач:

  • Сформировать у каждого дошкольника активный интерес ко всему живому вокруг, заложить основу экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
  • Воспитывать у детей чувство красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов. Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом.
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни. Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.

Старшая группа

У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ

Сентябрь

Мой город

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

Составление письма заболевшему товарищу.

Целевая прогулка к почтовому ящику.

Просмотр видеофильма «Наш город любимый».

Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?».

Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом».

Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка».

Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона».

Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним.

Экскурсия на почту за посылкой.

Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали».

Изготовление атрибутов к игре «Почта».

Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу.

Аппликация «Почтовый ящик».

Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая».

Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон».

Художественная

литература

«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская)

Октябрь

Природные и культурные объекты города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятие «Река Кама».

Слушание рассказа «Наши реки».

Экскурсия на набережную Кама.

Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны.

Целевые прогулки по близлежащим улицам.

Волшебные картинки «Улица города».

Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки».

Лото «Город», домино «Мой город».

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.

Наблюдение за работой дворника.

Уборка листьев.

Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) .

Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки».

Конструирование моста из строительного материала.

Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны.

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин)

Ноябрь

Город и село

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом».

Беседа о труде хлеборобов.

Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни».

Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия.

Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома.

Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине.

Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине.

Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица».

«Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек».

Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе».

Песня «Строим дом».

Прослушивание записей народных мелодий.

Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка».

Художественная

литература

«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) .

Декабрь

Транспорт нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям».

Сравнение автобуса и трамвая.

Наблюдение за светофором.

Слушание рассказов о транспорте.

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города».

Наблюдение за работой транспорта.

Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?».

Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…».

Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили».

Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи».

Наблюдение за трудом шофера.

Беседа с шофером детского сада.

Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик».

Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками».

Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта.

Конструирование транспорта из строительного материала.

Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) .

Инсценировка с правилами дорожного движения.

Досуг «Знай правила дорожного движения».

Художественная

литература

«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) .

Январь

Архитектура нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений.

Оформление альбома «Архитектура нашего города».

Экскурсия к строящемуся дому.

Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?».

Наблюдение за трудом маляра, строителя.

Беседа по картине «Маляр».

Аппликация «Строим дом».

Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику».

Конструирование «Домик из бревнышек».

Рисование «Домик для куклы».

Конструирование из строительного материала «Домики».

Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) .

Развлечение «Кто в домике живет?».

Художественная

литература

«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире».

Февраль

Воинская слава россии

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах».

Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия».

Слушание рассказа о российском флаге.

Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам.

Посещение музея боевой техники.

Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

«Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?».

Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких.

Помощь папе в трудовых действиях.

Рисование «Портрет папы».

Лепка «Значок в подарок».

Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет».

Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) .

Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) .

Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) .

Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) .

Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) .

Художественная

литература

«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков)

Март

Русская матрешка

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятие «Такие разные матрешки».

Рассматривание матрешек.

Сравнение матрешек и определение их настроения.

Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) .

Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?».

Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) .

Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки».

Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам».

Аппликация «Разноцветные матрешки».

Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка».

Частушки о матрешке.

Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) .

Развлечение «Матрешка ждет гостей».

Художественная

литература

«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов)

Апрель

Городская и сельская природа

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения».

Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) .

Наблюдения за катерами, лодками.

Просмотр видеофильма о природе города, села.

Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе.

Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк.

Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы».

Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички».

Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку».

Уборка мусора на участке.

Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу.

Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе».

Лепка «Мы гуляем», «На лугу».

Конструирование из природного материала.

Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) .

Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!».

Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) .

Развлечение «Солнышко - ведрышко».

Художественная

литература

Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) .

Достопримечательности нашего города

Деятельность

Познавательная

Игровая

Трудовая

Продуктивная

Художественно-речевая

Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов».

Экскурсия по городу.

Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов».

Просмотр видеофильма о городе.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов».

Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) .

Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города».

Аппликация «Флажки для украшения летнего участка».

Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) .

Слушание музыкальных произведений о родном городе.

Художественная

литература

«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова)

Лариса Жукова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)

Опыт работы

Тема : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников »

Группа : Средняя

Воспитатель : Жукова Лариса Веньяминовна

МБДОУ «Детский сад № 3 «Петушок д. Ясенцы»

«Нравственно-патриотическое воспитание в средней группе »

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина , патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, поселку семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также используем методическое пособие Е. Ф. Купецковой «Человек на родной земле» .

Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками , но и то, как меняемся в результате такой деятельности сами мы - педагоги и родители, какие открытия делаем для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее. Ведь давно доказанный факт, что бы мы, не говорили, как бы, не объясняли детям, но только личный пример способен по - настоящему повлиять на модель поведения ребенка.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. В этом ДОУ помогает специально созданный «уголок старины» «русская изба» . Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы. А возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. В «Горнице» проводятся занятия по ознакомлению с предметами русского быта, чтение русских народных сказок, театрализованные представления.

Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Лучшее средство для этого – праздники и развлечения, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это :

Народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города; День поселка

Международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

Православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

Бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Посещение и поздравление участника ВОВ (прабабушки воспитанника )

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является экскурсия совместно с родителями к памятнику павшим воинам где каждый год организуется концерт и возложение цветов и венков. Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому одним из методов работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. Разработали проект» Моя прабабушка участник Великой Отечественной войны» «Никто не забыт, ничто не забыто» . В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу, оформили альбомы» Наши земляки – участники ВОВ» создали выставку «Подвиг великих воинов» , предложили детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших в Великой битве. Проделанная работа позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.

