Садовые растения        02.07.2019   

Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся юношеского возраста посредством знаково-символической деятельности. Развитие нравственных качеств у ребенка в процессе игровой деятельности

Особую актуальность проблема духовно-нравственного развития приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Попытка духовного возрождения не искусственна, она отражает насущную проблему нашего больного и глубоко трагичного времени, исказившего до неузнаваемости не только духовный лик России, но и внесшего великий хаос и разброд в умы всего человечества.

Среди молодежи различных возрастных групп царит беззаконие, преступность, грубость, стяжательство, эгоизм, проституция, наркомания, а также потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического здоровья и духовности.

Категория “Духовность” имеет разную трактовку. Понятие “духовность” связано с понятиями “дух”, “душа”, “внутреннее”, “душевность”, “нравственность”, “мораль”, “самосознание” и др. (Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Соловьев, В. П. Зинченко, В. Вундт, У. Джемс, Г. И. Челпанов и др.)

По мнению ряда исследователей В. Э. Вайцехович, В. П. Зинченко и др. охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.

Обратимся к современным словарям и справочникам , которые определяют духовность как:

  • свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Дух как сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Внутренняя, моральная сила;
  • отрешенность от низменных грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;
  • интеллектуальная природа, сущность человека противополагаемаемая его физической, телесной сущности;
  • духовный-прилагательное к дух (в 1 и 2 значении); относящийся к умственной деятельности, к области духа; нематериальный, нетелесный; связанный с внутренним миром человека; связан с религией, церковью, относящийся к ним; духовные интересы; духовные запросы; духовные силы; духовная близость.

Некоторые словари объясняет понятие духовность с позиции материализма – это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания – мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной потребности жить и действовать “для других”. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью, т. е. добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Духовно-нравственные способности в психологии стали выделять сравнительно недавно, хотя без них, как совершенно справедливо замечает В. Д. Шадриков, “Невозможно проявление всех остальных способностей. . . теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если не определено добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, т. к. не будет определен предмет способности. Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей” .

Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалось в контексте религиозного миросозерцания. Разработка проблемы духовности велась в русле анализа проблемы самореализации “человеческого духа” (В. Соловьев, С. Л. Франк), “личностного духа” (Н. Бердяев, П. Флоренский).

Прикладной аспект исследования духовности находит свое воплощение в акмеологии, где духовное “акме” представляет собой наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Так, рассматривая духовность как компонент профессиональной культуры, О. Ю. Скуднова выделяет ряд ее функций, одной из которых называет интерактивную функцию - реализующую возможность профессионально-духовного взаимодействия с людьми.

В работах, так или иначе затрагивающих проблему духовности, нравственности личности, речь идет об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, ситуациях. Обычно такое отношение рассматривается в терминах эмпатических переживаний: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний.

Многие ученые, отмечая повышение интереса к проблемам духовно-нравственного развития, подчеркивают, что сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека, и опорой, адекватным зеркалом становится гуманитарный подход, а нравственность выделяется как форма организации человеческих взаимоотношений, один из критериев духовности человека.

Интерес к этой проблеме духовности снижался и ХХ век как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии, область социально-политического действия вовлекает в себя и чем дальше, тем определеннее не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности и гипертрофированная наука бессильна его заполнить.

В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека.

С одной стороны, возникает потребность формирования человека как духовно-нравственной личности, которая требует целенаправленных действий по организации и практической реализации процесса формирования и развития личности молодого поколения в процессе учебной деятельности.

С другой стороны, в педагогической литературе слабо представлены новые идеи и подходы к проблемам духовно-нравственного развития личности молодого человека, поэтому современная педагогика пока не готова к решению вышеперечисленных проблем.

Хотя накоплен большой опыт развития духовно-нравственных сторон личности (Аболин Л. М. , Андреев В. И. , Асмолов А. Г. , Зинченко В. П. , Кандинский В. В. , и др.); те или иные аспекты проблемы подвергнуты научному анализу в ряде диссертаций, защищенных в последнее время (Лебедев А. Б. , 1985, Сесюнина И. Б. , 1992; Кулагина Г. Н. , 1996; Шабалина Е. Ю. ,1997; Духновский, 2002); однако, предлагаемые нами аспекты проблемы до настоящего времени не были предметом специального исследования.

Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования духовно-нравственное развитие детей юношеского возраста.

Опосредующая роль семиотической деятельности в развитии духовно-нравственных качеств личности.

Совершенствование и трансформация предполагает наличие каких-то средств, поэтому развитие духовности носит опосредованный характер. Психическое и духовное развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические системы и средства.

