Дарим цветы        02.07.2019   

Проект по правилам дорожного движения. Проект по ПДД «Безопасная дорога

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Пояснительная записка

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.

Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Актуальность:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. За 9 месяцев 2014 года на улицах городов и дорогах Республики Татарстан было зарегистрировано 319 ДТП с участием детей, в которых 11 детей погибли и 348 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких ДТП уменьшилось на 30 происшествий (-8,6%), количество погибших – на 5 детей, количество пострадавших – на 11 детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами. Программа Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах, Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Проблема:

  • Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в стране в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» характеризуется как «национальная катастрофа».
  • Возникающие в связи с этим проблемы требуют разработки и внедрения профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей, пропагандистской работы с семьями воспитанников.
  • Дети – особая категория участников дорожного движения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения.

Цель проекта:

Задачи проекта:

  • Познакомить с правилами поведения на дороге, дорожными знаками и сигналами светофора.
  • Формировать навыки безопасного поведения на дороге у детей через практическую деятельность.
  • Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
  • Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях.
  • Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
  • Развивать формы сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями.
  • Улучшить материально-техническое обеспечение с целью повышения качества обучения, .совершенствовать учебно-методическую базу.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный
  • Поисковый
  • Аналитический
  • Практический
  • Презентационный
  • Контрольный

Основные методы реализации проекта:

  • Внушение. Дети младшего дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
  • Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

  • Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).Поэтому важно окружить детей положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
  • Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

  • Поощрение . Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность

Формы и средства работы с детьми:

Познание.

Занятия:

  • «Дорожные знаки»;
  • «Светофор и его сигналы»;
  • «Переход улиц и перекрёстков»;
  • «Зачем нужны дорожные знаки»;
  • «Правила перехода регулируемого перекрёстка»;
  • «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка»;
  • Игра – занятие «Поле чудес»;
  • «Поможем Буратино» интегрированное занятие.

Целевые прогулки:

  • «Пешеход»;
  • «Пешеходный переход»;
  • «Перекрёсток»;
  • «Наблюдение за работой регулировщика на перекрёстке».

Чтение художественной литературы:

  • А. Северный «Светофор»,
  • Р. Миннуллин «Светофор»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • А. Калинина «Как мы переходили улицу»,
  • С. Маршак «Милиционер»,
  • С. Прокофьев «Мой приятель – светофор»,
  • И. Серяков «Законы улиц и дорог»,
  • Я. Пишумов « Посмотрите, постовой»,
  • Я. Пишумов «Пешеходный светофор»,
  • О. Бедарев «Азбука безопасности»,
  • О. Бедарев «Если бы»,
  • В. Кожевников «Светофор»,
  • С. Михалков «Шагая осторожно»,
  • С. Михалков «Бездельник - светофор»,
  • С. Михалков «Если свет зажёгся красный»,
  • С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,
  • Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу»,
  • А. Кривицкая «Тайны дорожных знаков»,
  • Р. Бабина «Азбука дорожной безопасности».

Социализация.

Дидактические игры:

  • «Домино» (дорожные знаки),
  • «Виды перекрёстков»,
  • «Дорожные знаки»,
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «Найди такой же знак»,
  • «Собери дорожный знак»,
  • «Островок безопасности»,
  • «Пешеходы и водители»,
  • «Дорожное лото»,
  • «Найди лишний»,
  • «Учусь быть пешеходом»,
  • «Найди картинку к дорожному знаку»,
  • «Перекрёсток».

Подвижные игры:

  • «Юный пешеход»,
  • «Игры с мячом»,
  • «Пешеходы и автомобили»,
  • «Светофор»,
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «По длинной извилистой дорожке»

Сюжетно-ролевые игры:

  • « Светофор»,
  • «Поездка на дачу»,
  • «Я шофёр»,
  • «Перекрёсток»,
  • «Водители и пешеходы»

Художественно-творческая деятельность:

Выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков»,

Аппликация «Транспорт»,

Лепка «Светофор»,

Рисование «Моя любимая машина»,

Создание макета «Наш перекрёсток».

Работа с родителями.

