Необычные растения        10.04.2019   

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся группами по 3-5 человек. Длительность занятия 5-7 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет можно объединять по 8-12 человек в зависимости от характера занятий. Длительность занятия не более 10 минут.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ)

Возрастные особенности психического развития детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Ведущие цели обновлённой программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Пожалуй, основным фундаментом реализации этих целей можно назвать речевое развитие ребёнка. Речь – стержень эмоционально-личностного и умственного развития ребёнка.

Серьёзное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребёнка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определённое значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устой речи распространённых предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, даёт первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Её основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

В МДОУ № 103 с 2005г. создана инициативно-творческая группа педагогов, разрабатывающих методическое сопровождение речевого развития дошкольника в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2005).

Результатом вышеназванной работы явилось следующее:

  1. Разработана и внедряется в практику структурная модель «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др. (см. Приложение 1) ;
  2. Разработан пакет дидактического материала для диагностики уровня усвоения программного раздела «Речевое развитие» детьми 5-6 лет;
  3. Разработан ряд авторских дидактических игр и пособий для развития речи детей дошкольного возраста;
  4. В 2006-2007 учебном году на базе МДОУ № 103 проведены следующие методические мероприятия (на уровне Центрального района):
  • Фольклорный праздник «Бабушкин сундучок»;
  • Семинар «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой»;
  1. Разработан план Методической недели по теме «Речевое развитие дошкольников»;
  2. Создается «копилка» конспектов занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста;

Одна из авторских разработок приведена ниже (фотографии см. Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 , Приложение 5 , Приложение 6 , Приложение 7).

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «На деревенском дворе»

Текущая работа:

  • посещение хоздвора (еженедельное наблюдение живого объекта – козы); фиксирование видеоматериалов и их дальнейшее использование в дидактических целях.
  • заучивание с детьми загадок о домашних животных.
  • организация взаимодействия с родителями (пошив костюмов, закрепление с детьми загадок дома, сбор предметов обихода и интерьера деревенской избы).
  • изготовление дидактического материала для оформления интерьера группы под деревенское подворье (изба, загон для животных).
  • самостоятельная художественная деятельность детей (рисунки, аппликация, лепка).
  • заучивание стихотворения С.Михалкова «Овощи».
  • коллективная аппликация «На деревенском дворе» (из готовых форм и силуэтов).
  • изготовление совместно с детьми объёмного панно «Домик в деревне».
  • приготовление угощения для детей и гостей (сотрудничество с родителями, занятие по художественно-эстетическому направлению (декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки - выпечка «Крендельки-бараночки»)).

Цели:

  1. Закрепить представление у детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей).
  2. Закрепить понятие об овощах (картофель, капуста, морковь, горох и др.); умение использовать в речи обобщающие слова.
  3. Формировать понимание того, что человек создаёт необходимые условия, заботится (кормит, ухаживает), животные приносят пользу человеку (дают молоко, сторожат дом, дают шерсть).

Программное содержание:

1. Звуковая культура:

  • Закрепить произношение звуков «к», «кь».
  • Развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков, вырабатывать правильный темп речи, интонацию, выразительность.

2. Грамматический строй:

  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
  • Учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей (в форме единственного и множественного числа).

3. Связная речь:

  • Побуждать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог.
  • Вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живым объектом.
  • Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

4. Театрализованная деятельность:

  • Развивать у детей полноценное ощущение ролей и возможностей, связанных «проживанием в ней» (эмоции, чувства, ощущения).
  • Продолжать учить детей входить в мир взрослых при помощи игры, создавать в ней свой собственный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая.
  • Одновременно развивать интеллектуальное и эмоциональное начало.

Оборудование и организация занятия:

  • Кассета с записями голосов домашних животных.
  • Аппликация «На деревенском дворе».
  • Интерьер русской избы.
  • Часть группы оформлена под деревенский двор. Плетень и плоскостные фигуры домашних животных (коровы и телёнка, козы и козлёнка, собаки и щенка, кошки и котёнка) расположены по периметру импровизированного хоздвора.
  • Загон для козы в углу группы.
  • Атрибуты для игры – овощи.
  • Видеокассеты с мультфильмами.
  • Молоко для угощения.