Данный проект стал доброй традицией в нашем детском саду.

В этом году мы, продолжая работу по патриотическому воспитанию , реализовали краткосрочный проект на тему : «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным поселком». Под творческим названием «Моя малая Родина»

Цель проекта :

Создание условий для воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем, поселком.

Задачи проекта

Формирование знания о родном поселке, доступные пониманию представления о достопримечательностях и традициях поселка.

Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста к окружающему миру;

Воспитание патриотизма , любви к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с историей родного края – это первая ступень в развитие патриотизма, поскольку родной поселок для них является малой родиной.

Тип проекта : образовательный

Вид проекта : краткосрочный, групповой

Участники проекта дети среднего дошкольного возраста

Основные виды детской деятельности : познавательная и совместная сродителями.

Методы работы : наглядные, словесные, практические.

Приемы работы : показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание

Принципы работы : научность, доступность, систематичность, наглядность.

предполагаемый результат :

Целенаправленная и систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с родным городом, поселком, предполагает следующие результаты :

Сформируются зачатки патриотических чувств, знаний о родном поселке;

У детей повысится интерес к окружающему миру и истории родного поселка.

Проект включает в себя три этапа :

Подготовительный этап – постановка целей, задач, выбор методов и приемов работы

Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана) ;

Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

В ходе реализации проекта были проведены мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром : познакомили с достопримечательностями родного Поселка, с названиями улиц. Продолжали работу по формированию у детей представлений о родном доме, улице, которые являются частью родного города, поселка. Тема художественной изобразительной деятельности - «Вот наша улица, вот наш родной дом» . На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений закрепляли знания детей о домашнем адресе и сформировали знания о том, что дома бывают разные по величине из разного материала.

В игровой форме дети рассказывали о своих домах сказочному гостю - любопытному ежу.

Художественное творчество (лепка) на тему «Животные родного края» была направлена на формирование у детей знаний животных, обитающих в наших местах, воспитания любви и бережного отношения к окружающей природе.

Стремились раскрыть перед детьми красоту родного поселка. В процессе беседы «За что я люблю свою семью» . Знакомили с традициями через рассматривание традиций на примере отдельных семей.

Показали, что любовь к своему городу, дому можно выразить в стихах, рисунках и фотографиях. Стихи были выбраны авторов. Несколько стихов было прочитано «взрослых» , понятно, что для понимания ребенка 4 -5 лет, они были сложны. Но дети слушали внимательно, непонимание некоторых слов и метафор компенсировалось мелодичностью и выразительностью.

На заключительном этапе было проведено коллективное художественное творчество совместно с родителямидетей «Мой поселок.

Так же в рамках нравственно-патриотического воспитания в группе действует долгосрочный проект «странички нашей жизни» портфолио группы Самые значимые события из жизни наших воспитанников оформляются в фото альбоме, который будет вестись до выпускного бала наших ребят. На выпускном будет подготовлена большая презентация «Как все начиналось…» . Ребята и родители смогут окунуться в атмосферу трогательной ностальгии, проникнуться теплыми чувствами и к саду в целом и друг к другу.

Данная работа по воспитанию патриотических чувств у детей продолжается и в ходе кружковой работы. В группе альбом «Наш край» , где дети знакомятся с достопримечательностями г. Павлово на Оке, растениями и животными, встречающимися именно в нашем крае. Учатся любить природу, оберегать и защищать ее. В данном направлении работа только начата, но ребята проявили неподдельный интерес к темам, рассматриваемым на НОД. Наперебой рассказывают о тех животных, которые они встречали, когда бывали на природе вместе с родителями. У всего этого есть еще один положительный момент. Помимо познавательного развития у детей обогащается эмоциональный опыт. А, как известно, эмоциональная память самая крепкая память у детей. В, последствии, став взрослым, они будут помнить тот эмоциональный опыт, который получили от общения с родителями, с природой, социумом. А эта положительная эмоциональная память и будет являться фундаментом патриотизма. То есть любви и уважения к родителям, к малой родине, стране.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивитие у дошкольников внутренней активности, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствование воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан.

Мячина Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №394"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе"
Дата публикации: 09.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование по патриотическому

воспитанию в соответствии с ФГОС в средней

группе.

Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. 2. Чтение стихов и рассказов о семье. Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. 3.Рисование на тему «Моя семья» Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками. 4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. 2. Чтение стихов о детском саде. Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. 3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых. 4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края 3. «Флаг России» Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. 4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры. Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси – лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара. Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. 2. История названия города Самара. Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; 3 Прослушивание песен и стихов о родном городе. Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада) Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм» Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник; 2. Рисование «Укрась сарафан» Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности. 3. «Русская изба» Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль: «Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера» Цель: Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства. 2.«Наша матрешка» Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству. 3. «Защитники Отечества». Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. 4.Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей» Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей. 2. Изготовление подарков маме. Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме. 3. Пение песен о маме, чтение стихов. Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. 4. Рисование портрета «моя мама» Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма) Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. 2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты». Конструирование космического корабля. Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. 3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений. 4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить пространственное расположение геометрических фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Воспитывать любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае. Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. 2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда. Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность. 3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов. Цель: Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. 4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.