Работу с родителями можно проводить в разных направлениях:

  • Анкетирование;
  • Стенд «Правила поведения на дороге»;
  • Консультации специалистов;
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Родительское собрание «О дорожно-транспортном травматизме»;
  • Кроссворд для родителей «Трактор»;
  • Памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;
  • Папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми.
  • Агитация через стенгазеты «Дорога требует дисциплин» и «Светофорик»;

Наши фотографии с мероприятий по ПДД:

Ожидаемые результаты:

  • Оснащение развивающей среды в группе для обучения детей ПДД;
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения;
  • Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
  • Установление прочных связей с ГИБДД;
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Анкета для родителей

«Я и мой ребёнок на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.

Нужное подчеркнуть

1. Ваш ребенок знает:

Название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

Свой домашний адрес не полностью.

2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

Пешком;

На транспорте.

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;

Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

4. Кто научил ребенка соблюдать Правила?

Детский сад;

Сами родители;

Бабушка, дедушка.

5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?

Ежедневно;

Иногда;

Очень редко;

Не говорим на эту тему;

Другие ответы.

6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

Мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность - садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне;

Мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пасса жиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

8. Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?

Всегда соблюдаю;

Не всегда;

Не соблюдаю.

9. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

Нет;

Иногда бывает, когда спешим;

Не обращаем внимания на светофор и на машины.

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного

поведения на улице:

Будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;

Будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;

Неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.

Консультация для родителей

«Правила дорожного движения»

Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании и соблюдении правил дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что дети часто оказываются в аварийных ситуациях на улицах нашего города.

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем.

Население растет, всё больше людей приобретают автомобили для личного пользования. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Зачастую ребенок не понимает реальной опасности, которая грозит ему на дороге, поэтому и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.

Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся, но помните - одних объяснений совершенно недостаточно! Во время каждой прогулки с детьми учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Важно, чтобы родители были примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.

Переходя дорогу, держите ребёнка за руку.

Не перебегайте дорогу, идите спокойно.

Не разговаривайте когда выходите на проезжую часть, это отвлекает ребёнка.

Переходите дорогу только на зелёный цвет светофора.

- «Пешеходный переход»- место для перехода проезжей части, объясните это ребёнку.

Из пассажирского транспорта выходите первыми.

В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому что может сбить машина.

Дети должны играть только на детских площадках, но не на проезжей части.

Объясните детям, что в городе можно ходить только по тротуару. По нему ходят спокойным шагом, придерживаются правой стороны тротуара.

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице.

Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть. Дети должны запомнить правила дорожного движения и следовать им.

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах детей сами нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте дорогу в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Однако, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что необходимо посмотреть налево и направо и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют нерегулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

Родители, помните, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Улица для ребенка – это сложный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей, и главная наша задача – научить его безопасно жить в этом мире!

Уважаемые родители! Помните!

Дети учатся соблюдать правила дорожного движения, беря пример с членов своей семьи и других взрослых. Особенно пример родителей учит дисциплинированному поведению на дороге. Поэтому,

учите своих детей соблюдать правила дорожного движения и будьте примером для подражания!

Берегите своих детей!

Памятка № 1 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать; ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  • Из автобуса, троллейбуса, таки выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Памятка № 2 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

  • Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание.
  • Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть - остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Памятка № 3 для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Ваш ребёнок - пассажир

Правила:

Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности сами и объясняйте ребёнку, для чего это нужно делать, Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристегиваться ремнём безопасности или садиться в детское удерживающее устройство (автокресло)

Дети до двенадцати лет должны находиться в салоне автомобиля в детском удерживающем устройстве - автокресле, соответствующем их возрасту, весу и росту. Если комплекция ребёнка затрудняет его размещение в автокресле, можно применить (частичное удерживающее устройство) дополнительную подушку - бустер, которое используется в сочетании со штатным ремнём безопасности, проходящим вокруг туловища ребёнка, при этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку, не соскальзывая на шею.

Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.


Ольга Белоцерковская

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.

В процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения должны быть включены все воспитывающие детей взрослые, с которыми дети взаимодействуют не только в детском саду, но и дома: воспитатели, специалисты, родители. Важно, что к активному участию в обучении детей привлечены их родители, которые играют решающую роль не только в силу своего статуса, но и потому, что их собственное поведение в дорожном движении является для детей примером для подражания.