Ход занятия

1 часть

Дед с бабкой пьют чай, Слышится лай собаки (фонограмма). Дети заходят в группу в сопровождении внучки.

Внучка:

Вот мы и приехали к дедушке и бабушке, которые живут в деревне. Они покажут животных, которые у них есть в домашнем хозяйстве. Бабушка и дедушка ухаживают за ними, кормят, поят, чистят, а животные помогают им. Дедушка! Бабушка! Мы привезли вам подарок – картину, которую мы сделали своими руками. Сейчас мы вам расскажем, кто на ней нарисован, и какую пользу приносят эти домашние животные.

Дед и бабушка:

Расскажите, внучата!

(Дети рассказывают, что изображено на коллективной аппликации «На деревенском дворе», при необходимости педагоги задают наводящие вопросы).

2 часть

Дидактическая игра «Назови детёнышей».

Дедушка:

Ой, внучата! Что-то я забыл, как детёныши животных называются! Может, вы мне поможете? (работа с карточками).

Вот спасибо, помогли старику! Только я не могу вспомнить, как разговаривают животные – может, вы и это знаете?

Дети:

Знаем, дедушка!

Дедушка:

А вот мы сейчас проверим! Я буду называть животных, а вы хором отвечайте, как они разговаривают (работа на звукоподражание).

3 часть

Работа со стихотворением С.Михалкова «Овощи».

На столе лежат овощи (картошка, свёкла, морковь, лук, чеснок – по 2 штуки).

Внучка:

Ой, бабушка! А что это у тебя на столе?

Бабушка:

Да это я суп варить собралась! А вы, внучата, знаете, что это такое?

Дети:

Да! Это овощи (называют все овощи). Мы знаем стихотворение Сергея Михалкова, оно так и называется «Овощи». Хотите послушать?

Отчего же не послушать?! Рассказывайте!

Дети рассказывают стихотворение и обыгрывают его при помощи атрибутов - овощей (по одному четверостишию).

4 часть

Подвижная игра-эстафета «Перенеси овощи».

Бабушка:

Вот так стихотворение! А теперь, внучата, помогите мне перенести овощи в кастрюльки, а то я совсем стара стала, боюсь сама не справлюсь!

Дети делятся на две команды и переносят овощи.

Стойте, погодите! Нужно оставить угощение и для наших домашних животных, ведь они тоже овощи любят. Вы знаете, что любит коза? Что любит кролик?

Дети:

Коза и кролик любят капусту и морковку.

Верно! Все-то вы знаете!

5 часть

Дидактическая игра «Загадай загадку друзьям».

Бабушка:

Ой, внучата! Радость-то у нас какая! Съездили с дедом на ярмарку и купили…, опять забыла, кого купили-то? А, дед? Не помнишь? Хорошо, хоть фотографии сделали! Внучата! Помогите нам! Берите фотографию, но друзьям своим не показывайте её, а загадайте загадку о том животном, которое на ней изображено – а вы (показывает на всех детей) отгадайте!

6 часть

Рассматривание живого объекта – козы.

Дедушка:

А пойдёмте-ка со мной, я вам что-то покажу!

(сюрпризный момент – заводит козу.)

(Рассматривание козы и беседа с детьми).

7 часть

Психогимнастика.

Бабушка:

Пойдёмте, внучата, обратно в горницу.

(Заходят в горницу и слышат мяуканье кошки – фонограмма).

Дедушка:

Ой! Кошка спряталась где-то! Помогите найти её!

(Дети ищут кошку, не находят).

Бабушка (расстроено):

Ну вот, убежала наша кошка…

Внучка:

Не переживай, бабушка, мы вам сейчас таких котят покажем!

Упражнения психогимнастики.