Как в культурно-исторической психологии в варианте Л. С. Выготского, так и в психологической теории деятельности в варианте А. Н. Леонтьева, функционирование и развитие психики предполагает наличие тех или иных средств.

В логике культурно-исторической психологии средствами развития В. П. Зинченко называет внешние по отношению к человеку средства: орудие труда, детская игрушка, знак, слово, символ, миф и т. д.

Ж. Пиаже принадлежат термины - “символическая”, “семиотическая”, или знаковая функция, под которой он понимает “приобретаемую на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, т. е. обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых”.

С точки зрения А. Валлона, представление тесно связано с общением, обменом; оно использует язык и является некоторым уровнем развития языка и символической функции.

В отечественных исследованиях семиотической функции приходится отмечать отсутствие фундаментальных, работ по этой проблеме, что сказывается на содержательной ее разработке и на терминологии. Оперирование со знаково-символическими средствами обозначается по разному.

Анализ концепции Пиаже представлен в советской литературе, в которой показывается, что отношение ребенка к реальности с самого начала оказывается социальным, что ребенок постепенно осваивает окружающий его мир, предметы как продукты человеческой деятельности (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова и др.).

Л. С. Выготскому принадлежит термин “сигнификация”. Он писал: “…основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков”.

Значительно чаще в нашей литературе используется термин “замещение” (Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин). Кроме него и наряду с ним употребляется термин “символизация”, “символическое замещение”.

Работа Н. Г. Салминой “Знак и символ в обучении”, посвященаописанию различных знаковых систем, особенностям их усвоения детьми, диагностике готовности ребенка к школе, формированию умений оперировать знаковыми системами. Ей принадлежит термин “знаково-символическая функция”.

Как известно, ни одна форма человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств. Вид деятельности, задачи, решаемые в ней, определяют и используемые знаково-символические средства, специфицируя их в соответствии с прагматической функцией.

Учебная деятельность, включая осуществление режима, связанного с ней, способы коммуникации, реализуемые в школе, предполагает употребление и освоение разных систем знаково-символических средств. Не говоря уже о специальном освоении принципов построения и использования естественного языка в разных его формах (устной и письменной), она широко применяет визуальные средства представления информации-схемы, диаграммы, графики, карты, чертежи и др. Усвоение знаний в ряде наук предполагает использование формализованного языка, научной символики. Способы коммуникации, реализуемые в разных формах учебной и внеклассной работы, предполагают ритуализацию поведенческих моментов, что выражается в некоторой формализации отдельных действий (режим жизни в школе, организующая его система средств, своеобразный код общения на уроках, церемонии и т. д.).

Знаково-символические системы, используемые в учебной деятельности, принципиально различаются между собой по способам кодирования, сложности и четкости алфавита и синтаксиса, их эксплицированное - имплицитности, природе средств (визуальные, слуховые), произвольности - мотивированности, типам функционирования и др. Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность в силу структурных различий систем, существенных различий по ряду признаков, вызывающих трудности их сопоставления.

Таким образом, при развитии духовно-нравственных качеств личности в разных видах деятельности могут использоваться различные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств. Это определяется прагматической функцией знаково-символических средств.

В результате теоретического анализа в качестве основных принципов, определяющих формы, содержание, средства его реализации, а также систему критериев оценки развития, были выделены:

  • принцип активно-пристрастного деятеля - способного осуществлять пристрастные преобразования;
  • принцип творческого характера развития;
  • принцип ведущей роли социокультурного контекста развития;
  • принцип совместной деятельности и общения;
  • принцип ведущей деятельности, законы ее смены;
  • принцип ампфликации (расширения) духовно-нравственного развития;
  • принцип опосредствующей роли знаково-символических структур;
  • принцип интериоризации и экстериоризации;
  • принцип неравномерности (гетерохронности) развития и др.

Все эти психолого-педагогические принципы легли в основу разработанной нами модели развития духовности посредством семиотической деятельности. При этом главная задача исследования состояла не в их перечислении или декларировании, а в их верификации (подтверждения их истинности на практике) и операционализации, то есть в создании соответствующих методик, культурных педагогических психотехник, реализуемых учителями, психологами.

Мы разработали специальный тренинг, включающий лингвистику, логику, психологию и игры, который может быть использован и как одна форм обучения духовной культуре.

Показания: диагностика и стимулирование интеллектуального и духовного развития.

Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы духовного развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности после одного занятия. Мы разработали программу, включающую 20 занятий. В то же время у юношей происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Цель данного тренинга - развитие духовных качеств личности, помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. (Приложение 1.)

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы развить духовные качества личности, не заставляя, не подавляя, не ломая человека, а помогая ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолев стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими.