В нашем новом ДОУ, которое было открыто в октябре 2011г., был составлен план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на учебный год. Затем, в 2012-2013 учебном году был разработан долгосрочный проект по ПДД «Мои друзья – дорожные знаки». В создании проекта принимали участие зам. зав. по ВМР, педагог-психолог, воспитатели, дети и их родители.

Проект по ПДД

«Мои друзья – дорожные знаки»

Одно из направлений работы нашего детского сада – обучение детей правилам дорожной безопасности.

С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах нами был разработан образовательный проект «Мои друзья – дорожные знаки», в реализации которого приняли участие дети старшего дошкольного возраста их родители и педагоги.

Наименование проекта

«Мои друзья – дорожные знаки»

Актуальность Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Цель проекта Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи проекта

Структура проекта

Актуальность проекта

Тип проекта

Участники проекта

Цели и задачи проекта

Ожидаемый результат

Основные направления работы

Этапы и мероприятия по реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Сроки реализации проекта

Результат

Актуальность темы

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста -это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: «Мои друзья – дорожные знаки».

Тип проекта:

Долгосрочный

Групповой

Информационно-ориентированный

Участники проекта: администрация ДОУ, воспитатели, специалисты, дети, родители.

Цель проекта:

Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

6. Провести мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы, проанализировать полученный результат.

Ожидаемый результат:

Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД;

К окончанию проекта ребёнок должен:

Знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки;

Координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

Вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

Совершенствовать исследовательскую деятельность детей.

Основные направления работы:

1. Мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы

Зам. зав. по ВМР, воспитатели

2. Анкетирование родителей

Воспитатели

3. Диагностика детей (метод 3-х вопросов)

Воспитатели

4. Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала

Воспитатели

5. Составление перспективного плана, разработка дидактического материала

Воспитатели

6. Беседы, чтение художественной литературы, выставка книг по данной теме

Воспитатели

7. Обыгрывание проблемных ситуаций

Воспитатели

8. Презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД

Воспитатели, родители

9. Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»

Родители, дети

10. Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения

Воспитатели, дети

Ноябрь – март

11. Изготовление макета микрорайона

Воспитатели, дети

Январь – февраль

12. Коллективное составление сказки «Жил – был светофор»

Воспитатели, родители, дети

13. Акция по раздаче листовок в группах.

Цель: пропагандировать безопасность движения в дошкольном учреждении»

Ноябрь – март

14. Кукольный театр

Воспитатели, дети

Ноябрь – март

15. Анкетирование родителей

Воспитатели

16. Развлечение «Светофория встречает гостей!»

Воспитатели

17. Мониторинг знаний правил безопасности поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе детей подготовительной к школе группы, проанализировать полученный результат

Зам. зав. по ВМР, воспитатели

18. Подведение итогов

Воспитатели

Этапы и мероприятия реализации проекта

1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений, наблюдение за движением транспорта и работой водителя, знакомство с литературными произведениями С. Михалкова, Н. Носова и др.)

2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое:

Конституция Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Декларация прав ребенка;

Правила дорожного движения;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - Утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. №2562;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.2660-10

Научно-методическое:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

Годовой план работы;

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на учебный год;

Пособия «Дорожные знаки»; «Безопасность на дорогах»; «Дорожная безопасность»

Наглядно-демонстрационные материалы «Дорожные знаки»; «Дорога детям»; «Правила безопасности дорожного движения дошкольников»;

Методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Материально-техническое:

Уголки в группах по ПДД;

Библиотека методической и художественной литературы;

Наглядно-дидактические пособия;

Медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения».

Кадровое:

Повышение квалификации педагогов;

Привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.

Информационно-содержательное:

Создание информационного банка данных:

Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д. ;

Форм работы с родителями;

Консультаций для педагогов;

Сбор текущей информации о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов);

Функционирование проблемных семинаров, практикумов;

Проведение консультаций;

Контроль за проведением занятий по ОБЖ;

Проверка документации педагогов;

Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;

Систематическое оформление информационного стенда.

Результат: Ребёнок со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения.