«Добрая кошка»

Ребёнок встаёт на колени, руки и бёдра ставит перпендикулярно полу и параллельно друг другу, плавно поднимает голову, максимально прогибаясь в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребёнка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать, как добрая кошка. Взрослый в это время гладит ребёнка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Сердитая кошка»

8 часть

Угощение молоком.

Бабушка:

Вот так котята! Скажите, а что любит кошка?

(Ответы детей).

Правильно! Вот и вы угощайтесь молочком!

(Дети садятся за стол и пьют молоко).

9 часть

Угощение гостей и обсуждение занятия.

Дедушка и бабушка:

А теперь, внучата, приглашайте гостей за стол!

(Дети приглашают гостей за стол.)

Ну а вы, ребята, проходите в другую группу, где вас ждёт мультфильм про нашу козочку.

(Дети уходят в другую группу для просмотра мультфильма «Коза-дереза» или «Волк и семеро козлят».)

В непринуждённой обстановке за «деревенским» угощением проходит обсуждение занятия.

Список методической и дидактической литературы:

  1. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника» - А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «Олма-Пресс». 2001.-352с.
  2. Кряжева Н.Л. «Кот и пес спешат на помощь» Ярославль: Академия развития. 2000.-176с.
  3. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой –М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.-320с.
  4. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». Кн.1. Младшая и средняя группы. -М.: Школьная пресса, 2005.-128с.
  5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208с.
  6. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учр-ний» /С.Н.Теплюк. -М.: Гуматар. изд. центр Владос, 2005.-157с.

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

Гапак Т.Н.

педагог-психолог

ГАУДО «Детский сад №5

Московского района

Санкт-Петербурга»

г.Санкт-Петербург

Выбор программ « Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори не случаен.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - это классическая программа, по которой обучают детей практически во всех детских садах нашей страны. Программа, зарекомендовавшая себя результатами многолетней практики, с помощью которой воспитали и обучили несколько поколений детей.

Обучение по методам М. Монтессори – это одно из популярнейших направлений педагогического обучения в настоящее время. И, не смотря на то, что М. Монтессори создала свою методику в начале ХХ века, в нашей стране, широкое распространение методики произошло около двадцати лет назад.

Сравнивая программы нельзя обойти стороной историю их создания. Сначала рассмотрим программу под редакцией М.А. Васильевой.

Первое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду» было опубликовано в 1985 году под редакцией М.А.Васильевой. При подготовке этой программы была использована «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Содержание программы «Воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования в государственном образовательном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования России. Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой осуществил доработку программы, дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием.

В обновленной программе зафиксирован отказ от формирования политико – идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Наряду с этим, авторы - составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Теперь рассмотрим к омплексную программу с использованием методики М.Монтессори. В свою основу комплексная программа включает современный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, а так же «Авторскую программу воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» Е.Хилтунен. Соответственно, данная программа сходна по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Рассмотрим историю создания методики М. Монтессори.

Основатель методики - выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори (1870-1952). В 1896 году, работая детским врачом в клинике, М. Монтессори обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года методика Монтессори начала распространяться во многих странах мира и использовалась не только для детей с особенностями развития, но и для обычных детей. В 1913 г. она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет в годы Советской власти стала неактуальной и большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Теперь рассмотрим сходства и различия программ по их внутреннему содержанию и методам воздействия на ребенка.

Как уже писалось выше, обе программы сходны по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям, а именно:

  1. Программы поддерживают основные требования российского содержания образования детей дошкольного возраста.
  2. Так же, обе программы основываются на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основной дидактический принцип обеих программ – развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
  3. Ведущие цели программ - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Однако, программа, основанная на педагогической системе Марии Монтессори к вышеперечисленным целям добавляет еще одну, центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

« Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) , на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.

Программа составлена по возрастным группам. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Комплексная программа с использованием методики М.Монтессори основана на системе саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.

В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентирую педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая.