Научить выполнять простые действия схематизации и моделирования:

  • Пантомимическое изображение различных действий и предметов (двигательное подражание и уподобление).
  • Моделирование каких-либо событий или действий в ролевых играх.
  • Построение последовательности схематических изображений или векторных схем-графов, отображающих протекание каких-либо процессов, событий или действий.
  • Построение схематических изображений, отображающих пространственные отношения между какими-либо предметами, объектами, процессами.
  • Построение схем классификации предметов по определенным признакам - умение фиксировать межпонятийные иерархические отношения.
  • Составление и придумывание задач или рассказов по определенным знаково-символическим схемам или изображениям.

С целью формирования и развития у учащихся умений использовать знаково-символические средства в общении и познавательной деятельности мы использовали предлагаемые ниже упражнения.

Принципы и правила работы тренинговой группы (Приложение 2).

Занятие 1.

“Душевные слова”.

Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но твои руки останутся грязными.

Теодор Паркер

Цель занятия - создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы, начать освоение активного стиля общения.

Знакомство. (10 минут)

В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его - подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

Вывод: Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя внимание не только к внешности индивида, но и, к смыслу его слов. Уже с данного упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку.

Кто “Я”? (10 минут)

Возьмите лист бумаги, на котором дайте ответ на данный вопрос. Подумайте, как можно ответить на поставленный вопрос. Сделайте все, что считаете нужным за 5 минут.

Упражнение-конкурс “Душевные слова”. (20 минут)

Предлагают на скорость написать выражения, начинающиеся со слов “душа, души, душу”. Образцы: душа болит (неспокойно), душа в душу жить (дружно), душа в пятки ушла, душа нараспашку (откровенный), душа не лежит (не хочется), душа не принимает, душа общества (вдохновитель), душа поет, душа радуется (очень приятно), душа рвется, душа-человек (очень хороший), души не чаять (сильно любить), душу вложить, душу отвести (высказать все, что накопилось), душу отдать…

Чтение и обсуждение рассказа. (30 минут)(Приложение 3).

“Поводырь без поводка” Наталья МОРСОВА (журнал СВЕТ Природа и человек №9, 2005 с. 50-51)

“Воздвижение”. (20 минут)

(Гештальт-группы, “сила языка”, Н. Рудестам), назначение - принятие на себя ответственности за свое духовное развитие. Открытие Ч. Осгудом силы, приятности, активности слов открыло новые аспекты тренинга. В предлагаемой модификации показывают таблицу: 1) я должен, но не хочу стать Х (неприятно), 2) я хочу, но не смогу V (слабость), 3) смогу, но нет желания стать 2. (пассивность). Выражения в скобках не пишутся, так как они только для учителя. Дети разбиваются на пары и каждый из приведенного ниже списка человеческих качеств выбирает по три в названные группы Х,У,2 и записывает их на листочке. Список (качества т. н. положительного человека, Г. А. Аминев, 1969): самоотверженный, добрый, бесхитростный, доверчивый, простой, отзывчивый сострадающий, скромный, послушный, терпеливый, справедливый, честный, уверенный, пристойный, милостивый, благосклонный, великодушный, снисходительный, щедрый, чистосердечный, откровенный, душевный, ласковый, дружелюбный, искренний, благородный, миролюбивый, сговорчивый, уступчивый, спокойный, благожелательный, правдивый, честный, мужественный, решительный, непреклонный, бесстрашный, жизнерадостный, оптимистичный.

После этого таблицу переворачивают, появляются новые записи: 1) я должен и мне нравится быть Х (приятно), 2) я хочу и смогу стать У (сила), 3) я могу и стану Х (активность). Партнеры читают друг другу выбранные качества, сначала предваряя их фразами из первой таблицы. Затем те же качества читаются с фразами из заключительной таблицы. Делимся впечатлениями, как изменились переживания. Обращаем внимание, что Н. Рудестам предлагает иные пары фраз: я должен быть Х - мне нравится быть X, мне надо стать Х - я хочу стать X, я боюсь, что у меня не получится стать Х - я хотел бы стать X, я не смогу стать Х - я не хочу стать X. Попробуйте поработать. Можно предложить и “цветопедагогический” вариант: из цветных фломастеров ученик выбирает неприятный и приятный. Первую часть задания пишет неприятным фломастером, вторую приятным.

“Духовная режиссура”. (30 минут)

(психодрама, живая скульптура, К. Рудестам).

Две команды из режиссера и четырех актеров. Проводится жеребьевка, режиссеры вытаскивают по четыре карточки со словами: бездушный (бессердечный), великодушный, добродушный, малодушный (слабовольный), простодушный, равнодушный, тщедушный. Режиссеры должны создать скульптурную композицию. Зрители определяют каждого, кого они изображает. Затем обмен мнениями.