Поставленные задачи мы решали через мероприятия, которые вошли в этапы проекта. Совершая очередную целевую прогулку к проезжей части, мы пришли к выводу, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А так же из бесед выяснили, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках. Возникла проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на пользование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, педагогам необходимо самим знать и соблюдать ПДД, поэтому мы на данном этапе изучили специальную литературу по теме; овладели основным правилами дорожного движения.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда они пойдут в школу, но это не так, ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том, числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача – привлечь к проекту не только детей, но и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка, соблюдать ПДД и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Для этого мы воспользовались моделью 3 вопросов.

Сначала выяснили, что дети знают и хотят узнать о правилах дорожного движения, обсудили, как и каким способом можно узнать про интересующую нас тему. Дети предлагали свои варианты ответов и вопросов, которые мы записали и поместили на информационном стенде, а так же написали письмо для родителей, где попросили помощи. Затем оформили плакат, где дети сами предложили мероприятия, которые помогут ответить на поставленные вопросы. Учитывая пожелания детей, разработали перспективный план работы.

На втором этапе (основном) использовали такие формы работы:

Беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств;

Решали и обыгрывали проблемные ситуации;

Экскурсии и целевые прогулки, на которых дети наблюдали, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, акцентировали внимание воспитанников на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу после составляли рассказы и зарисовывали увиденное.) Основные тематики целевых прогулок: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за работой светофора», «Наблюдение за транспортом», «Пешеходный переход» и т. д.

Чтение художественной литературы;

Выставка книг по данной теме;

Презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД;

Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»;

Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения;

Изготовление макета перекрестка;

Кукольный театр;

Конструирование;

Коллективное составление сказки «Жил – был светофор».

Акция по раздаче листовок в группах. Цель: пропагандировать безопасность движения в дошкольном учреждении.

Для родителей проводили: анкетирование с целью выявить уровень знаний по данной теме; оформили папку – передвижку; подготовили памятки – рекомендации по обучению ребёнка ПДД, консультации, профилактические беседы; подготовили развлечение «Светофория встречает гостей», на котором познакомили родителей с деятельностью детей в старших группах по данному проекту, привлекали к совместному с детьми творчеству; выпустили информационный вестник «О правилах дорожного движения».

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Мои друзья – дорожные знаки» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей, создали необходимые условия в ДОУ для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повысили компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по безопасности дорожного движения и обобщили как опыт работы по данному проекту.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила дорожного движения, на улице. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с инспекторами по пропаганде ГИБДД.

В планах разработать программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Составить сборник материалов (пособие, который бы, включил в себя теоретический и, большей частью, практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей дошкольного возраста, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).

Литература

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.

3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.

5. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001.

7. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.

8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.

11. Ерофеева, Т. И Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 2002.

12. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям).

13. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.

14. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.

15. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.

16. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.

17. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

18. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.


Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта Актуальность проекта




Задачи: 1. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения. 2. Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию. 3. Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.




В ДОУ: - Занятия в группе, кружковая работа, практические занятия на специальных площадках при ДОУ. - Мероприятия по изучению ПДД: конкурсы- «Зелёный огонёк», «Вечер загадок и отгадок», «Светофор»; экскурсии-« Кто регулирует движение транспорта и пешеходов», «Наблюдение за движением машин и работой водителя»; соревнования на прогулках и занятиях по физкультуре. - Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах. В совместной работе ДОУ и ГИБДД: - Дети принимали участие в городском мероприятии «Дорожное движение», проведённое совместно с ГИБДД. В семье: - Индивидуально-воспитательная работа с ребёнком. - Разъяснение основных Правил дорожного движения, «законов» и правил безопасного поведения, пропаганда безопасного участия в движении, воспитание культуры поведения на улицах, в дорогах и в транспорте. - Заполнение анкеты родителями «Знает ли мой ребёнок ПДД». С кадрами: -Обмен информацией, наглядными пособиями. -Помощь в организации различных мероприятий.