Большое внимание уделяется сенсорной зоне. Сенсорный материал представляет собой систему предметов, организованных в соответствии с определенными свойствами физических тел, таких как форма, цвет, вес, температура. Сенсорное воспитание – это база для изучения математики и овладения письмом. Именно в работе с сенсорными материалами дети впервые знакомятся с классификацией геометрических фигур.

Работая с материалами, такими, как Цилиндры-вкладыши, Доски для ощупывания, Шершавые таблички, Геометрический и Биологический комод, дети тренируют три пишущих пальца. Большое значение в умственном развитии детей имеет работа с математическими материалами, которые развивают умение исследовать, анализировать, обосновывать, оценивать.

Монтессори-педагог, не является центром группы, в отличие от воспитателей в традиционном детском саду. Это значит, что во время работы, он не проводит занятия, а наблюдает за работой детей. При необходимости, оказывая нужную им помощь. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель как бы передает всю активность ребенку и окружающим явлениям. Это создает свободу для саморазвития ребенка. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность – основа человеческого достоинства. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность, отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам. «Помоги мне сделать это самому» - так звучит главный девиз метода М.Монтессори.

Таблица

Некоторые сравнения между методами обучения в программе М.А. Васильевой и программе М. Монтессори.

Программа М. Мотессори

Программа М.А. Васильевой

Делается опора на познавательную структуру
и социальное развитие.

Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие.

Ненавязчивая роль педагога;
ребенок – активный участник собственного учения.

Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник.

Среда и метод побуждают к развитию
внутренней самодисциплины.

Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины.

Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить
друг друга.

Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается.

Дети выбирают себе работу, исходя из
собственных дарований, интересов и способностей.

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.

Дети формируют понятия самостоятельно
с помощью самообучающих материалов.

Понятия даются ребенку учителем.

Ребенок занимается выбранным делом столько,
сколько ему необходимо.

Ребенку дается определенное время для работы.

Дети устанавливают свой собственный темп
работы для усвоения информации.

Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана.

Дети определяют собственные ошибки через
обратную связь с материалом.

Педагог указывает на ошибки.

Материал, развивающий ощущения и восприятие,
дающий возможность для практического манипулирования.

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.

Много внимания для обучения уходу за собой
и своим окружением.

Мало внимания навыкам самообслуживания.

Ребенок работает там, где ему удобно,
двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию.

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.

Главным различием программ, является содержание самого процесса обучения. В таблице представлены основные различия между методами обучения в программах.

Как видно из таблицы отличия программ состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в организации темпа и учебной нагрузки на ребенка во время занятий, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время проведения занятий и т.д.

Исследования показали, что дети, обучающиеся по комплексной программе с использованием методик М.Монтессори более внимательны и сконцентрированы при выполнении заданий; имеют меньше сложностей в общении с окружающими людьми, более коммуникабельны, а так же более четко и аккуратно выполняют письменные упражнения и рисунки.


ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

МДОУ детский сад "Колосок"

общеразвивающего вида с.Ронга

Советского района РМЭ

Выполнила

Заведующая ДОУ: / В.А.Смирнова/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга находится по адресу: Республика Марий Эл, Советского района, с. Ронга, ул. Центральная -4.Телефон детского сада 9-74-83.
Учредителем детского сада является Администрация муниципального обра-

зования " Советский муниципальный район", расположен в п.Советский. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации. Заведующая ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. В ДОУ соблюдается исполнительная и финансовая дисциплина: имеется номенклатура дел, регистрируется входящая и исходящая документация и т.д.

Финансово-правовые основы деятельности дошкольного учреждения:


  • Устав -зарегистрирован 03 октября 2011 года,

  • Свидетельство о государственной аккредитации № 376 от 23 апреля 2003г.,

  • Лицензия № 373 от 13 июля 2011 года.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение №0733155 от 24.11.2006г.

  • Договор с учредителем;

  • Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ.