“Играем в слова”. (30 минут)

Инструкция: Дети, мы сейчас все вместе сыграем в удивительную игру – в слова. Вы все знаете, что слова бывают “плохие” и “хорошие”. И когда нам говорят хорошие слова, например, “внимательный, добрый, красивый” - мы радуемся, а когда плохие – огорчаемся.

Возьмите чистый лист бумаги, вдоль длинной стороны, сложите его пополам, и разверните. На левой половинке листа пишем все хорошие слова, какие вы знаете в столбик друг под другом; листочки не подписывайте.

Если не хватит места – согните лист по линии сгиба и продолжите писать на обратной стороне левой половинки листа. А теперь на правой половинке листа пишем все плохие слова, которые вам встречались в жизни. И точно так же, если у вас не хватит места – согните правую часть листа по линии сгиба и продолжайте работу. (В этот момент идет диагностика: если у ребенка столбик из хороших слов больше, а из плохих меньше, значит при общении он больше пользуется хорошими словами.)

Нам ведь не нужны плохие слова, так? Тогда мы их спокойно оторвем от хороших слов, разорвем на мелкие частички и выкинем, не только вот в эту урну, но из своей памяти, из своего разговора. (Дети бросают в урну)

У каждого остались его хорошие слова, давайте хорошим, добрым поделимся друг с другом. Мы по очереди будем читать свои хорошие слова, и кто услышит хорошее слово, которого у него нет в листочке, может записать это слово себе на листочек и запомнить его.

Ребята, а когда нам говорят плохие слова, что с нами происходит? что мы чувствуем? (Радость, поднимается настроение, хочется в ответ сделать что-то хорошее). В ответ на услышанное доброе слово мы говорим “Спасибо”.

А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашим настроением?! Какое оно? От чего?!

Мы благодарим слова за их Тепло и Свет, которые они несут нам… Давайте подарим друг другу Величайшее Сокровище, животворящий родник – Прекрасные Русские Слова! Впустим их в свою великолепную жизнь сегодня, сейчас, будем ухаживать за ними, повторяя их ежедневно, вслух, нараспев, и вскоре они принесут нам замечательные плоды. Сегодняшние Прекрасные слова – это Ключи к нашему будущему и они находятся уже в ваших руках. Откройте ими Себя, своих Любимых, своих Родных, своих друзей. Обогрейте прекрасным словом свою Душу, создайте вокруг себя пространство Любви, Тепла, которое обогреет Вас и Ваших родных, близких, друзей, Матушку Землю, и Вы увидите чудеса, сотворенные своими руками!

Литература

  1. Зинченко В. П. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М. : Тривола, 1994.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1983. -815с.
  3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 288с.
  4. Психология. Словарь. /под ред. А. В. Петровского, М. Г. рошевского. – 2-е изд. , испр. и доп. , М. : Политиздат, 1990. – 494с.
  5. Толковый словарь русского языка. Т. 1. / под ред. Д. Н. Ушакова М. : ООО Астрель. , ООО АСТ, 2000. – 848с.
  6. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М. : Наука, 1982. -185с.



Регламент работы Выполнение решения предыдущего педагогического совета - 5 минут Информационно-теоретическая часть – минут Практическая часть – минут Принятие решения – 3-5 минут


Информационно-теоретическая часть 1. Актуальность выбранной темы. 2. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. 3. Этапы нравственного развития детей. 4. Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно-воспитательную деятельность. а) Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся на уроках в начальных классах (Селиванова С.И.). б) Введение в школьный учебный план предмета «Основы православной культуры» (Грачева С.В.). в) Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания (Маляр М.А.). г) Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности (Рогальская Г.И).




Статистические данные в России 17% детей с психическими отклонениями 15млн. Наркоманов 35 млн. алкоголиков Здоровые 15-19% детей и подростков 75% детей и подростков нуждаются в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шести балльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла.




Актуальность проблемы Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм и последствиях данного поступка для окружающих людей.




Возрастные особенности нравственного развития детей Первый этап охватывает младенчество и раннее детство этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно- вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.Первый этап охватывает младенчество и раннее детство этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно- вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.


Возрастные особенности нравственного развития детей Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить надо выше хочу.Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить надо выше хочу.




Диагностика нравственной воспитанности во 2 классе Диагностика отношений к жизненным ценностямДиагностика отношений к жизненным ценностям Основные положительные жизненные ценности, выбранные во 2 классе: Иметь доброе сердце, верного друга, сочувствовать и помогать другим людям, здоровье. Отрицательные жизненные ценности: иметь современный компьютер, командовать.




Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.