Этапы работы над проектом Подготовительный этап Подбор материала по ПДД Диагностика детей Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, просмотр видеоматериала Знакомство с литературными произведениями Изготовление дидактических игр по ПДД. Заключительный этап работы КВН «Законы улиц и дорог» Создание мультимедийной презентации Создание альбома «Осторожно! Дорожная ловушка!» Основной этап работы Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД Решение игровых ситуаций Викторины по ПДД




Познавательно-исследовательская деятельность Экскурсии Наблюдения Рассматривание иллюстраций Чтение художественной литературы Знакомство с художественной литературой по правилам дорожного движения Продуктивная деятельность: Сотворчество воспитателей, детей, родителей, оформление наглядного пособия и альбома, оформление книжек- самоделок Аппликация Рисование Ручной труд


Развлечения Инсценировка сказки «Новые приключения Колобка», КВН на тему: «Знатоки правил дорожного движения» Работа с родителями Анкетирование Папки-раскладушки Консультации Продукт деятельности Альбом «Осторожно! Дорожная ловушка!» Создание мультимедийной презентации


Работа с детьми - Беседы «Как безопасно перейти дорогу», «Мы по улице идем», -«Опасности нашего двора»; - Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадывание загадок; рассматривание иллюстративного материала; - С/ролевые игры «Мы пассажиры», «Автобус», «Водители»; - Дидактические игры «Научим Незнайку ПДД», «Наши дороги», «Юные автомобилисты», «Собери знак», «Посмотри, запомни, назови»; «Лишний знак»; - Создание проблемных игровых ситуаций; -Наблюдения «Пешеходный переход», «Пешеходы», «Остановка», прогулки, -экскурсии «Путешествие по городу»; - Занятия «Дорожная Азбука», «Транспорт», «Правила пешеходов и пассажиров»; - Праздники, развлечения, конкурсы, викторины; - Просмотр мультфильмов, фильмов; - Изготовление макета микрорайона, дорожных знаков, атрибутов к играм;





Анкетирование, тестирование; Изучение новинок методической и детской литературы по ПДД; - Консультации, беседы «Правила дорожные знать каждому положено!», «Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге»; - Педагогические советы, деловые игры, выставки; -Работа в творческих группах, агитбригады, конкурсы по ПДД; - Мультипрезентации по правилам дорожного движения; - Курсы повышения квалификации; Работа с педагогами


Работа с родителями - Анкетирование; - Наглядная агитация, стенды «Дорога и дети», «Уголок безопасности»; -Беседы, консультации «Безупречное поведение взрослых на дороги – лучший пример для ребенка», «Детское кресло в каждую машину»; - Показ профилактических фильмов по ПДД; -«Неделя безопасности»; -открытые занятия; родительские собрания (групповые и общие) «Чтобы нам без бед прожить, надо с ПДД дружить!», - Встречи с инспектором ГИБДД; -Совместные выставки, праздники, конкурсы, развлечения; - Издание книги по безопасности движения, где каждый родитель с ребёнком придумывает название книги и картинку на обложку. Книга оформляется педагогами и родителями, её презентация происходит на итоговом общем собрании.





Итоги работы. Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков. 20

Проект «Безопасная дорога».

1 Выявление проблемы, определение темы.

Мы живем в мире, где из года в год с регулярным постоянством увеличивается число транспортных средств. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. Одни боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, другие “испытывают судьбу” и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель мгновенно остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей. Поэтому мы выбрали программу «Безопасная дорога».

2 Анализ потребностей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Составляя программу, мы учли требования регионального стандарта, изучили рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Наша программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эта программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

3 Цель проекта.

Опираясь на постановление Правительства РФ от 20.02.06 г. №100 “О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.” “…необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей…” поставлена цель: “Совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения”.

4 Задачи проекта:

познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировки на улицах и дорогах;

формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение их обходить;

воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система работы, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Направления проекта «Безопасная дорога»:

1 «Наблюдаем, делаем выводы»

Первый блок: “Мы - наблюдатели”. Здесь дети наблюдают за всеми участниками движения, делятся своими впечатлениями. Для них эти задания интересны, познавательны. После увиденного, дети обсуждают, анализируют. Делают вывод: “Нам есть чему поучиться”.

Второй блок: “Мы - пешеходы”. На этом этапе дети под руководством учителя совершают экскурсию на улицу. Наблюдают за интенсивным потоком различного транспорта, за движением, которое не всегда происходит четко и слажено. Наблюдают за пешеходами (не только за нарушителями). Делается вывод: все должно подчиняться правилам, несоблюдение очень часто ведет к аварии. В дальнейшем знания применяются на практике во время экскурсии и самостоятельного передвижения по улице.