    В детском саду соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Все сотрудники проходят профосмотр, инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей. В ДОУ соблюдается правила пожарной безопасности. Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) соответствует требованиям Роспотребнадзора.Имеется Программа

    производственного контроля и план санитарно-эпидемиологических мероприятий на 2009-2011 г.г.

    Заведующий детским садом – Смирнова Валентина Анатольевна. В данном коллективе работает 18 лет.Образование высшее, закончила МГПИ им. Н.К.Круской, дошкольный факультет в 1993 году. На данной должности работает 4 года.

    Детский сад работает по комплексным и порциональным программам, кото-

    рые обеспечивают выполнение госстандарта:


  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.М.А.Васильевой;

  • З.К. Иванова, Л.И.Кошкина, О.Л.Логинова "Программа по обучению государственному марийскому языку в детском саду";

  • Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина "Основы безопасности детей дош-

    кольного возраста";


  • Рыжова Н.А. " Наш дом – природа";

  • Сорокина Н.Ф. "Театр – творчество- дети"

    Кроме работы по этим программам ведется дополнительная работа с детьми. Система дополнительного образования представлена кружками:


  • "Речесветик"- по равитию речи;

  • "Ший онгыр"- по марийскому языку;

  • "Волшебная кисточка"- по ИЗО деятельности;

  • "Крепыш" – по физическому воспитатнию;

  • " Цветик-семисветик"- по сенсорному воспитанию;

  • "Сказка»- театрализованной деятельности.

    В этих кружках занимаются 65 детей.


    " Здравствуй, здравствуй Новый год" и другие. Организовали выставки на тему "Как я провел лето",выставка поделок из овощей, «Золотая осень»,"Я рисую маму", " В гостях у осени" и т.д.


    Оказываем дополнительные услуги и для родителей наших детей- различные праздники и развлечения, родительские собрания- групповые и общие, консультации- тематические, групповые, индивидуальные, беседы.

    В 2011 году провели 16 групповых родительских собраний, 2 общих собрания. Консультаций на темы " Как преодолеть страх перед школой?", "Режим в организации условий воспитания ребенка в семье", " Семья глазами ребенка" и т.д. С детьми провели праздники и развлечения такие как "Поле чудес", " Масленница", "Новоселье", "Праздник цветов,

    " Здравствуй, здравствуй Новый год" и другие. Организовали выставки на тему "Как я провел лето",выставка поделок из овощей, «Золотая осень»,"Я рисую маму", " В гостях у осени" и т


    ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями. Имеется родительский комитет. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях и др. мероприятиях, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов.

Сетка занятий составлена согласно поставленным задачам с учетом методических рекомендаций. Педагоги на занятиях

Педагоги на занятиях осуществляют дифференцированный подход детям с учетом их здоровья и индивидуальных особенностей.

^ СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА 2011-2012 учебный год


Дни недели

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Понедельник

1.9.00-9.15-Ребенок и окружающий мир-3 (экология-1)

2.9.25.-9.40-Физкультурное


1.9.00-9.20- Рисование

3.10.00-10.20-Музыкальное


1.9.00-9.25-Развитие речи

2.9.35-10.00-Рисование

3.10.10-10.35-Физкультурное


1.9.00-9.30-Музыкальное

2.9.40-10.10-Подготовка к обучению грамоте

3.10.20-10.50-худ. лит-ра


Вторник

1.9.00-9.15-Лепка

2. 9.25-9.40-Музыкальное


1.9.00-9.20-Формирование элементарных математических представлений

2.9.30-9.50-Физкультурное


1.9.00-9.25-Музыкальное

2.9.35-10.00-Ознакомление с окружающим миром

3.10.10-10.35-Лепка(аппликация)


1.9.00-9.30-Ознакомление с окружающим миром

2.9.40-10.10-Формирование элементарных математических представлений

3.10.20-10.50 Конструирование, ручной труд


Среда

1.9.00-9.15-Формирование элементарных математических представлений

2.9.25-9.40-Конструирование (аппликация)