Диагностика нравственной воспитанности в среднем звене 5 «А» классе (13 человек) Диагностика отношений к жизненным ценностям Основные положительные жизненные ценности, выбранные в 5 классе: Иметь верного друга, уважать себя, сочувствовать и помогать другим людям, честность. Отрицательные жизненные ценности: иметь много денег, командовать, распоряжаться.




Юношеский период морального становления воспитанника, его нравственная сфера постепенно утрачивает черты «детскости», приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.Юношеский период морального становления воспитанника, его нравственная сфера постепенно утрачивает черты «детскости», приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.




Диагностика нравственной воспитанности 8 «А» класса Диагностика отношений к жизненным ценностям Основные положительные жизненные ценности, выбранные в 8 классе: Быть любимым, уважение к себе и взглядов, принятие самостоятельных решений, гражданственность. Отрицательные жизненные ценности: иметь много денег, лидерство(отрицательное), эгоизм, иметь то, что у других никогда не будет.


Диагностика нравственной самооценки 2 класс5 класс8 класс низкий уровень14%11%31% средний уровень68%67%63% высокий уровень18%23%6% Диагностика Нравственной мотивации 2 класс5 класс8 класс низкий уровень15%6%33% средний уровень60%68%59% высокий уровень25%26%8%




Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. С годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо новых образований, а происходит лишь укрепление и совершенствование появившихся ранее.


Воспитательные мероприятия способствующие развитию духовно-нравственному воспитанию: Праздник «Мисс осень»Праздник «Мисс осень» Туристический слет «Люблю тебя, мой край родной»Туристический слет «Люблю тебя, мой край родной» Праздник «День матери»Праздник «День матери» Мероприятие «Здоровый образ жизни» Мероприятие «Здоровый образ жизни» Урок памяти «Подвигу народа жить в веках»Урок памяти «Подвигу народа жить в веках»


Методическая неделя «Духовно-нравственного воспитания». Методическая неделя «Духовно-нравственного воспитания». Цель: Цель: обновление содержания образования и технологий работы для повышения эффективности образовательного процесса Задачи: выявить творчекий уровень и потенциальные возможности учителей; обмен опытом работы по применению активных форм и методов обучения; формировать у учащихся устойчивые духовно- нравственные свойства и качества личности школьника


Мероприятия методической недели «Духовно-нравственного воспитания» Урок по обществознанию в 6 классе «Экономическая сфера в обществе» Урок по литературному чтению в 1классе «Буква Х» Классный час в 2 классе «Наша дружная семья» Классный час в 5 классе «Сквернословие и здоровье»














Духовность, нравственность Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией. Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).


Нравственность Нравственность в отличии от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.


Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


Цель и задачи духовно-нравственного воспитания школьников Цель современного образования: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности: личностная культура; семейная культура; социальная культура.


Принципы организации духовно – нравственного воспитания нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства (сотрудничества школы и социума); индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно- нравственного воспитания (их соотнесенности с образовательным процессом в целом); социальной востребованности воспитания


Базовые нравственные ценности Личность смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, способность к личностному и нравственному выбору, саморазвитие. Труд и творчество трудолюбие и ответственность, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость. Семья любовь, уважение к родителям, забота о старших и младших. Социальная солидарность – милосердие, достоинство, свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость. Традиционные религии представления об основах православной культуры, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога.


Базовые нравственные ценности Природа - экологическое сознание, особенности животного и растительного мира родного края, заповедная природа. Гражданственность - забота о благосостоянии общества; ответственность перед Отечеством (дом, семья….). Патриотизм- любовь к России, своему народу,своей малой родине, служение о Отечеству Наука – ценность знания, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Здоровье Искусство, литература – красота, гармония, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.




Планируемые результаты Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.




Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.


Достижение образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей) формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.


Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно- воспитательную деятельность. 1. Актуальность выбранной темы. 2. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. 3. Этапы нравственного развития детей. 4. Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно-воспитательную деятельность. а) Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся на уроках в начальных классах (Селиванова С.И.). б) Введение в школьный учебный план предмета «Основы православной культуры» (Грачева С.В.). в) Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории и обществознания (Маляр М.А.). г) Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности (Рогальская Г.И).



Практическая часть. Важной составляющей в духовно-нравственном воспитании учащегося является учитель. Поэтому учитель должен быть высокого уровня педагогической культуры: сочетание требовательности и уважения к личности ученика, любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль.


«Особенности индивидуального стиля учителя» Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его. Учителя отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Для учителей характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.


Эмоционально-импровизационный стиль Рекомендации Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал. Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы отработки правил, повторения. Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.