Третий блок: “Мы - пассажиры”. Участники дорожного движения - это не только водители. Мы - пешеходы, когда просто идем по улице. Мы - пассажиры, когда едем в общественном транспорте или на машине. Говорим о местах посадки высадке пассажиров, остановках. Из личного опыта дети отмечают, что остановки обозначаются определенными знаками, на которых написаны номера маршрутов. На этом же этапе дети знакомятся с культурой поведения в общественном транспорте.

2 “Наше творчество”. Характер творческой работы связан не только с уроками технологии и ИЗО, но и с уроками литературного чтения. Дети находят в различных жанровых произведениях материал, связанный с ПДД (журналы, статьи, газеты, фольклор, стихи).

3 “Поделись знаниями” дети уже могут делиться полученными знаниями с учениками других классов, устраивая викторины, игры, инсценировки ситуаций. Придумывают и задают занимательные вопросы. Участвуют в КВН-ах, коллективных творческих делах (КТД), совместно готовят презентацию «Веселые вопросы по ПДД»

Как известно, в начальной школе дети лучше понимают и усваивают материал через игру. Разрабатывая данный проект, мы стремились обратить внимание, на то, как много полезного и интересного несет в себе эта тема, оставляя простор для творчества. Данный проект - это огромное поле для деятельности. Дети с удовольствием решают сами поставленные задачи, создают проблемные ситуации. Впоследствии, сталкиваясь с ними в жизни, надеемся, легко будут из них выходить.

Готовясь к работе над проектом, мы провели анкетирование родителей, оно показало, что, к сожалению, большинство из них игнорируют правила дорожного движения. Многим неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, особенно детей до 8 лет - это и является основной причиной несчастных случаев и аварий. Поэтому необходимо ознакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей при обучении их правилам безопасного поведения на дороге. Для этого запланированы темы, которые будут рассмотрены на родительских собраниях:

Правила дорожного движения детям. Памятка для родителей.

Световозвращающие приспособления - элементы пассивной безопасности.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма.

Дорожные ловушки.

Организованы для детей тематические классные часы, созданы тестовые работы.

6 Ресурсы:

Родители: дорожная разметка на территории школы;

помощь в организации экскурсии на загородную дорогу.

Администрация школы: приобретение комплекта дорожных знаков (на стойке);

таблиц «Дорожные знаки» и др.;

сборника сказок «Дорожные приключения Бима, Бома и Бама» Кешишана Р.А.

7. План реализации проекта.

Подготовительный этап:

Создание Дорожного Совета по осуществлению проекта, разработка и утверждение плана работы над проектом;

Составление плана - карты населенного пункта с минимально - опасными

пешеходными маршрутами по пути к школе;

Составление занятий, кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной

Составление памятки пешехода;

Изготовление макетов дороги;

Разработка и оформление информационного стенда «Дорожные знаки»;

Создание площадки по ПДД;

Проведение тематического дня «Дети и дорога».

Для практического осуществления проекта созданы 3 рабочие группы.

1-я группа (отв. Чиркова Н.В.) - приняла к исполнению составление плана - карты населенного пункта с минимально опасными пешеходными маршрутами по пути к школе, составление памятки пешехода.

2-я группа (отв. Лещёва С.Н.) - составление кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной школы, проведение игр и практических занятий с младшими школьниками, разработку и оформление информационного стенда «Дорожные знаки»; проведение тематического дня.

3-я группа (отв. Лещёва С.Н., Чиркова Н.В.) - изготовление макета «Дорога» и оформления площадки по ПДД.

Рабочий этап:

Игра «Где и как переходить улицу». Памятка пешехода.

Игра «Безопасное колесо».

Игра - викторина по ПДД «Счастливый случай».

Заключительный этап:

Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту;

Оформление материалов проведенных дел.

Рабочий план-график реализации проекта

Действия

Ответственные

Создание Дорожного Совета по осуществлению проекта

Дорожный Совет

Разработка и утверждение плана работы над проектом

Дорожный Совет

Разработка сценариев дел. Подборка компьютерных игр по ПДД.

март-апрель

Воспитатели

Проведение тематического дня «Дети и дорога»

Классные руководители

Изготовление макета дороги.

Ученики 4 класса.