1.9.00-9.20-Ребенок и окружающий мир (экология)

2.9.30-9.50-Лепка


1.9.00-9.25-Формирование элементарных математических представлений

2.9.35-10.00-Физкультурное


1.9.00-9.30-Развитие речи

2.9.40-10.10-Рисование

3.10.20-10.50-Физкультурное


Четверг

1.9.00-9.15.-Развитие речи (худ. лит-ра)

2.9.25-9.40-Физкультурное


1.9.00-9.20- Конструирование (аппликация)

2.9.30-9.50-Музыкальное


1.9.00-9.25-Художественная литература

2.9.35-10.00-Рисование


1.9.00-9.30-Формирование элементарных математических представлений

2.9.40-10.10-Рисование

3.10.20-10.50-Физкультурное


Пятница

1.9.00-9.15-Музыкальное

2.9.25-9.40-Рисование


1.9.00-9.20-Развитие речи

2.9.30-9.50-Физкультурное


1. 9.00-9.25-Экология

2.9.35-10.00-Конструирование, ручной труд

3.10.10-10.35-Музыкальное


1.9.00-9.30-Экология

2.9.40-10.10-Музыкальное

3.10.20-10.50- Лепка (апплика


Всего

10

10

13

15

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни)- 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни)-11, в старшей группе (дети шестого года жизни)-15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) -17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни- не более 15 мин., для детей 5-го года жизни-не более 20мин., для детей 6-го года жизни-не более 25 мин, а детей 7-го года жизни-не более 30 мин. В середине занятия проводят физкультминутки. Перерывы между занятиями – не менее 10 мин.

В середине учебного года (январь -февраль) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла(музыкальные,спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и т.д.

^ Обеспеченность педагогическими кадрами.




Ф.И.О.

должность

образование

разряд

категория

1

Смирнова Валентина Анатольевна

заведующая

высшее

13

первая

2

Боголюбова Ирина Николаевна

воспитатель

средне-специальное

12

вторая

3

Волкова Зинаида Даниловна

воспитатель

высшее

13

первая

4

Данилова Людмила Аркадьевна

воспитатель

высшее

13

первая

5

Зыкова Людмила Васильевна

воспитатель

высшее

12

вторая

6

Мартьянова Лидия Никитична

воспитатель

высшее

14

высшая

7

Тимофеева Татьяна Северьяновна

воспитатель

высшее

13

первая

8

Якимова Алевтина Андреевна

Муз.рук-ль

средне-специальное

13

первая

^ Сведения о других категориях работников.



Ф.И.О.

должность

образование

разряд

1

Мосунова Татьяна Николаевна

ст. медсестра

средне-специальное

2

Кузнецова Валентина Геннадьевна

Завхоз

средне-специальное

2

3

Басалова Светлана Никифоровна

повар

средне-специальное

3

4

Корнилова Елена Сергеевна

ст.повар

средне-специальное

4

5

Речкина Ольга Сергеевна

Машинист по стирке белья

среднее

2

6

Петухова Зинаида Александровна

мл.воспитатель

среднее

5

7

Сомина Антонина Никоноровна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

8

Михайлова Фаина Михайловна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

9

Глушкова Таисия Михайловна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

10

Степанова Надежда Васильевна

мл.воспитатель

Незакон.выс.

2

11

Речкин Николай Владимирович

сторож

среднее

2

12

Данилов Александр Георгиевич

сторож

средне-специальное

2

13

Макарова Антонина Аркадьевна

дворник

средне-специальное

2

^ Анализ работы за прошедший год.

В 2010 – 2011 уч. году нами были поставлены следующая цель:

Формирование у детей основ здорового образа жизни

оздоровительные задачи:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;


  • всесотроннее физическое развитие и совершенствование функций организма;

  • повышение активности и общей работоспособности
Образовательные задачи:

  • формирование у детей двигательных умений и навыков;

  • развитие физических качеств;

  • получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:

  • разностороннее развитие детей

  • формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для решения первостепенной задачи в ДОУ проводится систематическая планомерная работа. Для успешного решения этих задач мы использовали различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Во многих группах обновлены, созданы уголки физической культуры, где расположены различные физические пособия. Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые коврики.Но работа в этом направлении не останавливается мы будем продолжать и в дальнейшем работать в этом напрвлении.