« Особенности индивидуального стиля учителя» Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность.Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность. Он часто меняет виды работы на уроке. Он часто меняет виды работы на уроке. Учитель стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. Учитель стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.


Эмоционально-методичный стиль Рекомендации Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся. Не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.


«Особенности индивидуального стиля учителя» Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно- воспитательного процесса. Не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Учитель меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.


Рассуждающе-импровизационный стиль Рекомендации Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.


«Особенности индивидуального стиля учителя» Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируется преимущественно на результаты обучения и адекватно планирует учебно- воспитательный процесс. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). В процессе опроса учитель обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам.


Рассуждающе-методичный стиль Рекомендации Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.




«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выбирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно будет зло, потому что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо сделать». Жуковский В. А.


Проект решения педагогического совета: 1)С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности. 2) В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов. 3) Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе. 4) Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.



Тамара Киселева
Развитие нравственных качеств у ребенка в процессе игровой деятельности

"НРАВСТВЕННОСТЬ – это основа всех человеческих ценностей», Альберт Эйнштейн

В воспитании детей и их социализации в обществе очень важно пристальное внимание родителей, особенно в первые периоды жизни. Ребенок с самого рождения знакомится с внешним миром, открывает для себя все новые и новые знания, навыки и умения. Присутствие и поддержка родителей в этом процессе обязательна для правильного понимания и восприятия окружающей среды. Необходимо своевременно объяснить ребенку , что является хорошим, а что плохим; сформировать базовые знания и практические умения, выявить склонности и предрасположенности к определенным вещам, скрытые таланты, чтобы их развивать и усовершенствовать .

ВОСПИТАТЬ НРАВСТВЕННОГО РЕБЕНКА – значит научить его жить в соответствии с золотым правилом : «Относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе». Научить ребенка сочувствовать , продумывать свои действия перед их выполнением и определять, как последствия поступков повлияют на его судьбу и окружающих. Так закладываются основы нравственности человека .

Родителям, находящимся в тесном душевном контакте с ребенком , проще воспитывать нравственные качества , обучать основам поведения в обществе, формировать ответственность за свои поступки.

Используйте доступные формы, обычные события в жизни семьи или окружающих, которые дают возможность говорить о нравственности тех или иных действий. Во всем этом очень хорошо помогают познавательно-развлекательные игры . Процесс игры следует сопровождать комментариями и объяснениями в ненавязчивой форме и в интересной интерпретации, таким образом, вы пробудите интерес ребенка к дальнейшему познанию, к развитию личностных качеств , лидерских и творческих способностей.

Игра "Копилка добрых дел"

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у ребенка совершать что-то хорошее.

Игра "Пирамида любви"

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое . Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Игра "Выбрасываем злость"

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать , какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

ИГРА – важное средство формирования нравственных качеств личности ребенка , нравственных поступков и культуры поведения.

Особое духовное своеобразие Республики Казахстан - полиэтнокультурность, многоконфессиональность - и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, транспарентность и толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Как подчеркнул Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».

Нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности .

Актуальность исследования определяется важностью младшего школьного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности; ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии младших школьников; недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания; отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.

Цель исследования - изучение особенностей нравственных качеств детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой.

Объект исследования - нравственная сфера личности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - особенности нравственных качеств детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: что благодаря специальной программе развития нравственных качеств детей может происходить изменение эгоистической установки на альтруистическую.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; тестирование; констатирующий, формирующий эксперимент.

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки эмпирической гипотезы были использованы психодиагностические методы (тестирование).

Методики используемые в исследовании:

1. Методика «Незаконченный тезис» И.Б. Дерманова.

2. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).

Базой исследования является средняя общеобразовательная школа №6. В исследовании приняли участие 48 детей младшего школьного возраста.

Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми. Так, Б.Т. Лихачев придерживался мнения, что такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, - указывал он, - представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. .

Термин «альтруизм» был введен Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. В общих чертах альтруизм в понимании Конта отражает принцип «жить ради других» (лат. Alter - «другой») как программу построения совершенного человеческого общества; он видел смысл человеческой жизни в том, чтобы «служить человечеству, улучшая самих себя».

Г.А. Миронова (1988) выделяет признаки, позволяющие классифицировать поведение как альтруистическое: добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения; бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния; стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов; наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь; социальная ориентированность поступка; самоотречение (самоотверженность).

Эгоизм (от лат. ego - я) - точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является альтруизм.

Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. «Эгоизмом» также иногда называют самомнение, или самодовольство, при котором благоволение к себе может осуществляться за счет других. Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900-1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие - мощный и оправданный стимул человека.

Младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. При этом реализуется вторая стадия этого уровня - ориентация на поощрения. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения.

6-7 лет. « К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».