Приобретение наглядных пособий по ПДД

Руководство школы

Проведение тестирования по темам ПДД

Дорожный совет.

Ознакомление с опытом работы других школ по изучению правил

Дорожный совет.

Встречи с инспектором, закрепленным за школой

Дорожный совет.

Оформление площадки по ПДД

Учитель по труду

родители

Проведение мероприятий:

Беседа «Правила дорожного движения». Памятка пешеходу.

Игра «Безопасное колесо».

- «Урок осторожности с Петей Светофоровым».

Игровая программа «В стране дорожных знаков» (на площадке).

Экскурсия «На загородной дороге».

Игра по ПДД «Счастливый случай».

Учитель по ОБЖ

Воспитатель

родители

Коллективный анализ проведенных дел, анкетирование

Дорожный совет.

Оформление материалов проведенных дел.

Презентация проекта.

Дорожный совет.

Методические материалы для проекта

Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. Москва "ВАКО" 2008

Ковалёва Н.В. Конкурсы,викторины,праздники по ПДД для школьников. Ростов-на-Дону 2008

Лавлинскова Е.Ю. Изучаем ПДД. Разработки уроков и тематических занятий в 1-4 класах. Москва "ВАКО" 2008

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по ОЮЖ. Москва "ВАКО" 2008

Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Москва "Творческий центр" 2003

Гостюшин А.В. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва "Астрель" 2004

Воронова Е.А. Красный.Жёлтый.Зелёный. ПДД по внеклассной работе. Ростов-на Дону 2006

8. Бюджет

Наименование

Количество (шт.)

Стоимость (р.)

1 Бумага цветная

3 Бумага печатная

5 Кисточки

Автор работы: Горшков Григорий, 10 лет, ученик 4 «А» класса, МБОУ «СОШ №1», г.Кашира, Московская область.
Руководитель работы: Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, классный руководитель, воспитатель ГПД I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: для детей 7 – 10 лет,воспитателей ДО,классных руководителей, для подготовки к конкурсам и викторинам по ПДД.
Цель: предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи: предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге, обобщить имеющиеся знания по ПДД, способствовать формированию ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге.

План подготовки к проекту и сроки реализации:
1 этап – изучение вопросов творческого задания – 12 сентября 2015 год
2 этап – сбор материала по вопросам тестирования – 13, 14 сентября 2015 год
3 этап – оформление проекта – 15 – 22 сентября 2015 года
4 этап – участие в школьном туре конкурса (отборочный тур)
5 этап – защита проекта на районном туре конкурса – 30 сентября 2015 год


Продукты проектной деятельности:
Историческая справка
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.


Я сегодня пассажир –
Еду в транспорте один.
Не купил билет при входе,
Между кресел сел в проходе,
Громко музыку включил,
Аж, кондуктор подскочил.
Говорит: «Товарищ, встаньте
И автобус наш оставьте!
Вы мешаете другим – пассажирам рядовым!
Прежде чем в автобус сесть – надо правила прочесть».
- Правила, правила меня прочесть заставили!

Я сегодня пешеход –
Вижу справа переход.
Но уж очень я спешу,
На сигналы не гляжу.
Изловчился, пробежал,
Тут водитель закричал:
«Вы, товарищ, не спешите,
Руки, ноги берегите.
Вы мешаете другим – пешеходам рядовым.
Чтобы пешеходом стать – надо правила соблюдать».
- Правила, правила соблюдать заставили!

Я – водитель, подо мной
Двухколесный конь стальной.
Мчусь вперед, кручу педали,
Не надеясь на медали.
Постовой остановил,
Строго пальцем пригрозил:
«Вы, товарищ – нарушитель!
И права мне предъявите!
Вы мешаете другим – водителям рядовым.
Если хотите водителем стать – надо
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ твердо знать!»
- Правила, правила меня учить заставили!
(авторское стихотворение-шутка Багрова Е.В.)


1.Безопасность движения пешеходов по проезжей части достигается знанием и строгим соблюдением правил дорожного движения, соблюдением сигналов светофора, дорожных знаков и разметки.
2.Правила безопасности при езде на велосипеде:
Детям до 14 лет кататься на велосипеде на дорогах запрещено! Можно кататься только по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и в пределах пешеходных зон.