^ Анализ групп здоровья детей показал, что с 1 группой здоровья 15% , со 2 группой здоровья 75%, с 3 группой здоровья 10% детей.

Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и фронтальных занятий, использование разнообразных методов и способов расширяются и углубляются знания об окружающем.

Так же много внимания уделялось адаптации детей вновь пришедших в детский сад. Воспитателями проводилась работа с родителями, детьми. В следствии благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и взаимодействии взрослых с детьми стала быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

Образовательный уровень родителей воспитанников: 11,8 имеют высшее образование, 79 % средне-специальное, в связи с этим родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной их адаптации к новым социальным условиям. Часть родителей активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через родительские комитеты.

Педагогический коллектив детского сада стабильный, работоспособный Все педагоги имеют достаточный обьем знаний, чтобы достичь в своей воспитательно-образовательной работе высоких результатов. Так, администрация ДОУ считает важным направлением в своей деятельности постоянное повышение и совершенствование педагогического мастерства.В ДОУ обеспечивается профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов. Организованы различные формы обучения для всех категорий работников- проводятся деловые игры, семинары,практические занятия. Педагоги посещают КМО, повышают свои знания на курсах республиканских и районных. Все это позволило переориентировать педагогический коллектив с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель воспитатния и обучения детей, основанную на уважении и доверии к ребенку.

Педагоги регулярно и успешно проходят аттестацию. Повышают свою квалификацию на курсах в МИО.

^ Краткая характеристика педагогических кадров

-по уровню образования-
всего 8 педагогов

-по стажу работы-
всего 8 педагогов

-по квалификационным категориям-
всего 8 педагогов

На фоне достигнутых успехов в системе воспитательной работы детского сада, нами были выявлены следующие проблемы и противоречия:


  1. Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни.

  2. Необходимо продолжить работу по проблеме формирования связаной речи у дошкольников.

  3. Низкий уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи работы на 2011-2012 учебный год


  1. Продолжать создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей.

  2. Формирование связной речи у дошкольников.

  3. Развивать творческое воображение, муз способности детей, способствовать созданию комфортабельной обстановки в ДОУ.
Организационно-педагогическая работа

Комплектование групп

^ Приоритетные направления дошкольного образовательного учреждения:
Физкультурно-оздоровительное:

Укрепление здоровья детей

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности

Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни

Художественно-эстетическое:

Развитие творческой направленности личности ребенка

Приобщение дошкольников к народному фольклору и традиции

- развитие эстетического вкуса и художественных способностей

Интеллектуальное:

Развитие познавательной активности

Формирование высших психических процессов, развитие внимания, памяти

Формирование первичного мировоззрения об окружающим мире

Формы организации воспитательно- образовательного процесса

Образовательный процесс


  • кружки

  • занятия (фронтальные, интегральные, индивидуальные)

  • Игры (дидактические,развивающие, спортивные,игры-драматизации ит.д.)

    Структура предметно-развивающей среды

    групповые комнаты мини-музей
    центр театрализованной педагогический кабинет

    деятельности
    музыкальный зал спортивный зал

    ^ Система лечебно-профилактической и закаливающей работы ДОУ

    ^ Формы организации физического воспитания детей

    Питание – одно из ключевых факторов, определяющих качество и жизнь ребенка, его рост и развитие. Поэтому питание в ДОУ организовано в соответсвии с санитарно – гигиеническими требованиями. Перспективное меню выдерживается при наличии продуктов.Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.

    Предметно-пространственная среда, которой мы уделяем большое внимание, обеспечивает полноценное эмоциональное и личностное развитие детей. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.