8-9 лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» - «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям.

9-10 лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты, дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива.

Эти особенности психики младших школьников нужно рассматривать не как недостатки, а как предмет педагогического развития и коррекции.

Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определённые привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания .

Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой.

Базой исследования является СОШ №6. В исследовании приняли участие 48 детей младшего школьного возраста, так как были созданы две группы: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальная группа - 2«Д» класс, участвовали 24 ученика. Контрольная группа - 2 «А» класс, участвовали 24 ученика.

Для диагностики нравственной сферы и установки «альтруизм-эгоизм» детей младшего школьного возраста использовались следующие методики:

1. Методика «Незаконченный тезис»

2. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым).

На констатирующем этапе эмпирического исследования были получены следующие результаты.

Методика «Незаконченный тезис» предназначена для определения степени позитивного или негативного отношения к жизни. Результаты данной методики отражены в таблице 1.

Таблица 1.Определение степени позитивного или негативного отношения к жизни (в %)

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников предназначен для выявления нравственной воспитанности учащихся младших классов. Результаты данной методики отражены в таблице 2.

Таблица 2.Уровень сформированности нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста (в %)

В настоящее время современное общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, что ведет к нравственной, духовной опустошенности, утрачиваются традиционные моральные ценности, теряются нравственные установки, что в первую очередь сильно отражается на младших школьниках, так как воспитание, пример поведения дают им взрослые. В связи с этим возникла необходимость помочь младшему школьнику разобраться со сложным социальным миром, научить их согласовывать свои действия с собеседниками, соотносить свои поступки и поведение с общепринятыми моральными нормами.

Отсюда следует, что нами были подобраны специальные упражнения, благодаря которым у детей формируются умения выражать свое положительное отношение к другим, понятия о нравственности, альтруизм, эмпатия, коммуникативные способности, уважение к другим людям. Знания полученные детьми, дают представление о человеческих взаимоотношениях.

Цели: развитие альтруистических установок; развитие понятий о нравственных отношениях; развитие доброжелательного отношения к окружающим; формирование навыков адекватного поведения в социуме.

Задачи: развитие чувства понимания в общении; развитие умения оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выработка у детей альтруистических установок; выработка понятий о нравственных нормах; развитие эмпатии у детей; выработка у детей положительных черт характера; коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Используемая форма работы - проведение тренинговых занятий и классных часов.

На первом этапе работы мы изучили необходимую психологическую и педагогическую литературу и разработки классных часов.

На втором этапе на основе изученного методического материала мы составили программу занятий для детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе работы мы непосредственно использовали занятия для развития нравственности у детей.

План проведения занятий

1. Тренинг «Развитие альтруизма и эмпатии» 15.11.2016

2. Тренинг «Развитие эмоционально-нравственной сферы»16.11.2016

Воспитательная работа

1. Классный час по нравственному воспитанию «О лени и лентяях» 18.11.2016

2. Классный час «О доброте и вежливости» 21.11.2016

В коррекционной работе мы использовали 2 тренинга. Тренинг «Развитие альтруизма и эмпатии» имеет следующие цели: развитие альтруизма; развитие эмпатии; формирование умения выражать свое положительное отношение к другим; развитие нравственности.

В этом тренинге мы использовали следующие упражнения: «Окажи внимание другому» , «Принц и принцессы».

Тренинг «Развитие эмоционально-нравственной сферы» имеет следующие цели: развить у детей понимание нравственных понятий; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям.

В данном тренинге мы использовали следующие упражнения: «Назови себя». , «Позови ласково». , «Волшебный стул».

Для воспитательной работы мы использовали 2 классных часа и просмотр мультипликационного фильма.

Классный час по нравственному воспитанию «О лени и лентяях». Цели данного классного часа: обсудить с ребятами проблему человеческой лени; побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Классный час «О доброте и вежливости». Цели данного классного часа: раскрыть с ребятами понятие доброты и вежливости; побудить учащихся сделать собственные выводы о том, что такое доброта и вежливость и как они проявляются.

Коррекционная и воспитательная работа прошли успешно. Ребята активно принимали участие в тренинге, выполняли все упражнения. Им понравились классные часы, они задавали интересующие их вопросы.

Цель нашей работы заключалась в изучении особенности нравственных качеств детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой.

Все поставленные задачи были выполнены, а именно: мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей; изучили особенности эмоционально-нравственного развития младших школьников; разработали содержание, организацию и методику проведения тренинговых, воспитательных занятий, направленных на эмоционально-нравственное воспитание младших школьников; экспериментально проверили эффективность проведенной работы.