Как только ты сел за руль своего велосипеда, ты стал водителем! Нельзя устраивать гонки на проезжей части, обгонять и мешать движению транспорта.


Пересекать пешеходный переход велосипедисту следует не на велосипеде! Нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу пешком, ведя свой велосипед рядом.


3.Городская и загородная дороги являются зоной повышенной опасности для пешеходов. Загородные дороги не обустраиваются пешеходными дорожками, и пешеход должен двигаться по краю проезжей части либо по обочине навстречу транспорту, что создает опасность для пешеходов. На загородных дорогах разрешаемая скорость больше, чем в городе. Следовательно, надо быть осторожнее и внимательнее на этих дорогах.
4.Наиболее безопасными зонами на дорогах для пешеходов является пешеходная дорожка, подземный и наземный пешеходные переходы.

5. Наиболее опасными зонами дорогами являются пешеходные переходы, не оборудованные светофором; проезжие части дорог, не имеющие пешеходного перехода; перекрестки, так как в этих местах машины едут с обеих сторон; обочины – они находятся близко от проезжей части.


6.На перекрестке машины едут с двух сторон и труднее оценить ситуацию на дороге.


7.Перебегать дорогу запрещено правилами дорожного движения! У вас не хватит времени правильно оценить дорожную обстановку, и водитель не справится с управлением транспортного средства.


8.Надо остановиться, чтобы убедиться, что водитель увидел вас и остановил машину, а так же оценить расстояние до движущего транспорта, и перейти дорогу!


9.Светофор нужен, чтобы управлять движением пешеходов и машин. Транспортный светофор управляет движением машин, а пешеходный пешеходами. КРАСНЫЙ сигнал светофора ЗАПРЕЩАЕТ движение, ЖЕЛТЫЙ – ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, ЗЕЛЕНЫЙ - РАЗРЕШАЕТ движение.

10.Нельзя выходить на проезжую часть, если приближается машина, с включенным синим или сине-красным проблесковым маячком и включенным звуковым сигналом. Это может быть скорая помощь, пожарная служба, полиция, МЧС.


11.Автобус или троллейбус обходят сзади; дорогу переходят по ближайшему пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора или, если переход нерегулируемый, сначала надо остановиться, посмотреть налево, потом направо, убедиться, что машины пропускают вас или далеки от вас, перейти дорогу.
12. Водитель превращается в пешехода, как только выходит из машины.

13. Стандартные ремни безопасности предназначены только для взрослых и не соответствуют росту и размеру ребенка до 12 лет.
14.Чтобы быть грамотным – надо выучить буквы и научиться читать и писать, а чтобы умело и грамотно вести себя на дорогах – надо знать другую азбуку – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Это очень важно, для того, чтобы обезопасить себя и других на дорогах.
15.Без дорожных знаков нельзя было бы регулировать движение транспорта и пешеходов на дорогах, возникало бы больше аварийных ситуаций и дорожных происшествий.


16.В первую очередь пешеходам нужно знать следующие знаки - знаки дорог, по которым пешеходу двигаться запрещено: «Автомагистрали», знак «Движение пешеходов запрещено», «Автомобильная дорога», «Опасность», «Дорожные работы», «Пешеходная дорожка», «Подземный переход», «Надземный переход».

17.Около проезжей части и у железнодорожных путей играть опасно – можно попасть под колеса едущего транспорта!
18.Переходить дорогу можно только на ЗЕЛЕНЫЙ сигнал светофора по пешеходному переходу. Посмотрите налево, направо, убедитесь, что машины остановились и вас пропускают. Если нет пешеходного перехода, то переходить дорогу нужно строго поперек, в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

19.Чтобы уменьшить риск дорожно – транспортного травматизма во время прогулки во дворе, надо: играть на специально оборудованной детской площадке, а не близко от проезжей части дороги, всегда быть внимательным, смотреть по сторонам.


«Как Петя научился соблюдать Правила дорожного движения»
Мальчик Петя Иванов после школы не торопился домой. Он встретил друзей, которые играли в футбол рядом с проезжей частью, было очень весело и ребята забыли все опасности. Мяч вылетел на дорогу, Петя бросился за ним и чуть не попал под машину. Хорошо водитель ехал с небольшой скоростью и успел затормозить.