    В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. Удовлетворяется их потребность в движении,имеются физкультурные уголки с необходимым оборудованием.


    Для ознакомления с предметами народного быта, костюмами, традициями марийского народа собран богатый материал. Создан в детском саду мини-музей учителем марийского языка Мартьяновой Л.Н. Там же проводит она занятия по родному языку, прививает любовь к национальной культуре.

    Для всестороннего развития детей оборудованы музыкальный и спортивный залы.

    Педагогическая диагностика осуществляется по разделам программы. По ее результатам составляется перспективный план.

    Сотрудники детского сада проявляют уважение к личности каждого ребенка, четко реагируют на инициативу детей. Предоставляя им возможность самим выбрать занятие по интересам.

    Благоприятный микроклимат в детском коллективе помогают избавиться от напряжения, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу

    положительных эмоций. Общение с детьми строится на эмоционально теплом и одобрительном отношении: поощряются успехи, достижения каждого ребенка.

    Наш детский сад работает в тесном контакте со всеми учреждениями,которые находятся на территории нашего села. Педиатр Ронгинской участковой больницы постоянно наблюдает за состоянием здоровья детей. Осматривает детей. посещает родительские собрания. проводит консультации. Поддерживаем связь и с Ронгинской средней школой, где обучаются наши дети. Приглашаем учителей начальных классов на мероприятия проводимые в детском саду: на родительские собрания. педсоветы,праздники и развлечения, имеется план работы по преемственности. Учителя посещают занятия, утренники проводимые в старшей группе,знакомятся с будущими учениками. Работники детского сада интересуются успехами своих выпускников. Успеваемость учеников зависит от состояния здоровья детей,от их индивидуальных особенностей и от того, как он посещал детский сад, как освоил программу воспитания и обучения в детском саду.


      Одной из основной линий современного развития общества является гуманизация воспитательно-образовательного процесса. Детская деятельность является средством анализа и оценки результативности педагогического процесса. Диагностика помогает успешно решить проблему индивидуальной оценки сформированности умений у детей.

      МДОУ осуществляет свою деятельность в целях:


    • реализации программных задач;

    • создание в коллективе атмосферы психологической защищенности;

    • обеспечения в достижениях детьми определенного уровня интеллектуально-го развития, необходимого для их дальнейшей учебной деятельности;

    • формирование личности, готовой к жизни в меняющемся мире, посредством

      экологического, трудового, эстетического, эмоционального воспитания детей и усвоения ими культуры разных народов.

      Перед коллективом ставим задачи.


    • Охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма, совершенствование физического развития детей.

    • Формирование потребности в физическом развитии, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

    • Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения художественно-эстетического развития детей.

    Материально-техническое оснащение образовательного процесса:


    • имеется телевизор;

    • компьютер, принтер

    • магнитофон

    • муз.центр

        Но этой базы недостаточно для ведения образовательного процесса. Нужны столы для подготовительной группы, компьютер, в спортивном зале поменять линолеум.

      Ежегодно проводится косметический ремонт силами работников.В летний период покрасили стены в двух группах, побелили потолок на пищеблоке, покрасили стены, детские шкафчики в приёмной во второй младшей группе, покрасили детские шкафчики в средней группе, отремонтировали крыльцо детского сада и т.д.

      Участок детского сада большой: имеются групповые участки, цветник, спортивная площадка и огород. Территорию детского сада украшают цветники и декоративные газоны. Каждый участок детского сада имеет игровое оборудование и зеленые насаждения – кустарники, цветники, деревья. Дети сами ухаживают за «зелеными друзьями» - сажают, окапывают, поливают, убирают осеннюю листву, берегут и радуются живой природе.

      Наш детский сад расширяется и в 2012г. открывается пятая группа для малышей. И наш коллектив надеятся на то,что наш детский сад и в дальнейшем будет расширятся и процветать.

    Приходи к нам в детский сад,

    Он всем будет очень рад!

    Детский сад наш посетите,

    На все сами посмотрите.