В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы мы не говорили о современном кризисе нравственности в нашем социуме, никогда не стоит забывать: общество - это совокупность личностей. Только личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди - помочь ей в этом. Нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия психолога на нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Экспериментальное исследование на констатирующем этапе проводилось с целью выявления уровня нравственного развития детей младшего школьного возраста. Во время эксперимента были поставлены следующие задачи: подобрать методики, адекватные возрасту испытуемых; организовать процесс исследования; проанализировать полученные результаты.

Результаты диагностики выявили несформированность нравственной сферы у некоторых детей, что обусловило необходимость разработки содержания и методики работы по развитию нравственных знаний и навыков поведения.

Результаты эксперимента показали, что уровень нравственной сферы повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. На констатирующем этапе были следующие результаты: уровень сформированности нравственной воспитанности составлял 75%, степень сформированности нравственных понятий - 75%, устойчивое отношение к нравственным нормам - 79%. Таким образом, наша гипотеза о том, что благодаря специально разработанной нами программе развития нравственных качеств детей происходит изменение эгоистической установки на альтруистическую подтвердилась.

Развитие нравственных качеств младших школьников через народные
традиции
Кичайкина Ксения, студентка ГБПОУ «ГКП», 4 курс
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
«…самый важный приоритет - это воспитание человека,
у которого есть нравственный стержень,
для которого небезразличны понятия
«справедливость», «доброта», «любовь»,
«уважение к старшим», «забота о старших».
Так выразилась новый министр образования РФ О.Васильева.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России
нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты
подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего
поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и
нравственных установок. И в то же время, наряду с этими негативными
явлениями, для современной России характерны процессы возрождения
традиционной русской культуры, оживления традиций и духовных основ
жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания
личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности
(гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Объектом исследования является процесс
формирования нравственных ценностей младших школьников через
культурные традиции. Предметом исследования являются формы и средства
формирования нравственных ценностей у младших школьников через
народные традиции и обычаи. Цель исследования – разработка
и апробация рабочей программы по формированию нравственных ценностей у

младших школьников через народные традиции и обычаи. Одна из основных
задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это
формирование духовно­нравственной личности.
Знание наследия необходимо каждому народу. Мы обращаемся к народной
педагогике не только потому, что это кладовая мудрости, запасник
педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши
истоки.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим

потенциалом и могут служить эффективным средством духовно­
нравственного воспитания. К народным традициям относятся праздники,
обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все
компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,
поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают
содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и
идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
При прохождении практики с детьми младшего школьного возраста
проводилось исследование,в процессе которого было выявлено, как дети знаю
народные традиции и обычаи. Результат исследования показал, что дети не
плохо ориентируются в народных праздниках, они знают такие праздники как
Рождество, Масленица, Пасха и другие.
Праздник является одной из форм воспитательной работы, он несет в
себе положительные эмоции, через народные праздники у детей формируется
бережное отношение к народной культуры, традициям, обычаям.
Другая форма­ народные игры, о которых дети практически ничего не знают.
Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с
песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного

творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды,
резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!».
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему
учитель должен уметь использовать их в учебно­воспитательном процессе и
во внеурочной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с
игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства, такие как:
«Горелки», «Жмурки», «Колечко», «Иван», «Дедушка­рожок».
Фольклор. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых
фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок,
песенок­небылиц.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во­первых, в нем
выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, це­
лям. Во­вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические
рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства
национального воспитания.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель - это
народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной
педагогики. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения
положительного и отрицательного.
Для многих было открытие история происхождения народных игрушек.
Игрушки­обереги и игрушки­потешки, стригушки и козули, бирюльки и
свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.
Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук,
красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям
любовь и доброту. Народная крестьянская игрушка была
многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава,
средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный
атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию - функцию

духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых
старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло
накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным
культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной
памяти.. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие,
музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по
форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня
может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его
обучением даже самым серьезным наукам.
старом и новом. Важным
Традиция живет в
моментом в решении данной проблемы является взаимодействие семьи и
школы. В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В
народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу
семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки,
семейные традиции. Важным элементом народной педагогики было
воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к
своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших
- сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на
печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет
подружки против матушки». Детей учили по­особому относиться к матери.
Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и
напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что
выходила».
Данное исследование подтолкнуло на разработку и дальнейшую апробацию в
ходе педагогической практики рабочей программы «Бабушкин сундучок»,
которая включает в себя такие формы работы, как: праздники, игры,
этические беседы, народные забавы, диспут, экскурсии и так далее.
1.Ручеек нравственности. Народный календарь
2.Малые жанры фольклора. «Пословица недаром молвится».